Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 Истоки, становление и развитие олимпизма 16
1.1 Становление олимпийского движения в античности 16
1.2 Возрождение олимпийского движения в Новое время 27
ГЛАВА 2 Противоречивый характер олимпийского движения 48
2.1 Спорт в современном олимпийском движении 48
2.2 Гуманистический и социальный потенциал спорта 65
2.3 Олимпийское движение как фактор межкультурных взаимодействий в современном мире 73
2.4 Негативные явления в современном олимпийском движении 91
ГЛАВА 3 Гуманистическая ценность спорта как важнейшего элемента олимпийского движения 103
3.1 Повышение спортивно - гуманистической направленности системы олимпийского образования 103
3.2 Спортивные стимулы в ориентации на гуманистические ценности... 113
3.3 Гуманизация общества как условие повышения духовно -нравственной ценности спорта 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155
ЛИТЕРАТУРА 159
- Становление олимпийского движения в античности
- Спорт в современном олимпийском движении
- Повышение спортивно - гуманистической направленности системы олимпийского образования
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Олимпийская проблематика, в частности её историко-философские, социологические, культурологические аспекты - необозримое поле для научных изысканий. Различные подходы к этой проблеме не исключают, а наоборот,- дополняют, обогащают друг друга на пути более углубленного изучения и осмысления сложной, многоаспектной олимпийской проблематики.
Трудно найти иное социальное явление, которое вызывало бы к себе столь большое внимание и симпатию как олимпизм, шагнувший в третье тысячелетие своего супдествования. В наше время его роль и значение стали такими весомыми и, в то же время противоречивыми, как никогда в прежней истории. Современный олимпизм занимает особое место в социальной и культурной жизни общества, существенно влияет на образ жизни людей, формирует спортивный образ жизни человека. Он признан в мире как значимая социокультурная формация, в которой заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, стремление к миру, сотрудничеству и взаимопониманию.
Рассматривая Олимпийские игры как одно из выдающихся, феноменальных явлений XX столетия, хочу обратить внимание на следующий аспект.
Современные Олимпийские игры, возродившиеся в конце XIX века, есть, в частности, и результат взаимодействия Олимпийской идеи и спорта. В рамках Олимпийской идеи, в рамках Олимпийских игр спорт получил как бы второе рождение. Как элемент необычайно динамичный, спорт в рамках Олимпийских игр начал бурно развиваться, став тем самым и своеобразным локомотивом Олимпийских игр. Между тем опыт XX века показал, что спорт может успешно развиваться и вне рамок Олимпийских игр; в то же время Олимпийские игры без спорта немыслимы. Правомерен вывод: в XX веке произошел очевидный процесс «спортизации» Олимпийских игр. Олимпийские игры развивались по законам спорта в значительно большей степени, нежели по принципам Олимпизма. И это одна из причин того, что проблем нравственного порядка на Олимпийских играх более чем достаточно. Девальвация морально-этических, нравственных принципов на Олимпийских играх, в Олимпийском движении стала широко распространенным явлением. Причем зачатки этих отрицательных моментов были зафиксированы уже на Олимпийских играх начального этапа. Наблюдающийся на Олимпийских играх, особенно в последние десятилетия, чисто прагматический подход, базируюш;ийся на тезисе «морально все то, что выгодно», на стремлении к победе любой ценой ведет к моральной деградации. Конечно, эти проблемы, производны от проблем XX века, от проблемности самого человека, всегда стремившегося скорее к «золотому тельцу», нежели к нравственному совершенствованию. Олимпийские игры стали такими, а не иными под влиянием XX века.
То, что спорт в конце XX - начале XXI веков стал играть значительную роль в системе мировой культуры, усилило позиции олимпийского спорта в российском обществе. Сегодня социальный престиж и популярность cnopTcivieHOB иногда превосходят престиж представителей искусства, науки, литературы и Олимпийские игры, чемпионаты мира, кубки мира, другие крупные соревнования привлекают внимание миллионов людей. Выдающиеся спортсмены становятся кумирами. Тем не менее, можно констатировать (и подтверждением этому могут служить многочисленные исследования), что превращение олимпийского спорта в индустрию зрелищ и развлечений наносит непоправимый вред развитию олимпийского движения, нарушая его принципы и разрушая саму олимпийскую идею. Понятно, что новейшая история олимпизма далека от священных миротворческих традиций древних олимпийских игр и романтизма Пьера де Кубертена. Новая социокультурная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее, кризисная ситуация, создавшаяся в олимпийском движении, может стать началом "выздоровления" олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийскую культуру человека, олимпийское сознание людей. Только сформированная олимпийская ментальность современного социума способна вывести современный спорт и олимпийское движение из-под власти коммерциализации, профессионализации, нечестного судейства и прочих пороков, которые разрушают олимпизм.
Феномен олимпийской культуры представляет собой развивающийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируются гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности. Благодаря этому феномену работает механизм передачи от поколения к поколению по каналам культурной преемственности этих накопленных и развиваемых человеческих ценностей.
Для формирования олимпийской ментальности современного социума необходимо задействовать новейшие педагогические технологии, использовать инновационные подходы в процессах социализации. Олимпийская ментальность общества формируется при условии формирования олимпийской культуры человека, социальной группы, олимпийской культуры общества. Только на основе знаний, идей и философии олимпизма, мотивации на активное освоение спортивной практики, двигательных умений и спортивных навыков формируется олимпийская культура школьника, студента, взрослого человека.
Коллектив таких единомышленников может формировать олимпийскую культуру социальной группы. Олимпийская ментальность общества - это результат формирования олимпийской культуры данного общества. Очень важно помнить, что в рамках традиционного физического воспитания справиться с данной задачей чрезвычайно трудно. Необходимо разработать новые теоретические подходы, позволяющие преобразовать технологию прикладного использования средств физической культуры и спорта для освоения культурных основ олимпизма и усилить его гуманистические начала социализации.
Развитие олимпийской идеи в современном мире должно идти по пути возрождения олимпийской философии античного мира. Саморазвитие этой философии обеспечивается за счет того, что современная социокультурная ситуация характеризуется господством идеологии прав человека и приоритета общечеловеческих ценностей, что в сущности реализует гуманистическую идею.
Современная социокультурная ситуация, те проблемы, с которыми сталкивается олимпийское движение, требует не ослабить, а усилить гуманистическую направленность олимпизма. В современных условиях олимпизм выступает как общечеловеческая ценность, как существенный элемент культуры, показатель развития физической культуры той или иной страны.
Степень научной разработанности проблемы Олимпийское движение не обойдено вниманием как со стороны историков, так и культурологов (хотя и в незначительной степени), и было бы несправедливо отрицать имеющийся опыт в исследовании данной темы. Однако большей частью физическая культура (олимпийское движение в частности) исследовалось несколько односторонне (о чем, например, высказывался один из ведущих отечественных историков В. И. Кузищин на международной научной конференции, посвященной столетию возрождения Олимпийских игр). Так, все исследования по сути сводятся к сугубо исторической характеристике этого явления, либо к выявлению значения олимпийских игр в культуре, но только в рамках античного периода. Среди авторов, занимающихся историей олимпийского движения можно выделить Шанина Ю. В. [135], в книге которого «Олимпия. История античного атлетизма» исследуется история возникновения и расцвета Олимпийских игр античности.
Существует значительное число научных работ, в которых анализируется история и структура олимпийского движения. Вместе с тем можно выделить две группы научных публикаций, в которых затрагиваются социально-философские и культурологические проблемы олимпийского движения К первой группе - публикации, посвященные социально-философским проблемам физической культуры и спорта в целом.
В нашей стране этим проблемам посвящены научные работы таких ученых, как И.М. Быховская , Н.Н. Визитей , А.Г. Егоров, Н.И. Пономарев, М.Я. Сараф , П.С. Стеновой, А. А. Френкин и др.
В.И. Столяров, который в течение многих лет, начиная с 1972 года, был руководителем исследований по философско-социологическим проблемам физической культуры и спорта в нашей стране, а также международной группы философов и социологов спорта, создал инновационную научную школу социально-философского исследования физической культуры, спорта и олимпийского движения. Результатом деятельности этой школы является не только уникальная социально-гуманистическая теория этих социальных феноменов и методология их исследования, но и новый гуманистический проект под названием «СпАрт» /«SpArt»/. В этом названии, производном от трех английских слов: «Spirituality» - духовность, «Sport» -спорт и «Art» -искусство, отражена главная идея и основной замысел проекта: поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного спорта, повышения его духовно-нравственной и эстетической ценности, а также укрепления союза, интеграции с искусством.
Социально-философским проблемам спорта посвящены многочисленные публикации и зарубежных ученых, авторами которых являются: Гюльденпфенниг, 3. Кравчик , Г. Ленк , К. Хейнила, А. Воль и др.
Различные социально-философские проблемы спорта обсуждались на научных конгрессах и конференциях, в том числе международных.
Ко второй группе публикаций относятся работы, посвященные анализу целей и задач олимпийского движения, его идеалов и ценностей, олимпизма как философской и культурологической концепции.
В первую очередь здесь следует указать работы основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена, которому, как отмечается в Олимпийской хартии, принадлежит «концепция современного олимпизма».
Общий объем его публикаций составляет более 12 тысяч печатных страниц в 30 книгах, 50 брошюрах и более чем 1200 статей по наиболее актуальным проблемам олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр. В последние годы за рубежом переизданы многие из этих работ П. де Кубертена. Среди них особо следует выделить «Олимпийские мемуары», в которых собраны все значительнью его выступления, лекции, эссе по вопросам философии и педагогики олимпизма.
Издано огромное число работ, посвященных идеям Пьера де Кубертена.
Активную работу по разъяснению и пропаганде этих идей ведет Международный Комитет его имени. Комитетом подготовлена и издана целая серия брошюр, посвященная взглядам основателя современного олимпийского движения по наиболее актуальным вопросам спорта и олимпизма. Одна из самых последних и прекрасных работ в этом плане под названием «Пьер де Кубертен. Олимпийский гуманист» вышла в 1994 г. Ее написал президент Международного комитета Пьера де Кубертена, президент Ассоциации Латиноамериканских Олимпийских академий и президент Испанской Олимпийской академии Конрад о Дюранте Коррал. В ней опубликована и библиография работ как самого П. де Кубертена, так и о Кубертене.
К числу наиболее известных зарубежных публикаций по социально-философским проблемам олимпизма следует отнести, прежде всего, работы известного немецкого философа Г. Ленка, особенно его монографию «Актуальные проблемы философии спорта» (1983), в которой анализируются основные социальнофилософские проблемам олимпийского движения.
Заслуживают внимания также публикации Х.М. Кахигал, 3. Кравчика, X. Майера, Э. Озера, В. Речека, П. Сеппэнена и др.
Анализу и разъяснению принципов спортивной этики, «Фэйр плэй» («Честной игры») посвящены не только научные труды, но и официальные документы различных международных организаций, связанных со спортом и олимпийским движением. Эти принципы подробно разъясняются, например, в «Манифесте о честной игре».
Существенный вклад в разработку проблем олимпизма внесли и ученые нашей страны: И.В. Баринова, А.Н. Бугреев , Ю.М. Гельперин , А.Г. Егоров, А.А. Исаев, В.В. Кузнецов, B.C. Родиченко, М.Я. Сараф , В.И. Столяров, Ю.А. Талалаев и ряд других отечественных ученых.
В последние годы в нашей стране регулярно проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы, специально посвященные обсуждению важнейших социальных (в том числе социально-философских) проблем олимпийского движения и общей концепции олимпизма. Начиная с 1991г. ежегодно проводится научно-практическая конференция «Олимпийское движение и социальные процессы».
Концепция олимпизма и другие, связанные с ней социально-философские проблемы, активно обсуждаются на сессиях Международной Олимпийской академии. Они были предметом обсуждения также на многих международных научных и олимпийских конгрессах.
Можно сказать, что исследования социокультурного статуса олимпийского движения, его изучение в контексте развития мировой культуры только начинаются. Так, в отечественной и зарубежной научной литературе уже появились публикации, в которых рассматриваются различные аспекты социокультурного значения олимпийского спорта в жизни современного общества, показываются место и роль спорта в системе ценностей современной культуры, гуманистический смысл развития спорта в обществе, значение спорта как зрелища и его связь с идеями национального самосознания, «снятия» природной агрессивности человека, потребностью самоутверждения, «прорыва» в экзистенциальные структуры и т. д.
Аналитический обзор научной литературы (а особенно публицистики) позволяет сделать вывод о том, что сегодня становится все более очевидно, что современный олимпизм весьма отдаленно напоминает античные Олимпийские игры, которые представляли собой культовое действо в честь Зевса. Современные игры лишены религиозного смысла, и священный огонь из Олимпии имеет лишь символическое значение. Обновление программы Олимпийских игр осуществляется под действием экономических и политических факторов, и современный олимпийский спорт развивается в соответствии с общей логикой развития мирового сообщества.
Проблемой настоящего исследования выступает противоречие между гуманистическим идеалом олимпизма и его конкретным преломлением в международном спорте в рамках олимпийского движения в современном мире Объект исследования- олимпизм как явление культуры Предметом исследования являются особенности развития олимпийско-го движения как явления современной культуры Цель исследования - исследование социально-исторических условий и факторов олимпийского движения.
В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности становления олимпийского движения в эпоху античности.
2. Рассмотреть культурно-исторические предпосылки возрождения олимпизма в конце XIX - начале XX века.
3. Проанализировать практику международного спорта в рамках концепции современного олимпийского движения и эксплицировать культурные и гуманистические ценности международного спорта.
4. Исследовать и систематизировать основные факторы, определяющие полноту и характер реализации гуманистического потенциала олимпийского движения, выявить степень соответствия современного олимпийского движе-ния олимпийскому идеалу.
5. Определить основные направления, формы и средства повыщения культурной и гуманистической ценности олимпийского движения.
Методы исследования.
В качестве методологической основы диссертационного исследования избран диалектический метод, предполагающий всесторонний, сравнительноисторический анализ изучаемого объекта, в ходе которого не только фиксируется его противоречивость, но и дается объяснение его исторической динамики.
Используются также аксиологический подход к предмету исследования, генетический и сравнительный методы.
Научная новизна результатов исследования.
1. Дана культурологическая оценка Олимпийских игр в культуре античных цивилизаций, которая заключается в том, что определяющие принципы, философия, ритуалы античного олимпизма были наполнены гуманистическим содержанием, высокой нравственностью, и интеллектуальным потенциалом, что способствовало не только становлению античной цивилизации, но и формированию общечеловеческих ценностей, ставших основой мировой культуры.
2. Выявлены мировоззренческие и ментальные основы возрождения и развития олимпийского движения в Новое время (дух новоевропейской культуры и ее ценностные ориентации, сближение культур, интегративные процессы в политике, экономике; олимпийское наследие античной цивилизации и др.)-
3. Обосновано положение о противоречивом характере олимпизма, заключающееся, с одной стороны, в наличии его огромного гуманистического потенциала, с другой стороны - широкого круга негативных явлений: стремления к победе любой ценой, даже за счет нарушения нравственности, нанесения вреда здоровью; проявления агрессивности, национализма, шовинизма, использования спорта в узкокорыстных политических целях и т.д.
4. Освещена гуманистическая ценность международного спорта (на примере повышения спортивно-гуманистической образованности субъектов международного спорта, создания спортивных стимулов к ориентации на гуманистические ценности).
5. Определены основные направления, формы и средства повышения гуманистической ценности олимпийского движения, пропаганды значимости для спорта гуманистических ориентиров его развития (олимпийское образование, проведение конкурсов «знатоков олимпизма», проведение художественных конкурсов по олимпийской тематике, изготовление символики, фильмов и слайдов; проведение просветительских мероприятий - лекций, семинаров, дискуссий, диспутов и т.д.).
Положения, выносимые в защиту:
1. Создание благородных принципов, высокой этики и эстетических ритуалов олимпизма происходило в рамках созревания и становления великой греческой цивилизации, которое определялось общим развитием древнегреческого общества, с присущим ему атональным началом. Будучи одним из мощных факторов культурного процесса, олимпийские игры и лежащие в их основе философские и религиозные идеи стали важным феноменом античной культуры в целом.
2. Возрождение Олимпийских игр явилось одним из проявлений внутри культурных тенденций Нового времени. Они органично вписались в общую картину культуры эпохи, с ее ориентиром на антропоцентризм, рационализм, диалог культур, секуляризацию. Предпосылок к претворению идей олимпизма в жизнь во второй половине XIX века было более чем достаточно, как в общих движениях культуры, так и в настроениях лучших умов эпохи. Сам процесс подготовки и, собственно, возрождение олимпийского движения, открытие Олимпийских игр в 1896 году явились следствием, культурно обусловленным фактом тенденции гуманизации зрелого буржуазного общества.
3. В XX веке в области физической культуры и в олимпийском движе-нии произошли изменения, которые были обусловлены общекультурными тенденциями. В то же время стал заметно возрастать и укрепляться статус спорта как специфической сферы культуры, способной не только саморазвиваться, но и тесно взаимодействовать с другими сферами (так было в период его зарождения — в античности, в XX веке эта тенденция только усилилась). За более чем вековую историю своего существования после своего возрождения олимпийское движение обрело существенные духовные особенности. К ним можно отнести накопление смысловых и символических форм, принятие этих форм как общечеловеческих образцов; формирование логики собственного развития; влияние на политику государств; внимание миллиардов людей; непрерывное появление поколений личностей (спортсмены, тренеры и др.) с «олимпийским» мировоззрением. Через мир спорта и олимпийских ценностей человек открывает окружающий предметный мир и открывает себя в этом мире.
4. Специфичность спорта, как одной из сфер культуры, главным образом, состоит в том, что он имеет самое непосредственное отнощение к человеку, поскольку служит одним из средств удовлетворения его потребностей - не только телесных, но и духовных. Теория и практика олимпизма от самых его истоков до настоящего времени доказывает это. Объединение в олимпийском движении разноплановых, многомерных смыслов спорта, этики, юриспруденции, социального сотрудничества имело очень важные духовные и социальные последствия. Такое объединение создало основание для сближения мыслей и чувств участников олимпийского движения, привлекло к нему внимание политических деятелей, педагогов, молодежи, различных слоев населения и профессиональных групп, что привело к признанию олимпийского движения как универсальной общечеловеческой ценности.
5. Олимпизм является частью мировой культуры, на его основе сформировалась специфическая олимпийская культура, которая, как совокупность разноплановых и многомерных смыслов олимпийского движения, выступает в двух ценностных отношениях к самому человеку: как «собственная» ценность и как «чужая» ценность. Олимпийское движение стало одной из «ячеек» современной цивилизации. К середине XX века весь мир становится носителем олимпийской культуры. Как следствие в ней появляются и развиваются теоретические и практические направления - как в мире спорта, так и в сфере духовности (культура, . образование), научно-технического прогресса (спортивное совершенствование, планирование, сооружения, инвентарь и др.), и в целом — в мире человеческого бытия. Олимпизм не только стал аспектом философии, экономики, политики и др., но и трансформировался в самостоятельную сферу общественного бытия с ее движением, символикой, программами, инициативами Теоретическая значимость работы.
значимость исследования заключается в том, что в ней олимпизм, его идеи и практика получили собственно культурологическое освещение как фактор становления социально-культурной гуманности; обобщен опыт исследований спортивной проблематики в становлении общественной гуманности.
В системе человекознания, ориентированного на построение общей социальнофилософской теории человека, могут быть использованы результаты данного исследования, касающиеся места, роли и значения соревновательной деятельности в системе форм жизнедеятельности человека, а также состояния и путей практической реализации в современном обществе гуманистических идеалов и ценностей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате проведенного исследования результаты, обобщающие выводы, целевые предложения могут быть использованы для решения широкого круга актуальных практических проблем гуманизации, повышения духовно-нравственной ценности олимпийского и спортивного двил<ения в молодежной среде.
Материалы диссертации могут найти применение в учебных курсах по теории и истории культуры, а также в спецкурсах по истории и современным проблемам олимпизма, олимпийского образования.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на научных конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии» (Кемерово, 2004); Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию образования Кемеровской области «Физическая культура и спорт Сибири» (Кемерово, 2003); Четвертых Кузбасских философских чтениях (Кемерово, 2006).
Диссертация в полном объёме обсуждалась на кафедре философии Кемеровского государственного университета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, девяти параграфов, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 156 названий
Становление олимпийского движения в античности
Как повествуют античные мифы, первые спортивные состязания в долине Алфея провел Зевс. Одолев могучих титанов и свергнув своего отца Крона, Зевс стал верховным богом эллинов и в честь своей победы устроил у подножия Крониона состязания по бегу, борьбе, кулачному бою. Боги - участники этих соревнований назывались олимпийцами, так как их постоянным местопребыванием древние греки считали Олимп - горный массив в Северной Греции. Не потому ли спортивные праздники в долине Алфея назвали олимпийскими? Возможно и другое: площадка у подножия Крониона была названа Олимпией в связи с сооружением там святилищ олимпийских богов [8, с. 172-174]
О влиянии Крита на развитие античного спорта свидетельствует тот факт, что в Древней Греции, насчитывающей более 20 областей и свыше 200 населенных островов, почти повсеместно устраивались спортивные состязания, но комплексные панэллинские (общегреческие) игры регулярно проводились лишь в Арголиде, Аттике, Элиде, Фокиде и на островах Делос, Кос, Мендос, - там, где когда-то были колонии или поселения критян.
Спортивные упражнения были широко распространены и у более древних народов. Уже в III тысячелетии до н.э. в Древнем Египте проводились состязания по бегу, фехтованию, борьбе, плаванию, стрельбе из лука и другим упражнениям с соблюдением определенных правил и оговоренных приемов. Например, на рельефах гробницы Бени-Гассана показана последовательность действий борцов выбор отличительных поясов, принятие исходного положения перед схваткой, виды захватов и проводимых приемов, финальная сцена с поверженным на землю борцом и удерживающим его победителем. Не менее выразительны изображения фехтовальщиков, бегунов, лучников, гребцов. Все это свидетельствует о том, что в Древнем Египте, за две тысячи лет до н.э., существовала довольно развитая культура спортивных соревнований, в том числе комплексных. Разумеется, этические и эстетические взгляды древних греков весьма существенно отличались от наших современных. Такие понятия, как «доблесть», «мужество», «честь» (по-древнегречески все это можно выразить словом «arete»), в сознании эллинской элиты гомеровского и классического периодов во многом определялись физической силой, выносливостью и, наконец, телесной красотой. Впрочем, определялись не изолированно, не абстрактно, а в социальном комплексе. Или, говоря языком современным, - в сочетании с высокими моральными качествами. Итак, «arete» явилась в определенный период истории Древней Греции основой гармонического развития как отдельных эллинов, так и целых семей, городов и даже государств.
Следующая, более высокая социальная ступень олимпийской гармонии была примечательна тем, что в общественной жизни эллинской аристократии (а, следовательно, и в институте агонистики) исключительную роль играла калокагатия (kalokagathia). Это понятие служило самой выразительной и всеобъемлющей характеристикой классического идеала эллинов совершенного во всех отношениях, идеального гражданина, являющегося образцом для подражания.
Древние греки впервые в истории человечества не только поставили, но и в значительной степени решили вопрос о воспитании человека, гармонически развитого в интеллектуальном и физическом отношении.
Педагогическая система эллинов, достигнув своего высшего уровня (V-VI века до н. э.), предполагала пропорциональное сочетание физических упражнений с гуманитарным воспитанием. Ведущая роль тут принадлежала не только сугубо педагогическим или политическим, но и эстетическим принципам эллинов. Почетное место в этой системе занимали и агонистика (система тренировок и состязаний, «публичное состязание», «общественные игры»), и искусство. Ибо, согласно учению античных мыслителей, литература, скульптура и музыка для души являются тем же, чем гимнастика для тела.
Идея спортивного состязания как одного из главных элементов общественной жизни традиционно связана с нашим представлением об эллинской культуре. Задолго до того, как социология и культурология обратили внимание на чрезвычайную важность атонального фактора в культуре, Якоб Буркхардт ввёл в научный оборот этот термин и описал его понятие как один из показателей греческой культуры. Он полагал, что атональное нужно воспринимать как специфически эллинскую черту, оказавшую важное влияние на развитие греческой культуры. В развитии эллина за героическим человеком следует «der koloniale und agonale Mensch» («колониальный и атональный человек»), которого в свою очередь сменяет человек V века, затем IV, включая Александра Македонского, и, наконец, человек эпохи эллинизма. Колониальный и атональный периоды, следовательно, охватывают, по мнению Я. Буркхардта и VI век. Буркхардт определяет das agonale (атональный элемент) как «Tfiebkraft, die kem anderes Vulk кеппг»движущую силу, не известную никакому другому народу»). Это положение, однако, было опровергнуто социологией и культурологией. Так, например, И. Хейзинга во многих ветхозаветных сюжетах усматривал связь игры с атональной борьбой, а в эллинской культуре открыл дух непрекращающегося состязания, начиная с архаических времен и до VI века. Действительно, в жизни древних эллинов явная и скрытая соревновательность наблюдалась во всём. Соперничали между собой различные греческие племена, а затем и государства за гегемонию на Пелопоннесе. Нормы общественной жизни в каждом полисе создавали атмосферу своеобразного соревнования граждан за одобрение своих дел, их соответствия принятой системе ценностей, а значит, и за славу своего имени.
Спорт в современном олимпийском движении
Анализируя факты реальной истории развития международного спорта и олимпийского движения, нетрудно найти многочисленные факты, свидетельствующие о его важном гуманистическом значении.
Важно отметить, что международные спортивные контакты начались еще тогда, когда многие другие области культуры ограничивались национальной средой. Если они и прерывались в силу чрезвычайных обстоятельств, то возобновлялись при первой же возможности. Так, например, уже почти на следующий день после окончания первой и второй мировых войн, как только сражающиеся стороны прекращали военные действия, спортсмены обеих сторон договаривались о спортивных встречах между собой.
Для современного международного спортивного движения характерны многообразные международные спортивные встречи и контакты. Причем, они являются наиболее систематическими и регулярными по сравнению со всеми другими. К примеру, в Европе сейчас нет такой недели, чтобы не проходили международные встречи. Кроме чемпионатов почти по 50 видам спорта проводится огромное число турниров. Различные Кубки, детские и юношеские соревнования, розыгрыши памятных призов, кроссы и велосипедные гонки, многосторонние и двусторонние матчи по разным видам спорта. Международные контакты в области спорта являются важной составной частью гуманитарного сотрудничества.
Общепринято выделять три основных периода в истории становления и развития международного спорта, хотя этим периодам иногда дается различная характеристика. Так, с точки зрения Н.Н. Бугрова и В.В. Столбова в течение первого периода, который продолжался с начала возникновения международных спортивных связей в XVIII в. до 1914 г., формировалось общее представление о роли этих связей в системе международных отношений, закладывались традиции, выявлялись основные направления и формы осуществления международных контактов в области спорта, происходило формирование основных систем управления этими контактами. Для второго этапа (1917-1939 гг.) характерно наличие двух направлений международного спортивного движения - рабочего и буржуазного. На третьем этапе, который начался после окончания второй мировой войны, наблюдается значительное расширение международных спортивных связей, активное включение в них социалистических и развивающихся стран [11, с. 232 ] СИ. Гуськов также выделяет три периода в развитии международного спорта, хотя и дает им иную характеристику.
Первый период, по его мнению, охватывает 1900-1945 гг. Это период создания многих международных спортивных организаций, активного развития международного рабочего спортивного движения, появления спортивных трансляций по радио и телевидению. «Спорт в этот период не носил массового характера, и в его развитии во многих странах преобладала соревновательно-оздоровительная направленность (немецкая, французская и шведская спортивные системы)».
Второй период (1946-1985 гг.) связан с годами «холодной войны», тоталитарных режимов и апартеида в ряде стран мира. В этот период на международной арене появляются спортсмены так называемых «социалистических» и «развивающихся» стран, развертывается технологическая революция в спорте, происходит его коммерциализация и профессионализация и другие связанные с этими процессами явления (ранняя специализация, применение спортсменами допинга и т.д.). «Это был период спортивно-соревновательной направленности в развитии спорта». Многие страны мира использовали спорт в воспитательных и оздоровительных целях, а морально-этические нормы в спорте носили пока преобладающий характер». На развитие мирового спорта в этот период существенное влияние оказало противостояние двух общественно-политических систем.
Международный спорт активно использовался в идеологических и политических целях и становится ареной большой политики (апартеид, бойкоты, национализм, терроризм и т.д.).
А с 1986 г. начинается современный период развития международного спорта. Для этого периода характерны кардинальные изменения в сфере спорта. Было покончено с лжелюбительством в спорте, профессиональные спортсмены в ряде видов спорта были допущены к участию в Олимпийских играх, усилилась борьба международных спортивных организаций с допингом, стал основной ценностью в спорте, и сам спорт стал «товаром». Важно и то, что «если для второго периода характерным было существование жизненного представления об использовании свободного от работы времени для получения, главным образом, нового заряда жизни для той же работы», то в 90-е годы «широкое распространение получает так называемое гедонистическое представление о жизни, согласно которому работа рассматривается как необходимость создания условий для лучшего проведения досуга, т.е. свободного времени, в том числе часы занятий спортом призваны служить удовлетворению личных потребностей и удовольствий человека» [54, с. 11-12].
Между двумя указанными выше классификациями периодов развития международного спорта нет противоречия, поскольку они выделены по различным основаниям, каждое из которых имеет определенный смысл и может быть использовано для определенных целей.
При характеристике реальной миротворческой функции международного спорта необходимо учитывать и еще одно обстоятельство. Как показывает история международного спорта в XX столетии, наиболее благоприятные условия для его развития складываются при наличии мирных отношений между государствами. Международная напряженность, эскалация гонки вооружений и, тем более, военные действия создают огромные препятствия, наносят существенный ущерб, а иногда приводят и к катастрофическим последствиям для международного спорта.
Это ярко подтверждает история олимпийского движения. Как известно, из 26 Олимпийских игр современности, начиная с 1896 года, из-за мировых войн не состоялись Олимпиады 1916 г. в Берлине, 1940 г. в Хельсинки и 1944 г. в Лондоне; Германия, как главный виновник мировых войн, не была допущена к участию в Олимпиадах 1920 г. в Антверпене, 1924 г. в Париже и 1948 г. в Лондоне и т.д.
В новейшие времена спорт оказался не в силах конкурировать с войнами, игры отменялись, когда гремели пушки. После Олимпиады в Берлине в 1936 году, когда американец Джесси Оуэне опроверг нацистский миф о превосходстве арийской расы, ни летние, ни зимние игры не проводились до 1948 года. Мюнхенская Олимпиада 1972 года была одной из самых кровавых в истории мирового олимпийского движения. Тогда палестинские террористы ворвались в Олимпийскую деревню, убили двоих израильских спортсменов и взяли в заложники девятерых. Попытка германских властей освободить заложников оказалась неудачной: погибли все девять израильтян, германский полицейский и пять террористов. Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити проходили под тенью терактов 11 сентября. Опрос общественного мнения в США показал, что каждый третий американец опасался возможности террористических актов на Олимпиаде. Поэтому Олимпийская деревня была превращена в нечто среднее между снежной крепостью и военной базой [66, с.28].
Повышение спортивно - гуманистической направленности системы олимпийского образования
Конкретные пути решения обсуждаемой проблемы подсказывает проведенный выше анализ факторов, оказывающих существенное влияние на ценностные ориентации и поведение субъектов международного спорта, а тем самым и на его гуманистическую ценность.
В ходе этого анализа, в частности, было обосновано положение о том, что к числу таких факторов относится сознательная, целенаправленная работа по разъяснению и пропаганде в спорте гуманистических идеалов и ценностей, олимпизма. Вместе с тем отмечалось неудовлетворительное состояние этой работы. Из этого следует, что одно из важных направлений. усиления гуманистической ориентации субъектов международного спорта - в первую очередь, самих спортсменов повышение уровня их спортивно-гуманистической и олимпийской образованности на основе активизации и совершенствования соответствующей информационной, разъяснительной и пропагандистской работы. Речь идет прежде всего о том, чтобы более полно и глубоко ознакомить спортсменов, тренеров, организаторов спортивных соревнований с гуманистическими идеалами и ценностями, разъяснить их смысл и значение в сфере международного спорта, олимпийского движения, других гуманистически ориентированных спортивных движений, показать их реализацию в ходе истории этих движений, в процессе организации и проведения международных спортивных соревнований, в том числе Олимпийских игр, и т.д. В более широком плане речь идет о формировании культуры субъектов международного спорта. Необходимость активизации и повышения эффективности этой педагогической деятельности связана с тем, что, как показывают исследования, спортсмены и другие субъекты международного спорта, как правило, имеют низкий уровень спортивно-гуманистической и олимпийской образованности, не обладают достаточно глубокими знаниями об истории олимпийского движения и особенно об олимпийской философии, о целях и задачах олимпийского движения, об идеалах и ценностях олимпизма.
О необходимости в связи с этим развертывания и активизации олимпийского образования, особенно детей и подростков, вовлекаемых в спорт, публикуется в многочисленных международных официальных документах последних лет. В Международной хартии физического воспитания и спорта, принятой ЮНЕСКО, под которой поставили свои подписи представители почти всех государств-членов ООН, публикуется призыв включать в государственные программы социального и культурного развития воспитание молодежи в принципах олимпизма. В резолюции 3-й сессии Межправительственного Комитета по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО (1983) высказано пожелание ко всем олимпийских идеалов в школах и учебных заведениях в соответствии с их собственной системой образования».
В Олимпийской хартии - главном официальном документе олимпийского движения -специально подчеркивается, что МОК и НОКи должны всемерно содействовать олимпийскому образованию молодежи, пропаганде основополагающих принципов олимпизма, распространению олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в школах и вузах [81, с.40].
В рекомендациях олимпийских конгрессов в Варне и Баден - Бадене отмечается необходимость широкого распространения знаний о гуманистических идеях олимпизма среди молодежи. В заключительном документе XI Олимпийского конгресса в Париже в 1994 г., посвященного 100-летию МОК, по данному вопросу говорится следующее: «Распространение культурных, этических и воспитательных ценностей олимпизма».
На конгрессе подчеркивалась необходимость вовлечения в процесс олимпийского образования не только детей и молодежи, но всех слоев населения. «Обучение олимпизму должно осуществляться на всех уровнях общества», - сказал по этому поводу президент МОК Хуан Антонио Самаранч.
Особенно важная роль в разъяснении и пропаганде духовно-нравственных ценностей олимпизма отводится Международной олимпийской академии, которая была создана в 1961 г. Академия регулярно обсуждает вопросы олимпийского образования на своих ежегодных сессиях, посвящает им специальные заседания. Значительное внимание этим вопросам уделяется в работе и Национальных олимпийских академий которые созданы во многих странах. Академии организуют семинары и лекции, издают и распространяют справочные материалы и другую литературу по этой тематике, разрабатывают программы и методики олимпийского образования применительно к различным группам детей и молодежи, проводят большую работу на основе этих программ в школах, вузах и других учебных заведениях, и т.д.