Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое и религиозное регулирование семейной жизни Воронкова Марина Анатольевна

Правовое и религиозное регулирование семейной жизни
<
Правовое и религиозное регулирование семейной жизни Правовое и религиозное регулирование семейной жизни Правовое и религиозное регулирование семейной жизни Правовое и религиозное регулирование семейной жизни Правовое и религиозное регулирование семейной жизни Правовое и религиозное регулирование семейной жизни Правовое и религиозное регулирование семейной жизни Правовое и религиозное регулирование семейной жизни Правовое и религиозное регулирование семейной жизни
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Воронкова Марина Анатольевна. Правовое и религиозное регулирование семейной жизни : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Воронкова Марина Анатольевна; [Место защиты: Владимир. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний]. - Владимир, 2007. - 163 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-12/1828

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Правовое регулирование семейной жизни 13

1. Понятие семейной жизни 13

2. Механизм регулирования семейной жизни 31

3. Правовая обусловленность семейной жизни 47

Глава 2. Религиозное регулирование семейной жизни 61

1. Специфика религиозного регулирования семейной жизни 61

2. Религиозное регулирование семейной жизни

в современной России 74

Глава 3, Соотношение норм права и религиозных норм 90

1. Теоретические основы взаимодействия права и религии 90

2. Единство, взаимо-поддержка, различия и противоречия права и религии в регулировании семейной жизни в современной России 105

3. Перспективы регламентации семейной жизни в России 119

Заключение 132

Библиографический список 141

Приложения 158

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена обстоятельствами практического и теоретического характера.

В современной России продолжается процесс существенных преобразований практически во всех сферах жизни общества; ведется работа по преодолению тяжелых последствий переходного периода, чтобы уйти от издержек глубокой и не во всем однозначной трансформации в системе общественных отношений, в том числе и в семейной жизни. Президент Российской Федерации В. В. Путин, обращаясь к Федеральному Собранию Российской Федерации, поддержал инициативу об объявлении 2008 г. Годом семьи в России, при этом подчеркнул, что его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи и базовых семейных ценностей1. На приоритетную национальную задачу обеспечения каждого ребенка теплом и заботой его семьи указал и Уполномоченный по правам человека в России-ской Федерации в своем докладе за 2006 г. Очевидно, что решение вышеобо-значенной проблемы невозможно без продуманной и всесторонней семейной политики, которая должна строиться в том числе и с учетом специфики правового и религиозного регулирования семейной жизни.

В пользу этого свидетельствуют складывающийся в последние годы в области семейной жизни религиозно-правовой регулятивный комплекс; значительное увеличение числа верующих, а также рост симпатии к религии. Возможно, в этом проявляется стремление людей возвратить утраченные ценности или преодолеть с помощью религии нравственные или социальные трудности современного общества. В немалой степени этому способствовал поспешный отказ от тех идеалов, которыми более семидесяти лет руководствовалось наше общество. Возникший духовный вакуум нужно было за-

1 См.: Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации //
Рос. газ. 2007.27 апр.

2 См.: Лукин В. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Феде
рации за 2006 год // Рос. газ. 2007. 13 апр.

полнить другой системой ценностей, которые имеют вековую историю и проверены временем. Таким образом, в силу специфики существования и свойств сферы семейной жизни, а также с учетом сложившейся на данном этапе ситуации в обществе правовое регулирование семейной жизни неизбежно интегрируется с другим, не менее важным, социальным регулятором -религиозными нормами.

В современной России интеграция права и религии в регулировании семейной жизни явно усматривается, но не всегда учитывается юридической наукой и практикой. Данное положение обусловлено многими факторами, существенное место среди которых занимают следующие обстоятельства. С одной стороны, современное законодательство закрепляет основополагающие правовые начала деятельности государства в сфере защиты семейной жизни1. С другой стороны, несмотря на употребление термина «семейная жизнь», в специальной литературе обозначаемый им объем понятия весьма противоречив, дискуссионен и не получил еще должной научной разработки. Правовое и религиозное регулирование семейной жизни практически не рассматривалось в качестве самостоятельного предмета научного анализа.

Сложности в повышении качества бытия и степени защищенности системы семейной жизни сопряжены также и с другими технико-юридическими и обусловленными ими гносеологическими проблемами. Так, действующее право оперирует различными терминами, которые можно отнести к сфере семейной жизни, как-то: «семья», «семейная тайна», «частная жизнь», «близкие лица» и другие, однако при этом ни Конституция Российской Федерации, ни другие правовые источники, опосредующие отношения, связанные с семейной жизнью, не содержат легальных дефиниций этих высокозначимых понятий. Кроме того, технико-юридические особенности действующего отечественного законодательства провоцируют вольную трактовку его статей и стремление извлечь из нее те свойства, которыми

См., например: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) // Междунар. акты о правах человека. М., 1999. Ст. 8.

оно не обладает. Например, это касается возможных ограничений прав человека, предусмотренных религиозной догмой'.

Изложенные обстоятельства придают особую актуальность проблемам изучения правового и религиозного регулирования семейной жизни и определения путей ее эффективного обеспечения.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной юридической науке изучением некоторых аспектов названной категории в праве занимались такие авторы, как: А. М Анисимова, В. М. Баранов, М. И. Боб-нева, И. В. Бондарь, Ю. В. Бондаренко, А. А. Гайдеров, Р. Б. Головкин, Гуль Ака Анвар, В. И. Ерохин, И. А. Канина, В. Н. Карташов, Ю. К. Манукян, В. С. Нерсесянц, Н. С. Нижник, И. Л- Петрухин, Г. Б. Романовский, Е. В. Тихонова2.

См., например: Конституция РФ. М., 1998. Ст. 55. 2 См., например: Анисимова А. М. Право и иные социальные нормы в регулировании отношений близких лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006; Баранов В. М. Категория «частная жизнь» // Право граждан на информацию и защита неприкосновенности частной жизни. Н. Новгород, 1999. С. 30-37; Бобнева М, И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978; Бондарь И. В. Тайна частной жизни и право граждан на неприкосновенность жилища: технико-юридические аспекты формулирования // Проблемы юридической техники. Н. Новгород, 2000. С. 495-501; Бондаренко Ю. В. Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб,, 2001; Гайдеров А. А. Традиционные и религиозные факторы в формировании правовой системы России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Головкин Р. Б. Морально-правовое регулирование частной жизни в современной России. Владимир, 2004; он же. Правовое и моральное регулирование частной жизни: свойства, стороны, охрана и защита. Владимир, 2005; Гуль Ака Анвар. Право и религия (на примере Афганистана): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994; Ерохин В. И. Теоретические основы обеспечения неприкосновенности частной жизни при реализации юридической ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006; Канина И. А. Частная жизнь в сфере права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук, Тамбов, 2006; Карташов В. Я Неприкосновенность частной жизни как универсальный принцип права // Право граждан на информацию и защита неприкосновенности частной жизни. Н. Новгород, 1999. С. 74; Манукян Ю. К. Процессы взаимодействия и противоречия семейного права и шариата в современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002; Нерсесянц В. С. Право в системе социальной регуляции общественных отношений. М., 1986; Нижник Н. С. Правовое регулирование брач-но-семейных отношений в контексте эволюции государственно-правовой системы России в 19-20 в.: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2003; Петрухин И. Л. Частная жизнь (правовые аспекты) // Государство и право. 1999. № 1. С. 64-73; он же. Личные тайны (человек и власть). М., 1998; Романовский Г. Б. Право на неприкосновенность частной жизни. М., 2001; Тихонова Е. В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России: Дис.... канд. юрид. наук. Тамбов, 2006.

Общеправовому исследованию брака и семьи посвящены научные труды Е. М. Ворожейкина, Н. М. Римашевской, Р. Светлова, Ю. И. Семенова1.

Вместе с тем источниковедческий анализ показывает, что, несмотря на актуальность и практическую значимость, правовое и религиозное регулирование семейной жизни специально и широко в системном, целостном и комплексном изложении с позиций общей теории права и государства не разрабатывалось. Комплексные монографические исследования по данному вопросу отсутствуют. В связи с вышеизложенным имеются достаточные основания утверждать, что данная проблема до настоящего времени не может считаться исследованной адекватно реалиям современного Российского государства.

Объектом исследования выступает правовое и религиозное регулирование общественных отношений.

Предмет исследования - правовое и религиозное регулирование отношений и иных элементов семейной жизни.

Цель диссертационного исследования заключается в создании единой концепции комплексного правового и религиозного регулирования семейной жизни в условиях современного российского общества, отражающей общие закономерности и тенденции его развития. Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие исследовательские задачи:

- определить объем и структуру категории «семейная жизнь» и тесно
связанной с ней категории «семья», отграничить их от смежных понятий;

-установить место норм права в регулировании семейной жизни;

охарактеризовать специфику регулирования семейной жизни при помощи религиозных норм;

определить структуру механизма нормативного регулирования семейной жизни;

См., например: Ворожейкин Е. М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972; Римашевская Н. М. Демографические процессы в современной России // Демографические процессы в современном российском обществе: социально-правовые аспекты: Сб. теорет.-практ. докл. и сообщений. Владимир, 2002. С. 16-21; Светлов Р. Таинство брака. СПб., 2004; Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

проанализировать и обобщить варианты соотношения правовых и религиозных норм в процессе регулирования семейной жизни;

выработать на основе проведенного исследования практические рекомендации по повышению эффективности правового и религиозного регулирования семейной жизни.

При решении поставленных задач автор исходил не только из необходимости теоретического осмысления правового и религиозного регулирования семейной жизни, но и учитывал потребности социально-юридической практики в научно обоснованных предложениях, направленных на достижение качественно высокого уровня правового обеспечения общественных отношений, в том числе и в сфере семейной жизни.

Методологическая основа исследования. В решении поставленных задач автор опирался на современные методы познания, разработанные философией, теорией права и государства, историей, социологией, отраслевыми юридическими науками и апробированные юридической практикой.

При подготовке настоящей работы использовались три группы методов: всеобщие (общефилософские), общенаучные и специально-юридические.

Поскольку семейная жизнь есть явление социальное, чрезвычайно продуктивным для настоящего исследования стало использование общесоциологических (системный, институциональный, поведенческий подход) и конкретно-социологических (анализ статистических данных, письменные и устные опросы и т. п.) методов исследования.

Изучение семейной жизни предполагает формулирование соответствующих понятий, отграничение данного феномена от смежных категорий. Поэтому в работе использовались методы собственно теории государства и права в совокупности с логическими приемами анализа, синтеза, конкретизации и абстрагирования. Нормативно-догматический метод применялся при анализе норм, регулирующих комплекс отношений в сфере семейной жизни, сравнительный метод - при сопоставлении однопорядковых явлений в структуре механизма нормативного регулирования семейной жизни, а также в хо-

де изучения соотношения правовых и религиозных норм в процессе регламентации семейной жизни.

Кроме того, в ходе исследования широко применялись специально-юридические методы познания: сравнительно-правовой; метод теоретико-правового моделирования и прогнозирования; метод правовой диагностики; юридико-социологический; метод интерпретации правовых текстов; юридической статистики.

Теоретическую основу исследования составили взгляды на право, правовое регулирование и его предмет, содержащиеся в фундаментальных трудах российских правоведов XIX - начала XX вв. (Е. В. Васьковский, Н. М. Коркунов, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, Г. Ф. Шершене-вич), а также зарубежных ученых-юристов (Г. Дж. Берман, Р. Давид, Г. Ел-линек, Ж. Карбонье, Г. Кельзен, Н. Рулан и др.).

Существенное влияние на авторскую позицию по отношению к исследуемому феномену оказали исследования различных аспектов общей теории права и государства, имеющие не только теоретическое, но и общеметодологическое значение для настоящей работы: С. С. Алексеева, А. В. Аверина, В. К. Бабаева, М. И. Байтина, В. М. Баранова, П. П. Баранова, А. Б. Венгерова, Н. А. Власенко, Н. Н. Вопленко, Ю. Г. Галая, А. А. Демичева, В. С. Жеребина,

B. Б. Исакова, В. П. Казимирчука, В. Н. Карташова, Д. А. Керимова,

C. И. Кузьмина, В. В. Лазарева, Е. А. Лукашевой, О. Э. Лейста, А. В. Малько,
М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. М. Морозова, Л. А. Морозовой,
В. С. Нерсесянца, В. В. Оксамытного, А. С, Пиголкина, С. В. Полениной,
Т. Н. Радько, Р. А. Ромашова, В. Б. Романовской, В. П. Сальникова, В. Н. Си-
нюкова, И. Н. Сенякина, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова, В. А. Толстика,
А. Ф. Черданцева, Б. С. Эбзеева, А, И. Экимова, П. А. Якушева и др.

Значительную помощь в проведении исследования оказали концепции и подходы к анализу социального регулирования общественных отношений, содержащиеся в работах А. М. Анисимовой, С. Ф. Анисимова, М. И. Бобне-вой, Л. Г. Гринберга, Н. А. Головко, М. П. Каревой, Е. А. Лукашевой,

В. С. Нерсесянца, В. А. Ойзенгихта, Е. М. Пенькова, В. Д. Плахова, О. И. Цы-булевской, А. Н. Шитова и др.

На формирование авторской позиции оказали влияние труды, затрагивающие проблемы частной жизни: И. В. Бондаря, Р. Б. Головкина, К. Д. Гюлль-мана, В. И. Ерохина, Ю. А. Замошкина, В. П. Кацалова, Л. О. Красавчиковой, М. И. Лифанова, А. Б. Лярского, И. Л. Петрухина, Г. Б. Романовского, X. Л. Сабирова, И. В. Смольковой и др.

Эмпирическую базу исследования составляет существующая практика правового и религиозного регулирования общественных отношений. В работе использовались различные статистические данные, результаты социологических исследований, опубликованные в печати и так или иначе касающиеся предмета исследования, а также результаты опросов, проведенных автором.

Теоретические выводы диссертации обосновываются результатами анализа Конституции Российской Федерации, документов международного права, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, так или иначе затрагивающих различные аспекты семейной жизни, а также религиозные нормы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в избранном автором подходе к исследованию семейной жизни. В настоящей работе на общетеоретическом уровне произведен комплексный анализ регламентации указанного вида отношений, в результате чего;

- сформулированы авторские определения понятий «семья», «семейная
жизнь»;

- показана специфика правового регулирования семейной жизни;
-установлена специфика религиозного регулирования семейной

жизни;

- выявлены особенности соотношения правовых и религиозных норм в
процессе регламентации семейной жизни;

раскрыта общая характеристика механизма регулирования семейной жизни;

определены приоритетные направления совершенствования правового и религиозного регулирования семейной жизни.

Научная новизна диссертационного исследования нашла свое отражение в следующих положениях, выносимых на защиту:

  1. Семья - это социальный институт, характеризующийся пространственной близостью, аттрактивной взаимосвязью личностного характера между родственниками и свойственниками, регулируемый правом во взаимодействии с религиозными нормами и направленный на осуществление совместной жизнедеятельности, а также на воспитание и развитие детей.

  2. Семейная жизнь - это длительные, относительно устойчивые, пространственно обусловленные взаимоотношения между членами семьи на основе аттракции и различных форм аддикции, оказывающие влияние на общественную жизнь и основные элементы частной жизни, урегулированные правом, религией и иными социальными нормами.

  3. Обосновывается вывод о том, что семейная жизнь выступает связующим звеном частной и общественной жизни.

  4. Структура взаимодействия правового и религиозного регулирования семейной жизни: 1) самостоятельное регулирование правом и религией отдельных свойств и сторон семейной жизни; 2) взаимоподдерживающее регулирование семейной жизни со стороны правовых и религиозных норм;

  1. противоречия правового и религиозного регулирования семейной жизни;

  2. интегративное регулирование семейной жизни носит квазинормативный или ненормативный характер.

  1. Локальное внутрисемейное религиозное регулирование может быть сильнее общесоциального регламентирующего воздействия и даже вступать с ним в коллизию.

  2. Религиозно-правовое воздействие на семейную жизнь может касаться не только взаимоотношений между членами семьи и внешним миром, но и затрагивать поведение отдельных субъектов вне семейных отношений.

  1. Применительно к православному христианству право играет системообразующую роль в формировании регулирования семейной жизни, оно тесно переплетается с указанной религией; применительно к исламу наблюдаются некоторые различия и противоречия между правовыми и религиозными регуляторами.

  2. Авторские предложения по совершенствованию законодательства, повышению его эффективности путем принятия мер по разрешению возникающих противоречий в области регламентации семейной жизни с помощью права, но с учетом религиозных норм.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в работе выводы дополняют соответствующие разделы теоретико-правовой науки. Автором осуществлено комплексное монографическое исследование роли правовых и религиозных норм в регулировании семейной жизни, раскрыт механизм социального регулирования указанной группы отношений, выявлена многоаспектность соотношения права и религии в регулировании семейной жизни, определен категориальный статус понятия «семейная жизнь».

Практическая значимость исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для совершенствования законодательства, повышения его эффективности путем принятия мер по разрешению возникающих противоречий в области регламентации семейной жизни.

На основе материалов данной диссертации могут быть выработаны практические рекомендации по построению грамотной и всесторонней семейной политики Российского государства.

Дидактическое значение диссертации заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе юридических вузов при проведения занятий по теории государства и права, конституционному и семейному праву, при модернизации учебных программ, учебных и учебно-методических пособий; а также при подготовке научных докладов и написании курсовых и дипломных работ.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации: обсуждались на кафедрах государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний и юридического факультета Владимирского государственного педагогического университета; внедрены в учебный процесс Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, юридического факультета Владимирского государственного педагогического университета и практическую деятельность администрации г. Суздаля; излагались на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права», проводившейся в администрации Владимирской области 15 декабря 2005 г. при поддержке Общероссийской общественной организации «Российский союз юристов» и аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, межрегиональной научно-практической конференции («Жеребин-ские чтения») «Обеспечение взаимных обязанностей государства и личности», состоявшейся 28 ноября 2006 г., а также научных конференциях, организуемых юридическим факультетом Владимирского государственного педагогического университета, Владимирским юридическим институтом Федеральной службы исполнения наказаний, Молодежным союзом юристов Российской Федерации; отражены в десяти опубликованных автором работах общим объемом 6,3 п. л.

Понятие семейной жизни

Термин «семейная жизнь» неразрывно связан с понятием «семья», является производным от него. Семья - основной общественный институт, выполняющий исключительно важные социальные функции. Она является своеобразным каркасом любого этноса, народа, нации. Наряду с функциональной значимостью для общества семья является также уникальной общностью, в наибольшей степени приспособленной к биопсихическим особенностям человека, где при благоприятно складывающихся отношениях реализуются его потребности. Исследование семьи ведется во многих направлениях, и это вполне закономерно, поскольку она представляет собой один из сложных социальных организмов. Каждая из наук, а именно: социология, юриспруденция, философия, религиоведение, демография, педагогика, психология, экономика и другие, - в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. В этой связи является актуальным вопрос о научном определении понятия семьи, которое могло бы быть исходным для всех отраслей науки и вместе с тем достаточно полным и точным, отражающим все существенные признаки самого социального явления.

Как уже было сказано, познание семьи как социальной ценности характерно для всех общественных наук, однако понятие «семья» весьма неоднозначно и до сих пор законодательно не закреплено.

Обратимся к толковому словарю В. И. Даля: «Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе».

В. В. Лопатин и Л. Е. Лопатина рассматривают семью, во-первых, как группу живущих вместе родственников (муж, жена, дети); во-вторых, как единство, объединение людей, сплоченных общими интересами; в-третьих, как группу животных, состоящая из самца, самки, детенышей1.

В отечественной философии советского периода было широко известно определение семьи, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом, в котором подчеркивались, во-первых, первичность общественных отношений, складывающихся в семье, и, во-вторых, их многообразие: «люди, ежедневно производящие свою собственную жизнь, начинают производить других людей, размножаются, это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, семья»2.

Философский словарь определяет это понятие следующим образом: «семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство»3. Традиционная характеристика семьи как ячейки общества отражает философский аспект ее понимания, содержит определение ее места в структуре общества .

Именно эти посылки длительное время служили методологической основой определения семьи в отечественной философии XX в. Семья рассматривалась как система социально-биологических, хозяйственно-экономических, нравственных и других общественных отношений, возникающих по поводу особого рода человеческой деятельности - рождения и воспитания детей, ведения общего хозяйства. На наш взгляд, не совсем верно отождествлять семейные отношения только с общественными отношениями. Хотя семья и является одним из мощных социальных институтов, большинство семейных отношений относительно изолировано от общества и относится к частной жизни. Данная ситуация обусловлена тем, что главная задача института семьи - воспитание и развитие детей, а это весьма сложный и субъективный процесс, который в рамках общественной жизни часто не удается .

Оценка семьи как особого системного типа общественных взаимосвязей характерна и для отечественной социологии - науки, непосредственно рассматривающей институт семьи относительно его взаимосвязи с обществом и государством: «Семья - общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» .

Из вышеназванного определения семьи следует, что семья должна основываться на супружеских отношениях, официально зарегистрированных в органах загса. С позиций настоящего времени данную точку зрения можно оспорить. Семья в социальном смысле может основываться и на фактических брачных отношениях, в том числе на отношениях между лицами одного пола. Указанные отношения получают сегодня все большее юридическое признание в различных странах. В последние годы в Европе и США усиливается тенденция к стиранию границы между семьей в юридическом и социологическом смысле. Право в той или иной степени распространяет свое действие и на фактические семейные союзы, предоставляя, в частности, лицам, состоящим в фактическом браке, право на составление договоров, определяющих правовой режим их имущества и алиментные обязательства.

Следовательно, важнейшим критерием для определения принадлежности лиц к одной семье являются фактические семейные отношения между ними. Кроме того, не всегда семейные отношения существуют у лиц, проживающих вместе. Немало примеров семей, в которых супруги живут раздельно.

Исследованием семьи активно занимаются и демографы. В основе анализа семьи как объекта демографической политики лежит учение о закономерности развития семьи как общественного организма, через который решаются вопросы рождаемости . Для того чтобы объективно отражать процесс воспроизводства населения и выявить его закономерности, необходимо учитывать все существующие виды общностей. В равной степени связаны с рождением детей как семьи, основанные на браке, так и семьи, имеющие в основе фактические брачные отношения. Обусловленный потребностями данной науки такой подход к изучению семьи неизбежно влечет расширение рамок и самого понятия семьи по сравнению с его пониманием в философии и социологии.

Механизм регулирования семейной жизни

Регулирование круга отношений, относимых к семейной жизни, как и сама она, многопланово1, осуществляется преимущественно с помощью религиозных и моральных норм. Правовые нормы в рассматриваемой сфере человеческих взаимосвязей в большей степени сопряжены с внешней стороной семейной жизни, хотя тоже могут в отдельных случаях включать в себя рели-гиозное и обычное регулирование . Вместе с тем, как неоднократно упоминается в юридической литературе , социальное нормативно-ненормативное регулирование представляет собой взаимосвязанное, взаимообусловленное явление, то есть систему. Из теории систем известно, что каждый элемент системы действует согласованно с другими. Следовательно, регулирование семейной жизни человека осуществляется в комплексе взаимосвязей права с религией и другими социальными нормами и ненормативными средствами. Семейная жизнь - весьма специфический социальный институт. Для выявления механизма ее регламентации в условиях современной правовой системы России целесообразно, прежде всего, обратиться к понятию и структуре механизма правового регулирования.

Проблема механизма правового регулирования по сей день остается дискуссионной. Прежде всего, коллизионен вопрос о понятии «механизм правового регулирования». Начало обсуждения данной проблемы было положено С. С. Алексеевым, который отмечал, что категория «механизм правового регулирования» определена в теории государства и права для показа момента движения, функционирования правовой формы4. Дело в том, что иачиная с середины 1950-х и в 60-е годы юридическая наука сделала попытку отойти от гипнотизировавшей ее долгое время нормы, статики права. Исследования ведущих юристов того периода были посвящены действию права -вопросам правоотношений, служебной роли права в общественных отношениях, применения права. Именно на этой основе С. С. Алексеевым была синтезирована первая концепция механизма правового регулирования, с позиции которой он был определен как «взятая в единстве вся совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения» .

Данное определение, включая в себя «всю совокупность юридических средств», приводило к слишком широкому пониманию механизма правового регулирования. Поэтому в других своих более поздних работах С. С. Алексеев уже определяет механизм правового регулирования как «взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой осуществляется правовое воздействие на общественные отношения» . Как видим, в этом определении сочетание «вся совокупность» заменено словом «система». Однако оба приведенных выше определения имеют, на наш взгляд, общий недостаток - правовое регулирование определяется через правовое воздействие. В таком подходе изначально содержится неточность. Тем не менее, указанное определение механизма правового регулирования получило наибольшее признание в юридической литературе. Исходя из определения, предложенного С. С. Алексеевым, очевидно, что понятие «механизм правового регулирования», как и понятие «правовое регулирование», представляет собой важную общетеоретическую категорию, которая характерна для инструментальной трактовки права. Значение данной категории заключается в следующем: во-первых, она позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности, связанные с нормативно-правовой регуляцией, решением жизненных ситуаций (нормы, правоотношения, юридические акты), обрисовать их как целостность, но и представить их в работающем и вместе с тем системном виде, то есть в виде динамической структуры. Во-вторых, высветить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические «инструменты» в правовой системе, их особенности как правовых средств, показать их связь между собой, их взаимодействие.

Параллельно с концепцией С. С. Алексеева развивалась и другая, которая была разработана в соответствии с качественно новым подходом к проблеме определения механизма правового регулирования. Так, В. М. Горше-нев рассматривал механизм правового регулирования с позиции правовых форм деятельности органов государства и общественных организаций, то есть через правотворческую и правоприменительную деятельность соответствующих субъектов2. В другой работе В. М. Горшенев, анализируя данную проблему уже с учетом позиции С. С. Алексеева, полагает, что назначение механизма правового регулирования состоит в переводе «нормативности права в упорядоченность общественных отношений»3. Следует отметить дуализм концепции механизма правового регулирования В. М. Горшенева, который, с одной стороны, предлагает рассматривать механизм правового регулирования как способ воздействия права, выраженный в правовых нормах (дозволениях и запретах), а с другой - как способ реализации права - фактически совершаемые субъектами права действия. Позиция В. М. Горшенева являлась одной из немногих, значительно отличающихся от подхода к механизму правового регулирования, предложенного С. С. Алексеевым. Большинство юристов рассматривают механизм правового регулирования так же, как С. С. Алексеев. Например, В. Н. Хропанкж определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений1.

А. В. Малько под механизмом правового регулирования понимает систему правовых средств, позволяющих наиболее последовательно и юридиче-ски гарантированно бороться с препятствиями . В связи с этим А. В. Малько считает, что всякое управление направлено на достижение порядка в определенной системе, который достигается, как правило, в процессе преодоления стоящих на этом пути препятствий. Следовательно, назначение правового регулирования как важнейшего инструмента социального управления состоит в упорядочении определенной системы общественных отношений, которое осуществляется в процессе преодоления различных препятствий. Анализ концепции А. В. Малько позволяет, во-первых, определить, что же такое препятствие. Так, препятствием можно считать такой фактор, который служит преградой процессу упрочения социальных связей и противоречит правовым принципам и целям. Препятствия - это естественные и искусственные трудности, препоны, барьеры, тормозящие по тем или иным причинам управленческий процесс и мешающие удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций. Во-вторых, классифицировать разнообразие препятствий по различным основаниям.

Специфика религиозного регулирования семейной жизни

Особое место в регламентации взаимосвязи между людьми занимает религия. Это одна из особенностей бытия человека, духовное измерение его жизни, проявляющееся в осознании индивидом того, что «жизнь есть нечто большее», нежели обретение материальных благ и удовлетворение повседневных нужд. Через религию человек воспринимает свою собственную жизнь как часть некоей непрерывной цепи, континуума, когда, несмотря на определенные ей начало и конец, жизнь включена в более широкое целое всеобщего бытия, которое отлично от чисто физического, неодушевленного мира. Религия затрагивает все стороны жизни человека, выступает мощным социальным регулятором.

Исследуя религию в контексте регламентации семейной жизни, целесообразно прежде всего определиться с ее дефиницией.

В религиоведении разработан ряд концепций религии, как-то: теологические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические, этнологические и др. К этой проблеме в своих трудах обращались мыслители самых разных эпох и направлений: П. А. Флоренский, К. Маркс и Ф. Энгельс, М. Вебер, 3. Фрейд, В. Джеймс и др. Анализ названных, достаточно различных, точек зрения позволяет заключить, что они взаимосвязаны, влияют друг на друга, заимствуют друг у друга определенные идеи, корректируя их в соответствии с собственными исходными посылками, и часто оказываются тождественными в выделении конкретных свойств объекта исследования.

В современной справочной литературе также отсутствует единообразие в определении термина «религия». Большой энциклопедический словарь трактует религию как «основанные на вере в сверхъестественное: мировоззрение, мироощущение, само поведение человека и специфические действия». В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой термин «религия» рассматривается в трех значениях: 1) одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов и духов), которые являются предметом поклонения; 2) одно из направлений общественного сознания (мировые религии); 3) сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой-либо идее, принципу, нравственному закону, ценности1.

Поскольку однозначное определение религии затруднено, то для формулирования дефиниции религии в рамках данной работы обратимся к ее структуре.

Религия представляет собой сложное системное образование, в котором переплетены идеальная и материальная (практическая) деятельность, рождающая определенные отношения между людьми, часто оформляющиеся в специфические организационные формы (учреждения, институты). В фило-софско-социологической литературе обычно выделяют две основные части религии: религиозную веру и религиозный культ. Анализ содержания веры и культа в данной концепции позволяет говорить о четырех основных компонентах религиозной системы: религиозное сознание (вера), религиозный культ, религиозные отношения, религиозные организации и религиозные нормы.

Религиозное сознание включает в себя сознательную и неосознанную части. Первая существует в виде религиозного мировоззрения, представляющего собой совокупность осознанных или так или иначе сформулированных представлений верующих о Боге (и шире - о трансцендентном, сверхъестественном), о мире и месте в нем человека. Вторая, неосознанная, часть религиозного сознания, существует в виде религиозных переживаний, чувств, эмоций и т. д. В целом, являясь самостоятельным элементом религии, сознание включает в себя как интеллектуальную (рациональную), так и эмоциональную составляющие.

Второй основной компонент религии - культ. Это - материально-практическая реализация религиозного сознания. Именно в культе (многообразных обрядах, ритуалах, таинствах, молитвах и т. п.) верующие ищут связи с трансцендентным (Богом), пытаются воздействовать на него. «Внутреннее содержание культа составляет непрерывное общение с Божеством с помощью оказываемых средств, - отмечает современный католический теолог Р. де ля Грассери, - без культа можно знать о существовании Бога или богов, знать их приказания, но только посредством культа можно беседовать с Божеством»1. Таким образом, без культа нет и подлинной, полнокровной религии.

Третий компонент религии - это религиозные отношения как между людьми, так и между человеком и некоей сверхъестественной силой (богом). С этой стороной данного социального явления, в частности, связано и происхождение латинского слова «религия». Обычно выделяют две этимологические версии. Первая восходит к античному периоду. Согласно ей знаменитый древнеримский философ и юрист Цицерон, определяя религию как то, что предопределяет заботу и почтение по отношению к некоей высшей сущности, которую обычно называют божественной, связывал этот термин со словом relegerent, что означает постоянно размышлять (о богах), как бы перечитывать (тексты молитв). Он писал: «...те, которые над всем, что относится к почитанию богов, усердно размышляли и как бы перечитывали (relegerent), были названы религиозными (religiosi)».

Вторая версия связана с именем раннехристианского писателя Лактация (III—IV в, н. э.), который выводил слово religio от слова religare, т. е. связывать (связывать человека с богом, верующего с верующим).

В арабо-мусульманской культуре для обозначения анализируемого социального явления употребляется термин «дин» (ад-дин), имеющий несколько значений, основное из которых также связано со сферой поведения, взаимоотношений людей (прежде всего с высшими силами). Известный мусульманский теолог XII в. аш-Шахрастани, опираясь на аяты Корана, писал: «Мы уже разъясняли значение (слова) дин, это - повиновение и покорность (Аллаху). Ведь Аллах всевышний сказал: «Поистине, религия перед Аллахом -покорность (ислам)» . Иногда оно встречается в значении «воздаяние». Говорят: «Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано». Иногда оно встречается в значении «расчет в день возвращения и Страшного суда». Всевышний сказал: «...это - истинная религия». Следовательно, исповедующий религию -предающийся, повинующийся, признающий воздаяние и расчет в день Страшного суда и возвращения».

Анализируя четвертый компонент религии, мы рассмотрим его составляющие отдельно. Говоря о религиозных организациях, многие исследователи обращаются к древнегреческому слову «kupiaxov», что значит «дом Гос-поден», т. е. храм, место для богослужения. Однако у этого слова есть еще ряд значений. Прежде всего оно употребляется для обозначения организационной и иерархической структуры религиозного сообщества, разделенного в православии и католицизме на мирян и профессиональных служителей культа, клир. Кроме того, слово «церковь» обозначает общину верующих, всех последователей вероисповедания. В исламской культуре употребляется арабское слово «умма» , имеющее только одно значение - религиозная община мусульман (сначала живущих в Халифате, а потом вообще всех, где бы они ни жили), не содержащее в себе и намека на какие-либо иерархические структуры и организационные разделения правоверных.

Религиозные нормы представляют собой правила поведения, регулирующие отношения верующих между собой и отношения верующих с неверующими, а также многие иные сферы человеческой деятельности, иногда практически все, как, например, в исламе .

Теоретические основы взаимодействия права и религии

Право как феномен действительности находится в многообразных связях с иными социальными нормами, различаемыми в зависимости от степени развитости и органичности существующих общественных отношений. Право всякого народа является продуктом его истории и поэтому претерпевает изменения в зависимости от перемен в жизни народа.

Религиозная догма остается неизменной на все времена. Религия совершенно самобытна по отношению к праву любого государственного или политического образования.

В то же время церковь и религия оказывает в любом государстве и любом обществе постоянное воздействие на государство и право, общественные отношения и частную жизнь человека. Как говорил Патриарх Московский и всея Руси Пимен в преддверии празднования 1000-летия крещения Руси: «Христианство после его принятия Русью наполнило собой ее историческое время, придало отечественной истории положительное содержание и помогло нашей родине занять достойное место во всемирном историческом процессе» .

В преамбуле действующего Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» зафиксировано признание особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, а также заявлено уважение к христианству в целом, исламу, буддизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Конституция РФ закрепила равенство всех религиозных объединений, а также свободу совести и вероисповедания (ст. 14, 28).

Особую историческую роль в определении основ соотношения церкви и государства сыграл декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Провозгласив отделение церкви от государства, декрет предусмотрел, что «действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями», отменил религиозную клятву и присягу, отнес к исключительной компетенции гражданской власти ведение актов гражданского состояния (статьи 1,4, 7,8).

Оценивая правовую систему страны только в свете анализа ее официального законодательства, исследователь рискует пропустить многие существенные факторы, как оказывающие влияние на процесс развития правовой системы, так и зачастую определяющие таковое развитие.

В начале третьего тысячелетия церковь является одним из наиболее авторитетных общественных институтов. Как согласуется церковное право с законодательством Российской Федерации, имеющим светский характер? Это тем более важно, когда церковь пытается инициировать процесс признания ее актов, например, церковного брака, наравне с актами гражданского законодательства. Именно в сфере брачно-семейных отношений и сегодня особую роль играют религиозные нормы.

Необходимо сформулировать самый трудный вопрос: каким образом государство может признать право Церкви, отделенной от государства, не только иметь собственное законодательство, но и вмешиваться, а то и подменять светское законодательство? В российском законодательстве реальных механизмов разрешения этого вопроса нет. В мировой практике есть понятие «корпорация публичного права», которое как раз и обеспечивает возможность такого признания.

Представляется весьма справедливым утверждение Ю. И. Гревцова: «Правовые нормы и процедуры, которые в свете официальных норм кажутся существенными, могут иметь на деле лишь вспомогательное, а то и вовсе ничтожное значение, так как реальная жизнь людей основана на иных принципах и правилах. Нормы гири в праве Японии, религиозные установления в других странах способны превратить официальное законодательство в ширму, за которой жизнь протекает по правилам, резко расходящимся с обозначенными в официальном законодательстве».

Любое право, в том числе и внегосударственное, обычное или каноническое, церковное, другие виды права, заключается в регламентации поведения людей, их действий, основываясь на санкциях по отношению к нарушителям установленного правопорядка. Однако право, позитивное право, выработанное государством и его органами, право как совокупность нормативных предписаний не является единственным показателем, позволяющим охарактеризовать состояние правовой системы той или иной страны, ее правовой порядок.

Отрицать влияние религиозных факторов на развитие права не берется сегодня ни одна из научных школ, объясняющих происхождение и развитие права. Исследование таких феноменов, как «право», «правовая культура», «правовое сознание», невозможно при исключении из анализа рассматриваемых вопросов религиозных основ данных явлений.

Наиболее явственно влияние религиозных факторов на развитие права представлено исторической школой права, сторонники которой, прежде всего Ф. Савиньи, понимали право как результат стихийного и анонимного развития в недрах нации. По мнению этого немецкого юриста, для законодателя проявления народного духа являются правом. Основная задача законодателя - сделать право действенным. Не из воли суверена, а из народного духа происходит право.

Концепция исторической школы права нашла свое развитие в трудах представителей социологического направления, утверждавших, что истоки права следует искать в самом обществе. Четко эту мысль выразил Е. Эрлих: «Чтобы изучить истоки развития и сущность права, следует прежде всего изучить порядок, существующий в союзах. Причина неудач всех предшествующих попыток объяснить право состоит в том, что они исходили из правовых предписаний, а не из этого порядка»1.

Религиозные нормы возникают и остаются одним из регуляторов общественных отношений при наличии необходимых социальных условий и определенного уровня мышления. Религия генетически предшествует праву, оказывает существенное влияние на его возникновение и формирование. Правовое сознание первоначально тесно смыкается с религиозным, понятия «греховное» и «преступное» во многом совпадают, религиозные нормы служат источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стоят священнослужители, любое посягательство на религию рассматривается как преступление.

Взаимодействие религии и права отчетливо выражается в освящении религией санкционируемых правом социальных институтов, в том числе и института семьи, отношений и самого права, что может порождать особое эмоциональное отношение к ним со стороны верующих людей, разновидность религиозного чувства. Освящая право или отдельные его институты, религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но и юридических норм и способствует тем самым исполнению последних.