Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Верлибр в грузинской поэзии Дарбаисели, Нино Гивиевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дарбаисели, Нино Гивиевна. Верлибр в грузинской поэзии : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.08.- Тбилиси, 1992.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Перед современным литературоведением, и в частности стиховедением, с внутренней логической неизбешюстыо встала проблема самостоятельного анализа отдельных стихотворных форм, в своэ очередь выдвинувшая целнй ряд общеэстетических и конкретно-поэтических проблем, своевременное и, главное, основательное решение которых определяет перспективу более глубокого проникновения в природу литературы и художественного творчества вообще.

Одна из важнейших проблем современного стиховедения - верлибр, давно уже ставший предметом^ острой полемики, нередко столкновения взаимоисключающих точек зрения теоретиков и историков литературы и критиков. Несмотря на множество'дефиниций верлибра, а

і ' таксе попыток проникновения в его-!,эстетпческуз, поэтическую и

стилястическув природу, пока еще н|р слокилась единая, приемлемая
для всех, точка зрения по данным вопросам. До сих пор продолжаются
ргссуддешш вокруг строения верлибра. Кавдая точка зрения содер
жит з себе некое рациональное зерноу не считаться с которым
нельзя. ,. . :

Так или иначе,проблема верлибра ныне все еде находится под вопросом. В то не время'современный литературный процесс, с характерной для него жиеой динамикой, все острее,требует собствен-но стиховедческо-доэгического анализа верлибра. Разумеется, рефлексии литературных критиков и, в первую очередь, поэтов по поводу взаимоотношения верлибра и.конвенционного стиха, бесспорно, заслуживают внимания, но фактом является и то, что они не могут заменить собой плода размышлений теоретиков, не могут взять па себя сложную миссию, обобщающего,, конструктивного, стиховедческо-

го осмысления этих проблем.

Современное состояние разработки проблемы.- Существует много различных дефиниций верлибра. Соответственно в современном литературоведении, и в частности в стиховедении, уже установилась традиция группировки верлибра по определенным типологическим признакам и осмысления его поэтической природы на основе этойгруппировки. Попытки постановки и решения проблемы свобод ного стиха мокно встретить в трудах В.Брюсова, Ю.Тынянова,' ВЛІяста, Г.Шенгели, В.Еирмунского, Б.Томаиевского, Л.Тимофзева Н.Бенгерова, Д.Нефедова, А.ІОЕТиса, О.Овчаренко, Г.Сидоренко, С.Калачевой, В.Бурича, А.Метса, М.Гаспарова, П.Арватова, Ю.Лот мана, в которых перечисленные исследователи дают интерпретации верлибра как формы поэтической речи, осмысливают его природу е связи, с одной стороны, с традиционным стихом и, с другой стороны, с прозой. Упомянутую проблему пряно или косвенно-в раз НС .время и в различных трудах затрагивают, и грузинские' исследователи: Ак.Гацерелия, Г.Гачечиладзе, А .Хянтибидзе, Р.Берлдзе. Э: проблемы нередко становились предметом суждения литературных ' критиков (А.Васадзе, Г.Асатиаші, Э.Дкавелидзе, Г.Гачечиладзе др.)." И все же до сих пор в теория стиха, по существу, не УДЗ' лось разработать более или менее полные и исчерпывающие принц пи исследования верлибра как стихотворной формы. Высказанная Л.Тітіофеешм полвека назад 'мысль о том, что не существует 'точ пого определения свободного стиха, доныне остается з силе, хо это вовсе не умаляет профессиональных достоинств ряда интерес них трудов, посвященных проблемам верлибра. '." ' Основная цель исследования - теоретическая реконструкцій возтыеско! природы свободного.готиха и конкретно - моделировг ние, опираясь на парадигмы грузинской поэзии 10-20-х (Г.Табщ

. - 5 -

зе, Гр.Робакидзе, В.Гаприндашвиля, Т.Табидзе, П.Яшвиля, Н.Мици-ятили, Т.Гранели, С.Цярекидзе, Гр.Цецхладзе)'п более обобщенно -50-70-х годов'(ШЛантладзе, Б.Харанаули, Л^Стуруа и др.).

С этой целью в диссертации поставлены следующие конкретные задачи:

установить дефиницию верлибра;

выяснять его специфику на фоне взаимосвязи стихотворной и прозаической речи; ,

-"определить структурные особенности.ритма в контексте -

природы свободного стиха;

- классифицировать образцы грузинского верлибра на основе
взаимосвязи верлибра и грузинского силлабо-тонического стиха.

В качестве методологической б^зы л теоретической основы

диссертации использованы сравнительно-исторический я, частично,

і структуралистский методы исследования поэтического.и вообще художественного произведеаия. Названное методы привлекаются комплексно для проведения соответствуэдих аналитических процедур.

Новизна диссертационной работы состоят в осмыслении эволюции современных стихотворных форм на', основе собственной дефиниции верлибра, в установлении общих типологических принципов из различных национальных форм верлибра л стиховедческом анализе адекватных норм установленных поэтических форм верлибра.

Практическая ценность работы. Работа монет быть использована при анализе произведений поэтического искусства как .своеобразный методологический ключ. Кроме того, авторские метода интерпретации поэтики верлибра могут пригодиться в литературно-художественной критике. К.тому же на основе определенных аспектов работы может быть .составлен спецкурс'по'теория'стиха..-'.

Апробация' работа. Основные идеи а.по.їогеншт диссертация

отражены в журнальных и газетных, публикациях и докладе автора на научной конференции Института грузинской литературы им.Ш.Ру-ставели (1991). Диссертация рассмотрена на заседании Отделения теории Института грузинской литературы им. Ш.Руставели (5 мая 1992 года) и рекомендована к защите.

Структура .диссертации. Диссертация состоит из введения, двух разделов, выводов и библиографии. Работа изложена на 184 страницах и содержит библиографию 259 названий.