Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ обусловлена значимостью исследования одной из важнейших проблем грузинской версификации, а именно -структуры устойчивых (твердых) стихотворных форм.
ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ является монографическое исследование этапов укоренения и развития сонета в грузинской литературе.
Проникновению и утверждению сонета в грузинской действительности способствовало стремление нашей поэзии к традиционно устойчивым стихотворным формам, что изначально же было характерно для нее (ямбико, рвули, шецкобили, шереули, мухамбазн и т.д.).
Грузинская литература никогда не отличалась замкнутостью - для нее было органично освоение новых мировых литературно-культурных ценностей. Илья Чавчавадзе узрел тенденцию грузинской литературы к европеизации в творчестве Давида Гурамншвили, что увенчалось впоследствии романтическим мировосприятием Ннколоза Бараташвили.
Появление символизма в грузинской литературе, обусловившего утверждение и развитие в ней сонета, было, как отмечалось (А.Джор-джадзе), воссозданием "прерванной цепи грузинской философии".
Среди всех устойчивых стихотворных форм, распространенных на разных этапах истории грузинского стихосложения, сонет является сегодня самым популярным.
Проблемы истории и теории сонета тесно увязаны меж собой. При исследовании сонета учитываются взаимоотношения его формы и содержания, изучается и анализируется философия сонета и его основные версификациоппые параметры (строфика, рифма, метрика). В грузинской литературе XX века сонет стал объектом самого пристального внимания . Соответственно возрос интерес и к проблемам его истории н
теории.
Композиционная структура устойчивой стихотворной форл предопределена, ее строфика, рифма и метрика - канонизированы, одна: известно и то, что в литературе каждого конкретного периода чужд устойчивая стихотворная форма складывается с учетом законов просодии традиционных стихотворных ((юрм данного народа.
В монографии представлены и изучены этапы развития эт устойчивой стихотворной формы на основе анализа сонетов грузинск поэтов.
Целью исследования является выявление полной картины к зарождения и развития самого сонета в грузинской литературе, так и е изучения и анализа грузинскими литературоведами.
СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Сонет как европейск устойчивая стихотворная форма существует в Грузии почти два столе Соответственно, так же длительна и история его изучения. Грузинск стиховедение имеет богатую традицию изучения укоренившихся грузинской поэзии устойчивых восточных и европейских стихотворш форм. Сонет также не составляет исключения. Специальные эссе исследования посвятили сонету: В.Гаприндашвнли, Г.Микад: М.Киквадзе, А.Хинтнбидзе, Д.Тухарели, Р.Беридзе, Г.Буачидзе и др.
В трудах названных исследователей установлены специфическ признаки сонета, его своеобразие в грузинской поэзии. Изучены выделены виды сонета в творчестве грузинских поэтов. Правда, впервые сонете заговорил Илья Чавчавдзе в своем дебютном письме "Несколь слов . . . ", однако истинная теория о каноническом сопсіе складываете) грузинской литературе лишь с 10-х годов XX века. Этот процс непосредственно связан с именами тех грузинских поэтов, которые сан писали сонеты, а также пытались установить и канонизировать его вереї
фикационные параметры. Исследование проблем сонета начали поэты, следствием чего н послужила известная дискуссия 1918 года (И.Гришашвили, Г.Робакидзе, Т.Табидзе, С.Пашалишвили).
Современный уровень изучения проблемы во многом обусловлен проведенным в Тбилиси в 1985 и 1988 годах Всесоюзным симпозиумом, посвященным аспектам теории и истории сонета, а также сборником материалов первого симпозиума:- Гармония противоположностей. Аспекты теории и истории сонета, ТГУ, 1985, куда вошли и статьи грузинских авторов.
Тем не менее, множество вопросов из сферы теории и истории сонета в грузинской литературе не изучены и по сей день: нет полного исследования, показывающего путь и аспекты разлития сонета в Грузии, в особенности его последних образцов; изучения и анализа требовали "венки сонетов" в грузинской поэзиии.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ заключается в том, что в ней впервые представлено монографическое исследование этапов истории сонета в грузинской литературе, сделана попытка создания полной картины утверждения в ней этой европейской устойчивой стихотворной формы.
Исследования выявили, что датой появления в грузинской литературе первого оригинального сонета следует принять 1859 год, когда в журнале "Цискари" (№7) был опубликован правильный, канонический сонет Кир-рилэ Лордкипанидзе "К путеводной звезде". До настоящего времени бытовало мнение, что первым был Котэ Макашвилн, сонеты которого были опубликованы в 1909 году.
К научной новизне можно отнести и предположение, высказанное на основании существующих в истории философии, литературы и искусства параллелизмов понятий и художественных образов: совпадение идеалов эпохи Ренессанса в разных областях искусства позволяет при исследовании
проблем теории сонета искать параллели в философии Фомы Аквинского неоплатонизма, числовой символике, распространенных в музыке видах сонета и готической архитектуре.
В диссертации впервые увязаны виды сонетов с поэтической теорией символизма. Требование символистов о "революции духа" (Андрей Белый] делало оправданной реставрацию сонета и его видоизменений.
Из числа видоизмененных сонетов в диссертации представлен специальный анализ "опрокинутых сонетов" "Сломанный янтарь" Ражденг Гветадзе и "...Шемоупшвниа, шемоудниа..." ("...раскрошилось, расстая-ло...) Тициана Табидзе, которые не еще не стали объектом изучения грузинского стиховедения.
На основании изучения сонетов Григола Робакидзе, а также написанных им статей о теории сонета представлены характеристика и теоретическое обоснование роли образа-символа сонета в грузинской литературе. При рассмотрении сонетов Г.Робакидзе выявлена допустимость слияния восточных художественных образов и западных теоретических воззрений. Этот поэтический опыт Григола Робакидзе был воспринят грузинской действительностью в 10-20-х годах, в 70-90-х годах он вновь возродился к жизни.
До настоящего времени не был изучен сонет 40-90-х годов XX иска и грузинской литературе. До 70-х годов в нашей литературе не было "венка сонетов", поэтому не возникала и необходимость его изучения. Проблеме "венка сонетов" в грузинской поэзии отведена в диссертации специальная глава.
В исследовании дано обоснование того, что укоренение "пенка сонетов" в грузинской поэзии 70-х годов и его особая популярность в Грузии 80-90-х годов обусловлена стремлением приспособить эту устойчивую форму к трагическим переживаниям народа.
ТЕОРЕТЕЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАБОТЫ определяется ее вкладом в дело исследования проблем истории и теории этой устойчивой стихотворной формы. Изучение сонетов грузинских поэтов высвечивает множество не изученных пока вопросов современного стиховедения.
Работа окажет практическую помощь студентам и аспирантам в изучении этой известной устойчивой стихотворной формы.
Отдельные главы и подглавы монографии смогут в определенной степени восполнить программы спецкурса высших учебных заведений. Результаты проведенных изысканий могут быть использованы дипломантами и соискателями ученых степеней.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертационная работа выполнена в отделе грузинского стиховедения Института грузинской литературы им.Шота Руставели АН Грузии, где была рассмотрена и апробирована 5 мая 1998 года. Работа также была рассмотрена и апробирована 8 сентября 1998 года на заседании кафедры истории новой грузинской литературы Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахншвилн.
Отдельные главы и подглавы диссертации опубликованы в научных сборниках "Лекси, мхолод эрти лекси", "Ати церили картул лексзе", журналах - "Мацне", "Цискари", "Клдекари", "Литературная Грузия", "Рица", "Пирвели схиви". Часть диссертации в виде докладов зачитана в Москве, Институте всемирной литературы им. Максима Горького на конференции стиховедения в 1990 году, в Тбилиси, па Всесоюзном симпозиуме по сонету в 1988 году, на научных сессиях и конференциях Института грузинской литературы им.Шота Руставели, а также опубликована в виде тезисов.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Структура диссертации способствует максимальному демонстрированию пути и этапов развития сонета в гру-
зинской литературе. Диссертация изложена на 290 страницах, напечатанных на компьютере, состоит из предисловия, введения, шести глав, семнадцати подглав и заключения; к работе прилагается список использованной литературы.