Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия) Джопуа Аркадий Иванович

Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия)
<
Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия) Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия) Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия) Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия) Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия) Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия) Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия) Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия) Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия) Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия) Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия) Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джопуа Аркадий Иванович. Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Джопуа Аркадий Иванович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ист. фак.].- Москва, 2009.- 398 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/415

Содержание к диссертации

Введение

Памятники археологии с. Эшера в Центральной Абхазии. История изучения. Памятники

Эшера в доантичный период. Погребальные и культовые памятники .

Эшерские кромлехи. Памятники античной эпохи .

Библиография

Введение к работе

В последнее десятилетие в российской археологии значительно возрос интерес к археологическим памятникам Абхазии эпохи поздней бронзы -раннего железного века. Эти памятники чрезвычайно важны для решения таких ключевых вопросов археологии Кавказа, как взаимоотношения археологических культур Кавказа расположенных по разные стороны хребта, уточнение имеющихся хронологических схем, формирование кобано-колхидского культурного единства, проблема греческой колонизации Колхиды и взаимоотношение колонистов с местным населением и другие. Следует отметить, что сейчас многие устоявшие для колхидских памятников схемы подвергаются пересмотру, выделяются новые культуры и локальные варианты [Скаков, 2008; Скаков, 2008а]. Таким образом, очередное обращение к кохидским памятникам Центральной Абхазии и рассмотрение их с позиции сегодняшнего дня следует признать весьма актуальным.

На территории крупнейшего абхазского села Эшера, расположенного в Сухумском районе Абхазии имеются все ключевые памятники по истории региона. Есть здесь дольмены, кромлехи, городища, поселения, могильники, клады и руины церквей. Поэтому на эшерских памятниках можно рассмотреть не только историю данного микрорегиона, но всей Центральной Абхазии.

В предлагаемом исследовании мы старались дать комплексный анализ накопленного в результате археологических работ на территории с. Эшера археологического материала, относящегося к I тысячелетию до н.э.

Обобщение материалов, полученных в результате более чем вековой истории изучения эшерских памятников, сравнительный анализ всех видов источников данного микрорегиона на фоне синхронных им материалов соседних регионов, обращение к более ранним и более поздним материалам,

4 комплексное изучение и обобщение археологических источников, дает право и на некоторые исторические выводы.

Приведем и основные задачи, которые мы перед собой ставили

-введение в научный оборот систематизированного разновременного археологического материала из бытовых и погребальных памятников доантичиого и античного времени;

- определение исторической роли археологических памятников с. Эшера и Центральной Абхазии в целом в рассматриваемый период.

Объектом исследования в данной работе служат археологические памятники с. Эшера в Центральной Абхазии I тыс. до н.э.: дольмены, кромлехи, городище, поселения, могильники и клады.

Предметом исследования является археологический материал из памятников, являющихся отдельными важными составляющими истории доантичного и античного периода на территории с. Эшера.

Основные географические рамки исследования в целом

определяются территорией с. Эшера в Центральной Абхазии - крупнейшего села Абхазии, занимающего большую часть Сухумского района Абхазии.

Традиционно село разделяют на Нижнюю Эшеру, расположенную в прибрежной зоне и Верхнюю Эшеру, расположенную на возвышенности. Однако, анализируя имеющийся материал, мы не могли ограничиться исключительно рамками данного микрорегиона, привлекался и остальной материал бзыбекого варианта колхидской культуры.

Хронологические рамки нашей работы определены доантичным и

античным временем (I тыс. до н.э.), позволяющим рассмотреть историю

микрорегиона в период до греческой колонизации и проследить изменения с

произошедшие в античный период.

Методологическую и теоретическую основу исследования

определены поставленными задачами и состоянием источниковедческой базы. За основу исследования взят комплексный анализ археологического материала.

Автор выражает искреннюю признательность коллегам- археологам оказавшим содействие при обсуждении материалов Эшерской археологической экспедиции А.Ю. Скакову, В.Р. Эрлиху, И.В. Ксенофонтовой. Я всегда буду хранить память о Г.К. Шамба и Н.К. Шенкао, с которыми я начинал свою работу в с. Эшера.

Памятники археологии с. Эшера в Центральной Абхазии. История изучения. Памятники

Село Эшера (по абхазский Ешыра) - один из крупнейших населенных пунктов Центральной Абхазии. Оно занимает зону холмистых предгорий (Верхняя Эшера), спускаясь в приморскую долину (Н. Эшера).

Впервые археологические памятники этого села были упомянуты Федериком Дюбуа де Монперэ, который, посетив эти края в 1833 г., упомянул абхазское святилище на месте древней церкви, развалины которой находятся в селе В.Эшера. «Все ее четыре стены хорошо сохранились, внутри она полна приношений — сабель ружей и даже денег, к которым никто не прикасается. Абхазы еще очень чтут эту церковь... по обычаю часто приводят сюда корову (быка — авт.), чтобы заколоть ее здесь. Клятва данная перед этой церковью, нерушима. Вблизи церкви бьет великолепный родник» [Дюбуа, 2002, с. 230]. В 1886 г. П.С. Уварова посещает в с. Эшера храм Абгарцых, по всей вероятности тот, который описал Дюбуа де Монперэ [Уварова, 1891, с. 106].

Научное изучение памятников с. Эшера началось в 30-е годы XX в. благодаря деятельности М.М. Иващенко и Б.А. Куфтина.

В 1930 г. М.М. Иващенко открыл в В. Эшере в поселке Кюр-Дере группу из 15 дольменов, три из которых ему удалось исследовать и получить достоверный материал из мегалитических сооружений Кавказа, который трудно переоценить. Весьма важен и вывод автора, что «погребальный инвентарь дольменов почти не имеет сходства с «кобанской» бронзой и относится к другой, более ранней, эпохе» [Иващенко, 1935, с. 45].

Весной этого же 1930 г. был открыт оссуарный некрополь на Восточном склоне холма Верещагина в пос. Амжасара. Он был обнаружен весной при обработке почвы под посадку табака. При осмотре этого места в июле 1930 г. М.М. Иващенко обнаружил остатки трех погребений в сосудах-оссуариях, расположенных на расстоянии 15 м друг от друга. По указанию крестьян в первом сосуде находились останки двух погребенных, во втором и третьем - по одному.

Два погребения содержали инвентарь, который был частично доставлен в Абхазский Государственный Музей, третий сосуд содержал безынвентарное погребение. Все три сосуда были разбиты крестьянами, удалось лишь склеить оссуарий погребения 1. Исследователь пришел к выводу, что кости погребенных помещались в сосуды уже после их очищения от мягких тканей. При публикации материалов этого могильника М.М. Иващенко привел ряд литературных и этнографических данных об обычае погребений на деревьях у древних колхов и абхазов, считая, что именно таким способом достигалось очищение костей от мягких тканей.

Помимо вышеупомянутого могильника М.М. Иващенко были открыты здесь же два поселения. Одно из них располагалось на вершине того же холма Верещагина, на склоне которого обнаружен некрополь. Как писал Иващенко, «вся вершина этого холма, не менее 3-4 га, довольно обильна керамическими обломками, по типу совершенно схожими с керамикой урн. Среди этой керамики попадалась керамика из красной, хорошо обожженной глины» [Иващенко, 1935, с.64]. Исследователем на этом поселении было заложено два шурфа. Культурный слой в одном доходил до 40 см., в другом до 60 см. Как отмечает Иващенко, слой в обоих шурфах содержал большое количество фрагментов глиняной посуды, среди которой он выделил две группы («типа»), близкой по технике и орнаменту той, в которых найдены погребения и керамику «древнегреческого типа - амфорные донышки и ручки из красной хорошо обожженной глины и фрагмент небольшого черно-лакового сосуда с тоненькой изящной ручкой (килика?)» (Там же). Проследить двухслойный характер этого поселения в двух открытых шурфах М.М. Иващенко не удалось, вероятно, по тому, что выбранные для них участки не имели мощного слоя, который на этом поселении достигает 2 метров. Это было сделано позже в 1967 г. экспедицией под руководством Г.К. Шамба.

Эшера в доантичный период. Погребальные и культовые памятники

В феврале 1969 г. в Абхазский институт ЯЛИ им. Д. И. Гулиа АН Грузинской ССР поступило сообщение от местного учителя истории Ш. Е. Копджария о том, что во время земляных работ на Эшерском пришкольном учебно-опытном участке обнаружились необычно поставленные ряды камней вместе с древними предметами и костями. Осмотр местности в 100—150 метрах севернее Нижнегумистинского моста, где кончается южная граница возвышенности Кутышха", рядом со зданием Эшерской средней школы, подтвердил это сообщение. Тогда же был найден бронзовый предмет рогообразной формы, увенчанный стилизованными бараньими головками, характерными для дольменной культуры Абхазии (рис. 5,5). Вещь находилась среди обнаруженных камней вместе с человеческими костями (как впоследствии выяснилось, она происходила из центрального круга кромлеха № 2 (рис. 4). По словам местных жителей, еще 10-15 лет назад над насыпью возвышались вековые деревья. В 1961 году кладоискатели извлекли из насыпи большую известняковую плиту, длиной около двух метров, шириной метр с лишним, и разбили ее. Раскопки показали, что эта плита была связана с центральной площадью кромлеха № 1.

Обнаруженные ряды были выложены песчаниковыми глыбами буроватого цвета и плоскими известняковыми плитами. Как было установлено, песчаниковые глыбы наблюдаются на расстоянии около 1 километра севернее самого памятника, а известняковые плиты доставлялись сюда, возможно, из района села Верхняя Эшера, т. е. из мест, отдаленных на 4 — 5 километров от района местонахождения известных эшерских дольменов. Уже первый осмотр показал, что это древнее коллективное захоронение или культовое сооружение, совершенное в круглых мегалитических сооружениях общей протяженностью около 25 метров.

Установив примерные границы памятника и предварительно разбив его на отдельные участки, исследователи приступили к земляным работам. Первые же штыки показали, что под покровом курганообразной насыпи скрывались два самостоятельных однотипных, памятника, имеющих по несколько концентрических кругов и представляющих собой одну из разновидностей мегалитических построек—кромлехи (рис.4).

Эшерские кромлехи раскапывались в течение двух лет (1969 — 1970 гг.). В состав экспедиции входили: Г. К. Щамба (начальник), И. И. Цвинария, В. Кварчия, К. Габния и группа учащихся Эшерской средней школы.

При сооружении обоих кромлехов камни-монолиты ставились вертикально, вплотную друг к другу. Промежутки между ними тщательно закладывались мелкими камнями. Иногда над рядами вертикально поставленных каменных глыб-столбов укладывались горизонтальные камни.

Как удалось выяснить, для сооружения кромлехов специально рыли ямы-канавки, куда устанавливались примерно на одну треть высоты камни-столбы, а затем пустое пространство засыпалось мелким гравием и галькой (рис. 4). На этом уровне и находилась дневная поверхность кромлехов, о чем говорит сохранившаяся на большинстве камней темная полоса - след органики.

Кромлех № 1.

Из двух вскрытых тогда эшерских кромлехов лучше сохранился кромлех № 1, расположенный к юго-западу от кромлеха № 2 (рис. 4). Он в плане имел круглую форму и состоял из четырех концентрических кругов. Диаметр—11,60 м. Каждое кольцо сооружено из массивных вертикально поставленных каменных глыб. Четвертый круг (счет кругов ведется изнутри) сложен из самых массивных и высоких камней (размеры наибольшего из них — 85x92 см); камни же остальных колец по высоте в два раза меньше. Количество камней в кругах различное: так, четвертый состоял из 51 камня, третий — 41, второй — 31, первый — из 18, ориентированных сглаженной стороной внутрь. Несколько загадочным остается назначение дополнительно поставленных камней вдоль третьего круга (см. квадраты 57 — 59, 48), как бы окаймляющих наружную его сторону. Среди них особо выделяются большие камни. По характеру сооружения этот своеобразный дополнительный полукруг имеет прямое отношение к основному кругу. Об их одновременности говорят однородность строительного материала, вертикальное положение камней, одинаковый уровень их залегания и т. д. Участок квадратов 57 — 58 с внешней стороны служил как бы дополнительной изгородью третьего кольца первого кромлеха, протяженностью 7 м. При расчистке его основания под камнями на глубине 65 см от нулевой поверхности обнаружена бронзовая серьга в полтора оборота.

Прослеживается соблюдение определенных пропорций: между диаметрами кругов и колец-дорожек. Так, диаметр центрального круга равен ширине второго, третьего и четвертого кругов вместе взятых.

Максимальная глубина залегания камней от нулевой поверхности 100— ПО см. Находки главным образом встречались в центральном круге кромлеха. Именно в нем производились захоронения. Иногда кости и зубы вместе с погребальным инвентарем встречались и за пределами центральной площади, как между каменными кругами, так и за линией кромлеха. Квадраты 43, 50 представляют собой площадь центральной части кромлеха № 1, образованного вертикально поставленными камнями первого кольца. По своему местонахождению в центре кромлеха, сосредоточению в нем основной массы предметов, мощности культурного слоя (105—4 10 см), а также по тому вниманию и заботе, которыми было окружено это место в момент его бытования, можно утверждать, что центральному кругу отводилась особая роль.

Эшерские кромлехи. Памятники античной эпохи

В 1967 г. Эшерское городище подвергается глубокой плантажной распашке под мандарины с применением бульдозера. На поверхности памятника оказывается колоссальный материал, хранившийся в его недрах. Это собственно и послужило толчком к активным сборам материала на памятнике и исследованиям, которые по инициативе М.М. Трапша с конца 1967 г здесь начали проводить тогда молодые сотрудники Абхазского института Г.К. Шамба и Ю.Н. Воронов. По результатам этих сборов в 1972 г. Ю.Н. Вороновым была издана статья, в которой он анализирует подъемный материал городища и публикует глазомерный его план [Воронов, 1972]. Исследователем было выявлено в свежей распашке на территории городища до 10 зданий. Дано также описание оборонительных сооружений, которые обнажились в результате работ бульдозера: башен, куртин, стен с панцирной кладкой. Оборонительные сооружения Ю.Н. Воронов уже тогда верно датировал II-I вв. до н.э. на основании фрагментов импортной посуды — малоазийских кубков, мегарских чаш, отметив при этом, что «окончательно этот вопрос может быть решен лишь в процессе раскопок нетронутой части стены» [Воронов, 1972].

Ю.Н. Воронов охарактеризовал Эшерское городище как многослойный памятник, «начало экономического подъема» на котором относится ко времени «не раньше первой половины, а возможно и середины V в. до н.э», а расцвет приходится на IV-I вв. до н.э. [Воронов, 1972, с. 119-120]. Он определил его как поселение городского типа, являющееся «продуктом греческой колонизации», тесно связанное с Диоскуриадой (Сухумом). Летом 1968 г. к стационарным раскопкам на Эшерском городище приступает экспедиция АбИЯЛИ под руководством Г.К. Шамба. В 1980 г. выходит монография Г.К. Шамба, подводящая итоги исследования Эшерского городища в 1968 и с 1970 по 1977 г. В книге были проанализированы строительные остатки, среди которых исследователь выделил сооружения общественного назначения (казармы, общественное здание на нижней площадке с фрагментами греческой надписи, пристенные караульные помещения) и оборонительные сооружения (башни, куртины, ров). Специальную часть исследования составлял анализ найденного в процессе раскопок инвентаря. Поскольку к моменту публикации было выделено на памятнике два слоя - раннеантичный (VI-V вв. до н.э.) и эллинистический (IV-I вв. до н.э.), обнаруженный в процессе раскопок материал рассматривался по этим хронологическим горизонтам.

В этой книге он высказал предположение, что на месте Эшерского городища в доантичный период существовало поселение колхидской культуры [Шамба, 1980, с. 56]. В этом Г.К. Шамба расходился с Ю.Н. Вороновым, считавшим, что на городище не прослеживаются остатки культуры догреческого периода [Воронов, 1972, с. 56]. Основанием для этой гипотезы послужили обнаруженные на памятнике бляшка полукруглой формы и бронзовая сечка, относящиеся к доантичному периоду [Шамба, 1980, с. 56]. В то же время исследователь полагал, что в «возникновении Эшерского городища роль эллинского этноса нельзя недооценить» [Шамба, 1980, с.56]. Безусловно, огромное внимание было уделено значению архаических античных импортов, обнаруженных на верхней площадке Эшерского городища. Они служат важным свидетельством ранней колонизации восточного побережья Черного моря вплоть до района Диоскурии, к «пригородному участку» которого относится Эшерское городище. Следует отметить, что в самой Диоскурии (Сухуме), сведения о которой в античных источниках восходят к VI в. до н.э., слои этого времени пока не обнаружены. Греческое влияние особенно ярко проявляется уже в эллинистическую эпоху, когда на памятнике возникает каменное строительство, использующее известняк, а иногда мрамор, имелись черепичные крыши, функционировал водопровод. Внутренность помещений отделывалась штукатуркой. Исключительное значение имеет и публикация фрагментов бронзовой греческой надписи из общественного здания на нижней площадке городища. При первичном исследовании этой надписи Ю.Г. Виноградов установил, что надпись была сделана в конце IV в. до н.э. «греческим мастером на безупречном греческом языке» [Цит. по Шамба, 1980, с.55].

Судя по данным монетных находок, большинство которых принадлежало столице Понтийского царства Митридата VI городу Амису, а также большое количество малоазийских импортов дало возможность исследователю полагать, что в позднеэллинистический период в крепости был расквартирован один из гарнизонов Митридата. Не позже первой половины I в. до н.э. крепость захватывается и сжигается местными враждебно настроенными племенами и больше уже не восстанавливается [Шамба, 1980, с. 59, 60].

Похожие диссертации на Центральная Абхазия в I тысячелетии до н.э. по археологическим памятникам села Эшера (Абхазия)