Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интегральный подход к обучению общей физике Добро Людмила Федоровна

Интегральный подход к обучению общей физике
<
Интегральный подход к обучению общей физике Интегральный подход к обучению общей физике Интегральный подход к обучению общей физике Интегральный подход к обучению общей физике Интегральный подход к обучению общей физике Интегральный подход к обучению общей физике Интегральный подход к обучению общей физике Интегральный подход к обучению общей физике Интегральный подход к обучению общей физике
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Добро Людмила Федоровна. Интегральный подход к обучению общей физике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Краснодар, 1999 117 с. РГБ ОД, 61:00-13/1015-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Социокультурные и педагогические основы формирования у старшеклассников нравственной готовности к семейно-брачным отношениям 14

1.1. Социально-экономические, политические и культурные факторы становления и развития в 60-80-е годы теоретических основ нравственной подготовки учащейся молодежи к созданию семьи 14

1.2. Учение П.П. Блонского и А.С. Макаренко о нравственной подготовке юношей и девушек к семейной жизни как основополагающий источник развития теории духовно-нравственной подготовки юношества к любви и браку в 60-80-е годы 25

ГЛАВА II. Разработка теоретических основ системы нравственной подготовки старших школьников к созданию семьи 54

2.1. Идеи В.А. Сухомлинского о духовно-нравственной подготовке учащихся к семейной жизни 54

2.2. Гуманно-личностная педагогика Ш.А. Амонашвили о формировании нравственных качеств семьянина 73

2.3. Проблема полового воспитания и нравственной подготовки учащихся к семейной жизни в трудах А.Г. Хрипковой 96

2.4. Вклад педагогов-практиков в совершенствование нравственной подготовки старших школьников к семейно-брачным отношениям 115

Заключение 142

Библиографический список использованной литературы 157

Введение к работе

Устойчивое развитие общества - стратегия выживания и непрекращающееся развитие цивилизации без различного рода катаклизмов невозможно без надлежащего развития фундаментальных наук и образования. Современные технологии напрямую связаны с фундаментальной наукой и определяются не только материальной базой производства, но и уровнем образованности общества, т.е. с его способностью производить, усваивать "и практически использовать новые знания, приборы и материалы, а также новые формы и методы организации труда. Таким образом, для решения различных проблем: экономических, гуманитарных, социальных, экологических, юридических и т.д, общество объективно нуждается в повышении образовательного уровня.

Известно, что физика образует фундамент естествознания, и при этом определяет стиль и уровень мышления. В системе высшего образования курс общей физики является базисом для изучения многих специальных дисциплин. Курс общей физики ставит своей задачей сформулировать у студентов целостное представление о фундаментальных физических законах, познакомить их с основными идеями и методами современных наук, способствовать пониманию теоретических основ будущей профессии студента, помочь общему развитию его интеллекта.

В условиях накопленного сегодня в физике колоссального объема знаний, единственный путь решения задачи обучения - интенсификация процесса обучения на основе модернизации и структурирования учебного материала и использования современных технологий обучения. Изменение технологии обучения должно быть направлено на переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организующей по руководству самостоятельной учебно-познав атель ой деятельностью студентов. Достижению этих целей способствует компьютеризация обучения с широкой возможностью усиления наглядности преподавания, активного диалога в компьютерной среде, индивидуализация обучения и регулируемого темпа.

Решение стоящих перед учебным процессом проблем по обучению общей физике возможно в объединении классических и современных технологий обучения, экспериментальной и демонстрационной базы физического образования. В этой связи представляют интерес работы по созданию новой интегральной технологии обучения общей физике, допускающей введение различных обучающих средств. Исследования последних лет, проведенные в отечественных и зарубежных учебных центрах, подтвердили, что компьютерные технологии могут быть такими средствами. Все изложенное выше обусловливает актуальность темы в научном и практическом аспектах.

Объектом исследования в диссертации является процесс обучения общей физике на физическом факультете университета, а предметом исследования - технология подготовки и проведения учебных занятий по общей физике.

Основная цель работы состояла в предложении, обосновании и разра-

ботке интегральной технологии обучения общей физике, отражающей неформальное объединение классических наглядных учебных пособий (плакатов и фильмов), электронных учебников, компьютерных практикумов и современных контролирующих методов успеваемости студентов.

Отправная идея исследования заключалась в возрождении классических наглядных учебных пособий (плакаты и фильмы) и включении их в учебный процесс, а также использовании современных информационных технологий и основанных на них методов обучения во всех видах учебных занятий по общей физике; старые и новые методы обучения не противоречат друг другу, а взаимно дополняют при формировании знаний по физике; кроме того, плакаты и фильмы легко поддаются оцифровке и сочетаются с компьютерными учебными технологиями. По существу, интегральный подход основан на блочной структуре курса общей физики и призван способствовать активизации мышления студентов при ее изучении.

Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие задачи:

  1. Синтез классических и компьютерных обучающих и контролирующих средств по общей физике.

  2. Разработка учебных плакатов и фильмов.

  3. Создание компьютерных практикумов.

  4. Компиляция электронных учебников и задачников.

5. Разработка метода контроля знаний студентов по общей физике.
Основные методы исследований состояли в использовании:

сопоставления существующих методов обучения общей физике на физических факультетах университетов и обобщения этих технологий обучения;

метода педагогического моделирования;

методов математической обработки данных;

- компьютерных методов хранения и обработки информации.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в

предложении объединения стандартных и компьютерных методов обучения и разработке на этой основе интегрального подхода к обучению общей физике на физических факультетах университетов. В работе впервые предложены и разработаны фасетные тесты для контроля знаний студентов по общей физике и исследована их эффективность и надежность.

Практическое значимость результатов исследования представлена тем, что

  1. реализована компьютерная обработка результатов измерений в физическом практикуме;

  2. разработан набор учебных плакатов по механике и оптике и три учебных фильма;

  3. созданы компьютерные практикумы для моделирования атомных и оптических явлений;

  4. предложен электронный учебник по механике и электронный за дачник по оптике;

  5. разработаны фасетные тесты по механике и оптике.

Обоснованность и достоверность полученных научных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается системным подходом к изучению предмета исследования, организацией педагогического эксперимента в соответствии с целями и задачами исследования, использованием надежных статистических методов обработки данных и качественной интерпретации результатов. Все основные положения и выводы диссертации опубликованы в периодической печати, трудах российских и международных конференций.

Личный вклад диссертанта в получении научных результатов заключается в выборе методов обработки результатов измерений в физическом практикуме и их компьютерной реализации, разработке системы плакатов и трех учебных фильмов по различным разделам общей физики, компьютерном моделировании физических процессов с целью их использования в учебном процессе, создании электронного учебника по механике и электронного задачника по оптике, а также разработке фасетных тестов для текущего и итогового контроля успеваемости студентов по общей физике.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Интегральная модель подготовки и проведения учебных занятий по общей физике.

  2. Общая структура и программная реализация процесса подготовки и проведения учебных занятий в компьютерных практикумах по атомной физике и оптике.

  3. Общая структура и программная реализация подготовки и проведения учебных занятий по обработке измерений

в физическом практикуме.

  1. Применение созданных учебных плакатов и фильмов при обучении студентов механике и оптике.

  2. Применение фасетных тестов для контроля знаний студентов по общей физике.

Основные результаты работы и ее научные положения докладывались и обсуждались на следующих конференциях: Всесоюзная конференция "Методика преподавания естественных наук для студентов высших учебных заведений", Петрозаводск, 1995; 3-я (Москва, 1995), 4-я (Челябинск, 1997) и 5-я ( Новороссийск, 1998) конференции стран Содружества "Современный физический практикум"; Международный Симпозиум "Инженерная педагогика 98", Москва, 1998. Материалы диссертации обсуждались также на заседаниях общефакультетского научного семинара по физике и научного семинара кафедры теоретической физики и компьютерных технологий Кубанского государственного университета. Результаты исследования в виде методических разработок по курсам общей физики внедрены в практику физико-технического факультета Кубанского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 13 научных работ. Их перечень приведен в библиографическом списке [1-13].

Структурно диссертация состоит из шести глав, заключения и списка цитированной литературы.

Социально-экономические, политические и культурные факторы становления и развития в 60-80-е годы теоретических основ нравственной подготовки учащейся молодежи к созданию семьи

Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни становится весьма актуальной в 60-80-е годы. Решение этой проблемы было обусловлено тем, что следствием реформ в СССР середины 50-х годов, проводившихся в промышленности, сельском хозяйстве, сфере управления, явилось развитие науки, техники, культуры, улучшение материального положения и повышение культурного уровня населения. В результате экономического подъема вырос объем продукции промышленного производства и сельского хозяйства. Однако экономические реформы постепенно угасали. В 70-е годы темпы роста экономики замедлились. Деятельность предприятий, колхозов ориентировалась не на потребителя, а на план. В итоге на потребительском рынке стало не хватать важнейших товаров потребления, качество большинства которых было низким. Увеличился отток молодежи из сельских районов в города. Возникла проблема снабжения населения продовольствием.

Провозглашенные Конституцией 1977 года основные демократические свободы не получили полной реализации. Вновь была свернута критика сталинизма, умалчивались факты массовых репрессий. Кризисные тенденции в развитии советского общества отражались на развитии духовной сферы.

Советское государство в 60-80-е годы ставило задачу формирования и укрепления семьи как ячейки социалистического общества. Повышался уровень материальной обеспеченности семей. Появилась возможность в семье выделять средства для расширения её культурных потребностей. Супруги стремились наполнять жизнь семьи духовными запросами, творчеством.

Прочность брака зависела от того, насколько уважают и доверяют друг другу муж и жена, как выполняется ими гражданский долг перед обществом за создание семьи, рождение и воспитание детей. Исследования социологов показали, что многодетные семьи более стабильны. В рассматриваемый период возросло число семей с 2-3-мя детьми. В домашнем труде, наряду с женой, равноправное участие принимали муж, дети. При этом женщина становилась главным организатором труда в семье, основным воспитателем детей (Хар-чев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Мысль, 1979. - С. 242-243).

Молодые люди все полнее осознавали ответственность за создание новой ячейки общества. В большинстве случаев брак базировался на чувстве взаимной любви и уважения. В то же время большую роль играла экономическая самостоятельность молодежи, обеспеченность жильем, возможность вовлечения женщины в общественное производство, социальное окружение, духовно-нравственная и психологическая подготовка к созданию семьи. Философ Н.Я. Соловьев подчеркивал, что в рассматриваемый период осуществлялось не только правовое, но и социальное равноправие женщины с мужчиной, происходило совершенствование женщины как личности. Именно это обусловило возможность нравственно-психологической подготовки подрастающего поколения к новым, социалистическим семейно-брачным отношениям. Он утверждал: «Изменения социальной структуры общества создали экономические и идеологические основы для возникновения и развития новой, высшей формы семьи и отношений между полами и поколениями в семье» (Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. - М.: Политиздат, 1981.-С. 21-22).

С целью развития здоровой и крепкой семьи государством был издан Закон «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» (1968) и «Кодекс о браке и семье РСФСР» (1969). Государство оказывало большую материальную помощь семье через общественные фонды. Следствием этого было увеличение числа многодетных семей, повышение культурного уровня родителей и детей. У советских граждан в 60-80-е годы все больше времени и сил уходило не на решение бытовых проблем, а на заботу о семье, воспитание детей, на использование свободного времени для удовлетворения культурных потребностей. Общий рост культуры населения страны в эти годы позитивно сказывался на эстетических, нравственных и психологических взаимоотношениях молодёжи. Семья, являясь для детей первым шагом во взрослую жизнь, воспитывала их своей добротой, помогала оценивать окружающий мир духовно, нравственно. Подрастающее поколение родители стремились воспитывать так, чтобы оно осваивало культуру поведения в семье, общественных местах, школе. Мальчикам и девочкам прививали чувство внутренней культуры, чувство вкуса, учили нормам гуманного общения. Выполняя свой гражданский долг, родители стремились не отделять личное от общественного. Философ и педагог А.Г. Харчев справедливо утверждал: «Эффективность семейного воспитания в СССР во многом определяется тем, как и в какой степени семья использует то, что внес во внутрисемейные отношения и в отношения между семьей и обществом социалистический строй» (Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Мысль, 1979. - С. 308).

В рассматриваемый период в условиях семьи реализовывались ведущие черты образа жизни советских людей как членов социалистического общества. Образ жизни семьи представлял собой совокупность различных видов жизнедеятельности индивидов в их единстве и взаимосвязи. В то же время общие, типичные черты семейного образа жизни находили конкретное воплощение в той или иной семье.

Отличительной чертой образа жизни советской семьи являлась высокая трудовая и общественная активность ее членов. Это находило выражение в полной занятости в общественном производстве как мужчин, так и женщин трудоспособного возраста. Семья оказывала благоприятное воздействие на формирование у детей добросовестного отношения к труду, на выработку у них взгляда на то, что труд - основа жизни каждого человека, семьи и общества. Сознательное отношение к труду на благо общества выступало основной характеристикой жизнедеятельности семьи, фундаментом развития нравственного отношения к семье, что, в свою очередь, детерминировало выработку здорового отношения к созданию семьи. Трудовая атмосфера в семье являлась той духовной ценностью, которая благоприятствовала упрочению семьи и формированию у подрастающего поколения духовно-нравственного отношения к семье и браку. Эта атмосфера дополнялась насыщенной духовной и эмоциональной жизнью. Трудовой образ жизни семьи, высокая культура внутрисемейных отношений, сохраняясь на многие годы, а зачастую на всю жизнь, чувство личной причастности и заинтересованности в делах членов семьи - все это являлось действенным источником и средством воспитания у юной смены подлинно нравственного отношения к созданию семьи.

Важным фактором формирования у детей в родительском доме культуры семейных отношений, в том числе нравственной готовности к вступлению в брак и созданию семьи, являлось то, что в указанный период многие и многие советские семьи представляли собой своеобразный коллектив, жизнедеятельность которого органически связывалась с жизнью трудовых коллективов, всей страны. Настоящая советская семья не мыслила себя вне коллективов (производственных, общественных, спортивных и др.).

Философ и педагог Б.Т. Лихачев показал, что семье присуща такая черта, как естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций всеми членами, ответственное их исполнение. Среди них ученый рассматривал хозяйственно-организаторскую, культурную, гражданскую, родственную функции, осуществление дружеских связей. Все они объединяются, концентрируются в функции воспитательной - главной, центральной функции семьи. От того, как понимают родители воспитательную функцию, как налажено исполнение всех семейных обязанностей, как складываются взаимоотношения, зависят направленность и характер семейного воспитания и нравственная подготовка подрастающего поколения к семейно-брачным отношениям (См.: Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Изд. 4-е. - М.: Юрайт-М.,2001.-С. 237).

Учение П.П. Блонского и А.С. Макаренко о нравственной подготовке юношей и девушек к семейной жизни как основополагающий источник развития теории духовно-нравственной подготовки юношества к любви и браку в 60-80-е годы

Исследуемая проблема весьма эффективно разрабатывалась в 60-80-е годы. В ее разработке педагоги этого периода опирались на предшествовавший научно-педагогический опыт, в первую очередь на труды видных педагогов П.П. Блонского (1884 - 1941) и А.С. Макаренко (1888 - 1939), поскольку в них содержался большой педагогический и методический материал, который мог быть использован в практике школы. Об этом свидетельствуют исследования ряда педагогов, в том числе А.Ю. Гранкина, М.Г. Данильченко, Л.В. Похилько, З.И. Равкина и др., материалы новейших учебников по педагогике и истории педагогики (А.И. Джуринского, Б.Т. Лихачева, В.А. Сла-стенина, В.И. Смирнова, Е.Н. Шиянова и др.). П.П. Блонский. разрабатывая вопросы полового воспитания еще в 20-30-е годы, особое место отводил формированию нравственной готовности подрастающего поколения к браку и семейным отношениям. На основе глубокой экспериментальной работы, включавшей анализ личной жизни и переживаний мальчиков и девочек разных возрастов, он сделал вывод о том, что при нормальных условиях половое влечение пробуждается только во время полового созревания. Он утверждал: «Основной тезис моего исследования: при нормальных условиях половое влечение пробуждается во время полового созревания. Под нормальными условиями в данном случае мы понимаем такое положение, когда процесс созревания не нарушается преждевременно эротизирующими стимулами среды.

Но именно такое нарушение происходит сплошь и рядом. При этом возможны два крайних в смысле сроков таких нарушения: очень раннее, еще в дошкольном возрасте, и сравнительно позднее, накануне полового созревания. В зависимости от этого (а также от характера эротизирующих стимулов) будет или примитивно-чувственное, почти животное проявление сексуальности, или ранняя тяга к любовному романтизму» (Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1979. - С. 263).

Рассматривая половое воспитание как составную часть нравственного воспитания и подготовки молодежи к семейной жизни, П.П. Блонский показал, что эту подготовку следует осуществлять в соответствии с основными этапами становления детской сексуальности. Он считал, что здоровое половое развитие подрастающего поколения возможно только в социалистическом обществе, в котором уничтожены проституция и порнография, ликвидируется детская безнадзорность, создаются нормальные жилищные условия, уделяется постоянное внимание здоровому образу жизни детей со стороны семьи, школы, учреждений здравоохранения. Педагог отмечал, что в современном ему обществе проблема полового воспитания, нравственной подготовки молодежи к семейной жизни не решена: «Девочки и мальчики в одинаковой мере, хотя и на разный манер, сексуально уродуются, одни - готовясь к сексуально-распущенной жизни, другие - получая институтски-монашеское воспитание в обстановке, пропитанной эротизмом. И жалким, до последней степени непрактическим лепетом кажутся перед лицом такой действительности книги по сексуальной педагогике, в которых немало и лжи -то эротической, как у фрейдистов, то ханжеской. Характерно, что в очень многих курсах педагогики, педагогической психологи или детской психологии глава о сексуальном развитии ребенка отсутствует» (Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. - Л., 1935. - С. 124).

В трудах ученого обоснована мысль о необходимости разработки содержания и основных направлений полового воспитания с позиций общественной морали, с учетом задач нравственной подготовки молодого поколения к семейной жизни. Половое воспитание, по П.П. Блонскому, должно включать не только вопросы сексуального просвещения, но в первую очередь быть направленным на формирование у детей нравственных понятий, убеждений и идеалов, относящихся к сфере семьи и брака, на воспитание чувств дружбы и любви, коллективизма, уважительного отношения мальчиков к девочкам, умения сдерживать половые влечения. Такое воспитание следует осуществлять с раннего детства в семье, при этом родителям важно учитывать возраст и пол ребенка.

Семья оказывает большое влияние на формирование сексуального поведения ребенка. В семье, где не осуществляется сексуальное воспитание в результате пренебрежительного отношения супругов друг к другу или имеет место доминирование одного из родителей над другим, у ребенка формируется неправильное представление об отношениях между полами. Такие дети не способны к настоящей дружбе, их вряд ли может волновать чувство искренней любви, у них складывается негативный взгляд на семейно-брачные отношения. В связи с этим ученый подчеркивал важность создания в семье атмосферы доверия, благополучия, заботы о детях и искренней любви к ним.

В педагогическом наследии П.П. Блонского освещены содержание, средства, методы и приемы нравственного и полового воспитания в семье в их единстве и взаимосвязи. К подготовке растущего человека к созданию семьи он относил следующее: - полную ликвидацию детской безнадзорности; - половое просвещение; - развитие товарищеских отношений между мальчиками и девочками; - воспитание детей в «стиле культурно-вежливого обращения» в духе гуманности; - устранение раздражителей сексуальных нервных центров; - развитие «моторного контроля»; - развитие «социального контроля»; - совершенствование «рассудочного контроля»; - вовлечение в игры и занятия, связанные с новыми впечатлениями, отвлекающими от сексуальных переживаний.

Результаты многолетних исследований проблемы полового развития и воспитания наиболее полно отражены в книгах ученого «Педология» (1934) и «Очерки детской сексуальности» (1935). В изучении особенностей сексуального развития ребенка он большое значение придавал воспоминаниям взрослых об их детстве (метод ретроспекции). В основу исследований сексуальной жизни мальчиков и девочек педагог положил ретроспекцию взрослых мужчин и женщин, их воспоминания о наиболее ярких сексуальных впечатлениях детства. Результаты его исследований показали, что уже у детей дошкольного возраста проявляется влечение к сексуальному познанию. Должное внимание педагог уделял вопросу объяснения детям рождения человека. Он не связывал это с сексуальными переживаниями ребенка, а считал, что в основе его вопроса лежит обыкновенный интерес к происхождению человека. Сексуальный характер вопрос приобретает в результате неверных объяснений сверстников или взрослых сущности эротических чувств.

Идеи В.А. Сухомлинского о духовно-нравственной подготовке учащихся к семейной жизни

В.А. Сухомлинский - один из видных отечественных педагогов советского периода. Он показал в теории и на практике важность нравственной подготовки растущего человека к созданию семьи и здоровым семейно-брачным отношениям. Педагог справедливо утверждал, что «сама жизнь учит, что к великому человеческому долгу и творчеству - рождению и созданию новой жизни - человека надо готовить задолго до того момента, когда в нем пробудятся первые чувства половой любви. Это должна быть нравственная подготовка» (Сухомлинский В. А. Об этом нельзя умалчивать // Народное образование , 1962, №11. - С. 65).

Для теории нравственной подготовки подрастающего поколения к семейной жизни представляет интерес мысль В.А. Сухомлинского о том, что гармоническое развитие личности ребенка наиболее полно осуществляется, если оно включает подготовку к семейно-брачным отношениям в процессе семейного и общественного воспитания. Развивая мысль П.П. Блонского и А.С. Макаренко о совместной воспитательной работе школы, семьи и общественности в вопросах нравственной подготовки молодежи к семейной жизни, он подчеркивал: «Вопрос о нравственной готовности человека к любви, рождению и воспитанию детей, созданию семьи должен стать практическим делом общества» (Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. - М.: Знание, 1967. -С. 5).

Ведущей идеей нравственной подготовки учащихся к семейно-брачным отношениям в трудах В.А. Сухомлинского являлось положение о том, что главное в семейном, как и школьном воспитании - формирование духовности личности учащихся, развитие у них стремления быть хорошим человеком. Родители должны уметь видеть в ребенке не школьника, а маленького человека - будущего гражданина и семьянина. «Если человек становится только школьником, он во многих отношениях перестает быть человеком», - писал Василий Александрович. Суть педагогики, в том числе родительской, он видел в выработке у ребенка желания учиться, а в процессе учения вызвать стремление стать настоящим человеком, гражданином, семьянином. Вот почему он утверждал: не судите о ребенке по знаниям, судите по его старанию, по нравственным его качествам; обращайтесь не только к уму, но прежде всего к сердцу ребенка; учите его человечности, тогда он полюбит труд, а полюбив труд, станет лучше учиться, развиваться умственно, получит хорошее образование. Эти мысли являлись новыми в раскрытии педагогической закономерности единства обучения и воспитания.

Основные вопросы теории и практики духовно-нравственной подготовки учащихся к семейной жизни В.А. Сухомлинский исследовал во взаимосвязи с особенностями семьи в советском обществе 60-70-х годов. Он исходил из того, что семья строится на фундаменте общности духовных и гражданских интересов мужа и жены, на их полном равноправии, на ответственности обоих супругов перед государством и обществом за воспитание детей; семья воспитывает детей укладом своей жизни, сознательным выполнением гражданских обязанностей, честным трудом, высоким нравственным обликом отца и матери, всех членов семьи.

В «школьно-семейном» воспитании педагог первое место отводил семье и подчеркивал, что важнейшие свойства и качества личности, социальное лицо будущего семьянина развиваются в раннем детстве, в первые 5-6 лет жизни. Главным фактором воспитания ребенка он, как и А.С. Макаренко, считал внутрисемейные отношения. Именно в семье при поддержке родителей, в процессе постоянного общения с ними дети получают свои первые жизненные впечатления, осваивают социальный опыт. Взаимоотношения в семье Василий Александрович называл первой школой интеллектуального, духовного, нравственного и эстетического воспитания, в том числе нравственной подготовки к семейной жизни.

Актуальным для современной педагогики является мысль педагога о том, что «пришло время создавать идеальную семью, идеальные взаимоотношения между матерью и отцом, между детьми и родителями». Он писал: «Я твердо убежден в том, что семья - это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию» (Сухомлинский В.А. Гармония трех начал // Журналист, 1970, №1). Развивая эту мысль, он подчеркивал, что благополучие и прочность семьи зависит от ответственности каждого из супругов за судьбу семьи, за счастье всех ее членов, при этом каждый из них должен уметь жить интересами близкого человека, делить с ним радости и невзгоды, отдавать детям свои знания, силу, жизненный опыт.

В.А. Сухомлинский правомерно считал, что половые отношения являются нравственными только в форме гражданского брака. Любовь для острых чувств, для удовлетворения полового влечения не является любовью. Это ведет к разврату, нравственной опустошенности и рождает горе и несчастье. Для общества не безразлично то, как человек относится к любви, семье. Поэтому каждый должен осознавать огромную ответственность перед обществом за свою интимную, глубоко личную жизнь.

В трудах В.А. Сухомлинского глубоко раскрыто положение о том, что духовное богатство общества всецело зависит от духовного богатства каждой семьи. Духовная культура семьи включает общечеловеческие и национальные ценности, интеллектуальное богатство, идейные и мировоззренческие убеждения, имеющие социальную ценность. Ведущими чертами духовности он считал гармоническое единство общественного и личного, гражданственность, коллективизм, нравственную свободу, любовь к труду, естественную потребность человека в человеке, потребность в добром деянии, чувства верности и преданности другому человеку, непримиримость ко злу, подлости, равнодушию (См.: Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990. - С. 10-18).

Сердцевину духовности семьи В.А. Сухомлинский, как и А.С. Макаренко, видел в любви супругов - любви требовательной и строгой. Любовь -это открытость сердца, и уже в силу этого она включает требовательность человека к самому себе. Обращаясь к старшим школьникам, он говорил: «Твоя любовь к жене, твоя любовь к мужу - это тончайшая сфера духовной жизни, духовно-психологических и нравственно-эстетических отношений. Помни, думай, всю свою жизнь углубляйся мысленно, сердцем своим в истину: любовь - это отношения. Самая прочная и благородная любовь у человека тогда, когда она единая на всю жизнь. Быть преданным, верным своей любви - это значит оставить частицу себя в любимом человеке... Для того, чтобы быть верным любимому человеку всю жизнь, надо всю жизнь создавать, как бы восстанавливать его красоту, отдавая для этого свои духовные силы, вкладывая в него свой ум, чувства, стремления» (Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990. - С. 195-196).

Вкладом в педагогическую науку является раскрытое В.А. Сухомлин-ским положение о том, что духовная и нравственная подготовка к чистой, благородной любви начинается в семье и проявляется в любви к отцу, матери, дедушке, бабушке, братьям, сестрам. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств, составляющих главное духовное богатство семьи. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, так как подлинно человеческое утверждается в душе ребенка одновременно с переживанием им чувств сердечной теплоты, ласки, заботы по отношению к свои близким.

Гуманно-личностная педагогика Ш.А. Амонашвили о формировании нравственных качеств семьянина

Значительный вклад в развитие теории нравственной подготовки старшеклассников к созданию семьи в 60-80-е годы внес отечественный педагог и психолог Шалва Александрович Амонашвили. Он разработал концепцию гуманно-личностной педагогики, в соответствии с которой образование - это процесс духовного развития личности. Познавая окружающую действительность, ребенок обогащает свою душу и сердце, свой внутренний духовный мир всем тем добрым, чистым, радостным, что дарит ему жизнь. Образование и воспитание основываются на целостной природе ребенка и направлены на выявление и развитие его природных богатств - духовных, нравственных, умственных и физических качеств. Школа является домом радости, лестницей восхождения, возвышения души ребенка. Обучая и воспитывая, она обеспечивает полноценную жизнедеятельность учащихся на каждом из возрастных этапов их развития, тем самым выполняет задачи образования и воспитания. Педагог утверждает: «Система гуманно-личностного подхода вдохновляет учителя на создание такого общеобразовательного процесса, в котором ребенок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качества, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления должна стать высокая духовность» (Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998 . - С. 12).

Цель воспитания в школе и семье Ш.А. Амонашвили определяет как воспитание Благородного человека - достойной личности и истинного гражданина и семьянина. Образование и воспитание направлены на овладение учащимися духовной культурой, на совершенствование природных сил и способностей. Вера в возможности ребенка, раскрытие самобытной природы в ребенке обусловливает необходимость создания условий для развития его познавательных сил и творчества, для облагораживания его души и сердца. Классическая формула, гласящая, что ребенок не только готовится к жизни, но уже живет, стала теоретической основой педагогической концепции Ш.А. Амонашвили.

Школа, по Ш.А. Амонашвили, - это лестница для духовного восхождения человека, которая находится в руках учителя. Учитель, носитель этой лестницы, наполняет ученика научными знаниями, образами добра, любви, страдания и сострадания, радости и сорадости, духовности, героизма, познания; образами красоты. Педагог говорит: «Я - учитель - есть носитель этой Божественной лестницы. Я постигаю духовный мир каждого своего ученика и каждому подаю свою ступеньку, помогаю подняться и закрепиться на ней, а потом возведу на другую ступеньку. Ученик растёт, взрослеет, развивается, крепнет, окрыляется, в целом, образовывается. И это восхождение происходит в нём через меня, через своего учителя. Я - путь для ученика. Но и он есть мой путь, ибо тоже подаёт мне ступеньку для совершенствования моей учительской интуиции и искусства» (Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь Героями Духа. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2003. - С. 49).

Ш.А. Амонашвили раскрыл сущность целостного гуманного педагогического процесса. Ее он видит в воспитательной деятельности Природы и родителей, учителя - деятельности, направленной на всестороннее развитие личности ребенка, на формирование и совершенствование его биологической и социальной природы. Основу целостного педагогического процесса составляет постоянно развивающаяся жизнь ребенка. Через свою собственную жизнь он входит в жизнь общественную. При этом, необходимо воспринимать ребенка как явление в нашей земной жизни, а не случайность. Ребенок несет в себе свою жизненную миссию, которой он должен служить, не сет в себе величайшую энергию духа. Родители и учителя должны верить в природные возможности ребенка, верить в формулу: «Он все может» и вселять эту уверенность в ребенка.

Большое место Ш.А. Амонашвили отводит воспитанию нравственной готовности подростков, юношей и девушек к созданию семьи в условиях родительского дома. В этом плане основной задачей родителей и школы он считает воспитание духовно-развитой личности, человека с благородным сердцем и душой. Как и А.С. Макаренко, он считает, что прочность счастья будущих семьянинов зависит от богатства духовной жизни семьи, от взаимной любви, уважения и заботы супругов. Проявление человечности и нежности в отношениях между ними дает толчок к развитию у подростков, юношей и девушек чувства дружбы, способствует воспитанию женского и мужского достоинства, а значит к формированию личности достойного семьянина.

В решении проблемы нравственной подготовки молодёжи к семейной жизни Ш.А. Амонашвили опирается на положения П.П. Блонского об организации школой и семьей воспитательной работы, направленной на социальное развитие личности, обладающей духовно-нравственной красотой и способной взаимодействовать с обществом и семьей на основе общечелове-чес-кой морали, на идеи А.С. Макаренко о формировании качеств личности гражданина-коллективиста, воспитания верности и преданности семье, государству, выработке нового, гуманного отношения к женщине как равноправному члену общества и семьи, о развитии чувства сыновьего, дочернего долга, о личном примере родителей как семьянинов. Вместе с тем Ш.А. Амонашвили обобщает опыт нравственной подготовки юношей и девушек к созданию семьи, накопленный педагогикой и школой 60-80-х годов, а также собственный родительский опыт воспитания детей. Он показывает необходимость создания в семье атмосферы доверия, позволяющей детям делиться с родителями собственными горестями и радостями, оберегать свою честь и честь своей семьи. Жизнь ребенка в семье и его воспитание - неотделимы.

Педагог делает акцент на том, что воспитание основывается на духовной общности и доверии родителей и детей, на умении воспитателя расположить к себе ребенка.

Ш.А. Амонашвили подчеркивает, что именно образ жизни семьи, внутрисемейные и общественные отношения, убеждения, устремления, взгляды родителей являются главным источником и средством воспитания будущего семьянина, гражданина своей родины. В «Письмах к дочери» он откровенно говорит об этом: «Мне нужен диалог с тобой, дочка моя, постоянный, откровенный, основанный на правде. Это я, это мы, взрослые, на которых возложено воспитание детей, должны быть чистосердечными, искренними, откровенными и открытыми перед тобой, перед вами, нашими детьми. Мы должны научиться чистосердечному признанию наших ошибок, мы должны стать единомышленниками вашими в анализе возникших в нашем обществе негативных явлений и тем самым помочь вам усвоить наши нравственные ценности и идеалы так, чтобы они стали убеждениями вашей сознательной жизни...» (Амонашвили Ш.А. Письма к дочери // Воспитание школьников, 1991, №3. - С. 51-52).

Похожие диссертации на Интегральный подход к обучению общей физике