Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Технический прогресс и оздоровление нации как основные факторы развития СМИ КНР 9
1. Этапы становления телевидения КНР —
2. Динамика развития медиарынка КНР 29
Глава 2. Электронные СМИ КНР на современном этапе 43
1. Электронные СМИ КНР: процессы глобализации и рыночные отношения —
2. Телевидение КНР в системе мирового информационного пространства 61
Глава 3. Жанрово-стилистические особенности телевидения КНР 81
1. Информационные жанры телевидения КНР —
2. Аналитические жанры телевидения КНР 96
3. Социально-образовательные, художественные и служебные жанры телевидения КНР 106
Заключение 130
Литература 137
Приложение 148
- Динамика развития медиарынка КНР
- Телевидение КНР в системе мирового информационного пространства
- Аналитические жанры телевидения КНР
- Социально-образовательные, художественные и служебные жанры телевидения КНР
Введение к работе
Политика, проводимая современным китайским руководством, ставит своей целью одновременное включение Китая в мировое информационное пространство и сохранение китайской национальной специфики.
Важнейшим условием развития информационного общества является наличие демократических начал в организации общественной жизни. В этом отношении наличие жесткого государственного контроля за развитием СМИ, в том числе и телевидения, которое в Китае продолжает оставаться в подавляющем большинстве либо государственным, либо под идеологическим и финансовым контролем государства, является уникальным явлением, обусловленным коллективистским менталитетом китайского народа.
В реформировании современного китайского общества, в создании новой массовой китайской культуры именно телевидению руководство КНР, направившее страну по пути реформ, определило одну из решающих ролей.
В связи с этим именно телевидение КНР явилось объектом нашего диссертационного исследования. В частности, нас интересовали особенности развития жанров, современного состояния и перспектив китайского телевидения.
Цель исследования - характеристика основных этапов становления китайского телевидения журналистики, анализ эволюционных процессов, связанных с развитием медиарынка Китая в эпоху экономических реформ конца XX - начала XXI в.
Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
проанализировать этапы становления национального телевидения в историческом, социальном и этнокультурном процессе создания информационной структуры в обществе;
выявить характерные черты современного телевидения КНР;
3) определить тенденции развития медиасистемы КНР в условиях
глобализации информационного пространства;
4) рассмотреть жанровые особенности китайской тележурналистики.
Исследовательская литература по журналистике Китая известна '. Она раскрывает реально существующую многообразную картину СМИ Китая.
В последнее время китайские и заграничные исследователи активно осваивают различные аспекты коммуникационного процесса 2 . Но большинство этих исследований затронуло отдельные проблемы экономики и менеджмента прессы Китая в условиях проводимых рыночных реформ.
Сергеев Г.И. От «Дибао» до «Жэньминь жибао»: путь в 1200 лет. М., 1999; Панкина ОТ. Печать Китайской Народной Республики в период социалистических преобразований. М., 1961; Соловьева Т.М. Развитие периодической печати КНР на современном этапе // Актуальные проблемы журналистики Азии, Африки и Латинской Америки: Сб.научн.тр. / Отв. ред. Е. Г. Корнейчук. М., 1998.
Фан Ханци. История периодической печати Китая в новое время. Т. 1- 2. Тайюань, 1992; СюйЯокуй. Анализ теории западной журналистики. Пекин, 1998; Хэ Сянцинъ.Теория и практика строительства корпорации печати на пороге века // Сань Вэнь. На фронте журналистики (Пекин). 1995. № 4; ЧжоуХунто. Экономика массмедиа. Пекин, 1997; ЮйГомин. Пресса Китая перед структурным изменением - общий аналитический доклад об опросе читателей газет всей страны // Ежемесячник китайской печати (Пекин). 1995. № 9; Сунь Цзянь У. Начальный анализ модели функционирования экономки прессы // Вестн. Китайск. народ, ун-та. 1996. № 4; Чжан Юнжуо. Некоторые вопросы о журналистской продукции // Журнал радио и телевидения Китая. 1995; Багдинян Б. Монополия средств информации. М., 1987; РатцкеД. Средства массовой информации в условиях рыночной экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1995. №2.
Конечно, среди специалистов Западной Европы и США есть немало ученых, которые глубоко и всесторонне изучали, например, проблемы рекламы в электронных СМИ 3. Однако эти ученые не исследовали жанровые особенности китайского телевидения.
Среди китайских исследователей современных электронных средств массовой информации КНР имеет смысл назвать таких ученых, как Ван Сяохун, Вань Сиаошэн, Иуан Мили, Нин Жень, Фу Ханчжан, Фан Вэйлинь, Ли Динсинь, Чжан Хэфэн, У Ли, Хуан Щэнминь, Чжоу Лигун, Чжао Эньфан4.
Ривс Р. Реальность в рекламе. М., 1992; Шишкина М. А. 1) Реклама на рынке массовой информации. СПб., 1996; 2) Реклама и связи с общественностью.СПб., 1999.
Ван Сяохун. Теория журналистской деятельности. Пекин, 1998; Вань Сиаошэнь. Творчество журналиста. Пекин, 1997; Иуан Мили. Современная реклама. Чанша, 1997; Ли Динсинь. Пресса Китая в условиях экономической реформы. СПб., 2000; НинЖэнь. Сборник рекламных выражений. Пекин, 1997; ФуХапчоюан. Журналистика КНР. Гуандун, 1997; Фан Вэйлинь. Сочинение современной рекламы. Пекин, 1998; Чжан Хэфэн. Государственная периодическая печать Китайской Народной Республики о проблемах модернизации китайского общества в 1970 -1990 гг.: Автореф. дис.... канд. полит, наук. СПб., 2001; УЛм.Реклама в средствах массовой информации КНР: Автореф. дис.... канд. филол. наук. СПб., 2003; Чжоу Лигун. Теория и практика современной журналистики. Наньцзин, \996;ДинДжинДе. Исследование китайского радио и телевидения. Пекин, 2000; Щю Юон, Ван Ли Джин. Замысел телепрограммы. Нанкин, 2000; Вэй Сучин. О телепрограмме. Пекин, 2001; Юй Де. Творчество художественная программа телевидения. Пекин, 1999; Чан Шокан. Замысел рубрики телепрограммы. Пекин, 2000; Чан Динмин. Замысел и редакция программы телевидения. Нанкин, 2001; Хуан Канмин. Теория тележурналистики. Гантон, 1996; Лю Си. Теория структуры телевидения. Пекин, 1999; Ван Киті. Национальная культура и распространение телевидения за границу. Пекин, 1998; Ши Тианчиан. Современное мировое телевидение. Шанхай, 1991.
Среди трудов о взаимосвязи политической сферы и сферы массовых коммуникаций необходимо назвать исследования зарубежных и российских ученых Б. Багдикяна, Э. Багерстама, Г. Вачнадзе, Э. Дэннис, В. Сидорова5.
Исследованиями в области информационного общества и информационного права известны М. С. Вершинин, Л. М. Землянова, И. С. Мелюхин, В. Н. Снетков и др. Кроме того, следует упомянуть труды специалистов в области этико-правовых вопросов журналистики С. Г. Корконосенко, В. В. Ворошилова и Г. В. Лазутиной6.
Однако, как показывает обзор литературы, ощущается недостаток исследований как в целом роли китайских СМИ в модернизационном процессе, так и телевидения КНР в частности.
Соответственно, несмотря на определенную изученность вопроса, многие аспекты функционирования телевидения КНР требуют дальнейшего изучения.
Диссертационное исследование, учитывая сложность и многоплановость темы, проводилось с использованием комплекса
Багдикян Б. Монополия средств массовой информации. М., 1987; Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе. Тарту, 1995; Вачнадзе Г. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации - их аудитория, техника, будни, политика. Тбилиси, 1989; Дэннис Э., МэриллД. Беседы о масс-медиа. М., 1997; Сидоров В. Политическая структура средств массовой информации. М., 1994.
Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001; Дзялошинский И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2000; Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999; Копылов В. А. Информационное право. М., 1997; Корконосенко С. Г., Ворошилов В. В. Право и этика СМИ. СПб., 1999; Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999; Наумов В. Б. Право и Интернет: очерки теории
общенаучных принципов - единства логического и исторического; глобального и локального; системного и сравнительно-исторического анализа.
Среди использованных в диссертации методов -сравнительно-качественный анализ и контент-анализ теоретического и практического материала.
Новизна исследования заключается в том, что на основе изученного материала автором диссертационного исследования:
первые систематизировано современное состояние тележурналистики КНР;
выявлено взаимовлияние социальных, культурных и политических процессов и развития массмедиа в КНР;
проведен анализ жанровых особенностей китайского телевидения;
- определены перспективы развития электронных массмедиа КНР.
Эмпирической базой исследования послужили статистические данные,
результаты мониторингов, специализированные журналы7, телевизионные
и практики. М, 2002; Серго А. Г. Интернет и право. М, 2003; Снетков В. Н. СМИ и правовая реализация свободы слова в условиях гражданского общества. СПб., 2002.
7 Цзыю ваньбао. 1987; Ляньхэ бао. 1989; Цзыю цзаобао. 1990; Время Китая. 1995; Синшен бао. 1996; Шон иан жибао. 1998; Sinorama. 1998 - 1999; Broadcaster. 1995 -1998; Free China Review. 1995 - 1997; Свободный Китай. 1996 - 1997; Тайбэйская панорама. 2000 - 2002; ТКТ (Техника кино и телевидения). 2000 - 2001; Медиа Эксперт. 2003-2005; СМИ и право. 2000; Среда. 2001 - 2003; Freedom of the media and corruption. 2000-2005.
передачи, а также материалы различных интернет-сайтов 8.
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .
Динамика развития медиарынка КНР
Развитие современных китайских СМИ происходит под сильным влиянием проводимых в стране экономических реформ.
Реформа экономической системы КНР с 1978 г. по настоящее время прошла три периода.
В ходе в первого (декабрь 1978 - сентябрь 1984 г.) главное внимание уделялось сельскому хозяйству, где были внедрены различные формы семейного подряда. Вследствие этого удалось стимулировать активность крестьян в развитии товарного хозяйства. В городах приступили к экспериментам по расширению прав предприятий и по созданию специальных экономических зон .
В начале второго периода (октябрь 1984 - декабрь 1991 г.) было принято решение о переносе реформ экономической системы в город. Основное внимание уделялось перестройке хозяйственного механизма и оживлению деятельности городских предприятий.
Третий период (с 1992 г. по настоящее время) характеризуется переходом от «прорывов» в отдельных звеньях старой хозяйственной системы к созданию нового экономического механизма; от корректировки отдельных политических установок - к обновлению всей нормативной системы; от реформ в отдельных областях - к комплексным, взаимосвязанным преобразованиям. Сформировалась система всесторонней открытости Китая внешнему миру.
Результатом таких реформ явился быстрый рост экономики Китая. В течение последних 20 лет неуклонно возрастал совокупный экономический потенциал, повышался уровень народного благосостояния44.
С развитием многообразных по формам собственности типов хозяйств в КНР появлялись самостоятельные субъекты собственности, активизировалась хозяйственная деятельность, увеличивались ее объемы, возрастал конечный продукт, возникала естественная потребность в обмене его излишками, в соответствии с имеющимся спросом менялась структура производства и инвестиций. Стали ощутимыми первые признаки реакции
Портяков В.Я. Экономические реформы в России и Китае: Проблемы сопоставления и экономики на сигналы рынка, а потому во все большей степени начал удовлетворяться элементарный спрос миллиардного населения. В стране начали появляться заинтересованные производители.
Стремление сбалансировать интересы различных социальных групп населения с помощью законодательных, экономических и административных способов заняло серьезное место в системе государственного макрорегулирования в КНР. Программа китайской реформы постепенно наполняется признаками соединения взятой у капитализма идеи эффективности рыночной экономики с сохраняющейся от социализма идеи социальной защищенности трудящихся.
Эти процессы оказали глубокое воздействие на китайскую журналистику. Но их влияние было сложным, опосредованным, вплетенным не только в экономический, но также в идейно-политический и социальный контекст жизни Китая. Время поставило перед журналистикой Китая новые задачи.
В течение сравнительно долгого периода на первый план выдвигалась пропагандистская функция партийной прессы Китая (это происходило в период революционной борьбы и после создания КНР). Серьезные искажения в трактовке и реализации социальных задач прессы наблюдались в годы «культурной революции», когда стал очевиден факт «игнорирования и неправильного понимания информационно-коммуникативной роли прессы»45.
Создание механизма социалистического рынка привнесло в прессу изменения: в соответствии с развитием и преобразованием общества ее социальные роли на разных этапах модифицировались, начал расширяться круг ее функций. Журналистика должна была не только решать агитационно-пропагандистские задачи, но и соответствовать требованиям кардинально реформируемой экономики. Если ранее производственно-экономическая роль печати не могла получить всестороннее раскрытие, то сейчас она приобретает первоочередную значимость. Прессе «возвращается» качество специфического товара, однако это не означает забвения ее духовно-идеологической роли, это отнюдь не отказ от выполнения пропагандистских функций.
В настоящее время СМИ Китая, являясь субъектом рынка, продает новости как товар, так что информация призвана обладать качествами новизны, объективности, достоверности, но вместе с тем неправомерно отрицать и тот факт, что она сохраняет определенную предвзятость и тенденциозность как инструмент пропаганды. Вхождение СМИ в рынок и ориентированность на запросы пропаганды не всегда составляют единство46.
После печально известного периода «культурной революции» с конца 1970-х до начала 1990-х годов СМИ Китая прошли три этапа, получивших в китайской исследовательской литературе названия «восстановление», «развитие» и «регулирование».
В ходе первого периода страна начала преодолевать негативные последствия «культурной революции» 47. СМИ возродились, стремясь покончить с застоем. Были восстановлены некоторые ранее запрещенные издания, возникли новые. Начала складываться сеть газет, ориентирующихся на определенную аудиторию и обладающих устойчивыми содержательными особенностями.
Телевидение КНР в системе мирового информационного пространства
Проникновение на китайский рынок зарубежных информационных структур. Они нацелены на огромный потенциал китайского рынка, сотрудничают со многими китайскими коммерческими сайтами либо размещают непосредственно на них свою информацию на китайском языке.
В последние годы агентство «Синьхуа», пытаясь ответить на эти вызовы, уделяет много внимания вопросу, каким образом улучшить свою работу, чтобы отвечать запросам пользователей, занять прочное положение на рынке. Одна из мер - использование интернет-технологий, методов сбора информации.
Агентство «Синьхуа» работает также над созданием седьмого блока. Этот раздел будет использовать более десяти каналов, предоставлять различную экономическую информацию, станет главным сайтом, собравшим вместе всю экономическую информацию по Китаю96.
Каждый канал этого раздела, посвященный одной из отраслей китайской экономики, планируется наполнить следующими видами информации:
- новости отрасли, распространяемые в реальном времени;
- новости, имеющие отношение к этой отрасли, распространяемые в реальном времени;
- база материалов по данной отрасли;
- характеристика основных предприятий отрасли;
- электронная доска объявлений BBS, где пользователи смогут размещать свою информацию.
Если сайт «Синьхуа» направлен прежде всего на всестороннюю презентацию Китая на международной арене, то среди сайтов, ориентированных главным образом на китайскую аудиторию, значительное место занимает Китайский международный центр новостей (http://www.china.org.cn).
Это информационная структура, специализирующаяся на распространении информации через Интернет. Основная тематика новостей - положение в Китае. Сайт открылся в 1997 г. Уже в первый год существования сайта его посетило больше 20 млн. пользователей.
В 1996 г. на мировом рынке появились системы Телеинтернета. Это еще не ИТВ, но уже и не аналоговое телевидение. В Китае сейчас такие системы распространены шире, чем в любой другой стране мира. Телеинтернет - это общий термин для обозначения setop boxes (STB), небольших коробок, которые обычно размещаются непосредственно в телевизоре. СТБ позволяет осуществлять доступ в Интернет с использованием обычного телевизора. Владельцу СТБ нет нужды покупать полностью сконфигурированный компьютер для того, чтобы просматривать страницы Web и пользоваться электронной почтой. Обычно СТБ оснащается пультом дистанционного управления и / или клавиатурой, что позволяет работать с ним из любой точки комнаты в прямой видимости телевизора. Базовый пакет «Телеинтернет» состоит из:
- модема, который подсоединяется к телефонной линии;
- внутренней памяти для временного хранения страниц Web и JAVA инструкций;
- инфракрасного приемника для принятия сигналов дистанционного управления;
- цепей управления экраном, которые контролируют вывод страниц на экран телевизора; - процессора, осуществляющего общий контроль и управление СТБ в целом. Неотъемлемой частью систем «Телеинтернет» является также сопутствующий сервис . Обычно пользователю предлагается как минимум доступ в Интернет и к системам электронной почты. При этом у каждой компании, специализирующейся на Телеинтернете, имеется свой пакет дополнительных услуг: они или фокусируются на услугах (электронная почта, чаты, электронная торговля и новости), или объединяют в одной коробке сервис телевидения, Интернета, телефонии и факса, предоставляя фактически интегрированное решение для домашнего пользования, а некоторые могут извлекать цифровую информацию из неиспользуемой части спектра телевизионного сигнала. В такие пакеты может входить, например, телепрограмма, дополненная подробностями о будущих ТВ-шоу, новостях и даже рекламе98.
Еще одним популярным способом создания аналогов ИТВ можно считать построение цифровых кабельных сетей. Они позволяют передавать по одному кабелю сразу несколько информационных пакетов, в том числе радио, телевидение, телефонию, факсимильную связь. У абонента на дому устанавливается небольшой ящик с кабелем - интерфейсный блок-терминал, к которому подключаются телевизор, телефон, видеотелефон, компьютер, факс и прочие системы обмена информацией. В нее будут включены все основные телеканалы мира, текстовая информация, дающая пользователям возможность во время просмотра телепрограмм получать дополнительные сведения из Интернета, отправлять и получать электронную почту, делать покупки.
Все эти попытки создания варианта ИТВ имеют мало общего с ИТВ в традиционном понимании этого термина. Основные причины этого -техническое отставание китайских сетей и неверие потенциальных заказчиков в перспективы ИТВ. Как и сам Интернет несколько лет назад, ИТВ в Китае остается уделом немногих энтузиастов. Однако есть все основания рассчитывать, что китайское ИТВ вскоре перерастет из развлечения для «технарей» в серьезную отрасль экономики, как это уже случилось с самой всемирной сетью.
Итак, проблемные аспекты развития китайского телевидения в конце XX - начале XXI в. связаны с общемировыми процессами глобализации и политикой развития рынка и открытости современного китайского руководства при одновременном сохранении национальной самобытности.
Аналитические жанры телевидения КНР
В КНР широко распространено интервьюирование работников - очный опрос работников с целью изучения их мнения и оценок тех или иных сторон действительности, мотивов их поведения 142.
Личное интервью - интервью, проводимое в условиях непосредственного социального взаимодействия, соответствует веками складывавшейся в Китае системе ценностей и также имеет широкое распространение. В ходе личного интервью интервьюер получает ответы на свои вопросы непосредственно от респондента.
Стремясь достичь доверия опрашиваемого, интервьюер проводит мягкое интервью, демонстрируя ему свою симпатию.
Нередко в тележурналистике КНР используется структурированное интервью - интервью, при котором заранее определяется порядок следования вопросов, предлагаемых респонденту, либо порядок подачи тематических областей (блоков вопросов).
Ненаправленное интервью - интервью, в котором предоставляется максимум свободы вести беседу по темам, выбранным респондентом, не имеет в КНР значительного распространения, что обусловлено в первую очередь цензурными рамками системы китайского телевидения .
Часто журналисты в силу объективных причин вынуждены прибегать в эфире к опосредованному интервью, при котором взаимодействие между интервьюером и респондентом осуществляется при помощи телефона или иных технических средств.
Иногда китайские тележурналисты используют в своей работе специализированное интервью - интервью, при котором для успешного общения с респондентом требуется применение нестандартных процедур.
Наконец, автор определяет еще два вида интервью, встречающихся в телеэфире КНР I44 . Это терапевтическое интервью, позволяющее респонденту рассказать о своих неприятностях, фрустрации, и фокусированное интервью, сконцентрированное на исследовании определенных аспектов некоего особого события или ситуации, пережитой респондентом.
Жанр интервью может быть классифицирован и по другим основаниям: по степени стандартизованности, по личностной характеристике интервьюируемого, по отношению собеседника к беседе, по степени участия журналиста в интервью, по количеству собеседников, по типу интервьюера, по типу СМИ, по способу общения 145. Распространение глобальной компьютерной сети Интернет способствовало появлению нового вида интервью в рамках этой системы. Становление рекламного рынка обусловило появление рекламных интервью.
Высказывания журналиста в интервью представляют собой обращение-вопрос, обращение-сообщение, обращение-побуждение к действию. В ходе анализа выявлены случаи использования журналистом этих форм в своих репликах. Особенность жанра интервью в том, что все формы высказываний корреспондента направлены только на получение информации. Обращение-вопрос, обращение-сообщение, обращение-побуждение к действию могут нести дополнительную информацию. Соотношение разных форм высказываний в отдельной реплике журналиста и в целом интервью индивидуально для каждого конкретного случая.
В интервью используются разные формы взаимосвязи реплик: непосредственный ответ респондента на вопрос журналиста, подхват реплики журналиста собеседником, вторжение слов корреспондента в речевой поток собеседника, лексические повторы.
Популярность жанра интервью в КНР в конце XX - начале XXI в. объясняется многими факторами, важнейший среди которых тот, что у интервьюируемого появилась возможность высказать в беседе с журналистом свою точку зрения. В прежнее время собеседник выступал от лица коллектива и рассматривался не как отдельная личность, а как составляющая общества. Теперь журналист обычно обращается к интервьюируемому как индивидуальности.
Еще одним важным элементом информационного жанра являются новости. В Китае они имеют ряд особенностей.
«Щин вэн лян бо» является самой авторитетной программой в Китае, причем за двадцать лет она претерпела существенные изменения 146. Во-первых, изменилась структура, раньше основные новости содержали только сообщения о деятельности КПК или о ежедневных встречах лидера КПК, а сейчас больше внимания уделяется экономике, культуре, политике и иностранным новостям. Во-вторых, увеличено количество сообщений из разных стран. В настоящее время чаще вскрываются проблемы общества.
В-третьих, следует отметить повышение технической эффективности: в настоящее время телекомпания, получив информацию и еще не успев оформить кадр, может через телеведущего передать прямое устное сообщение: «Мы только что получили информацию» - или показать буквенное сообщение
Вообще в Китае людям нравится смотреть новости, потому что новость имеет тесную связь с жизнью общества, люди могут из них получать информацию для коммуникаций, повышать уровень знаний или получать различные инструкции к действию. Чем качественнее новости, тем более высокая популярность у телеканала, тем более увеличивается и стоимость рекламы на телеканале. Например, рекламу, которая транслируется перед программой «Щин вэн лян бо», называют «золотым временем», потому что здесь самые дорогие цены для рекламодателей 148.
Поэтому в китайской тележурналистике самой важной функцией телевидения можно считать именно новости. Теленовости уже стали символом качественного телеканала.
Важнейшее место в рамках информационного жанра телевидения современного Китая занимает комментарий.
Комментарий соединяет в себе объективные новости и субъективные суждения о них и имеет большое значение для формирования общественного мнения.
Социально-образовательные, художественные и служебные жанры телевидения КНР
К социально-образовательным жанрам современного китайского телевидения можно отнести научно-популярные, документальные фильмы, телеуниверситеты, англоязычные программы, экологические программы, ток-шоу, телетрибунал (аналогия «Часа суда» на российском телевидении), программы, посвященные китайской кухне.
Это жанр, который передает научно-культурные знания, имеет воспитательные функции для общества. Он занимает самую большую часть в китайском телевидении, собирает самую большую аудиторию и транслируется самое длительное время. Последнее время в Китае происходит бурное развитие этого жанра, возникает много качественных программ, например: «Щи Ян Хун», «Бан Бин Дин», «Да Фен Че» и т. д. Эти программы оказывают сильное влияние на общественное мнение 164.
«Щи Ян Хун» («Красный закат») - эта программа особенно интересна пожилым людям. Она призывает все общество следить за жизнью и здоровьем стариков, тем самым получает распространение китайская традиция уважения к старости.
«Бан Бин Дин» («Половина неба») -это программа для женщин. Ее цель в том, чтобы следить за жизнью женщины, показать образ женщины нового поколения. Активно показываются новые идеи, новое мышление и новый образ жизни. Ее содержание составляют темы взаимоотношения женщин в обществе, консультации по различным, в том числе служебным, вопросам, гигиена, семейная жизнь.
«Дин Дин Ин Ши» («Питание на каждый день») - эта программа знакомит зрителей с правилами приготовления домашней пищи.
В последнее время ток-шоу как новый жанр стал популярным в Китае. Сначала жанр ток-шоу возник в радиовещании, после 1990 г. начинается его распространение на телевидении. Это жанр дал людям общее пространство для бесед на общие темы. Раньше СМИ передавали информацию как бы только с одной стороны, теперь ток-шоу воплотил в себе коммуникационную функцию СМИ. Жанр ток-шоу дал людям возможность общаться в виртуальной реальности, т. е. люди на телевидении получают ощущение настоящей жизни. Современным китайцам трудно общаться друг с другом, возникает неуверенность друг в друге, а также неуверенность в жизни, что заставляет многих чувствовать себя одинокими. В жанре ток-шоу они нашли выход их сложившейся ситуации: здесь они могут обсудить даже очень личные проблемы, не скрывая их от других людей.
В отличие от российских, китайские ток-шоу не являются развлекательными программами. Китайские ток-шоу рассматриваются как информационный жанр и социально-образовательный жанр. По сути, ток-шоу обеспечивают диалог между людьми, удовлетворяют стремление людей к коммуникации. Ток-шоу дает пространство и создает систему для свободного разговора на те темы, которые актуальны для общества, побуждают людей к размышлению.
После начала экономических реформ ценности изменились: интересы людей от политики переходят к экономике. Это отразилось также на ценностях эстетики, стала больше цениться индивидуальность. Теперь людям недостаточно просто получать информацию по телевидению, они испытывают потребность проявлять активное участие и на телевидении, найти свое место в легких юмористических передачах, развлекательных программах. Это стимулирует популярность ток-шоу ,65.
Ток-шоу ставят своей целью решение не социальных проблем, а психологических. Они показывают жизненные проблемы обычных людей, чтобы человек понял, что проблема, которая мучает его сейчас, была и у других людей, и ее можно решить. Ток-шоу помогают правильно относиться к ней и спокойно жить дальше.
Например, в программе «Диан Шу» («Рассказ») собирается 30 журналистов в студии, и они рассказывают, как они попадали в разные ситуации. Они рассказывают о том, что для того, чтобы получить нужную информацию, им приходится зачастую обращаться к секретным материалам, что показывает серьезную ответственность и трудности работы журналиста.
В 1993 г. вышла передача «Время Востока». Ее авторы осознавали, что новое время - это время народа. «Народ обладает мощью, не уважать его -значит быть вне этой эпохи» 16. Аудитория - это не безмолвная мишень, а равноправный партнер СМИ.
Ток-шоу отразили давние чаяния китайских зрителей, отразили общие ценности и надежды. Кроме того, люди увидели, как они могут влиять на СМИ. А. Шмидт говорил: «Скоро содержание СМИ будут определять не авторы, а аудитория» 167. Роль аудитории в массовой коммуникации изменилась от пассивного получателя к пользователю, обладающему правом выбора. Вчерашний зритель может стать сегодняшним автором передачи. Можно сказать, что связь между вещателем и зрителем стала двусторонней.
Особенности ток-шоу проявляются прежде всего в специфике межличностной коммуникации в рамках массовой коммуникации. Главный редактор программы «Честно говоря» Ян Дунпин сказал: «Нам кажется, что главная ценность нашей передачи заключается в двух аспектах. Первый -правдивость, реалистичность. Второй - народность»168. До выхода «Честно говоря» зрители привыкли к официальным речам, порою лживым и малозначимым. Новая программа «Честно говоря» создана для людей и от имени людей. В ней звучат голоса многих, а не один единственного, претендующего на истину.