Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси Рязанова-Даури, Вера Сергеевна

Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси
<
Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рязанова-Даури, Вера Сергеевна. Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Рязанова-Даури Вера Сергеевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств].- Санкт-Петербург, 2011.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-24/111

Введение к работе

Актуальность рассматриваемой проблемы определена несколькими положениями. На фоне оригинальных культур других народов Сибири и Севера мировоззрение, культ, нравы и обычаи хантов и манси являются самобытными. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью изучения процессов и явлений, происходящих в условиях современной глобальной трансформации Тюменского Севера. Эти активные изменения выступают реформатором социальной основы коренного населения, играют ведущую роль в переходе к новым преобразованиям в повседневной культуре, в формировании нравов и обычаев. Неоднозначное отношение обских угров (хантов и манси) к данным изменениям требует тщательного научного анализа их позиций для возрождения и сохранения народных духовных ценностей.

В настоящее время происходит стремительное развитие новых разработок нефти и газа, что значительно сокращает традиционные территории охотничьих угодий. Расширение зоны нефтяной добычи сталкивается с интересами коренного населения, нарушаются бережно хранимые традиции, погибают священные места, родовые территории. Возникает миграция коренного населения, которое вынужденно покидать тайгу и перемещается в город. Перемещение населения в город, также создает новые трудности, в том числе и для самого города, поскольку представители охотничьего промысла и рыболовства оказываются лишними в городской среде, неподготовленными к городской жизни. В результате этих изменений в равной степени страдает и коренное население, которое не находит в городе своего места, и город, который не подготовлен к трудоустройству представителей традиционных культур. В целом, деэкологизация культуры способствует заимствованию инокультурных и трансформации собственных традиций и норм хантов и манси.

Сохранить традиции, сохранить свой язык, образ жизни и защитить их от разрушения – важная задача современных традиционных культур. Необходимо создать здоровое моральное состояние повседневной действительности исследуемых народов. Таким образом, актуальность темы «Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси» определяется ее практической, исторической, научной значимостью и состоит в освещении роли и места традиций в жизни обских угров в культуре России.

Степень разработанности проблемы. Вся существующая научная литература по угроведению может быть систематизирована и сгруппирована в несколько групп. С конца ХVII в. начинается сбор сведений об особенностях обычаев и традиций остяков и вогулов (исторические названия хантов и манси), их ритуалам и повседневному быту. Благодаря исследованиям Н.Витсена, экспедициям Н.Спафария (конец ХVII в.), Г. Новицкого (XVIII в.), П.С. Палласа и И.Г. Георги (конец ХVIII в.), Г.Ф. Миллера (конец ХVIII в.), Ф.Белявского (первая половина ХIХ в.) происходит накопление научного материала о религиозной обрядности хантов и манси, о почитании домашних духов и о почитании медведя.

В середине ХIХ века учеными создана новая программа исследования по общему угроведению. В этот же период экспедиции А.Регули, М.Кастерна в районе Оби дали обширный материал, указывающий на тесную связь хантов и манси с венграми.

Период второй половины ХIХ – первой половины ХХ вв. характеризуется изучением материальной и духовной культуры по локальным особенностям в обрядности (научные труды Б.Мункачи, Н.В.Сорокина, О.Финша, А.Брэма, Н.И.Кузнецова, Н.Н. Харузина, П.Н. Буцинского, Г.С. Дмитриева - Садовникова, В.Ф. Зуева, Г.Новицкого, К.Ф. Карьялайнена, С.К. Патканова, И.С. Полякова, У.Т.Сирелиуса, А.А.Дунина-Горкавича, В.Н. Чернецова и других).

С середины XX века обширно исследуется фольклорный материал, верования и обряды хантов и манси (Н.И. Новикова, В.М. Кулемзин, Н.В.Лукина). Изучаются представления о душе у остяков и вогулов, а также родовых и фратриальных духов, культ медведя. На протяжении сорока лет В.М.Кулемзиным и Н.В. Лукиной велись исследования религии, шаманизма, традиционной культуры, традиционного природопользования обских угров от Томской области до Полярного Урала.

На современном этапе интерес к изучению обско-угорской культуры связан с активным промышленным освоением региона и угрозой исчезновения самобытной культуры хантов и манси. Особый интерес составляет изучение традиционных медвежьих праздников, в организации которых, а также запись, расшифровку и перевод на русский язык, исполняемых традиционных произведений, взяла на себя национальная интеллигенция, которая организовала центры национальных культур – ассоциация «Спасение Югры». Впервые в 1990г. в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах были созданы гуманитарные лаборатории. В современной научной публикации Т.В.Волдиной (2002), посвященной хантыйскому фольклору, важным элементом является осмысление медвежьих песен как феномена культуры сибирских угров. Многие годы над сбором и анализом фольклорного материала, изучением первостепенной обрядности северных манси работает представительница этого народа Е.И. Ромбандеева. Она детально описывает обряды жизненного цикла.

К настоящему времени благодаря деятельности учёных накопилось много наблюдений, связанных с повседневными традициями и культурой народов ханты и манси. Наиболее полно на современном этапе разработаны фольклорные и мифологические данные об обских уграх, в то время как повседневные традиции с трудом поддаются обобщению по причине разнообразия форм поведения, относительной самостоятельности и самобытности каждого поселения, особенностей говора, своеобразия личных имён и топонимики, разнообразия духов и божков.

Объектом исследования является традиционная культура хантов и манси в условиях современности.

Предметом исследования являются изменения нравов и обычаев в повседневной культуре хантов и манси в современных условиях.

Цель работы – исследовать традиции и современное состояние нравов и обычаев в повседневной культуре хантов и манси, определить возможные пути сохранения их традиционной культуры.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

систематизировать и проанализировать исторические исследования угро-финской культуры;

проанализировать особенности становления и развития культур хантов и манси;

исследовать мифологические воззрения обских угров;

описать и проанализировать традиционные медвежьи игрища;

изучить эволюцию обрядов жизненного цикла в повседневной культуре хантов и манси;

исследовать трансформацию традиций во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами;

выявить проблемы сохранения и защиты традиционной культуры хантов и манси.

Методологическая основа и методы исследования. Выбор методологии обусловлен намеченными задачами и поставленной целью. Так, для решения поставленных проблем в основе исследования применен культурологический подход к исследованию традиций и обычаев, который позволяет рассмотреть не только внешний облик традиций и их общие характеристики, но, прежде всего, внутреннее смысловое ядро традиций, его природу и функции, обряды и обычаи в повседневной жизни этих двух народов.

Для раскрытия целостности объекта изучения использован системный подход, что способствует адекватной постановке проблемы. Кроме того, в диссертационном исследовании применены: структурно-функциональный метод, предполагающий изучение внутренних особенностей объекта и предмета культуры, их внешних влияний в условиях повседневности; сравнительно-исторический метод, позволяющий рассматривать общее и особенное двух самобытных культур во времени и пространстве. Важную роль в диссертационной работе играет метод описания и анализа культурных явлений в соответствии с особенностями этих явлений.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

в исследовании установлена глубокая внутренняя связь культур хантов и манси на примере медвежьих игрищ, которые интерпретируются как маркер национально-этнической идентичности; содержание обрядов и жертвоприношений на святилищах также имеют больше сходства, чем различий (например, в ограничении участия в этих обрядах женщин и детей);

изучение нравов и обычаев хантов и манси показало, что в равной мере оба народа, и сегодня почитают и активно посещают культовые места, где совершают моления;

выявлена существенная зависимость национальных традиций от этнической составляющей населения; в условиях более смешанного населения хантыйская и мансийская культуры становятся открытыми для инокультурных воздействий, что ведет к деформации традиций, нравов, обычаев и стиля жизни в целом;

в результате исследования установлено, что северные ханты и манси, соседствующие и контактирующие с ненцами, переняли их оленеводческую лексику, южные группы хантов и манси, проживающие в более благоприятных климатических условиях, чем северные, восприняли земледелие и животноводство под влиянием тюркских и славянских народов;

в ходе изучения обрядов (родильного, свадебного и погребального) выявлено, что в городских условиях элементы традиций в обрядах жизненного цикла хантов и манси пережили трансформацию; выявлено, что традиционные обычаи и обряды с полным набором национальных обрядностей возможны только на стойбище, в городской среде обряды тоже соблюдают, но в довольно сокращенном варианте;

раскрыты особенности нравов и обычаев (дистанция между полами, стереотипы красоты, обычай избегания и др.), определяющие взаимоотношения мужчин и женщин обских угров; в современных семьях хантов и манси границы распределения обязанностей всё более сглаживаются; данные коррективные изменения сообщают о том, что культура взаимоотношений между мужчинами и женщинами становятся менее регламентированной;

в исследовании выявлены и предложены возможные пути сохранения и защиты традиционной культуры хантов и манси.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Ханты и манси, народы генетически связанные по происхождению и языку с мадьярами (историческое самоназвание венгров), в силу взаимодействий с другими этносами (иранцами, монголами, ненцами, славянами и др.), усвоили некоторые элементы культуры этих народов, тем самым, обогатив свою культуру;

  2. Медвежьи игрища являются способом формирования национально-этнической идентичности хантов и манси, выступают как единение близкородственных культур;

  3. В современных условиях обряды и обычаи частично утрачивают свою мироустроительную и мифологически-магическую функции, превращаясь в фольклорное украшение современных форм жизни хантов и манси;

  4. Современные изменения образа жизни хантов и манси вносят изменения во взаимоотношения между мужчинами и женщинами; семейный уклад был и остается патриархальным, но в современных семьях хантов и манси разграничение обязанностей становится менее узким;

  5. Процесс формирования новых форм поведения связан с новой трудовой деятельностью и новым местом проживания хантов и манси, обнаруживаются изменения или утраты ценностных основ традиционных обычаев и обрядов;

  6. В основе сохранения традиционной культуры лежит сохранение традиционных промыслов (охоты, рыболовства и оленеводства) при условии наличия традиционных экологически чистых угодий;

  7. Возможным решением сохранения традиционных культур в условиях городской среды может быть культурная политика, направленная на развитие традиционного уклада жизни и защиту этнической общности (национальный язык, традиционные ремесла, обычаи).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертация вносит вклад в исследование проблемы поддержания и сохранения традиционной культуры народов Тюменского Севера. Материал диссертации может быть использован в преподавании дисциплины «теория и история культуры», «региональная культурология» в учреждениях высшей школы, при подготовке учебных пособий, методических рекомендаций, спецкурсов, семинаров в рамках учебных курсов по культурологии, этнографии и фольклористики. Они могут быть использованы также в выработке для определения (организации) практических мер по сохранению и развитию традиционных культур в условиях современной индустриализации и урбанизации Тюменского Севера.

Положения диссертации могут служить основой для проведения региональных исследований культур коренных народов Севера.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры социально-культурной деятельности факультета культуры и искусств Омского государственного университета (2007 г.); на семинарах кафедры культурологии и искусствоведения факультета искусств Югорского государственного университета (2008 г.); на методологическом аспирантском семинаре и заседании кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2010 и 2011 гг.). Отдельные положения диссертации излагались на Всероссийской научно-практической конференции «Патриотизм и патриотическое воспитание в современном обществе: проблемы, реалии, традиции и инновации, перспективы» (Волгоград, 2009 г.). Результаты исследования и отдельные аспекты проблемы докладывались на семинарах и собеседованиях в Департаменте культуры и искусств Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Теоретические положения и выводы настоящей диссертационной работы апробированы также в научных публикациях по теме исследования, в том числе в статьях в издании, рекомендованном ВАК. Диссертация обсуждалась и получила одобрение на заседании кафедры теории и истории культуры ФГОУ ВПО СПбГУКИ.