Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Германия и Юго-Западная Африка : межцивилизационный контакт и его результаты : 1870-е гг. - 1915 г. Буталий Сергей Владимирович

Германия и Юго-Западная Африка : межцивилизационный контакт и его результаты : 1870-е гг. - 1915 г.
<
Германия и Юго-Западная Африка : межцивилизационный контакт и его результаты : 1870-е гг. - 1915 г. Германия и Юго-Западная Африка : межцивилизационный контакт и его результаты : 1870-е гг. - 1915 г. Германия и Юго-Западная Африка : межцивилизационный контакт и его результаты : 1870-е гг. - 1915 г. Германия и Юго-Западная Африка : межцивилизационный контакт и его результаты : 1870-е гг. - 1915 г. Германия и Юго-Западная Африка : межцивилизационный контакт и его результаты : 1870-е гг. - 1915 г.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Буталий Сергей Владимирович. Германия и Юго-Западная Африка : межцивилизационный контакт и его результаты : 1870-е гг. - 1915 г. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Буталий Сергей Владимирович; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2010.- 256 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/627

Введение к работе

Актуальность темы исследования. История любого народа неповторима и индивидуальна, так как ей присущи определенные внутренние закономерности, напрямую связанные со своеобразием природных условий, сложившимися традициями культуры, а также стечением тех или иных исторических обстоятельств. Каждая нация, каждый этнокультурный комплекс на протяжение своей истории не существует изолированно, а взаимодействует с другими народами и культурами. В условиях углубляющейся глобализации большое значение приобретают учет и знание прежних межцивилизационных контактов и их результатов. Это помогает понять многие современные процессы, происходящие в мире, и в какой-то мере прогнозировать будущие. Поэтому изучение процессов, происходивших в ходе контактов стран-метрополий и колонизованных обществ, представляет большой научный и практический интерес.

Объект данного исследования – взаимодействие европейской цивилизации в ее германской разновидности с африканской цивилизацией, представленной народами Юго-Западной Африки (ЮЗА) в колониальный период.

Предметом исследования являются социально-экономические, общественно-политические процессы, происходившие в ЮЗА в указанный период под влиянием контактов с западной цивилизацией.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1870-х гг. до 1915 г. Нижняя граница выбрана на том основании, что в это время Рейнское миссионерское общество переходит от спорадических попыток евангелизации населения ЮЗА к масштабной деятельности по обращению в христианство и приобщению аборигенов к немецкой культуре. Верхняя хронологическая граница обусловлена тем, что в мае 1915 г. войска Южно-Африканского Союза (ЮАС), воевавшие на стороне Англии, взяли столицу ЮЗА Виндхук, а в июне окончательно разбили немецкие войска.

Географические рамки работы охватывают в основном территорию Юго-Западной Африки, которая в рассматриваемый период в основном совпадала с территорией современной Намибии, и Германию в границах, сложившихся до начала Первой мировой войны.

Степень изученности проблемы

а) отечественная историография

Исходя из задач настоящего исследования, автор разделил существующую научную литературу на несколько групп. В первую отнесены работы, непосредственно посвященные истории Юго-Западной Африки и ее народов. Следует отметить, что их количество невелико. Прежде всего, нужно выделить труды А.С. Балезина, давно и плодотворно работающего над темой.

Определенный интерес представляет раздел «Борьба народов Юго-Западной Африки (Намибии) против германских колонизаторов» (автор Б.И. Шаревская) в коллективной монографии, посвященной истории антиколониального движения в Африке. Некоторые сведения о взаимоотношениях германских колонизаторов и населения ЮЗА содержатся в монографии Д.К. Пономарева.

Вопросы колониальной политики Германии в ЮЗА и отношение к ней Российской империи исследуется в трудах Е.Ю. Пуховской. Из немногих публикаций, посвященных культуре народов ЮЗА, следует отметить коллективную монографию, в которой отдельная глава посвящена традиционной культуре бушменов. Некоторые сведения о трансформации традиционной культуры под влиянием колониального общества содержатся в книге В.А. Бейлиса.

Во вторую группу объединены труды, посвященные колониальной политике Германии в Африке, в которых содержится информация о событиях и процессах в Германской Юго-Западной Африке (ГЮЗА).

В монографии И.С. Чарного анализируется начальный этап колониальной экспансии Германии на африканском континенте. Более поздний период германской колониальной политики в этом регионе (до 1914 г.) исследуется П.И. Польщиковым.

Из последних работ следует выделить монографию С.В. Фокина, источниковую основу которой составляют документу Потсдамского отделения Колониального архива. Интересные обобщения содержатся в другой работе С.В. Фокина, в которой колониальная политика Германии рассматривается в контексте глобальных амбиций выходящей на мировую арену империи.

Жесткая антиимпериалистическая и антигерманская риторика присуща работам таких исследователей послевоенного периода, как Е.С. Варга и А.С. Ерусалимский. Однако понятная для тех времен тенденциозность в оценках нисколько не умаляет научной значимости указанных работ.

Колониализм оказывал влияние не только на судьбы покоренных народов, но и на общественное сознание метрополии. Этому аспекту посвящены работы Л.Г. Лашковой , Я.И. Хейфица, В.А. Ещина.

В третью группу вошли труды, в которых поднимаются теоретические проблемы цивилизационного подхода к историческому процессу вообще и колониальной истории Африки, в частности. Проблематика цивилизаций и межцивилизационных контактов нашла свое отражение в трудах Ф. Броделя, А. Тойнби, Н.Я. Данилевского, С. Хантингтона и др.

Основываясь на достижениях предшественников, отечественные ученые стали разрабатывать концепцию цивилизационного подхода к истории. Результаты многочисленных дискуссий были обобщены в трудах М.А. Барга, Л.С. Васильева, Б.С. Ерасова, А.Я. Гуревича, Н.А. Иванова, М.А. Чешкова и др.

Первым в отечественной африканистике употребил термин «цивилизация» в отношении Африки Ю.М. Кобищанов в 1985 г.. Затем он получил полноправный статус в трудах М.Д. Никитина, Д.М. Бондаренко, В.А. Попова и др.

В свете новой методологии колониальный период в Африке рассматривается как процесс активного межкультурного взаимодействия в разных формах европейской и автохтонных цивилизаций, создавших уникальные духовные и материальные ценности и обладавшие собственным потенциалом развития.

б) западная историография

Проблемы, рассматриваемые в диссертации, нашли отражение в немецкой и англо-американской историографии, накопившей значительный опыт в исследовании проблем истории, культуры, социальных и политических отношений колониальных стран Африки.

Главные работы по политике Германии в ЮЗА и ее последствиям могут быть разделены на две группы в соответствии со временем публикации.

В первую группу входят труды, увидевшие свет до Второй мировой войны.

Почти все книги и статьи, написанные немецкими авторами до 1914 г., включают многочисленные документы и носят дидактический характер. Их целью было убедить германское общественное мнение в экономической важности африканских колоний, спешно приобретенных в 1884 и 1885 гг.

После Первой мировой войны, лишившей Германию колоний, литература по исследуемым нами проблемам становится менее публицистичной и более научной. Книгу известного миссионера Г. Феддера «Юго-Западная Африка в ранние времена», опубликованную в 1934 г., можно считать первым фундаментальным трудом по истории ЮЗА. Автор сосредоточивает внимание в основном на деятельности европейцев, рассматривая африканцев как пассивный объект их деятельности.

Г. Шолленбах исследует события и процессы, связанные с немецкой колонизацией Юго-Западной Африки. История деятельности Рейнской миссии в этом регионе, начиная с доколониальных времен, подробно изложены в работе М. Дрисслера. Г. Блумхаген анализирует позитивные и негативные стороны политики колониальной администрации протектората. Вопросы, связанные c ЮЗА, поднимаются в работе Ф. Хартунга, посвященной истории Германии с 1881 по 1919 гг., и книге П. Риттера, исследующего историю колониальных империй от древности до современности. Практически во всех трудах, изданных в период между двумя мировыми войнами, подспудно проступает убеждение в том, что вопрос с колониями еще окончательно не решен, что Германия еще выполнит свою историческую миссию, учтя ошибки прошлого.

В англо-американской историографии в период между двумя мировыми войнами проблемы истории ГЮЗА также нашли свое отражение. Более всего работ по колониальной политике Германии издавалось в Англии, что объясняется стремлением доказать себе и миру «гуманность» британского колониализма и его отличие от немецких методов господства в колониях. Здесь следует выделить труды П. Левин, У. Айделотте и А. Тэйлер.

В США в 20-х – 30-х гг. самым авторитетным специалистом в области германского колониализма была М. Таунсенд. В двух своих фундаментальных книгах она с большой тщательностью проследила процесс его становления, кульминационного развития и падения.

Во вторую группу можно объединить труды, созданные после Второй мировой войны. Вместе с появлением двух немецких государств появляются и две методологические школы в исследовании колониальной политики Германии и ее последствий для народов Африки..

В бывшей ГДР пионерами в исследовании истории ЮЗА с позиций марксистской методологии стали Г. Лот и Х. Дрекслер. Особое внимание в своих трудах Г. Лот уделяет христианским миссиям. Исследования Х. Дрекслера связаны с историей сопротивления африканцев немецкой колонизаци. В соответствии с марксистской традицией авторы жестко критикуют колониализм и романтизирует антиколониальную борьбу.

В ГДР был издан целый ряд работ, посвященных истории германского колониализма в целом, в которых в той или иной степени затрагивается интересующая нас проблематика. Выделим труды Г. Хальтгальтера, Нуссбаума, Г. Мюллера и Г.-И. Фибера. Для работ ученых ГДР характерны наличие богатого фактического материала, опора на документы, но, в то же время, идеологическая заданность, характерная для всей «марксистско-ленинской» историографии.

В ФРГ историческая наука после Второй мировой войны стала развиваться в русле англо-американской традиции, что было следствием глубоких интеграционных процессов в западном мире и чувством вины немцев за определенный националистически-расистский тренд в общественных науках предшествующего периода. Поэтому мы будем рассматривать историографию ФРГ по интересующим нас проблемам в рамках западной исторической науки.

О. Дин исследовал политику Германии в отношении местного африканского населения. Г. Блей в своих трудах критикует колониальное правление Германии, расизм белых поселенцев. В этом же ключе выдержана докторская диссертация Ф. Веге, в которой рассматриваются вопросы, связанные с возникновением и развитием рабочего класса в ЮЗА. С антиимпериалистических позиций описывает историю ГЮЗА английская исследовательница Р. Фёрст.

Несколько по-иному оценивали германский колониализм белые представители южноафриканской и намибийской исторических школ, потомки первых поселенцев в ЮЗА. О. фон Вебер в своих трудах исследует процесс немецкой колонизации ЮЗА, организации военной структуры протектората. Дж. Эстерхайзе анализирует ранний этап колониального подчинения Юго-Западной Африки. Авторы сосредоточены на действиях колониальных властей и поселенческой общины, не давая им моральных оценок.

C конца 1960-х гг. в работах ученых основной упор делался на социально-экономических и политических изменениях в период колониализма и их влиянии на африканские общества. Интерес для нас представляет труд англичанина Дж. Веллингтона. Автор подробным образом анализирует колониальную историю ЮЗА через действия миссионеров, колониальных властей, белых поселенцев, африканских лидеров. Американец Д. Шранк анализирует социально-экономические отношения в ГЮЗА на протяжении всего колониального периода в тесной связи с историческими событиями.

Одним из самых авторитетных специалистов по истории германского колониализма является профессор Стэнфордского университета Л. Ганн. Из его трудов и совместных работ с П. Дуйгнаном нами почерпнуто много информации об экономических процессах в ГЮЗА, о политике и личностных качествах губернаторов протектората, о качестве административного аппарата.

В 1984 г., к столетию обретения Германией африканских колоний, увидели свет ряд работ немецких исследователей германского колониализма. Самый фундаментальный труд «Германия и ее колониальная империя» принадлежит перу Г. Штельцера. Автор анализирует как общие проблемы колониальной политики, так и ее конкретное воплощение в колониях, причем ЮЗА отводится центральное место. Сходную тематику имеют работы Ф. Шинцингер, В. Вестфаля, К. Грауденца, Х. Грюндера. Все авторы приходят к выводу о том, что германским властям для осуществления эффективной политики не хватало знаний о местных обществах, а те, что имелись, не выходили за рамки европоцентристского дискурса.

С небольшим опозданием столетний юбилей был отмечен в англо-американской историографии. В 1987 г. в США было опубликована коллективная монография «Немцы в тропиках». Авторами этого проекта стали американские и немецкие специалисты, попытавшиеся объективно оценить колониальную политику Германии с учетом новых данных и методологических подходов. В целом, все они демонстрируют взвешенный подход к колониализму и его последствиям, отмечая как минусы, так и плюсы межцивилизационного контакта. Такая же объективность присуща книге Г. Дебрунера «Черные в колониальной Африке».

В 1970-х и 1980-х гг. в историографии проявляется интерес к периоду, предшествовавшему германской колонизации, а именно к экономическим и социальным структурам туземных обществ ЮЗА, их взаимным контактам, начальному этапу миссионерской деятельности. Среди первых исследователей этой проблематики следует назвать Р. Мурсома, Б. Лау и др.. В дальнейшем эту тематику плодотворно развивали Э. Смит, Л. Маршалл, Г. Сиисконен и др.

Анализ отечественной и зарубежной историографии позволяет сделать некоторые выводы.

1. В отечественной историографии наиболее полно отражены история германского захвата ЮЗА, методы колониальной эксплуатации, история «национально-освободительной борьбы» народов протектората. Недостаточно изучены проблемы, связанные с менталитетом колонизаторов, повлиявшим на формы и методы межцивилизационого взаимодействия, с восприятием африканцами колониальной ситуации и реакцией на ее вызовы. Отечественными учеными создана солидная методологическая база для исследования африканской цивилизации и межцивилизационных контактов. Однако цивилизационный подход еще мало используется для изучения истории отдельных стран и регионов, в том числе в колониальный период. Практически нет фундаментальных работ, посвященных экономическому и общественному строю народов ЮЗА в доколониальный период.

2. В западной историографии накоплен большой опыт изучения колониальной истории ЮЗА и политики германского колониализма. Наиболее разработанными темами являются миссионерская деятельность, политика колониальной администрации в протекторате, специфика германского колониализма, позиции политической элиты по колониальному вопросу. Достаточно хорошо изучены политические и социально-экономические структуры тех африканских обществ, с которыми немцы вступили в контакт. В то же время, как и в отечественной науке, мало уделяется внимания мировоззренческим основам немецкой колониальной политики. Недостаточно освещена и проблема отношений между немцами и африканцами в условиях колониального общества.

Целью данной диссертационной работы является реконструкция и концептуальное осмысление содержания и результатов процессов, происходивших в Юго-Западной Африке в XIX – начале XX вв. под влиянием колониальных контактов с Германией. Для достижения этой цели автором поставлены следующие задачи:

– охарактеризовать политические и социально-экономические структуры автохтонных обществ ЮЗА, сложившиеся в период, предшествовавший колониальному подчинению, выявить их цивилизационные особенности и потенциал развития;

– проанализировать существовавшие в доколониальный период контакты местных обществ с западной цивилизацией в лице немецких миссионеров и буров из Капской колонии;

– исследовать особенности процесса формирования мировоззрения германского общества после создания империи, прежде всего его политической, деловой и интеллектуальной элит, в плане поиска места Германии в мире и роль в нем колониального проекта;

– выявить специфические особенности немецкого колониализма, обусловленные спецификой исторического развития Германии и национального менталитета;

– рассмотреть процесс и результаты колониальной трансформации африканских обществ на раннем этапе межцивилизационного взаимодействия (до конца XIX в.);

– определить причины восстаний гереро и нама и охарактеризовать их последствия для политического и экономического развития колонии;

– исследовать процесс экономического развития германской Юго-Западной Африки на заключительном этапе колониального подчинения и перемены;

– проанализировать отношения между немцами и африканцами, сложившиеся в ходе из взаимодействия в условиях колониального общества;

– выявить краткосрочные и долгосрочные последствия колониальных преобразований на автохтонные культуры, на менталитет коренного населения.

Методологически диссертация основана на идеях, выработанных российской и зарубежной исторической наукой. В работе реализуется принцип историзма, требующий изучения исследуемых явлений и процессов в их конкретно-исторической обусловленности и развитии на основе соблюдения временной последовательности. Для решения поставленных задач использовались основные методы исторического познания: (историко-генетический, историко-системный, историко-типологический).

При написании диссертации использовался утвердившийся в отечественной науке цивилизационный подход к истории. Под цивилизацией мы понимаем некое социокультурное сверхединство в пространстве и времени, охватывающее крупномасштабные общественные образования. Оно возникает в результате сочетания природно-климатических и исторических условий и создает уникальную культуру, основанную на собственной модели функционирования и саморазвития. Исходя их этого, мы выделяем в данной работе африканскую цивилизацию (цивилизацию Черной Африки), для которой характерны незначительная степень отчужденности от природной и социокультурной среды обитания, преобладание законов поддержания стабильности над законами развития, общинность на всех уровнях бытия, половозростная иерархия и связанные со всем этим особенности менталитета.

В XIX в. цивилизация Черной Африки вступила в вынужденный контакт с западноевропейской цивилизацией, основанной на частной собственности, рыночной экономике, парламентской демократии, самоценности индивида, индивидуальной свободе. В рамках этих матричных цивилизаций отдельные этнокультурные общности имеют свои отличия, что предопределило специфику межцивилизационных контактов Германии и народов ЮЗА.

Источниковую базу исследования составили разнообразные по видам и степени информативности источники. Условно их можно разделить на несколько групп.

В первую группу источников вошли актовые материалы. Договор о защите и дружбе между Германией и вождем нама Й. Фредериксом, заключенный в 1884 г., положил начало колонизации Страны нама. Договор между Германским колониальным обществом Юго-Западной Африки и капитаном готтентотов П. Фредериксом представляют интерес как источники информации о намерениях немцев на начальном этапе «освоения» ЮЗА.

Вторая группа представлена делопроизводственными материалами. Основную часть этой группы составляют официальные публикации германских правительственных органов. В них содержатся ценные сведения о социальной обстановке, действиях властей, экономических преобразованиях и т.п.

Значительную ценность при изучении колониальной политики в ЮЗА представляет сборник документов Министерства колоний. В нем собраны материалы, касающиеся судебной системы в колониях Германии, ее репрессивной направленности, жестокого отношения белых поселенцев к местному населению и т.п..

Для анализа колониальной политики Германии представляют интерес донесения русских представителей в Германии: вице-консулов В. Гука и О. Визеля, министра резидента А. Вестмана, консула А. Федоченко и др..

В третью группу вошли документы личного происхождения.

На первом месте среди мемуарной литературы стоят воспоминания Т. Лейтвейна, прослужившего 11 лет губернатором ЮЗА. В своих мемуарах он воссоздает важные события, связанные с отношениями между властями, белыми поселенцами и местными народами. О нюансах колониальной политики свидетельствуют воспоминания губернатора Ф. Линдеквиста и К. фон Франсуа .

В отдельную подгруппу можно выделить воспоминания немецких офицеров, служивших в Юго-Западной Африке – К. Швабе , М. Байера , фон Даймлунга , Э. Зальцмана , Л. фон Эсторфа , фон Либерта .

К колониальному периоду относятся дневники вождя орламов (нама) Х. Витбоя, в которых описываются его непростые отношения с германскими властями с начала колонизации до 1894 г.

В четвертую группу вошли политические сочинения и публицистика. Это сочинения по актуальным вопросам общественной и государственной жизни Германии в связи с колониальной политикой, содержавшие и пропагандировавшие различные политические идеи, оценки, прогнозы и предложения .

В период I Мировой войны Южно-Африканский Союз оккупировал ЮЗА, а в 1920 г. получил мандат Лиги наций на управление этой ей. Новые власти стали публиковать документы, относящиеся к негативным сторонам германской колонизации, и подтверждающие правильность политики Кейптауна. В этих изданиях содержится много ценной информации не только по действиям немецкой колониальной администрации, но и по образу жизни африканских народов.

В качестве источников привлекались публицистические труды видных деятелей колониального движения, предназначенные для популяризации идей колониализма и разъяснения обществу целей и задач «наступления на Африку». Из этих работ, апеллирующих к чувствам и рассчитанным на широкий круг читателей, можно почерпнуть информацию о переменах в колониальной политики Германии, внутриполитической борьбе, ожиданиях и разочарованиях политической элиты в отношении заморских территорий .

К источникам публицистического характера следует отнести труды миссионеров. Они обычно описывают природные условия, быт и нравы местных жителей, а также экономическую и политическую ситуацию в Юго-Западной Африке .

Пятую группу составили научные труды, отражавшие научные представления ученых Германии рассматриваемого периода.

Прежде всего, следует выделить этнографические источники. Учитывая принадлежность этнографии к историческим наукам, этнографическим источником могут быть как экспедиционные материалы, так и факты, собранные смежными гуманитарными науками. Сведения этнографического характера, касающиеся народов ЮЗА оставили географы и естествоиспытатели того времени .

Анализ привлеченных источников позволяет сделать вывод о том, что их корпус репрезентативен, они содержат достаточный фактологический материал для анализа событий, явлений и процессов колониального периода Юго-Западной Африки и последующего построения самостоятельных выводов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: 1) впервые предпринята попытка рассмотреть события, происходившие в ЮЗА в указанный хронологический период, в контексте контакта западной и африканской цивилизаций;

2) проведен критический анализ воззрений основных политиков и идеологов колониализма в Германии, выявлены и сопоставлены их позиции по проблемам развития колоний и функционирования в них институтов власти. Доказано, что в немецкой политической и интеллектуальной элите существовал определенный консенсус по вопросам колониальной экспансии Германии, различия касались лишь методов эксплуатации колоний;

3) сделан вывод о том, что германский колониализм был закономерным этапом эволюции западной цивилизации, хотя и имел специфические особенности. В нем в большей степени присутствовал субъективный момент, связанный с соображениями международного престижа. Колониальный проект был ментальным продуктом политического руководства Германии, испытывавшего давление общественного мнения, которое формировалось в атмосфере экономического и политического возрождения Германской империи;

4) с опорой на новейшие исследования западных и африканских ученых, оригинальные источники подробно рассмотрены деятельность католических и протестантских миссий в ГЮЗА, отдельных выдающихся миссионеров и ее разноплановые последствия;

5) в процессе работы над темой выявлен и введен в научный оборот новый фактический материал (в основном переводного характера), благодаря которому стало возможным исследование малоизученных или вовсе неизученных проблем в отечественной историографии: цивилизационных характеристик народов ЮЗА, отношения германского общества к проблемам колонизации Африки, подлинных мотивов восстаний гереро и нама, отношений между немцами и африканцами в протекторате;

6) впервые комплексно исследованы разноплановые последствия межцивилизационного взаимодействия для народов ЮЗА. Сделан вывод о том, что контакт в форме колониализма не привел к плодотворному культурному синтезу и системной модернизации. Изменения имели очаговый характер, они деформировали традиционные общества и их мировоззрение, но африканский социальный организм в целом сохранил свою цивилизационную самобытность.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В середине XIX в. в Юго-Западной Африке происходили активные социальные и политические процессы. Степень социально-экономического развития и социальные структуры, созданные гереро, нама следует отнести к вождествам – политиям, стадиально предшествующим государствам.

2. В межцивилизационном взаимодействии африканские общества ЮЗА выступали в качестве пассивной стороны, они не испытывали необходимости в контакте с Западом и не были готовы к нему ни экономически, ни политически, ни ментально.

3. Немецкие миссионеры были первыми, кто вступил в контакт с африканцами ЮЗА. Они выступали знаком и символом новой культурной модели и выполняли миссию по искоренению язычества и распространению христианства. К началу немецкой колонизации христианство стало существенным фактором политических, социальных и экономических отношений в ЮЗА.

4. В 1870-х гг. в Германии происходит процесс формирования общегосударственной идентичности, совпавший с выработкой европейским цивилизационным самосознанием концепции ответственности белого человека за судьбы остального мира. В Германии, искавшей свое место в меняющемся мире, идеи колониализма получили широкое распространение. Разные социальные группы, проявлявшие интерес к колониальному проекту, преследовали различные цели: от сугубо практических до идеалистических.

5. Установление протектората над ЮЗА находилось в русле германской политики приобретения колоний в качестве отличительного и престижного знака великой державы. Опоздав к разделу мира, Германия надеялась также решить с помощью колоний внутренние экономические, социальные и политические проблемы. Юго-Западной Африке отводилась роль поселенческой колонии.

6. Главным результатом первого десятилетия немецкой колонизации ЮЗА стало создание поселенческой общины, которая стала двигателем колониальной трансформации протектората. Немецкие колонисты и колонизаторы стремились организовать и преобразовать территорию по германским образцам, что вызвало глубокие экономические и социальные перемены в жизни народов региона.

7. Цивилизационный контакт происходил как в относительно мирной форме (христианизация африканского населения, торговые отношения, восприятие некоторых элементов материальной культуры немцев, личные взаимоотношения и т.п.), так и в форме вооруженных столкновений. Апофеозом последней стали восстания гереро и нама, обнаружившие со всей полнотой несостоятельность колониальной политики Германии в ЮЗА.

8. После завершения военной фазы подчинения ЮЗА Германия в 1907 г. приступила к хозяйственному освоению протектората. Колониальная структура включала в себя три основных компонента: установление эффективного господства над территорией, политику цивилизации туземцев, реформирование их сознания и создание новых типов производства, интегрированных в германскую экономику. Ни одна из этих целей не была полностью достигнута.

9. Особую роль в распространении в ЮЗА западной культуры, западных ценностей сыграли многочисленные миссионеры, которые не только способствовали распространению христианства, но и заложили основы образования и нового мировосприятия. Христианство взаимодействовало с традиционными верованиями.

10. Контакт народов ЮЗА с западной цивилизацией происходил в форме колониального подчинения и выражался в экспансии Германии с целью укрепления своих экономических и политических позиций в Африке и мире. Это привело к включению колонии в систему глобальных связей на правах неравноправного партнера.

11. Отношение немцев к «туземцам» складывалось как под влиянием научно-публицистической и художественной литературы, имевшей в своем большинстве отпечаток расистского дискурса, так и в результате личных неблагоприятных контактов с африканцами, обусловленными наличием расовых предрассудков. Политика в отношении местного населения базировалась на абсолютном господстве, жесткой власти, силе и расовом превосходстве, что находило отражение в дискриминационной и репрессивной законодательной и судебной практике.

12. Последствия межцивилизационного контакта для народов ЮЗА были значительными и многоплановыми. Возникли новые экономические и социальные отношения, новые культурные ценности и институты. Однако эти новации имели насильственный характер и производились в интересах колонизаторов. В сфере экономики новое разделение труда, связанное с международными рынками, разрушало традиционную экономику. Распространение новых культурных и моральных ценностей, норм и обычаев подрывало целостный и интегрированный культурный и духовный мир африканских обществ.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изложенные в ней фактологические материалы, обобщения и выводы могут быть применены в научной работе специалистов-востоковедов, ученых, занимающихся проблемами истории, политики, идеологии и культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении профилирующих и специальных курсов по истории стран Азии и Африки в новое время, политической культуре стран Восточной Азии, по истории мировых цивилизаций, в исследовательской работе студентов. Отдельные выводы могут послужить отправной точкой для дальнейшей разработки проблемы, в том числе, в расширенных хронологических рамках.

Апробация результатов исследования

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры восточного регионоведения Института экономики, права и гуманитарных специальностей (г. Краснодар). Основные положения и результаты исследования отражены в научных статьях общим объемом 3,2 п.л. и на региональных и международных научных конференциях «Страны Востока: общество и государство», проводившихся на базе факультета востоковедения Института экономики, права и гуманитарных специальностей в 2003, 2004, 2005 и 2009 гг.

Структура работы построена по проблемно-хронологическому принципу. В соответствии с целью и задачами диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Германия и Юго-Западная Африка : межцивилизационный контакт и его результаты : 1870-е гг. - 1915 г.