Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Культурологическая кодификация в системе высшего образования 15
1. Культурология в системе профессионального знания 15
2. Понятие культурологического кода специальности 28
3. Научные и творческие подходы к критериям кодификации 47
Выводы по первой главе 61
Глава II. Ранжирование кодификации в специальностях вуза 64
1. Кодификация общественных специальностей 64
2. Кодификация естественнонаучных специальностей 89
3. Кодификация технических наук 106
4. Культурологическая кодификация как основа создания творческой лаборатории студентов вуза 131
Выводы по второй главе 140
Заключение — 144
Литература 151
- Культурология в системе профессионального знания
- Понятие культурологического кода специальности
- Кодификация общественных специальностей
Введение к работе
Актуальность исследования. Тенденции, сложившиеся в современном образовании и тяготение его к гуманитаризации и целостности, привели к поиску учебного предмета, могущего объединить в себе эти позиции и в значительной степени воздействовать на построение оптимального мировосприятия. Эти аспекты более всего отражает культурология. Она выступает не только как предмет, входящий в стандарт образования, но выходит на более серьезные структуры — объединяет вокруг своих ценностей все учебные дисциплины и специальности и выступает как стержневая дисциплина.
Аксиоматично, что сердцевиной культуры выступает творчество, которое различно проявляется в разных сферах приложения человеческих сил, но одновременно с этим, почти везде демонстрирует определенные закономерности своего проявления. Именно по наличию творчества можно говорить о качестве деятельности человека, которое и становится показателем уровня культуры его труда. Следовательно, наличие творчества, понимаемого как уровень культуры в каждой специальности, обучение ему - есть общий показатель качества обучения-образования, его базовый знак.
Последний вырастает в знаковую систему, которую можно интерпретировать как семиозис, согласно чему происходит ее трансформация в код, кодификацию. Применительно к культурологии, выдвижение самой идеи культурологического кода вузовского образования, и более детально - входящих в него специальностей, накладывается на позиции социальных потребностей в развитии инициативных, творческих, деловых качеств выпускников вузов. Это предполагает введение таких элементов в образовательный процесс, которые учат студентов действовать культурно, то есть, творчески использовать выбираемые ими ценности, нормы, знания и образцы, самостоятельно создавать интеллектуальные ценности. В целом
осуществляется процесс движения к усилению креативных компонентов образования, расширению его гуманитарных рамок, и, следовательно, к становлению и развитию культуроёмких технологий.
Культурологическая кодификация образования и специальностей может быть представлена как монистическая и дуалистическая. Первая отражает основные идеи обучения методам и направлениям творчества вообще, тогда как вторая преломляет эти позиции применительно к конкретным специальностям. Таким образом, выделенная структура в его содержательном, организационном, технологически выстроенном виде трансформируется в показатель творчества в каждой специальности. Более того, овладение методами творчества студента выступает как уровень подготовленности к профессиональной деятельности и грамотного функционирования в последней. Так же как образовательный стандарт определяет содержание и перечень учебных дисциплин, в той же степени культурологический код определяет внутренний творческий потенциал-способности, которые должны быть наработаны в процессе обучения.
Творческая деятельность как основа культурологической кодификации и доминантная направленность культурологического подхода в образовании, сохраняет свою актуальность для любого жизненного периода. Но наиболее интенсивную форму она приобретает во время обучения в вузе. Сочетание процессов усвоения и пополнения базовых знаний, плюс специфика получаемой профессии ставит студента в условия многосторонней творческой деятельности, которая включает в себя полифункциональные и полисодержательные компоненты. Именно здесь вырабатывается методология собственного творчества, основанная на личной практике, что усиливается в результате культурологического изучения творческих лабораторий прошлого.
Культурология полностью основана на изучении ценностей культуры, ее памятников, то есть, высших проявлений человеческого гения в разных эпохах, у разных народов в различных сферах познания мира (науке, искусстве, религии). Она объединяет все направления человеческой деятельности, так как изучает формы, модели, результаты творчества, способы его функционирования у великих людей.
Культурологическая кодификация, в этой связи, может
рассматриваться в качестве новой актуальной технологии, которая
способствует достижению вышеназванных целей. Сам
культурологический код отражает двусторонний процесс в современном высшем образовании. С одной стороны - это направленность на творческое осмысление глобальных мировых процессов, которое происходит посредством интегративных наук, таких как культурология. С другой стороны - возрастающая специализация требует особых навыков и умений, характерных для конкретной специальности, неординарных, оригинальных подходов, примеры которых дает культурология. В таком контексте ее задачей становится способствование саморазвитию личности, способной продуктивно реализовать себя в современных условиях, становление модели «индивидуального продуктивного образования», которое ориентирует не на получение знания вообще, а на получение и самостоятельное создание знания, структурированное как творческие процессы.
Несмотря на то, что в рамках любой университетской специальности так или иначе делается акцент на важность творческой деятельности, проблема не получила достаточной теоретической проработки, а в плане выдвижения идеи культурологического кода, культурологический кодификации, вообще не рассматривалась. Проработка этого вопроса в концептуальном аспекте позволит заполнить ряд теоретических пробелов, создать платформу для дальнейших исследований в этом направлении.
Отсутствие исследований подобного плана и очевидная необходимость изучения проблемы в таком ракурсе актуализирует представленную диссертацию.
Степень научной разработанности проблемы.
Аксиологический аспект культуры разработан и рассматривался в трудах Ж. Руссо, И. Гер дера, В. Гумбльдта, И. Канта, Г. Гегеля, Г. Риккерта, М. Бахтина, Г. Федотова, Н. Чавчавадзе, Н. Багдасарьян и А. Литвинцевой, О. Ромах, П. Сорокина. Проблема сохранения традиций и традиционной культуры, их взаимосвязь с менталитетом и духовными ценностями исследуются А. Гуревичем, Н. Герасимовой-Персидской, В. Семиной, А. Гофманом, Е. Катаевой, И. Мостовой и А. Скориком, А. Юдиным и другими.
Проблемы развития культурологии исследовались по трудам С.Н. Иконниковой, Э. Соколова, Э. Орловой, А. Оганова, О. Ромах, Л. Буевой и др., а творческие проблемы в ней исследовались по работам Э. Маркаряна, Л. Ионина, Б. Ерасова, Л. Михайловой; литературоведческие исследования культуры (Д. Лихачёв, С. Аверинцев); деятельность культурных институтов (К. Разлогов, Т. Томко, И. Бутенко); культурологизация образования (Л. Буева, Т. Кузнецова, Л. Воронкова, В. Сильвёрстов, Н.Крылова, А. Флиер и др.).
Сущность менталитета, их архетипичная основа представлены в работах Н. Бердяева, Н. Лосского, В. Соловьева, Б. Вышеславцева, А. Гуревича, Г. Драча, Н. Багдасарьян, В. Добрыниной, А. Флиера, А. Бутенко и Ю. Колесниченко, И. Мостовой и А. Скорика, Е. Ануфриева и Л. Лесной, В. Громова, Л. Решетникова, А. Казина и других. Содержание гуманитарной культуры, ее смысловая наполненность рассматриваются такими исследователями как М.Бахтин, М. Петров, Д. Лихачев, А. Флиер, Ю. Филипьев, Г. Померанц, М. Мугинштейн, и другими.
В XX веке главным направлением становится комплексное изучение феномена культуры с привлечением средств различных наук. Этот период проходил, прежде всего, под знаком идеи целостности: в философии она заявлена проблемой целостности представлений об объекте гуманитарного знания, - это представление о человеке и культуре во времени и пространстве, в истории и обществе.
С конца XIX - начала XX в. идея целостности, холизма, как объект гуманитаризации, предмет исследований всей совокупности гуманитарных наук, последовательно развивалась в трудах А. Шахматова, П. Милюкова и др., обсуждавших такой подход, как междисциплинарность. В этом же направлении работали такие учёные как Анри Берр, Джордж Гурвич, Питирим Сорокин. Идея междисциплинарности получила развитие в исследованиях историков при разработке концепции глобальной истории - в трудах Марка Блока и Фернана Броделя.
Отечественная школа изучения культуры представлена исследованиями М. Бахтина, В. Проппа, И. Франк-Каменецкого, О. Фрейденберг. С этой школой тесно связана деятельность российских психологов - Л. Выготского, А.Леонтьева, А. Лурии и др.
В свою очередь исследования этих ученых во многом опирались на труды блистательного созвездия российских мыслителей Серебряного века, прежде всего, Владимира Соловьева, Сергея Булгакова, Павла Флоренского, Вячеслава Иванова.
В.И. Вернадскому принадлежат идеи о том, что две тенденции -естественноисторическая, природная и социально-политическая, человеческая в итоге сливаются в нечто единое. В экономической науке Н.Д. Кондратьев открыл временные циклы экономического развития, т. е. разработал теорию пространственно-временной конфигурации развития человеческого общества. Лингвистика и структурная лингвистика в России представлена результатами исследований таких
ученых, как Ю.Лотман, Б.Успенский, Вяч.Вс. Иванов, Н. Толстой т. е. российской школой семиотики. Собственно гуманитарное знание изучает школа Бахтина. Таким образом, к началу XXI в. основной идеей в образовании, исследовании наук становится изучение языков, теории и истории мировой культуры и религий, то есть соединение филологического и лингвистического образования с историко-культурной и общеисторической подготовкой, наложенной на естественное сочетание гуманитарного и точного знания.
На современном этапе исследования собственно творческих
понятий и процессов так же проходят в русле идей
междисциплинарности: три ориентации во взглядах на творчество:
естественнонаучная, инженерно-деятельностная, гуманитарно-
культурологическая выделяются С.Степановым. В. Николко выделяет отражательную концепцию, диалектическую, синергетическую. А. Брушменский, А. Пономарёв, А.Розов основное внимание уделяют закономерностям психических процессов, а именно: динамике, фазам взаимосвязи этапов психических процессов, факторам, влияющим на их протекание. Дж. Гилфорд акцентирует внимание на результатах психических процессов (тестирование, факторный анализ интеллекта). Известны подходы к изучению творчества 3. Фрейда и А. Маслоу, которые рассматривали качества личности, психическое здоровье. Д. Джибб, Е. Торенс делают упор на социаьно-психологические особенности группы. Особое внимание уделяется разработке методов повышения творческой деятельности (мозговой штурм А. Осборна, синектика У. Гордона, алгоритм изобретения Г.Альтшуллера). По мнению М.Ярошевского особенности научной деятельности отражены в трёх аспектах: предметно-логическом, социально-научном, личностно-психологическом.
Тем не менее, культурологический аспект исследования образовательного процесса остаётся мало изученным. Рассмотрение
культурологии в качестве кодификатора специальностей, определение культурологического кода в связи со спецификой творческой деятельности различных специальностей до сих пор не применялось. Таким образом, проблема культурологической кодификации может быть определена как неосвоенная, малоизученная, теоретическая значимость и новизна которой подтверждает актуальность исследования.
Цель работы заключается в обосновании необходимости создания концепции культурологических кодов образования и специальностей, определении их специфики и структуры через понятие творческой деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Обосновать концепцию культурологического кода
образования и сформулировать его понятие.
Разработать структуру культурологического кода в монистическом и дуалистическом направлениях.
Обосновать содержательную, технологическую и организационную основу культурологического кода образовательного процесса и детализировать его применительно к специальностям вуза.
Проанализировать особенности культурологической кодификации для различных блоков специальностей (общественных, естественнонаучных, технических).
Проработать возможности трансформации культурологической кодификации в культуроемкие технологии образовательного процесса вуза.
Объектом исследования является образовательный процесс вуза. Предмет исследования — творческие элементы образовательной деятельности как основа создания культурологической кодификации в системе высшего образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения: о необходимости культурологического подхода (аксиологическая направленность, системность и междисциплинарность) в высшем образовании; о значении творческой деятельности в формировании профессиональных навыков личности; о специфике творчества в формообразовании культурологического кода.
Основными методами исследования являются: контент-анализ научной литературы, метод системного анализа, диахронический, синхронический метод, включающий в себя функционализм и структурализм, типологический, сопоставительный, компаративный метод, методы социологических исследований.
Научная новизна диссертации заключается в том, что:
В исследовании выдвигается и разрабатывается концепция универсального культурологического кода образовательного процесса как совокупности признаков творческой деятельности. Базовой характеристикой для выдвижения этой концепции является совокупность признаков творческой деятельности, которые характерны для разных специальностей в рамках образовательной программы высшего учебного заведения.
Разработана структура культурологического кода, дуалистичного в своей основе, с базовой трехфакторной основой. В ней учитываются как общие черты творческой деятельности, выражающиеся через научную, временную и личностную направленности, так и факторы, в соответствии с которыми кодификация приобретает свою специфику (стиль мышления, формообразующая выраженность, цель, задачи, методика творческой работы).
В теоретическом и практическом аспектах рассмотрены предметы исследования и методы творчества применительно к вузовским
специальностям как критерии формообразования
культурологического кода.
4. Созданная структура культурологической кодификации
позволяет выявить взаимообусловленность отдельных черт
творческой деятельности и особенностей выбранной студентом
специальности (гуманитарной, социальной, естественнонаучной,
технической). В этой связи, специфика творчества в различных
специальностях рассматривается как создание особого стиля
ментальное, в которой сочетаются глобальное мировоззрение,
технологические позиции собственной профессии,
коммуникативность и др. черты, должные быть у специалиста
XXI века.
Теоретическая значимость исследования заключается в
выдвижении идеи культурологического кода образования, в котором
сгруппированы и обоснованы его творческие элементы; в преломлении
культурологического кода относительно конкретных блоков
специальностей; в разработке монистическо-дуалистической структуры
культурологической кодификации, основанной на взаимосвязи
парадигмы-тезауруса-топоса; в обосновании необходимости применения
культурологического кода в процессе образования.
Практическая значимость исследования заключается в
формировании системно-структурного подхода в рассмотрении учебного
и научного творчества как базы культурологической кодификации.
Материалы исследования могут быть использованы как
методологическая основа ведения вузовских дисциплин, в качестве
значительного раздела в курсе «История и методология культурологии»,
на курсах повышения квалификации преподавателей вузов и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Исследование выдвигает концепцию универсального
культурологического кода как совокупности признаков
творческой деятельности. Концептуальный дуализм основан на
признании культурологии как интегральной дисциплины, в
которой реализуется создание умений творческого осмысления
глобальных мировых процессов. С другой стороны —
'»-, возрастающая специализация требует особой креативности,
характерной для конкретной специальности, неординарных, оригинальных подходов, примеры которых дает культурология.
2. Культурологический код структурируется по монистическому и
дуалистическому показателям. Монистическая составляющая
кодификации образования предполагает метафорическое
овладение творческими навыками, достаточно общими для всех
дисциплин и предполагающими наработку значительной
эрудиции, развитие интеллекта, памяти, умение находить
нестандартные решения в ситуациях и др. Дуалистическая
составляющая предполагает исследование и наработку
(Ш специальных направлений творчества, составляющих основу
профессии, которые разнятся относительно их базовых различий (гуманитарные, технические, естественнонаучные) и выделяются в качестве элементов особого мастерства в каждом более детализированном направлениях.
3. Дуалистическая составляющая культурологического кода
предполагает не только выдвижение идеи приобретения
мастерства или его элементов в конкретной профессии, но
выстраивание его в ясной последовательности, интегратором
чего выступают тезаурус, парадигма и топос. Это четкие
0^ деятельностно-смысловые конструкции, выделенные на основе
долговременной работы великих мастеров, исследуемой по принципу аналогий, которые и становятся следствием тщательного творческого поиска нового в знании на основе предшествующего опыта. Содержание тезауруса, топоса и
парадигмы совпадают, как правило, в близких родственных специальностях и значительно разнятся в далеко отстоящих друг от друга. При этом аналогии творчества удивительным образом совпадают или становятся сходными, что еще более подтверждает значимость разработки и использования культурологического кода.
4. Выделенная трехзвенная структура культурологического кода предполагает разработку технологий для приобретения умений выделения идентификации проблематики (парадигма), владения общими понятиями и умениями (тезаурус), умения использования элементов творчества уже существующих и апробированных моделей и методов созидания (топос). Применение культурологического кода позволяет выявить взаимообусловленность отдельных черт творческой деятельности и особенностей выбранной специальности (гуманитарной, социальной, естественнонаучной, технической). В этой связи, специфика творчества в различных специальностях рассматривается как особый стиль мышления: способность глобального видения мировых культурных процессов, создание на этой основе теоретических построений для гуманитарных наук; умение выявить и описать скрытые элементы и механизмы социальных связей для специалиста в сфере социальных наук; умение наблюдения за природой, «охватывать» как микро так и макро природный мир — в естественнонаучных специальностях; изобретение и создание техники - в технических специальностях. При этом в особую направленность творчества выдвигается процесс коммуникации, который в настоящее время становится платформой и успешностью почти во всех видах деятельности.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования излагались на I Всероссийской конференций вузов
культуры и искусств «Формирование специалиста культуры и искусств в условиях региона: новые подходы» (Тамбов, 2001); на межвузовских научно-практических конференциях «Державинские чтения», (Тамбов 2000-2003 г.г.), международной научной конференции «Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии», Тамбов, 2003, в межвузовских сборниках научных трудов и др. По теме диссертации опубликовано 5 работ.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Культурология в системе профессионального знания
Культурология как наука о культуре возникла в XX веке на стыке культурфилософии, культурной антропологии, социологии, теории культуры, этнографии, этнологии, культурпсихологии, истории культуры и других наук.
Однако, объект культурологического рассмотрения - «культура» во всём её многообразии становится предметом философского анализа со времён античности: природное и нравственное (культурное) в философии софистов; проблема отчуждения человека от природы посредством культуры в философии киников; философия стоицизма о человеческом духе; трансцендентальная природа культуры в христианской традиции европейского средневековья; культурфилософская проблематика в учениях о человеке и природе, нравственно-этических и космологических концепциях эпохи Возрождения; понимание культуры как самостоятельного явления социальной жизни в философии Просвещения.
В XVIII веке немецкий философ, просветитель И.Г. Гердер способствовал формированию культурологических идей, создав философию культуры, сформулировав идею становления и развития мира как органического целого. Им были поставлены проблемы, которые являются основными и для современной культурологии: человек - существо творческое; культура служит инструментом приспособления человека к природе; все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию человеческой цивилизации; преемственность и всеобщность социально-культурного процесса. В работе «Идеи к философии истории человечества» Гердер изложил целостную программу наук о культуре, содержащую три компонента: наиболее точное описание культур и народов; анализ различных культур как альтернативных ответов на требование приспособления человеческой природы к окружающей среде; познание собственной культуры через познание других культур.
В конце XIX- сер. XX в.в. появляется огромное разнообразие школ и направлений культурологической мысли.: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше о культуре как воле к жизни; марксизм о материальном производстве как основании культуры; культура как организм (Г. Спенсер, В. Оствальд); эволюционное направление (культурная антропология Э.Б. Тейлора; Л.Г. Морган о роли открытий и изобретений в движении от дикости к цивилизации; Л. Уайт о природе культуры; религиозный эволюционизм Тейяра де Шардена). Функциональный подход: этнология А.Р. Рэдклифф-Брауна; функциональная концепция культуры Б. Малиновского. Психологическое направление (3. Фрейд, К.Г. Юнг). Игровая концепция (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе) и другие.
Созданию культурологии изначально сопутствовали идеи целостности рассмотрения культуры, то есть системный взгляд, который включает в себя возможность исследования культурных процессов с точки зрения их духовного и предметного содержания с привлечением исторических, социальных и естественнонаучных аспектов.
Эрнст Кассирер рассматривал взаимосвязь понятия культура и естественнонаучных понятий, когда «физическое, психическое и историческое являются неотъемлемыми частями понятия объекта культуры. По мнению Э. Кассирера культура постоянно нуждается в материально-физическом субстрате (холст для картин, мрамор для статуй, бумага для письменности). Только в подобного рода предметах предстаёт перед нами культура прошлого. Но чтобы быть правильно понятыми они должны быть определены в своём историческом положении, возрасте, происхождении, «и, наконец, они должны пониматься как выражение неких основных установок души, которые ощущаются нами каким-либо образом. Поэтому физические, исторические и психологические понятия постоянно входят в объект описания культуры». [61]
Собственно культурология как наука становится самостоятельной в середине XX века, вобрав в себя теорию, а так же эмпирический базис различных наук.
Немецкий философ и химик В. Оствальд в публикации 1915 года использовал термин культурология для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием «культура» и исследовано наукой под названием культурология.
Позднее американский культурантрополог Л. Уайт рассматривал культурологию как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Использование названия культурология должно было, по мнению Уайта, ускорить переход от частных наук, исследований локальных культур к целостному исследованию культуры. Культурология, по выражению Л. Уайта представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека, нежели иные социальные науки.
По мнению исследователя С. Минц, культурология как наука прошла в своём развитии четыре стадии:
1. Как наука о Разуме - абстрактная категория, лишённая способности изменятся во времени, но обладающая изначально созидающей силой.
2. Наука о цивилизации - копилка поколений, которую заполняют творения человеческого разума, распадающиеся на духовную и материальную культуру.
3. Культурология как наука о человеке. Великие личности и ординарные люди в цивилизации.
4. Культурология - наука о человеческом сознании, массовом и индивидуальном.
Эти стадии выделяются благодаря тому, что общество периодически концентрирует своё внимание на определённых проблемах. Для современного исследователя, считает С. Минц, определение культурологии носит, как правило, рабочий характер, помогая решать определённые исследовательские задачи. [97] Культурология анализирует мировоззрение с позиций научного знания, выявляя устойчивые и переменные компоненты, показывает связь с социальной практикой. Здесь важна результативность, место в опыте поколений (в отличие, например, от философии, где научное знание рассматривается как возможная форма существования взглядов на мир).
Понятие культурологического кода специальности
В основу культурологической кодификации закладывается исследование специфики творческой деятельности избранной профессии. Являясь ключевым объектом изучения, главной парадигмой культуры, творчество как общекультурная и личностная ценность, делает необходимым появление понятия «культурологический код».
Культурологический код — совокупность признаков творческой деятельности (универсальный культурологический код, под которым понимается само творчество).
Наряду с универсальным кодом вводится понятие культурологического кода специальности, то есть совокупность признаков творческой деятельности, которые характерны для данной специальности и образуют её специфику.
Культурологический код создаётся в соответствии с теми принципами творческой деятельности, которые приняты в той или иной научной сфере, творческой лаборатории учёного.
Создание культурологического кода предполагает разработку содержания, структуры, критериальности каждого вида специальностей.
Для этого необходимо выявить ряд общих черт творческой деятельности, а так же факторы, в соответствии с которыми кодификация приобретает свою специфику. При этом нужно учитывать, что хотя само понятие творчества в человеческом сознании сведено к некоторому общему смыслу (чаще всего оно рассматривается как деятельность по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей, претворение в жизнь прогрессивных идей), тем не менее, творческие действия очень разнообразны. Творчество может быть:
1. Репродуктивным, т.е. направленным на сохранение и поддержание культурных ценностей, норм функционирования социальных институтов (в науке - система информации и обучения, в технике - стандартизация).
2. Реформаторским, т.е упразднение каких-либо элементов общественной жизни (критика концепций в науке, борьба противоположных философских идей и т.д.).
3. Конструктивным, т.е. действия по созиданию новых форм социальной реальности и развитию общественного сознания. Научное творчество, т. е. деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки. При этом, новыми считаются такие результаты научного исследования, которые существенно расширяют и углубляют имеющиеся знания об объективной реальности и её свойствах. Новое, таким образом, проявляется в различных формах: в виде открытия неизвестного, установления нового закона, теории, классификации, формирование специфического стиля мышления, возникновения новых парадигм исследования и т.д. Новизна, как правило, в наибольшей степени просматривается в области технической деятельности в виде изобретений. Изменения общественной жизни как сложной системы случаются реже и чаще всего проходят революционным путём.
В связи с этим может быть выявлена внутренняя структура творчества, которую образует взаимоотношение его составных компонентов в относительно устойчивой целостной совокупности: отношение субъект - объект (предмет действия, способ воздействия субъекта на объект, формы средства, методы, цель и направленность деятельности); организация пространства (социальная локализация) и времени (границы актуального бытия); результат действия.
В зависимости от объекта творчество может быть научным, художественным, техническим, политическим, религиозным, и т.д. По характеру: случайное и планомерное, стихийное или сознательное, одноактное и повторяющееся. По отношению к субъекту: индивидуальное и групповое, государственное, национальное и т.д. По видам: практическое (производство, управление, обслуживание) и духовное (мораль, наука, правосознание, религия) и т.д. Под культурологическим кодом специальности понимается, прежде всего, научное и репродуктивное творчество, как базовые для университетских специальностей.
В случае наложения универсального кода на конкретную специальность, обнаруживается сохранность общих черт творческой деятельности и прибавление новых характеристик.
К основным общим чертам творческой деятельности в рамках университетских специальностей целесообразно отнести: научную, временную и личностную направленности.
Научная направленность означает, что для выполнения творческой работы, наряду со стилевыми, эстетическими элементами, основными всё же становятся критерии научности, то есть сбор знаний о явлениях действительности, их отражение и закрепление в систематизированной форме с помощью научных методов. Как творческая деятельность, наука
-это и процесс получения нового знания, и результат этой деятельности
-совокупность знаний, приведённых в целостную систему на основе определённых принципов. В бесконечном процессе познания она стремится малым числом понятий и принципов охватить всё разнообразие мира. Характерными элементами научной деятельности как творчества являются, с одной стороны - научные знания (совокупность полученных результатов, достигнутые к рассматриваемому моменту времени), с другой стороны — потенциальная способность к достижению новых результатов.
Кодификация общественных специальностей
Общественные специальности включают в свою структуру гуманитарные, социально-гуманитарные и социальные науки. С одной стороны, их объединяет общий объект исследования - человек и духовность, общество как людское образование, живущее по своим законам. С другой стороны, гуманитарные науки стремятся к глобальному видению человеческого сообщества как системы, представляют её в виде культуры, насыщенной ценностными компонентами. Социальные же науки по своей сути более ориентированы на конкретную область исследования, какую-то часть общественной жизни, разрабатывают характерную для неё предметную область, структуру, дают практические рекомендации, делают прогнозы. Такое разделение должно учитываться при создании культурологического кода для общественных специальностей. Таким образом, культурологическим кодом для гуманитарной сферы является:
Творческая деятельность специалиста-гуманитария, в которой он выражает способность представления мира в единстве всех его систем, культурной среды человечества, создания на этой основе теоретических построений. Глобальность видения мировых процессов - основная черта гуманитарного мышления. Культурологический код для социальных специальностей определяется как:
Творчество в изучении общества, размышление о нём как системе, складывающейся из связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью вместе с другими людьми. Спецификой такого творчества является умение через наглядные формы, эмпирические, статистические данные выявить и описать скрытые элементы и механизмы социальных связей.
Общественные науки включают в себя множество дисциплин, и изучение каждой из них представляет известную сложность. Поэтому здесь целесообразно выделить главные направления или основные специальности, на примере которых изучение научной творческой деятельности будет наиболее показательным.
Так как культурологический и философский аспекты, как наиболее целостные, были подробно рассмотрены в первой главе, то в данном случае для рассмотрения кодов гуманитарных наук основными являются исторический и филологический или лингвистический аспекты и соответствующие им дисциплины. Исторические дисциплины.
Для человечества вообще характерно присутствие исторического сознания, которое отражает подвижность и изменчивость социальной жизни, память, стремление посредством прошлого осмыслить настоящее, познать движущие историей закономерности, часто, чтобы предвидеть будущее. Можно сказать, что «история» как дисциплина имеет объектом своего исследования «историю» как процесс, и «историческое сознание» как явление, феномен человеческого существования. Чаще всего, говоря об историческом аспекте той или иной проблемы, имеют в виду её рассмотрение во временном ракурсе, когда нужно вычленить для исследования определённый отрезок времени, либо проследить развитие конкретной сферы человеческого знания или действия на протяжении веков, тысячелетий.
История определяется как комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. [138] Конкретность в историческом исследовании выражается через установление закономерностей исторического развития путём выявления фактов, событий и процессов на базе исторических источников. История как наука чрезвычайно многообразна, ведь она имеет своим предметом изучение всех сфер человеческой жизни: духовность, политику, экономику и т.д. Этими вопросами занимаются соответствующие отрасли современной науки истории: история религии, история культуры, история военного дела и т.д. Поскольку история всегда тесно связана с понятием времени, то и исторические дисциплины разделяются на историю древнего мира, средневековую историю, новую историю, новейшую и т.д. Отдельно могут рассматриваться специальные исторические науки: археология, этнография и др.
В какой бы отрасли историк не проводил свои исследования, перед ним стоит двоякая задача: с одной стороны, найти уникальный предмет, документ, посредством исторического метода провести его исследование, и с другой стороны, вывести из этого частного общее, дать представление о том, как найденная проблема вписывается в общую канву исторического развития человеческого общества.
Вопросы, которые в этой связи обсуждаются, достаточно сложны: как возможна история? Есть ли в ней какой-то умопостигаемый смысл? Если есть, то откуда он берётся, то есть, заключается ли он в самой ткани исторического события или он - следствие нашей позднейшей его интерпретации? Имеет ли история направление? Кто является творцом истории? Как возможно историческое событие? Сложность заключается в том, что история не может быть исчерпана какой-либо концептуальной схемой. Всякая схема искажает, огрубляет историческое бытие человека. И в то же время такое освоение необходимо, так как история — это одна из попыток познания смысла человеческого существования через взгляд в прошлое. История, как и любая другая наука, выступает механизмом такого познания.