Содержание к диссертации
Оглавление. 2
Введение. 4
V 16-я полоса «Литературной газеты» как метажанр: 13
Вводные замечания по теории жанра и метажанра. 13
Графический облик метажанра. 22
Особенности верстки? 16-й полосы. 23
Своеобразие рисованных элементов: 24
Г.2.3 Реализация рамочных элементов. 27
1.3* Многосоставность метажанра «Клуб 12 стульев» в диахроническом *
аспекте: 31
1.3:. V 1967 год - зарождение метажанра. 34'
1.3.21 1977 год-активное использование новых жанровых форм: 42
1:3.3 1987 год-спад в использовании новых жанровых форм. 485
1.3.4 1997 год - главенство традиционных сатирических жанров; 53
1.4 Выводы 57
2 Особенности традиционных сатирических жанров %
«Клуба 12 стульев». 59
2. Г Вводные замечания по теории комического и пародии 59
2.2 Рассказ-фельетон 16-й полосы в контексте творчества
АШ: Чехова. 62
Объекты сатиры: 64>
Структура текстов; 71'
2;2:3 Приемы создания комического у А:П: Чехова и у авторов «Клуба». 82
2.3 Эпиграмма «Клуба 12 стульев» 84
213.1: Объекты сатиры эпиграмм «ЛГ» 86
Структура эпиграммы 88
Приемы создания комического в эпиграммах «Клуба» 97
2.4 Пародический афоризм 100
2.4.1 Объекты сатиры і 102
Структура пародических афоризмов. 107
Приемы создания комического 109
2.5 Выводы: 110
3 Нетрадиционные жанры 16-й полосы ЛГ» 113
3. Г Вводные замечания о жанре-неологизме и его месте
в истории сатиры 113
3.2 Общая характеристика жанров-неологизмов «Клуба 12 стульев» 119
3.3- «Бумеранг>м<Литературнойгазеты»-и «письма-литателей» «Трутня»:
опыт типологического анализа. 128
33.1; Объекты сатиры «бумеранга» и «писем читателей». 130
33.2 Структура «бумеранга» и «писем читателей». 131:
333 Приемы комического в двух жанрах-неологизмах. 140
3.4 Сравнительный анализ «стенгазеты «Рога и копыта» «JIF» и
«ведомостей» «Трутня» 144-
3.4.1 Объекты сатиры «стенгазеты» и «ведомостей» 145
3.4.2: Структура жанров-неологизмов: 151
3.4.3 Приемы комического в двух жанрах-неологизмах. 164
3.5 Выводы 171
Заключение 173
Список использованных источников 181
Приложения. 205
Введение к работе
Деятельность сатирического «Клуба; 12 стульев»,. функционирующего на 16-й (последней) полосе «Литературной газеты» («ЛІТ») с 1967 года и создавшего «неповторимую смеховую культуру последних десятилетий советской цивилизации»1 (Поляков, 2002, с. I),2 еще не изучена; Исключение составляет отдельное упоминание сатирических приемов «ЛІТ» в обзорных: статьях (Ефимов; 1988; Сухих, 1989; Нелин;. 1993); Редактор «Литературной! газеты» Ю. Поляков, в 2002 году говорил, что «об этом культурно-эстетическом феномене, сыгравшем не последнюю роль в новейшей истории Отечества, еще напишут научные исследования». Высоко оценивая? этот «культурно-эстетический: феномен» «ЛР», мы с 20001 года стали изучать сатиру «Клуба*12 стульев».
Существенным і подспорьем в нашей] работе явилось издание в 200 Iі году (переиздание в 2004'году) антологиш«Клуб*12 стульев», в которой;авторы «Клуба» (В.Веселовский, № Суслов; В; Вадин; Пі Хмара, Е. Обухов и другие)* обрисовали? общую атмосферу различных эпох, передали трагикомические творческие истории наиболее: острых материалов; обнародовали? взаимоот-ношенияі с цензурой; воссоздали* историю v формирования! коллектива: ш контуры ; судеб г активных участников «Клуба», показали характер общения с читателями, дали: идеологические оценки публикаций: в; соотнесенности! с эпохой3. Принимая- во внимание этш ценные материалы, мыг в; своей* работе:акцентируем і внимание на.теоретических проблемах:, В частности, наше исследование позволяет выявить особенности функционирования сатирических газетных жанров, заметить* их динамику, определить единый: стиль ш направ-
Здесь и далее курсивы будут употребляться в цитатах.
Указатели на источник используются в диссертации в двух видах. L Сведения о научных трудах даются; следующим образом: 4-значная цифра, стоящая рядом с фамилией или названием, означает год выхода упоминаемого или цитируемого труда. Полные выходные данные приведены в библиографическом списке. В ; тех случаях, когда у одного автора одним годом значится несколько работ, они дифференцируются литерами «а», «б», и т. д. 2. Сведения о публикациях на 16-й полосе «ЛГ» значатся- с указанием фамилии, либо -названия материала, года и номера издания без указания на страницу.
Кроме, то го, активно издаются другие сборники сатиры «Клуба», как коллективные («Золотой клуб «12'. стульев», 2003), так и авторские (в серии «Клуб 12 стульев представляет» за 2002-2003 годы вышли книгам Арк. Арканова, Е. Обухова, А. Трушкина, В. Коклюшкина, А. Инина).
5 ленность издания. Подобные литературоведческие исследования проводились на примерах сатиры журналов «Трутень» Н.И.Новикова (Берков, 1951; Макогоненко,-1952;Западов; 1964; Лихоткин,. 1981;: Стенник, 1986; Гуков-ский; 1999 и др.); «Искра» В^ Курочкина и Д: Минаева* (Ямпольский, 1948; Ямпольский; 1957; Ямпольский, .1964; Ямпольский, 1987; Брадис, 1963; Бра-дис, 1966, и дрі); «Сатирикон» А. Аверченко (Евстегнеева, 1966).
Взаимосвязь литературы:и:газетной сатиры;нельзя;недооценивать. Так, сотрудничество с сатирическими газетами и журналами стало если не от-правношточкой, то важной вехой творческого пути? Д;. Фонвизина; ML Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, А. Аверченко, С. Черного, В. Маяковского, И.\Ильфа,Е. Петрова, А: Зорича, Mi Кольцова, Гр. Горина, В* Шендеровича,. Л: Новоженова и др. Постепенно публицистические произведения становятся» достоянием ? литературы:. Недаром і известный: российский: филолог В'., Шкловский^ в: 20-х годах прошлого? столетия, осмысляя» процессы взаимовлияния журналистики: и литературы,-пришел к; их: отождествлению, квалифицируя газету как.своеобразный:«гибридный жанр»'* (Шкловкский, 1990; с. 113). Интерпретируя ; русского ученого; современный австрийский; исследователь Ore А. Ханзен-Лёве подчеркивает, что «оценка газеты и журнала может пониматься і как «комбинация стилей»; как монтаж разнородных жанров: в одном «сверх-жанре» (Ханзен-Лёве, 2001і, с. 522):,
Мы полагаем, что идея* «сверх-жанра» может быть развита на современном этапе - и применимая к изучению сатиры 16-й полосы «ЛГ», которую * мы именуем своеобразным сатирическим \ метажанром. Термин- «метажанр» активно; используется при изучении і романа; мениппеи; фантастики и других, «гибридных жанров»; но до сих пор ни одно еловарно-справочное издание иі ни * одно учебное пособие не дали ему определения. Нам представляется, что теория метажанра базируется на теории жанра, основные подходы к которой будут рассмотрены в первом разделе диссертации.
4 Здесь и далее подчеркивание наше. - О. К.
Как известно, авторами сатирических материалов «Клуба 12 стульев» явились писателиВ- Волин, М. Розовский, Лі Измайлов, Тр. Горин, Арк. Арканов, П. Хмара; А. Хаит, А. Курляндский, Ф. Кривин, В- Славкин, А. Иванов,. ML Задорнов, карикатуристы В. Песков,И; Макаров; В. Дубов; BLРозанцев и многие другие.1 Но в настоящей диссертации не будут даваться; творческие портреты*ни;одного из перечисленных сатириков; Их произведения- станут рассматриваться как единый; сатирический текст, функционировавший не в вышеупомятгутой антологии, а непосредственно в газете, поскольку именно 16-яшолоса («Клуб 12 стульев») предстает как метажанр в единстве текста и оформления.
По? нашему мнению; для жанрообразования ХГХ-ХХ вв: свойственны, дваьсозидательных: процесса^- дифференциация?шинтеграция: Еслш первый* процесс разделения т вычленения позволяет образовываться все новым ? и=новым; жанрам (парабола, притча, молитва,, инвектива; сонет, и проч.); то щро-цесс интеграции» объединяет, синтезирует уже существующие жанровые формы по і единым ; признакам; придает: им? определенную направленность и? создает, таким образом; метажанр. Эти два процесса мы усматриваем и на сатирической 16-ЙЇ полосе «Литературной газеты», где; с одной стороны, обра--зуются новые жанры ь (в ' нашей терминологии; — жанры-неологизмы, такие, как «стенгазета; Рога; и : копыта»,, «бумеранг», «роман века: «Бурный поток»); существующие параллельно с более традиционными сатирическими жанрами (такими, как: эпиграмма, фельетон, комический рассказ, афоризм), а с другой стороны; - совершенно * отчетлив? процесс интеграции, приводящий* к тому,, что все жанры: (и традиционные; ишовые) функционируют; как единый сатирический метажанр.— «Клуб* 12 стульев».
В:свете вышесказанного, диссертация представляет собой первую попытку дифференцированного исследования метажанрового ?. единства сатирических газетно-журнальных жанров малой формы, атакже описания;признаков сатирического метажанра.
Актуальность данной работы определяется следующими факторами: 1) постоянным вниманием теоретиков литературы к проблемам; жанра; 2) возрастающим* интересом к проблеме метажанра; 3) большой ролью: сатиры 16-ш полосы «JIF» в жизни русского общества последней стрети XX века; 4) отсутствием научных работ, посвященных сатире «Клуба».
Цели-и задачи. Основной целью диссертации является изучение функционирования сатирического! метажанра «Клуб 12 стульев». Для достижения этой цели были поставлены задачи: 1) рассмотреть состав метажанра в диахроническом аспекте; и выявить=наиболее частотные жанровые формы «Клуба»; 2)?установитьfосновные; признаки сатирического метажанра «Клуб^ 12' стульев»; 3)« определить»объектыv сатиры- т структуру наиболее частотных; традиционных сатирических жанров: рассказа-фельетона;, эпиграммы, пародического афоризмам в; синхроническом! и; диахроническом! аспектах;; 4) ? выявить . механизм і обновления г традиционных; сатирических жанров; 5) * осмыслить причины появления і жанров-неологизмов; 6) ? описать структурные особенности наиболее:показательных жанров-неологизмов: («бумеранг», «стенгазета», «роман века»); 7)I провести; сопоставительный: анализ традиционных и новых; жанров с жанровыми формами Н.И. Новикова и А.П..Чехова. Выбор, указанных авторов мотивируется следующими соображениями. В1 русской! традиции! НМ1 Новиков обладает приоритетом в^ создании; новых жанров журнальной : сатиры. А.П^ Чехов; внес: в литературу формы * журнальной юмористики; т сатиры, и* этот опыт, как; будет показаної в; диссертации;, имел большое значение для создателей «Клуба 12 стульев».
Материалом настоящей работы стали: 1) все сатирические тексты > 16-й : полосы «Литературной; газеты» за; четыре опорных года; каждого десятилетия: 1967-й (год основания 16-й полосы «ЛГ»), 1977-й, 1987- 1997-й. Полученные данные за каждый опорный год экстраполировались на все десятилетие. Для проверки правильности этого пути мы в отдельных случаях привлекали номера «ЛР» за-другие:годы (1976, 1986, 1990, 1992, 1993, 1994; 2004,. 2005-й), а также тексты сборников сатиры «Клуба 12 стульев», перечислен-
8 ных в списке использованных источников (№№ 12-20); 2) произведения раннего А.П; Чехова в академическом; издании: Чехов А.ПІ Полное собрание сочинений; и писем: В 30 т. Т. L--VI:- М:: Наука, 1974-1982; 3)і сатирические тексты журнала Н.И. Новикова «Трутень» в издании: Сатирические журналы. Н.Иі. Новикова:: «Трутень» 1769-1770;..- «Пустомеля» 1770; - «Живописец» 1772-1773;. — «Кошелек»- 1774 / Сост., авт., вступ, ст. ш комментариев П.Н;Берков. - Мі-Ш: Изд. АН? СССР;. 1951; 4)^ Эпизодически?для: фона: привлекались сатирические журналы «Крокодил» (1967, 1980, 1990) и «Чаян» (1980).
Объект, научного>исследования:- сатира:«Клуба 12 стульев» «Литературной: газеты». Предмета исследования:- традиционные и новые сатирические жанры «Клуба»; сатирический;метажанр «Клуб-12 стульев» (16-я полоса? «ЛГ»).
Методологической* основой: диссертации? послужили работы^ по>теории жанра: М;М1 Бахтина; В1Б. Шкловского, ВіМ! Жирмунского, Б;Ві Тома-шевского; МЛ. Гаспарова, B.C. Баевского, Л;В; Чернец; НЛ.Лейдермана, Н.Т. Рымаря: и др.; комического: А.. Бергсона;. М.М; Бахтина, В іЯ; Проппа, А.ЗІ Вулиса; БІ Дземидока; Ю.Б. Борева и др.; по теории пародии: Ю.НІ Тынянова, В.И; Новикова, O.Mi Фрейденберг; сатиры и сатирических жанров: С.Д; Балухатого,, П.Н. Беркова, И.Т. Ямпольского, Л.Ф. Ершова, Е.И.; Журбиной,. И.С. Эвентова,. Л.Е. Кройчика, Т.МХ Миллионщиковойі Ю.В. Стенника, ШШ Гаспарова; Н.Т. Федоренко,. Л.И; Сокольской, А. Фюрстенберга: и; др.; по» субъектному строю:: Б.О. Кормана, Ю;И- Левина,В;Пі Скобелева: и: др.; по* хронотопу: М;Мі Бахтина, ВШ: Савельевой;: по стихосложению: МіЛі їїаспарова; ВіЕ; Холшевникова, Сі А. Матяш.
В диссертации? применялись следующие; методы:; 1): структурно-описательный^ 2) структурно-типологический; 3): историко-типологический; 4) статистический.
9 Научная новизна работы заключается в следующем: 1)?впервые начато изучение сатиры «Клуба 12 стульев»; 2)? 16-я полоса «J1F» рассмотрена как сатирический* метажанр;: 3) проанализированы традиционные сатирические жанры: рассказ-фельетон, эпиграмма; пародический* афоризм;; отмечен механизм их обновления; 4)1 рассмотрена; роль классическою сатирико-
юмористической традиции^ (рассказы-фельетоны» АЛ!. Чехова)? в смеховош
I культуре. «JIF»; 5) отмечено * появление новых сатирических жанров - «жан-
\ ров-неологизмов», установлены их константные и доминантные признаки; 6)
! показаны» типологические г сближениям и генетические: связи; жанров-
1 неологизмов; с предшествующей; традицией^ (на примере; контекста сатиры*
| Н;Ш Новикова); 7)^дан» вариант решения, проблемы «искусство и: действи-
S тельность» применительно к сатире 16-йіполосы «ЛП».
| Теоретическаяі значимость работы? определяется; возможностью::
1 1) і использования5 материала-для исследованиям проблемы метажанра; 2)) бо-
| лее полного изучения традиционных и нетрадиционных: сатирических,жан-
| ш? рові (их функционирования; в; метажанре); 3)) изучения: истории российской
| сатиры последней трети XX века; Практическая значимость работы состо-
ит; в возможности применения материалов % при подготовке общих и специальных курсов по теории и истории литературы, равно; как; и по теории и истории журналистики.
Основные положения, выносимые на защиту:
\ К Сатира 116-й» полосы («Клуба 112' стульев») на; протяжении трех деся-
] тилетий была «увеличительным стеклом» эпохи;.
2. Эффективность сатиры, востребованность ее обществом; определя
лись во многом і новыми жанровыми і формами с разнообразными; приемами
1щ> комического; которые предстали; объединенными под общим: логотипом
«Клуб 12 стульев».
Зі Анализ содержания и оформления, а также рефлексивные оценки авто
ров ; «Клуба 12 стульев» позволяют, интерпретировать 16-ю полосу «ЛГ» как
f своеобразный сатирический метажанр, признаками которого являются:
при обилии объектов сатиры, меняющихся в зависимости от времени, постоянный і объект осмеянияг «Клуба» - мнимый: интеллигент, чаще всего предстающий в образе графомана;
графическое единство «Клуба 12 стульев»;
#
функционирование различных: рубрик;: сохранение принципа иронической рубрикации сатирических материалов;
многожанровость данного образования," наличие процессов жанровой* диффузии;
-типичная субъектная форма — маска автора (наиболее популярны маски Евгения Сазонова и администратора «Клуба»);
хронотоп метажанра: пространство локализует зрительный образ стульев; временная характеристика — сиюминутность;
главные приемы комического — ирония и пародирование.
4: В .составе метажанра «Клуб Д 2 стульев» функционируют традицион
ные и новые жанры. Они описываются: по > следующим; параметрам: частот-
f^v ность, объекты сатиры, структура (объем, соотношение стиха и прозы, руб-
рика; субъектная; организация, хронотоп), приемы комического.
5. Традиционные доминантные* жанры: рассказ-фельетон, пародиче
ский афоризм, эпиграмма: Механизмы их обновления выявляются при про
екции» проблематики и поэтики жанров на предшествующие опыты:
6. .Новые:жанровые; формыї («бумеранг», «романг века», «стенгазета»),
функционирующие: только > в данном: издании: и і потому і названные.- нами 5
жанрами-неологизмами, имеют специфические объекты сатиры, своеобраз
ную г структуру, обозримые приемы комического (ирония, пародирование;
алогизм, каламбур):
ЩИ/ 11 Выявленная типологическая близость жанровых: форм «ЛГ» с «ре-
цептами», «письмами: читателей»; «ведомостями»5 и др. позволяет утверждать, что сатирические жанры Н.И: Новикова явились своеобразным прообразом жанров-неологизмов «JIF».
Н. Расширение сопоставительного материала за счет привлечения рассказов-фельетонов раннего АіГГ. Чехова дает возможность заключить, что^ сатирические формы «ЛГ» являются г не только следствием потребности времени, но и результатом обращения к опыту предшественников..
Апробация? работы., Исследование проводилось нами* шесть, лет - с 2000"по 2005-й;гг. Его результаты были представлены\на Всероссийской научно-практической* конференции; «Модернизацияі образования:: проблемы, поиски, решения» (Оренбург, 2004), на межвузовской научно-практической конференции «Варианты интерпретации: художественного текста» (Бийск, 2003), на региональной f научно-практической і конференции «Традиции и новации русского? языка: в: современной журналистике»- (Оренбург,. 2004);. на-ежегодных научно-практических конференциях,молодых: ученых т специалистов Оренбуржья(200Г-2005),-..на «Славянских чтениях» факультета:филологии і и журналистики; ОїїУ (2004); на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры журналистики ОГУ (2002-2005). Отдельные положения диссертации* отражены в: 11? работах (5; статей? и 6 тезисов); включенных в список использованных: источников. Материалы?исследования? были применены? в ходе: ас-пирантскош практики в: курсах «Основы . теории литературы»; «История отечественной литературы».
Характер > материала, поставленные цели и задачи: определяют следующую структуру» работы. Диссертация? состоит из-Введения-иітрех; разделов; Вшервом разделе делается; обзор существующих подходов к теории жанра и; метажанра; определяются основные: параметры: исследования: жанров»ш метажанра;: рассматриваются t графический % облик метажанра;. его , многосостав-ность в диахроническом аспекте. Во втором разделе; рассматриваются традиционные жанры и показывается механизм их обновления. Третий раздел посвящен исследованию нетрадиционных жанров (жанров-неологизмов) с объяснением; механизма их; образования.. В* разделе делается историко-типологическое сопоставление с жанровыми формами журнала «Трутень»-Н.И; Новикова. В; Заключении определяются основные признаки метажанра;
12 «Клуб 12 стульев». Далее следует Список использованных источников (330 наименований) и Приложения, включающие полный перечень сатирических рубрик (с дифференциацией по жанровому наполнению) и статистические данные по их частотности. Общий объем диссертации - 180 страниц.