Введение к работе
Данная работа - впервые предпринимаемое монографическое сследование творчества современного эрабоязычного писателя бдельхамида Бенхаддуги (род. в 1925 г.) - крупного алжирского розэика, поэта, драматурга, социолога и переводчика, имеющего егодня международную известность. Его произведения издавались е только на арабском, но и на французском, испанском, итальянкой, голландском, немецком, польском, словацком, китайском и усском языках.
Наиболее значимым в творчестве А.Бенхаддуги оказался жанр эмана, в котором писатель проявил себя особенно ярко, что спо-эбствовэло укреплению в целом и авторитета самого алжирского рабоязычного романа, окончательному переходу его от робких тепериментов на уровень, позволяющий говорить о достойном про-родолжении как общеарабской художественной традиции, так и оте-зственной - романной, заложенной в творчестве франкоязычных ал-арских писателей.
В своих произведениях Бенхэддуга вскрывает многие "болевые" роблемы современной ему жизни, до него з арэбоязычной литерэту-з Алжира не исследованные с такой ступенью остроты.
Принимая во внимание не ослабевающий интерес и исследовэте-ій, и читателей к новейшей истории и культуре Алжира - одной ив ;многих в прошлом колониальных стран, освободившейся от вековой івисимости в результате долгой кровопролитной войны и избравшей :обый путь социального и политического развития, в также учиты-ія значимость отражения многих сторон алжирской действительнос-і в произведениях Бенхаддуги, можно сказать об актуальности іращения к изучению художественного творчества писателя, не почившего пока еще в трудах советских и зарубежных зрэбистов іециального освещения.
Исследование характера творчества этого одного ив ведущих зрзбоязычных писателей современного Алжира, проблематики и зет тических особенностей его произведений, выявление эволюции его художественного сознания в процессе культурных и социально-пол тических изменений, происходящих в стране, - такова главная це диссертации, определяющая и её научную новизну. В круг конкрет них задач исследования входит анализ новеллистики, поэзии и ро нов писателя, отразивших рост художественного мастерства и утв ждение основных поэтологических принципов творчества Бенхаддуг
Методологической основой диссертации служили работы совет ких и зарубежных ученых по теории литературы, истории арабской литературы, современной литературе стран Магриба и тропической Африки, а также труды советских и зэрубеиных социологов, историков, искусствоведов и религиеведов, в которых освещены пробл ыы развития арабского мира.
Практическое значение диссертации состоит в том, что её материалы используются в настоящее вреия при чтении курса лекций по современной истории арабских литератур в Казахском Госу дарственном Университете и при написании Истории национальных литератур стран Магриба (коллективный труд ИВ АН СССР). Диссер тация может быть использована и в качестве источника сведений истории и культуре современного Алжира как для специалистов ар бистов и африканистов, гак и для широкого круга читателей, инг ресующихся проблемами развития художественного сознания современного Востока.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли от жение в ряде публикаций и сообщений, сделанных на научных ззсе даниях кафедры арабистики Восточного факультета Казахского Гос дарственного Университета им.Кирова, а также в докладе на Всесоюзной конференции африканистов "Новое мышление и Африка" (І4-ІЄ ноября 1989.г..Институт Африки АН СССР, г.Москва). Дис сертация обсуждалась на заседании кафедры арабской филологии в Kae.rj. им.Кирова и на заседании Огдела литератур народов Зар бежной Азии в ИВ АН СССР,
Структура диссертации
Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списк литературы по проблематике исследования и источников.