Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Саки-Наме в системе персоязычной литературе XVI-XVII веков Суфиев, Шодимахмад Зикриёевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суфиев, Шодимахмад Зикриёевич. Саки-Наме в системе персоязычной литературе XVI-XVII веков : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.06.- Москва, 1990.- 17 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. В изучении истории персоязычной поэзии саки-наме * не уделялось должного внимания. Он не изучен в литературоведении в той мере, в какой заслуживает. Исследователи либо совсем не упоминали о существовании саки-наме, либр ограничивались простой констатацией его, характеризуя творчество того или-Иного поэта. Тем не менее многочисленные факты истории персоязычной литературы свидетельствуют о том, что на протяжении шести.столетий (ХШ-ХУШ вв.) саки-наме был достаточно популярен, к нему обращалась целая плеяда поэтов: Низами Ганджеви (II4I-1209), Амир Хусрав Дехлави (1253-1325), Хаджу Кирмани (1290-1353), Хафиз Ширази (оіс.1325-1390), Умиди Тихрани (убит 1522), Партави Ширази (1465-1534), Зухури Туршзи (І535-І6І6), Шрза Абд ал-Ка-дир Бидиль (1644-1720) и многие другие.

Саки-наме - это поэтическое произведение, в котором сильна суфийская литературная традиция. Особенно пишется в форме мас-нави и в размере мутакариб и содержит рассуждения философского характера об отношении человека к мирозданию, о смысле жизни и смерти, о быстротечности и необратимости времени и т.д... Поэтический тезаурус саки-наме составляют такие слова, как май (вино), саки (виночерпий), муганни (музыкант), майкада, майхане (питейный дом), пир-и муган (духовный наставник) и другие подобные.

С точки зренияулексики саки-наме сближается с произведениями одного весьма популярного вида персоязычной поэзии - хам-рийат. Хамрийат воспевает вино, винные .застолья и все с ним связанное: виноград, винные сосуда и т.д. В этих стихах обычно есть

1 Название поэтического жанра в отличие от одноименного произведения графически отличается употреблением лами строчных букв.

хвала саки (виночерпию), присутствуют описания пейзажей (часто ус ловных), на фоне которых проходят застолья, упоминаются музыкальные инструменты и музыка, сопровождающая пиршества. Однако хам-рийат содержит описание земных радостей, связанных с застольем, а в саки-наме поэт выражает свои философские и мистические воззрения.

Изучение саки-наме представляет интерес для определения особенностей трансформации поэтических образов под воздействием идеї суфизма, чей поэтический язык в последние годы служит объектом пристального-внимания ученых.

Выбор темы диссертации продиктован как важностью проблемы, так и отсутствием до настоящего времени специального всестороннего исследования саки-наме. В работе Ф.Зехниевой "Каир саки-наме в таджикско-персидской литературе (ХШ-ХХ вв.)" уделено внимание лишь ранней' стадии развития саке-наме.

Цель и задачи диссертации - выявление общих закономерностей развития саки-наме в персоязычной литературе, в частности в пер-соязычной литературе.Индии ХУІ-ХУП веков. Развитие саки-наме в могольской Индии выбрано нами не случайно. Именно в этот период происходят большие сдвиги в развитии саки-наме, чему во многом . способствовала, с одной стороны, сама логика историко-литературного процесса, а с другой стороны, специфика общественно-политической жизни могольской Индии. В ходе исследования поставлены следующие задачи:

выявление истоков саки-наме, как особого литературного явления;

прояснение роли суфизма в становлении саки-наме;

прослеживание процесса развития саки-наме в персоязычной литературе с ХШ по ПХ вв.

Научная новизна диссертации. Данная работа является первым исследованием обобщающего характера. Она посвящена анализу процесса становления и развития саки-наме в персоязычной литературе. Впервые в отечественном и зарубежном востоковедении рассматриваются "Саки-наме" ряда поэтов (Партави Шираэи, Зухури Турши-зи, Мир Санджара Каши, Нав *и Хабушани, Абд ан-Наби Фахр оз-За-мани и Бедиля), прежде не являвшихся объектом научного анализа.

Данная диссертация - первая научная работа, в которой саки-наме исследуется как продукт суфийской литературной мысли, его топика изучается в ключе суфийской поэтической терминологии (истилахат аш-щуара). 2

Методика исследования. В качестве методологической основы диссертации выступают теоретические исследования в области литературоведения. При написании работы автор руководствовался принципами структурно-типологического и сравнительно-исторического методов. В работе были использованы труды отечественных и зарубежных ученых - Е.Э.Бертельса, А.М.Мирзоева, М.-Н.О.Османова, Н.И.Пригари-ной, Абд ал-Хусайга Зарринкуба, Алинаки Монзави, Ахмада Гульчина Маани, М.Абд ал-Гани.

Источники и литература» При написании данной работы был использован ряд источников. К ним относится в первую очередь тазкире "Май-хане" Абд ан-Наби Фахр оз-Замани, так как он является, по имеющимся данным, единственным источником, который специально посвящен поэтам, создавшим "Саки-наме". "Май-хане" содержит сведения о 71 поэте, большинство из которых создавали "Саки-наме". В основном это поэты, которые жили в период правления Акбара (1556-1606) и Джахангира (1606-1627) в Индии.

Кроме того, в диссертации были широко использованы "Саки-наме" ряда персоязычных поэтов ХШ-ХШ веков (Низами, Хаджу Кир-мани, Хафиза, Партави, Зухури, Нав'и, Мир Санджара, Бидиля и др.).

Большую помощь диссертанту в изучении саки-наме оказали исследования Зайн ал-Абилина Мэ'тамана, Алинаки Монзави, Мухаммеда Джа'фара Махджуба и Фирузы Зехниевой, посвященные саки-наме.

При написании диссертации использовались также труды зарубежных ученых, посвященных истории литературы и мистицизму (суфизму). В их числе Р.А.Никольсон, В.Т.Стис, А.Шиммель, Ян Еипка, Касым Гани, Манучихр Муртазави и др.

Практическая значимость. Материалы и выводы работы могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по истории персоязычной литературы, а также при создании монографических трудов о творчестве поэтов, создавших "Саки-наме".

Апробация работы. Диссертация выполнена и обсуждена в Отделе памятников письменности народов зарубежного Востока Института востоковедения АН СССР. Основные положения диссертации изложены в форме тезисов и докладов на ежегодных конференциях аспирантов и молодых научных сотрудников (Москва, 1985, 1986, 1989), республиканской научной конференции (Ленинабад, 1990), Международном симпозиуме, посвященном 1400-летию основоположника классической системы таджикско-персидской профессиональной традиционной

музыки Борбада (Душанбе, 1990).