Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов Ашхамахов Руслан Хамедович

Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов
<
Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ашхамахов Руслан Хамедович. Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Краснодар, 2003 184 c. РГБ ОД, 61:04-9/291

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие этнонационального сознания адыгов в условиях глобализирующейся России рубежа XX-XXI столетий 13

1.1. Этничность и этническая идентичность . 14

1.2. Этническое и этнонациональное: соотношение понятий. 47

1.3. Традиции и обычаи: становление и современное состояние. 76

1.4. Национальная самоидентификация как основание этнополитических процессов. 95

Глава 2. Роль этнокультурной традиции в формировании сознания этнической идентичности адыгов в условиях глобализирующейся России 117

2.1. Становление и развитие национальной культуры (социально-философский анализ) 123

2.2. Особенности проявления этносознания адыгов и современные этнополитические процессы . 137

2.3. Тенденции и перспективы межнациональных отношений. 150

Заключение. 167

Список литературы и источников 173

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В эпоху постиндустриального развития происходит изменение глубинных основ воспроизводства всей системы общественных отношений. В этнонациональной сфере эти изменения проявляются в возрастании масштабов интеграционных процессов, формировании межнациональных и наднациональных региональных сообществ, образовании суб-, супер- и мегаэтносов. Вместе со становлением экономической и социокультурной глобализаций обострились процессы осознание самобытности населяющих Россию народов. Ярким тому свидетельством являются результаты переписи населения, проводившиеся в СССР и России. Так, за период между последней советской переписью населения (1989) и первой российской (микроперепись 1994) обрело самоидентификацию более 45 новых этнических общностей (всего же их стало 172)1. Многие этнические общности, считавшиеся в советское время ассимилировавшимися с родственными народами, на самом деле обнаружили свою этническую действительность и особое самосознание, возродились как этносы, сохранившие специфику национальной культуры и идентифицировавшие себя как этнокультурное сообщество. В последние годы на Северном Кавказе проявились острые противоречия в сфере национально-государственного устройства и межэтнических отношений. В основе этих противоречий лежит конкурентная борьба этнических и политических сил за перераспределение ресурсов - земли, производственных мощностей, власти, источников финансовых поступлений, а свое выражение эта борьба находит в разнообразных движениях народов Северного Кавказа: движений за реабилитацию репрессированных народов, повышения статуса народа в иерархии национально-государственных

Паин Э.А. Перспективы национальной политики России до 2010 года. - М.: Центр Стратегических Разработок, 1999-2000.

образований, за выход той или иной территории из состава Российской Федерации1. Вместе с тем в настоящее время не существует разработанного механизма воздействия на образование так называемой нормальной этнической идентичности, то есть такого типа идентичности, которая оптимальна для полиэтничного общества .

Актуальным для исследования является вопрос о значении и роли этнокультурных традиций в самосознании и социальном самоутверждении этноса в условиях глобализации и национализации в экономической, социокультурной сферах российского общества рубежа XX-XXI столетий. Социально-^\ философское осмысление процесса рождения глобального человечества, эт- I нически единого и многоликого, культурно интегрирующего и дифференци- \ рующего этносы, представляется важным для практики социального управ- \ ления в субъектах федерации, от этого во многом зависит возможность мира I и спокойствия, плодотворного социально-экономического и культурного развития, ускорения интеграции России. Северный Кавказ представляет совокупность полиэтнических общностей, определившихся в границах административно-территориального или федерально-субъектного деления, и каждому индивиду постоянно приходиться сталкиваться с представителями социальных и этнических групп, у которых свои ценности, которые строят свою жизнь, опираясь на ту структуру ценностей, которая присуща социальным и этническим группам. В этих условиях становятся актуальными проблемы социально-этнической идентификации или самоопределения по отношению к окружающим индивидам, общностям, которые в свою очередь выступают как носители социокультурного средового окружения.

Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. - М, Славянский диалог, 1995.

Савва Е.В. Этнополитическая напряженность на Северном Кавказе: проблемы этнокультурной безопасности и культурной дистанции // Расселение, этнокультурная мозаика, геополитика и проблемы безопасности горных регионов /Материалы международной конференций 11-16 сентября 2001 года. - Ставрополь, 2001.

В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения этносоциальных и этнокультурных процессов и основных закономерностей детерминации национального самосознания. Вычленение механизма этнической идентификации, сохранения и передача этнокультурных традиций, формирования этнического сознания позволяет выработать перспективы разрешения межнациональной конфликтности и напряженности в северокавказском регионе.

Представляется актуальным комплексное изучение проблем влияния культуры на этническое самосознание населения, межнациональные взаимодействия и аккультурацию народов Северного Кавказа в целях прогнозирования тенденций развития и выработки форм и методов использования культуры в решении региональных конфликтов.

Разработанность темы исследования. Проблематика национальной культуры и национального самосознания народов России, в том числе адыгского этноса, является традиционным предметов изучения в российской социальной философии и теории культуры1.

См., напр.: Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. - Махачкала, 1968: Арутюнов С.А. Этнографическая науками изучение культурной динамики.-М.,1979: Ахохова Е.А. Адыгский религиозный синкретизм: Автореф. дис... канд. филос. наук.-М: МГУ. 1996: Бетрозов Р.Ж. Этногенез и этническая история адыгов: Автореф. дис... д-ра истор. наук.-Махачкала,1997: Беджанов М.Б. Национальные отношения, суверенитет, демократические движения: опыт, уроки, проблемы: (На материалах республик Северного Кавказа): Автореф. дис... д-ра истор. наук. - М.: МГУ, 1992; Мар-карьян Э.С. Теория культуры и современная наука.-М., 1983; Овсянникова Т.А. Социальные и этно-культурные аспекты культуры общения адыгов (Социально-философский анализ): Автореф. дис... канд. социол. наук.-Майкоп, 1999; Плахов В.Д. Традиции и общество. - М.. 1982; Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев.-Орджоникидзе, 1968; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность.- М., 1976; Современные этнические процессы.

М.. 1976; Торукало В.П. Нация и национальные отношения: истоки, теория, современность: Автореф. дисс... д-ра филос, наук. - М.: РАГС, 1997: Традиции в истории культуры.

М.,1975; Унежев К.Х. Традиционная культура адыгов: Автореф. дис... д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 1998: Ханаху Р.А. Традиционная культура: специфика и проблемы эволюции (На примере Северного Кавказа): Автореф. дис... д-ра филос. наук. - М., 1998.

Среди ранних исследований, посвященных специфической проблематике традиционной культуры Кавказа, отметим классические работы Ф.Е. Ле-онтовича, К. Сталя, М.М. Ковалевского, В. Фафа, Е.М. Шилинга1.

К настоящему времени имеется значительное число работ, посвященных традиционным культурам народов Северного Кавказа, разрабатывающих различные направления и подходы в изучении роли народных традиций в формировании национальной самосознания северокавказских этносов. Представляют интерес работы СВ. Лурье, в которых создана этническая самоконцепция - своеобразный комплекс автостереотипов и приписываемых характеристик, целостной мифологемы, включающей взгляды на историю, настоящее и будущее, на те или иные институциональные формы существования и их мировоззренческое обоснование, обеспечивающей этническую самоидентификацию народа2.

В последние годы написано и издано значительное количество научных работ, статей и диссертаций, посвященных различным аспектам проблемы национального сознания и самосознания, роли традиций и обычаев в их формировании3. В работах Э.А. Баллера, В.И. Воловика, В.А. Малинина, В.Д. Плахова, И.В. Суханова и др. обычаи и традиции рассматриваются как соци-

Леонтович Ф.Е. Солдаты кавказских горцев. Вып. 1-4. Одесса, 1883; Сталь К. Этнографический очерк черкесского народа. Тифлис. Т.2. 1889; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т.1-2. - М.. 1996; Фаф В. Сборник сведений о Кавказе. Вып.У. 1871: Шилинг Е.М. Черкессы //Религиозные верования народов СССР. Т.2. - М., 1992.

Лурье СВ. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия // Общественные науки и современность. 1997. № 2; Лурье СВ. От древнего Рима до России XX века: преемственность имперской традиции // Общественные науки и современность. 1997. № 4; Лурье СВ. Российская и Британская империи: культурологический подход // Общественные науки и современность. 1996. № 4; Лурье СВ. Историческая этнология. М., Аспект Пресс, 1997.

3 См., например: Арутюнян Ю.В.. Дробижева П.М.. Сусоколов А.А. Этносоциология. — М.,1998; Бабич И.Л. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. - М., 1995; Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. - М.,1996; Смирнова Е.С Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. - М.,1983; Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения. //Этнос. Идентичность. Образование. /Под ред. В.ССобкина. - М., 1994 и др.

альный механизм, осуществляющий передачу общественных ценностей от поколения к поколении, анализируется соотношение обычаев, традиций, их социальная природа и сущность. В исследованиях А. Алиева, Б. Бгажнокова, И.Исмайлова, Ш-Д. Инал-Ипа, А. Летифова, Б.Солтанбекова и др. прослеживается становление и развитие национального самосознания, в том числе истоки этнонационализма и пути его преодоления, рассматривается становление этнических традиций и обычаев.

Анализу роли традиций в формировании этносознания, проблем традиции и новации в повседневной жизни, изучению сущности традиций и обычаев, посвящены также работы Г.Г. Азнакаева, Р.А. Ануфриева, Ю.В. Бром-лея, В.Н. Гамана, Н.М. Заковича, П.П. Кампарс, Э.С. Маркаряна, Б.С. Сала-мова, Ч.В. Солнцева, А.В. Руднева, Д.М. Угриновича и др.

Диссертант опирался на фундаментальные работы исследователей по общим вопросам теории наций и нациестроительства, этногосударственных отношений (Р.Г. Абдулатипов, Т.Ю. Бурмистрова, Э.А. Баграмов, И.С. Джу-нусов, СТ. Калтахчян, Ю.А. Серебрякова, А.И. Холмогорова и др.), работы по изучению национальных и межнациональных отношений в субъектах федерации на Северном Кавказе (Ю.Д. Анчабадзе, З.У. Блягоз, А.Ю. Коркма-зов, Т.М. Керашев, Х.М. Казанов, К.Ф. Мамедзев, Г.Х. Манбетов, М.А. Ме-ретуков, Р.А. Мамхегова, М.С Савва, В.А. Тишков, А.К. Тхакушинов, В.П. Торукало, А.А. Хагуров, К.К. Хутыз, А.Ю. Шадже и др.), региональные исследования проблем традиционной культуры адыгов (Р.Ж. Бетрозов, Р.А. Ханаху, К.Х.Унежев, Н.А.Нефляшева, Т.А.Овсянникова. Е.А.Ахохова и др.)1.

Проблемам этносоциального и культурного развития Северного Кавказа и Кавказского региона были посвящены ряд научно-практических конференций, материалы которых содержат больший эмпирический материал и рас-

1 См., например: Мир культуры адыгов. /Под ред. Р.А.Ханаху. - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002.

ширяют теоретические положения и концепции в области этнополитических и этнокультурных исследований .

Центральное место в исследованиях национальных и межнациональных отношений занимает проблема «национальной идентичности» и, часто отождествляемая с ней, «этнической идентичности», однако общепринятого подхода и понимания этих категорий пока и не достигнуто. Этнографы и антропологи, социологи и политологи, психологи и историки подходят к категории национальной-этнической идентичности с точки зрения своих дисциплин, целый ряд обществоведов предлагает концепции на синтетическом, философском уровне, но ни одна из них не получает единодушного признания научного сообщества2. Это можно объяснить постмодернистской фрагментации гуманитарного знания и вместе с тем трудностью постижения национальной идентичности3. В частности, Кабанова И.А., отмечает, что «наряду с процессами глобализации, ростом проницаемости государственных границ для товарно-денежных и людских потоков, повышением экономической и культурной однородности мира растет движение антиглобализма, идут параллельные и противоположно направленные процессы обострения

Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия /Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 22-23 декабря, 1999 г.). - Ростов н/Д, 2000; Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития /Там же. - Ростов н/Д, 2000; Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации /Этнические проблемы современности. Вып.6 - Ставрополь, 2000; Роль региональных элит в консолидации межнациональных отношений на Северном Кавказе. Этнические проблемы современности. Вып.7. — Ставрополь, 2001.

2 Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991; Генисаретский О. Этнокультурная идентичность во всех возможных мирах //Россия и Европа. -М.,1992; Лурье СВ. Национализм, этничность, культура: категории науки и историческая практика // Общественные науки и современность. -1999. - №4; Малахов B.C. Идентичность //Современная западная философия. - М., 1998; СухачёвВ.Ю. Особенности конституирования национальной и этнической идентичности в современной России // Национальная идентичность — теория и реальность. СПб.: Гражданская инициатива, 1999. - С.30-37; Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. - М., 1997. - №3; Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1788. - М., 1995; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996 и др. См. например: Хёсли В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. -1994. - №10.

национальных чувств, роста фундаментализма, а с ними возрастает значение категории национальной идентичности»1.

В современных исследования происходит интеграция междисциплинарных подходов и эмпирическая ориентация в связи с решением прикладных задач, направленных на стабилизацию сложившихся социально-экономической и политической системы и урегулирование межнациональной напряженности. Этнокультурная и национальная идеи мало исследованы, и потому они находятся в центре внимания ученых на современном этапе развития общества. Эти понятия связаны с этносом, с особенностями этнографической трактовки национальной культуры, национального мышления, с психологическим складом нации и сферами сознания человека. В период национального возрождения культуры проблема детерминации национального самосознания имеет особую значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами, проявляющимися неоднозначно в российской действительности2.

Если попытаться обобщить вышедшую за последние годы литературу по национальной проблематике, то в зависимости от методологических установок авторов, можно выделить два основных подхода или направления.

Первое исходит из признания реального существования наций как особых материально-духовных образований на основе общности экономической жизни, языка, культуры и психологии. При этом большинство авторов отмечает возрастание роли духовных и организационно-политических факторов в сфере современной национальной жизни, что не отрицает объективного содержания закономерностей и тенденций ее развития. Наиболее важными работами, относящимися к данной проблематике, являются труды академика

Кабанова И.А. Теории национальной идентичности// Проблема национальной идентичности /Интернет-ресурс:

2 Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. - Нальчик: «Эльфа», 1999,-с. 3.

Н.Н. Моисеева, в которых раскрыта связь этнонациональных проблем с об-щецивилизационными процессами, происходящими в мире1. Автор раскрывает роль национального фактора в развитии информационной цивилизации и показывает, что разрушение социальных основ жизнедеятельности народов неизбежно ведет к возрастанию роли этнического фактора, стимулирует проявление биосоциальных законов.

Второе направление исходит из примордиалисткой концепции этногенеза, в которой преобладают антропологические подходы социобиологического и эволюционно-исторического объяснения происхождения этносов и специ-фики рассмотрения этнического .

В целом, приведенный анализ источников свидетельствует о растущем интересе к изучению этнических проблем, этногенезу, становлению и развитию национальных культур с позиций интегративного, комплексного подхода. Социально-философский или философско-социологический анализ проблем этнического самосознания и самоидентификации в социокультурной среде полиэтнического региона до сих пор оставались вне серьезного рассмотрения. Перед социальной философией, теоретической и исторической культурологией встает задача поиска таких элементов культуры, которые смогут способствовать сохранению духовного начала социума. В этом плане традиции представляют собой некий механизм, аккумулирующий и трансформирующий столетиями отшлифованный опыт народа, элементом духовности и национального самосознания.

Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. № 1.

2 Вяткин Б. А, Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности. // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 69-75; Лурье СВ. Историческая этнология. - М, 1997; Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999; Сикевич З.В. Этнический фактор в политических процессах современной России: Дисс... д-ра социол. наук (23.00.02) / С.-Пб. гос. ун-т. - СПб., 1997; Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998; Арутюнян Ю.В., Дроби-жева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М, 1998; Стефаненко Т. Этнопсихология. -М, 1999; и др.

В свете вышеизложенного рассмотрение содержания социокультурных и этнополитических процессов в полиэтническом регионе при становлении нормативно-правовой основы субъекта федерации на примере Республики Адыгея представляет значительный интерес.

Объектом исследования в диссертации является этносоциальные процессы в развитии народов России, конкретно — адыгского этноса, в условиях глобализации экономики и культуры рубежа XX-XXI столетий.

Предметом исследования выступает роль этнической культурной традиции, этнического самосознание и этнической самоидентификации в сохранении и социально-политической суверенизации отдельного этноса (на примере Республики Адыгея) в социокультурной среде полиэтнического региона.

Основной гипотезой исследования выступает концепция этнической идентификации (самоидентификации), объединяющая своеобразный комплекс автостереотипов и приписываемых характеристик, целостной мифологемы, включающей взгляды на прошлое, настоящее и будущее этноса и мировоззренческое обоснование этнической самоидентификации народа. Этническое качество и своеобразие, поддерживаясь силой национальных традиций, сохраняется и приводит к обострению традиционного этнического самосознания в этнокультурных общностей.

В связи с этим основной целью исследования является философская рефлексия этносоциальных процессов как совокупности изменений и явлений, с помощью которых осуществляется трансформация этноса и его становление как субъекта Российской Федерации.

В связи с поставленной целью, в диссертационной работе решаются следующие основные задачи:

- Теоретическое исследование содержания понятия «этническое сознание» и связанных с ним «этничность» и «этническая идентичность», соотно-

шение «этнического» и «этнонационального», «традиции» и «обычая» в процессе «национальной самоидентификации».

Анализ региональных социокультурных и этнополитических процессов в Адыгее в связи с изучением вопросов интеграции региона в российскую и мировую экономику и культуру.

Исследование значения традиционных этнических форм бытового уклада и национальной культуры адыгов в сохранении этноса в условиях глобализации экономики, политики и культуры России.

Определение тенденций и перспектив межнациональных отношений в Республике Адыгея и северокавказском регионе и влияния традиционного социально-нормативного в формировании толерантных отношений между этносами.

Методологической основой осуществленных в диссертации исследований являются основополагающие принципы социально-философского анализа, в том числе, диалектического единства социальных процессов и принцип историзма. В работе также используется метод сравнительно-исторического анализа, позволяющий более глубоко и доказательно выявлять особенности изучаемого предмета на примере адыгского этноса в масштабе истории и культуры народов Северного Кавказа и России.

Новизна осуществленного диссертационного исследования заключается в следующем:

- Поставлена и разрешена актуальная социально-философская проблема
философской рефлексии основных понятия «этнического», теоретически пе
реосмыслены и уточнены понятия «этнос», «этническая идентичность», «на
циональная самоидентификация».

Проанализирована роли этнокультурной традиции в сохранении и упрочении этнического самосознания адыгского этноса в условиях глобализации и интеграции российского общества.

- Исследованы специфические «личностно-центрические» особенности этнокультурной самоидентификации адыгского этноса, показана роль традиций и обычаев в формировании толерантных межнациональных отношении народов Северного Кавказа и республики Адыгея.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Рубеж XX-XXI столетий характеризуется принципиальным изменением ситуации в сфере этносоциального и этнокультурного самоопределения народов. Глобализация экономики, политики и культуры человечества создает условия к преодолению не только политических, культурных, но также и этнических различий между людьми. Теоретико-методологической основой рассмотрения этнонациональных и межнациональных проблем выступает концепция этнической идентичности и самоидентификации личности или группы в социокультурной среде административно-территориального сообщества - полиэтнического региона.

  2. Устойчивые архетипы сознания этноса, закрепленные в социально-бытовой сфере, сохраняются как этнокультурные обычаи и традиции, нравственные принципы и этническая мудрость социального опыта, представлены в этническом культурном комплексе этноса и вызывают обострение национального самосознания народов в современных условиях.

  3. Сохранить свою этническую и этнокультурную идентичность народ (в совокупности образующих этнос отдельных членов) способен только посредством заботы о сохранении национального языка, традиционных форм быта и культуры. В этом стремлении народа существенную помощь способно оказать демократическое, выражающее волю народа государство. В двуедином этнокультурном процессе «глобализации» и «национализации» формирование общечеловеческой культуры происходит при одновременном расцвете национальных культур и национальной этнической самобытности народов.

  4. Анализ особенности этнокультурных процессов в адыгском этносе в условиях современности показывает, что врастание России и Адыгеи в мае-

штаб планетарного человечества не сопровождается отрицанием самобытности адыгского этноса и его культуры. Более того, имеет место факт возрастания переживания народом своей национальной идентичности, сопровождаемый стремлением сохранить национальный язык, культуру, традиционные формы бытового уклада и человеческих отношений. Поддерживаемое социально-политически и экономически со стороны демократического государства, стремление народа (в совокупности образующих его отдельных представителей) к сохранению своей этнической традиции является важнейшим основанием укрепления этнической идентичности адыгов.

5. Разновеликость социально-экономического и культурного развития населяющих полиэтнические государства этнических общностей не предполагает интенсификацию национального вопроса. Обострение национального вопроса в современных условиях связаны с ролью государства в регламентации межэтнических отношений и особенностями функционирования политической системы; межэтнические отношения в этническом конфликте имеют не столько этническую, сколько политическую окраску и содержание при наличии объективных социально-экономических условий и специфических факторов. В то же время, участие государства в поддержании и развитии этнической идентичности и этнокультурной традиции народа адыгов, культуры других проживающих в Адыгее этносов, является решающим условием к предотвращению возможностей развития тенденций национального радикализма в регионе.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Осуществленное в диссертационной работе исследование этнокультурной традиции в национальном самосознании этноса в условиях трансформирующейся России рубежа ХХ-ХХІ столетий, по мнению автора, обладает определенной теоретической и мировоззренческой ценностью и является существенным шагом вперед в социально-философском анализе происходящих в постсоветской России этносоциальных преобразований. Содержащиеся в ней

выводы направлены на совершенствование межнациональных отношений, на сглаживание межэтнических конфликтов и достижение согласия и стабильности на Северном Кавказе.

Материалы диссертации, содержащиеся в ней положения и выводы могут быть использованы в педагогической практике, в преподавании соответствующих тем социальной философии, социологии, теории и социологии культуры, этики, эстетики и др. дисциплин. Выводы диссертационного исследования могут быть также использованы в практике социального управления и направлены на совершенствование межнациональных отношений, на сглаживание межэтнических конфликтов и достижение согласия и стабильности на Северном Кавказе.

Апробация диссертации. Результаты исследований докладывались на региональных и университетских научных конференциях. Идеи, положения и материалы диссертации использовались автором в педагогической деятельности в Краснодарском государственном университете культуры и искусств при чтении курсов социологии и политологии.

Структура диссертационного исследования. Диссертация изложена на 184 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, и заключения. Список литературы включает 288 наименований, в том числе 47 авторефератов диссертаций.

Этничность и этническая идентичность

Во второй половине XX столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности - принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". В понятие «этничность» различные авторы и исследователи вкладывают собственный авторский смысл, поскольку значение термина "этнос" до сих пор остаётся неоднозначным. Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического и культурного развития общества. Зарубежные авторы рассматривают этнос как социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных. В современной западной «культурной (социальной) антропологии», - науке равнозначной современной «российской этнографии» (этнологии), - понятию «этнос» соответствует понятие «этничности», вычленяемое в качестве признака или их совокупности у каждого индивидуума, входящего в различные социальные группы, с которыми индивидуум себя идентифицирует. Этничность рассматривается как процесс, в котором особое значение имеет повседневное воспроизводство характерного поведения и действия с помощью совокупности культурных маркеров (этнического кода), или «этнисити»1 — как многокомпонентное соотношение себя с различными группами общества.

В эпоху возникновения и упрочения всемирного экономического пространства, упрощения процессов миграции народонаселения и межнационального общения, формирования общечеловеческой культуры проблема этнического самоидентифицирования и сохранения традиционных этносов все более и более теряет объективную социальную детерминацию и становится проявлением этнической воли личности. Если субъектом этноса в предшест Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983. вующей человеческой истории в определяющим был род, необходимость выживания и развития, то в современных условиях на первое место выходит отдельный человек и переживаемое им сознание этнической идентичности — самоидентификация в качестве представителя определенного народа. Специфичность этнического качества народов в условиях глобализирующегося человечества обнаруживает себя среди представителей, так называемых, численно малых народов, потеря этнического своеобразия представителями которых переживается особенно остро. Данный подход к этнической проблематике сформировал «теорию этничности», в рамках которой рассматривается «этнический менталитет», то есть, существующие в данном хронологическом пространстве этнические стереотипы поведения.

Таким образом, принципиально новым для специфического в российской социальной философии осмысления содержания понятий этноса, этничности и этнической идентичности сегодня является изменение особенных теоретических парадигм, в масштабе которых происходит анализ «этнического».

Этническое сознание и социально-деятельное самоопределение человека обнаруживают в себе диалектически-противоречивое сопряжение Начал социальности и обусловленного природой человека фундамента консолидации. Этнос, по определению Я.Н.Гумилева, есть «феномен биосферы»1, не отторгнутый от специфически-социальных условий существования людей, детерминированный, в том числе, и последними, однако не перестающий от этого быть естественным природным единством человеческой популяции. Подчеркнутая Л.Н. Гумилевым биосоциальная сущность человека позволяет более адекватно, чем традиционные для социальной философии советского времени подходы, объяснять как природу этноса, так и действительные причины, по которым изменению социально-политических и экономических ус Гумилев Л. Н.Этногенез и биосфера Земли. - С. 15 ловий жизни народов не сопутствуют механически те или иные определенные преобразования в специфической этнической сфере. В частности, именно методологическая опора на биосоциальное понимание природы этноса позволяет сегодня объяснять тот специфически-парадоксальный факт, когда экономическая интеграция народов в масштабе глобального человечества своим следствием имеет обострение национального самосознания и осознание своей национальной идентичности. Этническая общность, основой которой является быт, представляет собой осознаваемое и переживаемое единение «по происхождению», которое с распадом исторически ранее детерминировавших ее социальных факторов обостряется в переживании на псижо-логическом уровне

Становление и развитие национальной культуры (социально-философский анализ)

Рассмотрение элементов традиционной культуры позволяет прояснить ряд принципиально важных вопросов. Во-первых: оно может показать, какие традиционно-культурные элементы сохранились, т.е. дошли до наших дней, почему и каковы их место и роль в современной северокавказской культуре. Во-вторых, уяснение вопроса о конструктивных элементах традиционной северо-кавказской культуры дает в итоге как бы схему, конституирующую придающую жизненность культурному универсуму, его основным механизмам.

Сохранение традиций на Кавказе объясняется многими причинами и, в частности, тем, что здесь многие этносы довольно долго развивались в рамках традиционного общества. Революционные преобразования социализма не имели по отношению к культурным традициям столь радикальных последствий, как для других регионов. Они как бы даже «законсервировали» многие формы традиционной культуры. Традиция и социализм сходились, например, в том, что общественное понималось выше, чем личное в утверждении коллективистских ценностей, иерархии, в строгом следовании моральным предписаниям и пр. Северный Кавказ в меньшей степени, чем многие другие регионы был вовлечен в процесс индустриализации. Здесь не было массового исхода жителей села в город. Живучести традиций способствовало сохранениє и широкое использование национальных языков, а также действие других механизмов социально-культурного наследования. В то же время в борьбе с обычаями, объявленными «реакционными» и «отжившими», традиционности Кавказа был нанесен серьезный удар. Ее вытеснение из многих сфер общественной жизни имело и объективную основу — построение на Кавказе индустриального общества1.

В обыденном сознании любая традиция воспринимается чаще всего с точки зрения принадлежности ее к определенному этносу и выступает как этническая характеристика.

Однако традиция, как социально-организованный стереотип мышления и поведения, может выходить и, как правило, выходит за границы обитания этноса. Поэтому, наряду с традициями «чисто этническими» (или близкими к таковым) и выделяют традиции региональные, профессиональные, сослов-но-классовые и др.

Отождествление традиционной и этнической культур неправомерно также потому, что этническая культура включает в себя все компоненты культуры (в том числе и современные), имеющие этническое происхождение. А традиционная культура воспринимается как культура доиндустриального общества. Однако этнические детерминанты генезиса традиции часто играют подчиненную роль по отношению к социальным и экономическим факторам современного индустриального общества в условиях перехода к постиндустриальному обществу. При анализе специфики традиционной культуры как правило выделяют не этнические характеристики культуры, а на «интернациональные», «надэтнические», подчеркивая приоритет групповых, клановых, сословных интересов над интересами личности: «сам дух феодализма постоянно порождал общины, братства, всевозможные корпорации со свои ми обязанностями, идеологическими компонентами и этическими императивами. Они обеспечивали существование индивида, оказывали ему защиту и покровительство. И это было для него важнее стеснительных обязанностей и ограничений, налагаемых на него этими общностями»1.

Наиболее устойчивые культурные комплексы, обладающие повышенной социальной значимостью и воспроизводящиеся в нескольких поколениях, образуют традиции. Традиции выступают как регуляторы типов поведения и как национальная ценность. Ценности, технологии, искусства, типы поведения, этика, мораль и другие элементы культуры оказывают друг на друга определенное влияние. Все вместе они и образуют интересующий нас объект -традиционную культуру. Прибавление к ней новых элементов (инокультур-ных традиционных и нетрадиционных) лежит в основе культурной интеграции2.

Согласно точке зрения Р.А.Ханаху, выделяющего четыре основных группы характерных черт национальной традиции в культуре как культурном комплексе идентичности адыгов, первыми по значению являются бытовые особенности и своеобразный воинский стиль жизни горцев, что нашло свое отражение не только в одежде, но и в чертах поведения, а также в традиционном сознании этноса, в том числе в пословицах, поговорках, притчах, тостах, преданиях и др.

Второй из культурных комплексов связан с традиционным кавказским гостеприимством: дом или помещение, специально предназначенные для гостей, «гостевые предметы» домашнего обихода, обязательность визитов к гостям уважаемых лиц селения, абсолютная ответственность хозяина за полное благополучие гостя и др.

Особенности проявления этносознания адыгов и современные этнополитические процессы

Для Северного Кавказа характерна дифференциация населения на различные культурные, этнические, религиозные и идеологические общности, с одной стороны, и их институализация как результат социального взаимодействия с государственной властью, становление формальных и неформальных элит, национально-культурных организаций — с другой стороны.

Северный Кавказ и его современная культура исторически сформировались на стыках между христианским, исламским и языческим мирами. Это привело к появлению достаточно своеобразного культурного плюрализма и толерантности. Особое место занимает Чеченская Республика - Ичкерия, которая в результате вооруженного конфликта может обособиться как исламо-кавказский, тяготеющий к традиционности особый моноэтнический северокавказский район.

В целом же сегодняшняя культура Северного Кавказа отличается много-слойностью, полисубъектностью, синкретизмом. Ее нельзя однозначно отнести ни к модернистскому, ни к традиционному типу. Можно лишь говорить, что по мере продвижения на восток традиционность несколько возрастает, хотя и там имеются достаточно мощные модернистские анклавы.

Краснодарский край можно рассматривать как перекресток культурных интересов многих субъектов межэтнического диалога, содержание которого во многом определяется участием русского этноса. Русские составляют 83% от общей численности населения. Поэтому культура русского этноса становится фактором не только социальной, но и политической жизни, фактором урегулирования федеративных и национальных отношений.

Во-первых, русская культура на Северном Кавказе обеспечивает эволюцию русского этнокультурного архетипа, сохранение его традиционных и приобретение новых свойств.

Во-вторых, она отождествляется с государственностью и с федеральным центром.

В-третьих, создает условия для межкультурного диалога других этносов и этнических групп.

Лояльность, терпимость, миролюбие, присущие русской культуре, чрезвычайно важны в регионе, где межнациональные отношения отмечены напряженностью и нередко открытым противостоянием. В этих случаях русская культура, как никакая иная, способна формировать поле для межэтнического компромисса, для паритетного ролевого участия в культурном процессе представителей разных этнолингвистических групп, разных религий.

В Краснодарском крае и Адыгее, в частности, можно выделит три группы основных участников межкультурного диалога, это: восточнославянские народы, северокавказские народы и переселенческие этнические группы (диаспоры). Эти группы не являются гомогенными по своему составу и различаются по происхождению, региону выхода, этнолингвистическим характеристикам, религиозной принадлежности, особенностям этнического менталитета участников.

Такая культурная мозаичность, при определенных обстоятельствах, может послужить катализатором этнических и политических конфликтов. Северный Кавказ, как показала практика 90-х годов, способен стать очагом не стабильности. Поэтому правомерна постановка вопроса о том, в какой степени сами культурные отличия могут быть фактором конфликтности. Задача состоит в том, чтобы проанализировать оппозицию культур, выявить условия и факторы «культурного согласия» («консенсуса») и «культурного несогласия» («конфликта»). Существуют различные подходы к анализу таких культурно неоднородных обществ1.

С одной стороны, конфликтность порождается утратой целого ряда элементов традиционной культуры и ликвидацией традиционных социальных структур, построенных на родовых (клановых, тейповых, локальных и проч.) отношениях, что зачастую рассматривается этническими сообществами как утрата своей идентичности. С другой стороны, противоречия рождаются в условиях несложившегося механизма взаимоотношений субъектов федерации, которые по-прежнему связаны системой федеральный центр - админи-стративно-териториальное деление - субъект федерации.

Процесс накопления, трансляции и хранения материальных и духовных ценностей есть неотъемлемая часть жизнедеятельности людей и в силу своей природы выступает источником жизнеспособности и условием самодостаточности социального организма. Это означает, что социальная память является сферой колоссальной интеллектуальной и духовной работы, которая в конце концов решает вопрос о том, каким быть обществу в перспективе, а также каков его потенциал.

Гуманистические принципы в обществе концентрируются в социальном разуме. Социальный разум либо ревизирует социальную память, либо вир-туализирует социально-значимую информацию. Социальному разуму принадлежит решающее слово в формировании открытости или закрытости этносов и толерантности человеческих отношений. Толкование содержания социальной памяти социальным контексте современной философии межэтни См., напр.: Доган М, Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. - М. 1994.ческих отношений ведет к взаимному доверию и сотрудничеству, пониманию, осознанию взаимосвязанности современных этносов единым образовательным, информационным, социально-политическим пространством, как в локальном, так и в региональном масштабе.

Социальная память состоит из различных компонентов, таких как этническая, политическая, экономическая и т.д. память.