Введение к работе
Актуальность исследования определяется возрастающим интересом к проблеме жанрового взаимодействия, эволюции жанровых форм и к самой категории жанра, который теперь понимается как системно-целостное образование. Современная литературная практика "поставляет" нам сложные как в структурном, так и в содержательном отношении произведения, которые являются отражением жизни, окружающей нас действительности и задач, выдвигаемых ими. Появление таких произведений направляет поиски ученых на их теоретическое осмысление, ибо исследование жанровых модификаций и разнов.чдкос-тей, проникновение в глубины художественного синтеза позволяет увидеть рождение качественно новых связей особенного, индивидуального в творчестве с общим, типологическим, как с национально;-! спецификой, так и с тем, что присуще друг;::.; литературам, на художественный опыт которых опирается конкретная национальная та-тература, развившаяся и принявшая свои современные очертания на фундаменте иного художественного сознания и иной художественно;; системы.
К началу ЄО-х годов изучение монгольской литературы ми
новало начальный,описательный этап и ученые приступили к ее тео
ретическому осмыслению. Но неизученность причин и характера раз
вития нашей литературы именно в области жанровой эволюции вызва
ла надобность в появлении настоящей работы, которая будет пер
вой попыткой в этом плане.
1-/04} /
Целью исследования является постижение закономерностей'раз-вития монгольской литературы, формирования системы эпических жанровых форм на основе жанрового, внутри- и межродового взаимодействия, а также взаимодействия литературы и фольклора и уяснение современного состояния нашей литературы на примере конкретных художественных произведений и выявление на этой основе ее ведущей стилевой тенденции. 'Отсюда вытекают следующие задачи; 1/ выяснить характер и последствия взаимодействия жанровых форм; 2/ проанализировать взаимодействие жанровых тенденций и его результаты ;
3/ выявить основную ведущую стилевую тенденцию в монгольской литературе, формирующуюся в результате проникновения фольклорных, драматических и лирических явлений в эпическую ткань произведения; 4/ определить характер влияния фольклора на письменную литературу.
Цели и задачи определяют предмет: .-исследования - прозу монгольских писателей старшего поколения - Д.Нацагдорка, С.Буяннзмэ-ха, М.Ядамсурэна, Ц.Даадинсурэна, Д.Цэвэгмкда, Б.Ринчина, Ч.Лодой-дамбы - и современных - Ч^Чимида, Л.Тудэва, С.Ердэнэ, Д.Мягмара, Ж.Пурэва, Д.Гармы, С.Лочина, С.Пурэва, Ц.Лувсанцэрэна и других с точки зрения исследуемой нами проблемы.
Новизна исследования состоит в том, что делается первая попытка изучения закономерностей развития монгольской литературы, освещение ее современного состояния через призму жанрового развития.
Методологической основой работы являются концепция идеологической активности искусства, современные теоретико-литературные представления о жанре и содержательности художественных форм,в ^ системно-целостном понимании.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее материалов в разработке,вузовских курсов по монгольской литературе, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам жанра и жанрового взаимодействия, в научно-исследовательской работе студентов.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры теории литературы филологического факультета МГУ тім. М.В.Ломоносова 27 декабря 1991 года.
Предмет, цели и задачи диссертации обусловили ее структуру. Она состоит из введения, трех глав и заключения. Библиография включает 132 наименования.