Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. "НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ" ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В МЕТАЭТИКЕ 40-145
1. Дж.Мур как основатель метаэтики 40-66
2. Проблемы и противоречия метаэтики в книге Мура "Этика" 67-105
3. Р.Хеар и некоторые проблемы современной буржуазной метаэтики 106-145
ГЛАВА II. КРИТИКА ЭМПИРИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ
БУРЖУАЗНОЙ ПСИХОЛОГИИ МОРАЛИ 146-267
I. Школы и направления современной буржуазной психологии морали I5I-I75
2. Моральное поведение как предмет эмпирических психологических исследований 176-222
3. Проблема личности в современной буржуазной психологии морали 223-267
ГЛАВА III. АНТИНОМИЙ СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ
МОРАЛИ 268-380
I. Характеристика морали и нравов современного буржуазного общества 285-326
2. Социологические концепции "новой" буржуазной морали 327-354
3. Прогнозирование развития буржуазной морали в будущем 355-380
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 381-390
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 391-413
ПРИЛОЖЕНИЯ 414-423
- Дж.Мур как основатель метаэтики
- Школы и направления современной буржуазной психологии морали
- Характеристика морали и нравов современного буржуазного общества
Дж.Мур как основатель метаэтики
Метаэтика, начало которой было положено первой большой работой Мура "Принципы этики", объединила затем в себе почти все разновидности неопозитивизма в этике, - включая аксиологический и деонтологический интуитивизм, радикальный и умеренный эмоти-визм, деонтику и школы логического анализа языка морали, вплоть до современного так называемого прескриптивизма. И если придерживаться сложившегося в советских исследованиях по этике деления современной буржуазной этики на четыре основные направления -неопозитивистское, экзистенциалистское, неофрейдистское и теологическое, - то метаэтика представляет собой одно из самых влиятельных среди них - неопозитивистское.
Термин "метаэтика" возник и подучил широкое распространение в 30-х гг. XX века как общее наименование для многих различных разновидностей этики аналитическо-позитивистской ориентации. Однако то специфическое содержание, которое стоит за ним, сложилось раньше, в процессе формирования того якобы в корне "нового" понимания этики, которое принесла с собой позитивистская методология решения этических проблем. Если в "традиционной" буржуазной философии морали этика обычно трактовалась как наука о морали, то, согласно методологии позитивизма, не сама мораль, а наука о ней -этика, а в особенности язык последней должны стать предметом исследования, породив своего рода "надстройку" над собственной этикой -"метаэтику". Метаэтика исследует уже не поступки людей, их поведение, мотивы, нормы и оценки, а их логические, лингвистические и понятийные выражения, т.е. логику и язык морали. Но сверх того метаэтика включила в свой предмет, как сказано выше, и следующий логико-языковый "слой" (строго говоря, мета-метауровень), где объектом исследования оказываются понятия и суждения самих теоретиков морали.
Процесс складывания метаэтики прошел несколько этапов. Выделим их шесть. Первой формой метаэтики был именно тот аксиологический интуитивизм, основы которого заложил Дж.Мур в двух своих основных сочинениях "Принципы этики" (1903) и "Этика" (1912). Следующий этап - эте деонтологический интуитивизм, пред-ставленный рядом работ У.Д.Росса, Ч.Д.Броуда, Ст.Тулмина, вышедших в свет в 20-30 гг. XX в. Третий период обозначен крайним (радикальным) эмотивизмом А.Айера и Б.Рассела (30-е гг.). Четвертый - ЭТО умеренный ЭМОТИВИЗМ Ч.Стивенсона ("Ethics and Language", "Ethics" - 40-50 гг.). Пятый - школа лингвистического анализа языка морали Р.Хеара ("Language of Morals", "Free-, dom and Reason" - 50-60 гг.).
class2 КРИТИКА ЭМПИРИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ
БУРЖУАЗНОЙ ПСИХОЛОГИИ МОРАЛИ class2
Школы и направления современной буржуазной психологии морали
Лидирующей школой в поведенческих науках на Западе является, несомненно, бихевиоризм. Возникнув в начале нашего века среди учёных-естествоиспытателей и будучи впервые достаточно систематически изложен в работах Торндайка, бихевиоризм исходил из понимания поведения человека по аналогии с поведением животных как реакции на воздействие среды, обстоятельств и рассматривал поступки людей как желание, часто даже неосознанное, наилучшим образом приспособиться к внешней среде, обеспечить, во-первых, выживание, а затем и получение перевеса удовольствий над страданиями.
Бихевиористская интерпретация поведения поставила под сомнение роль и значимость моральных мотивов в поведении, предложила такое истолкование поступков, которое по сути дела вообще исключало мораль из движущих сил поведения человека. К бихевиористской модели поведения весьма тесно примыкают биолого-эволюционистская точка зрения, разделяемая современными этологами, теория социального обучения и теория ролей, популярные среди социологов, фрейдистская теория сексуальной основы поведения, а также различные теории девиантного поведения, разрабатываемые психологами и юристами при анализе преступности. Немалое распространение получили идеи бихевиористов и среди педагогов, систематизирующих методы воспитательного воздействия. Таким образом, в современной буржуазной этике сложилась парадоксальная ситуация: "поведенческие" науки, которые занимаются анализом поведения, как правило, уделяют весьма мало внимания морали, рассматривая в проблеме личности и морального поведения лишь два крайних звена, либо вообще исключив мораль из проблематики поведения,либо рассматривая мораль лишь как условные внешние нормы. В то же время, такая специальная наука о морали, которой является этика, рассуждая о морали, ограничивается общим уровнем анализа, описанием морали, формально-логическим подходом к ее понятиям, суждениям и нормам, не заботясь о доведении анализа до уровня реального поведения личности, систематического исследования конкретных поступков, норм, принципов и чувств людей.
Положение исправляет, да и то отчасти, лишь одна из отраслей психологии, которая специализируется на исследовании проблем морали. Поскольку психология как наука представляет собой широко разветвленную отрасль знаний, имеет смысл выделить ту ее область, которая имеет дело с проблемами морали, и назвать ее психологией морали. Эта область знаний представляет для нас особый интерес именно потому, что она анализирует совокупность проблем морального развития личности и морального поведения, являющуюся предметом исследования в данной главе.
class3 АНТИНОМИЙ СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ
МОРАЛИ class3
Характеристика морали и нравов современного буржуазного общества
Философская, социологическая, публицистическая литература западного мира полна аналитических концепций, теоретических выкладок и довольно далеких от науки, но красочных метафор и художественных образов, силящихся каждый по-своему, но возможно более метко и полно охарактеризовать состояние современной буржуазной морали и нравов. Какие моральные ценности еще определяют сегодня лицо западного общества, а какие уже давно прошли переоценку и обесценились, какие идеалы еще движут сегодня поступками людей, а какие стали уже только достоянием языка бессильных проповедей и призывов, живы ли еще понятия совести, долга, чести, человеколюбия и сострадания, или они уже превратились в рудименты морального сознания, то есть, короче, что представляет собой мораль и реальные отношения между людьми в условиях современного капитализма - таков один из основных животрепещущих вопросов, волнующих сегодня многих людей в буржуазном обществе, и в том числе современных буржуазных социологов морали. Они пытаются дать ответ на этот вопрос, опираясь на методы эмпирической социологии.
Методы самые различные - наблюдения и протокольные дескрипции, опросы по методы открытых и закрытых анкет, экспертные оценки, интервьюирование и сравнительное описание. Обратимся к эмпирике социологических исследований морали, опуская не составляющие предмет нашего анализа вопросы техники и методики конкретно-социологических исследований.
В качестве наиболее общей характеристики состояния морали буржуазного общества используются различные эпитеты. Один из довольно ранних, но сохранивший свое основное значение до сих пор, это вариант определения буржуазного общества как "больного общества", данный Эрихом Фроммом еще несколько десятков лет назад в книге "The sane society".
Хронологически следующим за этой фроммовской характеристикой был диагноз, поставленный западному обществу социологами франкфуртской школы социальной философии Г.Маркузе, Ю.Хаберма-сом, Т.Адорно и др. - "одномерное общество", "репрессивное общество".
В критической социологии бурных семидесятых годов, ознаменованных молодежной революцией, движением хиппи, феминистическими и негритянскими движениями, возникли новые оттенки: подчеркивалось усиление тенденций аморализма и западное общество стало именоваться "обществом вседозволенности" и "пермиссивным обществом" (т.е. разрешающим, дозволяющим все и всяческие нарушения моральных норм).