Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женщина в арабской культуре Барбар Мохаммад Абдел-Рахим

Женщина в арабской культуре
<
Женщина в арабской культуре Женщина в арабской культуре Женщина в арабской культуре Женщина в арабской культуре Женщина в арабской культуре Женщина в арабской культуре Женщина в арабской культуре Женщина в арабской культуре Женщина в арабской культуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барбар Мохаммад Абдел-Рахим. Женщина в арабской культуре : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 СПб., 2005 149 с. РГБ ОД, 61:06-24/24

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Женщина в арабской доисламской культуре 8

1.1. Женщина в социальной и культовой практике джахилийской эпохи. . 8

1.2. Образ женщины в арабской поэзии джахилийской эпохи 16

Глава 2. Женщина в исламской культуре (до начала XIX века) 48

2.1. Арабская женщина в период раннего ислама 48

2.2. Статус женщины в социальной иерархии ислама 68

Глава 3. Женщина в современной культуре стран Арабского Востока 88

3.1. Влияние идей Арабского Возрождения на статус женщины в арабском обществе 88

3.2. Образ женщины в арабском искусстве и средствах массовой информации 103

Заключение 127

Библиография 134

Введение к работе

Актуальность исследования. Среди противоречивых тенденций развития современного мира можно отметить тенденцию столкновения западных и восточных традиций, противостояние модернизации, вестернизации культур, с одной стороны, и традиционализма, желания сохранить сложившиеся веками ценности, традиции и социальные институты. Это имеет место и в такой жизненно важной сфере, как тендерные отношения, распределение социальных и семейных ролей между мужчиной и женщиной, в том положении, которое занимает женщина в обществе.

Начало новой волны общественного интереса к женским и тендерным проблемам в Европе и США относится к середине 60-х годов XX века. В это же время появляются женские исследования (women's studies), превратившиеся к настоящему времени в широкое междисциплинарное научное направление тендерных исследований. Однако проводились и проводятся такого рода научные исследования главным образом на материале европейской и североамериканской культур.

Проблемы тендерных отношений и положения женщины в обществе приобрели в особую актуальность в современном арабском мире. Об этом ведутся широкие дискуссии в прессе, в религиозных кругах, в научной среде. Причиной тому являются те изменения, которые претерпевает жизнь женщины в странах Арабского Востока, переосмысление традиционных взглядов на ее природу и предназначение. Заявлено большое число различных точек зрения на статус женщины в арабском обществе, что свидетельствует не только о плюрализме мнений, но и о наличии нерешенных проблем. Несмотря на ' многообразие исследований, вопрос о положении женщины в арабской культуре, прежде всего - в динамике его исторического развития, представлен недостаточно полно и глубоко.

Сказанное определяет актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В решении вопроса о месте женщины в арабском обществе исследователи разделяются на приверженцев традиционализма и модернизма. К первому направлению можно отнести Афифа Абдульфаттаха Табара, Бу Али Ясина, Забиба Хамиса, Салима Бахнасави, идеологов «Братьев-мусульман» Мухаммада аль-Хадера Хусейна и Хусейна Махмуда. С позиции абсолютизации биологических различий между мужчинами и женщинами, как считают Мухаммад аль-Хадер Хусейн и Хусейн Махмуд, место женщины определяется домом и семьей, а политическая и общественная жизнь с участием женщины недопустимы. Эмансипированное поведение, ориентирующееся на современную западную модель, рассматривается как отказ от того высокого положения, которым ислам наделил женщину, дав ей возможность не участвовать в политике, не работать, не торговать своим телом с целью заработка. Подобной точки зрения придерживаются также современные арабские ученые-традиционалисты: Афиф Абдульфаттах Табара, Бу Али Ясин, Забиба Хамис, Абу аль-Аля аль-Маудуди. С их точки зрения экономически независимая женщина уходит от домашних обязанностей, понимания морали, следовательно, теряет представления о чести и достоинстве, и свое предназначение. Придя в политику и общественную жизнь, женщина привносит в нее эмоциональную составляющую, что недопустимо, ибо чревато хаосом.

Представители второго направления исследователей рассматривают место женщины в арабском обществе с позиции модернизма и феминизма. Эти теории, базирующиеся на взглядах арабских реформаторов, среди которых Бутрус аль-Бустани, Рифаа ат-Тахтави, Амин Осман, Мухаммед Абдо, Касим Амин, способствовали появлению целой плеяды поэтесс, писательниц и журналисток, стоящих на позициях феминизма (Варда ат-Турк, Варда ал-Йазиджи, Марйана Марраш и другие).

Ученые арабских стран (прежде всего - Сирии, Египта, Ливана) обратились к исследованию эмансипации женщины совсем недавно, но

сделали для освещения этой проблемы уже немало. Ведущее место в публикациях этого направления занимают доклады, статьи и научные работы исследователей тех стран, в которых традиции женской эмансипации имеют давние корни, а вопрос о месте современной женщины находится в центре общественного внимания (работы Наджлы Насиб аль-Ихтийар, Науаль Садауи, Мухаммад аль-Кади, Абдалла Хоула и др.)

Рассмотрение женщины в системе правовых отношений арабского общества представлено широчайшим спектром взглядов теологов: Абу аль-Аля аль-Маудуди, Мухаммед ибн Джамиль Зину. Арабских (Салим аль-Бахнасави, Хассан Хусейн Хамид, Ясин Камал) и зарубежных (Л.Р.Сюкияйнен, Н.Е.Торнау, J.L.Esposito, F.Mernissi, J.Schacht) правоведов интересует женщина как носитель определенных социальных функций и ролей.

Имеются исследования об особенностях образа женщины в арабском искусстве, об эволюции этого образа и его современном наполнении. Так, опыт анализа образа женщины в арабской художественной литературе и периодической печати представлен в работах Халим Баракат, Басимы Ид, Лейлы Гандур, И.Н. Соколовой, В.Н. Блондина. Образ жендины в арабском театре исследовался в работах Уатфа Хамади, Т.П. Путинцевой. В арабском кино образ женщины рассматривали Али Махди Али, аль-Кисан Джан, Мухаммад Минир Хижаб аль-Мохтаус, Аль-Тавальби Ахмед, Сулейман Ахмед Абид Ахмед и др.

Большое значение для исследования статуса женщины в арабской
культуре имеют работы российских историков и культурологов, посвященные
исламу и арабской культуре: М.В.Вагабова, П.А.Грязневича, А.Е.Крымского,
И.Ю.Крачковского, М.Б.Пиотровского, Е.А.Резвана, В.Р.Розена,

Л.И.Шайдуллиной, а также западных исследователей арабо-исламской культуры: Ж.Ф.Бретона, Г.Э.фон Грюнебаума, М.Форварда.

При всей широте представленного спектра научных публикаций можно обнаружить и нерешенные проблемы. Например, часто остается в тени вопрос о взаимосвязи статуса женщины и культурных тенденций эпохи, о взаимообусловленности культурных традиций разных народов и их влиянии на формирование образа женщины в арабской культуре и др.

Объектом исследования является тендерный аспект культуры Арабского Востока.

Предмет исследования - социальное положение женщины в арабской культуре в динамике его исторических изменений.

Цель работы - исследование места и роли женщины в арабской культуре, изменений, которые претерпевало положение женщины в ходе исторического развития арабской культуры от истоков до XX века.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить особенности положения женщины в арабской культуре джахилийской эпохи.

  2. Раскрыть своеобразие социальных ролей женщины в исламской арабской культуре (до XIX века).

  3. Выявить взаимосвязь шариата и культуры, обусловливающую место женщины в социальной иерархии арабского общества.

  4. Проследить влияние идей арабского возрождения (ан-нахда) на статус женщины в арабском обществе.

  5. Исследовать образ женщины в арабском искусстве и средствах массовой информации XX века.

Методология и методы исследования.

В основу исследования положен комплексный культурологический подход к явлениям культуры, опирающийся на методы и результаты исследований целого ряда гуманитарных научных дисциплин: культурологии, историографии, социологии, права, искусствоведения. Ключевым в работе

является историко-генетическии метод, позволивший проследить изменения положения женщины в арабской культуре в ходе ее исторического развития. Автор опирается на широкий круг исследований по проблемам тендера, по истории арабской культуры ученых-арабистов, как российских, так и зарубежных, в том числе из стран Арабского Востока.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- место и роль женщины в арабской культуре исследованы в широкой исторической перспективе: от Древней Аравии до XX века;

- на основе анализа арабской поэзии и эпоса выявлена специфика положения женщины в доисламской арабской культуре, состоящая в том, что женщина пользовалась относительной самостоятельностью;

- проанализированы изменения, произошедшие в общественном и семейном положении арабской женщины, в представлениях о статусе женщины и положения женщины в семье и обществе под воздействием исламского вероучения;

- определены направления трансформации женских социальных ролей и образа женщины под влиянием идей арабского возрождения (ан-нахда);

- проанализирована система образов женщины в современном арабском искусстве и средствах массовой информации.

Практическая значимость работы. Материалы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для изучения арабской культуры. Материалы диссертации могут также послужить основной для подготовки учебных пособий и специальных курсов для высших учебных заведений гуманитарного профиля по проблеме человека в арабском искусстве.

Апробация исследования. Работа обсуждалась на аспиранстком семинаре кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, на заседании кафедры теории и истории культуры и была рекомендована к защите.

Женщина в социальной и культовой практике джахилийской эпохи.

Проблема роли и места женщины в арабском обществе привлекала и привлекает внимание многих исследователей на протяжении ряда десятилетий, так что ее можно считать модной научной проблемой. Рассмотрение этой проблемы в гуманитарном знании арабских стран чаще всего осуществляется на материале исламского периода арабской культуры, в то время как доисламский период редко затрагивается в научных исследованиях. В философских и историко-социологических трудах арабских авторов, посвященных проблематике женщины в доисламском обществе, акцент чаще всего ставится на системе взаимоотношения полов.

Формирование взглядов на место женщины в доисламской культуре арабских народов проходило в условиях развития родоплеменного строя, его обычаев и норм морали. Естественно, взаимоотношения полов и семейные отношения строились на социальной и духовной основе той исторической эпохи.

Широко распространенной в трудах исследователей арабской культуры является точка зрения о социальном и культурном доминировании мужчины в период джахилийи. Одним из основных факторов, подтверждающих это мнение, является наличие генеалогии, которая в этот период в арабском обществе велась по отцовской линии. Вместе с тем есть свидетельства, показывающие, что имело место также и наследование по женской линии. В подтверждение этого можно привести факт наличия трех надписей, найденных археологами в Южной Аравии. В первых двух сабейский царь повелевает включить некое семейство в более широкую племенную группу. Примечательно то, что в текстах по именам называются не только мужчины «с их братьями, сыновьями и прочими родственниками», но и женщины — «с их сестрами, дочерьми и прочими родственницами» . В третьей надписи три женщины со своими дочерьми из одного и того же семейства (вместе они обозначены так: «те, что из семьи Гурхум») торжественно извещают всех о том, что посвящают своим детям, одному мальчику и трем девочкам, четыре

статуи — одну мужскую и три женские». Примечательно то, что, несмотря на присутствие мальчика в числе одаряемых, все они наречены «дочерьми тех, что из Гурхума». Согласно тем же текстам мужчина вполне мог бы проживать в доме своей супруги.

Другой текст, подтверждающий предположение о наличии в древнеарабском обществе того времени матриархальных отношений, приводит Ж. Ф. Бретон, ссылаясь на Страбона: «Все мужчины одного семейства имеют женой одну и ту же женщину. Всякий, кто к ней входит ради полового сношения, оставляет перед дверью палку, так как каждый мужчина, согласно обычаю, должен ходить с палкой. Ночь она, однако, проводит только со старшим в семье. Все ее дети считаются между собой братьями и сестрами. Мальчики, достигнув половой зрелости, также совокупляются со своей матерью. Неверность мужчины, который предпочел женщину из другой семьи, карается смертью .

В связи с поисками фактов генеалогии по женской линии интерес к нравам бедуинских племен проявляют также этнологи. В полукочевом племени хумум, по сведениям J. Chelhod , женщина может иметь внебрачных детей, которые носят имя матери или имя своего дяди по материнской линии, а ее внебрачные связи не влекут за собой кару за супружескую измену. Однако, когда ее муж «у очага», то есть дома, не в отлучке, ее неверность осуждается, напротив, очень строго. Как бы то ни было, женщины из племени хумум пользуются большой сексуальной свободой как до заключения, так и после заключения брака.

В арабском обществе до принятия ислама вообще имело место большое разнообразие гендерных отношений. По сообщениям некоторых авторов, в ряде деревень было принято, как свидетельство гостеприимства, предлагать гостю на ночь женщину. Так, Фуад Хейдер отмечает, что до ислама в арабском обществе существовали разные типы браков. В частности, «никах аль-истибда» или своеобразный временный брак в рамках традиций гостеприимства предполагал сексуальные отношения женщины с мужчиной-гостем. При этом в случае, если женщина беременела, рожденный ребенок признавался отцом семейства как его ребенок. Данный вид брака существовал у племен, которые в силу ряда причин вынуждены были вести закрытый образ жизни, а их связи с другими племенами были крайне слабыми. «Аль-завадж би-ль-имра» предполагал брак мужчины с рабыней, причем в этом браке главная роль отводилась мужчине, ибо он мог расторгать брак, когда желал продать рабыню. Еще один вид брачного союза в доисламский период носил название «аль-завадж аль-садика», т.е. брак равных, в котором оба партнера должны были нести обязанности друг перед другом в соответствии с представлениями тех племен, в которых была принята эта форма брака. Такой брак впоследствии, как отмечает Фуад Хейдер, был воспринят исламом. Салималь-Бахнасави упоминает еще об одной форме брака в древнеарабском обществе - «шигаре», при котором отец имел право выдавать свою дочь замуж за мужчину с тем условием, что сам женится на его дочери, не назначая при этом выкупа.

Арабская женщина в период раннего ислама

Основная задача данного раздела - проследить изменение статуса арабской женщины с точки зрения существования ее прав в образовательной, профессиональной, политической, экономической и семейной сферах с приходом ислама.

Развитие мусульманских представлений о природе женщины происходило под влиянием ряда факторов. Первый — это реальное положение женщины в обществе, ее статус и фактические права. Духовное и материальное взаимосвязано, поэтому реальность вынуждала осмыслять себя в определенных категориях, создавать соответствующие теории, которые, в свою очередь, оказывали на нее влияние, сохраняя или разрушая ее. Вторым фактором, повлиявшим на мусульманские взгляды на женщину, явились идейные источники, самые важные из которых — патриархальная традиция и исламское учение.

Как было отмечено в предыдущем разделе арабская культура на протяжении тысячелетий формировала идеалы и культурные образцы, в которых женщине отводилась роль создания менее совершенного, чем мужчина. Патриархальная традиция, оформившаяся задолго до исламского периода, в значительной степени определила мусульманское отношение к женщине. Другая духовная составляющая — это собственно исламская доктрина. В раннеисламской культуре авторитет Корана и сунны был огромен, каждая фраза получала многочисленные трактовки.

Распространение ислама среди арабских народов, начиная с VII века н. э., вносит коррективы в образ жизни арабской общины и, соответственно, изменяет статус женщины. Хотя этот процесс растянут во времени, и невозможно сейчас восстановить эволюцию формирования нового статуса арабской женщины, мы точно знаем о конечном результате этого процесса, и судить о привнесенных исламом изменениях мы можем по заслуживающим доверия источникам — Корану, сунне Пророка, шариату . В Коране от имени Аллаха сказано, что "мы ниспослали его, арабский судебник" . Конечно, в нем нет систематического изложения всех правовых норм и установлений. Сначала все действия мусульман разделялись на два вида — запретное — "харом" и одобренное — "мустахиб" ". К моменту окончательного формирования шариата действия были разделены на пять категорий , но и содержащиеся в разных сурах критерии "чистоты" и "греховности" в той или иной мере способствовали разработке в целом оригинальной шариатской законодательной системы. Эти критерии определялись условиями раннефеодального общества с пережитками родовых и рабовладельческих отношений .

Согласно мусульманскому учению, ислам представляет собой, или должен представлять, идеальную общность людей. Мнение о прогрессивной роли ислама в судьбе арабской женщины поддерживается многими арабскими и мусульманскими исследователями. Так, современные арабские исследовательницы положения женщины в мировой истории Махдия аль-Замили и Басима Кайал утверждают, что иудаизм воспринимал женщину как существо второго сорта, христианство дало женщине неизмеримо большую свободу по сравнению с язычеством и иудаизмом, но эта свобода была частичной. Только ислам дал женщине истинную свободу, право работы, получения имущества, право выбора своей судьбы. На тех же позициях стоят мужчины, изучающие положение женщины в мировой и арабской истории: Фархан Салех, Ахмад Абдульазиз аль-Хасин, Абдельмутааль Мухаммад аль-Джабри, Тахер Хаддад считают, что классический ислам дал женщине полную свободу, возможность совершенствоваться и чувствовать себя равной мужчине . В их трудах находим представления об идеальном образе мусульманской женщины, как он был представлен в трактатах и книгах, написанных ранними последователями ислама.

Некоторые мусульманские исследователи утверждают, что никто прежде в истории подобно Мухаммаду не улучшал женскую участь. Например, Сейид Амир Али в 1873 г. заметил, что Мухаммад провозгласил уважение к женщинам как одну из главных заповедей своего учения. Ислам обеспечил их права, наделив привилегиями, и полностью уравнял их с мужчинами, за исключением того, что касалось их телесных различий . Еще он заметил, что только в годы своей учебы в Англии после утверждения в 1873 г. Закона о собственности замужних женщин основанное на христианских ценностях английское законодательство дало женщинам право распоряжаться личной собственностью и своими доходами независимо от опеки мужа .

Влияние идей Арабского Возрождения на статус женщины в арабском обществе

В истории Арабского Востока конец XIX — начало XX столетий считаются временем большого культурного подъема, обусловленного необходимостью реформирования традиционной культуры, освоения достижений европейской культуры: философии, науки, научно-технических достижений Запада. Это освоение, имевшее своих стронников - реформаторов, активизировало и защитников культурных традиций, которые видели свою задачу в возрождении традиционных культурных и духовных, в том числе моральных, ценностей ".

Широкое просветительское движение, начавшееся в 1850-60-х годах в Египте, Сирии и Ливане получило у арабских ученых название "ан-нахда" ("Возрождение"). По словам 3. И. Левина, «это было время оживления всей культурной жизни, становления новоарабской литературы, просветительского движения, период выработки идей, составивших мировоззренческую основу антифеодальных и национально-освободительных устремлений» .

Истоками просветительского движения на Арабском Востоке являются западноевропейские просветительские концепции, теория прав человека, которые в Европе обусловили постановку проблемы тендерного равенства. Отталкиваясь от этих идей, мусульманские реформаторы" выдвигают женскую проблему в качестве одной из важных. Сам факт специфического положения женщины, сложившегося в течение многих веков как под влиянием ислама, так и под влиянием местных традиций, мусульманскими реформаторами рассматривался как трансформация мусульманских установлений турками, введшими гарем и полигамию в арабский мир.

Впервые вопрос об угнетенном положении арабской женщины был поднят в Бейруте на открытом заседании I Сирийского научного общества в 1849 г. С докладом выступил один из виднейших арабских просветителей ливанец Бутрус аль-Бустани, который назвал порабощение женщин одной из главных причин отсталости арабской нации. Подчеркивая, что неграмотная, зараженная предрассудками женщина не может воспитать детей должным образом, Бутрус аль-Бустани требовал для нее права на образование.

По мнению Мер Ват Хаттим , первым человеком, заявившем о необходимости изменения статуса арабской женщины и ее развития наравне с мужчинами, был Рифаа ат-Тахтави (1801—1873). В 1872 г. Рифаа ат-Тахтави — известный египетский общественный деятель и ученый — выпустил в Каире книгу под названием «Верный наставник для дочерей и сыновей» («ал-Муршид ал-амин ли-л-банат ва-л-банин»), в которой высказался за введение совместного обучения мальчиков и девочек. Рифаа ат-Тахтави считал, что только возможность молодых женщин быть образованными и способными участвовать вместе с мужчинами в беседах и обмене мнениями увеличит их значимость в сердцах мужчин, предотвратит их гибель от безрассудства и легкомыслия, «женщина превратится из невежественной в образованную» . Образование же, в свою очередь, по мнению Рифаа ат-Тахтави, поможет женщине определить свое место в жизни, приучит ее к труду: «Поистине труд оберегает женщину от того, что неприлично, приближает ее к добродетели; и если бездеятельность мужчин осуждается, то она является большим пороком и для женщины»" .

В книге «Извлечение чистого золота в описании Парижа» («Тахлис ал-ибриз фи талхис Бариз») ясно изложена позиция Рифаа ат-Тахтави по женскому вопросу. Большое внимание уделяет автор положению современной ему французской женщины, рассматривает (противопоставляя) положение западной и восточной женщин, отмечая при этом, что последняя всего лишь «принадлежность дома». Рифаа ат-Тахтави призывал открыть лицо мусульманке, освободить ее от обычаев хиджаба и затворничества, при этом он ссылался на многочисленные примеры не только из греческой, но и из арабской истории. Так, он пишет, что в древности «женщины-арабки принимали участие в сражениях, были хорошими поэтами и даже учеными»" . И опять-таки здесь красной нитью проходит его идея о том, что только образованная женщина может до конца выполнить свой долг матери и жены.

С Рифаа ат-Тахтави были солидарны Мухаммед Абдо и Рашид Рида, которые неоднократно высказывали ту мысль, что многие положения официального ислама, в частности по женскому вопросу, устарели и их следует пересмотреть.