Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская духовная музыка как умозрение в звуках Комарова Анна Николаевна

Русская духовная музыка как умозрение в звуках
<
Русская духовная музыка как умозрение в звуках Русская духовная музыка как умозрение в звуках Русская духовная музыка как умозрение в звуках Русская духовная музыка как умозрение в звуках Русская духовная музыка как умозрение в звуках Русская духовная музыка как умозрение в звуках Русская духовная музыка как умозрение в звуках Русская духовная музыка как умозрение в звуках Русская духовная музыка как умозрение в звуках Русская духовная музыка как умозрение в звуках Русская духовная музыка как умозрение в звуках Русская духовная музыка как умозрение в звуках
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Комарова Анна Николаевна. Русская духовная музыка как умозрение в звуках : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Комарова Анна Николаевна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2008.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/267

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Русская духовная музыка как компонент духовной культуры 13

1.1 Место духовной музыки в духовной культуре России 13

1.2 Элементы национального в духовной музыке России 33

Глава 2 Русская духовная музыка как архетипическое выражение духа России 50

2.1 Типология русской духовной музыки 50

2.2 Функционально-качественное своеобразие русской духовной музыки 90

Глава 3 Преемственность и основные тенденции развития современной духовной музыки России 104

3.1 Преемственность традиций в русской духовной музыке 106

3.2 Духовные идеалы и ценности в современной духовной музыке России 123

Заключение 140

Библиографический список 147

Приложения 171

Введение к работе

Русская духовная музыка занимает особое место в истории русской культуры. Если профессиональная светская музыка появилась в России лишь в конце XVII века, то церковное пение имеет за собой десяти вековую историю. Народная жизнь в России была так тесно связана с церковной жизнью и была настолько глубоко пропитана религиозным влиянием, что церковное искусство было на Руси народным. О высоком достоинстве русской духовной музыки говорят не только музыканты и философы. Это искусство не только расширяет круг наших познаний и область нашего бытия, раскрывает перед нами прекрасный и гармоничный мир звуков, развивает, облагораживает наши чувства, возвышает наши желания над обыденными и является наилучшим средством для выражения подобных чувств. Пением мы выражаем восторг нашего духа, успокаиваем тревожное чувство, выражаем грусть о минувшем благе и надежду на будущее.

Выбранная тема находится ьна стыке культурологии и музыкознания. Ее актуальность обусловлена, с одной стороны, неизученностью проблемы русской духовной музыки с позиций культурологии, с другой стороны, усилением процесса унификации культур различных народов, что может привести к их исчезновению. Борьба с вековыми устоями и разрыв традиционных связей приводит к утрате духовных ориентиров, что в свою очередь делает невозможным ориентацию в историческом пространстве. Кризис ценностей и разрушение нравственных основ, потеря идеалов в российском обществе так же обуславливают необходимость изучения русской духовной музыки.

Духовная традиция понятие общее, а живой человек конкретен и чтобы он смог присоединиться к духовной традиции, ему необходимо конкретное её проявление. Большой интерес к духовной музыке, которая актуализуется в большей степени именно в хоровой музыке, генетически связанной с церковным пением и с каноническим словом, делают необходимым и важным изучение ее нравственных, духовных основ. Изучение русской духовной музыки, ее идеалов имеет принципиальное значение для осознания особенностей развития русской культуры,

>

осознания её смысла, даёт нам ключ к пониманию духовного бытия русского человека.

Данная тема позволяет выявить абсолютные и вечные реальности, дух России. Философский смысл русской духовной музыки неотделим от религиозного, что является выражением сути русского человека. Русская духовная музыка по своей форме, содержанию и мировоззрению является образом русской культуры. Она неотделима от православия и является его духовно-художественным символом, важным компонентом, выражает его духовные идеалы, является хранителем и выразителем патриотической идеи, хранит в себе народные представления об истории России, её национальных героях.

В русской духовной музыке запечатлена утончённая глубина религиозного созерцания, возвышенность, проникновенность, откровение особой, неземной красоты. Если икону можно назвать созерцательным песнопением, где гамма музыкальных звуков и тонов воплощена в зрительную форму красок, линий и фигур, то песнопение — это икона в музыкальных звуках. Духовная музыка - это миросозерцание, воплощённое в песнетворчестве. Она выразила идею соборности, мировоззрение, основополагающие доминанты русской культуры, сущностные архетипические черты духа России. Русский человек выразил в духовной музыке своё своеобразие и самобытность, национальную духовную природу. Экономическая, политическая, социальная и духовная сфера жизни России в настоящее время приобретают характеристики, которые сближают с подобными сферами других стран, происходит стирание самобытных граней национально-этнического характера. Это обуславливает актуальность проблемы сохранения самобытной русской культуры. Изучение русской духовной музыки позволяет нам не только выявить основные тенденции ее развития, но и указывает путь сохранения специфики русской культуры.

В науке отчётливо проявился интерес к отдельным историческим этапам в развитии духовной музыки. Характеризуя степень научной разработанности проблемы, следует сказать, что духовная музыка имеет распространение во всех странах мира с древнейших времён, но внутри каждой религии имеются

существенные различия, связанные с историческими условиями развития и особенностями музыкальной культуры отдельных стран. Начало серьезного и систематического изучения русской духовной музыки (древнерусского певческого искусства в частности) было положено в 60-е годы XIX века В.Ф. Одоевским. Дореволюционные исследователи (В. Ундольский, Д. Разумовский, В. Металлов) изучали "ранние формы" русского певческого многоголосия, взаимодействие слова и напева, связь церковной музыки и народного творчества. В XX веке вопросы древнерусского певческого искусства получили дальнейшую разработку в исследованиях В.М. Беляева, Н.Д Успенского, М.В. Бражникова, Т.Н. Ливановой, С.С. Скребкова. Этих ученых интересовали основы русского осмогласия, специфические особенности древнерусских произведений. Эту традицию продолжили их последователи и ученики. В работах Т. Владышевской, Н. Гуляницкои, Ю. Паисова, протоиерея Б. Николаева, В. Мартынова и других изучается суть понятия русской духовной музыки. Поиск истоков самобытности русской духовной музыки продолжает во второй половине XX века Т.Ф. Владышевская. Н.С. Серегина работает над расшифровкой певческих памятников. Ею разрабатывается историко-патриотическая тематика как сфера проявления древнерусского певческого искусства.

Оригинальную культурологическую концепцию, основанную на святоотеческом опыте Православной церкви, представляет В. Мартынов. Исследователь разграничивает понятия «музыка» и «церковное пение», утверждая, что церковное пение может быть только богослужебным, так как пение и молитва, неотделимые понятия. В ее основе лежит анализ двух различных состояний сознания. Одно из них опирается на эстетический опыт и проявляет себя в музыкальных формах, другое же опирается на опыт аскетический, позволивший создать такие не имеющие аналогов культурные формы, как принцип распева и идея иконостаса, и проявляет себя в формах богослужебного пения.

В исследованиях А. Кандинского, Е. Левашова, М. Рахмановой, и некоторых других авторов рассматриваются духовные сочинения русских композиторов «Нового направления» (период XIX - XX веков), что становится основой для

осмысления процессов, происходящих в современной духовной музыке России. Н.В.

и Н.П. Парфентьевы сделали попытку взглянуть на развитие русской духовной музыки в целом, охватывая большой круг имён и художественных решений. В исследованиях А. Тевосяна сочинения современных композиторов осмысливаются с точки зрения особого духовного наполнения, художественной значимости музыкальных интерпретаций на канонические тексты. Н. Гуляницкая исследует широкий спектр проблем, связанных с теоретическим осмыслением духовной музыки (жанровая классификация и другие стороны' духовно-музыкальных произведений), определяет основные тенденции развития и перспективы дальнейших исследований. Определить проблематику духовной музыки конца XX века помогли работы по литургике и истории религии И. Гарднера, священника А. Меня, монахини Игнатии, которые рассматривают историю православного богослужения и его создателей. Кроме того, потребовалось обращение к специальным трудам по лингвистике, древнерусской поэтике Д. Лихачёва, Г. Федотова.

При изложении культурологических проблем мы опираемся на творческое наследие русских религиозных философов. В трудах B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, Н. Лосского, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, П.А. Флоренского, Е.Н. Трубецкого раскрывается интеллектуально-духовное содержание отечественной культуры, те духовные основы, от которых зависит ее судьба. Следует отметить труды европейских мыслителей: И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Ницше, Ф.В. Шеллинга, К. Юнга.

Важную роль в понимании духовной музыки имеют работы С.С. Аверинцева, Ю.А. Вьюнова, СБ. Крымского, Ю.М. Лотмана, где анализ мифологических и художественных мотивов соединяется с попыткой установить их связь с ментальностью русской культуры. В исследованиях А.И. Зимина рассматриваются основные моменты становления и развития русского национального самосознания в форме культурно-мифологических архетипов, национальной самоидентификации. Специальное внимание также уделено еще малоизученным вопросам мифического видения и прочтения истории, культуротворческой функции русского национально-исторического мифа. В работах В.П. Кожевникова предметом анализа становится

>

идеальная модель русской культуры, раскрываются духовные доминанты и сущностные черты «русского духа», очень важные для понимания духовной музыки.

Проблема типологии русской духовной музыки нашла отражение в работах Н. Гуляницкой, И. Гарднера, Т. Владышевской, В. Холоповой. Произведение, жанр и стиль - это три фундаментальных понятия. Историко-философский анализ литературы показывает, что появление тех или иных жанров, их изменчивость и трансформация детерминированы в социально-историческом отношении. Каждая историческая эпоха рождает свою жанровую систему, а в совокупности жанров обнаруживается художественный облик эпохи. Конечный источник развития и трансформации жанров лежит в сфере социальных отношений, однако они в своем развитии обладают относительной самостоятельностью, внутренней логикой развития.

Проблемам изучения стиля и жанра в музыке посвящены исследования Е.В. Назайкинского. Вопросы художественного стиля занимают важное место в работах А. Соколова, М. Михайлова. Они выделяют его системно-конструктивную основу. Ф. Шеллинг разрабатывает вопрос художественного стиля в совокупности с художественной формой. Ф. Ницше разрабатывает вопрос стилевого ритма, который является, по его мнению, синтезом Сущего стиля и его Бытия. Благодаря понятию «стилевого ритма» мы способны узнать того или иного автора. А.Н. Сохором введено в отечественное музыкознание понятие «жанрового стиля». В. Медушевский предлагает семиотическую трактовку проблемы стиля. О.В. Соколов в своей работе «Морфологическая система музыки и ее художественные жанры» выдвигает оригинальную морфологическую систему музыки, где каждый музыкальный жанр занимает определенное место, а его основные свойства рассматриваются в связи с местоположением в системе.

Проблеме изучения функций искусства посвящены работы Н. Дмитриевой, А. Натева, М. Кагана, А. Сохора, Л.А. Зеленова. Характер русского богослужения, его качественное своеобразие исследуется в работах М. Скаббалановича, протоиерея Б. Николаева. Особое место занимают исследования, посвященные свойствам русской духовной музыки и пения, в частности труды отцов Церкви святого Василия

Великого, Иоанна Златоуста, Св. Иоанна Кронштадского и др. Теологическая концепция ангелогласного пения развита византийским писателем V — VI вв. Псевдо-Дионисием Ареопагитом. По его учению, церковные гимны отражают песнопения небесной иерархии и приводят человека к согласию и гармонии человека с небесной иерархией.

Для разработки диссертации важное значение имели труды по эстетике М. Бахтина, Е. Назайкинского, А. Сохора. Исследования А. Сохора посвящены проблемам бытования музыки в обществе. Понимание музыки как культурного феномена, позволяет ученому оценивать музыку в многообразном культурном контексте.

В отечественной историографии накоплен богатый теоретический и практический материал при изучении русской духовной музыки. Можно констатировать, что высоко профессиональный интерес, обусловленный,знаниями в области богословия, музыкальной историографии, философии проявляет М.П. Рахманова. Большую работу в области историко-нотографического исследования проделал Е.М. Левашов, ценный вклад в изучение духовной музыки внесли А. Кандинский, Ю. Паисов, А. Тевосян, В. Мартынов и другие. Историографический анализ показывает и то, что, несмотря на продуктивное исследование русской духовной музыки, в настоящее время в науке нет единства в представлении о сути понятия русской духовной музыки. Недостаточно работ, которые бы полно и ясно осветили бы её структуру и соотношение составляющих её компонентов. Требует исследования проблема ментального измерения русской духовной музыки, её мироощущения и мироосвоения и связи с «духом народа». Поэтому мы стремились к комплексному подходу в анализе темы с учётом социокультурных, историко-культурных, этнических и цивилизационных составляющих.

Предметом исследования в диссертации является русская духовная музыка -особый пласт русской культуры. В качестве материала для анализа используются рукописи церковных песнопений, хранящиеся в Нижегородской государственной областной научной библиотеке им. В. И. Ленина, песнопения русским святым, тексты, опубликованные Н.С. Серегиной, снабженные авторскими переводами на

современный русский язык, и песнопения, переведенные на современную нотацию автором исследования (по крюковым рукописям конца XV-XVTI веков) и хоровые сочинения (преимущественно a capella) отечественных композиторов XX века, представляющие как канонические, так и концертные формы. Среди современных авторов: о. Николай Ведерников, о. Сергей Трубачёв, архимандрит Матфей, Георгий Свиридов, Николай Каретников, Владимир Рубин, Николай Сидельников, Альфред Шнитке.

Объектом исследования в диссертации является образно-символическая специфика русской духовной музыки как неотъемлемого компонента русской культуры и выражение её миротворчества и миросозерцания.

Целью диссертации является культурологический анализ русской духовной музыки как умозрения в звуках. Поставленная цель может быть достигнута при решении следующих конкретных задач исследования:

выявить суть понятия «русская духовная музыка»;

определить структуру духовной музыки и её функциональные группы;

выявить элементы национального в русской духовной музыке;

раскрыть типологию русской духовной музыки;

определить функционально-качественное своеобразие русской духовной музыки;

показать основные тенденции развития и преемственность традиций в современной духовной музыки России;

исследовать нравственно-религиозные идеалы и ценности различных тематических направлений в современном духовном творчестве. Теоретико-методологическая база исследования. Методология диссертации

связана с комплексным подходом к изучению духовной музыки, что обусловило совмещение различных областей научного знания. В процессе осмысления изучаемого предмета сформировался метод, соединяющий в себе философский подход с методом музыкально-теоретического анализа. Специфика предмета анализа определила существенное значение принципа историзма, который реализуется в диссертации. Использовался комплексный, структурный подходы с

привлечением данных междисциплинарных наук, понятий и категорий музыкознания, истории, психологии, и др.

Применение метода исторического синтеза позволило оценить суть процессов, происходящих в современной духовной музыке России. Сравнительно -типологический метод позволил установить специфические черты и тенденции развития русской духовной музыки. В работе были использованы также структурно-функциональный, типологический, культурологический методы.

Изучение архетипических оснований русской духовной музыки предполагает ориентацию на широкий круг работ по философии культуры, мифологии, психологии. Анализ осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-философского, сравнительно-исторического и историко-генетического подходов.

В основу культурологического подхода к данной проблематике была положена концепция русской культуры, разработанная В.П. Кожевниковым. Особенно продуктивна для нашего исследования его идея о нравственном и религиозном архетипах русской культуры. Теоретической базой исследования явились также работы Ю. Лотмана, Е. Назайкинского, А. Сохора, Л. Зеленова, В. Медушевского, Н. Серёгиной и других.

Научная новизна диссертации определяется совокупностью поставленных задач и полученных результатов исследования. Автором предпринята попытка создания целостной и комплексной картины русской духовной музыки, выявление её особенности как умозрения в звуках. Мы анализируем русскую духовную музыку, как пример знаково-символической материализации религиозного архетипа. Осуществлен всесторонний анализ структуры русской духовной музыки. Сделана попытка обобщения всего накопленного материала в отношении сущности духовной музыки и её структурных компонентов. Определены её нравственные идеалы и ценности, намечены основные тенденции развития современной духовной музыки. В исследовании были получены следующие результаты:

раскрыт мир символических образов русской духовной музыки как умозрения в звуках;

определена важная роль религиозного и нравственного архетипа в русской духовной музыке;

раскрыто, что русская духовная музыка - это микрокосм русской соборности;

выявлено, что русская духовная музыка как умозрение в звуках, по своему содержанию и мировоззрению является архетипическим выражением духа России;

определено функционально-качественное своеобразие русской духовной музыки.

Основные положения, выносимые на защиту:

Место духовной музыки в духовной культуре России

Осмысление категории «духовность» и связанных с ней понятий к концу XX века становится необходимым, одним из самых актуальных требований общественной жизни. В философии XX века «духовность выступает как способность человека к трансцендированию наличной действительности», а именно как вера в существование высших трансцендентных начал, непостижимым таинственным образом связанных с отдельной человеческой душой и направляющих личность в её реальном, земном существовании [246, С. 178]. Как отмечает 3. Фомина, присутствие в человеке «нездешних корней бытия», интуитивно улавливаемых, теоретически выражено во всей русской философии. «Невидимыми нитями человек связан с непостижимыми основами бытия, которые заявляют о себе в его неизбывной тоске по Иному» [246, С. 226].

Философский анализ духовности вёлся на протяжении всей истории философии, с самого начала. В настоящее время в философском обиходе существуют два представления о духовности. Одно явно широкое, другое узкое. Согласно первому, духовность это синоним сознания, общественного или личного («духовная сфера жизни общества», «духовный мир личности»). Согласно второму, духовность может быть только религиозной.

Первое представление восходит к Гегелю. В его философской системе есть три кардинальных понятия: Идея - Природа (инобытие Идеи) - Дух (самосознание Идеи, которое осуществляется в истории человечества в едином процессе духовного развития индивидуума и интеллектуального развития человечества). Становление Духа, духовности проходит три этапа: субъективный дух (антропология, феноменология и психология), объективный дух (философия права и философия истории) и абсолютный дух (искусство, религия и философия). Согласно Гегелю, дух, созерцающий себя в полной свободе, есть искусство; дух, представляющий себя, есть религия; дух, мыслящий свою сущность в понятиях и познающий её, есть философия.

Учение об абсолютном духе было по существу учением о формах общественного сознания как о более совершенных выражениях духовности. При этом религия, как считал Гегель, уступала философии, в которой Дух познаёт свою сущность. Но при этом он старался подчеркнуть единство философии и религии тем, что считал, что они совпадают в едином служении Богу, различие только по форме. Религия выражает в форме представлений то же умозрительное содержание, которое философия постигает в форме понятий. Философия познаёт, а религия представляет в чувственных образах и выводах рассудка, поэтому она существует для всех людей.

В гегелевской трактовке духовности есть сильные стороны и великолепные прозрения, но есть и слабости. Прежде всего, это недооценка нравственных начал в духовности и вследствие этого недооценка религиозной духовности. Сопоставление философской и религиозной духовности приводило к тому, что все формы сознания общества духовны, лишь бы в них осуществлялся процесс познания. Таким образом, перед нами предстаёт расширительное толкование духовности.

Несомненна большая ценность религиозного понимания духовности. Но, к сожалению, не каждый верующий есть действительно духовный человек, и не каждая вера несёт людям духовность. Кроме того, существуют светские формы духовности, прежде всего, философская. У каждой формы есть свои уникальные ценности, поэтому они дополняют друг друга, а их совокупность и составляет духовную культуру, совокупность духовных ценностей, выработанных философией, религией, искусством, наукой, нравственностью, политикой и правом.

Типология русской духовной музыки

Русская духовная музыка является архетипическим выражением духа России. В «Философии права» Гегеля есть мысль, что история и опыт учат нас только тому, что «каждый народ имеет свою историю, выявляет свой дух, то и другое свойственно ему, а не другому народу» [109, С. 468-469].

В русской философской литературе в отношении термина, обозначающего понятие «национальный дух» мы не наблюдаем строгой определенности. В.Ф. Одоевский писал о «глубине русского духа», не акцентируя внимания на том, что такое дух национальный. У А.С. Хомякова мы находим «цельность народного духа», который представляет собой «жизненную силу». П.Е. Астафьев представляет понимание духа народа как национального, а его постижение возможно лишь через духовную деятельность, через воззрение человека на мир, себя и свое отношение к миру, то есть через целостность мировоззрения [79, С. 35].

В труде «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский под национальным духом подразумевает «особый психический строй, характеризующий каждую народность» и собственно «народный дух» [120, С. 133]. Данилевский считал, что «дух» народов не заимствуется, потому что иначе они усваивают чужую культуру и утрачивают собственную. Для С.Н. Булгакова, стоявшего на философско-богословских позициях, мыслящего в рамках категорий и понятий христианской метафизики, «национальный дух» это логос национального чувства, которое, «как и всякое глубокое чувство, не довольствуется инстинктивным самосознанием, но ищет своего логоса» [94, С. 178-174, 180]. То, что С.Н. Булгаков назвал логосом национального чувства, у И.А. Ильина именуется законом человеческой природы и культуры, «в силу которого великое... и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада» [129, С. 200]. Для Ильина связь национального и философского, личного и абсолютного выражается в формуле: «Мой путь к духу есть путь моей Родины». При этом под Родиной он понимает «дух народа во всех его проявлениях и сознаниях» [Там же, С. 196, 207]. У Н.А. Бердяева русский дух - это глубина национального бытия, абсолютный дух России и даже русская стихия, требующая «оформляющего и светоносящего логоса» [82, С.31-32].

В.П. Кожевников считает, что под духом народа следует понимать содержание его деятельности, его создание, способность противостоять среде и обеспечивать собственное выживание. В то же время дух народа понимается и как совокупность черт национального характера. Дух России - это понимание мира, нацеленность на его улучшение, на мировое благо, на абсолютное, на чувство всеобщности, на мессианскую душу.

Изучение наследия русской духовной музыки на основе архетипов позволяет исследовать дух русского народа, который лучше всего обнаруживается в культуре, сохраняющей историческую память. Он охватывает не только сейчас живущих её представителей, но и соединяет уже ушедшие поколения с настоящими и будущими.

К идее архетипов культуры обращались многие мыслители. Впервые в отчётливой форме она была высказана Платоном, который ссылался на некий первичный мир идей как сферу вечных прообразов познания. В более рациональной форме концепцию пролепсиса как некого предрасположения познания к определённым идеям развили стоики, идею «путеводных образов» отстаивал Данте. С различных, но близких по результату позиций о праформах говорили И. Кеплер, И.В. Гете, В. Паули. О фундаментальных геометрических структурах бытия писал В. Гейзенберг. Идею «вневременных» мифологических схем жизни отстаивал Т. Манн. Наконец, в научно систематизированной форме теорию архетипов развил К.Г. Юнг.

Преемственность традиций в русской духовной музыке

Пытаясь определить традиции в современной духовной музыке России, мы вступаем в рискованную область, где грани зыбки и подвижны, а оценки во многом субъективны. Это неизбежно, когда исследователь находится «внутри» ситуации, будучи свидетелем и участником происходящих событий. Для решения вопроса о преемственности традиций в духовной музыке России важно дать характеристику самого понятия «традиция».

В переводе с латинского - tradition передаю, передача. Что же передаётся? В словаре В. Даля слово «традиция» означает «преданье, передачу всего того, что устно перешло от одного поколенья в другое» [310]. Дореволюционные энциклопедические издания также толковали традицию как устное предание [309, С. 539] или как юридическое право собственности на вещи при их передаче от лица к лицу [320, С. 693]. Первое издание Большой Советской Энциклопедии не содержит этого термина, а Малая Советская Энциклопедия даёт следующее определение: «Традиция - 1) предание, устная передача каких-либо данных (в частности исторических); 2) обычай, передаваемый от поколения к поколению» [315, С. 805]. Второе издание МСЭ уже говорит, что традиция - это «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычай, порядок, норма поведения» [314, С. 90]. Во втором томе энциклопедического словаря (1964г) эта характеристика ещё более расширена. Здесь отмечается устойчивость традиций и их проявление в различных областях, в том числе в области науки, идей, искусства. Политический и философский словари дают определения близкие к приведённому выше.

Предпосылки для философского осмысления традиции как механизма воспроизводства общественной жизни были созданы культурологической концепцией. Работой Ю.А. Левады по религиоведению в середине 60-х годов XX века были заложены основы подхода, который был чётко сформулирован несколько позже [148]. Ю.А. Левада рассматривал традицию как механизм накопления, преобразования и передачи информации. Этой же позиции придерживались и историки. Г.Ф. Салтыков рассматривал традицию как передачу прошлого опыта от одного поколения к другому [209]. Одной из первых работ, анализирующих проблемы традиции на основе теории деятельности и сравнительного анализа самоорганизующихся систем явилась монография Д.М. Угриновича [234]. С позиций, близких ему, рассматривает традицию А. Чертков [254].

Несколько по-иному определяет понятие традиции И.В. Суханов [230]. Он отмечает инвариантные свойства обычаев и традиций, являющихся средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществления воспроизводства этих отношений в жизни нового поколения. По мнению автора, они различаются по том основанию, какими средствами обычай и традиция осуществляют общую для них функцию стабилизации общественных отношений.

Традицию как социальную по своим механизмам форму передачи человеческого опыта определяет А.Г. Спиркин [222]. Наряду с социальной традицией он выделяет биологическую, которая и осуществляет передачу наследственных особенностей человека. Социально-философскую характеристику традиции дают В.Б. Власова [267, С. 30-40] и В.Д. Плахов [197], которые связывают традицию с воспроизводством человеческого поведения. В.П. Кожевников считает, что «в качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и т.д.» [141, С. 76].