Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция концепции мультикультурализма и приоритеты социальной политики в США в последней четверти XX - начале XXI в. Медведева, Оксана Олеговна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Медведева, Оксана Олеговна. Эволюция концепции мультикультурализма и приоритеты социальной политики в США в последней четверти XX - начале XXI в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Медведева Оксана Олеговна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 425 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/268

Введение к работе

Мультикультурализм является одной из наиболее неоднозначных и широко обсуждаемых социальных стратегий. История его концептуального становления и реализации в рамках государственной политики различных стран представляет собой наглядный пример утверждения плюралистической модели социального взаимодействия. Особенно примечательным в этом отношении является американский опыт, изучение которого позволяет поставить проблему типологии плюралистической социальной политики в контексте исторической эволюции поликультурных наций.

Актуальность исследования связана с нарастанием интереса к проблеме мультикультурализма и потоком его критики со стороны научного, экспертного, педагогического сообществ, средств массовой информации, политического истеблишмента. В глазах значительной части общества мультикультурализм превратился в символ ценностной дезорганизации, распада устойчивых социальных связей и культурных традиций, нарушения исторического опыта. Не случайно, что в 2010-2011 гг. лидеры ведущих стран Европы в унисон объявили о крахе «мультикультурного проекта». За такой декларацией скрывается признание того факта, что современное общество испытывает острую потребность в эффективных механизмах культурной интеграции. Важную роль в решении этой задачи может сыграть и социальная политика, основанная на идеях мультикультурализма. Однако для этого необходимо отказаться от восприятия мультикультурализма в качестве космополитической риторики и морализаторства, признать необходимость изучения его в контексте исторического развития конкретных наций и в качестве целостной системы социального регулирования.

Научная новизна диссертации определяется, прежде всего, спецификой постановки проблемы. Мультикультурализм рассматривается как одна из плюралистических моделей, закрепившихся в общественном сознании США в XX в. Поэтому автор исходит из необходимости комплексной исторической реконструкции процесса становления и эволюции американского мультикультурализма, в том числе выявления его социальной природы и политической обусловленности, специфики идеологического и методологического обоснования, определения места мультикультурализма в американской интеллектуальной традиции и его роли в осмыслении социальных процессов последней четверти XX - начала XXI в. Анализ мультикультурализма осуществляется автором в двух ракурсах: с одной стороны, изучаются конкретные научные теории и политические инициативы, которые позиционируются в американском обществе в качестве «мульти-культурных», а, с другой, мультикультурализм рассматривается как часть более широкого общественного дискурса, направленного на осмысление феномена культурной множественности, поиск путей и средств национальной консолидации в условиях современных «вызовов».

Необходимо отметить, что при самом широком интересе к мультикульту-рализму со стороны представителей философской, социологической, культурологической науки исторический анализ этого проблемного поля проводится достаточно редко. Автор данной диссертации полагает, что именно историко-стадиальный анализ, направленный на выявление предпосылок, этапов и перспектив развития мультикультурализма, позволяет выявить его сущность как

целостного интеллектуального, социокультурного и политического

явления. Таким образом, речь идет не только об учете «исторического контекста» развития мультикультурализма, но и о реконструкции самого мультикультурализма как динамичного исторического явления.

Важным критерием научной новизны диссертации является выявление методологических основ плюралистических и мультикультурных теорий, в том числе соотнесение их с процессом становления американской культурной антропологии, разработкой неклассических методов социального анализа. Подобный ракурс исследования принципиально необходим с учетом терминологической и понятийной неопределенности, характерной не только для зарубежных и отечественных исследований в области мультикультурализма, но и самой муль-тикультурной теории и политики в США.

С точки зрения научной новизны диссертации необходимо также отметить, что становление американского мультикультурализма рассматривается в тесной связи с изменением приоритетов социальной политики в США, причем понятие «социальная политика» используется автором в расширительном смысле. Социальная политика рассматривается в качестве комплекса мер, направленных на формирование целостного пространства социализации личности и стратификации общества, оптимизации социального взаимодействия и социокультурной коммуникации. Поэтому наряду с государственной политикой в области социального обеспечения и защиты гражданских прав в диссертации отдельно анализируются мультикультурные аспекты американского образования и корпоративной социальной политики.

Еще одним элементом научной новизны данной диссертации можно считать используемую в ней модель стадиального анализа, а также включение в хронологические рамки событий последнего десятилетия, не являвших ранее предметом специального исследования при изучении истории американского мультикультурализма. Процесс концептуального становления и развития мультикультурализма в США, сопряженные с ним аспекты общественно-политической полемики и социальной политики анализируются автором в контексте четырех преемственных исторических стадий - кризиса социальной модели «государства всеобщего благосостояния» 1970-х гг., «неоконсервативной революции» конца 1970-х - 1980-х гг., технократической политики 1990-х гг., нарастания кризисных явлений в американском обществе в 2000-х гг.

Цель диссертации заключается в формировании целостного представления о социально-исторической природе и концептуальной эволюции американского мультикультурализма, определении степени и характера его влияния на социальную политику в США в последней четверти XX - начале XXI в. Для достижения этой цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

рассмотреть исторические корни американской национальной идентичности и традицию ее теоретических интерпретаций;

выявить причины закрепления в американском общественном сознании плюралистической парадигмы и соотнести динамику ее развития с основными этапами социально-политической истории США новейшего времени;

- проанализировать процесе методологического становления
американского мультикультурализма в контексте неклассических социальных и
культурно-антропологических теорий;

определить место и роль мультикультурализма в ряду моделей плюралистической социальной идеологии и политики в США;

показать значимость идей мультикультурализма для общественных дискуссий по проблемам развития американской нации на рубеже ХХ-ХХІ вв.;

рассмотреть реализацию принципов мультикультурализма в социальной политике последней четверти XX - начала XXI в.

Объектом исследования является социально-политическая и интеллектуальная история американского общества в XX - начале XXI в.

Предмет исследования - становление и трансформация мультикультурализма как интеллектуального, социокультурного и политического явления, отражающего социальную эволюцию американского общества, трансформацию его национальной идентичности и политических методов самоорганизации.

Хронологические рамки работы охватывают последнюю четверть XX и начало XXI в., хотя для решения поставленных задач необходим анализ более ранних событий и процессов. Выбор хронологических рамок связан с динамикой общественно-политических дискуссий в американском обществе. До начала 1970-х гг. их рефреном являлась проблема искоренения любых форм расовой, этнической, тендерной дискриминации. В середине 1970-х гг. значительная часть интеллектуальной и политической элиты США объединилась в стремлении выработать новую стратегию национального развития, способную консолидировать и мобилизовать общество при сохранении достигнутого уровня гражданских прав и свобод, социальной защищенности и культурного разнообразия. Это послужило толчком для перехода от охранительной «политики позитивных действий» к формированию обновленного плюралистического дискурса, частью которого стали и идеи мультикультурализма. 2008 год является верхней хронологической границей исследования, поскольку избрание на пост президента США Б. Обамы было воспринято в американском обществе как политический триумф мультикультурализма. Последующие события показали, что такая реакция оказалась преждевременной. Но дискуссия о мультикультурализме приобрела с этого времени новый социально-политический контекст.

Методологической основой диссертации является принцип историзма, то есть изучение предмета исследования как явления, развивающего во времени и пространстве в связи с конкретно-историческими условиями. Такой выбор методологической базы предопределяется тремя факторами: во-первых, принцип историзма позволяет рассматривать американский мультикультурализм в качестве конкретной социально-политической модели и в тесной связи с развитием национальной идентичности и коммуникативной культуры американского общества, избегая, тем самым, слишком широких обобщений, присущих философским и культурологическим исследованиям в данной области; во-вторых, принцип историзма обеспечивает объективность оценок социальной природы и общественной роли мультикультурализма, что важно с точки зрения многообразия существующих теоретических подходов и явной политизации данной темы; в-третьих, использование принципа историзма позволяет выявить преемственную

смену концептуальных моделей плюралистической идеологии в США и уточнить роль мультикультурализма в этом процессе.

В русле принципа историзма используются такие методы, как историко-генетический (выявление причинно-следственных связей в формировании идей мультикультурализма), проблемно-хронологический (анализ эволюции плюралистической парадигмы в США в контексте конкретных проблем социального развития американского общества и смены актуальных политических стратегий), историко-антропологический (рассмотрение исторической эволюции плюралистической идеологии в США как процесса, в равной степени отражающего и динамику социокультурного развития общества, и личностный социально-рефлексивный опыт представителей научного сообщества). Совокупность этих методов позволяет рассматривать мультикультурализм в контексте исторической социальности американского общества.

По проблемной направленности данное диссертационное исследование тяготеет к направлению интеллектуальной истории. Интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей, сосредотачивает внимание на изучении проблем, которые стояли перед учеными, а не только разработанных ими теоретических постулатах и концепциях. Именно такая методология наиболее эффективна при анализе эволюции мультикультурализма в контексте социального развития американского общества. Кроме того, важно отметить, что интеллектуальная история определяется в современной науке как исследовательское поле, лежащее на стыке разных дисциплин, включая новую социальную историю, историческую и культурную антропологию, социологию, философию. Подобный междисциплинарный синтез также можно считать одним из ключевых методологических принципов данного диссертационного исследования.

Источниковую базу исследования составил комплекс материалов, различных по своему происхождению, характеру и функциям. Среди них можно выделить следующие группы:

1) Законодательные и административные акты. В рамках этой группы представлены нормативные акты, связанные с законодательными инициативами в области социальной политики американского государства в последней четверти XX — начале XXI в. Использование данных источников позволяет выявить и проанализировать степень влияния принципов мультикультурализма в области обеспечения прав человека и в вопросах иммиграционной политики, в сфере социальной защиты и развития системы образования.

' В состав источников данной группы вошли документы, преимущественно размещенные на официальных сайтах государственных учреждений: The Official Website of U.S. Social Security Administration (Civil Rights Act of 1964, The Immigration Reform and Control Act of 1986, The Social Security Act of 1935), The Official Website of U.S. Educational Department (Elementary & Secondary Education Amendment of 1974, 1978, 1984, 1988, No Child Left Behind Act of 2001), The Law Library of Congress (Religious Freedom Restoration Act of 1993, The Defense of Marriage Act of 1996, Immigration and Nationality Act of 1990, Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act of 2001), The Official Website of U.S. Equal Employment Opportunity Commission (Disabilities Act of 1990, The Civil Rights Act of 1991, The Age Discrimination in Employment Act, 1967), Education Resources Information Center (The Elementary and Secondary Education Act of 1965, Economic Opportunity Act of 1964), The Official Website of National Council for the Social Studies (Curriculum Guidelines for Multicultural Education of 1976) и др.

2) Документы политических партий США. В состав этих
источников входят партийные предвыборные платформы и протоколы предвы
борных конференций2. Анализ этих документов позволяет не только исследовать
процесс выработки политической стратегии ведущих партий США, но и ознако
миться с оценкой состояния общества, которую давали представители партийно
го истеблишмента. Кроме того, предвыборные платформы американских партий
обладают ярко выраженной пропагандисткой направленностью и могут рас
сматриваться как важный инструмент мобилизующего влияния на общество.

  1. Официальные политические выступления. Среди этих источников можно выделить две подгруппы. В первую, примыкающую к предыдущей группе в связи со схожестью происхождения и функций, входят выступления политиков в ходе праймериз и стенограммы дебатов кандидатов в президенты от конкурирующих партий. Содержательные особенности этих источников выявляют показательную закономерность: внутрипартийные дискуссии носят чрезвычайно острый характер, и в выступлениях кандидатов находят отражение самые неоднозначные проблемы развития американского общества, тогда как дебаты победителей праймериз имеют более умеренную стилистику и позиционируются как выбор общенациональной стратегии развития. Еще в большей степени последняя черта присуща источникам, входящим во вторую подгруппу - инаугураци-онным речам президентов США, а также их выступлениям по актуальным вопросам жизни и развития американского общества3. Подобные речи представляют собой консолидированное обращение политической элиты к обществу, опирающееся на ключевые идеологемы американской национальной идентичности, архетипические образы американской картины мира.

  2. Научные исследования и материалы научной публицистики. Источники данной группы имеют особенно важное значение для изучения американского мультикультурализма в проблемном поле интеллектуальной истории. Результатом их анализа является определение причин закрепления в американском общественном сознании плюралистической парадигмы, выявление ее методологических и мировоззренческих основ, реконструкция основных этапов ее эволюции. Внутренняя критика этих источников позволяет выделить две подгруппы. В первую входят исследования американских ученных, связанные с разработкой новейших методологических подходов в области социальной науки, обладающие ярко выраженным академическим стилем и концептуальной направленностью. Не во всех из них проблематика мультикультурализма представлена непосредственно. Однако эти работы принципиально значимы для реконструкции плюралистической парадигмы в качестве особого научного дискурса. В их число входят исследования представителей структурно-функциональной социологии,

2 За исключением отдельных документов, размещенных на официальных сайтах Демократической партии (De
mocratic Leader. The Official Website of Office of Democratic Leader, The Official Website of Democratic National
Convention Committee), основной массив источников данной группы составили материалы из собрания докумен
тов исследовательского проекта Калифорнийского университета «The American Presidency Project».

3 Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша (1789 - 2001 г.) с исто
рическим комментарием. - М.: Издательский дом «Стратегия», 2001; Obama В. Inaugural Address. 2009. [Элек
тронный ресурс]. URL: (дата обращения:
25.10.2011). Рузвельт Ф.Д. Беседы у камина. - М.: ИТРК, 2003; Обама Б. Дерзость надежды. - М: Азбука-
классика, 2008; 51; Буш-младший Дж. У. Великий народ вынужден защищать великую страну // Речи, которые
изменили мир / Сост. С. С. Монтефиоре. - M.: Манн, Иванов и Фербер, 2008 и др.

культурной антропологии, теории социального обмена, символического интеракционизма, социальной феноменологии и конструктивизма4. Вторую подгруппу образуют материалы научной публицистики. Их спецификой является стремление авторов принять непосредственное участие в общественной полемике, сформулировать свою позицию по актуальным проблемам национального развития и социальной политики государства5.

  1. Материалы общественно-политической публицистики. Данную группу источников в особой степени отличает «злободневность» проблематики и ярко выраженный мировоззренческий, идеологический подтекст. В отличие от материалов научной публицистики, работы данной группы не претендуют на решение академических задач, носят нарочито полемический характер. В них затрагиваются наиболее острые вопросы межрасовых и межэтнических отношений в американском обществе, ставится проблема кризиса национальной идентичности, рассматриваются «риски» и «вызовы» глобализации6.

  2. Мемуары. Наибольшее значение среди источников этой группы имеют мемуары бывших президентов США Р. Рейгана, Б. Клинтона и Дж. Буша-младшего7. Их изучение позволяет более точно определить направленность политических инициатив и общей стратегии американского государства в области социальной политики.

  3. Материалы периодической печати. В работе использованы материалы таких американских СМИ, как «The New York Times», «Commentary», «National Review». Осуществляя информационную функцию, эти издания выступают и

  1. Blumer Н. Society as Symbolic Interaction. - Berkeley: University of California Press, 1969; Blau P. Exchange and power in social life. - N.Y.: Wiley, 1964; Goffman E. Encounters: Two studies in the sociology of interaction. - London: Allen Lane, 1972; Gordon M. M. Human Nature, Class and Ethnicity. - New York: Oxford University Press, 1978; Gordon M.M. Assimilation in American Life: The Role of Race, Religion, and National Origins. - Oxford: Oxford University Press, 1964; Isaacs H.R. Idols of the tribe: group identity and political change. - New York : Harper & Row, 1975; Parsons T. The Social System. -New York: The Free Press, 1951; Luhman R., Giltman S. Race and Ethnic Relations. The social and Political Experience of Minority Groups. - Belmont: Wadsworth Pub. Co., 1980; Glazer N. We Are All Multiculturalists - Now, Harvard Univ. Press, 1997; Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. - М: Логос, 2003; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995; Гудмен Н. Способы создания миров. - М.: Логов, Идея-Пресс, Прак-сис, 2001; ГринфельдЛ. Национализм. Пятытутей к современности. -М.:ПЕРСЭ, 2008 и др.

  2. Ethnicity: Theory and Experience I Ed.by N. Glazer, D. Moynihan. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1975; Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. - New York: Basic Books, 1976; Glazer N. Ethnic Dilemmas: 1964-1982. - Cambridge: Harvard Univ. Press, 1983; Glazer N., Moynihan D. Beyond the Melting Pot. The Negroes, Puerto Ricans, Jews, Italians, and Irish of New York City. - Cambridge: MIT Press, 1963; Kirk R. The Fraud of Multi-culturalism. - Washington: The Heritage Foundation, 1992; Novak M. The Spirit of Democratic Capitalism. - New York: Simon & Schuster, 1982; Banks J. Multicultural Education, Transformative Knowledge, and Action: Historical and Contemporary Perspectives. - New York: Teachers College Press, 1996; Geertz С The Integrative Revolution: Primordial Sentiments and Civil Politics in the New States. -New York: Basic Books, 1987 и др.

  3. Bloom H. The Western Canon: The Books and School of the Ages. - New York: Harcourt Brace, 1994; Capitalism today/Ed. byD. Bell, I. Kristol. - New York: Basic Books, 1971; Etzioni A. The New Golden Rule. Community and Morality in a Democratic Society. -New York: Basic Books, 1998; Lind M. The Next American Nation: The New Nationalism and the Fourth American Revolution. - New York: The Free Press, 1995; Mann A. The One and the Many: reflections on the American identity. - Chicago: University of Chicago Press, 1979; Olasky M. Compassionate Conservatism: What It Is, What It Docs, and How It Can Transform America. - New York. Free Press., 2000; Walzer M. Spheres of Justice. A Defence of Pluralism and Equality. - New York: Columbia. University Press, 1983; Zangwill I. The melting-pot: drama in four acts. - New York: Macmillan, 1916; Бьюкенен П. Ha краю гибели. - M.: ACT, 2008; Кругман П. Кредо либерала. - М.: Европа, 2009; Фукуяма Ф. Доверия. Социальные добродетели и путь к процветания. - М.: ACT, 2004 и др.

  4. Клинтон У.Дж. Моя жизнь. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005; Рейган Р. Жизнь по-американски. - М.: Новости, 1992; Буш младший Дж. Ключевые решения. - М.: Олма Медиа Групп, 2011.

как средство организации общественного диалога, включают

аналитические материалы по проблемам развития общества, комментарии социально значимых инициатив правительства. Так, например, именно на страницах журнала «Commentary» в 1970-х гг. развернулась общественная дискуссия по вопросам «нового» культурного плюрализма, ставшая прологом «неоконсервативной революции», а на страницах «Tawnhall Magazin» впервые были раскрыты идеи «республиканского плюрализма» М. Оласки8.

8) Материалы информационных и сетевых порталов. В эту группу входят именно те материалы, которые были созданы непосредственно в виртуальном пространстве (тогда как работы, первоначально изданные в полиграфическом варианте и лишь затем размещенные в Интернете, входят в массив остальных групп источников). Наибольшее значение имеют официальные сайты правительственных и неправительственных организаций, выполняющие как информационную, так идеологическую функцию. Примером подобных ресурсов может служить сайт Национальной ассоциации мультикультурного образования, содержащий как документы официального характера, так и образовательные материалы, направленные на пропаганду идей мультикультурализма и толерантности9. Отдельным видом виртуальных источников являются сайты в формате бло-гов и личных комментариев, являющиеся средством коммуникативного взаимодействия и формирующие пространство для обмена мнениями по актуальным проблемам развития американского общества10.

Степень изученности темы. Проблема мультикультурализма является предметом научных дискуссий уже более трех десятилетий. Прослеживается широкое разнообразие подходов к оценке исторической и социальной природы мультикультурализма, прогнозированию перспектив и рисков мультикультур-ной стратегии общественного развития. В контексте данного исследования особое значение имеют сложившиеся в канадской, австралийской, европейской, российской науке концептуальные трактовки мультикультурализма, позволяющие сформировать представление о специфике этого явления в США.

Канадские исследователи преимущественно ориентируются на классическое понимание мультикультурализма, связанное с формулой «интеграция без ассимиляции». Однако на концептуальном уровне прослеживается два основных подхода. В работах У. Кимлики представлена стадиальная типология мультикультурализма, в русле которой современный американский мультикультура-лизм оценивается как «ответ на нациестроительство», основанный на формировании «социетальной культуры», поиске «общего социального языка», обеспечивающего национальную интеграцию при сохранении «возможности общественного и частного выражения индивидуальных и коллективных различий» . Д.

  1. Ethnics and Pluralists. Letters.// Commentary. - June 1972; Culture and the Present Moment: A Round-Table Discussion II Commentary. - December 1974; Olasky M. Not the race card again, please II Tawnhall Magazin. - 2001. -March, 20; Olasky M. When multiculturalism is conservative and Christian II Tawnhall Magazin. - 2007. - Janury, 04

  2. The National Association for Multicultural Education. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 25.10.2011).

10 The Politics of Well-Being. A blog about philosophy, psychology, and our search for the Good Life. [Электронный
ресурс]. URL: обращения: 25.10.2011).

' Kymlicka W. Multicultural citizenship. - Oxford: Clarendon Press, 1995; Kymlicka W., Opalski M. Can Liberal Pluralism Be Exported? Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe. - Oxford: Oxford University Press, 2002; Кимлика У. Современная политическая философия. - М.: Изд.дом. ГУ ВШЭ, 2010.

Форбс развил эту идею в русле концепции мультикультурализма как лингвистической интеграции общества12. В более традиционном плане мультикультурализм рассматривает патриарх канадского коммунитарного движения Ч. Тейлор13. По его мнению, суть мультикультурализма заключается в утверждении универсальных принципах толерантности и плюрализма, а, следовательно, национальные отличия этой идеологии не существенны.

Австралийская школа также изначально опиралась на плюралистическое понимание мультикультурализма. Ее лидер Е. Зубржицки подчеркивал, что мультикультурализм по своей природе является именно политическим проектом государства, призванным раскрыть естественный потенциал таких иммигрантских обществ, как австралийское, канадское и американское14. В более поздний период в его концепции мультикультурализм начал рассматриваться уже как универсальное явление, связанное с тождеством общечеловеческих ценностей в современном мире. В развернутом варианте эта идея представлена в трудах Ч. Кукатаса15. Однако скептическое отношение к мультикультурализму как государственной политике становится в последние годы все более распространенной позицией среди австралийских исследователей. Переломное значение в этом плане имела публикация в 2008 г. сборника статей под редакцией Дж. Леви, в котором американская, канадская и австралийская теория и практика мультикультурализма были подвергнуты критике с точки зрения задач политической интеграции общества16.

Европейские ученые обратились к теме мультикультурализма лишь с конца 1980-х гг. Как правило, их исследования отличались более академичным стилем, направленностью на изучение мультикультурализма в широком философском, историческом и идеологическом контексте. В целом, можно выделить два доминирующих концептуальных подхода. В трудах Й. Терборна, И. Раца, 3. Баумана, Ю. Хабермаса, Н. Лумана мультикультурализм представлен как один из наиболее ярких симптомов «текучей современности».17 Его природа трактуется в русле конструктивистского понимания культуры и анализируется на стыке с такими исследовательским направлениям, как политическая коммуникати-вистика, лингвосоциология, дискурсивная аксиология. Опыт американского мультикультурализма в этом плане рассматривается как один из наиболее при-

12 Forbes H.D. Ethnic Conflict: Commerce, Culture and the Conflict Hypothesis. - New Haven, Conn., and London,
1997.

13 Multiculturalism: Examining the Politics of Recognition I Ch. Taylor. - Princeton University Press, New Jersey, 1994;
Тейлор Ч. Защищая мультикультурализм II Современное государство: стандарты демократии и критерии эффек
тивности (Ярославль, 2010) [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.09.2011).

14: Jerzy Zubrzycki I P. Thompson II ABC Radio National: Big Ideas. 25 may 2003 [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2011).

15 Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма / InLiberty. Свободная среда [Электронный ресурс]
URL: (дата обращения: 25.05.2011); Кукатас 4. Либеральный архипелаг.
Теория разнообразия и свободы - М.: Мысль, 2001.

16 Political Theory and Australian Multiculturalism I G.B. Levey. - Oxford: Berghahn Books, 2008.

17 Терборн Й. Мультикультурные общества II Социологическая теория: история, современность, перспективы. -
СПб.: «Владимир Даль», 2008; Бауман 3. Текучая современность. - СПб.: Питер, 2008; Raz J. Multiculturalism: А
Liberal Perspective. Dissent II Raz J. Ethics in the Public Domain: Essays in the Morality of Law and Politics. - Oxford:
Clarendon Press, 1994; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2000; Ха-
бермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. - СПб.: Наука, 2001; Луман Н. Эволюция. - M.:
Логос, 2005; Луман H. Дифференциация. - М.: Логос, 2006.

мечательных, но он ассоциируется не с политикой примирения этно-расовых групп, а с формированием национального дискурса, с «реконструкцией собственного единства через внутреннее различие» (Н. Луман). Альтернативную позицию занимают европейские исследователи, критикующие мультикультура-лизм как форму культурной экспансии, сформировавшуюся в эпоху глобализации, либо как проявление космополитического мировоззрения. Специфика американского мультикультурализма в контексте подобных интерпретаций характеризуется в крайне негативных категориях, вплоть до прямых ассоциаций с идеологией глобализации и проектом «Pax Americana»18.

Российская традиция изучения мультикультурализма начала складываться лишь с конца 1990-х гг., но уже приобрела определенную специфику с точки зрения построения проблемного поля. Обращает на себя внимание тот факт, что помимо публицистических и научных статей, а также монографий этой тематике посвящено немало диссертационных исследований. Среди работ российских специалистов, использованных при подготовке данной диссертации, можно выделить две группы. Первую составляют диссертации и концептуальные публикации, формирующие системный взгляд на проблемы мультикультурализма. По уровню методологической значимости все эти работы существенно разнятся. Значительная часть из них отражает взгляды, популярные в 1990-х гг. и связанные с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, позитивными оценками процесса глобализации, оптимистическим взглядом на перспективы межкультурного диалога19. В качестве примера более глубоко и актуального анализа можно выделить исследования А.И. Куропятника, в которых рассматривается рефлексивная природа мультикультурализма20. В концептуальном плане также выделяют работы российских исследователей В.А. Тишкова и B.C. Малахова, тяготеющие к конструктивистской методологии21.

Вторая группа исследований российских авторов, значимая для подготовки данной диссертации, включает работы, непосредственно посвященные американскому мультикультурализму. Мультикультурализм рассматривается в них как исторически предопределенный способ существования американского общества, связанный с дилеммой культурного единства и многообразия. При этом большинство исследователей склонны рассматривать культурный плюрализм и

18 Тодд Э. После империи. Pax Americana - начало конца. - M.: Международные отношения, 2004.

19 Ильинская СП Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. - М.: Прак-
сис, 2007; Стратегия межэтнической солидарности / Под ред. Л.М. Джобичевой. - M.: Институт социологии
РАН, 2003; Идентичность и толерантность / Под ред. H.M. Лебедевой. - М.: ИЭА РАН, 2002; Глобализация и
мультикультурализм / Отв. ред. H.C. Киробаев. - M.: РУДН, 2005; Мультикультурализм и этнокультурные про
цессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации / Сост. М.Л. Бережнова. - М.: Аспект
Пресс, 200; Пригода Н. С. Мультикультурализм как фактор формирования современного обществ: Дисс... канд.
филос. наук. - Омск, 2009; Арутюнова JI.B. Мультикультурализм и его модели в современном мире: Дисс...
канд. филос. наук. - М., 2009.

20 Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. - СПб.:
Издательство СПбГУ, 2000; Он же. Идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ:
Дис... канд. соц. наук. - М., 2005.

21 Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. B.C. Малахова и B.A. Тишкова. - М.
Институт этнологии и антропологии РАН, 2002; Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-
культурной антропологии. - М.: Наука, 2003; Малахов B.C. Понаехали тут... Очерки о национализме, расизме и
культурном плюрализме. - М.: Новое литературное обозрение, 2007.

мультикультурализм как синонимичные понятия . Из более

фундаментальных работ можно выделить исследования А.А. Борисова, предложившего нетрадиционный подход к типологии идейно-политических интерпретаций американского мультикультурализма23. Вопреки распространенному убеждению о «либеральности» этой модели Борисов доказывает, что эпицентр дискуссий о мультикультурализме находится в консервативном политическом лагере, а также той части академического сообщества США, которая связана с этно-расовыми меньшинствами. Своего рода «антиподом» работ Борисова по своей проблемной направленности является диссертационное исследование Т.П. Волковой, которая определяет американский мультикультурализм как отражение идеологических программ либерализма и коммунитаризма24. К этой позиции тяготеют концепции М.Е. Ульяновой, А.С. Ахтямовой, Л.В. Арутюновой25. Примечательной с методологической точки зрения выглядят и концепция М.В. Тло-становой, которая рассматривает мультикультурализм и как «культуру пограни-чья», и как «культурный мэйнстрим»26.

Таким образом, зарубежная и российская научная мысль предлагает широкий спектр теоретических интерпретаций природы мультикультурализма и специфики его американской модели. Большинство исследователей склонны либо рассматривать американский мультикультурализм в контексте его политических функций (что приводит к стиранию грани между мультикультурализмом и культурным плюрализмом), либо формировать обобщенный образ мультикультурализма как политической философии и этического дискурса. Но существенно меньшее внимание уделяется тому факту, что для самого американского общества мультикультурализм является, прежде всего, инструментом социальной рефлексии и гражданской самоорганизации.

Положения, выносимые на защиту.

1) В ходе исторической эволюции американского общества последовательно сложились три модели национальной самоидентификации. Англоконформистская модель, олицетворением которой стал символический образ «томатного супа», представляла собой этно-расовый национализм белого протестантского большинства (WASP). Ассимиляционная модель («плавильный ти-

22 Маркедонова Ю.А. Проблема мультикультурализма в американской гуманитарной научной мысли XX века:
Дисс... канд. филос. наук. - Ростов н/Д., 2006; Щедрина О.В. Возможности использования принципов мульти
культурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтнических городах: Дисс... канд. социол. наук. -
M., 2005; Тондера М.Е. Полиэтничность и мультикультурализм в структуре американской нации: история и со
временность: Дисс... канд. пол. наук. - М., 2005; Червонная С.А. Возможно ли единство во множестве // США:
экономика, политика, идеология. - 1997. - № 10; Чертина З.С. Плавильный котел. Парадигмы этнического разви
тия США. - M.: ИВИ РАН, 2000; Манжосова Ю.А. Система межэтнического образования в США: генезис и со
временное состояние: Дисс... канд. пед. наук. - Курск, 2004; Платошина B.B. Философско-антропологические
основы американского мультикультурализма: Дисс... канд. филос. наук. - Белгород, 2007.

  1. Борисов А.А. Американские консерваторы и мультикультурализм: Дисс. канд. ист. наук. - Пермь, 2000; Борисов А.А. Мультикультурализм в США: теории и практики. - Пермь: Пермский университет, 2007.

  2. Волкова Т.П. Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма: Дисс... канд. филос. наук. - Мурманск, 2006.

Ульянова М.Е. Мультикультурализм в условиях миграционных процессов: социокультурная политика и практика: Дисс... канд. культур. - M., 2008; Ахтямова А.С. Мультикультурализм в образовательной политике США конца XX - начала XXI веков: Дисс. канд. культур, наук - M, 2007; Арутюнова Л.В. Мультикультурализм и его модели в современном мире: Дисс... канд. филос. наук. - M., 2009.

28 Тлостанова M. В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века: Дисс... док. фил. наук. -М., 2000.

гель») закрепляла этнокультурный национализм как результат

«сплавления» надежд и верований представителей множества народов. Плюралистическая модель («салатница», «мозаика», «радуга») предполагала, что основой «нации иммигрантов» может быть лишь культурная множественность.

  1. Преобладание каждой из трех моделей национальной самоидентификации было связано со спецификой миграционных потоков, уровнем социальной мобильности и культурной дифференциации американского общества на определенных этапах его развития: в первой половине XIX в., рубеже XIX-XX вв. и середине XX в. Во второй половине XX в. в условиях ускоренной эмансипации этно-расовых, тендерных, конфессиональных групп, формирования субкультур и разнообразных «меньшинств» плюралистическая идеология не только получила самое широкое распространение, но и превратилась в системную парадигму американского национального мышления.

  2. В последней четверти XX - начале XXI в. американское общество оказалось в состоянии кризиса национальной идентичности. Это предопределило широкую дискуссию о стратегии национального развития в условиях нарастающей социокультурной множественности. Однако, в целом, плюралистическая парадигма осталась ключевым фактором общественно-политической жизни. Толерантное отношение к культурному многообразию было закреплено в США на уровне общепризнанных норм поведения, государственного курса в сфере социального обеспечения и защиты гражданских прав, концепциях образования, социальной политике корпораций.

  3. В ходе дискуссии о плюралистической социальной стратегии в США в последней четверти XX в. получило распространение понятие «мультикультура-лизм». Причем, в отличие от канадского и австралийского опыта оно изначально приобрело самые разнообразные трактовки и интерпретации. Среди них прослеживается три основных подхода: приравнивание мультикультурализма к принципам толерантного сосуществования различных социокультурных групп, восприятие его как особой социально-политической стратегии государства и представление о мультикультурализме как характеристике принципиально новых форм социальности, сформировавшихся в информационном обществе.

  4. Разнообразие интерпретаций мультикультурализма не только отражает остроту общественно-политической полемики в США, но и имеет глубокие корни в проблемно-методологическом пространстве американской науки, тесно связано с разработкой и апробацией неклассических теорий социального анализа, противостоянием конкурирующих научных парадигм.

  5. Методологический анализ дискуссии о мультикультурализме позволяет доказать, что вопреки расширительной трактовке этого понятия следует принципиально разграничить три сосуществующие в США плюралистические модели: культурный плюрализм (методология примордиализма), «новый» структурный плюрализм (методология инструментализма) и собственно мультикультура-лизм (методология конструктивизма). Каждая из них сопряжена с выработкой особой стратегии социальной политики.

  6. Незначительная успешность американской «политики мультикультурализма» на рубеже XX-XXI вв. связана с тем, что она опиралась на эклектичное сочетание всех трех плюралистических стратегий. Это не только превратило

идею мультикультурализма в объект критики со стороны консерваторов, но и породило жесткую полемику среди ее сторонников, стало препятствием для прочной консолидации левоцентристского политического лагеря в США.

Теоретическая значимость исследования связана с анализом мультикультурализма как целостного интеллектуального, социокультурного и политического явления, отражающего историческую эволюцию американского общества. Результаты этого анализа позволяют сформировать типологию моделей плюралистической социальной политики, основанием которой являются не идейно-политические течения, а парадигмальные методологические подходы к пониманию социально-исторической природы современных наций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий и лекционных курсов по новейшей истории зарубежных стран, а также дисциплинам социально-гуманитарного цикла. На основе проблематики диссертации автором разработаны программы учебных курсов для магистратуры («Мультикультура-лизм и проблемы социальной идентичности в меняющемся мире», «История США: становление системы национальной идентичности»). Выводы диссертационного исследования представляют интерес в контексте современной общественно-политической и научной полемики по проблемам мультикультурализма, межкультурной коммуникации и национальной идентичности.

Апробация работы. Положения и выводы диссертационного исследования были представлены в выступлениях на научных конференциях в СПГУ (2008) и РГТУ (2009-2010). Они отражены в статьях и тезисах автора общим объемом 1,8 п.л.

Структура диссертации отражает специфику проблемно-хронологического подхода и включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы.

Похожие диссертации на Эволюция концепции мультикультурализма и приоритеты социальной политики в США в последней четверти XX - начале XXI в.