Содержание к диссертации
Введение
I. Теоретико-методологические основы географических исследований культурогенеза 10
1.1. Культурогенез: основы понятийно-терминологической концепции 10
1.2. Географические факторы и следствия культурогенеза, его региональные проявления 19
II. Основные направления южнорусского культурогенеза 31
2.1. Динамика южнорусской культуры: факторы, тенденции, этапы 31
2.2. Казачьи социокультурные комплексы в территориальной организации культуры русского юга 60
2.3. Иноэтническое влияние на становление южнорусской культуры: географические особенности и проявления 76
III. Современные проблемы и перспективы южнорусского культурогенеза: территориальный аспект 98
3.1. Социально-экономические факторы трансформации южнорусской культуры 98
3.2. Этнодемографические аспекты геокультурной динамики на Юге России 112
3.3. Геополитические основы трансформации ареала южнорусской культуры 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141
ЛИТЕРАТУРА 144
ПРИЛОЖЕНИЯ 155
- Культурогенез: основы понятийно-терминологической концепции
- Динамика южнорусской культуры: факторы, тенденции, этапы
- Социально-экономические факторы трансформации южнорусской культуры
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Распад СССР и переход России к рыночным отношениям, сопровождаемые глубокими социально-экономическими трансформациями, обострили локальные ослабления позиций русской культуры, особо ощутимые на ее периферии, включая и Юг России.
В виду изменившейся системы геополитических и геоэкономических координат Юг России, являясь целостным социо-экономико-культурным регионом, привлекает мигрантов из "горячих точек" и других территорий, оказавшихся в ситуации глубокой социально-экономической депрессии и испытывающих религиозное и политическое давление. Это, наряду с субрегиональными особенностями демографической динамики, продуцирует существенные динамические сдвиги в распространении русской культуры на Юге России, включая сокращение ее ареала и его общее смещение на север, в районы компактного проживания русских, то есть в Краснодарский и Ставропольский края. Эти районы в дальнейшем могут стать южным ареалом расселения русских и распространения соответствующей культуры.
Степень разработанности проблемы. Анализ монографической и периодической литературы по проблематике исследования позволяет вести речь о наличии исходной ее концептуальной базы и о существовании определенных теоретических и эмпирико-информационных "пробелов", которые открывают простор для самостоятельного научного поиска соискателя.
При всем многообразии и разноаспектности подходов к раскрытию отдельных сторон очерчиваемой в диссертации тематики проблема развития, становления и функционирования русской культуры на Юге России оставалась малоисследованной проблемой. Актуальность вышеуказанных проблем, их недостаточная изученность, специфика на
Юге России обусловили выбор темы диссертационного исследования, определили его цели и задачи.
Цель работы: исследование территориальных особенностей и закономерностей развития варианта русской культуры, локализованного на Юге России; выявление этнодемографических, социально-экономических и геополитических факторов его функционирования.
Задачи исследования:
анализ и теоретическое осмысление состояния разработанности проблемы культурогенеза;
определение географического аспекта философского трактования культурогенеза;
определение и обоснование основных направлений южнорусского культурогенеза;
выделение этапов динамики русской культуры на Юге России;
исследование территориальных (субрегиональных) особенностей южнорусской культуры.
Объект исследования - локализованный на Юге России вариант русской культуры.
Предмет исследования - динамика пространственного развития южнорусской культуры.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы географов (Белозеров B.C., Веденин Ю.А., Гумилев Л.Н., Дружинин А.Г. и др.), историков (Заседателева Л.Б., Казбек Г.Н., Меч С, Потто В.А., Черноус В.В., Щербина Ф.А., Фелицын Е.Д. и др.), этнографов (Бромлей Ю.В., Волкова Н.Г., Чебоксарова Н.Н. и др.), философов (Авксентьев А.В., Авксентьев В.А., Арутюнов С.А., Лосев А.Ф., Флиер А.Я. и др.) и ряда других ученых, занимающихся проблемами народов Северного Кавказа и развития культуры.
Информационно-эмпирическая база исследования
формировалась на данных переписей населения и текущей статистики (с
1897 года по настоящее время), исторических материалах, фактах и сведениях, опубликованных в литературных источниках и периодической печати. Совокупность использованных данных обеспечила достоверность результатов исследования и аргументированную обоснованность теоретических выводов.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Культурогенез - географический процесс, развивающийся под
влиянием ряда взаимосвязанных территориально-детермированных и
локализованных факторов (природных и социальных).
2. Южнорусский культурогенез - это многоэтапный процесс
становления на Юге России своеобразного варианта (особого очага)
русской культуры, сформировавшегося в результате взаимодействия
культуры восточных славян и северокавказских народов.
Развитие и становление русской культуры на Юге России во многом связано с казачьим этнокультурным комплексом, структурируемым на ряд локальных культурно-территориальных групп (астраханское (или волжское), донское, кубанское, терское казачество) с языковыми, культурно-бытовыми и этническими различиями.
Культурное взаимодействие в регионе до начала XX века происходило с одной стороны между русскими и украинцами, а с другой - между ними и местным населением, в основном с народами Кавказа, и привело к формированию локализованного на Юге России особого очага русской культуры, имеющего свои специфические черты.
Исследование динамики русской культуры на Юге России, постоянно взаимодействующей с локальными культурами, позволило провести ее этапизацию (стихийный, стихийно-регулируемый общеславянский, советский и постсоветский этапы).
Культурное взаимодействие в регионе и контакты русской культуры с культурами местного населения отразились на включении в
региональный вариант русской культуры доли кавказских культурно-бытовых элементов, в котором на сегодняшний день можно выделить ареалы распространения и доминирования русской культуры.
В 90-х годах XX века южнороссийский регион становится главной зоной политической нестабильности и актуализации этнических конфликтов, трансформируется в приграничную территорию, вызывающую геополитический и геоэкономический интерес у многих стран (Ирана, Турции, Саудовской Аравии, США и др.).
Распространение на Юге России панисламизма и ваххабизма, всплеск национализма и ослабление позиций русской культуры в Северо-Кавказских республиках приводят к общему смещению ареала русской культуры на север - северо-запад региона.
Научная новизна работы состоит:
1. В теоретическом обосновании культурогенеза как
географического процесса территориальной, социальной и исторической
динамики существующей культуры, непрерывно изменяющейся под
влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам
отнесено наследование и трансформация культурных элементов,
приобретенных ранее, к внешним - привнесение новых культурных
элементов путем взаимовлияния и взаимопроникновения
инокультурных компонентов.
2. В выделении и обосновании понятия "южнорусский
культурогенез", понимаемого как наследование и трансформация
культуры славян, адаптированной к местным условиям, непрерывно
изменяющейся под влиянием культуры народов Северного Кавказа и
новых культурных элементов, привнесенных русскими и украинскими
переселенцами из Центральной России и Восточной Украины, путем
взаимовлияния и взаимопроникновения.
3. В выявлении взаимосвязи, взаимодополнении и
взаимообогащении русской культуры и культур народов, населяющих
регион (взаимозаимствования орудий труда, одежды, некоторых
обычаев, пород скота, наиболее приспособленных к местным
природным условиям и др.)
4. В исследовании динамики русской культуры на Юге России,
позволившей провести ее этапизацию, обосновать представления о
становлении и функционировании.
Были выделены следующие этапы:
стихийный,
стихийно-регулируемый общеславянский,
советский,
постсоветский.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работа может быть использована при разработке общегосударственной идеи сохранения и развития ареала русской культуры, целостности государства, путей взаимодействия и взаимодополнения различных культур, религий и традиций в едином геополитическом пространстве. По материалам диссертационной работы разработан авторский спецкурс "География культуры", по данной проблематике осуществляется руководство над курсовыми и дипломными работами.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались автором на международных, всероссийских и краевых научно-практических конференциях: "Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона" (Ставрополь, 1998), "Университетская наука - региону" (Ставрополь, 1998, 1999, 2000), "Северный Кавказ в условиях глобализации" (Майкоп, 2001), "XXI век -век образования" (Ставрополь, 2002), а также на заседаниях научно-методического семинара по проблемам народонаселения кафедры
экономической и социальной географии Ставропольского государственного университета.
Основные положения диссертации изложены автором в следующих семи публикациях, общим объемом 1,3 п. л.
1. Особенности культурогенеза на Юге России // Этнические проблемы
современности: Материалы XLIII научно-методической конференции
преподавателей и студентов СГУ "Университетская наука - региону".
- Ставрополь, 1998. - С. 97. - 0,1 п.л.
Взаимовлияние культур на Северном Кавказе // Вопросы географии и геоэкологии: Материалы научно-методической конференции "Университетская наука - региону". - Ставрополь, 1998. - С. 37. - 0,1 п.л.
Проблемы выделения понятия "Юг России" // Вопросы географии и геоэкологии: Материалы научно-методической конференции "Университетская наука - региону". - Ставрополь, 1998. - С. 38-40. -0,3 п.л. (в соавторстве, в том числе лично автора 0,2 п.л.).
Проблемы геодинамики границ Юга России // Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона: Тезисы международной научной конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - С. 102-104.
- 0,3 п.л. (в соавторстве, в том числе лично автора 0,1 п.л.).
Южнороссийский культурогенез // Вопросы географии и геоэкологии: Материалы 44 научно-методической конференции "Университетская наука - региону". - Ставрополь, 1999. - С. 64-65. -0,2 п.л.
Казачьи социокультурные комплексы Юга России // Вопросы географии и геоэкологии: Материалы 46 научно-методической конференции "XXI век - век образования". - Ставрополь, 2002. - С. 161-163,- 0,3 п.л.
7. Южнорусская культура: развитие, становление, изучение // Северный Кавказ в условиях глобализации. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. - Майкоп: Изд-во АТУ, 2001. - С. 184-186.-0,3п.л.
Культурогенез: основы понятийно-терминологической концепции
Латинское слово cultura происходит от colere. Colere имело множество значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать. Некоторые из значений постепенно образовали самостоятельные термины. В английском языке слово первоначально имело смысл "развивать", "культивировать", хотя и с оттенком "служение", "почитание". В средние века в Англии cultura иногда прямо употреблялось как служение. В старофранцузском языке формой латинского cultura стало сначало couture ("от кутюр"), а затем cultura [134].
В конце XVIII века слово "культура" получило широкое распространение и применялось для обозначения частных процессов -развития и совершенствования вообще.
В русском языке слово культура впервые было зарегистрировано в Карманном словаре иностранных слов, изданным Н.Кирилловым в 1845 году [15]. По В.И.Далю, культура - это "обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать вместо обрабатывать, возделывать, образовывать" [31].
Если подвести итог лингвистического развития термина культура, то можно выделить четыре основных смысловых составляющих слова:
- абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития как человечества в целом, так и общественных групп и даже отдельных личностей;
- обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке и т.д.
- абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какой-то группе людей, какому-то обществу, историческому периоду;
- абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной, прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, кино, театр и др.
На сегодняшний день слово культура означает - совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира [16].
На бытовом уровне термин "культура" зачастую трактуется очень узко - как понятие, объединяющее литературу, музыку, скульптуру, живопись. В более широком смысле под культурой понимается все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей.
Вообще культура - это исторически определенная ступень развития общества и человека, выраженная (опредмеченная) в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими "второй природе" [127, с. 167].
Существует несколько классификаций культуры. Наиболее распространено подразделение культуры на материальную и духовную [111, с. 225]. Также выделяют бытовую, коммуникативную, художественную, производственную, жизнеобеспечивающую, познавательную культуры [76, с. 587].
Материальная культура включает вещи, материально существующие в пространстве на протяжении какого-то отрезка времени. Это орудия труда, средства передвижения, жилище, пища, посуда, мебель, одежда, обувь, украшения и др. Духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной, живой памяти любой человеческой группы, передаваемая от поколения к поколению путем рассказа или показа и проявляемая в определенных формах поведения. К духовной культуре относятся нравы и обычаи, религиозные верования и культы, различные виды искусства и народного творчества. Материальная и духовная культура взаимосвязаны и их разграничение условно. Многие виды духовной культуры фиксируются на материальных предметах (картины, скульптуры, письменные документы и др.), используемые для воспроизводства информации.
Существует три части культуры: первая "находится" в сознании людей; вторая проявляется в их поведении и действиях; третья - в материальных результатах их деятельности.
П.А.Сорокин выделял три сферы культуры: духовную, материальную и поведенческую. По его мнению, культура (или "социокультурная система") - весь суперорганический мир, все, что было "создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов при взаимодействии друг с другом, при взаимообусловленности их поведения" [132, с. 3].
Ранее, в марксисткой культурологии, культура изучалась через раскрытие человеческой деятельности [30, 69, 70, 71]. Социологи разделяют структуру деятельности на сферу производства и сферу потребления [14, с. 105-106, 136]. А этнографы выделяют бытовую и профессиональную культуру. Бытовой называют культуру "в сфере повседневного удовлетворения материальных и духовных потребностей людей", считая, что наиболее устойчивые элементы бытовой культуры в этнографии рассматриваются как традиционная культура [14, с. 139]. Профессиональной культурой считаются способы и результаты деятельности специалистов - профессионалов и все области профессионального производства, включая и производство духовных ценностей [14, с. 136-137]. Бытовая и профессиональная культуры взаимосвязаны и влияют друг на друга. Это позволяет традиционно-бытовой культуре не превратиться в замкнутую локализованную систему, а профессиональной культуре при постоянном расширении культурных связей - не терять самобытности и своеобразия.
По-мнению Ю.М.Лотмана [65, с. 5-6], культура - это понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Культура - нечто общее для какого-либо коллектива - группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Следовательно, культура - форма общения людей и она возможна лишь в группе, где люди общаются.
Человечество никогда не являлось единым социальным коллективом. Разные группы людей живут на Земле как автономные сообщества в различных природных и социально-экономических условиях. Необходимость в адаптации к этим условиям привела к сложению разнообразных специфических способов и форм осуществления коллективной жизнедеятельности людей, формированию системных комплексов, отличающих одно сообщество от другого. Эти комплексы специфических способов и форм жизнедеятельности называют культурой сообществ (этносов, территориальных общностей в широком смысле данного понятия).
На Земле существует множество локальных культур отдельных народов или культурно-исторические типы. Некоторые культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства или сходства условий возникновения; другие культуры различаются настолько, насколько отличаются условия жизни народов, породивших эти культуры. Но "ничейной" культуры или культуры "вообще" быть не может, так как каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики какого-то определенного народа.
По-мнению Н.Я.Данилевского [32, с. 400-401], каждый культурно-исторический тип основывается на каком-то виде деятельности людей, среди которых выделяются четыре вида культурной деятельности:
1. религиозная деятельность - отражает отношение человека к Богу, составляет основу всей нравственной деятельности человека;
2. "собственнокультурная" деятельность - отношение человека к внешнему миру, проявляется в научной, художественной и технической (промышленной) деятельности;
3. политическая деятельность - отношение людей между собой по формированию государственно-правовой системы;
4. нравственно-экономическая деятельность - отношения в труде, быту, общественной жизни.
Культура, по Н.Я.Данилевскому, это концентрация духовных проявлений цивилизации, вершина ее развития, спуск с нее - начало упадка цивилизации.
Н.Я.Данилевский выделял несколько вариантов контактов культур на стадии зрелости цивилизации:
- "прополка", или колонизация, состоящая в изгнании культуры с занимаемой ею территории;
- "прививка", означающая, что зрелые "плоды" культуры -учреждения, формы быта и искусства - переносятся на почву другой, менее зрелой культуры;
- "удобрение", "защита культурной среды", то есть традиций культуры и плодотворные контакты на творческом уровне развития.
Динамика южнорусской культуры: факторы, тенденции, этапы
Развитие русской культуры - пространственно-временной процесс, изначально приуроченный к территории государства. Под влиянием регионоформирующих процессов русская культура постепенно расширяла свой ареал. Но процесс развития и становления русской культуры, начавшийся еще в Х-ХШ веках в Киевской Руси, не был равномерным, испытывал влияние ряда факторов.
Становление русской культуры на Юге России началось в XIII веке во времена Золотой Орды, а дальнейшее развитие получило с XVI века в низовьях Волги, Дона и Терека при заселении региона беглыми крестьянами из Центральной России и запорожскими казаками.
В дальнейшем, продвигаясь на юг и юго-восток территории, казаки расширяли ареал русской культуры, которая постоянно взаимодействовала с локальными культурами. Это привело к образованию региональных особенностей русской культуры.
Под влиянием природных, исторических, этнических, экономических и политических факторов становление южнорусской культуры прошло в несколько этапов.
С середины X века создаются предпосылки для русско-северокавказских контактов. В основе этих контактов лежали торговые связи славян с Ближним Востоком. По мнению А.Я.Якубовского, "русские славяне выступали в X веке на Востоке не только как купцы, но и как крупная политическая сила" [129, с. 464]. Еще в конце IX -начале X веков русы совершали походы на побережье Каспия [129, с. 465-470], связанные с развитием русско-византийских отношений.
Большую роль в развитии русско-северокавказских отношений сыграло образование Тмутараканского княжества. Оно было основано на Северо-Западном Кавказе, на Таманском полуострове, с центром в Тмутаракани. Территория княжества охватывала Восточный Крым, Таманский полуостров и, возможно, нижнее Прикубанье [73, с. 55-56]. Город Тмутаракань был крупным торговым и культурным центром. Тмутараканский порт связывал население Северо-Западного Кавказа с Русью, Византией и другими странами. На территории княжества проживали касоги, греки, хазары, аланы, русы, армяне [96, с. 3]. Памятники XI века, связанные с Тмутараканью, свидетельствуют о широком распространении в Северо-Западном Предкавказье русского языка и русской письменности. Это знаменитый камень с надписью Глеба Святославовича, иконки с русскими надписями, русские граффити на керамике, печати от "Ратибора" и др. Также в Тмутаракани было ощутимо влияние грузинского и армянского искусства, особенно архитектуры, на русское искусство. Церковь, построенная князем Мстиславом в 1022 году, имела овальный фундамент постройки [77, с. 18].
Кроме торгово-экономических связей у русских с народами Северного Кавказа были и родственные связи. В 1107 году князья Владимир Мономах, Давид и Олег взяли у половецких ханов дочерей в жены для своих сыновей. Князь Ярополк, старший сын Владимира Мономаха, был женат на осетинке, дочери князя Сварна. Сын Андрея Боголюбского, Юрий, был мужем грузинской царицы Тамары.
Во время татаро-монгольского нашествия русские и народы Северного Кавказа - ремесленники и торговцы - постоянно проживали в центрах и на стоянках ханов. Арабский путешественник Ибн-Баттута, побывавший в Золотой Орде в 30-х годах XIV века, писал: "В Сарае-Берке было много русских. Каждый народ живет на своем участке отдельно, там и базары их" [108, с. 306]. По словам итальянца И.Барбаро, при татарском войске "всегда находятся купцы: одни различными путями привозят сюда товары, другие же лишь проходят через Орду, с намерением идти в иные страны" [17, с. 147-148]. На этих базарах продавались всемозможные товары, в том числе привезенные из России и Северного Кавказа.
Первые славянские городки (укрепленные поселения) появились в 1549 году на Нижнем Доне. Располагались они в основном по берегам рек и на островах. В середине XVI века Россия, овладев волжским путем, получила выход в Каспийское море.
Социально-экономические факторы трансформации южнорусской культуры
Юг России, будучи регионом уникальным по природному, производственному, научному потенциалу и географическому положению, рассматриваемому в настоящее время как геополитическое, не однороден в социально-экономическом отношении.
В 80-е годы XX века в общесоюзном разделении труда Юг России выделялся агропромышленным комплексом, машиностроением, топливной и химической отраслями промышленности. В регионе на продукцию АПК приходилось более 50 % всего валового продукта, в том числе более 40 % риса, 30 % подсолнечника, около 20 % шерсти, а также винограда, овощей, мяса, сахарной свеклы, яиц; в регионе сосредотачивалось более 10 % поголовья овец, коз, крупного рогатого скота, птицы. Пищевая промышленность давала четверть союзного производства растительного масла, плодоовощных консервов, около 10 % сахарного песка, мяса. В регионе производилось 3/5 союзного производства зерноуборочных комбайнов, х/4 паровых энергетических котлов, значительная доля нефтеаппаратуры, кузнечнопрессовых машин, стальных труб, минеральных удобрений, цемента [92, с. 8].
Регион был ведущим курортно-рекреационным районом СССР. Черноморское побережье Кавказа, район Кавказских Минеральных Вод сосредотачивали 1/3 лечебных и оздоровительных учреждений страны, туристических баз, альпинистских лагерей. Юг России являлся крупным научным, образовательным и культурным центром страны, в котором размещалось более 50 государственных ВУЗов, около 1000 средних специальных учебных заведений, более 200 научных учреждений.
Обладая развитым промышленным и научным потенциалом, регион имел экономические связи со всеми районами СССР. После распада СССР и потери рынков сбыта многие производства пришли в упадок, в стране значительно возрос процент безработных, многие отрасли промышленности потеряли квалифицированные кадры.
Трансформационные преобразования 90-х годов XX века обусловили затяжной социально-экономический кризис, сопровождаемый снижением объемов производства в большинстве отраслей хозяйства, достигших в среднем по стране 50 % [106, с. 22]. На Юге России объем промышленного производства за 90-е годы сократился фактически вдвое, почти на 1/3 в сельском хозяйстве, удельный вес убыточных предприятий достиг 50 %. Удельный вес Юга России в общем объеме промышленного производства страны в 1998-99 г.г. составил 5-6 %. Как следствие - кризис социальной сферы, снижение реальных доходов и жизненного уровня населения, рост безработицы. В период социально-политических реформ на Юге России эта ситуация усугублялась сложной политической обстановкой, близостью межнациональных конфликтов, дестабилизирующих обстановку в стране.
Промышленный потенциал Юга России в основном формируют пять субъектов, совокупный объем промышленного производства, которых составляет 91 %. Это - Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области [128, с. 91]. В регионе есть и глубоко депрессивные районы - Республика Ингушетия, Дагестан и Чеченская республика.
Приблизительно с 1998 года в регионе наметились тенденции к некоторому оживлению промышленного производства. Например, в Ставропольском крае его объем в 2000 году увеличился на 36,5 % по сравнению с 1999 годом. Это позволило снизить на 23,5 % уровень скрытой безработицы. Но в тоже время на 1 января 2001 года число безработных в Ставрополе составило 2700 человек, при этом увеличился дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда специалистов и служащих. Коэффициент напряженности на 1 января 2001 года в Ставрополе составил 3 претендента на вакансию (в 2000 году-2,4)[100,с.З].
Увеличение объемов промышленного производства, скорее всего, было связано с сокращением импорта многих видов продукции из-за кризиса августа 1998 года, что послужило стимулом для развития отечественной промышленности.
Сельское хозяйство Юга России в структуре валового производства РФ дает 21 % зерновых и зернобобовых, в том числе 26 % пшеницы, 54 % кукурузы; 32 % плодов и ягод, 99,9 % винограда.
На сегодняшний день в субъектах Юга России ведущими в экономике являются [128]: в Ростовской области производство зерноуборочных комбайнов, культиваторов, электровозов, стали и проката, продукции текстильной, кожевенно-обувной и пищевой промышленности; высокоразвитое сельское хозяйство; в Волгоградской области - производство тракторов, сельскохозяйственных машин, оборудования для нефтяной промышленности; продукции химической и нефтехимической промышленности, цветной и черной металлургии; пищевой промышленности; в Астраханской области - топливно-энергетический комплекс, пищевая промышленность, судостроение и судоремонт; в Краснодарском крае - пищевая промышленность, виноделие и ТЭК;
в Ставропольском крае - пищевая и химическая промышленность (производство пластмасс, синтетических смол, лаков, красок, азотных удобрений), машиностроение (холодильное оборудование, автокраны, автоприцепы); в Кабардино-Балкарской Республике - горнодобывающая и пищевая промышленность;
в Республике Северная Осетия - Алания - производство цинка и свинца, электросварочной аппаратуры, строительных материалов; продукция пищевой промышленности, особенно ликероводочных изделий;
в Республике Дагестан - продукция пищевой, особенно рыбной промышленности; славится республика народными промыслами;
в Карачаево-Черкесскоой Республике химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность строительных материалов и частично пищевая; в Республике Адыгее - сельское хозяйство (растениеводство) и пищевая промышленность;
в Республике Калмыкия - промышленность строительных материалов (железобетонные изделия, кирпич и др.), легкая и пищевая промышленность, животноводство;
в Ингушетии - сельское хозяйство, преимущественно животноводство овцеводческого направления и разведение крупного рогатого скота.
В целом регион выделяется пищевой промышленностью, доля которой свыше 50 % всего промышленного производства. Сельское хозяйство специализируется на производстве зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, овощей, винограда, чая, разведении крупного рогатого скота, овцеводстве. В регионе на базе Астраханского газоконденсатного месторождения формируется Прикаспийский газо-химический комплекс, который возможно станет основным центром по производству серы. Но строительство этого комбината, как в прочем и возрождение экономики региона требует значительных материальных затрат.
Отрицательно на развитии южно-российской экономики сказывается низкая инвестиционная привлекательность региона. По данным за 1996 год, объем иностранных инвестиций, поступивших в Северо-Кавказский регион, составил 68,1 млн. долларов, или 1 % от общей суммы поступлений в российскую экономику [128, с. 91]. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время.