Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экзистенциальное время и культура Черниева Зинаида Леонидовна

Экзистенциальное время и культура
<
Экзистенциальное время и культура Экзистенциальное время и культура Экзистенциальное время и культура Экзистенциальное время и культура Экзистенциальное время и культура Экзистенциальное время и культура Экзистенциальное время и культура Экзистенциальное время и культура Экзистенциальное время и культура
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черниева Зинаида Леонидовна. Экзистенциальное время и культура : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Екатеринбург, 2004 150 c. РГБ ОД, 61:04-24/116

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Феномен экзистенциального времени. 14

1.1. Экзистенциальное время как выражение полноты со- бытия экзистирующего человека и мира . 14

1.2. Экзистенциальное время как динамическое триединство Нечто - Бытие — Ничто. 30

1.3. Экзистенциальное время как вечно творимое настоящее. 51

Глава II. Экзистенциальное время культуры 71

2.1. Время как культурологическая категория. Время культуры и философские концепции времени. 71

2.2. Культура как экзистирующий феномен 104

2.3. Экзистенциальное время и современность. 116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

Введение к работе

Актуальность исследования.

Культурология — относительно молодая наука, находящаяся в стадии становления. Среди теоретиков культуры все еще не утихает накал страстей при обсуждении таких важнейших проблем как определение статуса культурологии в системе современного гуманитарного знания, ее структуры, методологии и т. д. Одна из центральных проблем подобного рода - разработка собственного категориального аппарата культурологии. Многие теоретики культуры сходятся во мнении, что ряд философских категорий — таких как Бытие, Пространство, Время и т.п. - могут использоваться для характеристики культуры. Однако в рамках культурологии эти категории обретают иные грани, в связи с чем представляется актуальным рассмотрение их в системе культурологического знания.

К числу важнейших философских категорий относится время — понятие предельно общее, фундаментальное, отражающее самые существенные связи и отношения действительности. Существует многовековая традиция осмысления времени. Важнейший вывод, к которому пришла философская мысль относительно времени, заключается в том, что нет абстрактного времени, а есть время конкретных феноменов. Культура тоже имеет собственное время -«время культуры». Эта категория сложна и многопланова, поскольку характеризует бытие и становление такой сложной системы, каковой является культура. Несмотря на очевидное для всех представление о культуре как историческом, временном феномене, понятие «время культуры» как специфическая категория в достаточной степени не осмыслена.

Однако отнюдь не только необходимость теоретических
построений определяет актуальность обозначенной проблемы.
Современное состояние культуры, процессы, в ней происходящие
и, в частности, изменение характера отношений человека и
культуры - также актуализирует проблему времени. Понимание
времени — один из главных жизненных ориентиров человека.
Каждая эпоха, каждое поколение определяют это отношение по-
своему. В современном обществе, по мере развития и усложнения
научно-технического прогресса, формируется ориентация на
деятельность, целью которой является неограниченное никакими
нормами потребление. Человек в таком обществе все больше и
больше превращается в средство, в функцию. Будучи по своей
природе эмпирико-трансцендентным существом, индивид
превращается просто в эмпирическое существо, отчуждаясь от
самого себя, забывая свою бытийственную основу, свою
целостность и уникальность. Поэтому современные направления
гуманитарного познания ориентируются, в первую очередь, на
решение экзистенциально-смысловых проблем человека. В свете
бытийственной проблематики особо: актуально представляется
концепция экзистенциального времени, в осмысление которой
привлекается т. н. «вненаучное» знание, выраженное посредством
художественного образа. В настоящее время наряду со все более
дробной дифференциацией наук идет процесс интегрирования
знанию. Дисциплинарная организация науки оправдана, лишь при
условии постоянного внимания;к теоретическому синтезу. В связи с
этим большое значение приобретают междисциплинарные
исследования: Концепция- экзистенциального времени,

рассмотренная здесь на стыке философского, культурологического и искусствоведческого знания, обретает большую целостность и многогранность. Осмысление искусства как феномена культуры,

к-

особый экзистенциальный опыт существования человека, где встречаются вечное и вневременное.

Разработкой проблемы так называемого «социального» времени в определенной степени решался вопрос о преодолении оторванности времени от реальной жизни людей. Это понятие осмысливалось в работах В.Г.Афанасьева, М.С.Кагана и др.

Категорию времени в системе культурологического знания осмысливали О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н: Коган, С. Неретина, Л. Огурцов и др.

Экзистенциальное время связано с осмыслением понятия «современность». Уровень индивидуального постижения современности рассматривали Н.А.Бердяев, М.М.Бахтин и др. Современность как целостная конструкция миропонимания осмыслена С.Патласовым.

Попытка исследования культуры как экзистирующего феномена и его экзистенциального времени осуществляется в этой диссертации впервые.

Объект исследования.

Экзистенциальное время, которое нельзя назвать субъективным или объективным, оно возникает в со-бытии экзистирующего человека и мира.

Предмет исследования.

Со-бытийственный уровень отношений экзистирующих феноменов — человека и культуры.,

Цель и задачи исследования.

Целью исследования является анализ сущности
экзистенциального времени, выраженной посредством

художественного образа; осмысление культуры как

экзистирующего феномена и его специфических временных свойств..

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обосновать экзистенциальное время как выражение
полноты со-бытия экзистирующего человека и мира.

2. Рассмотреть экзистенциальное время как вечно творимое
настоящее. Проанализировать художественные образы памяти
как «экзистенциальной вечности» во временном человеческом
существовании.

3. Осмыслить экзистенциальное время как динамическое
триединство Нечто — Бытие — Ничто, соотнести его с тремя
основными значениями времени: времени как цикла, времени
как линии, времени как множества (со-бытия).

4. Показать, что философские концепции
субстанционального и реляционного времени, являясь, на
первый взгляд, взаимоисключающими, в концепции
экзистенциального времени являют свое нерасторжимое
единство и характеризуют феномены (и, в частности, феномен
культуры) с точки зрения конечности и потенциальной
бесконечности.

5. Показать, что культура как сложная саморазвивающаяся
система «бытийствует» лишь тогда, когда все ее основные
подсистемы трансцендируют к «целому» этой культуры
(Природе, Богу, Человеку и т.д.).

репрезентирующего ее сущностные характеристики, позволяют обогатить строгую научную мысль.

Степень разработанности проблемы.

Проблема времени имеет длительную историю осмысления. Анаксимандр, Гераклит, Платон, Аристотель,, Августин, Р.Декарт, И. Ньютон, Г.В. Лейбниц, И*. Кант, А. Эйнштейн и другие сформулировали важные идеи относительно сущности времени, его взаимосвязи с движением, пространством. Ими были заложены основы т.н. динамической и статической, субстанциональной и реляционной концепций времени, осмыслена временная непрерывность и дискретность. Новые характеристики времени в рамках феноменологии выявляет Э. Гуссерль, в их числе — неоднонаправленность, неоднородность времени, пересечение различных временных пластов, связь со смысложизненными установками индивида.

Критически осмысливая и обогащая феноменологию Гуссерля, экзистенциализм переводит проблему времени в сферу индивидуального человеческого бытия, время трактуется как самая важная его характеристика, выражающая направленность и конечность человеческой жизни. Аспект соотнесения времени с индивидуальным опытом пребывания человека в «пограничных» ситуациях рассматривают А. Камю, Ж.П. Сартр, К. Ясперс, Л.Шестов И' др. Историчность, человеческого бытия определяется в их концепциях «заброшенностью» индивида в мир сущего, в мир обезличивающей повседневности. Н.А. Бердяев разрабатывает учение о трех разновидностях времени — космического, исторического и экзистенциального. Его концепция во многом «перекликается» со взглядами на сущность времени тибетского

мыслителя Тартанга Тулку Ринпоче, выделявшего три «размерности» времени.

В постмодернизме (Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар и др.) утверждается мысль о бесконечном повторении, пересечении разных временных отрезков, исключается возможность сведения времени к простой хронологической последовательность, утверждается мысль о взаимопринадлежности времени и человека.

Идеи и методы синергетики, широко внедряемые в настоящее время во многие научные дисциплины, имеют важное философско-методологическое и мировоззренческое значение. И.Пригожин в своих исследованиях стремится просредством времени «соединить бытие и становление».

Большое влияние на разработку проблематики

экзистенциального времени оказали историко-культурные исследования В.С.Баткина, А.Я.Гуревича Д.С.Лихачева и др. Они заострили внимание на исторической изменчивости категории времени, ее аксиологическом аспекте. Время стало связываться с событиями человеческой жизни, с ценностными, духовными проблемами.

Экзистенциальное время связано с индивидуальным
уровнем, временения человека. Большое значение в разработке
проблематики т.н. психологического (субъективного) времени
имеют работы П.П.Гайденко, И.В.Мотрошиловой,

Р.Г.Подольного и др.

Экзистенциальное время как смысловой ориентир человеческого существования, как средство вечности и повседневности рассматривает А.В.Дроздова, впервые обращаясь к проблеме образного воплощения идеи экзистенциального времени, осмысливая поэтическое слово как

6. Посредством художественного образа осмыслить понятие «экзистенциального мига» (мгновения, отмеченного бытийственной полнотой), «экзистенциальной длительности», «экзистенциальной вечности».

Положения, выдвигаемые на защиту, обладающие научной новизной:

  1. Экзистенциальное время - это длительность, укорененная в вечности, где онтологически они (длительность и вечность) равноправны.

  2. Экзистенциальное время выражает единство непрерывности и дискретности, динамики и статистики, субстанции и реляции временного феномена.

  3. Культура - временной феномен, где встречаются и взаимодействуют время и вечность, изменяющееся и неизменное.

  4. Культура является экзистирующим феноменом. Трансцендентность к Природе, Богу, Человеку определяют ее историческую сущность и специфику ее экзистенциального времени.

5. Искусство, обращаясь к художественному осмыслению категорий времени и вечности, часто идет по пути соотнесения художественного образа некоей длительности, с «более высокой

размерностью» (образ вечности), интерпретируя последнюю не как «непреходящее», а как «непреходящее в преходящем».

Теоретико-методологическая основа исследования.

В теоретико-методологическом плане большое значение
имели взгляды М. Бахтина на специфику гуманитарного
познания, отличную от всеобщих методов научного
(естественнонаучного) познания. В отличие от

естественнонаучного познания, которое строит свой идеальный объект в одном пространственно-временном континууме, гуманитарное знание, в том числе познание культуры, стереоскопично. Оно строиться в нескольких пространственно-временных средах, совмещая проекции хронотопов события, повествователя (автора) и исследователя. Такое совмещение вводит феномен культуры в контекст экзистенциального времени (Бахтин называет его Большим временем), в котором все культуры сопричастны друг другу, а их интерпретация имеет принципиально открытый, незавершенный характер.

Понимание - основной, адекватный своему предмету метод познания гуманитарных наук. Предмет гуманитарного познания всегда сохраняет смысловое ядро, доступное только пониманию с его принципом незавершенности. Принципиальной незавершенности гуманитарного познания соответствует и познавательный аппарат. В частности, с этим связано многообразие и метафоричность его терминов, их «текучесть», нестрогость приемов познания, например, допустимость сближения удаленных по времени явлений культуры, без указания посредствующего звена. Поэтому здесь не срабатывает критерий точности. Идеалом научности здесь выступает не

точность, а глубина проникновения в художественный образ и его интерпретация в контексте экзистенциального времени.

Современная наука, именуемая как постнеклассическая, связана с необходимостью крупнейшего парадигмального сдвига, который требует введения в теоретическую философию новых генерирующих идей, определяемых осмыслением мира неравновесных онтологических структур. Научная парадигма, утверждающая непредсказуемую многовариантность будущего, принципиальную открытость хода истории, нуждается в новых средствах методологического анализа. Многие мыслители подчеркивают необходимость выхода на новый, метанаучный уровень знаний, включающий в картину мира не только рационально осмысленные объекты, не только данные естественных и точных наук, но и внерациональные средства постижения бытия, в числе которых важнейшую роль играет художественное мышление.

Практическая значимость исследования.

Диссертация носит междисциплинарный характер, она
выполнена на стыке культурологи, философии,

искусствознания. Материалы исследования могут

использоваться в преподавательской практике для разработки спецкурсов по философии искусства. Ими могут пользоваться работники музеев изобразительного искусства, преподаватели таких дисциплин как мировая художественная культура, изобразительное искусство, культурология, литература и др.

Концепция экзистенциального времени, позволяющая по-новому осмыслить аксиологические и мировоззренческие

//

проблемы, может использоваться в практике психологии и педагогики.

Апробация работы.

Материалы исследования широко использовались автором в лекционной и семинарской работе. Диссертация обсуждена на кафедре культурологи Тюменского института искусств и культуры, на кафедре философии Тюменского государственного университета. Некоторые ее положения докладывались автором на регионально-практической конференции «Формирование духовной культуры личности» (Тюмень 1997), на всероссийской конференции «Культурологические проблемы развития региона» (1999). Основные выводы исследования отражены в следующих публикациях:

  1. Черниева З.Л. Пространственно-временные структуры в изобразительном искусстве // Формирование духовной культуры личности (материалы республиканской научно-практической конференции «Формирование духовной культуры личности в условиях Западно-Сибирского региона 24 - 27 марта 1997) - Тюмень 1997, - с.106 - 108.

  2. Черниева З.Л. Экзистенциальное пространство в живописи и графике 80-х гг. // Теория и экология разума. Выпуск 7. Тюмень: ТГНУ, 1999, - с.

  3. Черниева З.Л. Пространство и время А. Зунде // Сибирское богатство, 2000 - № 4 - с.44 - 46.

  4. Черниева З.Л. Экзистенциальное время и его образное воплощение в изобразительном искусстве.// Теория и экология разума. Выпуск 10. Тюмень: «Вектор Бук», 2003, - с.194 -203

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем диссертации - 150 страниц, список литературы включает 194 наименования.

Экзистенциальное время как выражение полноты со- бытия экзистирующего человека и мира

Время есть мера изменений. Изменение составляет сущность времени и определяется как единство исчезающего, пребывающего и наступающего(единство прошлого, настоящего и будущего). «Время и изменение не связаны друг с другом, а просто есть одно и то же, лишь выражаемое разными словами и в разных аспектах мысли.» (С.А. Аскольдов) ( 7 ,-с.80)

Обычно слово «время» ассоциируется с некоей разрушительной стихией, все изменяющей и уничтожающей. Но каждый человек приходя в этот мир, задается вопросом: а есть ли что-то во мне или в мире неизменное, неподвластное времени, вечное? Экзистенциальное время выражает специфику отношения изменяющегося и неизменного, конечного и бесконечного, временного и вечного.

Н.А. Бердяев, говоря об экзистенциальном времени, прежде всего, определяет его как время необъективируемое, т.е. проявляющегося. не в феноменальном (объективном) мире, а в ноуменальном, трансцендентном. Развивая идею о пограничном положении искусства между этими мирами, он именно в искусстве видит средство постижения того, что не дано в непосредственном опыте. Следуя этой мысли философа, в осмыслении экзистенциального времени мы будем привлекать произведения искусства, в которых наиболее ярко выражен тот или иной аспект этого времени.

Выделяя сущностные характеристики экзистенциального времени, выраженные в художественных образах литературы, живописи, графики и т.д., мы будем свободно «путешествовать» во времени, т.е. шедевры мирового искусства будут анализироваться без учета хронологической последовательности их создания. Скажем, произведение художника XX века может сопоставляться с произведением, созданным в XVII веке, поскольку в «актуальной культуре как «вечном настоящем»» (Л.Н. Коган) эти культурные феномены современны. Интерпретатор же, еще более осовременивает их, сближает во времени, выявляя их вечностные смыслы.

Осмысливая экзистенциальное время, не надо полностью отождествлять его с концепцией времени философов-экзистенциалистов, хотя многие их идеи является безусловно плодотворными, и мы неоднократно будем ссылаться на теоретические и художественные работы Н.Бердяев, А.Камю, К.Ясперса, Ж.П.Сартра. Концепция времени у экзистенциалистов восходит к пониманию времени в «философии жизни» (Дильтей) и в феноменологии Гуссерля. Многие поздние, работы Гуссерля посвящены проблеме времени, где главная задача - показать временение сознания. Концепция его заключается в том, что время рассматривается не само по себе, как некая абстрактная сущность, а как субъективное условие познания и понимания, позволяющие человеку обретать внутреннюю историчность существования. Мысль о временности сознания проясняет темпоральное единство Я, направленное во-вне, и приводит к особому аспекту времени - экзистенциальной временности. (61, -с.5)

В экзистенциализме время определено конечностью человеческой жизни (К.Ясперс, Ж.П.Сартр), в которой имеет значение индивидуальный опыт человека, рассматриваемого как здесь-бытие.

Противопоставление «бытия» и «сущего», «настоящего» и «ненастоящего» приводит в экзистенциализме к разделению времени на «обычное, повседневное» и время трансцендентное. Причем «повседневное» время трактуется как тягучая, скучная длительность, в которую человек «заброшен», и от которой его «тошнит» (Ж.П.Сартр), в которой он чувствует себя абсурдным (А.Камю). Эта повседневность иногда прорывается «экстазами» в транцендентность, за которыми вновь следует томительное существование в «обычном» времени. Так понятое экзистенциальное время обесценивает опыт временения человека в. этом мире (предполагается «иной» мир, более совершенный, иное время — трансцендентное). Вместо чувственного, интимного единения с миром, любовного слияния, в котором растворяется антиномия субъекта и объекта, Я и мира, постулируется разъединение, полупрезрительное отношение к миру «имманентному» (хотя таковым он предстает только тем, кто видит его лишенным тайны, кто свел его к образу «бездушной материи»). Отсюда «знаменитая» сартровская тошнота, брезгливость Н.А.Бердяева: «Если бы меня спросили, от чего я более всего страдаю не в исключительные минуты, а во все минуты жизни и с чем более всего принужден бороться, то я бы ответил. — с моей брезгливостью, ... у меня есть брезгливость вообще к жизни и к миру». (16,-с.515)

Герой романа Ж.П. Сартра «Тошнота» А. Рокантен также выражает недоверие к Природе, сомнение в непреложности законов ее развития, на которые так рассчитывают люди в своих планах, проектах. Она живет по каким-то своим, совершенно безотносительным к человеку законам и, возможно, завтра, чуть изменившись, явится человеку новой пугающе-чудовищной для него сущностью: «... А я вижу ее, эту природу, в и ж у ... Я знаю, что ее покорность — не покорность, а лень, знаю, что законы для нее не писаны: то, что они принимают за ее постоянство... Это всего лишь привычки, и завтра она может их переменить.

Ну, а если что-то случиться? Если вдруг она встрепенется? Тогда они заметят, что она тут, рядом, и сердце у них захолонет...

Или какая-нибудь мать взглянет на щеку своего ребенка и спросит: «Что это у тебя? Прыщик?», - и увидит, как щека вдруг припухла, треснула, приоткрылась и из трещины выглядывает третий, смеющийся глаз.» (139- с.158)

В изобразительном искусстве можно привести целый ряд аналогий сродни этому литературному образу. В подобного рода произведениях встречается изображение глаза. Среди привычных форм земных реалий пространство вдруг разверзается взглядом изнутри него, обнаруживая его «существование», его неподвластную человеческому пониманию жизнь, вечную загадку.

Рассмотрим, к примеру, несколько произведений из графической серии «Сны в полнолуние» тюменской художницы И.Сашневой. (илл. 1) У нее «открывают» глаза многие предметы: водосточные трубы, окна; каким-то непостижимым, одновременно безучастным и сочувствующим взглядом смотрит на мир луна.

Экзистенциальное время как динамическое триединство Нечто - Бытие — Ничто

Ранее, говоря о второй «стадии» времени, отмечалась способность вещей становиться «ничем», «целиком открытыми». Понятие «Ничто» очень і важно в понимании сути экзистенциального времени.

Философское и художественное осмысление понятия «ничто» становится значительным культурным феноменом России двух последних десятилетий. К этому вопросу, в частности, обращались Кутырев В.А, Пелевин В., Селиванов А.И., Чанышев А.Н., Федоров Ю.М. и др.

Философия Ничто как размышление о понятии онтологическом имеет разнообразные историко-философские предпосылки. Для христианской космогонии Ничто - это то, из чего Бог создал мир. В буддизме ваджраяны была выдвинута идея о том, что сущность действительности сводится к невещественной, безматериальной пустоте. Китайское «дао», «бесплотное, бескачественное, беззвучное, ни от чего не зависящее» так же близко понятию Ничто. В экзистенциализме трансценденция есть Ничто, выступающее как тайна экзистенции: Ж.П. Сартр определяет человека как Ничто - у него нет природы, его существование предшествует сущности. Проблемы Ничто касались: Ф. Шеллинг, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, М. Хайдеггер. Осмысление Ничто мы встречаем и в русской философской традиции, в частности, у B.C. Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А. Бердяева.

В обыденном сознании понятие Ничто употребляется с негативной окраской и ассоциируется с понятием смерти, уничтожения, небытия. Однако Ничто это не есть просто отсутствие бытия, физическая! пустота, и она не есть отрицание.

Ничто не тождественно небытию. Небытие означает некую статику, вневременность, неизменность, пребывание в Вечности,

Ничто - еще не «сбывшееся во времени» (Хайдеггер), открытая возможность, пустота, чистая потенция. У Хайдеггера прослеживается попытка понять явное через неявное, Бытие через Ничто.

Бергсон говорит о тождественности понятий «Ничто» и «Все»: «... в представлении «уничтожения реального» есть только образ всех реальностей, бесконечно изгоняющих друг друга по круговой линии». (14, - с.285)

В российской современной культуре проблема Ничто рассматривается в разных аспектах, с разных точек зрения. В частности А.И. Селиванов в статье «к вопросу о понятии «ничто», рассматривает его с «точки зрения материализма». В его концепции «ничто» есть «активная субстанция, свободная от конкретных форм и всякой определенности, до/вне конкретной формы, постоянный бесформенный, неупорядоченный процесс (поток)». Ничто здесь трактуется как «единомоменты рождения, жизнь и гибель бытия, постоянное творчество и постоянная жажда его поглощения и возвращение в ничто (142, - с.58). А.И. Селиванов разводит понятия Бытия и Ничто как диалектические противоположности: «Отсутствие одной из категорий (абсолютные бытие и ничто), как минимум, нарушает принцип симметрии (понятий). Без наличия в себе своей противоположности (абсолютное ничто) не может осуществиться и абсолютное бытие, которое с неизбежностью вводит диалектику на уровне однополюсного абсолюта». (142, - с.60)

Любые диалектические антиномии предполагают объединяющее их целое. Так, день и ночь «умещаются» в целостное понятие — сутки, женщина и мужчина - в понятие «человек» (что можно выразить формулой В С) или горячее теплое-холодное (А - В - С).; Используя принцип троичности с позиции теории открытых систем (Косполова Н.Э.), который показывает не просто . действие закона борьбы противоположностей, но начальный уровень вариативности открытой системы, дальнейшее развитие которой выводит троичность на иной уровень, выделим объединяющее Бытие и Ничто понятие. Решая эту задачу, мы сталкиваемся с затруднением, поскольку, по-существу, «эти понятия тождественны» (Гегель, Хайдеггер); бытие «уничтожается», Ничто «порождает бытие как каждое ничто и как все». Между тем, используя приведенные выше примеры, женщина не может отождествляться с мужчиной, день с ночью. Очевидно, что понятию Ничто соответствует иная диалектическая пара, а именно - Нечто, поскольку: Нечто не может быть Ничто и наоборот. Бытие в этой паре является синтезирующей, переходной, гармонизирующей категорией. Схематично это можно-выразить следующим образом: Нечто-Бытие-Ничто.

Безостановочное, разноуровневое движение по кругу и обуславливает разнообразие. и единообразие мира. Нечто, пребывающее в «небытие» (вечности) «втягивается» в Нич-то, переходя в стадию Бытия (со-бытийствуя) и далее, уничтожаясь (то есть, становясь Ничем, открытой потен-цией, возможностью), пространство «овременяется»и вновь становится обновленным Нечто.

Время как культурологическая категория. Время культуры и философские концепции времени

В отечественной литературе по теории культуры предпринимаются активные попытки разработать категориальный аппарат культурологии (А.Я. Гуревич, Л. Н. Коган, М. Каган). Многие исследователи данной проблемы сходятся во мнении, что философские категории — такие, как бытие, время, пространство и т.п. - являются и категориями культурологии. Ведь философия является не только неотъемлемой частью культуры, но и ее своеобразным « духовным центром». К числу важнейших философских категорий относится категория времени. Существует многовековая философская традиция осмысления этой категории. Философы античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, экзистенциалисты, постмодернисты и др. внесли свой вклад в разработку понятия времени его сущности, его свойств. Важнейший вывод, которому пришла философская мысль относительно времени, заключается в том, что нет времени «вообще», а есть время отдельных феноменов, явлений, систем. Химические и биологические явления развиваются соответственно в химическом и биологическом времени, геологические процессы - в геологическом и т.д. Культура тоже имеет собственное время - время культуры. Эта категория сложна и многопланова, поскольку характеризует бытие и становление такой сложной системы, каковой является культура. Попытаемся выяснить, что же стоит за этим понятием «время культуры». Во-первых, само понятие «время», «временность» часто понимается как антиномия категории «вечность» и указывает на хронологические рамки временного явления, т.е. предполагается его начало и конец (рождение и смерть). Временной феномен нашего исследования — культура - имеет своим носителем человека и с началом его культурной деятельности рождается культура. Но, подобно тому, как новорожденный человек не сразу, а лишь со временем, обретает самосознание, так и культура осознавать себя начинает значительно позже. Так, Неретина С. и Огурцов Л. в книге «Время культуры» указывает на то, что идея «культуры родилась в конце дохристианской эры (ее связывают с «Тускуланскими беседами» Цицерона (106 , -с. ). Родившись и осознав себя, культура (будучи временным феноменом) неизбежно движется к, завершению своего временного цикла, т.е. к своему концу. Очевидно, что эта конечная хронологическая граница будет связана с исчезновением носителя культуры- человека. Погибнет ли человечество в результате глобальных природных катастроф, самоуничтожится ли в разрушительных мировых войнах, трансмутирует ли в сообщество более совершенных существ (но уже не людей-идеи о сверхчеловеке и сверхжизни высказаны Ф.Ницше, Тейяром; де Шарденом и др.) - это будет означать завершающую фазу культуры. Проблема «конца света» периодически актуализируется во многих национальных и исторических культурах, а эсхатологические мотивы лежат в основе многих произведений искусства, связанных с философской проблематикой. В частности, с глобальными катаклизмами связывает конец человечества немецкий художник эпохи Возрождения А.Дюрер в серии гравюр на темы «Апокалипсиса». В гравюре «Четыре всадника Апокалипсиса» человечество гибнет под копытами коней на которых мчатся страшные наездники - Голод, Война, Смерть, Неправедный суд. Благодаря мастерски построенной композиции фигуры четырех всадников необычайно динамичны, но в их неудержимом движении чувствуется и зловещая неподвижность. Они словно застыли перед решающим скачком, натолкнувшись на невидимую преграду (правый срез гравюры). Натянутая стрела ужасного лучника еще не летит, поражая цель, меч занесен ,но остановлен, «...мы начинаем чувствовать ,что кавалькада «стынет в грозном нетерпении» и все сильнее упирается в обрамление ,словно река в плотину, и что наступит, наконец, момент, когда венценосный победитель выпустит стрелу и сокрушит преграду на своем пути. А у Дюрера эта преграда отгораживает мир зрителя-от всадников. Значит, всадники неминуемо вторгнуться в человеческий мир -вот то будущее, которого с трепетом ждали люди, разглядывая в старину гравюру. (187а ,- с.75). С утратой человечеством духовности, с духовной слепотой связывает смерть человечества нидерландский художник 16 в. Питер Брейгель Старший в своем знаменитом полотне « Слепые». Страшная вереница жалких калек , лишенных зрения и поводыря (поскольку поводырь тоже слеп) бредет к краю оврага. Подвижные, разнохарактерные лица с пустыми глазницами лишены и тени какой-либо мысли. Замысел, картины навеян словами Христа: « Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?» Конечно же, при этом Христос имел в виду слепоту духовную. И шестеро изображенных слепых, неминуемо падающих в овраг, символизируют заблудшее, духовно ослепшее человечество. В глубине картинного пространства Брейгель изображает церковь - единственное место, где слепые могут получить исцеление. Но для того, чтобы прийти туда, нужно быть зрячим или иметь зрячего поводыря; ни то ни другое не доступно слепым Брейгеля. Жизнь человечества - это путь слепых, кончающийся неизбежной гибелью. Такова мысль художника:— философа, выраженная в последнем из дошедших до нашего времени его произведений. Мысль о конце человечества и культуры в связи с утратой человеком духовности актуальна и в современном искусстве. Метафорический образ «ослепшего» духовно человечества и картину конца света создает В.Пелевин в произведении « Generetion П».