Введение к работе
Актуальность темы. Вопрос о существовании драмы и драматических представлений в древнем Египте, на первый взгляд, кажется довольно сложным и дискуссионным, поскольку принято считать, что театр впервые появился и стал развиваться в древней Греции Что касается древнего Египта, то, действительно, здесь не обнаружено никаких специальных построек, которые можно было бы с уверенностью считать театром Более того, нет ни одного письменного источника, который совершенно определенно мог бы быть назван драмой в древнегреческом или современном понимании этого термина. Тем не менее, известна довольно значительная группа текстов, которые по внешнему оформлению, содержанию и характеру могли использоваться для постановки каких-либо праздничных действ или представлений и поэтому были названы драматическими.
В зарубежной историографии вопрос о существовании драматических представлений в древнем Египте был поднят уже давно. Основополагающие работы по данной теме, принадлежащие таким известным ученым, как К Зете, 3 Шотту, Г. Шеферу, Э. Дриотону, X Фэрману и другим, относятся к первой половине XX века и посвящены, как правило, каким-либо отдельным источникам и проблемам, в то время, как комплексного исследования драматических текстов не проводилось Монография Э. Дриотона "Египетский театр" является единственной крупной работой на данную тему. Однако, поскольку она была написана в 1942 г, в ней охватываются далеко не все известные египтологической науке источники по этой проблеме и многие ее положения, при всем ее огромном значении, в настоящее время достаточно спорны. В русской историографии литература на тему ограничивается лишь немногочисленными статьями общего характера, наиболее важные из которых принадлежат выдающимся египтологам МЭ Матье иМА Коростовцеву На основании выше изложенного становится очевидным, что в исследовании вопроса о древнеегипетских драматических действах или представлениях требуется новый подход к источникам, новый взгляд на возможность существования особой формы драматических представлений, отражавших специфику жизненного уклада и традиций древнеегипетского общества, тем более, что в современной исторической науке этому вопросу уделяется очень мало внимания.
Актуальность темы диссертации также заключается в том, что ее исследование дает возможность дополнить наши знания о древнеегипетской
РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ )
СПегеовури, л л J
культуре Во-первых, драматические тексты являются очень интересной и важной частью литературного наследия страны Из них можно почерпнуть обширные сведения о развитии и особенностях древнеегипетского языка, характере и специфике ряда литературных памятников Во-вторых, изображения и рельефы, иллюстрирующие драматические тексты, представляют собой произведения искусства. В-третьих, в драматических текстах содержится информация о древнеегипетской религии В-четвертых, драматические действа в древнем Египте, очевидно, играли большую роль в общественно-политической жизни страны, являясь неотъемлемым элементом различных торжественных и праздничных событий. Следовательно, изучение драматических текстов позволяет расширить и углубить знания о характере древнеегипетских праздников, помогает выявить особенности драматических представлений в древнем Египте и определить их место в жизни государства
Стоит также отметить, что исследование вопроса о драматических представлениях в древнем Египте важно для изучения истории зарождения, развития и становления театрального искусства в целом Ведь театр в самых разных проявлениях сопровождает жизнь людей на протяжении многовековой истории человечества, начиная с первобытных обществ и до наших дней Он отражает помыслы, стремления человека, возвышает и облагораживает его, помогает жить и не забывать о вечном
Цель работы - проанализировать тексты наиболее известных и хорошо сохранившихся драматических текстов как произведений, предназначенных для постановки того или иного драматического действа или представления и, на основании их комплексного анализа, с учетом исследований, проведенных в отечественной и зарубежной науке, выявить, в какой форме существовали драматические представления в древнем Египте, каковы их особенности, смысл и значение
Поставленной целью определяются следующие задачи исследования-выявить тему и идею драматических текстов, рассмотреть особенности их сюжета и композиции, проанализировать специфику языка, определить жанр и попытаться выяснить, что представляли собой драматические представления в древнем Египте, каков был характер праздничных торжеств и религиозных ритуалов, сценариями которых служили драматические тексты
Объектом исследования являются так называемые древнеегипетские драматические тексты Это особая группа древнеегипетских текстов различных хронологических периодов, которые по содержанию, характеру и оформлению могли предназначаться для разыгрывания того или иного драматического действа или представления.
Предметом исследования являются древнеегипетские праздничные религиозные действа или представления, основой для постановки которых служили драматические тексты.
Методологической основой работы являются традиционные для отечественной историографии принципы исследования истории и культуры древних обществ, включающие в частности, признание определяющего
характера структуры и конкретно-исторического состояния общества по отношению к его культуре и идеологии Кроме того, важную роль играет системный подход, предполагающий признание влияния всех факторов (политических, экономических, социальных и культурных) на ход исторического процесса
Научная новизна работы заключается в том, что по вопросу о
драматических текстах и представлениях к сравнительному анализу был
1 привлечен широкий круг источников разных хронологических периодов, что
позволило провести комплексное исследование наиболее известных
драматических текстов, показать их особенности, определить их жанр. Это
> первое исследование в отечественной и зарубежной египтологии, в котором
был применен метод изучения драматических текстов как литературных произведений, предназначенных для постановки каких-либо праздничных действ или представлений, при котором тексты были проанализированы по таким важным критериям, как' 1 Тема, идея, пафос произведений; 2. Особенности сюжета и композиции; 3 Язык произведений; 4 Актеры, зрители, место для зрелища; 5 Жанр произведений
Новизна исследования также состоит в том, что в диссертационной работе были рассмотрены все известные в отечественной и зарубежной историографии точки зрения по вопросу о драме и драматических представлениях в древнем Египте, и была сделана попытка, на основании изучения источников, ответить на вопрос, что же, в действительности, могли представлять собой древнеегипетские драматические представления, в чем их специфика, и правомерно ли говорить о существовании древнеегипетского театра?
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в исследованиях, посвященных вопросу о существовании драмы и драматических представлений в древнем Египте, поскольку из работы можно почерпнуть обширные сведения об источниках и историографии по данной проблеме, ознакомиться с переводами и подробным анализом драматических текстов, а некоторые разработанные в диссертации положения позволяют по-новому взглянуть на различные аспекты мифа об Осирисе и могут применяться при изучении культа этого бога. Выводы, сделанные в работе, могут быть учтены при чтении лекций и написании соответствующих разделов учебных пособий для высших учебных заведений гуманитарного профиля
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы
отражены в шести научных статьях, а также обсуждались на заседаниях Центра
египтологических исследований РАН, VIII Международном конгрессе египтологов в Каире (27 марта - 3 апреля 2000 г.), конференции, посвященной 100-летию со дня рождения М Э Матье и М А Коростовцева, проводившейся Центром египтологических исследований 13-15 декабря 2000 г
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из Введения, Четырех Глав, Заключения. Работа сопровождается примечаниями и рабочим