Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема ав' ора и героя в совет-. ои литературоведении градиционна. Свидетельством тому являют-не только концепции М.Н.Бахтина, В.В.Ваногрдова, ЛЛ. Гинз-рг, 11.М.Гр*>пмана, Б.О.Кориаиа, других исследователей и спор их концепций, но и их внутренняя дискуссионное:».
В диссертации предпринимается печтка исследования з повгорииого полояения современного говорящего повека: героя - в кризисной ситуации самосбиана, и автора -. позиции эстетического перевода этического события в поэтику тинного слова.
Взаимообусловленность кризиса кизии и литера тури, отраке'н-ї в исследуеяоЯ прозе, "отре бонала обращения к научному ап-эату смежных наук:
1ИНГВИСТЯКИ ( понятие "прецедентного текста" - общеизвзстно-«стомагийного, по определению Ю. ійраулова - в отличие і гаты определяет напряжённое взаішодействкв трёх реальностей: іссического литературного текста, отра' '.емой и огранённой ільности. Используется тшеяе результат современной трактовки іьїка в действии", предложенной Э.Беквенвстоц и открывающей шципкально диалогическую природу любого, в той числе, абес-:но "монологического" слова);
їсихологиі. ( понятие "психологическая защита" во внутрилич-:і'Но.м конфликте является основой для разграничения структур югїдально-прпчаегнііго' и заэдтно-неиричастного созна-
0;
,::лосо#;:ц ( ко.шлекс онтологических и этических понятий :.:стенц:и;лизна сущесі.чоїин дли .современного автора: "конечнії" как оииови. человеческого существования, абсолютизация
*
настоящего - "вульгарного врзмэни", "смерть бога", "дурная вера" в самообман, страх,совесть, вина, забота). Эти рабочие те; пины в диссертации сопрягаются меиду собой: экзистенциальные категории возвращают к прецедентному ,'ексту ( Ф.Достоевский, Л.Толстой, А.Чехов; как нравственной философии русской литера-туры. С друго" стороны, эта нравственная философия воплощаете: преимущественно в исповеди.
Цели и задачи исследования. В литературоведении существ; ет два точки зрения на развитие- литературного процесса. Согла но первой, он обуславливается закономерностями смены открытое авторского слова ( публицистического или исповедального; и "и чезковения" автора /Л.Шикова/. Более точным и плодотворным продставляотся другое утверждение: "... во всей мировой литер туре, во всех её зшнрах прослеживается развитие от проп води через притчу к исповед и" .
В связи с этим ведущей целью исследования становится дою зательство трансформации кайра исповеди в новой литература С учётом раОот М.Бахтина о смысловом целом к. зя и поздних гла книги о Ф.Достоевскои;. 3- изменение исследуется на трах стр ктурных уровнях произведения: наивно-непосредственном (герой; ритор часком (. повествователь;; условно-жанровом (автор).
Центральная ; /оо'лвма трансформации долитературной исповеди в жанрово-с лове сну в её определённость предполагает решение следующих задач;
-
исследование самоотчёта-исповеди героя в к огообразии фор инстанциошшх предэлоп, сг-ообманной и подлинной реальности, есть структуры исповедального и защитного слова;
-
анализ создания автором исповедальной повествовательной по зицич: типологическое родство с героем в искупительном слово, преодоление безответности исповеди;
3} описание современного "образа автора" в границах его испов ди и анализ дея.альности условио-данрового "молчащего" автора выраженной в создании открытых цикличных структур.
Степень изученности вопроса. Исследуемая проза пос/ояші находится в центре критического осмысления. Пзрвыэ рецензии с деряат неточные рассуждения об аьгорском разглядывании и нено
і-Ю.Карякин. Достоевский и канун Ш века.- М. Советский писа тель, 1989,- С.ІЧ8.
іпшании. героя или, напротив, навязывании исповедальной темы герою, при которой форма исповедующегося герое объявлялась "стилистическим натурализмом" ( ВЛушщьш). К середине 80-х годов, после дискуссий А.Бочарова и В.Бондаренко в "Вопрос; ' литературы", поел? статей Л.Аннинского, А.Латыниной, II, Ивановой, LI. Липове цкого, К.Степаняна и других, после ряда писательских манифестации вычленяется круг принципиальных, но по-прея-неыу дискуссионных вопросов об авторской позиции, амбивалентном герое, "ненадёжно» расг азчике". В исследованиях последних лет представляется эволюция творчества "".Накапана, А.Кима, Р.Киреева, анализируется в их эстетической сие єно взаимозависимая активность автора и героя: А.Бочаров "Бесконечность поі,„-ка". - Mv 1982: его ко "Чем кива литератора". - !,і., 1986; З.Камянов "Доверие к сложности". - Mv 193^1; А.Латынина "Знаки времени". - М., 1987; Н.Иванова "Точка зрения". - М., 1987; Л.Аннинский "Локти и крылья". - М., 1989. і указанных работах проблема, поставленная в лайкой диссертации, разрешения не получает.