Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тоталитарное политическое сознание Смолина Юлия Викторовна

Тоталитарное политическое сознание
<
Тоталитарное политическое сознание Тоталитарное политическое сознание Тоталитарное политическое сознание Тоталитарное политическое сознание Тоталитарное политическое сознание Тоталитарное политическое сознание Тоталитарное политическое сознание Тоталитарное политическое сознание Тоталитарное политическое сознание Тоталитарное политическое сознание Тоталитарное политическое сознание Тоталитарное политическое сознание
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Смолина Юлия Викторовна. Тоталитарное политическое сознание : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.01.- Ростов-на-Дону, 2003.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-23/276-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологичесіше подходы к исследованию тоталитарного политического сознания І5

1.1 Концепция тоталитаризма и массового общества 15

1.2 Политическое сознание, массовое политическое сознание, тоталитарное политическое сознание 52

Глава 2. Специфика тоталитарного политического сознания 81

2.1 Рациональное и иррациональное в структуре тоталитарного политического сознани 81

2.2 Влияние идеологии и политической мифологии на формирование тоталитарного политического сознания 105

Заключение 132

Литература 135

Введение к работе

Актуальность темы исследования. XX век многие исследователи называют столетием тоталитаризма. Насколько правомерно данное утверждение? Интерес к тоталитаризму как социально-политическому феномену изменился на Западе после краха социализма в странах Центральной и Восточной Европы и в Советском Союзе. Можно согласиться с мнением Э. Баталова: "Само понятие "тоталитаризм" есть, говоря строго, категория идеологическая, не поддающаяся эмпирической проверке, и наполняемая в зависимости от идеологической пристрастности исследователя различным, нередко произвольным, социальным, политическим и культурным содержанием"[12;с.114]. Хотя игнорировать приведенные соображения нельзя, в данной работе мы попытаемся показать обоснованность предположения о "столетии тоталитаризма". Тоталитарная политическая система и массовое общество рассматриваются нами как предметное поле исследования тоталитарного политического сознания.

Политическое сознание - это явление историческое. Оно связано с конкретной социальной формой, типом государственного устройства, традициями и историческим опытом народа. Политическое сознание представляет одну из важнейших форм проявления массового сознания, определяющую мотивы политической деятельности и поведения людей. Состояние массового политического сознания позволяет судить об общественном сознании в определенный исторический период в целом.

Осмысление тоталитарного политического сознания - одна из основных и актуальных проблем. Осуществление программ социально-экономических и политических преобразований в России значительно осложняется тем, что, отвергнув тоталитаризм как технологию власти, мы сохранили многие типологические черты тоталитарной личности.

Автор отмечает, что и сегодня "дух" тотальности во многом определяет социальное поведение в России. И это неизбежно. Ведь, подавляя индивидуальное начало во всех сферах жизнедеятельности человека, тоталитаризм действительно преуспел в формировании нужного ему "генотипа" личности. Ментальные установки, воспитанные тоталитаризмом, не могли исчезнуть со сменой политического режима. Преодоление социальной инженерии тоталитаризма на уровне структур и институтов общества — всего лишь предпосылка, хотя и важная, его изживания как особого стиля мышления и жизни.

Любые реформы начинаются с переоценки прошлого и духовных ценностей. Именно в массовом сознании укореняются теоретические догмы, предрассудки, мифы и стереотипы. Они мешают людям объективно воспринимать окружающий мир и активно проявлять себя в качестве субъектов политики. Это доказывает необходимость осознания негативных аспектов массового политического сознания в тоталитарной системе, имевшей место в советский период отечественной истории. В современных условиях России меняющаяся социальная действительность формирует социально-психологические процессы, на которые раньше уходили десятилетия, в то же время, изменения в общественной психологии происходят медленно, что обусловлено не только разнонаправленностью действий множества социально-политических институтов и средств массовой информации, но и собственно психологическими законами существования индивида.

Степень разработанности проблемы. Изучение тоталитаризма как политического феномена, а также целый комплекс проблем, связанных с тоталитарной политической системой находятся в фокусе внимания многих российских и зарубежных ученых.

Заявленная проблема по своей природе является междисциплинарной. Она находится в центре внимания специалистов различных научных дисциплин - политологов, социологов, историков, политических философов, психологов. В наибольшей степени проблемы политического сознания разрабатываются политологами и политическими психологами, что объясняется предметной областью этих наук.

Концептуально-теоретические разработки и критика тоталитарной политической системы нашли отражение в трудах многих исследователей. Одним из первых предупреждений об опасности тоталитаризма можно считать отечественный сборник "Вехи", в котором была дана негативная характеристика российскому революционизму. В 1918 г. те же авторы в сборнике "Из глубины" обратились к анализу большевистского тоталитаризма. В работах Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Илыша, П.И.Новгородцева, Г.П.Федотова и других философов и публицистов глубоко исследовалась деструктивная природа тоталитаризма как явления мировой истории и культуры.

20-30-е годы XX века отмечены появлением антиутопии - нового литературного жанра, сочетавшего в себе элементы социальной философии, научной фантастики и апокалиптики — жанра, обрисовывавшего различные тоталитарные модели. Е.И.Замятин, О.Хаксли, АІСестлер, Дж. Оруэлл создали самые яркие произведения данного жанра.

В 30-е годы XX века происходит становление первых теорий тоталитаризма в западной политической философии. В работах Ф.Боркенау, В.Гуриана, Т.Кона, М.Лернера, СНоймана, К.Поппера, Ф.А.Хайека, Э.Фромма анализируется структурная и функциональная общность тоталитарных диктатур, рассматриваются экономические и политические аспекты тоталитарного общества, природа коллективной психологии тоталитаризма. А.Камю и К.Ясперс в своих произведениях своеобразно отражают феномен тоталитаризма в контексте мировой истории и вечной проблемы свободы и смысла бытия.

К следующему периоду в исследовании тоталитаризма на Западе, отмеченному холодной войной и "оттепелью" в СССР, относятся работы Х.Арендт, ЬСФридриха и Зб.Бжезинского, К.Брахера, Р.Левенталя, Р.Арона и др. Эти авторы рассматривали тоталитаризм как феномен исключительно XX века, существенно отличающийся от предшествующих автократий и диктатур, связанный с псевдопрогрессистскими идеологиями, направленными на манипулирование массами и подавление прав человека.

В 80-е годы XX века уже советские философы и социологи начали переосмысливать отечественное тоталитарное прошлое. В различных сборниках стали появляться статьи А.Л.Бутенко, Г.Ч.Гусейнова, В.П.Киселева, А.М.Миграняна, Д.В.Ольшанского, А.С.Ципко, Л.Я.Гозмана, Ю.А.Левады и др., посвященные критике сталинизма, переосмыслению тоталитарной мифологии и пр. В конце 80-х годов появляются работы А.С.Ахиезера, Ю.Н.Давыдова, А.А.Зиновьева, К.С.Гаджиева, Л.Г.Ионина, А.А.Кара-Мурзы, И.В.Кондакова, В.П.Макаренко, А.С.Панарина, В.А.Подороги, М.К.Рыклина, В.А.Чаликовой и др. Для работ этих авторов характерно рассмотрение социокультурных феноменов тоталитаризма и тоталитарного сознания на основе исторических аналогий, в длительной социально-исторической перспективе и глубоком культурно-историческом контексте.

Большое значение для разработки концепции тоталитарного политического сознания имеют работы крупных западных и отечественных специалистов в различных сферах гуманитарного знания: Т.Адорно, Р.Барта, Э.Я.Баталова, М.Вебера, Б.А.Грушина, А.Я.Гуревича, П.С.Гуревича, Г.Г.Дилигенского, Г.Лебона, А.Ф.Лосева, К.Мангейма, В.Одайника, Х.Ортеги-и-Гассета, В.Райха, Б.Рассела, Г.Тарда, З.Фрейда, М.А.Хевеши, Е.Б.Шестопал, М.Элиаде, К.-Г.Юнга. Их труды позволяют проследить культурно-исторические и социально-психологические предпосылки и феноменологию тоталитаризма в контексте таких формообразований как миф и символ, религия и искусство, национальный характер, менталитет, психологические комплексы, массовое общество и массовая психология. Некоторые из этих работ носят фундаментальный характер, рассматривая представленную проблему на различных уровнях.

Исходя из вышеизложенного, в данном диссертационном исследовании определяются вполне конкретные и четко ограниченные цели и задачи.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ методологических аспектов, феноменов, социальной сути, политической роли и специфики тоталитарного политического сознания, сформировавшегося в условиях тоталитарной политической системы и массового общества.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению тоталитаризма и массового общества - явлений, порождающих тоталитарное политическое сознание;

рассмотреть культурно-исторические предпосылки формирования тоталитарного политического сознания;

проследить взаимосвязи между категориями "политическое сознание", "массовое политическое сознание", "тоталитарное политическое сознание";

дать определение тоталитарного политического сознания, выявить его специфику;

- исследовать соотношение рационального и иррационального компонентов в структуре тоталитарного политического сознания;

- определить влияние идеологии, политических мифов, ритуалов и символов на формирование тоталитарного политического сознания.

Объектом данного исследования являются тоталитарная политическая система и массовое общество как особые условия, порождающие специфическое политическое сознание.

Методологические аспекты тоталитарного политического сознания, его социальная сущность, роль в тоталитарной политической системе и специфика являются предметом диссертационного исследования.

Методология исследования определена особенностями предмета, изучение которого предполагает интегрирование подходов различных смежных областей научного познания - политологии, социальной философии, социальной психологии, политической психологии, истории, социологии. Автор вводит основную категорию — "тоталитарное политическое сознание". При исследовании данного политического феномена автор использует, прежде всего, сравнительный анализ тоталитарных политических систем Германии и Советского Союза.

Исследование проблемы осуществляется с помощью следующих методов:

- источниковедческого метода, включающего анализ различных исторических документов и прочих источников;

- исторического метода, предполагающего изучение политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с прошлым;

сравнительно-исторического метода, позволяющего рассматривать политические явления и факты в тесной связи с исторической обстановкой, в которой они возникли, а также в их качественном изменении на различных этапах развития;

- историко-описательного метода, цель которого Р.А.Хайнемая видит в том, чтобы "анализируя прошлое, лучше понимать настоящее и будущее" [94];

- бихевиоралистского метода, отслеживающего связь между стимулом и реакцией в политической среде и изучающего социально- политические явления путем анализа поведения индивидуумов и групп при исполнении ими социально-политических ролей.

Рассмотрение тоталитарного политического сознания невозможно вне традиционного для политической психологии поведенческого подхода, главным достоинством которого в целом и, в частности, в данном исследовании является "акцент на субъективные аспекты и состояния политики, внимание к тем политико-психологическим составляющим данной сферы общественной жизни, которые до этого недооценивались, а подчас просто игнорировались иными направлениями политологии, нацеленными на рассмотрение более объективных компонентов политической жизни общества"[87;сЛ 9-20].

Научная новизна исследования Принципиально новым является предложенный подход к политологическому анализу массового политического сознания, позволяющий вывести понятие тоталитарного политического сознания и определить его как самостоятельный феномен политической культуры. В содержательном плане научная новизна данного диссертационного исследования заключается в следующем:

- исходя из особенностей предмета исследования, обоснована необходимость применения к анализу политического сознания в тоталитарной политической системе бихевиоралистского подхода, позволяющего определить политико-психологические основания, характер, форму и движущие силы тоталитарного политического сознания;

определено, что массовое общество не является понятием, синонимичным понятию тоталитарного общества, но оказывается необходимым условием для его возникновения и формирования особого типа сознания; при этом обозначены характерные черты так называемого "массового человека", составляющие ядро тоталитарной матрицы, основу тоталитарного политического сознания;

- предложена авторская трактовка тоталитарного политического сознания, как некоего синтеза массового политического сознания в его классическом политико-психологическом понимании и политического сознания масс в массовом обществе;

- установлено, что изменения, происходящие в массовом сознании в тоталитарной политической системе, вызывают дисбаланс в структуре тоталитарного политического сознания в сторону иррациональной составляющей;

- раскрыто влияние национального характера на формирование тоталитарного политического сознания;

- выявлена обусловленность тоталитарного политического сознания господствующей идеологией и политической мифологией в условиях тоталитарной политической системы.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Реальное воплощение тоталитарных моделей и логики становится возможным лишь в определенных общественных условиях. Общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества, которая приводит к созданию системы массовых коммуникаций, усложняет общественные связи и организацию, делает технически возможными систематическую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение в сознание определенной идеологии), тотальный контроль над личностью и продуцирует т. н. "массовое общество".

2. Социальную базу тоталитарных политических систем представляет "массовый человек" или "человек - масса", который является удобным объектом для тоталитарного манипулирования в силу своих характерных черт. Тоталитаризму свойственен контроль со стороны государства над жизнью отдельного человека, основанный на физическом и психологическом терроре, что является причиной серьезных "мутаций" на личностном уровне, которые необратимо искажают сознание человека.

3. Тоталитарное политическое сознание представляет собой синтез массового политического сознания в его классическом политико- психологическом понимании и политического сознания масс в массовом обществе. Тоталитарное политическое сознание в некотором роде представляет собой искаженное, ложное сознание, которому имманентны специфические феномены.

4. В структуре любого политического сознания присутствуют рациональный и иррациональный моменты. В тоталитарном политическом сознании преобладает иррациональный элемент. Массовые формы политического поведения, как правило, являются реакцией людей на политический кризис, неопределенность и нестабильность. Подобная реакция отличается преобладанием иррациональных, инстинктивных чувств над осознанными и прагматическими. Иррациональность поступков - следствие овладевающего людьми стадного чувства, которое позволяет отдельным участникам отключить свою волю, сознание и действовать по законам толпы. Выход на авансцену иррациональной составляющей массового сознания делает возможным установление тоталитарной политической системы в отдельно взятой стране.

5. Принятие концепции национального характера приводит к признанию психологического фактора главным элементом политической культуры общества. Предполагается, что категория национального характера является носителем психологического или даже биологического фатализма, так как народ, обладающий определенным набором психологических характеристик, осужден на постоянное воздействие их последствий. Его история как бы детерминирована ими. Психологический или биологический фатализм национального характера - аспект также, скорее, иррациональный, поскольку нациям, как и индивидам, тоже свойственна своя неповторимая психология, а также и элементы только им присущей психопатологии. Характерные психологические черты данной нации обозначаются в ходе взаимодействия унаследованных склонностей и окружающих условий, которые, в свою очередь, определяются историей и продолжают уже сами оказывать на нее непосредственное влияние.

6. Тоталитарная система черпает жизненные силы в идеологии, которая призвана выполнять социально-интеграционную функцию, цементировать людей в политическую общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать поведение граждан и государственную политику. С целью формирования в массовом сознании безоговорочного доверия к власти и полного согласия с ней в тоталитарные идеологии вводится элемент катастрофизма.

Политические мифы, дополненные определенными ритуалами и символикой, являются силой, организующей поведение индивида и человеческих масс, укрепляющей социальные связи, а также придающей осмысленность человеческому существованию. Они выполняют функцию психологической компенсации в процессе формирования тоталитарного политического сознания.

Научно-практическая значимость исследования непосредственно связана с актуальностью темы. Результаты, полученные в работе, могут служить материалом для углубления наших представлений о политическом сознании и, в частности, о массовом политическом сознании. Результаты диссертационного исследования могут представлять интерес для органов власти и управления в целях оптимизации управленческих решений в идеологической сфере. Содержательная часть исследования может быть использована в учебно-методической работе для разработки спецкурсов по политологии, социологии, политической психологии, политической философии, политической истории.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на Ежегодной (VII) региональной научной конференции "Политические технологии" (Ростов-на-Дону, 28-29 января 1998 г.), на Всероссийской научной конференции "Преподавание сравнительной политологии и мировой политики в вузах России" (Новороссийск, 20-24 сентября 2000 г.), на международной научной конференции "Глобализация и регионализация в современном мире" (Ростов-на-Дону, 15-20 сентября 2001 г.), на Всероссийской научной конференции "Пути формирования гражданского общества в полиэтничном южнороссийском регионе" (Ростов-на-Дону, 20-21 сентября 2001 г.).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы, состоящего из 145 источников.

Концепция тоталитаризма и массового общества

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX веке. Понятие "тоталитарное государство" (stato totalitario), как известно, итальянского происхождения, и первоначально означало максимально приемлемый для власти образец фашистского государства, которое должно обладать всеохватывающим характером в пользу своей объединенной нации. Тезис о тоталитарном государстве принадлежит Б. Муссолини и несколько раз упоминается им в пропагандистских текстах, начиная с 1925 года.

Б. Муссолини и его сподвижники наделяли данный термин исключительно позитивным смыслом, превознося и прославляя тоталитарный дух, тоталитарную волю, тоталитарное государство. С 20-х гг. XX века понятие "тоталитарный" и производное от него "тоталитаризм" становится термином политической науки. Известный отечественный исследователь Л.Гудков предлагает рассматривать следующие основные этапы в изучении феномена тоталитаризма и тоталитарных политических систем: 1.1926-1930 гг. — время становления тоталитарных режимов -первичная социальная диагностика тоталитаризма, осознание принципиального отличия тоталитарных государств от существовавших прежде. 2.1930-1950 гт. - описание институциональных особенностей и социальной технологии тоталитарных режимов. 3.1951-1968 гг. - анализ и систематизация имеющихся разработок, появление первых теорий тоталитаризма. 4.1968-1989 гг. - критика концепций тоталитаризма, больший упор на анализ воспроизводимости и потенциала устойчивости тоталитарных систем, изучение процессов разложения тоталитарных режимов. 5.1989-наши дни - сравнительный анализ трансформации бывших тоталитарных систем, исследование проблем выхода из них, а также процессов, способствующих этому[35;с.23]. Мы полагаем, что подобная хронологизация имеет достаточные основания и представляет определенный интерес для нашего исследования. Опираясь на методологию Л.Гудкова, рассмотрим историю концепции тоталитаризма. Итак, после введения Б.Муссолини в политический лексикон понятия "тоталитарное государство" начинается история изучения тоталитарных систем. Первоначально были предприняты попытки описания и сравнения фашистского движения в Италии, большевистской диктатуры в СССР и нарождающегося нацистского режима в Германии. Было очевидно, что данные политические системы существенно отличаются от предшествующих политических форм. Одним из первых авторов, систематизировавших характерные черты новых режимов, был В.Гуриан. Он отмечал следующие признаки тоталитарных государств: 1) тотальная политизация всех сфер жизни, интерпретация их в категориях политики нового государства, провозглашение политики решающей "жизненной силой". Усилия пропаганды нацелены на то, чтобы политические и социальные тезисы и лозунги воспринимались и усваивались населением как собственные убеждения и взгляды; 2) в сознание граждан внедряются идеи о неизбежной катастрофе государства, наступлении хаоса и анархии и о том, что спасение возможно лишь благодаря усилиям тоталитарных партий и движений, то есть предполагается безоговорочная поддержка тоталитарной диктатуры, а все несогласные объявляются предателями и врагами народа. Новая легитимность обоснована обязательной и прямой связью руководства с массами, непосредственной апелляцией к ним, посредством чего устанавливается монополия на публичность и "освобождение" политики от права; 3) объяснить успех тоталитарных режимов можно моральным бессилием либеральной демократии, не способной дать массам твердых ориентиров[35;с.24-25]. Как видим, тезисов еще не так много, всего три, однако и они уже определенным образом характеризуют тоталитарный режим, указывают на его специфику.

Достаточно интересны в этой связи теоретические изыскания К.Шмитта по вопросу "тотального государства" (именно такое название практиковалось в догитлеровской и гитлеровской Германии как наилучшим образом соответствующее духу немецкого языка). В работе "О страже конституции" он вводит понятие "тотального государства", которое относится к новому типу государства. С точки зрения Шмитта, новое государство должно заменить "либеральное государство", заместившее абсолютные монархии. Либеральное ("нейтральное") государство - результат напряжения между прежней монархически-бюрократически-милитаристской формацией и новыми социальными силами (классом буржуазии и средними слоями, интеллигенцией, представителями свободных профессий и т.д.), которые до сих пор были "вне государства" или не принимали участия в политическом процессе. "Тотальным, - писал Шмитт, - становится государство тогда, когда наступает "самоорганизация общества", то есть преодоление раздела между "государственно-политическим" и "общественно-политическим" фактором"[134]. В ситуации, когда власть становится отношением, в котором субъекты власти наследуют от предшественников структуры управления, не адекватные новым условиям, тогда искушение "тотальности", описанной Шмиттом появляется само собой, кстати, это не означает необходимости революции или иного акта свержения прежнего правительства и изменения политического строя. Власть, субъекты власти, как правило, достаточно сильны для того, чтобы сломить сопротивление политических противников другими способами.

Важным моментом теории тотальности является концепция противника, которого необходимо победить. Политика, по убеждению Шмитга, это перманентная расправа с противником, поскольку рамки политики определяются отношением "друг - враг". "Политический" характер государства определяется степенью подчинения этому принципу. Из чего, таким образом, вытекает потребность определения врага, так как только враг воплощает смысл "политического" существования государства. Следуя концепции Шмитга, можно сделать вывод о том, что тоталитаризм предполагает, прежде всего, вражду: единство общества и государства может возникнуть исключительно против врага, и это единство - часть доктрины, адресованной массовому сознанию, то есть идеологии.

Политическое сознание, массовое политическое сознание, тоталитарное политическое сознание

Сознание сопровождает всякую человеческую деятельность, являясь ее субъективным моментом. Политическое сознание, возникнув на основе политического бытия, естественно включается в общественный процесс, во все стороны общественной жизни и становится, таким образом, необходимым существенным компонентом истории человечества. Политическое сознание в целом представляет собой субъективный фундамент политической системы общества, ее человеческую основу.

В самом деле, функционирование любой политической системы детерминировано ее способностями психологически воздействовать на индивида, побуждая его к поступкам, соответствующим целям системы. Практически все меры политического воздействия предполагают наличие у человека хотя бы элементарных знаний о политике, мнений о политических явлениях, умения оперировать политическими категориями. Таким образом, можно предположить, что между целями системы и поведением индивида лежит некая промежуточная инстанция в виде политического сознания. Соответственно, как полагает отечественная исследовательница в области политической психологии Е.Б.Шестопал, "чем более сложный характер имеет человеческая деятельность (а политическая деятельность основана на довольно изощренной системе взаимоотношений многочисленных субъектов и объектов политических отношений), тем большее значение приобретает отражающее и анализирующее ее сознание" [30;с. 124- ] 25].

Заметим, современных политологов и политиков-практиков, в независимости от их политических убеждений, объединяет признание того факта, что политическое сознание представляет собой существенный элемент политики и его необходимо тщательно исследовать для того, чтобы им эффективно управлять.

Между тем, в изучении политического сознания встречаются немалые трудности. Согласно Е.Б.Шестопал, "даже терминологически проблема формирования политического сознания в разных политических культурах ставится совершенно по-разному. Так, в эмпирических исследованиях западных политологов и политических психологов категория "сознания" встречается крайне редко. Чаще они пользуются категориями политических "убеждений", "веры", "установок", "менталитета" и "идеологии" ... В отечественной литературе, особенно советского периода, термин "сознание" трактовался в духе марксистской традиции, причем в контексте, предполагавшем апелляцию не просто к рациональным интересам того или иного класса, а именно к "сознательности", то есть в специфическом морально - политическом смысле"[30;с. 125-126].

Действительно, единодушия по предмету политического сознания в научной среде нет и, в принципе, быть не может, так как существуют разные аспекты и срезы рассмотрения данного понятия, каждый из которых может стать предметом специального анализа. На наш взгляд, достаточно интересным представляется исследование соотношения политического сознания и убеждений, верований, установок, менталитета и др. Самое главное, видимо, заключается в том, чтобы увидеть и раскрыть тесную связь между ними, попытавшись дать целостную картину функционирования и развития политического сознания, тем более, что предметом нашего исследования является тоталитарное политическое сознание с необходимостью включающее в себя все вышеперечисленные характеристики.

С точки зрения одного из основоположников отечественной политической психологии Д.В.Олынанского, политическое сознание это "одна из... центральных категорий современной политической психологии, входящая в систему ее понятийных координат и обозначающая результаты восприятия субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также его действия и состояния, связанные с политикой"[87;с.55]. Пожалуй, исчерпывающая формулировка, отметим лишь, что предмет политического сознания, на наш взгляд, не ограничивается рамками политической психологии. Очевидно, что политическое сознание - результирующая процессов разного уровня и, соответственно, требует междисциплинарного изучения и привлечения различных подходов. Например, для специалистов в области политической философии понятие "политическое сознание" используется для обозначения части сознания общества, основным методом анализа которого является соотнесение его с образом жизни нации, с экономикой и другими социальными процессами. В.В.Мшвениерадзе указывает на то, что некоторые политические философы выделяют в политическом сознаниии два уровня: теоретический и государственно-бюрократический (уровень принятия решений)[82;с.5]. Политическая социология сосредотачивает свое внимание на объяснении содержательных характеристик различных типов сознания (консервативного, либерального, революционного, тоталитарного и др.) и выделяет идеологический и массовый уровни в политическом сознании. Специалисты в области политической псігхологии в своих исследованиях политического сознания стремятся соединить анализ политического содержания с индивидуальными и групповыми механизмами его функционирования и формирования. В политико-психологических исследованиях для описания политического сознания широко применяются психологические категории (установки, стереотипы, интересы, ценности, ориентации и проч.). Политическая психология изучает, как данные составляющие политического сознания соотносятся с целостной личностью в процессе ее становления, как общесоциальные и групповые механизмы влияют на индивидуальное восприятие политических процессов.

Рациональное и иррациональное в структуре тоталитарного политического сознани

Одно из направлений исследований политического сознания рассматривает его как воплощение присущей человеку разумности и рациональности. В самом деле, люди, как правило, знают, что им нужно, они сознательно определяют цели, в том числе и политические, и выбирают пути к их достижению, поступая так или иначе, люди мотивируют свое поведение серьезными причинами. Классики политической науки, в частности, Т. Гоббс и Дж. Локк полагали, что люди объединяются в ограничивающие пределы дозволенного "гражданские общности", в силу того, что здравый смысл подсказывает, что это определенно лучше, нежели анархия и хаос вседозволенности. Рационализм эпохи Просвещения стал теоретической основой и системой ценностей, в рамках которых произошло коренное переустройство политических институтов и переосмысление места и роли человека в мире политики.

Данный подход базируется на постулате о разумности человека и его усилий в сфере политического устройства своей жизни. Условный характер поддержки правительства, власти, партии также является следствием разумного и рационального осмысления индивидом своего отношения к государственным институтам: гражданин полностью поддерживает программу политика А до тех пор, пока тот не выступает со своей неуместной экономической программой преобразований, после чего гражданин голосует за политика В. Люди постоянно делают аналогичные умозаключения, основанные, по крайней мере, частично, на способности самостоятельно мыслить. Как видим, рациональный подход к миру политического предусматривает как смену интересов, так и вызванное этим обстоятельством изменение убеждений и поддержки.

Политическая система общества, основанная на уважении и признании качеств человеческого разума, пожалуй, способна править справедливо и гуманно, так полагают мыслители эпохи Просвещения, возводящие разум в абсолют. В случае, когда власть предержащие убеждены, что люди подчиняются им исключительно в силу биологически наследуемых характеристик, психологических свойств и особенностей общей культуры, вполне вероятно, однажды они придут к мысли, что можно реально покончить со всеми деструктивными и негативными проявлениями социальной и политической жизни с помощью приведения в действие маховика власти. Напротив, с точки зрения романтиков Просвещения, если правители полагают мышление людей разумным и рационалистичным, они будут уважительно относиться к способности общества распознавать и указывать власти на ее ошибочные или сомнительные действия и поступки.

Рационализм базировался на исследовании мышления и вычленении действия его законов. Считалось, что именно принципы разума могут стать основой политики, что, опираясь на них, следует строить совершенное государство. Однако опыт истории все больше свидетельствовал о том, что слепой инстинкт, воля к жизни и воля к власти зачастую оказываются сильнее доводов рассудка. В XIX веке возникает направление иррационализма, краеугольным камнем которого стала психологическая точка зрения о неразумности человеческого бытия. Люди, согласно ей, находятся в плену первобытных страхов и стереотипов, склонны видеть во всем действие потусторонних мистических сил. Они, несомненно, верят в "теории заговора", "теории катастрофизма", предпочитая объяснять все проблемы и неустройства социальной и политической жизни направленным действием неуловимой разрушительной силы. Однако, как отмечает отечественный политолог В.П.Макаренко, "если человек отказывается от сознательного и последовательного применения разума в политической сфере, он попадает во власть домыслов, предчувствий и предрассудков. А как раз эксплуатация этой сферы соответствует интересам политиков, стремящихся манипулировать человеческими массами"[67;с.81-82]. Верно, политики, ориентированные на манипулирование "неразумными" массами убеждены, что эффективно управлять людьми можно, лишь используя разнообразные мифы, символы, стереотипы мышления, превращая политику в некий фарс. Толпа, в подобном понимании, расценивается как необузданное животное, которое ударами хлыста подчиняет себе умелый и опытный дрессировщик. Приверженцы иррационального подхода полагают, что все то, что люди находят разумным и основательным, в действительности является мифом, и для того, чтобы удерживать власть над ними, следует лишь постоянно снабжать их новыми мифами и легендами.

Считается, что первым политиком, опробовавшим это учение на практике, был Б. Муссолини, основатель итальянского фашизма. Его последователем стал, в частности, А. Гитлер в Германии. Очевидно, И.В. Сталин также использовал преимущества иррационального подхода для усиления режима своей личной власти и создания культа личности. Иррационалистический взгляд на политическое сознание людей, должно быть, содержит немалую долю истины. Слишком наглядны и типичны примеры того, как политика реализуется в категориях "фанатичной веры" в "немеркнущие идеалы", адресуясь к эмоциям и аффектам, но не к разуму.

Прежде, чем перейти непосредственно к рассмотрению соотношения рационального и иррационального в тоталитарном политическом сознании, определим основной смысл, вкладываемый нами в понятия "рациональное" и "иррациональное" в контексте данного исследования. Вслед за К.Манхеймом мы будем рассматривать упомянутые понятия в их "субстанциональном" значении. Под субстанциональной рациональностью Мангейм понимает "просто акт мышления в той мере, в какой он стремится постигнуть объективно наличные предметность и ситуацию и в большей или меньшей степени достигает этой цели... "субстанционально иррациональным" оказывается в этой связи все то, что не обладает в сознании структурой акта мышления, следовательно, влечения, импульсы, желания, чувства, как на уровне бессознательного, так и на уровне сознательно прослеживаемого функционирования"[71;с.293-294].

Влияние идеологии и политической мифологии на формирование тоталитарного политического сознания

В предыдущем параграфе мы установили, что иррациональный компонент массового политического сознания в тоталитарной политической системе выражен в значительной мере. Осмелимся предположить, что тоталитарное политическое сознание иррационально по определению. И самым веским аргументом в защиту данного утверждения, на наш взгляд, может выступить факт чрезвычайного влияния в сравнении с другими политическими системами идеологии, политических мифов, ритуалов и символов на формирование массового политического сознания в тоталитарном государстве. Именно в последнем идеология становится на место религии, мифы с успехом заменяют реальность, а различные символы и ритуалы способствуют усвоению идеологии и мифов, а также помогают поверить в историческую необходимость и неизбежность происходящего. Иррациональность тоталитарного политического сознания подтверждается, прежде всего, тем, что идеология и мифы обладают в данном случае реальной и абсолютной властью над сознанием людей. Э.Я.Баталов замечает, что между мифом и массовым сознанием существуют отношения взаимообусловленности: миф творится и поддерживается массовым сознанием, массовое сознание опирается на миф, питается им[10;с.80]. Результатом подобного отношения является тотальная идеологизация не только политической, но и всех других сфер жизни общества.

Как известно, тоталитарные системы возникают не спонтанно, а на основе определенного, четко выверенного идеологического образа. Именно в идеологии тоталитарная система черпает жизненные силы. Идеология призвана выполнять социально-интеграционную функцию, соединять людей в политическую общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать поведение граждан и обосновывать государственную политику.

Как правило, все, что осуществляется в политике организациями и отдельными лицами, осмыслено и целенаправленно с позиций убежденности в "правильности" и "верности" их действий. Представления о том, какой должна быть окружающая действительность, составляют систему убеждений, являясь своего рода коллективным верованием. В этом плане, общество и политические институты, функционирующие в нем, рассматриваются в качестве проводников ценностной ориентации; они выступают как средство объяснения и оправдания действий тех, кто воплощает политическую систему. Общие позиции, выражающие коллективную веру и убеждения, всегда наличествуют, определяя направление действий акторов политической системы, тем более тоталитарной политической системы.

Верить во что-то значит, что предмет и содержание веры являются частью действительности, и их надо учитывать в своей деятельности. Бесспорно, что представления людей формируются в непосредственной связи с опытом окружающих индивидуумов и групп. Политические верования часто принимаются людьми без доказательства и считаются справедливыми a priori, в этом и заключается специфика верования. Каждый человек является объектом влияния и вовлечения в ту или иную систему представлений и убеждений, но если он усваивает то, что отражает интересы определенных индивидуумов и групп по большей части бессознательно, стихийным, непроизвольным путем, то его убеждения будут носить характер именно верований. Подобные политические верования не требуют обоснований, потому что исходят из мотивов, определяющих их принятие. Такие мотивы, связанные с реальными и конкретными интересами, как правило, очень сильны.

Рассмотренные условия выводят совокупные убеждения и верования на уровень доктрины, или, собственно, идеологии. Таким образом, политическую идеологию можно определить как систематизированную совокупность воззрений и ценностных ориентации, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих соответствия индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей целям и задачам общественного развития.

С начала XIX века идеология рассматривается как реальная сила, которая играет важную роль в обществе. "Идеология - это "товаромысли" широкого потребления, - писал уже в XX веке Э.Фромм, - распространяемые печатью, ораторами, идеологами, для того, чтобы манипулировать массами"[37;с.17]. Влияние идеологии на формирование сознания личности и массового сознания, безусловно, значительно, об этом свидетельствует история человечества, в том числе история тоталитарных государств. Объясняется это тем, что идеология, по мнению Ю.Г.Волкова, определяет мировоззрение, убеждения, установки сознания и регулятивы поведения личности[97;с.78].

Абсолютный коллективизм, при котором личность отождествляется с обществом, послужил философским основанием для идеологий тоталитаризма, являющихся "особого рода идеологиями", так как они "претендуют на охват всех, без исключения, сфер общественной и частной жизни, а также на то, что они являются полным воплощением истины и поэтому общеобязательны" [104; с.370]. Лидеры тоталитарных государств осознают, что для стабильности их власти в частности, и системы в целом, важно, чтобы граждане верили, будто государство выражает именно их интересы. А поскольку, на самом деле, это не так, для поддержания ощущения единства власти и народа необходимо содержать мощный идеологический аппарат, задача которого - внедрять в сознание людей иллюзорную или искаженную картину мира.