Введение к работе
Актуальность темы. В последние годы у населения страны вырос интерес к балету, и не только как к виду академического искусства, но и как к способу личного самовыражения, к возможности самосовершенствования.
В настоящее время в нашей стране насчитывается 40 оперно-ба-летных театров. Многие музыкально-драматические, музыкальные и театры оперетты содержат в своем репертуаре балетные спектакли. Имеются 19 хореографических училищ и 13 хореографических студий. Широко развита танцевальная деятельность в народных театрах с ба- х летным репертуаром, которых только в России более 20. Массовый характер приобрели сегодня занятия в студиях классической хореографии, в балетных кружках и школах.
Творческий успех при создании художественного танцевального образа невозможен без специальной балетной обуви, потребность в которой растет и ощущается ее острый'дефицит.
Потребность в балетной обуви пытается удовлетворить единственный цех по выпуску балетной обуви при фабрике Зсесоганого театрального общества /ВТО/. Художественно- производственные мастерские Большого театра, Кремлевского дворца съездов и музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и:-еют небольшие мощности и с трудом обеспечивают своих балерин.
В производстве балетной обуви до сих пор прсбладаздим является ручней труд /80-9CV. Процесс производства трудоемок. Качество выпускаемой балетной обуви не отвечает требованиям как пронесено- пальних артистов балета, так и любителей.
Кроме'того, ослынке специфические нагрузки на обувь де.''>_'-,>? ее нелсігсвєчнсі:, /jrn ведущих сслиотск балета необходимо" 2-J пари сбуви с жестким исс.чем к а един спектакль, а з месяц-'-є v "De 20 пар. Артистам г.г.рдэбял'ета требуотсл в л'осгЛі 5-8 пір бал-.-х.-.с:;
обуви с жестким носком. Мягкая балетная обувь, в которой выступают мужчины и используют женщины для репетиций, выдерживают до 10 выступлений или' репетиций.
Наибоее эффективным путем решения проблемы удовлетворения потребности населения качественной балетной обувью является совершенствование ее конструкции и технологии изготовления. Как показал анализ литературных источников, работ в этом направлении очень нале. В настоящее время нет научно-обоснованного подхода к разработке конструкции балетной обуви, выбору материалов и технологии ее производства, отсутствует или недостаточно информативны сведения об антропометрии и морфологии стоп артистов балета, с биомеханике и физиологии стопы в условиях выполнения хореографических упражнений, отсутствуют методики проектирования колодки и обуви.
Процесс совершенствования конструкций балетной обуви связан с необходимостью разрешения противоречивых требований к балетной сбуви : создание высокохудожественного танцевального образа и в то же время предохранение стопы ст травматизма, профессиональных заболеваний и патологических отклонений.
Целью настоящего исследования является разработка научно-сбоенсванных конструкций и конструктивно-технологических элементов балетной обуви.
В соответствии с поставленной цель» решены следующие задачи:
проведен анализ развития конструкций балетной обуви;
выявлены конструктивно-технологические особенности балетной сбуви в сравнении с бытовой;
- предложена классификация основных хореографических движений по
степени нагружения степ артистов балета;
проведены антропометрические и рентгенографические исследования стоп балерин;
теоретически обоснованы Lc[ vu к ;;л:шори деталей низа балетной
- з -обуви;
разработаны конструктивно-технологические элементы балетной обуви;
разработаны конструкции и технологии изготовления балетной сбуви.
Научная новизна работы состоит в разработке научно-сбоснованного подхода к созданию новых конструкций и технологии изготовления балетной обуви. Впервые форма и размеры деталей низа балетной сбуви установлены в зависимости ст анатсмо-морфологических особенностей стоп артистов балета и характера хореографических движений.
Новизна технических предложений, разработанных при выполнении диссертационной работы, потвервдена решением ВНШГПЭ о выдаче двух авторских свидетельств и патента го трем заявкам.
Практическая значимость работы состоит в разработке принципиально новых конструкций и конструктивно-технологических элементов балетной обуви на основе оригинальных решений, обоснованного подбора материалов и технологии изготовления.
Результаты работы имеют социальный и-технико-эконсмич^сккй эффект, а также практическое применение.
Разработанная балетная обувь с мягким профилированным вкладышем позволяет уменьшить вероятность появления профессиональных заболеваний стоп балерин и создать комфортные условия во время выполнения пальцевых упражнений.
Конструкции балетной обуви с полимерным покрытием и изготовленные методом литья имеют улучпеннне, по сравнению с традиционной обувью, значения эксплуатационных свойств.
Апробация и реализация результатов работы.
Разработанные.конструкции балетной сбуви с полимерным покрытием и с мягк:!м профилированным вкладышем успешно прешли опытную носку в труппах театра "Русский балет" под руководством народного артиста, солиста Большего театра В.!,!. Гсрдеева, детского багетного театра при ДК ЗИЛ под руководством заслуженного артиста, ссл::ста
- 4 -Большого театра Г.В. Ледях.
Диссертационная работа обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры технологии изделий из кожи Московского ордена Трудового Красного Знамени технологического института легкой промышленности.
Основные положения работы докладывались и получили положительную оценку на:
юбилейной Ш научней конференции профессорско-преподавательского состава, посвященной 60-летию основания КТИЛП /г.Киев, 1990г. /;
Всесоюзной научно-технической конференции "Достижения науки молодых в производстве" /г. Ташкент, 1991 г./.
Публикации. Основные положения и результаты диссертации опубликованы в 7 печатных работах.
Структура и объем работы, диссертация состоит из введения, " четырех глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 184 страницах машинописного текста, включает 60 рисунков и 25 таблиц. Библиография включает 127 литературных источников.