Введение к работе
Данная работа - впервые предпринимаемое монографическое исследование творчества современного арабоязычного писателя Абдельхэмидэ Бенхаддуги (род. в 1925 г.) - крупного алжирского прозаика, поэта, драматурга, социолога и переводчика, имеющего сегодня международную известность. Его произведения издавались не только на арабском, но и на французском,' испанском, итальянском, голландском, немецком, польском, словзцком, китайском и русском языках.
Наиболее значимым в творчестве А.Бенхаддуги оказался жанр романа, в котором писатель проявил себя особенно ярко, что способствовало укреплению в целом и авторитета самого алжирского арабоязычного романа, окончательному переходу его от робких экспериментов на уровень, позволяющий говорить о достойном про-ародолжении как общеарабской художественной традиции, так и отечественной - романной, заложенной в творчестве франкоязычных ал-нирских писателей.
В своих произведениях Бенхэддуга вскрывает многие "болевые" проблемы современной ему жизни, до него в арабоязычной литературе Алжира не исследованные с такой ступенью остроты.
Принимая во внимание не ослабевающий интерес и исследователей, и читателей к новейшей истории и культуре Алжира - одной ив їємногих в прошлом колониальных стран, освободившейся от вековой зависимости в результате долгой кровопролитной войны и избравшей зсобый путь социального и политического развития, а также учиты-зая значимость отражения многих сторон алжирской действительности в произведениях Бенхаддуги, можно сказать об актуальности обращения к изучению художественного творчества писателя, не по-гучившего пока еще в трудах советских и зарубежных арабистов зпецивлького освещения.
Исследование характера творчества этого одного из ведущих арабоязычных писателей современного Алжира, проблематики и эстетических особенностей его произведений, выявление эволюции его художественного сознания в процессе культурных и социально-политических изменений, происходящих в стране, - такова главная целі диссертации, определяющая и её научную новизну. В круг конкретных задач исследования входит анализ новеллистики, поэзии и ромг нов писателя, отразивших рост художественного мастерства и утвеї ждение основных поэтологических принципов творчества Бенхаддуги,
Методологической основой диссертации служили работы советских и зарубежных ученых по теории литературы, истории арабской литературы, современной литературе стран Магриба и тропической Африки, а также труды советских и зарубежных социологов, историков, искусствоведов и религиеведов, в которых освещены проблемы развития арабского мирз.
Практическое значение диссертации состоит в том, что её материалы используются в настоящее время при чтении курса лекций по современной истории арабских литератур в Казахском Государственном Университете и при написании Истории национальных литератур стран Магриба (коллективный труд ИВ АН СССР). Диссертация может быть использована и в качестве источника сведений пс истории и культуре современного Алжира кэк для специалистов арабистов и африканистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся проблемами развития художественного сознания современного Востока.
Апробэция работы. Основные положения диссертации нашли отре жение в ряде публикаций и сообщений, сделанных на научных заседаниях кафедры арабистики Восточного факультета Казахского Государственного Университета им.Кирова, а также в докладе на Всесоюзной конференции африканистов "Новое мышление и Африка" (14-16 ноября 1989.г., Институт Африки АН СССР, г.Москвэ). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры арабской филологии в Kaa.rj. им.Кирова и на заседании Отдела литератур народов Зарубежной Азии в ИВ АН СССР.
Структура диссертации
Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы по проблематике исследования и источников.