Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Роль медийного пространства в гендерном дискурсе .14
1.1. Гендерные стереотипы и возможности СМИ в гендерном дискурсе 14
1.2. Проблема репрезентации социальных ролей женщины средствами массовой информации .24
1.3. Женские журналы как основные акторы в процессе закрепления гендерных стереотипов .35
ГЛАВА 2. Эволюция французских периодических изданий для женской аудитории 44
2.1. Возникновение и начальный этап развития женской прессы .44
2.2. «Золотой век» французской прессы для женщин .55
2.3. Тенденции развития женской прессы во второй половине XX-начале XXI вв 70
ГЛАВА 3. Социальная роль женщины как объект дискурса в современных французских женских журналах на примере материалов еженедельника «фам актюэль» (femme actuelle) .94
3.1. Журнал «Фам актюэль» как информационное сопровождение социальных ролей женщины и его языковые особенности 94
3.2. Эксплуатация образа красивой женщины в журнале «Фам актюэль» и составляющие этого образа 110
3.3. Приватная сфера как социальная граница полов 130
3.4. Расширение социального пространства для женщины: в поисках компромисса .146
Заключение 158
Библиография .
- Проблема репрезентации социальных ролей женщины средствами массовой информации
- Женские журналы как основные акторы в процессе закрепления гендерных стереотипов
- «Золотой век» французской прессы для женщин
- Эксплуатация образа красивой женщины в журнале «Фам актюэль» и составляющие этого образа
Введение к работе
СМИ традиционно являются основной площадкой для публичного обсуждения гендерных проблем, под которыми понимается, прежде всего, «женский вопрос». Основными акторами в процессе гармонизации гендерных отношений являются издания для женской аудитории. И это понятно, если учесть, что в общем объеме информации общественно-политических изданий информация о женщинах представлена незначительно, что подтверждают исследования СМИ различных стран.
Франция является одной из стран, в которых проводится последовательная политика по ликвидации гендерной асимметрии. Тем не менее, вопрос о формировании средствами массовой информации образа женщины, адекватного ее роли в обществе и семье, и здесь стоит довольно остро. По оценкам французских организаций, отслеживающих соблюдение прав женщин, современные женские журналы транслируют стереотипные представления о женщинах, зачастую далекие от реальности. Такая роль женских журналов в гендерном дискурсе представляется нам особенно противоречивой, если учесть богатую историю французской прессы для женщин, которая в определенные периоды своего развития являлась едва ли не единственной трибуной, где звучали голоса женщин, обсуждавших серьезные общественные проблемы.
Французская пресса для женщин прошла долгий путь от первых газет для женского чтения середины XVIII века, выходивших эпизодически и посвященных темам моды и литературы, до современных журналов. Во второй половине ХХ в., когда во Франции практически исчезла феминистская пресса (после закрепления за французскими женщинами равных с мужчинами юридических прав), женские журналы стали представлять собой более узкоспециализированные издания, ориентированные на отдельные возрастные группы и социальные слои. Однако основные темы этих изданий остаются общими для всех, независимо от их «специализации»: мода, красота и похудение, дом и семья. Разумеется, в этих журналах затрагиваются и важные социальные проблемы, но лейтмотивом в них служат названные темы.
Актуальность выбранной темы продиктована тем, что современные средства массовой информации, обладая мощным потенциалом по воздействию на массовое сознание, участвуют и в дискурсе по вопросам трансформации социальной роли женщины, который, в частности, присутствует и в содержании изданий для женщин. В этом смысле концентрация внимания исследователя на таких изданиях Франции особенно эвристична, так как пресса для женской аудитории появилась в стране более двух с половиной веков назад, и в огромной мере несет на себе печать изменений: как в целом в отражении общественно-политической проблематики, так и в эволюции этих изданий по презентации женских образов. Гендерные отношения в современном мире
являются своего рода лакмусовой бумажкой для констатаций изменений идеологических, политических, моральных образцов, которые весьма подвижны в рамках национально-государственных образований. Представленность таких образцов в прессе весьма важна: ведь пресса в таких процессах играет роль не только отражателя реальных процессов по данной проблематике, но и роль организатора дискурса по ней. И – даже более глубоко – аудитория прессы, в ее сегменте, ориентированном на женскую аудиторию, получает возможность адаптироваться к социальным изменениям, касающимся роли женщин в социуме.
Сегодня женские издания, ориентированные на узкую читательскую аудиторию, – одна из самых предпочтительных категорий современной французской прессы для размещения рекламы. Это гарантирует им стабильность на рынке. Однако тесное сотрудничество с рекламодателями приводит, в конечном итоге, к зависимости от них: оно определяет тематику изданий для женской аудитории (мода, красота, дом, кулинария) и проблематику журналистских и рекламных материалов, в которых образ женщины зачастую создается под воздействием гендерных стереотипов. В большинстве случаев эти стереотипы связаны с трансляцией образа идеальной красавицы. Отметим, что красота всегда считалась именно феминной характеристикой, однако в последние десятилетия в западном обществе сформировался своего рода культ красоты (или, как его назвала Н. Вульф, «миф о красоте»), кстати, хорошо приживающийся и на современной российской почве. В соответствии с этим мифом «идеальная» красота, вписанная в жесткие рамки стереотипов, стала главным достоинством «настоящей» женщины. Контент-анализ материалов самого популярного во Франции женского журнала «Фам актюэль» (Femme actuelle), проведенный автором, выявил эксплуатацию образа идеально красивой женщины, а также представление приватной сферы деятельности в качестве основной для женщины, а профессиональной – в качестве второстепенной.
Говоря о степени разработанности темы, нужно подчеркнуть, что в тех случаях, когда исследование касалось общих тенденций развития прессы Франции, оно отчасти совпадало по объекту исследования с трудами наиболее известных российских авторов таких, как В. Е. Аникеев, Г. Н. Вачнадзе, А. С. Пую, В. С. Соколов, Л. Н. Сухорукова, Л. В. Шарончикова, в которых сообщаются некоторые сведения об изданиях для женщин, тем не менее, довольно важные. Изучению французской женской прессы посвящено в российской науке несколько диссертаций (например, Е. В. Есиной, Ж. А. Терпелец), авторы которых рассматривают лингвистические особенности журналов для женщин. Общие тенденции развития прессы Франции исследуются, разумеется, в трудах французских исследователей таких, как P. Albert, R. Cayrol, J.-M. Charon, G. Feyel, D. Lormier, L. Martin. В работах французских авторов – M. Bonvoisin,
M. Maignien, H. Eck, C. Blandin, V. Soulier, E. Sullerot, а также других зарубежных исследователей (A. Kleinert, S. Van Dijk) – рассматриваются французские издания для женщин в историческом аспекте, то есть в контексте социально-экономических, политических и культурных изменений, происходящих во Франции. Кроме того, существует ряд монографий, авторы которых рассматривают творчество отдельных журналисток – сотрудниц женских изданий (L. Adler, Garrec E.), а также деятельность отдельных женских журналов (S. Giet, A.-M. Prier).
Гендерный подход, использованный автором в отношении
французской женской прессы, предопределил также обращение к работам
исследователей, рассматривающих теоретические аспекты феминизма, а
также вопросы гендера, гендерных стереотипов и проблему их отражения
в СМИ, в частности, в женских журналах – таких, как отечественные
авторы: Н. И. Ажгихина, С. Г. Айвазова, О. А. Воронина,
Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина и др., а также зарубежные: С. де Бовуар, Ю. Кристева, Л. Иригарей, Э. Сиксу; С. Бем, Б. Фридан, Н. Вульф, М. Такс и др.
Кроме того, гендерные проблемы являются сегодня чрезвычайно актуальными, и вопрос о влиянии гендерных стереотипов на формирование женского образа в СМИ поднимается во французском обществе регулярно: в публикациях в ведущих французских периодических изданиях, в Интернет-источниках.
Таким образом, отдавая должное значительной исследовательской работе, следует отметить, что в научных трудах по французской журналистике ряд аспектов, касающийся прессы для женщин, остался незатронутым. Причем речь идет как об общих закономерностях развития изданий для женской аудитории, так и, в особенности, о проблематике современных журналов и представленном в них образе женщин.
Объектом исследования является французская пресса для женской аудитории.
Предметом исследования является образ женщины в современных французских женских журналах и роль гендерных стереотипов в его формировании.
Хронологические рамки исследования охватывают период с момента, когда во Франции появилось первое издание для женской аудитории (1758 г.), и до 2012 г., на статистических данных относительно французской женской прессы которого автор завершает исследование эволюции этого типа прессы. С 2012 г. совпадает также контент-анализ еженедельника «Фам актюэль», самого популярного издания для женщин Франции на сегодня.
Эмпирической базой исследования послужили тексты СМИ, отражающие процесс эволюции образов и стереотипов французской прессы для женщин в период с XVIII в. по XXI в.
Источником для контент-анализа современных женских изданий явились 53 номера (общей площадью 5316 полос) самого популярного во Франции журнала для женщин «Фам актюэль», представленные во Французской электронной библиотеке (.), доступ к которой был предоставлен автору Медиатекой Французского культурного центра в Москве как владельцу абонемента Медиатеки, для изучения таких параметров вышеназванного журнала, как содержание материалов, визуальный ряд, тираж, обозначенные журналом характеристики аудитории, внешнее оформление. Также в качестве источников использовались: официальные статистические сборники, досье и отчеты различных организаций, отслеживающих тиражи, распространение СМИ во Франции, и структур, отслеживающих соблюдение прав женщин и степень адекватной репрезентации образа женщины в СМИ (Ассоциация по контролю распространения СМИ - ОЖД (OJD), Комиссия по анализу образа женщин в СМИ, Министерство по Правам Женщин, Министерство Солидарности и Социальной Консолидации).
Целью предлагаемого диссертационного исследования стало выявление особенностей развития французской женской прессы (исторический срез), а также изучение особенностей репрезентации женщины на страницах газет и журналов Франции в сегменте женской прессы, главным образом, современной (филолого-социологический подход).
Для достижения указанной цели автору было необходимо комплексное решение следующих задач:
дать анализ женской прессы как особой системы, фиксирующей в общественном сознании гендерные тенденции социума;
изучить эволюцию женской прессы Франции и трансформацию образа женщины в ней;
выяснить влияние гендерных стереотипов на формирование образа женщины в современных французских изданиях для женской аудитории на примере самого популярного из них, определить его тематику и проблематику.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринято комплексное изучение эволюции французских изданий для женской аудитории с момента их зарождения до современного этапа, а также впервые проведен анализ особенностей образа женщины, представленного в современных женских журналах, который дан на примере самого популярного из них. Научная новизна работы заключается также в изучении и включении в научный оборот значительного пласта ранее не исследованных французских источников - документов, широкого массива журналистских материалов по данной проблематике. В научных работах российских исследователей французской прессы не получил глубокого описания вопрос, касающийся одного из наиболее стабильных секторов
СМИ на современном медийном рынке Франции - женской прессы в контексте гендерной проблематики.
Теоретическая значимость исследования определяется, прежде всего, внесением диссертантом определенного вклада в изучение роли и опыта французских изданий для женской аудитории, а также специфики этого сектора прессы в контексте презентации образа женщины, создаваемого под влиянием гендерных стереотипов. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов в области зарубежной журналистики, в частности, для исследователей французской прессы, в плане осмысления роли женских журналов и их влияния на общественное сознание, для понимания механизма информационного обеспечения равноправия мужчин и женщин.
Практическая значимость исследования заключается в попытке привлечения внимания к роли и значимости женщины в современном обществе, к эволюционному реформированию гендерных стереотипов; в демонстрации форматов повествования об этой проблеме как части профессиональной деятельности французских журналистов. Исследование предполагает привлечение внимания к проблеме репрезентации искаженных женских образов и в отечественных СМИ, созданных по модели зарубежных СМИ, в том числе французских. Материалы, представленные в работе, могут быть использованы при проведении занятий в высших учебных заведениях по специальности «История зарубежной журналистики», подготовке соответствующих разделов учебных курсов по гендерной проблематике, филологическим наукам, профессионального кодекса журналистов, а также в просветительской деятельности, направленной на преодоление гендерных стереотипов.
В работе над диссертацией были использованы общенаучные принципы познания в области истории, социологии и филологии: анализ, синтез, обобщение, сравнение данных, содержащихся в разных источниках, посвященных проблемам журналистики; методы, присущие теории журналистики, в том числе качественные и количественные методики изучения текстов (контент-анализ). Общеметодологический принцип, использованный автором в ходе исследования, характеризуется системным сочетанием культурно-исторического и социокультурного (гендерного) подходов.
Основные положения, выносимые на защиту:
СМИ, в частности женские журналы, являются одним из основных трансляторов гендерных стереотипов;
длительная история развития французской прессы для женской аудитории представляет собой пример взаимосвязи исторических и общественно-политических процессов с эволюцией изданий и репрезентацией в них женских образов, на которые, так или иначе, оказывали влияние гендерные стереотипы;
самый популярный современный французский женский журнал эксплуатирует образ «идеально» красивой женщины, созданный под воздействием гендерных стереотипов, а также изображает приватную сферу деятельности приоритетной по сравнению с профессиональной реализацией женщины.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. Статьи по теме исследования опубликованы в научных журналах, в том числе в журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.
Структура работы определена ее целями и задачами, а также логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, библиографии (231 наименование), а также приложений. Каждая глава работы сопровождается соответствующими выводами.
Проблема репрезентации социальных ролей женщины средствами массовой информации
СМИ традиционно являются основной площадкой для публичного обсуждения гендерных проблем, под которыми понимается, прежде всего, «женский вопрос». Основными акторами в процессе гармонизации гендерных отношений являются издания для женской аудитории. И это понятно, если учесть, что в общем объеме информации общественно-политических изданий информация о женщинах представлена незначительно, что подтверждают исследования СМИ различных стран.
Франция является одной из стран, в которых проводится последовательная политика по ликвидации гендерной асимметрии. Тем не менее, вопрос о формировании средствами массовой информации образа женщины, адекватного ее роли в обществе и семье, и здесь стоит довольно остро. По оценкам французских организаций, отслеживающих соблюдение прав женщин, современные женские журналы транслируют стереотипные представления о женщинах, зачастую далекие от реальности. Такая роль женских журналов в гендерном дискурсе представляется нам особенно противоречивой, если учесть богатую историю французской прессы для женщин, которая в определенные периоды своего развития являлась едва ли не единственной трибуной, где звучали голоса женщин, обсуждавших серьезные общественные проблемы (в данном контексте под дискурсом мы понимаем совокупность вербальных манифестаций, устных или письменных, отражающих определенную идеологию или мышление).
Французская пресса для женщин прошла долгий путь от первых газет для женского чтения середины XVIII века, выходивших эпизодически и посвященных темам моды и литературы, до современных журналов. Во второй половине ХХ в., когда во Франции практически исчезла феминистская пресса (после закрепления за французскими женщинами равных с мужчинами юридических прав), женские журналы стали представлять собой более узкоспециализированные издания, ориентированные на отдельные возрастные группы и социальные слои. Однако основные темы этих изданий остаются общими для всех, независимо от их «специализации»: мода, красота и похудение, дом и семья. Разумеется, в этих журналах затрагиваются и важные социальные проблемы, но лейтмотивом в них служат названные темы.
Актуальность выбранной темы продиктована тем, что современные средства массовой информации, обладая мощным потенциалом по воздействию на массовое сознание, участвуют и в дискурсе по вопросам трансформации социальной роли женщины, который, в частности, присутствует и в содержании изданий для женщин. В этом смысле концентрация внимания исследователя на таких изданиях Франции особенно эвристична, так как пресса для женской аудитории появилась в стране более двух с половиной веков назад, и в огромной мере несет на себе печать изменений: как в целом в отражении общественно-политической проблематики, так и в эволюции этих изданий по презентации женских образов. Гендерные отношения в современном мире являются своего рода лакмусовой бумажкой для констатаций изменений идеологических, политических, моральных образцов, которые весьма подвижны в рамках национально-государственных образований. Представленность таких образцов в прессе весьма важна: ведь пресса в таких процессах играет роль не только отражателя реальных процессов по данной проблематике, но и роль организатора дискурса по ней. И – даже более глубоко – аудитория прессы, в ее сегменте, ориентированном на женскую аудиторию, получает возможность адаптироваться к социальным изменениям, касающимся роли женщин в социуме. Сегодня женские издания, ориентированные на узкую читательскую аудиторию, – одна из самых предпочтительных категорий современной французской прессы для размещения рекламы. Это гарантирует им стабильность на рынке. Однако тесное сотрудничество с рекламодателями приводит, в конечном итоге, к зависимости от них: оно определяет тематику изданий для женской аудитории (мода, красота, дом, кулинария) и проблематику журналистских и рекламных материалов, в которых образ женщины зачастую создается под воздействием гендерных стереотипов. В большинстве случаев эти стереотипы связаны с трансляцией образа идеальной красавицы. Отметим, что красота всегда считалась именно феминной характеристикой, однако в последние десятилетия в западном обществе сформировался своего рода культ красоты (или, как его назвала Н. Вульф, «миф о красоте»), кстати, хорошо приживающийся и на современной российской почве. В соответствии с этим мифом «идеальная» красота, вписанная в жесткие рамки стереотипов, стала главным достоинством «настоящей» женщины. Контент-анализ материалов самого популярного во Франции женского журнала «Фам актюэль» (Femme actuelle), проведенный автором, выявил эксплуатацию образа идеально красивой женщины, а также представление приватной сферы деятельности в качестве основной для женщины, а профессиональной – в качестве второстепенной.
Говоря о степени разработанности темы, нужно подчеркнуть, что в тех случаях, когда исследование касалось общих тенденций развития прессы Франции, оно отчасти совпадало по объекту исследования с трудами наиболее известных российских авторов таких, как В. Е. Аникеев, Г. Н. Вачнадзе, А. С. Пую, В. С. Соколов, Л. Н. Сухорукова, Л. В. Шарончикова, в которых сообщаются некоторые сведения об изданиях для женщин, тем не менее, довольно важные. Изучению французской женской прессы посвящено в российской науке несколько диссертаций (например, Е. В. Есиной, Ж. А. Терпелец), авторы которых рассматривают лингвистические особенности журналов для женщин. Общие тенденции развития прессы Франции исследуются, разумеется, в трудах французских исследователей таких, как P. Albert, R. Cayrol, J.-M. Charon, G. Feyel, D. Lormier, L. Martin. В работах французских авторов – M. Bonvoisin, M. Maignien, H. Eck, C. Blandin, V. Soulier, E. Sullerot, а также других зарубежных исследователей (A. Kleinert, S. Van Dijk) – рассматриваются французские издания для женщин в историческом аспекте, то есть в контексте социально-экономических, политических и культурных изменений, происходящих во Франции. Кроме того, существует ряд монографий, авторы которых рассматривают творчество отдельных журналисток – сотрудниц женских изданий (L. Adler, Garrec E.), а также деятельность отдельных женских журналов (S. Giet, A.-M. Prier).
Женские журналы как основные акторы в процессе закрепления гендерных стереотипов
Появление в 1937 г. еженедельника «Мари-Клер» (Marie Claire) ознаменовало революцию в истории женской прессы1. Создатель журнала – Жан Пруво, владелец многотиражной ежедневной газеты «Пари-Суар» (Paris-Soir). Он задумал «Мари-Клер» как компромисс между массовым и элитарным типом издания. Обложка журнала была инновационной для того времени: впервые было изображено лицо женщины в цвете. До «Мари-Клер» на обложках печатали модно одетых женщин в полный рост, модели одежды, варианты причесок и т.п. Другое нововведение журнала – индивидуализация: к читательницам стали обращаться во втором лице множественного числа. Уверенный в успехе нового предприятия, Пруво напечатал первый номер «Мари-Клер» тиражом в 800 000 экземпляров. Издатель не просчитался: французские читатели толпились у газетных киосков, чтобы купить очередной свежий выпуск этого журнала, имевшего огромный успех и достигшего тиража в миллион экземпляров уже в конце 1937 г.2.
Таким образом, во Франции к началу Второй мировой войны сформировалось три основных типа женских изданий: 1. консервативный прикладной журнал; 2. популярный журнал; 3. журнал нового типа, созданный по американской модели3. В качестве примера первого типа изданий приведем еженедельник
«Птит Эко де ла Мод», который был невероятно популярен в начале ХХ в. Стабильно высокие показатели распространения были обусловлены, прежде всего, прикладным характером издания: там печатали выкройки, схемы по вязанию, – таким образом, журнал «Птит Эко де ла Мод» можно назвать прообразом современных изданий для рукодельниц. Однако, в отличие от последних, в названном журнале присутствовали новости литературы, культуры, кроме того, печатался роман с продолжением, что также способствовало росту популярности «Птит Эко де ла Мод». Высокие тиражи издания обеспечивала и рекламная поддержка. Консервативность журнала заключалась в стремлении сохранить за женщиной ее традиционную гендерную роль хранительницы семейного очага (в «Птит Эко де ла Мод» публиковали выкройки не только женской, но и детской и мужской одежды, а на обложке нередко была представлена литография женщины с ребенком), кроме того, журнал был совершенно аполитичным, что в наибольшей степени определялось его содержанием.
Второй тип изданий представлен журналом «Конфиденс», основоположником популярной в будущем (после Второй мировой войны) так называемой «прессы сердца». Он был полностью посвящен обсуждению личных проблем читательниц (на основе их писем), что обуславливало его сентиментальный характер и, как следствие, популярность среди женщин, особенно с невысоким уровнем образования. Тем не менее, письма читательниц, в которых они сообщают о проблемах личной жизни, и обсуждение этих проблем, публикуются в женских журналах и сегодня, что обеспечивает им обратную связь с читательницами, способствует близости женщин к их изданиям.
Основоположником третьего типа изданий явился еженедельник «Мари-Клер», представлявший собой, как мы отмечали выше, компромисс между массовым и элитарным изданием. На его обложке было впервые изображено в цвете лицо женщины крупным планом, что, на наш взгляд, дало первый толчок развитию индустрии красоты и тиражированию образа идеально красивой женщины. Тем не менее, именно «Мари-Клер» всегда был умеренно феминистским изданием и предназначался эмансипированным женщинам. Традиционными рубриками издания с середины ХХ века являются мода, литература, музыка, советы, касающиеся семейной жизни, интервью с известными людьми.
В годы Второй мировой войны были закрыты многие женские журналы. «Мари-Клер» переместился в Лион, в зону коллаборационистского режима Виши (1940-1944), «Птит Эко де ля Мод» продолжал выходить, но сократилось и количество страниц, и периодичность. То же самое можно сказать и о журнале «Мод э Траво», который, потеряв своих читательниц из элитных слоев общества, стал журналом, дающим практические советы ведения хозяйства в новых условиях безденежья и крайней нужды.
После освобождения от фашистской оккупации закрытые во время войны издания стали выходить снова. «Мари-Клер» был запрещен как журнал Ж. Пруво, запятнавшего себя поддержкой коллаборационистского режима.
Опустевшую нишу «Мари-Клер» необходимо было занять: издательства-участники движения Сопротивления решили создать новый женский журнал, который появился в ноябре 1944 г.1. Им стал еженедельник Э. Амори «Мари-Франс» (Marie France), который оставался верным традиционному образу женщины-хранительницы очага. Испытывающий серьезные трудности на протяжении первых 10 лет своего существования, журнал начал выходить ежемесячно с 1956 г.
«Золотой век» французской прессы для женщин
В контексте проблемы репрезентации женской сексуальности отметим, что женщина представляется в соответствии с распространенным гендерным стереотипом – как сексуальный объект, и красота, стройность, молодость необходимы ей для соблазнения мужчин(ы). Лексическая единица sduction (франц. соблазн, обольщение, совращение)2 встречается как в текстах, так и в заголовках статей довольно часто, например: «Урок обольщения», «Лучшие секреты соблазнения», «Секреты развития своих способностей обольстительницы»3 и др. Автор материала «Лучшие секреты соблазнения» подробно описывает внешность сексуально привлекательной женщины: нежный загадочный взгляд; притягательные губы, покрытые лучезарной помадой; брови, как у голливудской звезды; густые ресницы; покрытые лаком ногти и гламурная прическа4. Соответствовать такому образу читательницы смогут, сделав «соблазнительный макияж» с помощью определенных косметических средств, о которых, разумеется, упоминает автор статьи.
Также необходимо обратить внимание на эксплуатацию изображения полуобнаженной или вовсе обнаженной женщины (соответствующего жестким критериям стереотипа «красивая-стройная-молодая»), которое можно встретить на обложке некоторых летних выпусков журнала, а также на рекламных полосах (нижнего белья и косметических средств) и фотографиях к статьям в любом номере. Кроме того, все 5-8 полос по сути рекламной рубрики «Мода» в №№ 1423, 1429, 1444, 1451 и 1468 отведены под представление новинок женского белья (в № 1444 – купальников), в которое облачены стройные модели1.
Отметим также, что эротизированные изображения женщин сопровождают не только статьи, посвященные проблемам сексуальных отношений, но и материалы, не имеющие отношения к данной теме. Так, в № 1458 на фотографии к публикации «Изобретения в области здоровья, которые всё изменят» изображены женщины в нижнем белье, держащие в руках различные медицинские инструменты2. Статья о подготовке к праздничному ужину «Упс! Сегодня вечером у меня гости» (№ 1474) сопровождена снимком девушки, находящейся на кухне (пробующей спагетти и держащей книгу по кулинарии), – также в нижнем белье3. Наконец, материал «Экспресс-диагностика боли в спине» (№ 1449) проиллюстрирован фотографией и вовсе обнаженной женщины, склонившей голову так, чтобы закрыть самые интимные части тела4. Также снимки женщин в нижнем белье или с обнаженной грудью, прикрывающих ее руками, сопровождают описание четырехнедельной диеты (№№ 1438-1441) и статью «6 изобретений, которые изменят жизнь женщин» (№ 1430)1. А на одной из фотографий, сопровождающих двухнедельную программу похудения «Прекрасна в купальнике», на снимках к статьям «Бальнеолечение – это полезно (и это доказано)» и «Увлажнение с головы до ног, которое подходит мне» женщины никак не прикрывают свою наготу2. И это далеко не полный перечень подобных изображений. Таким образом, обнаженное женское тело, причем не соответствующее реальным женским телам, а загнанное в жесткие рамки стереотипных представлений о красоте, выгодных в первую очередь рекламодателям, помещается в журнале даже на тех страницах, где оно совершенно неуместно.
Демонстрация не существующей в действительности телесности и сексуальности постоянно напоминает читательницам об идеальных стандартах красоты, стремление к соответствию которым, по «Фам актюэль», должно сопровождать женщину во всех сферах жизни. Особенно наглядно это можно проследить на примере проблемы заботы о здоровье, к которой обращаются в журнале довольно часто (как мы упоминали выше, в издании есть рубрика «Здоровье», а также раздел «Тенденции в области здоровья» в рубрике «Новости»). Однако понятие «здоровье», в соответствии с редакционной концепцией «Фам актюэль», включает в себя, прежде всего, сохранение молодости кожи, достижение красоты волос, зубов, ногтей, питание, благодаря которому тело становится стройным, и решение проблем, связанных с половой жизнью. В некоторых номерах журнала в рубрике «Здоровье» затрагиваются, казалось бы, недостойные внимания темы, однако обращение к ним оправдывается достижением идеальной красоты всех частей тела и интересами рекламодателей. Так, например, в № 1458 опубликована заметка под названием «Скажем «Стоп!» мозолям», в которой идет речь о том, как разносить новые туфли1. Разумеется, на той же полосе размещена реклама пластырей.
Обращает на себя внимание и тот факт, что статьи «Более сексуальная, благодаря спорту» (№ 1429), «Какая форма самообороны мне подходит?» (№ 1469) и т.п. помещают в рубрику «Красота», что свидетельствует о репрезентации занятий спортом в качестве средства достижения красоты, а не здоровья2.
Обязательным условием достижения идеальной красоты, по «Фам актюэль», является также следование моде. В среднем рубрике «Мода» в журнале «Фам актюэль» отводится 11 полос, но тема стиля, моды с точки зрения их влияния на жизнь женщины обсуждается также и в других рубриках, например, в разделе «Личность» рубрики «Психология». Кроме того, дважды за исследуемый период рубрику «Мода» существенно увеличивают: так, например, в №№ 1433 и 1458 ей отведено по 43 полосы
Эксплуатация образа красивой женщины в журнале «Фам актюэль» и составляющие этого образа
Именно беззаботность оказывается лейтмотивом в образе женщины, в том числе работающей: так, на фотографии к статье «Как терпеть на работе отстающих», опубликованной в № 1469, изображена девушка, красящая ногти за рабочим столом, а за ее спиной – две недовольные коллеги1. В самом тексте статьи, несмотря на то, что она опубликована в разделе «Работа», как и в большинстве материалов данного раздела, не рассматриваются вопросы, связанные с профессионализмом. Конкретно в данной статье речь идет о проблеме межличностных отношений с коллегами.
В материале «12 идей непринужденного возобновления работы» на первый план при решении проблемы возвращения к трудовой деятельности после отпуска выходят не только межличностные отношения, но и вопросы самоорганизации и увлечений. Чтобы пережить этот сложный, по выражению автора статьи, период, психологи советуют читательницам записывать планы действий, доходы и расходы, прислушиваться к своему биоритму, избегать утомительных отношений, по-доброму относиться к себе (подбадривать и поощрять себя), улыбаться на улице, обзавестись оптимистичной книгой, играть на пианино или вязать и т.п. Все советы, для убеждения читательниц в необходимости им последовать, подкреплены данными научных исследований.
Аналогичные рекомендации дают женщинам и в статье «Всё, чтобы быть более счастливой на работе», например: «Раздавайте комплименты направо и налево… это лучший способ их получать»2. Данный совет дополнен замечанием, ставящим под сомнение заинтересованность женщины в трудовом процессе и ограничивающим круг ее интересов миром моды и красоты: «Похвала должна относиться к работе, а не только к новой стрижке или красивой одежде: ну да, мы на работе!»1. Таким образом, авторы «Фам актюэль» изображают женщин в рамках популярного стереотипа, представляющего их как некомпетентных сотрудниц, даже на работе обеспокоенных, прежде всего, своей красотой и личными проблемами. Более того, подобные статьи не просто воспроизводят и тиражируют данный стереотип, они закрепляют его в качестве нормы женского поведения на работе и поощряют, как отмечено выше, стремление к сокращению рабочего времени, профессиональной активности и т.п. И поэтому трудовая деятельность женщины часто представлена в журнале не как способ самореализации или занятие интересным делом, а как связанная с бесконечными неприятностями и мешающая спокойной жизни трудовая повинность. Например, в статье, «Всё, чтобы быть более счастливой на работе» читаем: «Эта идея [быть счастливой на работе – М. Т.] кажется нам настолько смешной, что мы в нее совершенно не верим!»2 А статья «12 идей непринужденного возобновления работы» начинается словами: «Возвращение на работу после отпуска – напряженный период с вереницей проблем»3.
Тем не менее, несмотря на несбалансированность трудовой нагрузки членов семьи и устойчивость стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью женщин, почти половина француженок вносит существенный вклад в семейный бюджет. Об этом свидетельствует, в частности, исследование «Французские семьи на грани разорения», результаты которого опубликованы в № 1460: «Среди супругов, которые имеют отдельные банковские счета, теперь не только мужчины берут на себя семейные расходы. Всё чаще имеет место равенство, особенно это касается питания (43 % [пар делят между собой расходы поровну – М. Т.]), жилья (38 %), счетов (39 %) и даже машины (48 %)... «Такое разделение расходов, кажущееся равным, на самом деле маскирует неравенство по отношению к женщинам, которые зарабатывают по-прежнему меньше, чем их супруги», – констатирует Этьен Мерсье, специалист по изучению общественного мнения в Исследовательском институте “Ипсос”»1.
Таким образом, на примере издания «Фам актюэль», самого читаемого женского журнала во Франции, можно убедиться в том, что гендерные стереотипы находят отражение в современной прессе для женской аудитории, в которой наибольшее количество полос посвящается «женским» темам моды и красоты и транслируется искаженный образ идеально красивой женщины, вписывающийся в жесткие рамки стереотипов. Во многом это объясняется зависимостью редакционной политики журнала от рекламодателей, обеспечивающих ему стабильное положение на рынке, в данном случае представителей индустрий красоты, похудения и моды, которые заинтересованы в том, чтобы женщины постоянно стремились к достижению идеала красоты. При этом тридцатилетнее лидерство журнала «Фам актюэль» в своем сегменте не означает, что темы красоты, моды и диет являются наиболее интересными для женщин, а, скорее, свидетельствует о том, что СМИ воздействуют на формирование потребностей аудитории в интересах рекламодателей. Кроме того, обратим внимание на отсутствие на рынке многотиражных альтернативных изданий для женщин, не возводящих красоту в культ, а также на устойчивость гендерных стереотипов, в соответствии с которыми женщине в мужской культуре традиционно отводится роль красавицы и хранительницы домашнего очага. Неслучайным в данной связи кажется то, что следующими за темой красоты по популярности в издании «Фам актюэль» являются темы создания домашнего уюта, кулинарии и семьи, а подавляющее большинство материалов, посвященных профессиональной деятельности женщин, представляют публичную сферу занятости второстепенной по значимости в жизни женщины по сравнению с приватной.
Отметим также отражение гендерных стереотипов на репрезентации взаимоотношения женщины и мужчины в исследуемом журнале – женщина нередко представлена в качестве сексуального объекта, кроме того, женский образ транслируется в рамках патриархатных стереотипов, связанных с представлениями о второстепенной роли женщины в семье (паре) и социуме в целом.
Проявлением еще более устойчивого гендерного стереотипа в сфере межличностных отношений является репрезентация женщины на страницах журнала «Фам актюэль» в роли заботливой, нежной, любящей матери, способной жертвовать собой (в том числе и своей профессиональной карьерой) ради детей. В связи с данным обстоятельством проблематика статей, посвященных трудовой деятельности женщины сводится к поиску компромисса между ее профессиональной деятельностью и семейной жизнью.