Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ГЕРАЛЬДИКА КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 8
1.1. ПРОБЛЕМА ГЕРАЛЬДИЧЕСКОГО ЗНАК А 8
а) Символы в культуре 8
б) Понятие герба: признаки и состав 10
в) Гербы как социокультурный знак в его становлении и развитии 15
1.2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АРИСТОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... 19
1.3. ГЕРАЛЬДИКА КАК НАУКА 33
а) Понятия «геральдика», «блазон», «армори» 33
б) Роль и функции геральдики 34
в) Герольды и геральдические коллегии 35
г) Динамика геральдической системы 40
1.4. ИСКУССТВО ГЕРАЛЬДИКИ 50
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В БРИТАНИИ 62
2.1. Геральдика как один из символов британского средневековья 62
2.2. Английская геральдическая коллегия 72
2.3. Геральдика и литература 74
ГЛАВА 3. ГЕРАЛЬДИКА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ 80
3.1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ 80
а) Прагербы 80
б) Влияние польской геральдической системы на русскую 82
в) Гербы 85
3.2. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ РОССИИ 91
3.3. ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 97
3.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА 101
а) Государственный герб России 102
б) Герб дома Романовых 107
в) Государственный флаг России 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 118
ПРИЛОЖЕНИЕ. ДЖ. БРОЛТ. РАННЯЯ ГЕРАЛЬДИКА (ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ XII - XIII вв.) / Перевод с английского и вступительная статья диссертанта
Введение к работе
В государственных структурах не прекращаются споры по поводу новой государственной символики. Переустройство социокультурной сферы общества вынуждает отказаться от советской символики. Однако для Российской Федерации, которая провозглашает демократические принципы и правовые гражданские нормы, не подходят и монархические эмблемы. Геральдика, как таковая,— атрибут общества с ярко выраженными социальными и стратифицированными различиями. Сейчас мы живем в обществе, где социальная иерархия достаточно явно проявляется, поэтому возросший интерес к геральдике не удивителен. В современной социально-политической реальности и сфере политической культуры геральдические знаки служат интенсивным средством культурной идентификации. К тому же, в связи с изменениями в политической, экономической, культурной структурах общества возникает необходимость в составлении качественно новых эмблем (в том числе, государственного значения) с учетом традиций и существующей веками практики герботворчества.
В связи с тем, что герб является юридическим, социальным, историко-культурным опознавательным знаком, показывающим принадлежность какому-либо лицу или социальному образованию, его можно рассматривать как одно из основных средств идентификации различного рода предметов, документов и т.д.
Гербы как знаково-символическая и коммуникативная система возникли в Средневековье. Геральдика играет важную роль в определении происхождения памятников, снабженных гербом, в их атрибуции, помогает в установлении их подлинности, принадлежности, авторства и т.д., способствует выяснению экономических и культурных связей. Изучение гербовых эмблем в качестве символов определенной эпохи включает гербы в круг источников, освещающих различные стороны жизни общества. Расшифровка символизированного мышления наших предков является непосредственной культурной работой, в ре-
зультате которой многие события и факты прошлого могут предстать в новом свете и показать иные возможности интерпретации проблемных узлов в генезисе и бытии культуры. Тем более, что геральдика продолжает развиваться и в наши дни, в основном, в сфере социального производства.
На данный момент практически нет современных отечественных работ, анализирующих геральдику с позиций культурологии, т.к. геральдика всегда рассматривалась в качестве вспомогательной исторической дисциплины. Как неотъемлемая часть культурно-исторического процесса, геральдика обладает явственно выраженными культурными характеристиками, которые и являются предметом культурологического описания.
Исследование принципов возникновения символики гербовых эмблем может внести определенный вклад в разрешение вопросов, связанных с истоками формирования средневековой символики, что помогает раскрыть закономерности мышления людей прошлого.
Целью в данном диссертационном исследовании явится анализ содержания геральдики как феномена культуры, освещение культурологической природы геральдики, раскрытие возможностей геральдики как области культурологического знания. В связи с этим, необходимо:
проанализировать социокультурную базу возникновения геральдики;
проанализировать геральдику как научную теорию и искусство: проинтерпретировать понятийный аппарат геральдики в культурологическом ключе, показать особенности и роль геральдического искусства;
осветить соотношение геральдических систем в культурах Британии и России.
Таким образом, объектом исследования явится практика производства эмблематических знаков в их становлении и развитии, а предметом — сфера геральдики в общем процессе культурной жизни.
Методология исследования базируется прежде всего на истолковании фактов геральдической практики на основе дескриптивного и сравнительно-
6 исторического методов, интерпретации геральдического знания в аспекте культурологии, межкультурной коммуникации и диалога культур. Одним из основных методов явится вторичный анализ текстов.
Нельзя сказать, что интерес к этой теме угасал или очень возрастал на протяжении времени, так как отдельные ученые всегда уделяли геральдике должное внимание в рамках вспомогательных исторических дисциплин. Однако для такой обширной темы, как геральдика, существует не так много фундаментальных исследований.
Они не охватывают, как правило, русскую геральдику в целом, рассматривая ее отдельные разновидности, западноевропейскую геральдику в полном объеме. Если отечественные исследователи и обращаются к западной геральдике, то рассматривают в основном французскую, немецкую и польскую. Британская геральдика, несмотря на непрерывность ее развития, остается вне исследований. К тому же, геральдика не всегда рассматривается во всей сложности ее влияния на разные аспекты культуры.
В конце XIX в. было выпущено два справочных пособия В.П. Винклера, в 1908 — лекции Ю.В. Арсеньева, в 1912-13 гг. — «Русский геральдический словарь» В. Белинского (до буквы «г»). Чуть позже вышли «Гербовник Царства Польского» В.К. Лукомского, «Малороссийский гербовник» Лукомского и В.Л. Модзалевского, «О геральдическом художестве в России», «Русская геральдика» Лукомского и Н.А. Типольта. С 1913 г. начинает выходить журнал «Гербо-вед», в последние годы его издание возобновилось.
Значительный вклад в изучение геральдики внесли А.Б. Лакиер, Н.А. Соболева, B.C. Драчук, Е.И. Каменцева, И.В. Борисов и др.
Что касается зарубежных авторов, то их число значительно больше. К примеру, в Британии накоплена богатая литература по исследованию различных аспектов геральдики, которая рассматривает ее с разных позиций. К тому же Геральдическая коллегия Лондона имеет собственное издательство и магазин специальной литературы. Фундаментальным исследованиям геральдики
посвящены работы Brault G.J., Briggs Geoffrey, Burke В., Foster J., Fox-Davies, Puttock А. и др. (имеются в виду британские исследования).
Исходя из вышеуказанного, можно сказать, что чаще всего эта проблема рассматривалась в узком плане. Поскольку интерес к геральдике вновь значительно возрос, но она продолжает рассматриваться в рамках исторической науки, хотя и охватывает многие сферы знания, в предлагаемой исследовательской работе предпринята попытка комплексного анализа данной проблемы с позиций культурологии.
Результаты работы дают основания для дальнейших исследований геральдики с позиций культурологии, а также более активного внедрения этой науки и искусства в социокультурную реальность России. Материалы исследования могут быть использованы в курсах культурологии, лингвокультурологии, истории зарубежной литературы, истории искусства, а также в качестве рекомендаций к научно обоснованному созданию эмблем для различных социокультурных структур.
Понятие герба: признаки и состав
Определений герба существует великое множество, однако, в целом они сходны. «Герб — эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца...» . Существенную и необходимую часть всякого герба составляет щит, шлем и другие атрибуты. Все эти знаки должны быть составлены на основе определенных, зафиксированных правил. Поэтому герб мыслим только в формах определенного стиля. Само слово «герб», польск. herb, происходит от немец. Erbe — «наследство». Гербовые изображения первоначально помещались на оружии, в орновном, щите и шлеме. Название герба почти на всех европейских языках произошло от слова «оружие», по-немецки
— Wappen от Waffen, по-французски — armories, на английском amis, на итальянском — arma.
Полный герб состоит из нескольких обязательных частей. Носителем герба является щит. Геральдическим щитом может считаться лишь тот, изображение которого соответствует реальному щиту и удобно для расположения геральдических знаков. Формы щита меняются в зависимости от народа и времени. В древности преобладали круглые и четырехугольные, а также азиатские (в форме полумесяца). Они делались из легкого дерева, покрытого кожей, с ободом из металла. Щиты пользовались особым почитанием у воинов. У германских племен были щиты из ивовых прутьев, обтянутые воловьей кожей или покрытые мехом. Размер щита соответствовал роду войск и степени защиты кольчуги. Когда броня усовершенствовалась, это сразу отразилось на форме рыцарского щита. Они делались короче и более прямыми. Были плечевые щиты
— прямоугольные доски из железа, носимые на плече. Щиты украшались эмблемами или гербом владельца. В XVI в. щит теряет свое основное назначение и становится чисто геральдическим символом. В эпоху расцвета геральдики ры царский шлем был также важен, как и щит.
На турнирах они предъявлялись вместе как доказательство дворянского происхождения и права участия в турнире. В связи с тем, что шлем оберегал голову рыцаря, он уместен только в гербах дворянских фамилий в мужском поколении, женщины его не имели.
Некоторым городам и корпорациям шлем был дарован как знак особого отличия. Шлем употреблялся с глубокой древности. До крестовых походов они были медные или из металлических прутьев, затянутых кожей. Эти шлемы закрывали только верхнюю часть головы.
После встреч с сарацинами на Востоке форма шлема быстро меняется, его стали делать железным, закрывающим всю голову. В них делали щели для глаз и отверстия для доступа воздуха. Это были горшковидные шлемы XIII в., затем кадочные XIV в.. Шлем, также как и щит, прошел длительное развитие и форма его значительно изменилась со временем. Из конических они стали шарообразными с забралами и без. В XVI в. через Испанию в Европу проникла форма шлема — морион (высокая заостренная шапка с полукруглым гребнем и широкими полями), а также древняя восточная форма шлема, распространившаяся в России, Польше и Венгрии. Для изображения геральдического шлема применялась его «турнирная» форма. Crest (нашлемник) — это помещенная на шлеме «...пластически изображенная фигура, которая этим самым дает шлему признак гербового» . Crest — термин английский, в немецкой геральдике употреблялось слово «Helmkleinod». Это украшение усиливает геральдическую связь между шлемом и геральдической фигурой. В качестве crest могли служить животные, птицы, части тела, неодушевленные предметы. Подобные украшения использовались воинами с глубокой древности для придания себе более устрашающего вида.
Геральдика как один из символов британского средневековья
На стороне Варвика выступал Де Вер, граф Оксфордский, чьи солдаты несли «Эс-туаль» (звезду с лучами). Приняв эту эмблему за «солнце» Эдуарда, Варвик повел свои войска в атаку против оксфордских сил. В результате сам Варвик был убит, а Эдуард одержал верх26. Это было одно из тех событий, которые привели к занятию престола Йорками в 1485 г.
В XIII в. произошла определенная стандартизация геральдической науки, хотя в континентальной и островной геральдике остались свои различия.
В настоящее время возникновение геральдики в Великобритании относят к периоду нормандского завоевания. Основанием этого является так называемый гобелен Bayeux XI в. На нем изображены сцены быта и войн времен нормандского завоевания. Вооружение английских и французских рыцарей схоже, но ни один из англичан не имел гербов на щитах или вооружении. В нескольких сценах норманны имели изображения на щитах, напоминающие гербы. Геральдика в Англии получает развитие только спустя несколько поколений после I Крестового похода. Некоторые британские исследователи, например, Fox-Daives27, приводят мнение древних геральдистов по поводу гобелена. Оно сводится к тому, что гобелен не является примером armory, т.к. не прослеживается наследственность эмблем, а наследственность обязательное условие герба. Первым королем Англии, имеющим герб, был Ричард I Львиное Сердце.
Существовало два «качественных» термина: «gentle» — родовитый и «simple» — простой, незнатный, которые применялись для обозначения верхнего и нижнего классов. Слово «gentle» происходит от латинского слова «gens» — человек, в отличие от рабов (serfs). Среднего класса фактически раньше не было. Все, владеющие землей и гербами — джентльмены. Хотя это понятие существовало и до появления геральдики. Дарование герба человеку незнатного происхождения автоматически ставило его в один ряд со знатью. Нелегальное присвоение гербов было довольно длительным процессом. В царствование Генриха V была выпущена декларация по этому поводу, а в период правления Елизаветы (дочери Генриха VIII) и ее наследников герольдам было поручено объехать страну с целью исправления «неправильных» гербов и регистрации всех уже существующих. Эти «обходы» («visitations») и права ношения гербов под-робно рассмотрено в книге «The Right to Bear Arms» .
Как уже упоминалось, дворянство Англии было двух национальностей: норманнской и англосаксонской. Норманны имели фактический перевес перед англосаксами, но в то же время между двумя национальностями было много общего в традициях и образе жизни. Дворянство саксов составляло класс эор-лов.
Ленная система существовала в Англии до нормандского завоевания (таны). Нормандское господство закрепило ее. Вильгельм Завоеватель поощрял развитие ленной системы, но принимал меры против усиления нормандских феодальных владельцев. Результатом ленной системы являлось превращение всех отношений зависимости в материальное подчинение. Королевская власть Англии остановила это явление. Дворянство, таким образом, имело характер общественного класса. Благодаря влиянию королевской власти образовались три общественных слоя. Как уже указывалось, первым был наиболее изменчивый слой крупных вассалов. Это так называемые barones majores, которые до завоевания были графами или доставляли целые отряды в войско. Второй слой образуют менее значительные вассалы с подвассалами.
Прагербы
Говоря о становлении русской геральдики, необходимо отметить некоторые особенности ее появления и в родовых, и в земельных гербах.
Прежде всего, западноевропейская геральдика связана с рыцарской культурой, а «...русская история не знала средневекового рыцарства. Поэтому наши земельные гербы произошли из древних эмблем и знаков на печатях, монетах, военных знаменах»34. Русские земельные эмблемы появились почти одновременно с западноевропейскими гербами. Один из первых русских гербов — лев был эмблемой основателя Москвы Юрия Долгорукого, а затем стал гербом города Владимира. Он известен и зафиксирован еще в середине XII века. Столь древних гербов было очень немного в Западной Европе. При этом есть основания считать, что главные фигуры некоторых других старых русских городских гербов имеют еще более древнее происхождение, чем Владимирский герб. «Например, изображения медведя, лося или оленя, орла и т.д., ставшие основой эмблем, а позднее и гербов городов Ярославля, Нижнего Новгорода, Чернигова (соответственно), возникли задолго до появления льва у Ю. Долгорукого».
В домонгольские времена на Руси существовали эмблемы-«прародители» гербов. К ним относятся и вышеперечисленные эмблемы и некоторые другие. Например, древним символом Киева является, в известном смысле, геральдический знак князей Древней Руси, которым был трезубец или двузубец.
Надо сказать, что непосредственными предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. У славян — «рубежи», «знамена», «метки», у тюрков — «тамги».
Древнейшие гербообразные изображения на территории России можно условно разделить на три группы :
1) Сарматские эмблемы (возникшие задолго до н.э. и распространившиеся в «римское время»).
2) Гербы Боспора (типа гербов Тиберия Эвпатора, Савромата II и др. Б.А. Рыбаков37 писал, что геральдические знаки боспорских царей были с одной стороны своего рода гербами, утверждающими царское достоинство, а с другой стороны — тамгами. Кстати, гербы Боспора в большинстве имели в верхней части именные сарматские эмблемы, а в нижней династический трезубец).
3) Символические орнаменты геральдического и магического характера.
Предметы с гербообразными изображениями — двузубцами и трезубцами были найдены на территории древних руссов и Венгрии. Сведения же о геральдических знаках древнерусских князей, употреблявших их в качестве знаков собственности, относятся к середине X века. Исчезли же древнерусские геральдические знаки в XIII веке, как пишет Янин В.Л/ , в результате эволюции: схема гербов упростилась, теряется индивидуальный характер герба, переходя в территориальный знак.
Здесь мы коснулись прообразов родовой геральдики, которая более детально будет рассмотрена ниже. В этом же параграфе хотелось бы отметить еще несколько «праэмблем», нашедших свое отражение в значительно более поздней геральдической практике. Эти эмблемы приходили на Русь разными путями. В дохристианской Руси широкое распространение получили знаки летящего сокола, «пикирующего сокола», который был знаком рода, возглавляющего феодальную верхушку Киевской Руси, и кентавра. При этом, в отличие от западноевропейской трактовки, по которой кентавр является символом дьявола