Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методологические основы культурологической концепции П. Н. Милюкова Прокуденкова Ольга Викторовна

Методологические основы культурологической концепции П. Н. Милюкова
<
Методологические основы культурологической концепции П. Н. Милюкова Методологические основы культурологической концепции П. Н. Милюкова Методологические основы культурологической концепции П. Н. Милюкова Методологические основы культурологической концепции П. Н. Милюкова Методологические основы культурологической концепции П. Н. Милюкова Методологические основы культурологической концепции П. Н. Милюкова Методологические основы культурологической концепции П. Н. Милюкова Методологические основы культурологической концепции П. Н. Милюкова Методологические основы культурологической концепции П. Н. Милюкова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прокуденкова Ольга Викторовна. Методологические основы культурологической концепции П. Н. Милюкова : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : СПб., 2005 169 c. РГБ ОД, 61:05-24/65

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ П.Н.МИЛЮКОВА 12

1.1. Проблема культурно-исторического своеобразия россии в трудах русских мыслителей - предшественников п.н.милюкова 12

1.2. Годы ученичества п.н.милюкова: зарождение интереса к методологии исторического познания 28

1.3. Влияние московской исторической школы на становление п.н.милюкова-культуролога 49

1.4. критическое осмысление идей предшественников и современников 69

ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ СВОЕОБРАЗИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНЦЕПЦИИ П.Н.МИЛЮКОВА 82

2.1. Особенности теоретического подхода п.н.милюкова к исследованию истории культуры 82

2.2. Роль государственности в развитии русской культуры 97

2.3. Россия - часть европы: полемика с евразийцами о географическом

ФАКТОРЕ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Общественные изменения, происшедшие в нашей стране за последнее десятилетие, в значительной степени стимулировали интерес к научному наследию русской эмиграции «первой волны». В 90-е гг. XX в. в России были изданы наиболее значительные произведения русских ученых-эмигрантов, и на первый план выдвинулась задача системного изучения их вклада для восстановления полной картины развития отечественных социогуманитарных наук, и в частности, культурологии.

В этой связи представляется актуальным обращение к творчеству П.Н.Милюкова (1859-1943) — известного историка, публициста, общественного деятеля, отстаивавшего идеи конституционно-демократического развития России.

П.Н.Милюков — автор первого и до настоящего времени единственного полномасштабного комплексного исследования истории русской культуры. В его фундаментальном труде «Очерки по истории русской культуры» обрели свое разрешение острые, дискуссионные проблемы культурно-исторического развития России. Оригинальный цивилизационный подход к изучению русской культуры, разработанный П.Н.Милюковым, позволил ему обосновать вывод о единой культурно-исторической и социально-политической перспективе развития России и Европы.

Эти итоги культурологических исследований П.Н.Милюкова приобретают особую актуальность в современной ситуации, когда на новом историческом этапе решается вопрос о месте России в общемировом культурном пространстве. В данном контексте научно значимой задачей

выступает анализ методологической концепции автора «Очерков по истории русской культуры», чему и посвящена настоящая диссертационная работа.

Степень разработанности проблемы. Основным источником для изучения культурологической концепции П.Н.Милюкова является его фундаментальный труд «Очерки по истории русской культуры». Первая публикации этой работы в дореволюционной России состоялась в 1896 г. в журнале «Мир Божий», а последняя в 1918 г. Всего до революции вышло в свет 7 изданий «Очерков».

За рубежом «Очерки» издавались дважды. Первое (юбилейное), приуроченное к семидесятилетию П.Н.Милюкова вышло в Париже. (В 1931 г. вышел 2-й том, а в 1937 — переработанная и дополненная первая часть первого тома). Второе (Гаага, 1964) было дополнено второй частью первого тома под редакцией Н.Е.Андреева.

В России труд П.Н.Милюкова впервые был опубликован в 1993-1995 гг. со вступительной статьей Н.Г.Думовой, где представлена краткая биография П.Н.Милюкова и история создания «Очерков». В его основе лежит «Юбилейное» парижское издание «Очерков», дополненное гаагской редакцией второй части первого тома. В новом издании (1993-1995 гг.) отсутствует раздел, посвященный экономике, сословной структуре и очерк о государстве. П.Н.Милюков, хотя и собирался опубликовать эти разделы,' но не успел осуществить свой замысел в связи с начавшейся Второй мировой войной.

Важным источником для изучения этапов жизненного пути и деятельности П.Н.Милюкова являются мемуары ученого — двухтомник «Воспоминаний» (Нью-Йорк, 1955.) В России первое издание этой работы было осуществлено в 1990 г.

1 М.М.Карпович сообщает о письме П.Н.Милюкова от 25 апреля 1942 г., где ученый спрашивал о возможности издания второй части «Очерков» в Америке, сообщая, что еще не готов экономический, социальный и государственный разделы, но, как отмечает Милюков, в этих разделах «переделок будет не много». Он предполагал объединить эти разделы в общую главу и назвать ее «Россия-империя». Об этом подробно см.: Карпович M. Милюков как историк // Новый Журнал.- 1945. - кн.6. - С. 366.

В научно-исследовательской литературе творчество П.Н.Милюкова оценивалось с различной степенью полноты в историческом, социологическом, политологическом и культурологическом аспектах.

В советской исторической науке довоенного периода труды П.Н.Милюкова рассматривались преимущественно с классовых позиций. Ученого было принято причислять к так называемым буржуазным историкам идеалистического направления. Именно в этом методологическом ключе рассматривался вклад Милюкова в работах М.Н. Покровского «Историческая наука и борьба классов» (1933) и Н.Л. Рубинштейна «Русская историография» (1941), на страницах которых Милюков предстает как весьма тенденциозный и классово ангажированный буржуазный историк и политический деятель.

В дальнейшем в отечественной науке происходит отказ от подобных оценок. В трудах A.M. Сахарова — «Историография истории СССР: Досоветский период» (1978), А.Н. Цамутали — «Борьба направлений в русской историографии в период империализма» (1986), А.Л. Шапиро — «Русская историография с древнейших времен до 1917 г.» (1993) предпринимается более объективное рассмотрение теоретической позиции Милюкова, которая характеризуется как позитивистская.

Вплоть до второй половины 80-х гг. XX в. в советской исторической науке не было ни одной монографии, посвященной П.Н.Милюкову, — его научное наследие было предметом анализа только в работах по русской историографии досоветского периода.

Иным образом оценивался вклад П.Н.Милюкова русскими учеными-эмигрантами. В 1929 г. вышла книга — «П.Н.Милюков. Сборник материалов по чествованию его семидесятилетия (1859-1929)», посвященная юбилею П.Н.Милюкова, в которую вошли статьи П.М.Бицилли, М.В.Вишняка, А.А.Кизеветтера, В.А.Милютина, С.П.Мелыунова, В.А.Оболенского, Д.М.Одинца. Все названные авторы подчеркивали масштабность его

научных изысканий по истории Руси-России, значимость концептуальных построений П.Н.Милюкова для понимания своеобразия и типологических особенностей русской культуры. Особое внимание заслуживают опубликованные в разное время (в послевоенный период) статьи М.А.Алданова «Памяти П.Н.Милюкова», В.В.Вернадского «П.Н.Милюков и месторазвитие русского народа», М.М.Карповича «Милюков как историк», С.Г.Пушкарева «П.Н.Милюков», в которых подчеркивается значение «Очерков» П.Н.Милюкова для русской науки, отмечается, что это первый системный труд по истории русской культуры.

Новый этап отечественных исследований трудов Милюкова начинается в конце 80-х гг. XX в. В этот период появляются статьи и монографии, в которых основное внимание сосредоточено на биографии ученого, и работы, посвященные анализу его научно-теоретических воззрений. Последний аспект представлен в монографиях М.Г.Вандалковской «П.Н.Милюков, А.А.Кизеветтер: история и политика» (1992) и Н.Г.Думовой «Либерал в России: трагедия несовместимости. Исторический портрет П.Н.Милюкова» (1993). В этих работах освещаются основные этапы его жизненного пути, процесс формирования политической позиции и ее влияние на научное мировоззрение Милюкова-историка. Особо следует отметить монографию А.В.Макушина и П.А.Трибунского — «Н.Милюков: Труды и дни. (1859-1904)» (2001), в которой подробно проанализирована биография ученого с использованием нового, неизвестного архивного материала и писем Милюкова. Отдельным аспектам мировоззрения ученого посвящены статьи А.В.Игнатьева, В.К.Кантора, В.П.Корзуна

Вклад П.Н.Милюкова в развитие отечественной социологии рассмотрен
в исследовании А.В. Поповой «Социально-философские взгляды
П.Н.Милюкова» (1995), где проанализированы теоретические истоки его
социологической концепции, в статьях А.Н.Медушевского —

«П.Н.Милюков: ученый и политик» (1991) и В.Ф.Пустарнакова — «Социологическая концепция П.Н.Милюкова» (2000).

Отдельный пласт исследований составляют историко-политологические работы, характеризующие деятельность П.Н.Милюкова в начале XX в. - в период его активного участия в политической жизни России. Среди этих работ можно отметить исследования С.А.Александрова — «Общественно-политическая деятельность П.Н. Милюкова в эмиграции (20-е годы)» (1995), И.Л.Архипова — «Либерал в революции: штрихи к политико-психологическому портрету П.Н.Милюкова» (2000), Т.Е.Грязновой — «Революция в концепции истории России П.Н. Милюкова» (1996), Н.Г.Думовой — «Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции» (1988), А.Н.Загородникова «Павел Милюков и западная историография о российском либерализме» (2000), А.И.Нарежного «П.Н.Милюков об истоках либерализма в России» (2000). Емкие характеристики деятельности П.Н.Милюкова-политика даны в работах П.А.Подболотова «Крах меньшевизма в Советской России» (1988), А.Л.Янова «Европа в политической традиции России» (2000).

Интерес к изучению научного наследия и политической деятельности Милюкова характерен и для зарубежных исследователей, о чем свидетельствует ряд значительных по своему содержанию публикаций. Это в первую очередь монографии Т.Рихи «Русский европеец: Павел Милюков в русской политике» (Th. Riha — «A Russian European: Pavel Miliukov in Russian Politics», 1969), и Т.Бона «Русская историческая наука с 1880 по 1905: П.Н.Милюков и московская школа» (Th.Bohn — «Russische Geschichtswissenschaft von 1880 bis 1905: Pavel N. Miljukov und die Moskauer Schule», 1998), а также объемные статьи К.Стокдейла «Милюков, национальности и национальная идентичность» (К. Stockdale — «Miliukov, nationality and national identity», 2000), и Т. Бона «История культуры в Германии и России в трудах Карла Лампрехта и Павла Милюкова:

сравнительный анализ» (2000), вышедшая в русском переводе. В работе Т.Бона — и это важно подчеркнуть - Милюков-историк предстает в контексте общеевропейской историографической мысли конца XIX в. Весьма интересен и труд Т.Эммонса «Ключевский и его ученики» (1990), в котором Милюков-историк характеризуется как прямой последователь идей В.О.Ключевского.

Подробный анализ этапов жизненного пути и культурологической концепции Милюкова был впервые осуществлен С.Н.Иконниковой в монографии «История культурологии: идеи и судьбы» (1996), где его труд «Очерки по истории русской культуры» характеризуется в аспекте становления отечественной теории культуры.

В этом же направлении рассматриваются идеи Милюкова и в работе
И.Д.Митиной «Философско-культурологическая концепция П.Н.Милюкова»
(1997), в которой Милюков квалифицируется как основоположник
отечественной культурологии. Аналогично в историографической по своему
содержанию монографии С.С.Минц «Рождение культурологии» (1999)
подчеркивается роль Милюкова в становлении новых для российской науки
социогуманитарных дисциплин. Интерес в контексте настоящего
диссертационного исследования представляют монографии И.Ф.Кефели
«Судьба России в глобальной геополитике» (2004), И.Н.Ионова и
В.М.Хачатуряна «Теория цивилизаций от античности до конца XIX века»
(2002). Необходимо отметить в этой же тематической связи

общетеоретическую статью В.А.Щученко «Органичность историко-культурного процесса: исторические заметки и логические выводы» (1996).

Объект исследования: русская культурологическая мысль конца XIX -первой половины XX вв.

Предмет исследования: культурологическая концепция

П.Н.Милюкова.

Цель исследования состоит в раскрытии методологических оснований культурологической концепции П.Н.Милюкова. Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

выявить идейные истоки научно-теоретического мировоззрения П.Н.Милюкова;

проанализировать влияние московской исторической школы на формирование культурологической концепции П.Н.Милюкова;

реконструировать круг культурологической проблематики, интересовавшей П.Н.Милюкова в трудах предшественников и современников;

- охарактеризовать особенности теоретического подхода П.Н.Милюкова
к изучению истории культуры России;

- определить теоретико-методологические позиции П.Н.Милюкова в
исследовании вопроса о роли государства в развитии русской культуры;

- раскрыть теоретический аспект полемики Милюкова с евразийцами о
роли географического фактора в истории культуры и проанализировать его
конструктивную позицию по данной проблеме.

Методологическая основа исследования. В исследовании применен комплексный культурологический подход, основанный на принципе взаимосвязи и взаимодополнении форм социогуманитарного знания —. культурологии, философии, истории, антропогеографии использованы сравнительно-исторический, историко-генетический методы, теоретико-культурологический анализ.

Использование комплексной культурологической методологии позволило выявить теоретические и методологические основы культурно-исторической концепции П.Н.Милюкова - на основе современной теории культуры, разработанной в трудах С.Н.Артановского, А.С.Ахиезера, Ю.Н.Давыдова, Н.С.Злобина, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Э.С. Маркаряна, М.С.Мясникова, В.В. Селиванова, Э.В.Соколова, В.А.Щученко, проследить -

с помощью историко-генетического подхода - генезис идей автора «Очерков по истории русской культуры», контекст идейных и теоретических исканий русской историографии и культурологии конца XIX — первой половины XX вв.

Источниковая база исследования образована тремя группами источников:

труды П.Н. Милюкова по истории русской культуры, теоретическому и методологическому аспектам ее изучения, мемуарное, эпистолярное и публицистическое наследие ученого;

- труды историков, принадлежавших к московской исторической
школе, а также западноевропейских и русских философов, культурологов,
географов и социологов конца XIX - первой половины XX вв.;

работы современных исследователей, посвященных

П.Н.Милюкову.

В диссертационном исследовании также учтены работы по историографии Руси-России, Европы, по науковедческой проблематике, в частности, по истории отечественных научных школ.

Основная гипотеза исследования. Методологические основания культурологической концепции П.Н.Милюкова позволили выявить истоки своеобразия русского культурного мира, объяснить его уникальность и вместе с тем родственность другим европейским культурам.

Научная новизна результатов исследования:

- выявлено, что методология истории русской культуры, разработанная
П.Н.Милюковым, опирается в своих истоках на два варианта
цивилизационного подхода: линейно-стадиальный и локальный,
сложившихся в отечественной и зарубежной науке к концу XIX в.;

установлено, что теоретические представления о линейно-стадиальном развитии русской культуры как одной из европейских культур сформировались у П.Н.Милюкова под влиянием как позитивизма, так и

научных достижений московской исторической школы (С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, П.Г.Виноградова, Б.Н.Чичерина, К.Д.Кавелина);

показано, что культурно-исторические исследования П.Н.Милюкова были включены в контекст развития западноевропейской научной мысли, учитывали достижения исторической науки (Ф.Гизо, К.Лампрехт, Л.Ранке), экономики (А.Лабриола, К.Маркс, Д.Роджерс), социологии (Ф.Гиддингс, Л.Уорд), антропогеографии (Ф.Ратцель, К.Риттер) и культурологии (И.-Г.Гердер, О.Шпенглер);

выявлено, что особенности теоретического подхода П.Н.Милюкова к изучению русской культуры были обусловлены влиянием позитивизма (учение о закономерном ходе исторического развития и рядоположенности факторов культурной эволюции) и неокантианства (учение о культурных ценностях и уникальности национальных историй);

показано, что своеобразие развития русской культуры связывается в концепции П.Н.Милюкова с ролью государственно-правовых институтов в становлении и легитимации культурных форм (церкви, образования, общественной идеологии);

- установлено, что в полемике с евразийцами о роли географического фактора в развитии русской культуры, П.Н.Милюков обосновал собственную интерпретацию понятия «месторазвитие», направленную на доказательство единой перспективы культурно-исторической и социально-политической эволюции России и Европы.

Научно-практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они позволяют раскрыть историческое значение и актуальность теоретического наследия П.Н.Милюкова.

Основные положения, выводы и содержательные разделы диссертации могут быть использованы при составлении образовательных программ, лекционных курсов и учебных пособий по культурологии, теории культуры и истории русской культуры.

Апробация результатов исследования. Основные выводы исследования были доложены на конференции «Герценовские чтения» -Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, (2001), на заседании секции теории культуры Дома ученых им. М.Горького, (2003), на открытом аспирантском семинаре кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2004). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Основные положения диссертации были использованы при чтении курса «Историография культурологии» на факультете культурологии Института декоративно-прикладного искусства (2003/04) Санкт-Петербург, курса по «Истории русской культуры» на факультете культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств в 2001/02, 2002/03 и 2004/05 гг.

Результаты исследования нашли отражения в научных публикациях:

  1. Прокуденкова О.В. П.Н.Милюков - историк русской культуры // Герценовские чтения 2001. Актуальные проблемы социальных наук. Сб. науч. ст.-СПб.,2001.С.56-57;

  2. Прокуденкова О.В. Критика евразийской концепции П.Н.Милюковым // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Сб. Статей / Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусства. - СПб., 2003. — Т. 158. — С.174-181.

3. Прокуденкова О.В. «Государственная школа» в русской
историографии: теория и методология // Человек и вселенная. - СПб., 2004. -
№ 10(43) -С. 140-142.

Проблема культурно-исторического своеобразия россии в трудах русских мыслителей - предшественников п.н.милюкова

Зарождение культурологических идей П.Н.Милюкова совпало по времени с последним десятилетием XIX в., когда в отечественной науке активно оформлялись новые направления социогуманитарного знания, возникали научные течения и школы, опирающиеся на новые философские идеи и методологические разработки. Российская наука активно осваивала западноевропейские достижения, стремясь приложить наиболее плодотворные идеи к той проблематике, которая вышла на первый план благодаря многолетней дискуссии славянофилов и западников, - к вопросам объяснения культурно-исторического своеобразия России.

Формирование культурологических течений в западноевропейской философии и исторической науке, развитие сравнительного языкознания и сопоставительных филологических исследований в области фольклористики и мифологии, прогресс в изучении среднеземноморского — греко-римского античного наследия, появление новых подходов в анализе роли экономики и права как аспектов культурной эволюции, рождение позитивистской «научной социологии», - все это живейшим образом интересовало русских ученых.

Задача объяснения культурно-исторического своеобразия России далеко не сразу приобрела в отечественной науке свои отчетливые культурологические очертания. Различные проблемные аспекты этой задачи формировались как предметы исследования в конкретных дисциплинах.

Именно русские историки, филологи, антропологи, лингвисты, правоведы, преподававшие в университетах Москвы, Петербурга, Казани, Киева, первыми приступили к теоретическому изучению той проблематики, которая впоследствии и составила в своей совокупности основу концептуального осмысления истории русской культуры.

Позднее основоположники русской культурологии непосредственно приступили к решению таких вопросов, как определение понятий «культура» и «культурный прогресс», к рассмотрению состава «культурной истории» и ее отличия от истории повествовательной. Это сделалось возможным, благодаря опоре на философские представления и результаты поиска тех эпистемологических принципов, которые открывали перспективу выявления, глубинной генетической связи, взаимодействия и взаимовлияния различных культурных форм, определявших в своем развитии своеобразие русского пути в истории.

Идейные и методологические принципы были различны у зачинателей отечественной науки о культуре. Эти различия определялись не только научно-теоретической позицией, но и той общественно-политической ориентацией, которой придерживался тот либо иной мыслитель во взгляде на корневую для русских культурологов проблему - что есть Россия в ее отношении к Европе?

Свое оформление эта проблема впервые обрела в «Философических письмах» П.Я.Чаадаева, где остро и одновременно глубоко рассматривалось своеобразие российского исторического пути в сравнении с западноевропейским и очерчивались особенности культурно-исторического развития России и Запада.

П.Я.Чаадаев, разрабатывая представления о культуре как таковой, исходил из аналогии между личностью и этносом, полагая нравственность и в том и в другом случае решающим итогом развития.

Истинная культура, согласно Чаадаеву, имеет рафинированный духовный характер, что нашло свое выражение в историческом бытии христианских народов. Предельное выражение этой духовности до сих пор имело место, утверждал он, лишь у народов католической Западной Европы в период средневековья.

ПЛ.Чаадаев указывал на противоречивость хода истории на то, что социальное развитие народов протекает «как в добре, так и во зле». Этой противоречивостью он объяснял нелинейность пути, которым народы идут к культуре. Так, появление протестантизма в Западной Европе и исторические итоги Реформации представлялись ему регрессом, который вернул западноевропейские народы к состоянию взаимной разобщенности, характерному для дохристианского периода в их истории.

Россия, по мнению Чаадаева, не доросла до собственной духовной стадии в развитии ее цивилизации. Она не сделала еще своего исторического шага из поры «юности» в «зрелый возраст». России, как подчеркивал Чаадаев, предстояло в своем культурном развитии сделаться мостом между Западом и Востоком, ибо к этому она была предрасположена географически. Но она не осуществила этого и даже не развила «традиций ни того, ни другого», т.е. не избрала ни восточного, ни западного пути к культуре, а обратилась за христианским учением к «растленной Византии». Именно выбор исторического пути, который был проложен Византией, только что отпавшей от «вселенского братства», и привел Россию к созданию гигантской государственности, поработившей каждую человеческую личность, «начиная с самых высот общества и кончая рабом, существующим лишь для утехи своего владельца.

Следует подчеркнуть, что представления о культуре формировались у Чаадаева в рамках его философской концепции, сложившейся под влиянием гегелевских идей. Это влияние сказывается и в идее развития истории как процесса закономерного и обусловленного противоречивым началом. Но у

Гегеля всемирная история предстает как поэтапная объективация абсолютного духа в национальных историях, причем далеко не во всех. А Чаадаев в интерпретации истории заменяет гегелевский абсолютный дух идеей культуры как духовности, выступающей высшей стадией развития народа. В отличие от Гегеля Чаадаев не делит народы на исторические и неисторические, т.е. неразвивающиеся и признает историчность духовных традиций Востока.

Своеобразие исторического пути России он усматривает в особенности ее культурной миссии — соединения Востока и Запада, обусловленной географическим положением страны. А причину торможения в развитии отечественной культуры — в первоначально ошибочном духовном выборе византийского христианства, ибо Византия для Чаадаева символизировала упадок, а не расцвет культуры.

В итоге философско-историческая концепция культуры Чаадаева представляет ее развитие по двум основным руслам — Восток и Запад и на двух основных этапах — древний мир и христианская эпоха. Зрелость России он связывал с обновлением ее христианской духовности путем заимствования ряда положений, свойственных католицизму. Не сочувствуя в области политических идей социализму, Чаадаев предполагал все же его будущую победу в России, подчеркивал, что это произойдет не потому, что социализм прав, а потому, что неправы его противники.

Годы ученичества п.н.милюкова: зарождение интереса к методологии исторического познания

Наиболее ранний этап становления научно-теоретического мировоззрения П.Н. Милюкова, в значительной степени повлиявший на все последующее развитие его культурологических идей, характеризуется в исследовательской литературе в основном на базе анализа его собственных мемуаров — двухтомника «Воспоминаний», впервые вышедшего в свет post mortum — в Нью-Йорке в 1955 г. Следует отметить, что долгое время исследование научного творчества П.Н.Милюкова вообще не ставилось на повестку дня в качестве самостоятельной задачи по причинам, охарактеризованным во введении к настоящей работе. Вплоть до последних лет не вводились в научный оборот новые источники, позволяющие реконструировать в полном объеме генезис методологических идей Милюкова, а также не выявлялось влияние на процесс становления его теоретического мышления со стороны тех ученых, имена которых упомянуты в «Воспоминаниях» без каких-либо дополнительных пояснений.

Архивные изыскания, предпринятые отечественными историками на современном этапе, позволяют восполнить данный пробел и по возможности реконструировать ту интеллектуальную ситуацию, которая способствовала зарождению у Милюкова-юноши интереса к методологии исторического познания.

Несколько слов необходимо сказать о «Воспоминаниях» как об источнике для изучения указанного вопроса. Мемуары Милюкова готовились к печати двумя известными историками-эмигрантами — М.Карповичем и Б.Элькиным. Ими была проделана объемная текстологическая работа по воссозданию максимально точного авторского текста, но задача его научного комментирования при этом не ставилась.

В России первая публикация «Воспоминаний» осуществилась лишь в 1990 г. Научный аппарат этого издания оказался минимальным — многие и многие имена, фигурирующие в тексте, не были прокомментированы, в силу чего и остались для читателей на статусе terra incognita.

Необходимо отметить, что мемуары ученого не являются доказательно выдержанным отражением его научной общественно-политической деятельности. Милюков приступает к работе над «Воспоминаниями» в начале Второй мировой войны в 1940 г. по настоянию друзей, высказавших пожелания, чтобы он самолично рассказал о своей жизни, богатой общественно значимыми событиями. В тот период, по собственному признанию ученого, он пребывал в весьма тягостной для себя ситуации — в связи с ухудшением здоровья Милюков был выключен из привычной активной деятельности, свойственного ему с юности динамичного образа жизни, активно проявлявшегося и в науке, и в политике, и такое вынужденное «безделье» оказалось для него равным катастрофе. Составление мемуаров явилось в такой ситуации единственно доступной для него формой активности.

Важно подчеркнуть, что Милюков стремился предупредить читателей «Воспоминаний» о возможных неточностях, обращая их внимание на тот факт, что исключительной опорой в создании мемуаров ему служила «собственная память». Со свойственной ему интеллектуальной честностью он не ручался за строгость в реконструкции некоторых событий излагаемой автобиографии.2

И все же даже с учетом этой авторской ремарки «Воспоминания» остаются наиболее полным и представительным источником, к которому неизменно обращаются все без исключения исследователи. 3

В настоящее время открылись и дополнительные источники для изучения этапов жизненного пути и деятельности Милюкова. Так в работе А.В.Макушина и П.А.Трибунского — «П.Н.Милюков: Труды и дни» на основе архивных изысканий вскрыт целый ряд биографических фактов и обстоятельств, позволяющих объемно воссоздать контекст становления Милюкова-культуролога. Авторами этой работы введен в научный оборот новый весьма значительный фактический материал, эпистолярное наследие ученого. А.В.Макушин и П.А.Трибунский также проанализировали мемуары тех современников Милюкова, которые были непосредственными участниками общественной и научной жизни той эпохи.

Как свидетельствует текст «Воспоминаний» и как отмечают исследователи творчества Милюкова, научно-теоретическое мировоззрение начало складываться у него довольно рано - уже в период обучения в старших классах гимназии. В частности, П.А.Трибунский и А.В.Макушин отмечают, что у Милюкова-гимназиста сформировалось «целевое отношение к жизни», обусловленное мировоззренческими интересами».1

Он получил традиционное для русского дворянского юношества классическое гимназическое образование, прививавшее интерес к истории европейской культуры и ее ценностям. В течение восьми лет (1869—1877 гг.) он обучался в 1-ой московской гимназии, где зарекомендовал себя вдумчивым и одаренным учеником. Важно подчеркнуть, что особый интерес юный Милюков проявлял именно к литературе, будучи с детских лет приучен к чтению, и этот интерес сохранился у него на протяжении всей последующей жизни.1

Именно в старших классах гимназии, как утверждал сам П.Н.Милюков, он серьезно занялся изучением античного литературного наследия. Благодаря усилиям компетентных гимназических наставников, у будущего историка «разгорелась искра любви к классическому миру». Значительную роль в этом сыграл преподаватель греческого языка П.А.Каленов — под его влиянием Милюков ознакомился в оригинале с произведениями Софокла, Эсхила, Еврипида и пробовал свои силы в искусстве перевода античной классики.

В этот же период он открывает для себя греческую философию, глубоко увлекается платоновскими диалогами и аристотелевской «Метафизикой». Среди римских писателей его особенно заинтересовали Плавт и Теренций, а также произведения Горация. Углубляясь в знакомство с латинским наследием, П.Н.Милюков проникся любовью к сочинениям Тацита, Тибулла, Катулла, Проперция и, по его собственному признанию, перечитал всего Цицерона.4 Его увлекала не только античная словесность, но и классическая философская, юридическая мысль, труды древних историков.

Необходимо отметить, что вторая половина 70-х гг. XIX в. ознаменовалась в историко-филологических исследованиях античности поисками научно-теоретических обоснований для периодизации древней истории. Ученых волновал вопрос, оправдано ли следовать в выделении тех либо иных исторических периодов за документами эпохи историографическими сочинениями античных авторов, хрониками и т.п. Или же периодизация должна строиться с учетом смысловой целостности с датами правлений и прочими формальными критериями.

Особенности теоретического подхода п.н.милюкова к исследованию истории культуры

Период активного формирования научно-теоретического мировоззрения Милюкова пришелся на последнее десятилетие XIX в., когда в области философии истории наметился кризис. Классическая гегелевская философия истории, в которой исторический процесс рассматривался с позиции идеалистического монизма, а народы разделялись на «исторические» и «неисторические», была оттеснена иными концептуальными построениями. Значительное влияние на российскую историческую науку и, в частности, на теоретические подходы московской исторической школы продолжал в этот период оказывать позитивизм, хотя уже заявила о себе и тенденция критики позитивистского эволюционизма. Весьма авторитетным направлением выступало неокантианство, претендовавшее на принципиально новый подход в области исторического познания. В Санкт-Петербургском университете сложилась относительно самостоятельная ветвь этого направления, вошедшая в историю отечественной философской мысли под названием «русское академическое неокантианство». Активно развивалось и историко-материалистическое направление, представленное, в частности, Г.В.Плехановым и его соратниками — переводчиками К.Маркса и Ф.Энгельса.

Каждое из указанных направлений располагало своим собственным видением исторического процесса и истории науки, ставило и решало важнейшие вопросы о теории и методологии.

Следует отметить, что во второй половине XIX в. традиционная метафизическая онтологическая проблематика, оказавшаяся в центре внимания философии истории, в значительной мере отходит к другим общественным наукам. Это дало основание позитивистам провозгласить конец всякой философии истории и ее замену «научной социологией». Однако социология не могла вобрать в себя всю философско-историческую проблематику. Кризис позитивистского эволюционизма в конце XIX в. — начале XX вв. вызывал к жизни различные варианты теорий культурно-исторических типов (О.Шпенглера, позднее - А.Тойнби, П.Сорокина).

Неокантианская философия истории строилась на иных основаниях, будучи тесно связана с учением о ценностях. Неокантианцы, в частности, Виндельбанд и Риккерт, говорили о предметной и гносеологической специфичности истории, о ее отличии от естествознания и «натурализованных общественных наук, прежде всего от социологии»

Милюков в предисловии к изданию «Очерков по истории русской культуры» изложил свое понимание задач исторической науки, обозначив основные доминанты изучения культурно-исторического процесса: выявление закономерности эволюционного развития культуры, объяснение причин национального культурного своеобразия, осмысление роли личности в истории.1 Перечень этих задач имеет разноплановый характер, непозволяющии, на наш взгляд, однозначно квалифицировать, к каким именно философско-историческим представлениям ученый тяготел.

Между тем, абсолютное большинство исследователей — М.Г.Вандалковская, А.Л.Шапиро, А.В.Макушин и П.А.Трибунский, В.Ф.Пустарнаков, И.Д. Митина, Л.В. Черепнин, А.Н.Цамутали - считают, что Милюков был «последовательным позитивистом». Однако и о влиянии неокантианства на теоретические взгляды Милюкова упоминается в ряде работ — А.Н. Медушевского, В.А. Муравьева, А.В. Поповой.

В литературе обнаруживается также и болечпирокая трактовка данной проблемы: на теоретические взгляды Милюкова, как полагают Е.Е.Михайлова и Т.Е. Грязнова, повлияли не только позитивизм и неокантианство, но и марксистские идеи. А.Л. Шапиро всецело относивший методологическую позицию П.Н.Милюкова к позитивизму, отмечает, что теоретические взгляды ученого основаны на позитивистской парадигме, восходящей к О. Конту. Как и другие позитивисты, Милюков искал объяснение общественных процессов в человеческой природе, опираясь на законы биологии и психологии, и выступал при этом принципиальным поборником эклектизма и противником монистического взгляда на историю. Л.В. Черепнин также относил Милюкова к лагерю позитивистов, причем квалифицировал позитивизм как разновидность идеалистической метафизики, тонкую фальсификацию гносеологии, «подделывание под материализм». На этом основании исследователь сделал вывод, что изучение истории русской культуры Милюков проводил с идеалистической позиции.2

М.Г. Вандалковская подчеркивает несколько иной аспект - опираясь на позитивистскую науку, Милюков как историк культуры отдает дань социологии. Социологическое объяснение истории, предпринятое им, сводилось, по мнению исследовательницы, к изучению закономерности исторического процесса.3 Также, по мнению М.Г.Вандалковской, Милюков разделял позитивистское положение о факторном подходе к анализу исторического развития.1

В исследовании А.В. Макушина и П.А. Трибунского специальная глава отводится теоретико-методологическим взглядам Милюкова, где авторы изложили свою аргументацию в пользу того, что позитивизм ученого был якобы «воинствующим». Исследователи акцентируют, что его отношение к вопросу о закономерности истории и факторный подход свидетельствуют о радикальной приверженности к позитивизму.

Позитивизм, отмечают они, был важен для Милюкова, так как в этом направлении прокламировалась идея закономерности. И именно этой идеей особенно дорожил Милюков, поскольку с ее помощью утверждался «научный» статус истории.3

Согласно А.В.Макушину и П.А. Трибунскому, для воззрений Милюкова на методологию изучения истории характерно стремление к объективности, 4 причем ученый преувеличивал, по их мнению, степень той объективности, которая реально может быть достигнута в историческом исследовании. Исходя из данного тезиса, исследователи критикуют позицию тех немногих своих оппонентов, кто пытался выявить влияние неокантианства на научное мышление Милюкова. Именно опора на позитивизм, безоговорочное принятие положения о закономерности исторического развития, утверждают исследователи, свидетельствует о Милюкове как о последователе позитивной методологии. Анализируя воззрения ученого на историческую закономерность и отвергая наличие в них «неокантианских черт», исследователи, по сути дела, присоединяются к уже утвердившейся в историографии точке зрения об отсутствии серьезного влияния на Милюкова со стороны неокантианства.1

Аналогичным образом рассматривает этот вопрос и И.Д. Митина. По ее мнению, позитивистская теория и методология с ее факторным подходом, сравнительно-историческим методом исследования так же, как и состояние предшествовавшей и современной П.Н.Милюкову исторической науки, определяли направления в создании его собственной реконструкции «русского культурного процесса».2

И хотя Митина упоминает, что Милюков был знаком с основными направлениями современной философии истории, она все же настаивает на том, что в основу культурологической концепции ученого положена именно позитивистская методология.3

По мнению В.Ф.Пустарнакова, уделившего большое внимание изучению историко-теоретических взглядов Милюкова, свойственный его мышлению позитивизм проявляется в концептуальном сциентизме, объективации научного знания, не опирающегося на какие-либо «этические требования» в историческом исследовании.4

В.Ф.Пустарнаков отрицает влияние неокантианства на Милюкова на том основании, что его позитивизм не «окрасился» сколько-нибудь существенно ни в кантианский, ни в неокантианский цвета, если не толковать неокантианство слишком широко, а иметь в виду под этим направлением прежде всего Марбургскую и Баденскую школы. Характерный для этих школ акцент на ценностную теорию Милюкову был совершенно несвойственен.