Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Значение марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса для борьбы с современным оппортунизмом Дервиш Сойсал

Значение марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса для борьбы с современным оппортунизмом
<
Значение марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса для борьбы с современным оппортунизмом Значение марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса для борьбы с современным оппортунизмом Значение марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса для борьбы с современным оппортунизмом Значение марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса для борьбы с современным оппортунизмом Значение марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса для борьбы с современным оппортунизмом Значение марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса для борьбы с современным оппортунизмом Значение марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса для борьбы с современным оппортунизмом
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дервиш Сойсал. Значение марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса для борьбы с современным оппортунизмом : ил РГБ ОД 61:85-9/547

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Борьба карла маркса и фгидшха энгельса за создание первых истинно пролетарских партий 22-68

1. Деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса поорганизации классовой борьбы пролета риата в 1847-1863 гг . 22-46

2 Интернационал и борьба КЛарнса и Ф.Энгельса за организацию классовой борьбы пролетариата в международном масштабе 47-68

Глава II. Борьба в.и.лешна как продолжателя дела К.Маркса и Ф.Энгельса за создание партий нового типа 69-128

1. Создание большевистской партии и борьбапротив оппортунистов на втором съезде РСДРП 69-103

2. Несостоятельность противопоставления оппортунистами идей К.Маркса и Ф.Энгельса В.И .Ленину по вопросу о пролетарскойпартии 104-128

Заключение І29-ІЗІ

Библиография І32-І4І

Введение к работе

В марксистско-ленинской теории социалистической революции основным звеном является учение о партии рабочего класса. Данное известное положение не снижает требования обосновать актуальность того или иного исследования, посвященного марксистско-ленинскому учению о партии рабочего класса. Оно, наоборот, усиливает такое требование.

На июньском Пленуме Центрального Комитета КПСС тов.Ю.В.Андроповым было отмечено, что "нависшая над миром угроза ядерной войны побуждает по-новому оценить основной смысл деятельности всего коммунистического движения" . Это высказывание ясно подтверждает то, что актуальность классовой борьбы определяется теми задачами, которые стоят перед марксистско-ленинской партией и мировым коммунистическим и рабочим движением.

В условиях небывалого обострения борьбы двух противоположных общественных систем, как в экономической, политической, так и в идеологической области руководящая роль марксистско-ленинской партии в освободительной борьбе и созидании социализма все более и более возрастает. Поэтому не случайно в наше время, когда "империалистические политики всячески стремятся ограничить международное влияние стран социализма, они пытаются ослабить их сплоченность, расшатать основы социалистического строя там, где, как им кажется, можно рассчитывать на успех" , атаки буржуазных идеологов и современных ревизионистов на марксистско-ленинское учение о партии рабочего класса особенно усиливается. В связи с этим становится ясной актуальность выбранной темы.

В порядке обоснования актуальности нашего исследования мы сошлемся на следующие три фактора:

1) возрастание роли марксистско-ленинской партии рабочего класса в антиимпериалистической борьбе является закономерностью развития мирового революционного процесса;

2) борьба с идеологией буржуазии и современного оппортунизма по вопросу о марксистско-ленинской партии рабочего класса имеет свои особенности и фомы. Необходимость анализа тех особенностей и форі, в которых в настоящее время ведется все более усиливающаяся (в связи с действием вышеуказанного фактора) "критика" буржуазными идеологами и оппортунистами маркси-стско-пленинского учения о партии рабочего класса;

3) третьим фактором, обусловливающим актуальность предлагаемого исследования, является необходимость изучения постоянно накапливающегося опыта коммунистических и рабочих партий. Обращение к опыту коммунистических и рабочих партий действительно необходимо, т.к. является залогом не только успешной борьбы с антикоммунистической идеологией буржуазии и оппортунизма1, но и плодотворной деятельности по развитию марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса.

В программных документах КПСС и коммунистических партий братских социалистических стран, материалах ХХУІ съезда КПСС, пленумов ЦК КПСС и выступлениях партийных руководителей содержится глубокий научный анализ руководящей роли марксистско-чяе-нинской партии, которая в связи с социальным преобразованием мира, историческим переходом человечества от капитализма к социализму и развитием классовой борьбы приобретает в современную эпоху особое значение. "Поскольку, - говорит секретарь ЩС КПСС тов.Б.Н.Пономарев, - объективные предпосылки для ликвидации капиталистической системы и перехода к социализму неуклонно нарастают, постольку в огромной мере повышается и роль субъективного фактора, то есть сознательности и организованности рабочего класса, всех трудящихся и их авангарда - марксистско-ленинской партии" .

После периода разрядки напряженности наступил период, когда агрессивная внешняя политика американского империализма и его союзников вновь осложнила международную обстановку до крайне опасных пределов, небывалых за весь послевоенный период, "против Советского Союза, стран социализма ведется беспрецедентная по своим масштабам и оголтелости психологическая война. Не гнушаясь ложью и клеветой, буржуазная пропаганда стремится очернить социалистический строй" . При такой напряженной обстановке деятельность марксистско-ленинской партии приобретает особое значение; ее социально-политические, экономические и воспитательные принципы занимают центральное место в идеологической борьбе против реализации опасного курса американского империализма, ослепленного антикоммунизмом и антисоветизмом.

На современном этапе общественного развития сложились новые условия классовой борьбы. Международное коммунистическое и рабочее движение стало самой влиятельной идейно-политической силой. Соответственно этому революционное движение вступило в качественно новый этап своего развития, открывшего новые благоприятные возможности для распространения идей социализма, идей укрепления мира и безопасности народов.

Сегодня международное коммунистическое и рабочее движение включает в себя почти сто партий. В наше время эти партии накопили большой революционный опыт, что связано с многообразием и сложностью условий, в которых они ведут борьбу. Рост их влияния, укрепление позиций зависят от правильной революционной политики. Каждая из этих партий строит свою стратегию и тактику о учетом революционного опыта - чем он богаче, тем разнообразнее формы борьбы.

Опыт, приобретенный коммунистическими и рабочими партиями, оказывает огромное влияние на дальнейшее творческое развитие марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса. "Теория, обогащенная новым-опытом, и опыт, творчески осмысленный в свете марксистско-ленинской теории, - это всегда составляло и составляет важнейший источник силы нашей партии" . В свою очередь, творческое развитие подразумевает сохранение чистоты марксизма-ленинизма и его глубокое усвоение. Учение о партии "постоянно развивается и обогащается с ростом коммунистического движения, вместе с приобретением нового опыта и теоретическим обогащением этого опыта братскими партиями" .

Подъем борьбы рабочего класса вовлекает в антиимпериалистическое движение все новые и новые слои населения, которые сталкиваются с идеологией рабочего класса и приобщаются к маркой зму-ляенинизму в специфических исторических и общественных условиях. Буржуазия реагирует на рост влияния марксистско-ленинских партий, укрепление их позиций в обществе и антиимпериалистической борьбе, на рост классовой борьбы усилением идеологического и политического давления, приобретающего множество сторон, аспектов и направлений как в области теории, так и в практике.

Основу и содержание нападок на рабочий класс составляет само понятие идеологии, в котором наиболее концентрированно отражаются классовые идейные столкновения в области политики,экономики, права, морали, искусства, международных отношений, а также вопросы, связанные с взаимодействием объективного и субъективного фактора социалистической революции.

В идеологическую полемику относительно роли марксистско-ленинской партии рабочего класса в социалистической революции и в построении реального социализма вступают не только открытые ярые противники марксизма-ленинизма - буржуазные идеологи, но и правооппортунистические авторы. Ф.Энгельс полагал, что деятели, впадающие в оппортунизм, это "или новички, которым нужно еще многому поучиться, или злейшие враги рабочих, волки в овечьей шкуре" х, которые идут на компромисс с буржуазной идеологией, подстраиваются под марксизм, создают и распространяют различные ошибочные теории и взгляды в среде участников революционной борьбы. Ревизии подвергается учение К.Маркса и Б.И.Ленина о пролетарской партии. Наибольшую опасность для существования буржуазии представляет деятельность марксистско-ленинских коммунистических и рабочих партий, которая строится на прочном фундаменте марксизма-ленинизма и ведет человечество к освобождению от всякой эксплуатации и угнетения к социализму.

Буржуазные идеологи и ревизионисты прилагают немало усилий, пытаясь разбить целостное, творчески развивающееся учение марксизма-ленинизма, противопоставить К.Маркса, Ф.Энгельса В.И .Ленину, марксизм - ленинизму. В частности, они стараются доказать будто нет ничего общего между марксовым пониманием пролетарской партии и ленинским учением о большевистской партии. Наряду с грубыми, откровенно насильственными методами в области идеологии и политики вырабатываются и гибкие форяы подрыва социализма изнутри. На ХХП съезде КПСС было отмечено: "Фактом является и заметное обострение идеологической борьбы. Для Запада она не сводится к противоборству идей. Он пускает в ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв социалистического мира, его разрыхление" . Но, тов.К.У .Черненко в своем выступлении на февральском внеочередном Пленуме Центрального Комитета КПСС коротко и ясно подчеркнул, что "Партия твердо идет избранным путем - путем коммунистического созидания и мира. Так было. Так будет всегда" .

Попытки "удушить" социализм срывались даже в то время, когда Советское государство только становилось на ноги и было единственной социалистической страной в мире" .

Еще при жизни КЛаркса и Ф.Энгельса, а особенно после их смерти, оппортунисты и буржуазные идеологи прилагали немало усилий ревизовать их учение, предать забвению их выводы о роли о строительстве пролетарской партии, извратить принципы ее деятельности. Основоположники научного коммунизма неустанно боролись против авантюризма, сектантства, анархизма, любых форм оппортунизма как в вопросах революционной тактики, программы пролетарской партии, так и в вопросах ее организационного строительства. Теория Маркса, писал В.И.Ленин, "выяснила настоящую задачу революционной социалистической партии: не сочинение планов переустройства общества, не проповедь капиталистам и их прихвостням об улучшении положения рабочих, не устройство заговоров, а организацию .классовой.борьбы пролетариата и,руководство этой борьбой, конечная цель которой - завоевание политической власти пролетариатом и организапия социалистического общества" . Бережно сохранив все известные ему выводы и положения по вопросу о пролетарской партии, оставленные К.Марксом и Ф.Энгельсом,В.И.Ленин творчески применял их к изучению нового исторического опыта, приобретаемого пролетариатом и его политическими организациями, к решению новых проблем, выдвигаемых перед пролетарской партией ходом развития классовой борьбы. 

К концу ИХ - началу XX в. разгром международного оппортунизма стал одной из самых неотложных задач рабочего движения. В новых исторических условиях, творчески дополняя и обогащая взгляды Маркса и Ф.Энгельса об истинно пролетарской партии, борьбу против оппортунизма в идейно-политических, программных и в организационных вопросах вел В.И.Ленин.

Таким образом, для творческого развития учения о пролетарской партии в условии империализма необходимо применять выводы и положения основоположников марксизма-ленинизма, учитывать теоретический опытхзсоммунистических и рабочих партий, а не фальсифицировать их. Иначе говоря, целостность и преемственность научных взглядов К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И .Ленина должны находиться в центре теоретических исследований.

Напротив, в основе любого проявления оппортунизма и ревизионизма лежит отрицание целостности и преемственности марксо-вого взгляда на пролетарскую партию и ленинского учения о партии нового типа (обычно под предлогом отрицания ленинского учения). Отсюда следует, что попытки противопоставить ленинизм "истинному маркойзму", означает на деле стремление подорвать руководя - II щую роль марксистско-ленинской партии, как авангарда рабочего класса и всех трудящихся в революционной борьбе и в строительстве социализма.

Быте оппортунисты правого толка утверждают, что демократический централизм как будто бы неизбежно ведет к ограничению демократии .и создает условия для диктатуры со стороны партийных руководителей. Иначе говоря, они стремятся убедить расчленить принцип демократического централизма, противопоставить друг другу централизм и демократию. С другой стороны,они убеждают читателей, что основоположники научного коммунизма в противопо-V ложность В.И .Ленину, уделяли большое внимание развитию партийной демократии, которую он (В.И .Ленин) якобы выставил за борт І что привело к ее подмене "бюрократическим централизмом". Одним из таких идеологов, придерживающихся правооппортунистической позиции, является Айбар М.А. - бывший генеральный секретарь "партии социалистической революции" в Турции" .

В конце шестидесятых - начале семидесятых годов автор этих строк, участвовавший в "леворадикальном" антиимпериалистическом молодежном движении в Турции, непосредственно столкнулся с разлагающим рабочее движение влиянием идей М.А.Айбара.

Коммунистическая партия Турции прилагает немало усилий в формировании единого национально-демократического фронта для осуществления антиимпериалистической национально-демократической революции. Однако-, как отметил член политбюро ЦК компартии Турции тов.А.Сайдан "не следует забывать о разложении внутри рабочего движения, вносимом/ возглавляющим ЕПТ (Рабочая партия Турции) М.А.Айбаром и его группой, об ударах, нанесенных национальной антиимпериалистической борьбе, и извлечь из этого необходимый урок" .

Компартия Турции, несмотря на то, что уже более 60 лет находится под запретом, в чрезвычайно тяжелых политических условиях ведет борьбу против антикоммунизма, негласным союзником которого является оппортунизм Правого" и "левого" толка. Генеральный секретарь компартии Турции тов.Гайдар Кутлу отметил, что "Компартия ведет борьбу против "левого" оппортунизма... разоблачает также правооппортунистические течения, которые затуманивают революционные перспективы рабочего класса..." .

Не ограничиваясь действиями в роли троянского коня в рабочем движении Турции, М.А.Айбар пытается сказать "новое" слово и в вопросах теории марксизма-ленинизма, противопоставляя К.Маркса и Ф.Энгельса В.Й.Ленину. В частности, он тщится доказать, будто нет ничего общего между марксистскими принципами пролетарской партии и ленинским учением о партии нового типа.

В своей работе "Ленинская "модель" партии и социалистическая организация" Айбар М.А. прилагает немало усилий для того, чтобы, в частности, фальсифицировать идеи о социалистической экономике и демократии в Советском Союзе и других братских социалистических странах" -% Он искажает идеологические, организационные и политические основы КПСС и других коммунистических партий, сопоставляет принципы их строительства и деятельности "буржуазной моделью организации" . Выступая от имени марксизма ма против ленинизма , Айбар в сущности подменяет научный коммунизм абстрактными построениями буржуазной и оппортунистической идеологии, что равносильно полному отказу от диалектического и исторического материализма, а значит и от марксизма-ленинизма. О подобных "теоретиках" в свое время писал В.И .Ленин: "...они не подвинули ни на шаг вперед той науки, которую завещали нам развивать Маркс и Энгельс..." .

В последние годы в Советском Союзе было опубликовано значительное количество фундаментальных исследований, посвященных марксистско-ленинскому учению о партии рабочего класса . Вьшло также немало общих работ, посвященных марксистско-ленинской теории социалистической революции, в которых отводится важное место разработке учения об истинно пролетарской партии .

Необходимо подчеркнуть,что советские ученые в своих многочисленных исследованиях и статьях уделяют особое внимание критике буржуазных, ревизионистских и оппортунистических извращений учения К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И .Ленина об истинно пролетарской партии .

Следует отметить, что научно творческий труд советских ученых по разработке различных теоретических проблем, связан-ных с учением о пролетарской партии, а также в области критики враждебных марксизму-ленинизму идейных течений, внес огромный вклад в марксистско-ленинскую теорию о социалистической революции. Несомненно, что этот вклад имеет большое теоретическое и практическое значение как в идеологической борьбе, так и в идейно-воспитательной работе. Однако, в этой области исследований имеются некоторые проблемы, недостаточно изученные вопросы.

Известно, что понятие "истинно пролетарская партия" впервые было выдвинуто В.И .Лениным при характеристике "Союза коммунистов"2, созданного К.Матосоом и Ф.Энгельсом. Анализ трудов КЛаркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, а также работ советских исследователей позволяет сделать вывод о том, что истинно пролетарская партия - это партия, вооруженная марксистско-ленинским мировоззрением, научно обоснованной программой и тактикой, соответствующими организационными принципами, методами деятельности, направленными на решение классовых задач пролетариата для достижения его конечной цели - завоевания политической власти и организации коммунистического общества .

В случае отсутствия марксистско-ленинского мировоззрения, научно обоснованной программы и тактики или научных организационных принципов партия лишается своего истинного пролетарского характера, пролетариат не может действовать как класс и не может успешно решать те конкретные задачи, выставленные перед ним объективным развитием современного общества, и, наконец, он не будет в состоянии выполнить свою историческую миссию.

Иначе говоря, идеологические, организационные и политические основы, принципы ее строительства, формы и методы деятельности истинно пролетарской партии находятся в неразрывном единстве. Это обстоятельство в советской литературе неоднократно отмечалось,так, в частности, советский исследователь профессор Н.С.Галкин писал: "В основу строительства пролетарской партии было положено неразрывное единство теоретических, программных, тактических и организационных принципов марксизма. Политическая линия партии, и,наоборот, организационное строительство партии, соответствующее программе партии, делает партию боеспособной и содействует проведенной в жизнь генеральной линии партии.

О том, что Маркс и Энгельс неразрывно связывали организационное строительство партии с программой пролетарской партии, свидетельствуют документы Союза коммунистов и I Интернационала" 1.

Само собой разумеется, что при изучении теоретического наследия основоположников марксизма, относящегося к классовой партии рабочих, выяснение сути ленинского понимания истинно пролетарской партии имеет огромное методологическое значение. На наш взгляд, правильная постановка и решение многих теоретичес-кихдроблем в системе марксистско-ленинских взглядов во многом зависят от правильного понимания содержания указанного ленинского понятия.

Понятие "истинно пролетарская партия" занимает очень важное место в системе взглядов К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина. Оно тесно связано с такими понятиями, как классовая борьба" пролетариата и "организация классовой борьбы" пролетариата. Согласно учению основоположников марксизма необходимым условием превращения стихийной борьбы рабочих в борьбу сознательную, классовую является создание самостоятельной истинно пролетарской партии. А превращение стихийной.. разрозненной борьбы рабочих в борьбу сознательную общенациональную путем создания истинно пролетарской партии - есть организация классовой борьбы пролетариата.

Маркс и Ф.Энгельс, исходя из такой организации классовой борьбы пролетариата с самого начала своей революционной деятельности боролись з а создание пролетарской партии. Как мы уже отметили, первой такой партией был "Союз коммунистов". Его исторической задачей было создание истинно пролетарских партий в различных странах, т.е. организация классовой борьбы пролетариата в международном масштабе.

К.Маркс и Ф.Энгельс постоянно боролись не только за создание самостоятельных рабочих партий, но и за сохранение их истинно пролетарского характера. Ф.Энгельс в своем письме Герсо-ну Гриру о совместном действии с другими партиями подчеркивает, "что пролетарский классовый характер партии тем самым не ставится под вопрос. Это для меня непременное условие. Вы найдете изложение этой политики уже в 1847 г. в "Коммунистическом Манифесте", мы проводили ее в 1848 г. в Интернационале, повсюду" .

Основоположники марксизма считали, что любое отклонение от научной программы, тактики, организационных и мировоззренческих начал лишит партии пролетарского классового характера и тем самым не даст возможности пролетариату освободить себя и общество. Классическим примером борьбы за сохранение пролетарского характера партии является борьба Маркса и Ф.Энгельса против сектантства в любых его проявлениях, против заговорщичества в "Союзе коммунистов", против анархизма М.Бакунина внутри Международного товарищества рабочих. 

В новых условиях дело К.Маркса и Ф.Энгельса продолжил их гениальный последователь ВЛ.Ленин. В эпоху пролетарских рево - 19 люций он вырабатывал новую революционную тактику пролетариата по всем коренным вопросам движения. Он систематизировал, дополнял, творчески развивал и обогащал все выдвинутые еще К.Марксом и Ф.Энгельсом принципы пролетарской партии во всех их аспектах -идейно-политических, программных, тактических, организационных и т.д. и создал целостное, монолитное марксистско-ленинское учение о рабочей партии нового типа.

Главная цель диссертации заключается в том, чтобы на основе всестороннего анализа трудов основоположников марксизма-ленинизма показать принципиальное совпадение и преемственное единство взглядов К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И .Ленина на пролетарскую партию. Для достижения этой цели в диссертации ставятся следующие задачи:

1) выяснить, какую мысль вкладывали основоположники марксизма в следующие понятия:

а) классовая борьба пролетариата;

б) организация классовой борьбы пролетариата;

в) истинно пролетарская партия;

2) проиллюстрировать борьбу К.Маркса и Ф.Энгельса за организацию классовой борьбы пролетариата на конкретных примерах создания первых истинно пролетарских партий и борьбы за сохранение истинно пролетарского характера этих партий;

а) Союз коммунистов;

б) Международного товарищества рабочих;

в) Немецкой социал-демократической партии;

3) проанализировать многолетнюю борьбу В.И.Ленина с различными видами оппортунизма создание партии нового типа в эпоху империализма - действительно революционной партии, отли - 20 чающейся от реформистских партий П Интернационала;

4) дать развернутую критику оппортунистических воззрений турецкого ревизиониста М.Айбара, показав тем самым на конкретном примере несостоятельность противопоставления идей В.И.Ленина идеям КЛаркоа и Ф.Энгельса относительно вопроса о революционной партии рабочего класса.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются положения марксистско-ленинской философии, научного коммунизма, работы классиков марксизма-ленинизма современные исследования советских авторов проблематике диссертации, материалы съездов и Пленумов КПСС, выступления партийных руководителей. В частности, автор поотоянно опирается на следующие фундаментальные истины марксизма-ленинизма:

- всякая классовая борьба - есть борьба политическая;

- в антагонистических обществах движущей силой истории является классовая борьба;

- пролетариат не может действовать как класс и не может выполнить свою историческую миссию не организовываясь в особую политическую партию.

Характеризуем то новое, что было сделано в ходе диссертационного исследования. В данной работе показывается, что К.Маркс и Ф.Энгельс вели последовательную борьбу за превращение принципов "Манифеста коммунистической партии" в политическую программу I Интернационала;

проанализирована связь между критикой основоположниками научного коммунизма цюрихской тройки по вопросу о соотношении стихийного и сознательного в рабочем движении и критикой В.И.Ленина точки зрения Г.В.Плеханова по этому вопросу; формируются отличные признаки "партии нового типа" и дается определение "истинно пролетарской партии";

дается критика с марксистско-ленинских позиций взглядов М.А.Аибара, одного из лидеров оппортунизма в современном рабочем движении Турции.

Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая глава содержит по два параграфа), заключения и списка использованной литературы. 

Деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса поорганизации классовой борьбы пролета риата в 1847-1863 гг

Для марксистов- ленинистов истиной азбучного порядка является тот факт, что великие учителя всемирного пролетариата г К.Маркс, Ф.Энгельс, а вслед за ними их гениальный последователь ВЛ.Ленин, всю свою жизнь посвятили делу организации классовой борьбы пролетариата, которая неминуемо приведет к уничтожению всех классов и победе мирового коммунизма. Они были не только теоретиками классового освободительного движения пролетариата, но и принимали непосредственное участие в руководстве этим движением.

Прежде чем рассмотреть деятельность Маркса и Ф.Энгельса по организации борьбы рабочего класса необходимо остановиться на вопросе о том, что такое классовая борьба пролетариата и что понимается под организацией этой борьбы.

В капиталистическом обществе, как известно, условия жизни и труда рабочего класса предельно тяжелы. С одной стороны, рабочий подвергается жесточайшей эксплуатации, с другой является политически угнетенным . Поэтому задача удовлетворения повседневных социально-экономических потребностей рабочих вынуждает его вступить в борьбу ПРОТИВ своих работодателей, отдель-ных капиталистов. Такая борьба является чисто экономической борьбой, носит стихийный характер и не направлена на ликвидацию капиталистической системы эксплуатации и угнетения в целом. В силу этого, такая борьба рабочих не является борьбой всего класса против коллективной политической власти всего класса капиталистов и не может носить политический характер. А, как известно, К .Маркс и Ф.Энгельс еще в "Манифесте Коммунистической Партии" подчеркивали, что "всякая классовая борьба -есть борьба политическая" .

Возникает вопрос: при каких условиях стихийная, экономическая борьба рабочих против отдельных капиталистов становится классовой борьбой, борьбой политической?

В одной из своих ранних статей В.И.Ленин дает на этот вопрос четко сформулированный научный ответ. В силу особой важности для исследуемых проблем данный ответ Ленина приведем полностью: "Мы все согласны в том, что наша задача - организация классовой борьбы пролетариата. Но что такое классовая борьба? Когда рабочие отдельной фабрики, отдельного ремесла вступают в борьбу со своим хозяином или со своими хозяевами, есть ли это классовая борьба? Нет, это только слабые зачатки ее. Борьба рабочих становится классового борьбою лишь тогда, когда все передовые представители всего рабочего класса всей страны сознают себя единым рабочим классом и начинают вести борьбу не против отдельных хозяев, а против всего класса капиталистов и против поддерживающего этот класс правительства. Только тогда, когда отдельный рабочий сознает себя членом всего рабочего класса, когда в своей ежедневной, мелкой борьбе с отдельными хозяевамии с отдельными чиновниками он видит борьбу против всей буржуазии и против всего правительства, только тогда его борьба становится классовой борьбой. "Всякая классовая борьба есть борьба политическая", - эти знаменитые слова Маркса неверно было бы понимать в том смысле, что всякая борьба рабочих с хозяевами всегда бывает политической борьбой. Их надо понимать так, что борьба рабочих с капиталистами необходимо становится политической борьбой по мере того, как она становится классовой борьбой. Задача социал-демократии состоит именно в том, чтобы посредством организации рабочих, пропаганды и агитации между ними превратить их стихийную борьбу против угнетателей в борьбу всего класса, в борьбу определенной политической партии за определенные политические и социалистические идеалы. Одной местной работой такая задача не может быть достишнута" .

Из выше приведенных слов В.И.Ленина ясно, что необходимым условием превращения стихийной борьбы рабочих в борьбу сознательную, классовую против коллективной политической власти класса капиталистов является создание самостоятельной классовой партии пролетариата, преследующей цель ликвидировать наемное рабство. Следовательно, в марксистско-ленинской теории классовой борьбы пролетариата центральное, решающее место занимает идея о необходимости создания самостоятельной политической партии. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о любой пролетарской партии. Как известно, существовали и существуют различные по своей сути пролетарские партии, как-то: либеральные рабочиепартии, реформистские, националистические и тому подобные. НоI. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.4, с.187-188. речь идет об истинно пролетарской революцинной партии, способной вести классодую борьбу для достижения своей конечной цели: уничтожения классов, победы социализма. А пролетарская партия приобретает такую способность только тогда, когда она вооружена научным мировоззрением, обладает системой научно обоснованных классовых принципов своей деятельности, научной программой и тактикой. В.И.Ленин постоянно подчеркивает эту мысль: "Крепкой социалистической партии не может быть, - писал Ленин, - если нет революционной теории, которая объединяет всех социалистов, из которой они черпают все свои убеждения, которую ониприменяют к своим приемам борьбы и способам деятельности" . Положения относительно организации классовой борьбы пролетариата были впервые выдвиауты и разработаны К.Марксом и Ф.Энгельсом. Со всей наглядностью эти идеи были выражены, в частности, в письме К.Маркса Герману Юнгу (1872г.): "В своей борьбе против объединений власти имущих классов рабочий класс может действовать как класс, только организовавшись в особую политическую партию, противостоящую всем старым партиям, созданным имущими классами. - Эта организация рабочего класса в политическую партию необходима для того, чтобы обеспечить победу социальной революции и достижение ее конечной цели - уничтожен

Интернационал и борьба КЛарнса и Ф.Энгельса за организацию классовой борьбы пролетариата в международном масштабе

Известно, что "Манифест коммунистической партии" был написан К.Марксом и Ф.Энгельсом как общетеоретическая программа международного пролетариата. Основоположники марксизма в течение нескольких десятилетий вели огромную теоретическую работу с целью объединения пролетариата всех стран вокруг тех принципов и программных положений, которые были выдвинуты впервые в "Манифесте" .

Основоположники марксизма очень высоко оценивали значение "Манифеста" в освободительном движении пролетариата. В 1884 г. на основе уже большого исторического практического опыта Ф.Энгельс высказал следующее о "Манифесте": "Никогда еще ни одна тактическая программа не оправдывалась в такой мере как эта.Выдвинутая накануне революции, она выдержала испытание этой революции; и с тех пор каждый раз, когда какая-нибудь рабочая партия отступала от нее, она расплачивалась за каждое отступление. И ныне, почти сорок лет спустя, она служит руководящей нитью для всех решительных и сознательных рабочих партий Европы - от Мадрида до Петербурга" .

Из приведенных выше слов Ф.Энгельса следует, что общетеоретической программой для созданного в 1864 году по инициативе самих рабочих "Международного товарищества рабочих" мог быть только "Манифест коммунистической партии". Однако в те годы объединить рабочих капиталистических стран вокруг принципов "Ма нифеста" было очень трудно из-за низкого уровня сознательности рабочих. Революционный марксизм в международном рабочем движении еще не господствовал. Рабочие все еще находились под влиянием идей Прудова, Лассаля, Мадзини, Бланки и др. Чтобы осуществить призыв "Манифеста коммунистической партии" на деле, еще была необходима колоссальная теоретическая и практическая работа. Нужно было убедить рабочих в правильности идей научного коммунизма в ходе движения, непосредственно в их практической борьбе.

В создании "Международного товарищества рабочих" К.Маркс участвовал как представитель немецких рабочих. Ему было поручено составить окончательный текст "Учредительного манифеста" товарищества, а также его временный "Устав". Учитывая объективную ситуацию, К Л арке должен был сформулировать основные положения "Манифеста" и Устава" так, чтобы это было приемлемо для тогдашнего уровня рабочего движения. О трудностях этого он писал Энгельсу: "Было очень трудно сделать так, чтобы наши взгляды были выражены в форде, которая делала бы их приемлемыми для современного уровня рабочего движения... Требуется время пока вновь пробудившееся движение сделает возможной прежнюю смелость речи" .

Во "Временном Уставе" товарищества К.Маркс точно и ясно сформулировал конечную цель международного пролетариата: в 1-ом пункте было написано следующее: "Настоящее товарищество основано для того, чтобы служить центром сношений и сотрудничества между рабочими обществами, существующими в различных странах и преследующими одинаковую цель, а именно - защиту, развитие и полное освобождение рабочего класса" . А в "Учредительном Манифесте"товарищества, который был принят позже лишь с незначительными изменениями, КЛаркс уделял особое внимание формулировке ближайшей цели рабочих в каждой отдельно взятой стране: "завоевание политической власти" , а также указывал на то4, что именно нужно пролетариату для того, чтобы он мог достигнуть указанной цели: "Один из элементов успеха - численность - у рабочих уже есть; но численность только тогда решает дело, когда масса охва-чена организацией и ею руководит знание" . Таким образом К.Маркс с самого начала поставил перед членами товарищества задачу образования политической партии пролетариата. В 7-ом пункте "Устава" товарищества мы находим как бы продолжение той мысли, которая была высказана в "Учредительном Манифесте", Здесь Карп Маркс прямо обязывает членов товарищества направить свои усилия на объединение разрозненных рабочих обществ в одну общенациональную организацию. Он пишет: "Так как успех рабочего движения в каждой стране может быть обеспечен только силой единения и организацией..., то члены "Международного товарищества" должны, каждый в своей стране, приложить все усилия для объединения разрозненных рабочих обществ в национальные организации, представленные националь « 3 ными центральными органами" .

По замыслу К.Маркса на данном этапе рабочего движения историческая задача Международного товарищества должна была заключаться в том, чтобы организовать классовую борьбу международного пролетариата, путем создания национальных рабочих партийв каждой стране . А осуществление такой колоссальной задачи было немыслимо вне идейной борьбы, без распространения революционного марксизма. Необходимо было путем обмена мнениями и дискуссий по конкретным вопросам борьбы постепенно поднять уровень сознательности рабочих , дать критику ненаучным идейным течениям и в итоге превратить принципы "Манифеста коммунистической партии" в общетеоретическую программу "Международного товарищества" .

Процесс превращения принципов "Манифеста коммунистической партии" в общетеоретическую программу "Международного товарищества" продолжался примерно 8 лет. Этот процесс фактически был

Создание большевистской партии и борьбапротив оппортунистов на втором съезде РСДРП

I съезд РСДНІ состоялся в марте 1898 г. в г.Минске. На съезде участвовали социал-демократические организации Союза Борьбы) Петербурга, Москвы, Киева, Екатеринослава, кроме того представители "Рабочей газеты" и Бунда. На этом съезде было принято решение объединить все социал-демократические организации России в единую революционную партию. Основание партии осенью 1898 г. было громадным шагом по пути соединения революционного марксизма со стихийным рабочим движением. Однако, сразу же после съезда, царская полиция начала арестовывать руководителей движения и громить социал-демократические организации. Большинство опытных революционеров оказались в тюрьмах, и на некоторое время движение было обезглавлено.

Стихийное движение рабочих продолжало расти, а сознательных, опытных революционеров, способных решить теоретические,политические, тактические: и организационные вопросы, движению не хватало. Даже при составлении "Манифеста" ВЗДРП, один из оставшихся на свободе членов ЦК Радченко вынужден был сотрудничать со Струве: "Ввиду отсутствия в то время в Петербурге теоретиков марксистов Радченко привлек для его написания Струве. Хотя Струве был далек от революционного марксизма, в "Манифесте России ской социал-демократической рабочей партии" он не мог провести свои реформистские взгляды" .

ВЛЛенин в своей работе "Беседа с защитниками экономизма" о сущности переживаемого в то время (после I съезда) кризиса в социал-демократическом движении в России пишет следующее: "Материальные элементы" движения выросли гигантски даже по сравнению с 1898 г., но сознательные руководители (социал-демократы) отстают .от этого роста. В этом - основная причина переживаемогорусской социал-демократией кризиса. Массовому (стихийному) дви ржению недостает "идеологов" ."Молодые" социал-демократы, в то время выступившие на сцену, не были достаточно подготовлены ни теоретически, ни практически. Кроме того, РСДШ еще не имела своей научно обоснованной программы и тактики. "Молодые" социал-демократы все больше и больше попадали под влияние идей "легальных марксистов",главными представителями которых были Струве, Прокопович, Булгаков, Бердяев, Туган Барановский. Произведения "легальных марксистов" легально печатались и получили широкое распространение. В этих произведениях они пропагандировали марксизм, совершенно выхолащивая его революционную сущность. Они отбрасывали из марксизма учение о социалистической революции и учения о диктатуре пролетариата.

Стихийный рост рабочего движения, отсутствие сознательных руководителей революционеров и широкое распространение в такойобстановке реформистских идей "легальных марксистов" благоприятствовали возникновению в социал-демократическом движении России "экономизма" - первого оппортунистического течения.

Согласно В.И.Ленину "экономисты" в русской социал-демократии "подняли... голову" и "...особенно с осени 1898 г. ..." . Они не только закрывали глаза на то, что движению не достает идеологов "...но и объявили его особой добродетелью возведение в теорию преклонение и раболепство перед стихийностью, которыестали проповедовать, что социал-демократы должны не идти впере рди, а тащиться в .хвосте движения" .

Необходимо подчеркнуть, что "экономисты" не ограничивались только тем, что они преклонялись перед стихийным движением масс. Это была их принципиальная позиция только в организационном отношении. Кроме того, согласно В.И.Ленину, "экономисты" стремились "сузить или разменять на мелочи политическую агитацию и по Qлитическую борьбу" . Они не понимали того, "что, не взяв в свои руки руководства общедемократическим движением, социал-демократия не сможет свергнуть самодержавие" . В "тактическом отношении "экономисты" в полном смысле этого слова были неустойчивыми. В.И.Ленин, на основе конкретного примера, следующим образом продемонстрировал это: ("Еаб.дело" весной в недоумении остановилось перед "новым" вопросом о терроре и только полгода спустя, после ряда колебаний, высказалось в очень двусмысленной резолюции про-тив него, волочась, как и всегда, в хвосте движения") .

После I съезда РСДРП, в условиях усиления полицейских репрессий против революционных социал-демократов и их организаций распространение оппортунистических идей "экономистов" принесло огромный вред революционно-политическому делу российского пролетариата. В социал-демократическом движении начался идейный разброд и организационная раздробленность. В Л .Ленин, характеризуя положение партии после I съезда,писал, что "Русская социал-демократия как бы исчерпала на время все свои силы и вернулась назад к прежней раздробленной работе местных отдельных организаций" . В работе "Что делать?" В.ИЛенин называет данный период (третий период) в социал-демократическом движении России периодом "разброда, распадения, шатания" . И на вопрос "Что делать" ВЛЇ.Ленин отвечает следующим образом: "Ликвидировать третий период" , т.е. ликвидировать идейный разброд и организационную раздробленность. Эта задача будет осуществлена только путем объединения всех социал-демократических организаций в единую революционную партию, имеющую марксистскую программу и тактику.

Некоторые организации, группы, а также отдельные революционеры считали, что для ликвидации "третьего периода" в социал-демократическом движении России достаточно, будет выбрать центральный комитет партии и поручить ему возобновить издания органа партии. Бунд, "Союз русских социал-демократов за границей" и социал-демократы, сгруппировавшиеся вокруг газеты "Ккный рабочий", придерживались такого мнения. В.И.Ленин такой план воссо здания партии считал "...ошибочным или, по крайней мере, рискованным" , так как такое объединение не было бы прочным.

На основе ленинского плана ликвидации "третьего периода" в русской социал-демократии лежала идея создания общерусской политической газеты. Согласно В.И.Ленину, такая газета должна была вырабатывать революционную программу и тактику, а также организационные принципы партии, отвечающие конкретно историческим особенностям классовой борьбы российского пролетариата. В.ИЛенин считал, что "Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор" . Такой общерусской политической газетой стала созданная в 1900 г. В.И .Лениным "Искра".

В течение короткого времени (с декабря 1900 г. по август 1903 г.) "Искра" проделала гигантскую по своим масштабам работу как в идейном, так и в организационном отношениях. За указанное время "Искра" разработала программу, тактику и организационный устав партии и подготовила П съезд РСДРП. Ко времени созыва исторического П съезда РСДРП большинство социал-демократических организаций России признавали "Искру" своим руководящим органом.

П съезд РСДРП состоялся в 1903 г. (с 17 июля по 10 августа) . В чем состояла главная задача П съезда партии российских социал-демократов? В Л .Ленин в своей работе "Шаг вперед, два шага назад" коротко и ясно отвечает на этот вопрос следующим образом: "В создании действительной партии на тех принципиальных и организационных началах, которые были выдвинуты и разработаны

Несостоятельность противопоставления оппортунистами идей К.Маркса и Ф.Энгельса В.И .Ленину по вопросу о пролетарскойпартии

Ленинизм - это марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, эпохи крушения колониализма и победы национально освободительных движений, эпохи перехода человечества от капитализма к социализму и построению коммунистического общества. Ленинизм возник и развивается на прочном теоретическом и практическом фундаменте марксизма и является его стройным логическим продолжением, Развивая марксизм вообще и в частности учение о пролетарской партии, В Л .Ленин в решающих вопросах всегда опирался на положения К.Маркса и Ф.Энгельса, вел решительную борьбу за чистоту марксизма против буржуазных и мелкобуржуазных теорий.

В лице В.И .Ленина марксизм нашел гениального преемника. Исходя из сложившихся условий классовой борьбы, когда свободная конкуренция капитализма сменилась империализмом и произошла консолидация сил буржуазии, раскалывавшей рабочее движение через международный оппортунизм, Ленин поставил задачу по осуществлению практического создания подлинно революционной партии. "Построение партии нового типа означало утверждение и продолжение революционных традиций рабочего движения и решительный разрыв с организацией, идеологией и традициями реформистского склада. Возникшие во второй половине XIX века, в период относительно мирного развития капитализма, западноевропейские социал-демократические партии, входившие в состав П Интернационала, после кончины К.Маркса и Ф.Энгельса .утратили боевой дух, понимание необходимости осуществления социалистической революции, сползли на реформистские позиции" . I. Пономарев Б.Н. Живое и действенное учение маркой зма- іенинизма.

Отвергая механические теории автоматической, реформистской трансформации капитализма в социализм, Ленин указал на возросшее значение субъективного фактора в процессе свершения социалистической революции. Это не означает однако, что В Ж.Ленин не уделял внимания объективным предпосылкам социалистической революции, как это утверждается в антикоммунистических концепциях "социологии революции". Знакомство с работами В .И .Ленина позволяет сделать вывод, что Ленин разрабатывал и развивал марксистскую теорию социалистической революции в единстве объективных и субъективных ее сторон.

Усилившееся противостояние сил пролетариата и буржуазии предъявило к руководству классовой борьбой пролетариата качественно новые требования.Развивая учение Маркса и Энгельса, В.И .Ленин видел в наличии партии пролетариата решающее условие осуществления пролетариатом его всемирно-исторической миссии. Взгляды классиков марксизма-ленинизма совпадают по всем основным положениям в учении о пролетарской партии, ее роли в соединении научного коммунизма с рабочим движением и последовательного проведения принципа пролетарского интернационализма. В.И .Ленин писал, что "исключительно своими силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское... учение же социализма выросло из тех философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатывались образованными представителями имущих классов, интеллигенцией и могло быть привнесено только извне" . Он настойчиво требовал "подчинения интересов пролетарской борьбы в одной стране интересам этой борьбы во всемирном масштабе" .

В настоящее время происходит дальнейшее обострение противоречий во всех сферах духовной и материальной жизни капиталистического общества. На июньском Пленуме (15 июня 1983 г.) тов.Ю.В.Андропов в своей речи подчеркнул следующее: "...Что касается мира капитализма, то мы являемся свидетелями значительного углубления всеобщего кризиса этой общественной системы. Все более теряют эффективность методы, с помощью которых капитализму удавалось поддерживать относительную стабильность своего развития в послевоенный период. Все яснее становится: империализм неспособен справиться с социальными последствиями небывалой по глубине и масштабам научно-технической революции, когда миллионы и миллионы трудящихся обретаются на безработицу, на нищету.

Империализм запутался во внутренних и межгосударственных антагонизмах, потрясениях, конфликтах" ..Углубление классовой борьбы между социалистической и империалистической системами выдвигает "проблемы идеологической борьбы.,, на первый план" .

В условиях, когда происходит дальнейшее обострение идеологической борьбы между социалистической и империалистической системами, буржуазия мобилизует все средства на то, чтобы усыпить и подавить классовое сознание рабочего класса. Идеологи ревизионизма и реформизма в особенности направляют свои усилия на подрыв марксистско-ленинского учения о роли пролетарской партии и развитии социалистической идеологии и таким образом стараются воспрепятствовать формированию субъективного фактора революционного рабочего движения.

Как в других капиталистических странах, так и в Турции идеологи ревизионизма в особенности направляют свои усилия на подрыв марксистско-ленинского учения о роли пролетарской партии, развития социалистической идеологии и, таким образом, стараются воспрепятствовать формированию субъективного фактора революционного рабочего движения. В Турции одним из таких идеологов, придерживающихся правооппортунистической позиции, является М.А.Айбар .М.А.Айбар и его сторонники серьезно препятствовали сплочению

Похожие диссертации на Значение марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса для борьбы с современным оппортунизмом