Введение к работе
Актуальность исследования супейменовского «творческого контекста» обусловлена:
-
необходимостью изучения общего фона стилевой картины поэтического языка в XX веке, что поможет выявлению единого «стиля эпохи», складывающегося из отдельных идиостилеи, путем обнаружения типологических признаков и их классификации;
-
активизацией интереса к особенностям национального мировосприятия, и в этой связи представляется плодотворным рассмотреть поэтическую картину мира применительно к творчеству О.Сулейменова, художественный билингвизм которого накладывает отпечаток на всю «ткань» художественного произведения.
Научно-теоретической и методической базой для нашего исследования послужили труды представителей как лингвистической поэтики (В.П.Григорьев, А.Д.Григорьева, Е.А.Некрасова, Н.Н.Иванова, Н.А.Кожевникова, М.А.Баки-на и др.), так и литературоведческой, структурно-семиотической, стиховедческой (С.Г.Бочаров, Л.Гинзбург, Г.Д.Га-чев, М.Л.Гаспаров, Ю.М.Лотман, Ю.И.Левин, Л.И.Тимофеев, В.С.Баевский, В.В.Иванов, Ю.С.Степанов, А.К.Жопков-ский и Ю.К.Щеглов, А.Л.Жовтис и др.).
В работе использованы статистический, аналитический, герменевтический методы исследования.
Научная новизна работы:
-
обосновывается необходимость филологической поэтики, которая позволяет избежать обособленного подхода к анализу художественного произведения и единоцелостно охватить как план выражения, так и план содержания;
-
предлагается способ исследования художественного мира писателя — «путь слова от экспрессемы к образу и от образа к художественному миру», — который базируется на представлении о динамической природе слова;
-
вводится периодизация творчества О.Сулейменова, которая помогает проследить эволюцию творческого процесса, отличительные черты стилистического комплекса и развитие эстетических взглядов художника;
-
составлен частотный словарь имен существительных поэтического языка О.Сулейменова (и его вариант — ал-фавитно-частотный словник), а на его основе — функциональный тезаурус, выявляющий взаимосвязи образов;
5) впервые предпринимается попытка исследования
целостного «творческого контекста» О.Сулейменова, учи
тывающая и поэтический язык, и образную систему.
Практическая значимость работы.
Материалы и полученные выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества О.Сулейменова, в лекциях по современной русской и казахской литературе, а также в теоретических и сравнительно-типологических исследованиях, затрагивающих вопросы построения частотных словарей и тезаурусов и их эмпирических результатов.
Апробация работы.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы Алматинского государственного университета им.Абая. Отдельные параграфы и положения диссертационной работы были апробированы на аспирантских семинарах и ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава АГУ (1994-1996 гг.).
Материалы и выводы диссертации опубликованы в 5 статьях общим объемом 2 печ.листа.
Структура работы:
диссертационное исследование, изложенное на 188 (170) страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 211 наименований, и отдельного тома приложений, включающего: 1) частотный словарь имен существительных поэтического языка О.Сулейменова, 2) алфавитно-частотный словник — для удобства нахождения необходимого слова, 3) частотно-функциональный тезаурус имен существительных.