Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора Шаблавина Екатерина Арнольдовна

Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора
<
Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шаблавина Екатерина Арнольдовна. Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Шаблавина Екатерина Арнольдовна; [Место защиты: Институт истории материальной культуры РАН]. - Санкт-Петербург, 2008. - 313 с. : 121 ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. История исследования техники изготовления ювелирных изделий раннесредневекового Боспора. Методика исследования 9

Глава II. Боспорские орлиноголовые пряжки и крупные пряжки с прямоугольным щитком. Особенности изготовления боспорских, южнокрымских и западноевропейских орлиноголовых и крупных пряжек с прямоугольным щитком 25

Глава III. Боспоские пальчатые фибулы. Особенности изготовления боспорских, западноевропейских, южнокрымских и днепровских пальчатых фибул 69

Глава IV. Боспоские геральдические поясные наборы. Особенности изготовления боспорских геральдических поясных наборов с подобными гарнитурами на соседних территориях. Боспорские браслеты 128

Заключение 154

Список использованной литературы

Введение к работе

При раскопках Боспорского некрополя в Крыму, расположенного на территории г. Керчь, были вскрыты склепы, катакомбные и грунтовые погребения _ позднего римского времени и эпохи средневековья (рис. 1) [Засецкая 1990, с. 97 - 105; 1993, с. 23 - 24; Крым, Северо-Восточное Причерноморье... 2003, с. 31 - 33]. В погребениях были найдены многочисленные вещи, которые хранятся в музеях Петербурга и Москвы. Еще одна часть вещей, находившаяся на хранении в Киевском Историческом музее, исчезла во время Второй мировой войны и ее местонахождение ныне не известно. Большое количество вещей на территории некрополя было добыто также в результате грабительских раскопок [Лысенко, Юрочкин 2004, с. 94 - 95]. Именно старые, много лет формировавшиеся частные коллекции, сегодня составляют значительную часть собрания боспорских раннесредневековых древностей зарубежных музеев. Такая крупная серия предметов хранится в Берлине и Кельне [Gotze 1915; Goldschmuck der Volkerwanderungszeit... 1956; Werner 1961; 1974, p. 109 - 139; Riemer 1995, s. 777 - 810; Damm 1988, s. 65 - 210]. Отдельные вещи попали в США, Англию и в музеи других стран [Germanen, Hunen und Awaren... 1987; Damm 1988, p. 102-119].

Ювелирные изделия эпохи раннего средневековья, найденные в Боспорском некрополе, неоднократно привлекали внимание историков и археологов. Большинство исследований посвящено изучению морфологии, типологии, хронологии украшений, также проблеме этнокультурной принадлежности этих вещей. Менее изученной остается техника изготовления ювелирных вещей - точных определений способов их изготовления пока не существует. Однако, техника древних производств являются объективным историческим источником, поэтому необходимость привлечения техни ческих данных для воссоздания полной картины металлообработки ранне-средневекового Боспора очевидна.

Хронологические рамки исследования определены второй половиной V - началом VII вв. н.э. Эти датировки согласованы с двумя хронологическими группами вещей (второй и третьей), выделенными И.П. Засецкой при разработке относительной хронологии погребальных комплексов Боспора [Засецкая 1990; 1993; 2002].

Изучение цветной металлообработки на Боспоре в эпоху раннего средневековья является основной целью работы. Для ее реализации необходимо решение нескольких задач. 1. Анализ ювелирных изделий и точное определение способов их изготовления. В это время население Боспора было разноэтничным, поэтому не исключена вероятность того, что здесь бытовали вещи, не только сделанные на Боспоре, но и попавшие сюда извне, изготовленные в иной ювелирной технике, которая могла перениматься как пришлыми мастерами у местных мастеров, так и наоборот.

2. Для выяснения этого вопроса необходимо выделить технологические особенности ювелирного производства в рассматриваемом районе, что было сделано путем сравнительного технического анализа вещей из боспорского некрополя и бронзовых и серебряных вещей, найденных на поселениях, в могильниках и в кладах Южного Крыма, Северного Причерноморья, Среднего Поднепровья, Днепровского лесостепного Левобережья, Юго-Восточной Европы, Западной Европы (пальчатые фибулы и пряжки), Северного Кавказа, Волго-Окского междуречья (геральдические поясные наборы). Это дало возможность выявить не только характерные особенности ювелирного производства раннесредневекового Боспора, но даже выделить предметы, изготовленные отдельными мастерами.

3. Поскольку в работе рассматриваются приемы обработки металла, техника изготовления ювелирных изделий, инструментарий, материал (ме талл), поэтому здесь важна разработка и уточнение терминологии, связанной с данной проблематикой. Это дает возможность выявить не только характерные особенности ювелирного производства раннесредневекового Бос-пора, но даже выделить предметы, изготовленные отдельными мастерами.

Эти задачи решаются на основе трасологического метода, включающего элементы экспериментального метода для реконструкции техники изготовления предмета, и сравнительного - для выявления технических особенностей производства вещей на разных территориях. Трасологический анализ призван определить технические приемы и операции, применявшиеся в изготовлении вещей. Изучение трасологическим методом вещей из Боспорского некрополя: орлиноголовых и крупных пряжек с прямоугольным щитком, пальчатых фибул, геральдических поясных наборов и браслетов позволяет рассмотреть историю предметов от их создания до момента сокрытия в, земле. С помощью этого метода реконструированы не только способы получения изделий, но и выявлена очередность изготовления партий этих предметов внутри одной серии. Полученные технические данные в сочетании с разработанной И.П. Засецкой относительной хронологией боспорских склепов дают возможность отнести выделенные серии предметов к одной из хронологических групп и проследить их появление и развитие во времени. Все вещи исследовались по категориям в сравнении с подобными изделиями, найденными на других территориях. Это позволило определить производственные традиции в изготовлении серийных однотипных украшений в разных регионах.

В работе были использованы материалы дореволюционных раскопок Боспорского некрополя и частных собраний (коллекции Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Керченского музея, Кельнского и Берлинского музеев). Коллекция боспорских древностей начала формироваться еще в середине XIX в. после поступления в музей Археологической Комиссией погребальных комплексов, обнаруженных при раскопках отдельных гробниц, а также предметов, найденных случайно местными жителями [Люценко 1867; 1873; OAK 1900; 1902; 1904; 1906; 1907]. Окончательно эта коллекция сформировалась в начале XX в. после планомерных раскопок некрополя В.В. Шкорпилом [Шкорпил 1904; 1907; 1909; 1910; 1913]. В Государственный Эрмитаж, в Отдел истории первобытной культуры (теперь ОАВЕС) находки частями поступали из Керченского музея от министра уделов В. Перовского, П.Я. Строганова, из бывшей Археологической комиссии, Государственной Академии истории материальной культуры (ГАИМК) и Ленинградского историко-лингвистического института (ЛИЛИ), а также из бывшего Византийского отделения отдела древностей и Отдела античного мира ГЭ. На сегодняшний день это самое большое собрание боспорских древностей (коллекции ГЭ. №№1101, 1820,1821, 1823).

Другая небольшая часть вещей, происходящая также из раскопок В.В.. Шкорпила, находится в Москве в Государственном Историческом музее (ГИМ кол. №78607, оп. Б-56; № 46026, 46029, оп. № 81/Т; on. IV/29a) и в Керчи (КГИКЗ).

Остальной материал, частично известный по публикациям, хранится в Берлинском (Museum tur Vor- und Friihgeschihte) и в Кельнском (Der Romish-Germanischen museums Koln) музеях. Это собрание раннесредневековых древностей, принадлежавшее когда-то барону И." Диргардту, пользуется славой одного из самых больших и ценных частных коллекций такого рода. Собрание было создано в основном до войны 1914 - 1917 гг. путем покупки вещей у антикваров всех стран Европы, а затем обрело временно свое место в музее г. Берлина. После смерти барона И. Диргардта в 1934 г. часть вещей, выставляемая в Берлинском музее, была приобретена музеем г. Кельна. Особое место в собрании принадлежит вещам IV - VI вв. из Северного Причерноморья и Кавказа, которые до покупки бароном были собственностью крымского предпринимателя А. Мерле де Массонне. Они были приобретены И. Диргардтом на выставке в Париже [Werner 1961, р. 1 - 3; Амброз 1966, с. 211-214;Damm 1988, р. 1-5].

Не менее значимая коллекция раннесредневековых боспорских древностей находится в собрании Бертье-Делагарда в Британском музее. Многие вещи из этой коллекции, будучи отремонтированными, приобретались у торговцев древностями, возможно, самим Бертье-Делагардом. В таком виде эта коллекция была куплена в 1923 г. в Париже. Информация о местонахождении этой группы вещей есть в старом каталоге собрания, в котором отмечено, что часть предметов происходит с юга России, а основная часть - из Крыма [Germanen, Hunnen und Awaren 1987, p. 110].

Археологические коллекции, в том числе и боспорские, хранившиеся в Киевском Историческом музее, исчезли во время Второй мировой войны. Сейчас их местонахождение не известно [Хойновский 1896]. Отдельные вещи попали в США, Швецию и в музеи других стран [Wixom 2000, р. 2 - 7; Brown 2000, р. 8-11; Salin 1904; Вауе 1888; 1892].

Археологический материал раннесредневекового Боспора представлен разнообразными предметами. Для решения поставленных задач анализировались и сопоставлялись вещи, отобранные по категориям. В изученных материалах представлены практически все основные типы ювелирных изделий, характерные для населения раннесредневекого Боспора, а также импортные украшения. Из металлических вещей наиболее многочисленными являются фибулы, пряжки, геральдические поясные наборы и браслеты. Для исследования были использованы вещи из вышеуказанных коллекции, а также известных по литературе: 75 орлиноголовых пряжек и крупных пряжек с прямоугольным щитком, 115 пальчатых фибул, 4 геральдических поясных набора (всего 40 поясных деталей) и 45 браслетов.

Для сравнительного технического анализа боспорских вещей с подобными категориями из других регионов в ходе исследования были привлечены следующие дополнительные материалы: для пальчатых фибул и пряжек - Южный Крым (47 экз.), Среднее Поднепровье и Днепровское лесостепное Левобережье (74 экз.), Западная Европа (экз. 54); для геральдических поясных наборов - Северный Кавказ (7 поясных наборов - 68 экз.), Волго-Окское междуречье (15 поясных набора- 179 экз.), Среднее Поднепровье (10 поясных наборов - 173 экз.).

Общие выводы основаны на результатах визуального анализа 870 украшения, проведенного автором.

История исследования техники изготовления ювелирных изделий раннесредневекового Боспора. Методика исследования

Исследования, специального посвященного технике изготовления ювелирных украшений, входящих в состав костюма населения раннесредневе-кового Боспора, до сих пор нет. В предшествующих работах традиционно рассматривались хронология, этническая принадлежность, датировка этих вещей [Вауе 1892; Шкорпил 1907, с. 1, 7 - 8; Мацулевич 1926, с. 38 - 53]. В более поздних исследованиях при разработке типологической классификации отдельных категорий вещей, в основном пальчатых фибул и орлино-головых пряжек, наряду с использованием морфологических и стилистических признаков, учитывались конструктивные и технические особенности изготовления предметов [Амброз 1968; 1992; Айбабин 1990; 1996; Засецкая. 1998, с. 394 - 478; 2005, с. 57 - 79]. На основании этих признаков авторами устанавливалось происхождение вещей, определялись центры их производства. Однако следует заметить, что для изучения данного вопроса важную роль играет также определение технологического процесса изготовления металлических изделий, в особенности, если это касается выявления1 места их производства, а также знание способов изготовления вещей и инструментов, которыми делается каждый предмет. Технические данные - фактические, позволяющие сделать типологию вещей более полной и объективной.

Существует несколько методов исследования древних металлических изделий: визуальное обследование, методы естественно-научного изучения: металлографический, химический, рентгеновский и спектральные анализы предметов, сделанных из цветных и благородных металлов, экспериментальное исследование и реконструкция. Каждый из этих методов позволяет выявить определенную, но ограниченную информацию. Некоторые из них, например, металлографический, основанный на изучении структуры металла образца, вырезанного из древнего изделия, а также в какой-то мере реставрационные работы, чреваты порчей изделий или частичным уничтожением информации, которую несет предмет. Все перечисленные методы изучения древних изделий не могут в деталях раскрыть процесс их создания (например - литье, проковка, шлифовка), следовательно, не позволяют понимать специфику конкретных древних производств и реконструировать их.

Реконструкция техники производства.

Наиболее полную информацию о технике изготовления металлических вещей можно получить при совокупном учете результатов, полученных от всех дополняющих друг друга методов: трасологического, физико-химического, экспериментального, аналитического. Что касается трасологического, то положительная сторона этого метода заключается в том, что он не требует специального сложного оборудования, безопасен для археологических предметов и позволяет изучить неограниченное количество вещей. К сожалению, пока не выработана унифицированная терминология, адекватная общепринятой ювелирной номенклатуре, хотя и там нет единообразия. К тому же отсутствует справочник, в котором имелось бы описание следов, оставленных на металле от применения тех или других производственных операций и инструментов при изготовлении вещей, а также их расшифровка. Для решения этой задачи необходимо создание каталога таких следов путем экспериментального копирования с их макрофотографиями и последующей их идентификацией с древними оригиналами.

Применительно к археологическим объектам трасология, как наука альтернативная типолого-вещеведческому методу, сложилась в России в конце пятидесятых годов XX века. Основные принципы этого направления, изложенные С.А. Семеновым, заключались в том, что при исследовании вещей необходим анализ не только формы, но также микроскопических следов обработки и изнашивания изделий. Целью такого изучения является опреде 11 ление функционального назначения вещей. Достоверность результатов тра-сологических наблюдений проверяется экспериментально-трасологическим методом. Визуальное изучение технологических следов, на основе которых выделяются признаки, проводилось с помощью увеличивающих приспособлений. Трасологический метод С.А. Семенова первоначально был применен к изучению каменных орудий [Семенов 1957].

Трасологический метод с таким же успехом применим при изучении вещей, сделанных из любых материалов, в том числе металлических. По существу, ранее эти методом фактически воспользовался Б.А. Рыбаков. Изложив основные принципы визуального исследования, он впервые стал фиксировать результаты наблюдений, применив фотосъемку вещей с сильным увеличением (макросъемка) [Рыбаков 1946, с. 68 - 112; 1948]. Последнюю работу следует отметить еще и потому, что именно здесь впервые рассматривалась техника изготовления боспорских изделий. Б.А. Рыбаков обратил внимание на особенности художественной обработки восточноевропейских металлических вещей IV-IX вв. Что касается раннесредневековых древностей Боспора, то они были рассмотрены в контексте происхождения русского ремесла и «готской теории». На основе изучения днепровских и боспорских пальчатых фибул Б.А.Рыбаков установил, что они отливались по восковым моделям, о чем свидетельствуют следы обработки восковых моделей, но одни фибулы от других существенно отличаются способом изготовления самой модели. По его мнению, боспорские мастера, создававшие модели, работали по твердому воску и резали рисунок резцом и шпателем, поэтому рельеф на фибулах получался за счет углубленного фона.

Боспорские орлиноголовые пряжки и крупные пряжки с прямоугольным щитком. Особенности изготовления боспорских, южнокрымских и западноевропейских орлиноголовых и крупных пряжек с прямоугольным щитком

У германского населения, проживавшего в V-VII вв. н.э. на территории Европы одной из важнейших частей костюма являются орлиноголовые пряжки и литые крупные пряжки с прямоугольными щитками (без бокового выступа) от кожаных поясов. Среди этой большой категории украшений имеется много разных групп предметов, отличающихся друг от друга значительным разнообразием форм, декором, размерами и техникой исполнения. Орлиноголовые пряжки и литые пряжки с прямоугольным щитком, найденные в погребениях Боспорского некрополя и- южно-крымских могильников, считаются одним из четких хронологических индикаторов раннесредневекового Крыма.

Вопросы относительно места производства, этнической принадлежности и времени бытования боспорских орлиноголовых пряжек рассматривались неоднократно. Одни исследователи полагают, что эти вещи изготавливались на Боспоре, откуда они распространялись в юго-западный Крым и Подунавье [Мацулевич 1926, с. 41-53; 1927, с. 127-140; Rusu 1959, р. 515; Vinski 1968, р. ЗГ4-317; Bona 1982-1983, s. 56-57]. Другие считают, что эти пряжки имеют дунайское происхождение и являются гепидскими [Czallany 1961, р. 309-310; Horedt 1977, s. 259; Амброз 1968, с. 10-23; Айбабин 1990, с. 32-35]. Есть также мнение, основанное на многочисленных находках пряжек на территории Болгарии, что это - продукция ранневизантийских мастеров, работавших в Подунавье [Vagalinski 2000, р. 84].

Решению некоторых из этих вопросов посвящена специальная работа [Засецкая 2005, с. 57-102]. На основании морфологических, стилистических и конструктивно-технических признаков была разработана типологическая классификация южно-крымских и боспорских орлиноголовых пряжек. В результате корреляции признаков выделились две группы изделий: группа I -боспорские пряжки, группа II - южно-крымские пряжки. Это позволило сделать вывод о существовании независимых самостоятельных центров производства этих предметов, соответствующих двум регионам. Основываясь на датировке комплексов, И.П. Засецкая заключила, что боспорские находки являются более ранними по сравнению с южно-крымскими. При этом еще раз подчеркивалось, что последние не хмогут рассматриваться в качестве дальнейшего развития боспорских образцов. Это подтверждается результатами сравнительного анализа особенностей пряжек I и II группы. Различие этих двух групп объясняется возможностью разницы их происхождения -боспорские экземпляры возникли под влиянием итало-остготских изделий V - первой половины VI вв. н.э., а южно-крымские, скорее всего, обязаны свои происхождением гепидским образцам. Что же касается непосредственно боспорских пряжек I группы, то И.П. Засецкая выделяет среди них две подгруппы IA и ІБ. К первой подгруппе (IA) отнесено восемь пряжек - семь бронзовых и одна серебряная (кат. № 1 - 8), ко второй (ІБ) — четыре серебряных пряжки (кат. № 10-13) и одна пряжка, которая рассматривается, как промежуточный экземпляр (кат. № 9) [Zasetskaya 2004; Засецкая 2005, с. 57-102].

Технического же обследования для определения способов изготовления боспорских пряжек до сих пор не проводилось. С этой целью в данном исследовании трасологическим методом были изучены орлиноголовые пряжки и литые крупные пряжки с прямоугольным щитком, рельефный орнамент на котором аналогичен щиткам боспорских орлиноголовых пряжек, из собрания Государственного Эрмитажа - 61 экземпляр, находки северопричерноморского происхождения из коллекции И. Диргардта (Кельн, Берлин) — 4 предмета, из ГИМа - 2, а также привлечены отдельные экземпляры пряжек боспорских вариантов, известных по публикациям зарубежных и отечественных исследователей - 8.

На пряжках визуально просматриваются различные следы, появившиеся на металлической поверхности при применении различных производственных операций. Эти следы были оставлены инструментами, или же появились вследствие эксплуатации, поломок и ремонта. Трасологическое обследование предметов дает информацию, позволяющую определить технику их изготовления и выделить несколько партий пряжек, каждая из которых представлена серийно.

Среди боспорских древностей своим подобием выделяются девять ор-линоголовых пряжек (две серебряных и семь латунных), по типологии И.П. Засецкой соответствующих группе I, подгруппе А [Засецкая 2005]. Конструкция пряжек представляет собой щиток прямоугольной формы с боковым выступом в виде головы хищной птицы. Пряжки этой группы имеют литые петли, на которых подвешена овальная рамка с подвижным язычком. Поверхность щитка на лицевой стороне украшена бордюром из S-видных завитков. В центре расположена композиция из четырех валют с литым кастом в центре. Помимо схожести декора у всех пряжек этого вида совпадают размеры, которые незначительно варьируются: общая длина - 12,1-12,7 см, щиток - 5-5,2 х 4,1-4,2 см, рамка- 5,8-6,1 х 4-4,1 см [Zasetskaya 2004; Засецкая 2005: 57-102]. Выявляются два способа изготовления пряжек [Шабла-вина 2006, с. 230-253].

Боспоские пальчатые фибулы. Особенности изготовления боспорских, западноевропейских, южнокрымских и днепровских пальчатых фибул

В эпоху раннего средневековья одним из традиционных украшений женского костюма на Боспоре и на других территориях Западной и Восточной Европы являются пальчатые фибулы. Они отличаются значительным разнообразием формы, декоративным оформлением, размерами-и техническим исполнением. Наряду с орлиноголовыми пряжками, пальчатые фибулы, найденные в погребениях Боспорского некрополя, являются наиболее важным хронологическим индикатором раннесредневековых древностей Крыма.

Пальчатые фибулы неоднократно всесторонне изучались, публиковались и систематизировались. Наиболее детально этот тип украшений исследовали немецкие ученые, которые разработали типологию всех пальчатых фибул, включая боспорский материал, и разделили их с учетом стилистических особенностей изделий на близкие по морфологическим признакам группы, типы и варианты [Kiihn 1965, р. 92-97; Werner 1961; Bierbrauer 1975; 1991]. Но вопросы относительно места производства, этнической принадлежности и времени бытования именно боспорских пальчатых фибул до сих пор остаются дискуссионными. В основном исследователи полагают, что эти вещи происходят от среднедунайских образцов второй половины V - VI вв.н.э., которые имеют свои параллели среди гепидских и франкских фибул, а также среди остготских фибул первой половины VI в. из Италии и Югославии [Salin 1904; Амброз 1992, с. 6-108; 1995, с. 31-88; Айбабин 1990, с. 20-22; Kazanski 1996, s. 324-337]. Есть также мнение, основанное на изучении фибул из коллекции И. Диргардта, что они являются южнорусским вариантом культуры крымских готов, а время бытования северопричерноморских фибул ограничивается первой половиной VI в.н.э. [Werner 1961].

Относительно же вопроса места производства керченских фибул мнение исследователей в общем единогласно. Считается, что как раз в первой половине VI в.н.э. начинается производство пальчатых фибул на самом Боспоре, при этом подчеркивается, что боспорские мастера не выработали своих оригинальных форм, а стали копировать некоторые образцы фибул уже бытовавших в Западной Европе [Амброз 1992].

Решению некоторых из этих вопросов посвящена работа И.П. Засецкой. На основании морфологических, стилистических и конструктивно-технических признаков была разработана типологическая классификация боспорских пальчатых фибул. В результате корреляции 27 признаков и 58 их разновидностей выделилось четыре группы изделий, три из которых отличаются устойчивым сочетанием признаков, четвертая же представлена значительным их разбросом. По сочетанию орнаментальной композиции на головке и ножке было выделено семь видов фибул, по отклонениям от орнаментальных композиций - шесть подвидов, по форме боковых выступов -десять вариантов. Такая классификация позволила И.П. Засецкой определить истоки происхождения отдельных видов изделий и их датировку, которая определялась на основании хронологии западноевропейских прототипов. Было выяснено, что наиболее раннюю и многочисленную группу фибул составляют фибулы вида I, представляющие местный боспорский вариант остгото-дунайских фибул, известных как тип «сексард», датирующихся в пределах последней четверти V - первой половины VI в. Наиболее же поздними являются фибулы вида III, которые будучи также продукцией боспорских мастеров, появились в середине VI в. и продолжали бытовать в течение всей второй половины VI в. вместе с местными орлиноголовыми пряжками. Как и ее предшественники, И.П. Засецкая считает, что прототипами для этих фибул послужили западные образцы позднего варианта типа «Удина

Планис», датирующиеся второй половиной V - первой третью VI в. н.э. [Засецкая 1998, с. 417; Bierbrauer 1975, р. 112-113]. Распространение подобных видов изделий на Боспоре предположительно связывается со следующими историческими событиями: сначала с разгромом владений Аттилы после 454 г., и, как следствие, возникновение фибул вида I, а затем падением остготского королевства в Италии в 535 г. и появлением в результате этого фибул вида III [Засецкая 1998].

Типологию фибул и других вещей, как уже отмечалось, следует делать не только по морфологическим и стилистическим признакам, но и с учетом их технических особенностей, но такой работы пока еще нет. Некоторые, технические аспекты все же рассматривались, но единого мнения о производстве этих предметов не существует. По мнению одних исследователей боспорские пальчатые фибулы были отлиты при помощи восковой модели, на которой рисунок вырезался резцом, или же орнамент наносился чеканкой по отливке [Рыбаков 1948, с. 66-83; Корзухина 1950, л. 753-764], по мнению других — при помощи металлических моделей [Werner 1961, р. 6-7]. В последней же работе, посвященной этому вопросу, выявлено несколько серий фибул-дублей, для изготовления которых использовался деревянный шаблон, покрытый воском [Минасян 1997, с. 48].

Дополнительное исследование керченских пальчатых фибул на предмет техники их изготовления позволило получить новую информацию о способах их производства и даже выявить авторское исполнение. Для этой цели трасологически были изучены пальчатые фибулы из собрания Государственного Эрмитажа - 41 экземпляр, находки северопричерноморского происхождения из коллекции Диргардта (Кельн) - 40 предметов, из ГИМа -15 предметов, а также привлечены отдельные экземпляры фибул боспорских вариантов, известных по публикациям зарубежных и отечественных исследователей.

Боспоские геральдические поясные наборы. Особенности изготовления боспорских геральдических поясных наборов с подобными гарнитурами на соседних территориях. Боспорские браслеты

Пояс, как неотъемлемый атрибут мужского, а иногда и женского костюма, бытовал в раннем средневековье на широкой территории - от Центральной Европы.до Южной Сибири и Средней Азии. Художественная традиция этого времени донесла до нас несколько изображений наборных поясов, например, на барельефах грота Таки-Бустана, на фрагменте византийской мозаики из киббутц Киссуфим недалеко от Сектора Газа, на статуэтке из кургана у с. Стрекалово Хорольского уезда Полтавской губерни (рис. 90) и др. [Корзухина 1996, с. 394, 685; Cohen 1980, р. 17-23; Schmauder 2000, р. 15-44]. Но основным источником изучения этой категории предметов и основой для их датировки все же являются погребальные комплексы.

Ременная гарнитура, о которой пойдет речь, относится по терминологии А.К. Амброза к геральдическому кругу вещей, имеющих «форму гербового щита» [Амброз 1981, с. 16]. Эти вещи изучались в различных аспектах, в результате чего была выработана общепринятая типология, впервые предложенная А.К. Амброзом. Все существующие виды геральдических поясных наборов были разделены на четыре группы: I этап — вторая половина VI в. (Суук-Gy и Садовско-Кале), II этап - VII в. (Суук-Су), III этап — вторая половина VII в. и первая половина VIII в-., тисненые наборы из аварских могил и из Среднего Поднепровья, IV этап геральдических поясов - вторая половина VII - первая половина IX в. (Приуралье, Алтай)[Амброз 1971, с. 115, 118, 120]. Впоследствии эта схема уточнялась и детализировалась [Амброз 1973, с. 288 - 289; Ковалевская 1970, с. 144 - 155; 1995, с. 59 - 64; 2000; Ballint 1992]. Согласно типологическим разработкам одни исследователи относят наборы к кругу вещей византийского происхождения [Мацулевич 1927, с. 127 - 128; Георгиева 1963, с. 352; Айбабин 1990, с. 57, 69 - 70]. Другие полагают, что они распространились среди кочевников: 1 - из Сассанидского Ирана [Gropp 1970, s. 274 - 275], 2 — с Боспора или из Северо-Причерноморских степей [Рыбаков 1953, с. 62-63; Fettich 1937, s. 280 - 296], 3-е Алтая и, наконец, с Северного Кавказа [Мавродиновъ 1936, с. 155 - 157; Werner 1974, р. 138 - 139; Ковалевская 1970, с. 153].

На основе изучения крымских материалов некоторые из этих вопросов вновь были рассмотрены А.Н. Айбабиным. По декоративному оформлению и технике изготовления крымские поясные наборы были разделены на пять типов: I - наборы типа «Суцидава», II - наборы с гладкими литыми прорезными деталями, III - наборы с литыми гравированными деталями, IV — наборы с напаянными элементами и инкрустацией и V — наборы со штампованным деталями [Айбабин 1990, с. 52]. Что касается боспорских поясных наборов, то они входят в состав гарнитур с гладкими литыми прорезными деталями (И тип по А.Н. Айбабину), которые, очевидно, были модны и носились на обширных пространствах Евразии. Остальные наборы (типа Суцидава), в основном, находились в употреблении у византийцев и их федератов.

Несмотря на разностороннее исследование этого материала, тем не менее, проблема места производства и техники изготовления поясов, в том числе и боспорских, до сих пор остается открытой: Применение трасологи-ческого анализа для решения этих вопросов может дать иные результаты. На предмет техники изготовления геральдических керченских поясных наборов были изучены четыре комплекта, происходящие из Боспорского некрополя. Три из них, найденные в погребениях, хранятся в собрании Государственного Эрмитажа, один (покупка) находится в коллекции Берлинского музея.

Согласно относительной хронологии И.П. Засецкой, разработанной для склепов Боспорского некрополя, эти гарнитуры, так же, как и орлиноголо-вые пряжки и пальчатые фибулы типа Аквилея, относятся к третьей хроло-гической группе, датируемой второй половиной VI — началом VII в. [Засецкая 1990, с. 104-105].

Каждый из этих четырех комплектов, представленный разными типами поясных накладок, наконечников и пряжек, был выполнен из серебра [Шаблавина 2003, с. 105-107]. Все детали — литые, и, как может первоначально показаться, отлиты по восковым моделям, сделанным способом «навыплеск». На это указывает характер оборотной стороны вещей. Однако, разный тип накладок и поясных наконечников в каждой гарнитуре представлен несколькими экземплярами. Изучение каждого вида бляшек внутри одной серии показывает, что они идентичны и с лицевой, и с оборотной стороны. При этом позиции штифтов на дублях различаются. Данная ситуация вызвана тем, что одинаковые поясные накладки изготавливались не методом «навыплеск», а оттиском металлического образца. Так же, как и на рассмотренных выше боспорских пряжках и фибулах, такие образцы отливались по восковым моделям, но без системы крепления. Шпеньки для каждого изделия уже формировались в процессе изготовления литейной формы.

Похожие диссертации на Техника изготовления художественных металлических изделий раннесредневекового Боспора