Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современных условиях глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов приобретает свойства технически доступного и социально-массового явления, затрагивающего все сферы человеческой деятельности, что актуализирует исследование культуры Интернета. Современные технологии взаимодействия открывают широкие возможности для создания культурного продукта с высокой степенью инноваций и креативности, который, в свою очередь, становится автономным источником формирования интернет-культуры, отличающейся высокой динамичностью, интерактивностью, вариативностью, полифункциональностью, способностью к саморазвитию и саморегулированию.
Способом организации информации в Интернете является веб-дизайн. Пользователь воспринимает значение контента в том объеме и с теми коннотациями, в каком виде веб-дизайнер выразил их в композиции сайта, а при усвоении веб-дизайна как креолизованного общественно фиксированного языка овладевает возможностями, традициями, моделями поведения интернет-культуры. Субъекты интернет-культуры, оставаясь в пространстве национальных культур, выступают носителями ценностей этих культур, эстетических норм, традиций, включаясь в то же время в формирование интернациональной электронной культуры. Веб-дизайн, создавая единое пространство для пользователей разных государств, способствует их вхождению в процесс глобализации, оформляя ресурсы, удобные для человека любой культуры.
Особое место среди функций, выполняемых веб-дизайном, принадлежит семантической, поскольку именно с помощью системы символов, знаков, метафор, встроенных текстов осуществляется трансляция культурных смыслов на национальном и глобальном уровнях. Все это актуализирует значимость исследований семантики веб-дизайна как способа трансляции ценностей новой культуры, формирования нового мировоззрения человека, создания современных коммуникативных пространств глобализирующегося мира.
В этих условиях возрастает значимость исследований знаковых характеристик веб-дизайна российского Интернета, отражающего особенности национальной культуры российского пользователя, специфику его приобщения к мировой информационной культуре, с одной стороны, а с другой, -российского Интернета как одного из сегментов Глобальной сети.
Степень научной разработанности темы. В последнее десятилетие наблюдается интерес к изучению веб-дизайна, в том числе сайтов российского Интернета. Активное исследование этой проблемы началось в начале XXI в.
Анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, прямо или косвенно касающихся этой проблемы, позволяет выделить следующие направления исследования:
особенности культуры информационного общества раскрыты в трудах зарубежных ученых XX в. (Ж. Бодрийяр, В. Буш, Э. Гидденс, У. Дайзард, М. Кастельс, Ф. Машлуп, А. Тоффлер, С. Шпенглер, Г. Кан) и отечественных исследователей (Р.Ф. Абдеев и М.С. Каган);
проблемы формирования культуры информационного общества нашли отражение в работах Н.П. Лукиной, Е.Н. Молчановой, Е.Э. Суровой, А.А. Чернова, А.Н. Шеремета, Е.И. Ярославцевой и др.;
вопросы информационного общества в контексте культурной коммуникации в изменяющемся обществе освещены в трудах классиков XX в. (У. Эко, М. Маклюэн) и современников (О.В. Беззубовой, Б.В. Григорьева, Я.Н. Засурского, Л.М. Земляновой, В.Д. Магазанника, Л.В. Нургалеевой, В.А. Сулимова, В.И. Чумаковой, и др.);
особенности культуры электронных образов информационного общества изучены в трудах Е.Н. Губановой, В.М. Диановой, Б.В. Маркова и др. Исследованием особенностей электронных образов в рамках киберкультуры занимался В.А. Емелин, в контексте экранной культуры их рассматривал И. А. Негодаев.
В работах современных авторов освещались различные аспекты интернет-культуры: комплексные гуманитарные исследования Интернета (А.Е. Войскунский), эстетические аспекты интернет-культуры (В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская), трансформация познавательных процессов в интернет-культуре (В.В. Анненков, Л.Б. Коржева), изучение культурных особенностей сетевых сообществ (В.Ю. Нестеров, Е.Д. Патаракин и др.), особенности современной информации в Интернете (А.Н. Назайкин), анализ специфики рекламы в Интернете (М.М. Лукина, Е.И. Платонова, К. Шредер, и др.), культура блогосферы (A.M. Ранчин, А.В. Попов), исследование языковой коммуникации в интернет-культуре и влияние этой культуры на пользователя (М.А. Кронгауз), характеристики гипертекста в контексте современной культуры (СИ. Орехов, М.Г. Карымова). Гипертекст был описан ранее В. Бушем, Д. Энгельбартом, Т. Нельсоном, Т. Бернерс-Ли.
Отдельные аспекты культуры российского Интернета исследованы в работах отечественных авторов: проблемы развития культуры Рунета (Ф.А. Кулин, А.В. Дубовиков), особенности эстетики российского веб-дизайна (А.А. Горных, А.Р. Усманова).
Веб-дизайн как явление современной культуры представлен в трудах отечественных исследователей:
- веб-дизайн как инструмент моделирования виртуального пространства
современной культуры (Н.С. Кузнецова);
- механизмы приобщения к интернет-культуре (Г. П. Блуднов) и
интерпретации ее форм в контексте изучения массовых коммуникативных
процессов (А.В. Буланичев, А.А. Останин);
- особенности формообразования в современном дизайне
(Т.Н. Бытачевская);
- функции веб-дизайна при переводе СМИ в интернет-версии
(А.А. Беляев);
отдельные элементы веб-дизайна в рамках семиотического подхода к информации (А.В. Петров);
применение компьютерной семиотики в контексте изучения человеко-компьютерного взаимодействия (Н.А. Тарабанов);
особенности дизайна в информационной среде (И.А. Розенсон);
- стилистические особенности веб-дизайна в условиях глобализации
(Д.В. Бородаев).
Основные тенденции развития современного веб-дизайна нашли отражение в авторских проектах отечественных и зарубежных веб-дизайнеров (Я. Нильсен, Дж. Зельдман, А. Лебедев, Д. Кирсанов и др.).
Несмотря на значимость и важность существующих исследований веб-дизайна в интернет-культуре и культуре Рунета, в настоящее время недостаточно культурологических исследований, предметом анализа которых являются семантическая функция веб-дизайна в системе интернет-коммуникаций, семантика веб-дизайна российских сайтов как отражение особенностей интернет-культуры современной России.
Объект исследования - веб-дизайн интернет-культуры.
Предмет исследования - семантика веб-дизайна российской интернет-культуры.
Цель исследования - выявить семантические характеристики веб-дизайна как одного из современных языков культуры на примере Рунета.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть эвристический потенциал семиотического подхода к
исследованию веб-дизайна в культурологии;
2) использовать иконологическую методологию анализа произведения
искусства в рамках культурологического подхода при разработке структурно-
семантической схемы анализа веб-сайтов;
3) описать характеристики интернет-культуры как семиотической
системы;
-
исследовать схемы современных интернет-коммуникаций в контексте формообразующей роли веб-дизайна;
-
раскрыть особенности семантики российского веб-дизайна в контексте глобализационных тенденций развития современного Интернета;
-
выявить семантические характеристики креолизованных культурных текстов российского Интернета в контексте соотношения глобального и национального.
Теоретическая база исследования основывается на следующих концепциях:
информационно-семиотической (Р. Барт, М.С. Каган, А.С. Кармин, Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, У. Эко, Р. Якобсон и др.);
информационных сообщений в теории дизайна (Д.В. Бородаев, Дж. Зельдман, Д. Кирсанов, А. Лебедев, Я. Нильсен, И.А. Розенсон и др.);
- электронных образов в постмодернистском искусстве (В.В. Бычков,
Е.Н. Губанова, В.М. Дианова, М.Г. Карымова, Н.Б. Маньковская, СИ. Орехов и
др);
- лингвистической относительности, восходящей к идеям
В. фон Гумбольдта и получившей развитие в трудах Э. Сепира, Б.Л. Уорфа,
А. Вежбицкой и др.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования использованы возможности междисциплинарного культурологического подхода, позволившие разработать структурно-семантическую схему анализа веб-сайтов на основе иконологической методологии анализа произведения искусства.
Использование системного подхода позволило изучить интернет-культуру как семиотическую систему, где значительное место занимают креолизованные тексты.
Семиотический подход способствовал всестороннему раскрытию проблемы семантики веб-дизайна, исследованию современной интернет-культуры как семиосферы, составлению схемы культурной коммуникации в ней.
Интегративный подход дал возможность исследовать в веб-дизайне свойства проектирующего и проектируемого языка интернет-культуры, соединившего в себе информационную и эстетическую функции.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы семантический, аксиологический, феноменологический методы; сравнительно-сопоставительный и иконологический анализ произведения искусства.
Научная новизна исследования.
-
Установлено, что эвристический потенциал семиотического подхода заключается в использовании его категориального аппарата при описании веб-дизайна как языка интернет-культуры и семиосферы, который включает инвариантные элементы (тексты), относительно устойчивые принципы формирования знаков, вариативные схемы интернет-коммуникации.
-
Доказана возможность экстраполяции искусствоведческого анализа художественного произведения при интерпретации современных текстов интернет-культуры. Разработана структурно-семантическая схема анализа вебсайтов, включающая три уровня, на которых выявляются особенности веб-цветов и элементов страницы, характеристики визуальной структуры сайта, культурные смыслы электронных образов.
3. Описаны характеристики интернет-культуры как семиотической
системы, включающей принципы (динамичность, интерактивность,
вариативность), формы образования текстов (креолизация, симулякр) и
способы их взаимодействия (перевод текстов из одной системы в другую,
ризома).
-
В контексте формообразующей роли веб-дизайна исследованы схемы современной культурной коммуникации Интернета. Эта роль обеспечивается композицией веб-сайтов, транслирующей культурные ценности и определяющей особенности веб-дизайна как языка интернет-культуры.
-
Установлено, что глобализационные тенденции развития Интернета, проявившиеся в распространении стандартной схемы визуальной композиции, интернациональных проектов, характерных образов электронной культуры детерминировали становление и развитие семантики российского веб-дизайна и, в частности, его содержание, функции и формы представления.
-
На примере креолизованных текстов Рунета выявлены и описаны основные особенности взаимодействия в веб-сайте знаковых систем (изобразительного, естественных языков, фотографии, анимации, видео), детерминированные интеграцией сегментов Интернета в мировую интернет-культуру, распространением ее взаимодействия с вне-системой (усложнение технологий человеко-компьютерного взаимодействия, перевод областей деятельности в Интернет).
Положения, выносимые на защиту.
1. Семиотический подход к исследованию веб-дизайна позволяет выделить:
- характеристики интернет-культуры как семиосферы (скорость изменения текстов, особенности системы самоописания, вариативность,
соотношение неоднородности и единства, периферии и ядра, способы взаимодействия с вне-системой);
современные вариативные схемы коммуникаций в интернет-культуре (процесс передачи сообщения, способы передачи сообщения адресату с созданием полей для коммуникаций и присоединением чужих сообщений, общая схема формирования симулякров, ложных знаков в веб-дизайне, способы формирования полей для сообщений, ризомные ответвления общей схемы формирования симулякров, схема мозаичного пространства интернет-культуры);
проектирующие свойства веб-дизайна (креативность, влияние на восприятие пользователя, мотивация к определенной деятельности, интегрирование функций в системе интернет-культуры).
-
На основе концепции искусствоведческой методологии анализа образов и визуальных объектов (А. Варбурга, Э. Панофского, И. А. Ильина, Ю. Б. Борева) разработана трехуровневая структурно-семантическая схема анализа веб-сайтов. С помощью этой схемы исследованы веб-сайты Рунета как креолизованные тексты. Первый уровень - это изучение цветовой гаммы, ее значения, имитаций, текстур, фактур, иконических знаков, стилизаций, визуальных эффектов. На втором уровне исследуется условный сюжет, который выражен в веб-дизайне в метафоричности знаков, визуальной структуре, иллюзорности, логотипах, насыщенности графическими знаками, единстве страниц, сложности креолизации, системе ссылок, особенностях обновления дизайна и контента, инструментах моделирования киберпространства, степени коммерциализации. На третьем уровне анализа выявляются свойства веб-сайта как культурного текста с точки зрения текстовой самоценности, которая заключается в определении прототипов и заимствований, описании истории, проведении параллелей, определении известных аналогов, установлении культурных ценностей, транслируемых веб-дизайном.
-
Описание интернет-культуры как семиотической системы дает возможность проанализировать динамичность ее основных характеристик (соотношение неоднородности и единства в разнообразии ресурсов, монтажности и клиповости текстов, увеличении их количества, умножении числа сообщений, частое и быстрое перемещение текстов от периферии к ядру, расширение границ перевода текстов, взаимопроникновение различных систем извне, усложнение и совершенствование веб-дизайна, переход некоторых видов деятельности в виртуальную сферу, активное взаимодействие с вне-системой, короткие сроки хранения текстов, метатропичность).
-
В выявленных схемах интернет-коммуникаций (процесс передачи сообщения, способы передачи сообщения, общая схема формирования симулякров, формирование полей для сообщений, ризомная схема формирования симулякров и схема пространства сообщений интернет-культуры), формообразующая роль отводится веб-дизайну как языку культуры. Композиция в веб-дизайне как языке интернет-культуры - это способ формообразования, транслирующий культурные ценности, содержащий в своей структуре все основные виды знакового пространства. В построении визуальной композиции сайтов отразились многоадресность сообщений, поворот функциональности от репрезентативности к созданию полей для коммуникаций, распространение многочисленных ложных знаков, различных видов симулякров, возрождение отдельных черт архаических форм творчества.
-
Процесс глобализации детерминировал такие черты семантики российского веб-дизайна как заимствование стандартной западной схемы визуальной композиции сайта, формирование электронных образов интернет-культуры, их тиражированность, массовость, распространение симулякров, электронного фольклора, логотипизации событий. Семантика российского веб-дизайна характеризуется становлением инфраструктуры интернет-культуры, уточнением разграничения сайтов по целям, распространением отечественных проектов за пределы Рунета, обновлением дизайна в соответствии с требованиями мультиплатформенности.
6. К семантическим характеристикам креолизованных текстов
российского Интернета относятся как общие черты Глобальной сети, так и
специфические черты отечественного сегмента. В российском сегменте
Интернета выделяется группа общепризнанных международных знаков,
используемых в качестве ссылок, отмечается возрастание метафоричности
простых знаков. На примере Рунета выявлены степени проникновения систем
фотографии (текст как инородное включение, текст в тексте, фотография как
основа дизайна сайта, декоративный элемент, фотография как иллюстрация и
ссылка на сайт), анимации, видео в веб-дизайне.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что осуществлен теоретический анализ семиотических характеристик интернет-культуры и веб-дизайна в контексте культурной семантики. Результаты исследования вносят вклад в концептуальное осмысление новых языков культуры, дополняют и расширяют методологический потенциал культурологии в исследовании текстов интернет-культуры, могут быть полезны в работе веб-дизайнеров, искусствоведов, культурологов, психологов, социологов, философов.
Практическая значимость заключается в возможности применения материалов исследования при создании веб-проектов. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть реализованы при разработке курсов, учебных программ, пособий по изучению интернет-культуры и созданию веб-сайтов. Результаты исследования положены в основу учебно-методического комплекса элективного курса «Веб-дизайн» для студентов факультета культуры и искусств ЗабГУ, обучающихся по направлению 072500 «Дизайн» (профиль «Дизайн среды»). Культурологическое изучение теории веб-дизайна способствовало созданию авторских разработок дизайна сайтов.
Апробация результатов работы. Основные концептуальные идеи диссертации представлены в докладах и тезисах на международных и региональных конференциях («Гуманитарные науки в XXI веке» (Москва, 2011), «"Семиосфера" Ю.М. Лотмана: рецепции в современном социально-гуманитарном знании» (Москва, 2012), «Наука и современность» (г. Новосибирск, 2010), «Культурология в контексте гуманитарного знания» (г.Курск, 2011), «Художественное образование: тенденции, проблемы, перспективы» (г. Чита, 2010)), а также в докладах на семинарах аспирантов ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского». Новые результаты по проблематике диссертации получены при выполнении НИР (во ВНТИЦ по теме: «Веб-дизайн как язык современной интернет-культуры»; в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (мероприятие 1.3.2 - V очередь) Лот № 2, 2011 - 1.3.2. - 303-013; в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3676.2011).