Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов Бурнакова, Лариса Юрьевна

Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов
<
Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бурнакова, Лариса Юрьевна Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 Абакан, 2005

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурно-исторические основания музыкального наследия этноса 22

1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения культурного наследия этноса 22

1.2. Особенности формирования музыкальной культуры этноса. 45

Глава 2. Специфика формирования и развития музыкального наследия хакасов 71

2.1. Мифологическое мировоззрение и его роль в формировании традиционной культуры хакасов 71

2.2. Культурно-исторические основания фомирования традиционной хакасской музыки 91

2.3. Соотношение традиций и инноваций в развитии современной музыкальной культуры хакасов 158

Заключение 196

Сноски и примечания 206

Библиография 237-269

Введение к работе

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс человечества сопровождается серьёзными деформациями всех сторон бытия человека. Наследием XX века являются глобальные проблемы человечества, решение которых всецело зависит от состояния общественного сознания, как всего планетарного сообщества, так и отдельных его представителей. Учёные считают, что в современных условиях правила поведения должны опираться на принципы всеединства, космоантропоцентризма, на ценности гуманитарной культуры, что требует обновленной системы гуманитаризированного образования подрастающих поколений, изменения культурной политики.

Формирование будущего невозможно без анализа культурно-исторических оснований всей предшествующей культуры, с одной стороны, породившей глобальные проблемы человечества, с другой, имеющей позитивный опыт выхода из кризисов разной степени всеобщности.

Одной из форм протестного сознания агрессивной глобализации всех сфер жизни общества является растущая потребность в национальной, этнокультурной, религиозной идентификации практических всех народов мира. Подобные процессы особенно активно протекают в государствах переходного типа, в том числе и в России. Одним из приоритетных направлений современной государственной политики является духовное возрождение народов РФ. Основные принципы современной национальной политики отражены в важнейших государственных документах РФ (в Национальной доктрине РФ, Концепции государственного возрождения народов РФ, Конвенции об охране всемирного и культурного наследия).

Духовное возрождение предполагает эффективное сохранение историко-культурного наследия1, значительной частью которого является музыкальное наследие.

В регионах РФ наметился переход от исследования и сохранения духовного наследия национальных культур к его развитию. Сформулированы

концепции этнокультурного возрождения сибирских народов и в Республике Хакасия.

Процессы возрождения языка, культуры в Республике Хакасия повлияли на изучение и сохранение музыкального наследия. В традиции вокального и инструментального исполнительства, как сольного, так и ансамблевого в сопровождении народных музыкальных инструментов, привносятся инновации в области особенностей построения и исполнения эпоса, интонирования, композиторской школы. Инновационные процессы отразились на развитии современной хакасской музыкальной культуры.

Музыкальная культура хакасов к XXI веку сложилась как открытая самоорганизующаяся система, испытывающая влияние внешних и внутренних процессов. Она сама становится серьезным средством формирования социокультурного пространства развития народа. Все эти процессы требуют их научного осмысления.

Степень разработанности проблемы.

Несмотря на достаточно частое применение в науке термина «наследие», не имеется единой трактовки данного понятия. В качестве базовых источников в раскрытии сущности «наследия» («всемирное наследие», «культурное наследие», «природное наследие», «культурно-историческое наследие») нами изучены государственные документы:

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, вступила в силу в 1975 г., в 1992 г. ратифицирована 123 странами, в том числе и Россией,

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»от 25 июня 2002. №73-Ф3, в которых чётко даны определения различных сторон данного понятия.

В целом, под понятием «наследие» в работе понимается явление культуры, полученное от предыдущих эпох, от предыдущих деятелей. Законо-

мерным является изучение культурно-исторических условий формирования и развития этнической культуры.

При исследовании методологических проблем развития этнической культуры как системы, роли этнического мировоззрения как ядра культуры в развитии этнических культур невозможно обойтись без трудов социологов, философов, культурологов, этнографов. В научной литературе общая природа культуры, как целостного явления, рассматривается такими исследователями, как В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Э.С. Маркарян, М.С. Каган, В.М. Межуев, Ц.Г. Арзаканьян, А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Коган, А.Я. Гуревич, Н.И. Конрад и др.

Современная наука рассматривает национальную культуру в её диало-гичности с другими, исходя из позиций всеединства, возвращаясь к космоан-тропоцентризму в трудах отечественных исследователей Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилёва, М.М. Бахтина, Г.Г. Гачева, Д.С. Лихачёва, B.C. Библера, в научных диссертационных работах современных учёных О.В. Гурьяновой, В.М. Доброштана, А.С. Клюева, А.Г. Красильникова, И.Б. Муравьёва и др.2

Национальная культура как система стала объектом исследования как отечественных, так и зарубежных учёных. Одной из устоявшихся в российской науке является концепция, выделяющая в структуре национальной культуры «ядро», «элементы» и «защитный пояс». Этническое мировоззрение выступает неким инвариантным элементом, входящим в структуру «ядра», позволяющим сохранить этносу его идентичность при каких-либо изменениях (В. Гумбольдт, В.В. Мархинин, Е.П. Велихов, В.П. Зинченко, В.А. Лекторский). Социально-психологическим срезом этнического мировоззрения выступает менталитет, теоретический и практический интерес к которому возрос в конце XX столетия в связи с реформированием российского общества. При анализе данного феномена были изучены труды культурологов, философов, представителей исторической психологии, поведенческой гео-

графин, социальной психологии и многих других смежных наук (наследие французской школы «Анналов», Л. Леви-Брюля, Э. Кассирера, Г. Бутуля, В. Франка, К. Юнга, Р. Эмерсона, X. Штейнталя, В. Вундта, Э. Бенвениста, Г.Г. Гачева, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, А. Богданова, Л.М. Путиловой, В.Ю. Колмакова, М. Кукарцевой, Э.А. Шариповой, Р.Г. Шарипова, З.Н. Рахмаул-линой, СБ. Переслегина, Л.Н. Пушкарёва, Т.В. Ивановой, И.В. Кондакова и

др-).3

С развитием психологии, лингвистики, культурологии, термин «мен-тальность» получил в каждом научном направлении своё истолкование, при этом выделяется то одна, то другая грань данного феномена.

Следует отметить, что менталитета какого-либо этноса в чистом виде не существует, что обусловлено древностью взаимных связей различных народов, взаимовлиянием их культур. Менталитет также может и трансформироваться, видоизменяться при активном взаимодействии этносов.

Анализ этнической музыкальной культуры как подсистемы художественной культуры дан в работах Б.М. Бернштейна, В.И. Волкова, Л.Н. Когана, В.А. Конева, Ю.А. Лукина, Ю.В. Перова, В.К. Скатерщикова, А.Н. Сохора, Ю.А. Фохта-Бабушкина, В.В. Прозерского, Ю.В. Перова, Э.П. Юровской и др. Многие выводы, сформулированные отечественными учёными, не утратили своей значимости и сейчас. Современная наука рассматривает музыкальную культуру как целостность, что отражено в трудах А.Ф. Лосева, В.В. Медушевского, Б.В. Асафьева, М.С Кагана, Г. Никишова и др. Необходимо назвать работы А.Ф. Львова, М.Г. Харлапа, В.Н. Холоповой, Ю.Н. Холопова, Е.В. Назайкинского, Л. А. Мазеля, В.А. Цуккермана, К. Дальхауза, Дж. Крамера, Л. Роуэла, Г. Роугета, чьи работы направлены на изучение структуры музыкальной культуры, стилистики, категорий времени и пространства в музыке, что явилось важным при написании данного исследования.4

Исследование культуры хакасов учёными началось с экспедиций в первой половине XVIII века, направленных в Сибирь Российской академией наук (в 1772 г. под руководством Д.Г. Мессершмидта, в 1733-1743 г.г. с участием немецких учёных И.Г. Гмелина, Г.Ф. Миллера, И.Э. Фишера). В 1772-73 г.г. Хакасию посещают П.С. Паллас, И.Г. Георги. Вслед за работами «История Сибири» (Г.Миллер)5, «Путешествия по разным провинциям Российского государства» (П.Паллас)6, работой о народах Сибири (И.Георги)7 в 1835г. выходит двухтомник А.П. Степанова, содержащего сведения о природе и населении Хакасии8.

Большим событием для этнографии явилась запись в 1847г. прозаического текста 10 богатырских поэм у койбал финским учёным A.M. Кастре-ном, совершившим в середине XIX в. экспедицию в Сибирь9. Ценный вклад в изучение истории и культуры хакасов внёс В.В. Радлов. Известным тюркологом XIX века издана книга «Aus Sibirien» в виде дневника с описанием традиционной культуры и этногенеза хакасов10. В данной научной работе дано описание хакасских народных инструментов, частично показаны их функции. Однако сведения фрагментарны и носят описательный характер. Богатство эпического наследия хакасского народа открыл сборник «Образцы народной литературы тюркских племён», выпущенный Радловым В., в котором впервые произведена классификация жанров хакасского фольклора.

Основой анализа мировоззрения хакасов конца XIX - начала XX в.в., а также фольклорного наследия выступили работы хакасского учёного Н.Ф. Катанова, выпускника Императорского Санкт-Петербургского университета.11

Помимо названных трудов, важно указать публикацию Е.КЛковлева (1900г.) с обобщением сведений о древнем населении хакасов , работы Г.Н. Потанина, И. Каратанова, П. Островских, Н.Н. Кострова, Н.М. Ядринце-ва, А.В. Адрианова, Н.Н. Козьмина и др., носившие в большей степени описательный характер13.

Заметный вклад в изучение культуры хакасов внесли учёные Л.П. Потапов, СВ. Иванов, Н.П. Дыренкова, А.В. Циркин, хакасские учёные К.М. Патачаков, Я.И. Сунчугашев, Л.Р. Кызласов, И.Л. Кызласов, Л.В. Анжигано-ва, СП. Ултургашев, Г.Г. Котожеков, А.И. Котожеков, В.Я. Бутанаев, И.И. Бутанаева, К.М. Торбостаев, И.К. Кидиекова, Н.Т. Ултургашева. Они осуществили анализ этнической культуры народа с различных позиций - истории, этнологии, археологии, философии, культурологии, социологии.14

При исследовании традиционной культуры хакасов особое внимание было уделено изучению шаманского мировоззрения с опорой на фундаментальные труды по мировому шаманизму зарубежных учёных (М. Харнера, Ю. Пентикайнена, М. Хоппала, М. Уолкера, М. Элиаде и др.)15 и отечественных исследователей (С. Токарева, A.M. Кулемзина, Н.А. Алексеева, В.И. Харитоновой, Е.В. Ревуненковой, Д.А. Функ, А.И. Мартынова, Н.В. Плуж-никова, И. Гемуева, Н.А. Алексеева, В. Басилова, М.Б. Кенин-Лопсана, Л. Павлинской, В. Дьяконовой, В. Горбачёвой, М. Фёдоровой, Т. Жеребиной, А. Запорожченко и др.).16

Анализу шаманской музыки как феномена посвящены работы Ю. Шейкина (совместно с Саатмойнена, Саре Хено), Ю. Шейкиной, Г. Сыченко, С. Кибирова, С. Тарбанаковой, А. Лукиной, В. Никифоровой, В. Киле, О. Мазур, Г. Солдатовой, Т. Дорожковой, О. Добжанской, В. Сузукей,

1 п

Г. Отаиной, Н. Соломоновой, С. Елемановой, Н. Петрова и др. Законченного исследования шаманской хакасской музыки в научной литературе не имеется. Существуют лишь описание шаманского бубна и его функций. Нами музыка хакасов реконструируется по имеющимся исследованиям этнографов и этномузыковедов, по фольклорным источникам, по единичным сохранившимся напевам, по современным культовым обрядам в сопоставительном анализе с музыкальным наследием народов, близким хакасам.

Среди работ, направленных на исследование физиологических механизмов гортани при исполнении хая и хоомея, выделяются труды отечест-

венных и зарубежных исследователей (Б. Чернова, В. Маслова, 3. Кыргыс, В. Сузукей, К. Пегг, М. Тонгерен).18

Скудные сведения относительно музыкального искусства хакасов представлены в китайских летописях, у Гардизи (X в.). Сведения о музицировании хагас-тюрко-монголов упоминаются в воспоминаниях путешественников Иоганна де Плано Карпини, Марко Поло, путешествующего по Татарии в 1286г., Иоганна Шильтбергера (случайного пленника в войске Едигея, конец XIVb.), Вильгельма де Рубрука (посла Людовика IX к Мангу-хану). Все путешественники XII-XIV в.в. описывают обычаи, в том числе и традиции исполнения на музыкальных инструментах, существовавшие в предшествующие времена, следовательно, установившихся в момент перехода родового строя кыргызов в государственный (VI-VII в.в. н.э).19

Хакасская музыка исследовалась учёными дореволюционного периода. Точные наблюдения некоторых сторон музыкальной культуры хакасов были сделаны П. Палласом, отметившим бытование в народе фоноинструментов (хомыса, чатхана и шаманского бубна) с описанием некоторых важных функций названных хакасских народных инструментов.20 Наряду с описанием быта, занятий, праздников хакасов, И. Гмелиным впервые в книге «Reise durch Sibirien» была осуществлена запись и публикация текстов хакасских песен на немецком языке, а также записан нотный текст трёх песен (сагай-ской и двух качинских), наиболее часто исполнявшимися в одной из хакасских деревень, что позволяет сопоставить мелодику, ритмику традиционных песен с современными. О качинской свадьбе и монотонности хакасских об-рядовых свадебных песен упоминает П. Островских. Исследователем также дано описание особенностей композиций героических сказаний (чередование речитации и пения), выявлены ритуальная и промысловая функция тюра, чатхана и хакасских духовых инструментов. Интересны работы В. Титова, давшего описание исполнения эпических произведений, при анализе вопросов хакасского стихосложения.23

В целом, в научной литературе дореволюционного периода исследователями зафиксированы традиции исполнения эпических произведений и музыкального инструментария. Песенному же интонированию уделялось внимание в меньшем объёме. Более того, материалы несколько фрагментарны и носят описательный характер.

В 1927 первый Сибирский краевой научно-исследовательский съезд в Новосибирске признал, что мало изучена музыкальная культура качинских татар. В 30-г.г. производились экспедиции этнографического театра (Сусловым и двумя собирателями). К сожалению, записей в Хакасии не осталось. Определённое количество качинских записей произведено А. Добровым, Ф. Рамизовым, А. Коковой.

Целеноправленное исследование музыкальной культуры хакасов началось в 40-е г.г. ХХв. Весной 1945 была произведена фольклорная экспедиция ХакНИИЯЛИ, после чего экспедиции стали ежегодными. Под руководством доцента Ленинградского педагогического института Л.С. Шептаева совместно с А.П. Бытотовым, Д.Ф. Патачаковой, Е.А. Абдиной организованы фольклорные экспедиции по собиранию хакасских народных песен.24

Ряд экспедиций в дальнейшем совершил А. Кенель, приехавший в 1942г. в Хакасию. Исследователем изучалось богатое песенное наследие хакасского народа, результаты которого изложены в фундаментальном научном труде «Хакасская музыка», находящемся до сих пор в рукописном варианте в архивах Хакасского НИИЯЛИ, и ряд статей, явившихся научной базой для многих последующих исследователей. Безусловно, данные работы наиболее целостно и адекватно раскрывают специфику мелодики, орнаментики, гармонии, ладов, ритмики традиционной музыки различных диалектных групп хакасов. Более того, показано развитие интонационной сферы и диапазона, что напрямую связано с процессами интернационализации, протекающими на территории Хакасии. А. Кенель, автор первой хакасской оперы «Чанар Хус и Ах Чибек», является основателем профессиональной хакасской компо-

зиторской школы. Однако следует сказать, что многие современные исследователи, опираясь на труды учёного, стилистические особенности песенного наследия хакасов переносят на современность, не учитывая, что в работах А. Кенеля затронуто песенное творчество периода 40-50-х г.г., а с момента написания научных трудов прошло более полвека.

Исследованиям инструментальной музыки хакасов посвящены работы А.К.Стоянова, в которых выявлены особенности морфологии и строя чатхана каждой диалектной группы хакасов, отмечены различия техники исполнения на народных инструментах у разных музыкантов. Так же исследователем определены особенности исполнения алаптых-нымахов у различных диалектных групп хакасов. Однако Стояновым А.К. не до конца изучена метро-ритмика вокальной партии. В дальнейшем целостный анализ музыкальной оформленности хакасских героических сказаний представлен В.Н. Шевцовым совместно с доцентом Новосибирской консерватории А.А. Асиновской. Впервые В.Н. Шевцов систематизирует материалы полевых экспедиций, осуществляет музыкально-теоретический анализ охотничье-скотоводческих подражаний и возгласов.25

В данном диссертации исследовались работы, посвященные изучению хакасского фольклора и стихосложения (М.А. Унгвицкой, В.Е. Майнагаше-вой, П.А. Троякова, С.А. Майногашева) для дальнейшего сопоставления ритмики прозаического текста с метро-ритмом музыкального текста. Данная проблематика затронута в работе Е.М.Смирновой и О.Г. Капсаргиной. По их мнению, музыкальная фраза в хакасских песнях доминирует над словом. На наш взгляд, такое представление сложилось после того, как в музыкальной памяти закрепились музыкальные интонации и мелодические обороты. В традиционном песенном и инструментальном творчестве на первый план

выступает поэтическая строка.

В трёхтомном издании Института истории, филологии и философии СО АН СССР «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири», под-

готовленном коллективом авторов Э.Л. Львовой, И.В. Октябрьской, A.M. Са-галаевым, М.С. Усмановой, дана целостная картина традиционного мировоззрения южно-сибирских народов. В третьем томе данного издания опубликованы материалы, раскрывающие сакральное значение музыки в традиционной культуре указанных народов.27

Изучению соотношения национального и интернационального в хакасской музыке посвящены работы Н.П. Шишлянниковой и Н.Н. Кондратовой. В научной работе «История развития музыкальной культуры Хакасии. Её взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой», написанной Н.Н. Кондратовой совместно с Д. Крупиным, отмечается, что оформление мелодики, ритмики и других средств музыкальной выразительности произошло благодаря приходу русскоязычного населения. Безусловно, интонации хакасских песен трансформируются. На наш взгляд, именно мелодическая простота песен без мелизмов, украшений, строгого метроритмического изложения ладовых тяготений и составляет особенность хакасской музыки, делая её уникальной и неповторимой.

Анализ научной и методической литературы показал, что не в полной мере изучены основы и факторы развития хакасской музыкальной культуры как открытой самоорганизующейся системы, не освещены музыкально-стилитстические особенности хакаской шаманской музыки, одного из жанров хакасской музыки. Более того, мало изучено становление и развитие профессиональной композиторской школы в Хакасии, не затронуто изучение инструментальной музыки современных композиторов Хакасии, что позволило бы увидеть соотношение наследия и инновации в современной музыкальной культуре. На наш взгляд, изучение хакасской музыкальной культуры с позиции рассмотрения влияния менталитета хакасов, как традиционного, так и современного, позволит целостно и полно охватить процесс становления и развития музыкальной культуры хакасов во времени и пространстве.

Потребность в анализе хакасской музыкальной культуры как самоорганизующейся системы обусловила постановку основной проблемы исследова-ния: культурно-исторический анализ закономерностей и факторов формирования музыкального наследия хакасов и развития современной музыкальной культуры народа Хакасии.

Объект исследования: процесс развития музыкальной культуры хакасского народа.

Предмет исследования: особенности формирования музыкального наследия хакасов и развития музыкальных традиций народа на современной этапе.

Цель исследования: рассмотрение культурно-исторических оснований музыкального наследия хакасов и анализ инновационных процессов в современной хакасской музыкальной культуре как открытой самоорганизующейся системе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. произвести и аргументировать отбор методологических оснований изучения музыкальной культуры этноса;

  2. исследовать основные закономерности и факторы развития музыкальной культуры этноса как системы;

  3. выявить особенности мифологического мировоззрения хакасов и показать его роль в формировании традиционной хакасской культуры;

  4. раскрыть место хакасской музыки в ритуальном обряде;

  1. дать анализ музыкально-стилистических особенностей основных жанров хакасской музыки;

  2. раскрыть семантику хакасских музыкальных инструментов и сформулировать их основные функции в культуре;

  3. показать соотношение традиций и инноваций в развитии современной хакасской музыкальной культуры как самоорганизующейся системы.

Методологическая база исследования. Для анализа музыкальной культуры этноса в качестве методологической основы применяется теория самоорганизации.

Музыкальная культура этноса представлена нами как система, которой присущи не только сложная иерархическая организация, внутреннее и внешнее функционирование, но и саморегуляция, способность изменять свои состояния, историческая (пространственно-временная) динамика.

Музыкальная культура этноса как открытая саморазвивающаяся система обладает такими основными качествами, как целостность, нелинейность и неравновесность. В работах современных учёных О.В. Митиной, В.Ф. Петренко, Э.Ю. Калинина, В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, А.П. Назаретяна, Е.Н. Князевой и др. понятие «нелинейность» включает в себя многовариантность, альтернативность выбора путей эволюции в момент бифуркации (кризисной точки), необратимость случайности.

Музыкальная культура как нелинейная система из-за флуктуации не может находиться в состоянии равновесия. Устойчивое стационарное состояние, присущее самой системе, изменяется в разных условиях. Смена состояний определяется как внешними воздействиями, так и процессами, происходящими в самой системе. Составляющие этническую музыкальную культуру элементы определяются характеристиками «целого» и во взаимодействии с другими элементами ведут себя иначе, нежели были бы независимыми.

Самоорганизация в музыкальной культуре как сложной системе - проявление внутренней способности и возможности музыкальной культуры реализовать процессы своего регулирования. Сложность музыкальной культуры как самоорганизующейся системы состоит в её двойственной природе: подчинение музыкальной культуры всеобщим закономерностям функционирования природных систем, с одной стороны, и зависимость от социальных факторов, с другой. Вектор развития музыкальной культуры какого-либо эт-

носа зависит от интересов и направлений музыкальных национальных школ, от субъективных предпочтений, менталитета личностей.

В данном исследовании анализ музыкальной культуры, основанный на теории самоорганизации, естественно дополнен структурно-функциональным подходом.

В процессе решения поставленных задач активно использованы методы типологизации и анализа.

Необходимо сказать и о герменевтической традиции, тесно связанной с феноменологией через онтологически развёрнутые понятия интерпретации, истолкования, исполнения музыкального текста. Раскрытие образного содержания инструментальных сочинений современных композиторов Хакасии носит одновременно феноменологический и герменевтический характер.

Решение конкретных исследовательских задач опирается на диалектические принципы: всеобщего развития, восхождения от единичного к (особенному и от него к общему, и обратно, что нашло отражение в исследованию «глобального» и «локального» в хакасской музыке.

В работе также применены методы обобщения музыкально-педагогического опыта, методы эмпирического исследования (наблюдение, анкетирование, используемые при разработке учебных программ и дополнений к ним, интервьюирование известных деятелей как экспертов культуры Республики Хакасия).

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных культурологов, философов, антропологов, историков, музыковедов, фольклористов прошлого и современности. В работе анализировались:

фольклорные источники, сочинения современных композиторов как Хакасии, так и сопредельных территорий, образцы отечественной и зарубежной мировой классики;

материалы многочисленных международных, всероссийских и республиканских конференций, симпозиумов, семинаров, докторских и канди-

датских диссертационных исследований, публикаций в научных журналах «Вопросы философии», «Общественные науки и современность», «Религове-дение», «Вестник Евразии», «Вопросы психологии», «Музыка в школе», «Искусство в школе», «Музыкальная академия», «Музыка и время», «Journal of Experimental Psychology», «The Psychology of Music» и др. Научная новизна исследования определяется:

1) анализом особенностей формирования и развития музыкальной
культуры хакасов как открытой самоорганизующейся системы;

  1. раскрытием структуры хакасской музыкальной культуры: «ядра» (менталитета хакасов), «элементов» (музыкального мышления кочевого хакасского народа, интонаций музыкального наследия, системы музыкальных образов) и «защитного пояса»;

  2. выявлением влияния мифологического мышления и менталитета народа на формирование традиционной музыкальной культуры хакасов в целом: психологические черты хакасского народа (уравновешенность, созерцательность, погружённость во внутренний мир, объёмность в восприятии, трёхуровневая организация пространства, неразрывная связь с природой) определяют все элементы музыкальной культуры:

- традиционное музыкальное мышление народа формирует умение слышать все звуки, воспроизводить окружающие вибрации, что придаёт музыке ситуативность, импровизационность, объёмность, многократность, про-странственность звукового потока. Понимание звука как модели сакрального пространства отражено в трёхмерности хая: низкое пение (чрезмерно глухое), среднее (гудение) и верхнее (свист). Бурдонно-обертоновое интонирование показано как целостное стилевое явление, выступающее как звуковой эквивалент образа Мирового дерева. «Защитный пояс» представлен традициями изустного способа передачи информации, что указывает на особую роль хайджи (исполнителя героических сказаний) и тахпахчи;

выделяется особая интонация в музыке: диатоничное звучание в сочетании с пентатоникой, короткие попевки, малый диапазон, ритмичность, соизмеримая с шагом, пульсом;

определяются наиболее типичные музыкальные образы: путешествие в сакральные миры, образы почитаемой природы, взаимоотношений человека с окружающим его миром;

4) выявлением музыкально-стилистических особенностей основных
жанров традиционной музыки хакасов: фольклора (героического эпоса, тах-
пахов, ыыр, сыыт), шаманской музыки, охотничье-скотоводческих подража
ний;

  1. раскрытием семантики хакасских музыкальных инструментов и анализом их основных функций в культуре: мировоззренческой, этноинтегри-рующей, коммуникативной, целительной, ритуальной, эстетической;

  2. анализом соотношений традиций и инноваций в вокальном и инструментальном исполнении хакасской музыки, в композиторской школе хакасов:

в современной хакасской музыке сохранены вокальное и инструментальное интонирование;

традиции повествования эпических сказаний, мифологические представления о сакральных мирах в музыке современных хакасских композиторов гармонично сочетаются с достижениями мировой классики в области гармонии, ладов, полифонического склада и пр.

инновации наблюдаются во всех ведущих направлениях современной музыкальной культуры хакасов: в изменении материалов, формы и размеров инструментов, в совершенствовании техники исполнения, принципов звуко-извлечения, в интонационной сфере хакасских песен: диатоничное звучание, расширение диапазона, включение диссонирующих звучаний, главенство музыкального слога над поэтическим.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Мифологическое мировоззрение и менталитет этноса, составляющие «ядро» этнической культуры, оказывают существенное влияние на культурное наследие народа, в том числе и на музыкальное.

  2. Музыка в обряде камлания выступает одним из факторов, раскрывающих сущность шаманского мировоззрения.

  3. Хакасская музыкальная культура является открытой самоорганизующейся системой:

а) она содержит элементы (специфику музыкального мышления, инто
нацию, систему музыкальных образов), которые постоянно флуктуируют;

б) на процесс развития музыкальной культуры хакасов влияет сочета
ние пространственных и временных факторов (географическое положение,
климатические условия, кочевой образ жизни, межэтнические взаимодейст
вия, особенности исторического развития), что наложило отпечаток на спе
цифику становления и развития музыкальной культуры хакасов;

в) до середины XIX в. хакасская музыка формировалась и развивалась
на традиционной основе, в течение последующих этапов своего развития она
прошла ряд точек бифуркаций:

- конец XIX в.: трансформация мелодики хакасской музыки, исполни
тельских традиций, что связано с влиянием музыки русскоязычного населе
ния Хакасско-Минусинского края;

-1940-1945 гг.: период активного освоения советской музыкальной культуры и начало работы по исследованию богатого музыкального наследия хакасов;

-конец 1950-х гг.: становление хакасской композиторской школы;

- начало 1990-х гг.: этап возрождения этнической музыки хакасов,
включение хакасской музыки в постмодернистские проекты (фьюджин,
фолькрок, Weltmusik с присущим ей ритмическим битом).

4. Состояние современной музыкальной культуры в Хакасии может быть определено как выбор путей развития. С одной стороны, наблюдаются инновации во всех ведущих направлениях современной музыкальной культуры хакасов. С другой стороны, возрождается традиционное вокальное и инструментальное интонирование с характерными мелодическими оборотами, умение импровизировать. Правомерно говорить о том, что музыканты смогли сохранить традиции музыкального письма, исполнительства, обогатив их новыми приёмами, что позволило создать новые фольклорные ансамбли, сформировать в Республике Хакасия профессиональную композиторскую школу, открыть классы народных инструментов на всех уровнях образовательной системы.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Анализ хакасской музыкальной культуры осуществлён с позиции синергетики, что позволило расширить границы эмпирического поля данного методологического подхода.

- Материалы и положения диссертации могут быть использованы:

при дальнейшем изучении истории и теории музыкальной культуры хакасов;

в практике преподавания дисциплин предметной подготовки «Народное музыкальное творчество», «Музыкальная культура Хакасии», «Хакасский фольклор», «История советской музыки»;

при чтении курсов культурологического цикла;

при подготовке занятий преподавателями общеобразовательных школ и детских музыкальных школ.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены автором в качестве докладов: на I Международной межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 2001); на межвузовской научно-практической конференции памяти

Г.Г.Котожекова «Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития» (Абакан, 2001); на межвузовской научно-практической конференции, посвященной 10-летию образования Республики Хакасия «Актуальные проблемы современной российской модернизации» (Абакан, 2001); на I Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий» (Абакан, 2001); на межвузовской научно-практической конференции «Культура и социум», посвященной 60-летию со дня рождения Г.Котожекова (Абакан, 2002); на межвузовской научной конференции «Религия и общество» (Абакан, 2003); на V Конгрессе этнографов и антропологов России (Москва, 2003); на международной научной конференции «Научное наследие Н.Ф.Катанова и современное востоковедение», посвященной 140-летию со дня рождения Н.Ф.Катанова (Абакан, 2003); на межрегиональной научно-практической конференции «Кото-жековские чтения-3» (Абакан, 2004); на Республиканской научно-практической конференции «Чыл Пазы» - новый год в современной культуре хакасского народа» (Абакан, 2005); на II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий» (Абакан, 2005); на VI Конгрессе этнографов и антропологов России (Санкт-Петербург, 2005); на II Международном симпозиуме по чатханной музыке и горловому пению «Чатхан: история и современность» (Абакан, 2005). Основные результаты исследования отражены в ряде публикаций, освещались по республиканскому радио (апрель 2003 г., май 2004 г.).

Диссертация в полном объёме обсуждалась на кафедре культурологии Института искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Ка-танова.

Материалы, вошедшие в диссертацию, использовались автором в процессе проведения учебного курса «Музыкальная культура Хакасии» для студентов кафедры музыки и музыкального образования Института искусств

Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, при руководстве выпускными квалификационными работами, а также при создании учебно-практического пособия (репертуарного сборника для фортепиано) для студентов, обучающихся по специальностям «Музыкальное образование», «Хоровое дирижирование», для педагогов и учащихся общеобразовательных школ (программное слушание), детских музыкальных школ и школ искусств (исполнительство).

Структура диссертации диктуется логикой исследования в соответствии с избранными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, библиографического списка из 360 изданий.

Теоретико-методологические аспекты изучения культурного наследия этноса

Понятие «наследие» выступает культурологическим в той же степени, как и историческим, социальным, педагогическим, лингвистическим, музыкальным и пр. В одном контексте употребляются понятия «всемирное наследие», «природное наследие», «культурное наследие», «культурно-историческое наследие». Достаточно сложно определить степень сходства и различия данных понятий в силу взамиоозаменяемости и отсутствия не только единой трактовки, но и неразработанности определения «наследия» в его многообразии в научно-методической и художественной литературе.

В дальнейшем при раскрытии сущности «наследия» мы опираемся на государственные документы, в которых чётко даны определения различных сторон данного понятия. .

Согласно принятой ЮНЕСКО Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 г., в 1992 г. ратифицирована 123 странами, в том числе и Россией) под «всемирным наследием» понимаются выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества .

К «природному наследию» в данной Конвенции относятся:

1/ памятники, состоящие их физических или биологических образований или групп таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки; геологические и физиографические образования и точно ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих универсальную ценность с точки зрения науки или консервации; 3/ природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуяся универсальную ценность с точки зрения науки, консервации или природной красоты.

В вышеуказанном документе под «культурным наследием» понимаются: памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; ансамбли: группы изолированных или объединённых строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; достопримечательные места: дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

При анализе «культурного наследия» важно рассмотреть исторические условия формирования и развития памятников, ансамблей, достопримечательных мест. Заметим, что в трактовке понятия «история» существует мнение об истории как о прошлом. В этом случае данное понятие трактуется именно как «наследие, полученное людьми от предшествующих поколений». Нами «история» понимается как процесс человеческого, социального бытия, развёртывающегося во времени. Такая трактовка понятия ориентирована на рассмотрение и описание истории не только через её памятники, вещественные и письменные источники, но и в большей степени через деятельность людей, через связи с условиями, средствами и продуктами этой деятельности. Именно деятельность и способность людей позволяет быть едиными прошлому, настоящему и будущему, а значит возродить и сохранить «культурное наследие». В Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ (от 25 июня 2002. №73-Ф3) даётся определение «историко-культурного наследия» как «совокупности объектов культурного наследия, к которому относятся объекты «недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры».

Мифологическое мировоззрение и его роль в формировании традиционной культуры хакасов

Традиционная музыкальная культура хакасов представляет собой специфическую форму отражения картины мира, мировоззрения, менталитета народа. Поэтому считаем необходимым раскрыть традиционную картину мира в представлении древних хакасов, рассмотреть основные характеристики традиционного хакасского мировоззрения, оказавших влияние на формирование музыкального пространства в историческом времени.

Прежде отметим, что хакасы (самоназвание — «тадар») - тюркоязыч-ный народ, проживающий на территории Республики Хакасия. Наличие самоназвания указывает развитое самосознание хакасского народа, поскольку это «исходный момент, который, позволяет утверждать, что представители этнической общности (под этим самосознанием) обладают в той или иной степени развитым самосознанием»10 .

Этнические группы хакасов расселены также на юге Красноярского края, в западной части Минусинской и Чулымо-Енисейской котловины с прилегающимим к ним склонам Кузнецкого Алатау, Абаканского хребта и Западного Саяна. Как и многие другие тюркские народы, хакасы, по мнению этнографа В.Я.Бутанаева, в Царской России именовались татарами.

При анализе традиционного мировоззрения хакасов нами были привлечены работы этнографов и философов Н.Ф. Катанова, В.В. Радлова, A.M. Сагалаева и Я.И. Сунчугашева, Л.Р. Кызласова, В.Я. и И.И.Бутанаевых, Г.Г. Котожекова, А.И. Котожекова, Л.В. Анжигановой, К.М. Патачакова и др.

В работе «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири» систематизирован материал, раскрывающий традиционные представления хакасов о мире и о месте человека в этом мире. Мир понимался древними хакасами как нерасторжимое единство всего сущего и мыслимого. В таком мире действуют всё по единым законам. Так, и величественные цепи гор, вершины которых неумолимо стремятся ввысь, предстают как единое живое тело. Мир перед хакасским народом предстал не как «Мир в целом», а как «Мир как целое». Картина космической «анатомии» позволяет соотнести голову человека с вершиной, спину — с возвышенностью, руки — с кустами и оврагами, ветвями, жилы и кровеносные сосуды — с корнями деревьев. В языке одним словом объясняются предметы и явления, что наглядно показывает единство природы и человека. Так, например, («башхн голова, глава, руководитель, вершина, начало, исток, главный, старший, первый. «Агур»)- не только рот,) но и всякого рода входные и выходные отверстия.

Будучи органичной частью мира, человек в понимании хакасов соединяет в себе все природные стихии: Земля - плоть; дерево - кость, ветер - дыхание, огонь - сердце, тем самым превращается в подобие Вселенной.

Структура мира у древних хакасов видится в вертикали и горизонтали. Мир по горизонтали делится по сторонам света, и каждой отводится своё значение. Более того, горизонтальное деление наполнено эмоциональным содержанием. Так, наиболее благоприятен для человека восток и юг, запад и север же — опасны. Восток отождествляется с актом первотворения мира, весной, утром дня, началом жизни, передней частью чего-либо, входом в юрту и пр. Юг - это лето, полдень, расцвет жизни, верх мира, мужская половина юрты. Запад - осень, закат дня, вторая половина жизни, мир предков. Север -соответственно зима, ночь, старость и смерть, низ мира, женская половина юрты, страна умерших и пр.110

Вертикальная же структура мира предполагает наличие середины, верха и низа. Так, верх — крона деревьев, небо, светила, вершины горы, исток реки, птица; низ — корни, пещера, ущелье, вода, животные, обитающие в ноpax, рогатые животные; середина — ствол дерева, долина, человек, животные с тёплым дыханием."!

В образе мирового дерева (растения на горе) или мировой горы реализуется вертикальная структура мира: середина, верх и низ. Дерево (растение) на горе, в центре пересечения горизонтали и вертикали, играло роль космической оси. пз

Культура хакасов понимается как целостный взаимосвязанный организм, а основами этого организма во многом являются особые отношения человека с природой, когда человек не пытается вычленить себя из природы, не стремится быть её хозяином, а воспринимает себя органичной её частью.

В двуедином процессе объяснения себя через мир и мира через себя, человек является наглядной моделью для создания мифического Космоса, в котором переплелись различные процессы и явления. Космологические представления тюрков Южной Сибири (хакасов, алтайцев, тувинцев, шорцев, то-фалар) были реконструированы по малочисленным текстам, существовавши ! в разных видах: как самостоятельные мифологические сюжеты и как зачины многих эпических поэм, так же со слов информаторов.

Культурно-исторические основания фомирования традиционной хакасской музыки

Мифологическое мировоззрение хакасов выступает одним из факторов формирования основных элементов музыкальной культуры народа: интонационной сферы, музыкального мышления, музыкальных образов, что нашло отражение в стилях современных хакасских композиторов.

Пентикайнен Ю., исследуя влияние шаманизма на ведущие структурные элементы этнической культуры, выделяет взаимосвязь шаманизма и музыки. При этом отмечает, что взаимосвязь музыки с шаманизмом «феноменологически в сибирских культурах не была полностью изучена».159

Для данного раздела нами сформулирован ряд основных задач:

1 .Рассмотреть логику звукового мышления хакаса-кочевника.

2. Раскрыть место музыки в шаманском обряде, единство музыканта и шамана в традиционной культуре.

3. Изучить музыкальное фольклорное наследие хакасского народа.

4. Рассмотреть специфику применения охотничье-скотоводческих звукоподражаний и возгласов в традиционном обществе.

5. Определить стилистические особенности хакасской музыки.

При решении сформулированных задач нами рассмотрены пгюстранст-венные факторы развития музыкальной культуры (природно-ландшафтные факторы, геополитическое положение этноса, характеристика самой территории заселения, образ жизни). Исследование временных „факторов (особенностей исторического развития народа, межэтнических взаимодействий) дано в разделе З при анализе соотношения традиций и инноваций в развитии современной музыкальной культуры хакасов.

Известно, что звуковая структура выступает как образ космогонической структуры, сложившейся в традиционном миропонимании шаманов. Человек постоянно осознавал своё единство с окружающей его природой, обожествлял её, почитал животный мир и необъяснимые природные явления (дождь, ураган, наводнение и пр.). И не случайно образ природы в художественном наследии хакасов занимает одно из первых мест. При этом, как считает В.Сузукей, воспевание реально воспринимаемой картины окружающей природы - это не праздное созерцание, а одно из социальных проявлений идеологии шаманизма, обусловленных анимистическим восприятием обожествлённой природы.160 В музыке (вокальной и инструментальной) воспевание природы, таким образом, предстаёт как жизнеутверждающее ощущение человеком своего бытия в Среднем мире.

При анализе музыкальных традиций хакасов важно учитывать природно-климатические условия, выступающие фактором развития музыкальной культуры, а также образ жизни, тип хозяйствования.

Традиционной отраслью хозяйственной деятельности, наряду с охотой и земледелием, было кочевое скотоводство со сменой зимних и летних пастбищ. При этом человек находился в контакте фактически со всеми видами ландшафта. Бутанаев В.Я. выделяет три климатических зоны в Хакасии.

В степной зоне климат континентальный и засушливый. Зимы здесь малоснежные, с постоянными ветрами и морозным воздухом. Лето же — жаркое, маловетренное, от которой выгорают травы. Целый год скот пасся на подножном корме.

В лесостепной зоне предгорье Саян и Кузнецкого Алатау на высоте 600-800м над уровнем моря. Здесь преобладало скотоводческо-земледельческое хозяйство, тёплая зима, ранняя весна, холодное лето. В таёжной зоне (горные массивы Саян и Кузнецкого Алатау выше 800м над уровнем моря) с присущей ей большей влажностью преобладала охота в сочетании со скотоводством.1 1