Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности социокультурных трансформаций миграционных процессов в XX - XXI вв. : на примере Красноярского края Замараева, Юлия Сергеевна

Особенности социокультурных трансформаций миграционных процессов в XX - XXI вв. : на примере Красноярского края
<
Особенности социокультурных трансформаций миграционных процессов в XX - XXI вв. : на примере Красноярского края Особенности социокультурных трансформаций миграционных процессов в XX - XXI вв. : на примере Красноярского края Особенности социокультурных трансформаций миграционных процессов в XX - XXI вв. : на примере Красноярского края Особенности социокультурных трансформаций миграционных процессов в XX - XXI вв. : на примере Красноярского края Особенности социокультурных трансформаций миграционных процессов в XX - XXI вв. : на примере Красноярского края
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Замараева, Юлия Сергеевна. Особенности социокультурных трансформаций миграционных процессов в XX - XXI вв. : на примере Красноярского края : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Замараева Юлия Сергеевна; [Место защиты: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого].- Красноярск, 2011.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/335

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теория, историография и методология исследования феномена миграции в контексте современной философии культуры

1.1. Концептуальное понимание сущности миграции как феномена философии культуры

1.2. Историографический обзор подходов и концепций по проблеме миграции в зарубежных и российских исследованиях XX века

1.3. Методологическая стратегия исследования миграции как культурного феномена

ГЛАВА II. Прикладные исследования миграции как культурного феномена

2.1. Значение прикладных исследований с позиции современной теории культуры

2.2. Проблема социокультурной адаптации мигрантов в начале XXI века (на примере Красноярского края)

2.3. Региональные миграционные процессы в контексте психокультурного эксперимента

Заключение 114

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования сущности миграции как культурного феномена определяется по нескольким направлениям культурфилософской проблематики. В первую очередь, миграция за последние двадцать лет стала предметом общенаучного и междисциплинарного изучения в области социологии, демографии, политологии, экономики, истории, антропологии, которые определяют ее как глобальное явление, влекущее повсеместное изменение социокультурных процессов. Однако синтез исследовательских разработок отсутствует, и теория миграции находится в процессе определения своего места среди других социальных дисциплин, а также в стадии разработки категориального аппарата, анализа современных миграционных трендов посредством прикладных научных исследований. Культурфилософская проблематика сосредоточена в основном на концептуальном определении понятия «миграции», позволяющем соединить существующие представления и выстроить приоритеты исследования в соответствии с современными социальными отношениями. Определение миграции как процесса территориального перемещения людей, влияющего на социальные условия (прежде всего экономические, демографические, политические), уже не способно объяснить трансформации общественных отношений и раскрыть специфику изменения социокультурного качества современного мира. На протяжении XX столетия в социологических исследованиях сообщества мигрантов рассматривались как локализованные и связанные только с собственной культурой, где эти группы людей должны были приспосабливаться или ассимилироваться (раствориться). Однако на рубеже XX-XXI вв. результаты изучения межкультурного взаимодействия в обществе сформировали представление о миграции как о сложном процессе, динамично изменяющем социальные отношения и создающем новые культурные ценности и установки при столкновении контактирующих групп. Анализ данного феномена с точки зрения философии культуры и современной методологии культурных исследований, позволит выявить его фундаментальные тенденции, определить базовые принципы социокультурных трансформаций XX-XXI вв.

Научным основанием исследования миграции в контексте межкультурного взаимодействия послужили несколько предпосылок.

Во-первых, в последние десятилетия этнокультурный, социально-культурный, культурно-антропологический и этнографический подходы зафиксировали исследовательское поле и привлекли внимание к феномену миграции как культурной проблеме. Миграционная динамика привела к формированию дилеммы: либо сохранение своего уникального единства и продолжение локального развития родной культуры в истории, либо растворение в поликультурных социальных сообществах ради появления новых целостностей. В гуманитарной науке определились два основных подхода: миграция сводится либо к локализации (сохранению), либо к ассимиляции культурных групп внутри поликультурного сообщества. Потребность в поиске основных механизмов, функций и тенденций данного явления определила необходимость исследования миграции как модели и процесса современных межкультурных отношений. Во-вторых, проведение культурных исследований ориентировано не только на прирост современного научного знания, но, прежде всего, на разрешение возникающих проблем социальных отношений. В соответствии с этим, актуально изучение специфики миграции в контексте современной культуры и миграционных отношений. В-третьих, специфика феномена миграции, выявленная междисциплинарными исследованиями гуманитарных и социальных наук, позволяет определить универсальные закономерности развития этого процесса в современных социокультурных отношениях (прежде всего в интеграционно-адаптационных). Методологическая стратегия исследования миграции в контексте современной философии культуры требует синтеза методов различных наук для получения наиболее значимого научного результата.

Степень изученности темы исследования. Анализ теоретических источников определения сущности миграции выявил аспектное содержание проблематики социокультурных трансформаций, в том числе миграционных процессов.

Фундаментальные теории оформились преимущественно в XIX-XX вв. в социологии, демографии, экономике, политике. Труды М. Вебера, Г. Зиммеля, Т. Парсонса, У. Льюиса, М. Критца, Д. Коулмена, А. Портеса, Э. Тейлора, Я. Щепаньского, П. Штопмки определили базовое содержание понятия «миграция» как территориального перемещения людей, существенно изменяющего социальные факторы как отдающей, так и принимающей среды.

Теории миграции Л.Л. Рыбаковского, Ф. Дювеля, концепция Г.Д. Джерома и Е. Ли моделируют универсальные закономерности развития данного процесса в истории человечества и выявляют «культурную дистанцию» в качестве ключевого индикатора влияния на его динамику. Значимой для настоящего исследования выступает синтетическая теория миграционных сетей Д. Массея, раскрывающее механизм саморазвития данного феномена. А также спектр научных подходов, которые возникли на протяжении XX века: социологический, типологический, междисциплинарный, позитивистский, этносоциологический, системный и исторический.

Современные общетеоретические подходы направлены на изучение глобализации исследуемого явления, которая требует принципиально новых определений миграционной реальности. Исследовательским полем для зарубежных и отечественных аналитиков стали проблемы международной миграции. Актуальны работы В.А. Ионцева, И.В. Ивахнюк, Л.Б. Парфенова, Я. Малачича, М.Б. Денисенко. Особого внимания заслуживают труды ученых центра миграционных исследований под руководством Ж.А. Зайончковской, фиксирующие демографические, экономические и политические изменения в развитии миграции.

С 1998 г. ежегодно издается научный журнал «Международная миграция населения: Россия и современный мир», объединяющий исследования ученых и кристаллизующий проблематику российских миграционных явлений. Особое внимание необходимо обратить на миграциологию (Б.С. Хорев, В.А. Ионцев, М.Б. Денисенко), предлагающую идею комплексного подхода к изучению общей миграционной подвижности населения. Классификации миграционных потоков посвящены работы таких ученых, как В.А. Ионцев, В.М. Моисеенко, Г.Лапидус и т.д.

Обсуждение проблем международной миграции повлекло за собой разработку совершенно новых понятий, терминов, научных подходов, которые фиксируют диалектический характер феномена и позволяют представить его в виде развернутой модели межкультурных отношений. Так, понятие «аккультурация» (как процесс изменения стратегий поведения при социальном взаимодействии) разработано в концепции Д. Берри, научных статьях Т. Стефаненко, М.А. Южанина, А. Сыродеевой. Термины «этническая идентификация» и «этническая самоидентификация», определяющие процесс аккультурации, являются объектом изучения И.В. Ивахнюк и В.А. Ионцева, В.А. Ачкасова, М. Карыбаевой, Н.М. Лебедевой, Е.В. Буртовой и др. В исследовании В. Малахова определена специфика символической природы идентичности. Проблематике понятий, раскрывающих специфику межкультурных отношений – «этнический конфликт» и «толерантность» – посвящен труд американского социолога С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», а также научные разработки О. Аронсона, Е.В. Буртовой, С.А. Назарова, В.Э. Бойкова, С.В. Рязанцева.

Модель мультикультурализма, способная выступить в условиях глобализации базовым принципом существования культур, представлена в работах В.Ж. Келле, А.И. Шендрика, Е.А. Ениной. Таким образом, анализ существующих зарубежных и отечественных источников сделал очевидным тот факт, что феномен миграции служит междисциплинарным объектом изучения. Между тем отсутствие единой теории миграции указывает на подвижность этих процессов, изменяющих границы достигнутого прежде знания. В связи с этим обнаруживается острая необходимость нового концептуального подхода, позволяющего синтезировать существующие теории и подходы с философско-культурологической точки зрения, что выявит актуальное содержание и смыслы межкультурного взаимодействия мигрантов и принимающей среды в начале XXI века.

Следующим шагом становится поиск метода исследования феномена миграции с позиции философии культуры. Здесь, в первую очередь, необходимо отметить работу Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля «Методология и методы изучения миграционных явлений» (2007). Ученые постулируют междисциплинарный подход как базовый в изучении миграции. Сюда же следует привлечь достижения британской научной школы «Culltural Studies», где разработана концепция современных культурных исследований как междисциплинарной сферы изучения взаимосвязи между обществом и культурой. Построение методологической стратегии становится ключевым в построении в исследовании миграции как культурного феномена. Наибольшую значимость в этом контексте представляют работы Л.П. Репиной, М. Фуко, Л.Д. Сурманидзе, Д. Мальцевой, Т.А. Чебанюк, С.А. Ерофеева, С.Н. Иконниковой, В.М. Розиной, Х.Г. Тхагапсоевой и др.

В диссертационном исследовании было выдвинуто гипотеза о том, что философско-культурологическое исследование феномена миграции возможно только посредством философского обобщения результатов социокультурного и психокультурного методов. Такой выбор определен возможностью анализа спектра коллективных и индивидуальных установок в процессе межкультурного отношения при миграции. В синтезе данные методы способны раскрыть социальные и когнитивные ориентации на стратегию поведения при аккультурации мигрантов в среде доминирующего общества; сравнить общее и различное в формировании цивилизованных способов адаптации; выявить специфику желаемой социокультурной модели отношений как предпосылки формирования положительного образа мультикультурной идеологии.

Методы социологии и психологии также позволяют адаптировать их результаты для культурологического исследования. Программа социологического изучения миграции разработана В.А. Ядовым, Т.Н. Юдиной, В.И. Добреньковым и А.И. Кравченко, С. Блантер и Е. Нагайцевой, а также теоретические и прикладные социологические исследования, разработанные А.М.Осиповым.

В тоже время методы психологии могут быть привлечены в качестве экспериментальных, поскольку ориентированы на анализ актуального когнитивного содержания феномена миграции в сознании носителей современной культуры. Этой теме посвящены труды школы психологии В. Вундта, работы зарубежных и российских исследователей Р. Готтсданкера, Е.И. Горошко, А.И. Назарова, Р.В. Соколова, Т.В. Поповой, а также коллективный труд авторов русского ассоциативного словаря Ю.Н. Караулова, Е.Ф. Тарасова, В.П. Белянина, А.П. Василевича, А.В. Капитоновой, Н.Г. Кудрявцевой, А.А. Леонтьева.

С позиции современной философии культуры актуальны для изучения культурных феноменов прикладные исследования социальной реальности, использующие синтетическую, междисциплинарную методологию (сочетание теоретических и прикладных методов). Таким исследованиям посвящено мало российских работ, однако европейскими учеными (школа британского функционализма Б.Р. Малиновского и А.Р. Рэдклифф-Брауна, школа «Культура-и-личность» и др.) данный тип разработан и внедрен в мировую науку. В контексте настоящей диссертационной работы прикладные исследования призваны выявить актуальное содержание и смыслы межкультурной коммуникации в современных миграционных процессах (на примере Красноярского края).

Таким образом, на основании изучения степени разработанности заявленной темы можно сделать некоторые выводы и определить проблемное поле диссертационного исследования. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил прийти к выводу, что проблемам миграции уделено достаточно большое внимание со стороны различных областей науки, особенно в социологии, однако сохраняется раздробленность при определении сущности этого процесса. Отсутствует понимание миграции как объекта изучения философии культуры. Наряду с множеством существующих теоретических определений, классификаций и типологий, не представлен лингвокультурологический анализ данного феномена. Также нет четкого представления о миграции как социокультурном процессе, динамично изменяющем культурные ценности и установки в отношениях мигранта и принимающей среды. Кроме того, не разработана эффективная методологическая стратегия исследования миграции как культурного феномена. Вместе с тем, методология культурных исследований находится в становлении, что требует расширения знания о современных методах, в частности социокультурном и психокультурном, как базовых для изучения феномена миграции.

Объектом исследования выступает миграция как социокультурный феномен.

Предмет исследования выражается в исследовании трансформации миграционных процессов в российской культуре конца XX – начала XXI вв.

Цель исследования заключается в выявлении и анализе особенностей изменения социокультурных отношений мигранта и принимающей среды в XX-XXI вв. с помощью философско-культурологического и междисциплинарного подхода.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. проанализировать этимологическое, историографическое и теоретическое содержание понятия «миграция»;

  2. изучить историографию миграции, а также основы философского понимания феномена в XX – начале XXI вв.;

  3. выявить специфику миграционных тенденций в мировой культурной истории России и США XX в.;

  4. определить концептуальное понимание сущности миграции как феномена философии культуры;

  5. исследовать существующие методологические подходы к изучению миграции;

  6. разработать междисциплинарную методологическую модель изучения миграции как культурного феномена;

  7. выявить значимость современных социокультурных и психологических, экспериментальных методов как основополагающих для прикладных культурных исследований;

  8. провести сравнительный анализ ценностных установок взаимоотношения групп мигрантов и принимающего общества (на примере Красноярского края).

  9. применить экспериментальный метод исследования когнитивных смыслов феномена миграции в сознании молодых людей российской региональной культуры начала XXI в.

Методологическими основаниями проведения исследования выступили:

историография миграции как текстологическая база анализа существующих подходов и концепций по проблемам миграции в зарубежных и отечественных исследованиях XX в.;

концептуальные положения теории аккультурации Д.Берри при исследовании специфики стратегий этнокультурных групп в процессе межкультурной коммуникации;

междисциплинарный принцип современных культурных исследований, который позволил сформировать методологическую стратегию изучения миграции как культурного феномена;

культурно-сравнительный метод исследования результатов социокультурных данных, с помощью которого было выявлено актуальное содержание установок и ценностей взаимоотношения мигранта и принимающей среды в современной реальности;

метод ассоциативного эксперимента (по методике А.И. Назарова и Р.В. Соколова «Серия тематических ассоциаций»), который был применен для изучения когнитивных смыслов феномена миграции в российской культуре начала XXI в.

Научная новизна. Диссертационная работа восполняет недостаточность изучения миграции как культурного явления и актуального современного социального процесса. В связи с этим предложен новый научный подход – единство приемов концептуального анализа и разработки методологической стратегии как модели исследования современных культурных явлений. Для определения специфики миграционного процесса введены взаимообусловленные понятия: «локальность» и «аккультурация», «этническая идентификация» и «этническая самоидентификация», «толерантность» и «этнический конфликт».

Также положения и выводы исследования позволяют применять категориальный аппарат, разработанный в теории миграции, в современной теории культуры, а также использовать методологическую стратегию диссертации как универсальную методику анализа межкультурного взаимодействия в XXI веке (на любом региональном уровне). Результаты прикладных культурных исследований содержат рекомендации в организации современных социокультурных трансформаций, в том числе миграционных процессов.

Научная новизна исследования выражается в следующих положениях, выносимых на защиту.

  1. Теоретический анализ понятия «миграция» выявляет динамический характер процесса изменения межкультурных отношений, а также формирование новых социальных отношений и образования культурных ценностей, несуществующих прежде.

  2. Миграция как устойчивый и стабильный процесс в мировой истории развивается посредством двух взаимообусловленных, диалектических тенденций: аккультурации и локализации, каждая из которых становится доминантой в тот или иной период времени и проявляет специфику отношения мигранта и принимающей среды.

  3. Концептуальный подход к изучению современных миграционных процессов проясняет динамику трансформации межкультурной коммуникации, которая благодаря идентификации и самоидентификации устанавливает меру толерантного или конфликтного поведения, определяет стратегии совместного существования культурных групп.

  4. Феномен миграции создал зону бифуркации тенденций локализации и аккультурации в контексте модели мультикультурализма, фиксирующей его двунаправленную природу.

  5. Методологическая стратегия культурных исследований миграции заключается в философском, междисциплинарном синтезе результатов научно-практических и экспериментальных методик социологии и психологии с целью эффективного решения наиболее актуальных социокультурных проблем.

  6. Результаты прикладных социокультурных и психокультурных исследований позволяют понять современную ориентацию межкультурных отношений принимающего общества и мигрантов и выявить ценностные ориентиры, значимые для студенческой молодежи начала XXI в.

  7. Стратегия неполной ассимиляции фиксирует тенденцию аккультурации миграционных групп и способствует цивилизованному неконфликтному межкультурному сосуществованию, вместе с тем возможен переход к стратегии интеграции, формирующей господство положительной мультикультурной модели общества.

  8. Создание механизма культурной адаптации возможно только при актуализации знаний о миграции для сохранения минимальной культурной дистанции этнически разнородных групп, что способствует укреплению стратегии доминирующего общества и принятию его ценностей недоминирующими (миграционными) группами.

  9. Феномен миграции в сознании человека преломляется через призму языковой коммуникации, посредством которой идентифицируются культурные различия и определяются правила отношения мигранта и принимающей среды, а исчезновение языковых различий приводит к полной ассимиляции, что свидетельствует о невозможности формирования мультикультурного общества.

  10. Образование является одной из значимых сфер, влияющих на характер протекания миграционных процессов, трансформируя непосредственные межкультурные отношения в поликультурные.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы в современной теории в качестве концептуального определения миграционного процесса, а также модели исследования динамики межкультурной коммуникации, поскольку здесь предложен философский анализ феномена и определен его категориальный аппарат. Методология применима для дальнейшего изучения социокультурных процессов миграции на региональном уровне, поскольку позволяет выявить актуальные проблемы поликультурного общества. В перспективе результаты исследования могут быть использованы как теоретическая база создания научных дисциплин по миграциологии, позволяющих сформировать позитивное отношение принимающей среды к представителям инокультурных групп, раскрыть эффективные механизмы управления интеграционно-адаптационными процессами этнокультурной миграции. Сформированная методологическая стратегия исследования современных культурных феноменов полезна для научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению «культурология».

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на IV и V Всероссийской научно-методической конференции «Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика (Красноярск, 2006; 2007); на третьем российском культурологическом конгрессе «Креативность в пространстве традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 2010); в выступлениях на учебно-научно-методических семинарах «Теория и практика прикладных культурных исследований» на базе научно-образовательного комплекса «Креативные технологии культуры и искусства» (Красноярск, 2010); на VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука» (Красноярск, 2010), на IV ежегодном собрании Герценовской школы практической культурологии научно-образовательного культурологического общества (Санкт-Петербург, 2010); на V Международной научно-практической конференции «Наука и современность-2010» (Новосибирск, 2010); на Международной научно-практической конференция по юридическим, филологическим, педагогическим и философским наукам «Инновационные научные исследования» (Украина, Горловка, 2010); на X Всероссийской научной конференции «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь, 2010); в коллективной монографии «Культура коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций (Санкт-Петербург, 2011).

Базовые положения диссертационного исследования изложены в научной статье, опубликованных в Журнале Сибирского федерального университета в серии «Гуманитарные науки» общим объемом 0,4 п.л.

Материалы диссертации применяются в научно-методических разработках кафедры культурологии Сибирского федерального университета, в частности методологические возможности данного исследования были реализованы в курсовых работах студентов направления «Культурология» в рамках изучения проблем современных межэтнических и межконфессиональных отношений. Обсуждение миграционных отношений в поликультурном пространстве Красноярского края с представителями разных этнических групп совместно с учеными кафедры культурологии прошло в серии круглых столов «Диалог культур в пространстве Красноярского края: дискуссии по актуальным проблемам межкультурных отношений» (ноябрь 2009 – март 2010 гг.). Результаты анализа представленного там общественного мнения о миграции повлияли на разработку анкеты для групп мигрантов и принимающей среды в настоящем диссертационном исследовании.

Объем определен необходимостью решить поставленные задачи и составляет 188 с. Структура диссертации включает в себя введение, две главы (шесть параграфов), заключение, список литературы (243 наименований) и 3 приложения.

Историографический обзор подходов и концепций по проблеме миграции в зарубежных и российских исследованиях XX века

На рубеже XX-XXI вв. проблемы миграции обсуждаются с точки зрения различных методологических подходов - структурных, интерпретативных, объединительных [16, с. 259-294], ассимиляционных. Одним из значимых научных направлений в отечественной науке стала миграциология (Б.С. Хорев, В.А. Ионцев1), обосновавшая идею комплексного подхода в изучении общей миграционной подвижности населения. Была предложена классификация основных научных подходов в изучении миграции населения (В.А. Ионцев"), стало очевидным, что миграция является междисциплинарным объектом изучения . На сегодняшний день для обеспечения теоретических исследований в области миграции разработаны различные программы и проекты, поддержанные на уровне ООН4 и ЮНЕСКО, функционируют Интернет-сайты Совета Европы (Council of Europe.Migration), Европейской миграционной политической группы (MPG), Карима (Консорциум прикладных исследований в области международной миграции), Центра- европейских миграционных и этнических исследований (The Centre for European Migration and EthnicStudies) и др. Целью этих программ является обеспечение сотрудничества в обсуждении проблематики миграции. Для современного этапа развития науки важны культурологические исследования в изучении культуры мигранта.

Понятие «теория миграции». Миграция как научное определение разрабатывается с 30-х гг. XX века, когда в социологии понятие «общество» конкретизировалось, а социальные отношения были закодированы в понятие «культура». К настоящему времени оно уже успело «обрасти» множеством типологий, классификаций, уточняющихся методологий. История отечественных миграционных исследований (Зайончковской Ж.А., Ионцева В.А., Рыбаковского Л.Л., Мкртчяна Н.В., Исупова В.А., Кабузана В.М., Даниловой и т.д.) условно разделена на три периода. В первый период (1920-е — 1930-е гг.) произошла перепись населения СССР, и стала возможной реальность сравнительного анализа миграционного перемещения. В связи с исследованием миграции из сельских районов в города оформились понятия «иммиграция» и «эмиграция». Второй период (1960 - 1970-гг.) именуется «ренессансом изучения миграции населения», в это время произошло переосмысление самого понятия, выявлены категории и виды миграции [173, С.8]. Третий период (1980-е гг. - 1990-е гг.) объясняется историческим переходом к новой- государственной форме управления, что существенно перестроило направленность миграции (из внутрисоюзной в внешнероссийскую) и специфику исследования ее динамики. С 2000-х гг. миграция объявлена феноменом века, вектор исследований изменился и поле ранее достигнутого научного понимания значительно расширилось. В условиях глобализации миграция была определена как способ существования общества, образ жизни; путь построения межнационального, межэтнического диалога; возможность создания общечеловеческих ценностей и т.д. и т.п. Одновременно с этим стало понятно, что миграцию как феномен необходимо изучать в современном состоянии, все прошедшие миграционные процессы уже стали результатами, возвращение же к их причинам не проясняет специфики настоящего процесса. В связи с этим все чаще предлагается создать целостную теорию, систематизировать существующие подходы и выяснить специфику феномена миграции, выработать универсальную методологию для изучения миграционных явлений.

Содержание понятия «теория миграции» возможно увидеть в ряде авторских теорий, созданных на протяжении XX века отечественными и зарубежными учеными разных научных направлений. Необходимо отметить, что ученые активно стремятся соединить все содержательные аспекты по миграции в единую теорию. Основной областью, где разработаны теории миграции, является социология. В зарубежной социологии во второй половине XX века оформились основные концепции: «притяжение-отталкивание» (концепция pull/push, авторы Г.Д. Джером, Е. Ли), теория миграционных сетей (Д. Массей), ассимиляционная, теория (Гордон 1, Хандлин2 и др.): Среди отечественных немногочисленных теорий наиболее фундаментальными являются: теория социальных изменений (Я. Щепаньский, П. Штомпка), трехстадийная теория миграционного процесса (Л.Л. Рыбаковский); новейшие теории - «миграциология» и «социология миграции» . Основными подходами в исследовании миграции в XX веке стали: социологический (У. Томас и Ф. Знанецки ), типологический подход к историческим формам миграции в социологии (В. Зомбарт5), междисциплинарный (в зарубежной социологии - К. Бреттелл и Дж. Холлифилд, Ч. Кили, М. Крита, и С. Томаси, К. Тамас и Т. Хаммар, М. Суарес-Ороскоб; в отечественной — Ж.А. Зайончковская, И.Н. Молодикова, В.И. Мукомель ), позитивистский (М. іТодаро ), этносоциологический (К. Дэвис, Ю. Арутюнян, Л. Дробижева и др.), системный (Т.И. Заславская совместно с коллективом отечественных социологов), исторический (А. Ахиезер9).

Методологическая стратегия исследования миграции как культурного феномена

В данном параграфе рассмотрена актуальность прикладных культурных исследований применительно к анализу феномена миграции. Основной задачей данного исследования станет определение специфики понятия «прикладное исследование» в зарубежных и российских научных работах посредством их систематизации и интерпретации в контексте современной теории культуры.

Прикладные исследования на современном этапе развития культурологической науки становятся все более актуальными и приоритетными направлениями, функционирующими для экспериментально-прикладного решения проблем социальной реальности. Необходимость в прикладных исследованиях осознавалась на протяжении всего XX века и была связана с качественным изменением науки, переходом от абсолютной философской системы к непосредственному наблюдению социокультурных явлений с целью конструирования и рационального управления социальными процессами. Развитие социальной инженерии вызвало в зарубежных исследованиях бум прикладных культурных исследований и определило специфику их воздействия: разрешение проблем в области социального взаимодействия людей и проектирование конкретных способов действия в будущем.

Поскольку теория культуры в начале XXI в. все еще находится в процессе становления и формируется через взаимосвязь с другими науками, необходимо определить специфику прикладных исследований и ответить на вопросы: какова роль прикладных культурных исследований в общем исследовательском пространстве культурологии? Какими преимуществами и недостатками они обладают? Правомерно ли проводить социокультурное исследование и психокультурный эксперимент в изучении миграции как культурного феномена? «Основателями» прикладных исследований стали европейские ученые, которые более ста лет назад разработали и внедрили данный тип исследования в мировую науку, кристаллизовав идеал решения социально-культурных и политических проблем (например школа британского функционализма Б.Р. Малиновского и А.Р. Рэдклифф-Брауна, школа «Культура-и-личность» и др.). С 1963 г. европейское научное сообщество руководствуется текстом Фраскати (международный стандарт «Manual Frascati», в 2002 г. вышло шестое издание), в котором прикладные исследования объявлены одной из трех форм научных изысканий, наряду с фундаментальными и практическими («опытно-конструкторскими разработками») 1 . Прикладные научные исследования, в европейском понимании, могут быть независимыми в том смысле, что определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем. Они ссылаются на научные исследования и научно-исследовательские цели и направлены на решение повседневных социальных проблем исходя из явлений и наблюдаемых фактов. В процессе научного исследования прикладная часть начинается после экспериментального развития систематической работы, основанной на материале существующих знаний, в качестве усовершенствования этого знания и создания новых «материалов, продуктов, устройств или установки новых процессов, систем и услуг». На сегодняшний день индустрия прикладных исследований в пространстве западной науки достаточно развита, многие исследовательские институты и организационные подразделения предлагают свои услуги по решению тех или иных четко сформулированных социальных заказов. Основная цель таких мероприятий -приобретение и использование знания, которое будет способствовать решению конкретной проблемы или удовлетворять конкретные потребности социальной организации. В тексте Руководства сказано: «Почти любая, организация, предприятие или общественная организация может воспользоваться участием в прикладных исследованиях» . Таким образом, прикладные исследования способны удовлетворить не только реальную необходимость решения фундаментального или1 практического исследования, но и помочь мировому обществу в гносеологическом поиске достоверной информации социально-культурных феноменов.

Проблема социокультурной адаптации мигрантов в начале XXI века (на примере Красноярского края)

Стабильность процесса проясняется через повторяющуюся траекторию его движения, но результатом этого становится обязательное изменение прежнего качества. Во-вторых, миграция как целостный, процесс проявлена посредством своих атрибутивных свойств («вневременность-временность», «созидание-разрушение») и имеет «мерцающую» онтологию, провоцирующую ученых на постоянную рефлексию происходящего. В-третьих, ключевую роль в динамике развития миграции играет этническая идентификация и самоидентификация, которые «запускаются» в процессе отношения мигранта и принимающей среды и определяют будущую стратегию поведения. Все остальные социальные процессы (экономический, политический, демографический) возникают постфактум через призму этнической идентификации и самоидентификации. В-четвертых, феномен миграции раскрывается как процесс непосредственных взаимоотношений-участников, который направлен на сохранение или растворение этнического качества. Вариативность построения путей отношения есть не что иное, как процесс определения качества тенденций (аккультурации или локальности). Данные тенденций диалектически противоположны и взаимообусловлены, аккультурация позволяет изменить качества обеих сторон и возникнуть новому культурному синтезу, а локализация нейтрализует межкультурное взаимодействие и сохраняет культурную самобытность каждого из участников. В связи с этим тенденции к локализации и аккультурации являются двумя фундаментальными функциями (тенденциями) в системе миграции, в каждый исторический период определяющими как ее структуру, так и качественное наполнение (социальное, экономическое, политическое, демографическое и т.д.). Каждая из тенденций обладает уникальным набором признаков и способностью интегрировать миграционные потоки, изменяя базовые и повседневные культурные ценности. Посредством проявленных тенденций миграция как процесс осуществляет функцию трансляции культуры и одновременно выступает интегратором, коммуникатором, проводником для этнического самоопределения и межкультурного взаимодействия. В-пятых, стимулом для проявления доминант одной из тенденций выступает диалектика толерантности и этнического конфликта, каждая из которых реализует предельные возможности противоположностей и регулирует меру проявления той или иной тенденции. Если толерантность обеспечивает успешную адаптацию и созидание новых социально-культурных целостностей (тенденция аккультурации), то этнический конфликт разрушает совместное бытие и повышает меру локализации: актуализируется этническая уникальность, происходит обращение к первоистокам, культурному наследию, смыслам и значениям базовых идеалов для культурной группы. В-шестых, на материале анализа истории культуры в России и США стало очевидным, что динамика миграционного процесса стала более проявленной, а к рубежу XX-XXI вв. возникла зона бифуркации тенденций миграции. В связи с этим ученые предложили, модель, мультикультурализма, способную выступить в условиях глобализации базовым принципом- существования культур. Однако до сих пор сохраняется двойственность отношения к предложенной модели, что определяет насущную , необходимость анализа современной миграции и выявления качества4преобладающей тенденции.

Методологической стратегией для исследования феномена миграции выступил, междисциплинарный: синтез методов, наук культурологии, социологии и психологии для философско-культурологического анализа и обобщения результатов применения методов. Основой для построения методологической стратегии послужило- новое концептуальное культурфилософское определение феномена миграции. Социокультурное исследование и психокультурный эксперимент позволили проанализировать отношение мигранта и принимающей среды в современной действительности и определить доминанту тенденции миграции как современного культурного феномена. Результаты прикладных культурных исследований фиксируют разные стороны данного явления. Социокультурное исследование определило, что на сегодняшний день достаточно стабильными являются процессы аккультурации. Однако как в группе мигрантов, так и принимающей среды высказана насущная необходимость перехода к стратегии интеграции, сближающей культурные характеристики (посредством знакомства и научения новому образу жизни), но оставляющей равную меру возможности сохранения культурной самобытности. Психокультурный эксперимент выявил актуальное представление о феномене миграции, проявленное в ассоциативном сознании студенческой молодежи. Так, доминирующими определениями сущности миграции выступают языковая реальность, процесс идентификации (этнической, национальной, вещественной) и выбор стратегии интеграции. Данный факт свидетельствует о том, что феномен миграции осознается как актуальный процесс современной действительности, поскольку ведет к познанию качественно нового и обязательному изменению собственных качеств. Результаты эксперимента выявили насущную необходимость в получении концептуального представления о сущности миграции у современного человека, разработки наиболее полного понимания способа ее функционирования в повседневной коммуникации.

Обобщая выводы, можно наметить пути дальнейшего исследования феномена миграции. Во-первых, современная научная область миграции требует расширения категориального аппарата для создания развернутой теории культуры по проблематике миграции. Во-вторых, научный поиск может быть направлен на разработку и внедрение специальных научных дисциплин в образовательный процесс для формирования наиболее полного представления у молодого поколения о проблемах миграции. Также требуются специальные адаптационные программы, реализующие аккультурацию миграционных потоков в культурную среду принимающего общества. В-третьих, в методологическом направлении необходимо освоить кросс-культурные психологические исследовательские практики для сравнительного анализа (по странам, регионам и т.д.) отношения мигранта и принимающей среды в современной действительности.

Региональные миграционные процессы в контексте психокультурного эксперимента

Актуальные сферы, определяющие посредством ассоциаций специфику феномена миграции, возможно концептуализировать и выявить ассоциативное представление ее сущности в сознании молодого человека XXI века. К каждому определению приведен связанный с ним ряд ассоциаций респондентов: - «миграция осознается как языковая реальность,.посредством которой проявляются (вербализируются) иные культурно-языковые особенности»: язык (языки), речь, слово (слова), имя, акцент, выражение; иносказание, понимание-непонимание, суждение; - «миграция определяется как культура- в аспекте коммуникативного набора культурных правил при встрече с иностранным»: культура, культурный, традиции, традиционное, обычаи; поведение, правила, нормы поведения;-. этикет, гостеприимство, принципы; - «миграция есть стимул к познанию качественно нового»: новое знакомство; новые ощущения; стремление, любознательность,- желание, ожидание, поиск, восприятие, встреча, изучение, развитие; инновационное, репрезентативное для культуры, уникальное, совершенное, разнообразное, разностороннее, лучшего качества; более продвинутое, другого стиля, уровнем выше; - «миграция "— это глобальное "явление в социальной жизни»: глобализация, цивилизация, глобус, карта мира, безграничное, повсеместное, бытие, жизнь, динамика, постоянное, устойчивое, современное, будущее»; - «миграция как повсеместное социальное явление»: государство, страна (страны), нация, раса, народы, социум; город; деревня, дом (жилье); - «миграция; - это сфера влияния на развитие социально-культурных процессов современной реальности»: в политике - правительство, министерство, министр, посольство, дипломат, политика, закон, власть; в экономике — производство, технологии (новые, высокие), инфраструктуры, капитал, деньги, инвестиции, валюта, прибыль, импорт-экспорт, нефть, газ; - «миграция как представитель иного образа бытия»: чужое, неизвестное, незнакомое, неизведанное, необычное, запредельное, непознанное, экзотика, диковинное; - «миграция как представитель иного субъектного образа»: гражданин, гость, чужеземец, кочевник, неродной, другой, приезжий, интересные люди (человек), иноязычный, необычный внешний облик, импортного вида, иной внешности; - «миграция как представитель иных человеческих качеств»: другой, иной, странный, иные нравы, отличие менталитета, другая национальность; - «миграция как граница познания национального образа»: граница, заграница, Америка, Европа, Азия, Италия, Англия, Франция, Германия, Украина, Австралия, Япония, Китай; - «миграция как граница познания этнического облика»: американцы, китайцы, итальянцы, немцы, негры, французы; - «миграция как иной вещественный образ»: одежда, вещь, вещи, джинсы, кроссовки; - «миграция как важная составляющая научного образования»: университет, преподаватель, факультет, студенты, учеба, образование, обучение; - «миграция как процесс социальной коммуникации и средство единения»: объединение, общество, сообщество, переговоры, общение, обмен, коммуникация, родство, взаимодействие, взаимопонимание; - «миграция как возможность изменения собственных качеств»: мировоззрение, менталитет, стереотип, сознание; - «миграция как источник знаний о мире искусства и современной культуры (в аспекте художественной культуры и современной поп-культуры): 105 живопись, архитектура, художники, актеры, музыка, кино, танцы, телевидение, Джонни Дэп, Мэрлин Монро, Майкл Джексон, Альфред Хичкок и т.д.; - «миграция как возможность временного территориального перемещения для отдыха»: путешествие, аэропорт, заграничный паспорт, туризм, чемодан; «миграция как религиозная связь между существующими конфессиями»: религия, храм, ритуал, вероисповедание, ислам, буддизм, индуизм.

Таким образом, зафиксированные группы-ассоциаты формируют многогранное представление о миграции как культурном феномене. Согласно распределению этих смысловых сфер (групп) можно увидеть актуальность каждой из них по количественным характеристикам (частотные погружения сознания в каждую из сфер) и определить в совокупности смысловое содержание культурного феномена в современной действительности.

Третья группа «положительные и отрицательные оценочные характеристики феномена миграции». Положительные ассоциации к слову-стимулу «иностранное» (77% из 300 анкетируемых): впечатление, восторг, желанное, развивающее, заманчивое, увлекающее, побуждающее, эпатирующее, загадочное, волшебное, тайное, красивое, качественное, интересное, необычное, заморское, интересный человек, чудо-диво. Отрицательные ассоциации к слову-стимулу «иностранное» (15% из 300 анкетируемых): не наше, не русское, дикое, опасное, агрессия, упадок, недоверие, неприязнь. Таким образом, положительные ассоциации по отношению к отрицательным имеют соотношение 1/5, что говорит о доминирующем позитивном переживании (закодированном в эмоциональном опыте анкетируемых) феномена миграции в сознании студенческой молодежи. Данный факт определяет новое значение в отношении миграции не только как значимого явления социальной действительности, но и как информационно-познавательного, коммуникативного и качественно развивающего мировоззрение человека.

Похожие диссертации на Особенности социокультурных трансформаций миграционных процессов в XX - XXI вв. : на примере Красноярского края