Введение к работе
Актуальность анализа литературнргр творчества Абд ар-Рахмака Мунифа обусловлена те.».;, что поднимаемые им -проблемы национальной СоїіОинтности и Еєстернизапли имеют кэ тольfio эстетический аспект, но являются, в обшвм и в частностях, проблемой всей НЕвилизации и
культуры в целом.
Три основных аспекта этой проблемы, с точки зрения Абд зр-Рахманз Ыукифа: > отношение арабов к колониализму, к западней культуре и к свойй собственной историк: Над этим он размышляет е своем романном,творчестве: с 1973 г. у него вышли семь романов, эпопея-пенталогия 'Торода соли" ,и написанный в соазторстве с Джабра Ибрагимом Джабра роман "Мир без карї'Ч (1.979).
Все это позволяет нам остановить выбор на4этом авторе, который стремятся к создании самобытной формы арабского романа, используя при этом достижения европейской и американской литератур.
Дели и задачи исследования. Роль критика состоит, на нал
взгляд, а том, чтобы, анализируя творчество писателя, раскрыть его .способы художественного отображения действительности, понимание ли места и функции художника в меняющемся мире. В данной диссертации, целью которой является исследование идейно-художественных особенностей творчества А.Мунифа, реализация поставленной цела требует и исследования воздействия на его творчество литературы Запада - Европы и США.
Проблема определения творческого метода Абд ар-Рахмака Муни-фа сопряжена с серьезными трудностями.' Сложная структура произведений этого романиста требует от исследователя глубокого и детального анализа, позволяющего разграничить эстетический и политический аспекты творчества писателя, "сосуществующие в неразрывном единстве в его произведениях. Анализ идейно-художественных особенностей творчества Абд ар-Рахызна !&-нкша предполагает постановку в диссертации следующих конкретных задач: '
Выявить выработанные Абд ар-Рахманом Мункфом критерии спєцифиїоі жанра арабского романа', .--на основании которых он стремится создать такие специфические романные формы , которые не были бы подвержены ни диктату европейских жанров, ни давленіш филологической традиции классического арабского красноречия (аль-балага) и религиозных догматов. < ' \
Разграничить в творчестве этого писателя сфера зоздейстзия традиции и ее фетишизации на лякгзистичеком (формальном) и концешгуальком уровнях - и европейского ЕЛИЯНИЯ , возводимого многими арабскими литераторами до уровня абсолютного эталона. ОпределЕть характер заимствовании Абд ар-Рахманом Мунифом из современной западноевропейской и американской прозы.
Самобытность - весьма взікнкп для арабской культуры воп
рос, история которого уходит в VII - IX з.н.э. - эпоху острой
борьбы арабских к персіщских (шуубгтсккл) трздіїшій культуры, тен
денций самобытности и обновления (.-лъ-асьшь - ад-дахЕдъ) в поэ
зии, противопоставления арабской традиірги (адь-мз.куль - "переда
ваемое") рационализму (ааь-изкуль) греческой философии. В Новое
время эти тенденции получили название борьба между "самобыт
ностью" (аль-тасыль) и модернизацией (аль-хидаса). Таковы предпо
сылки усилий, которые прилагал Абд ар-Рахмзн Муккф в своем твор
честве - как в эстетическом, так и з идеологическом плане - по
выявления демократических элементов в традициях арабской культуры
и использованию их для обновления арабского романа. Свое понима
ний зт'ой проблемы в общественном плане писатель выразил и в пуб
лицистических исследованиях политико-экономических и культурные
контактов между Западней Европой, США - и Арабским миром. ..
Романное творчество Абд ар-Р=хмзнз Мунифа представляет особый интерес еш.э и потому, что его попытки создания романа, в котором эстетические формы становятся средством идейны?: обобщений, а идеологический аспект способствует модернизации художественных средств, заисызаются в, общие тенденции развития арабского романа на нынешнем этапе.
ІіодоСнан постановка задач исследования определяет-и научную
новизну работа. . ', . :"....'..
Диссертация язляется первым в российском и зарубежном bdcto-козедені-и комплексным исследованием творчества этого крупнейшего ~ арабского писателя. Хотя отдельные аспекты его"творчества изучались арабскими литературоведами, постановка и исследование этих проблем з комплексе открывает существенно новые аспекты изучения _. . творчества Ыуяифа. При этом в диссертации использованы многочисленные отклики на творчество Абд ар-Рахмака Ыунифа арабских литературоведов.- Это-- исследование сирийского профессора Найма аль-Яфа в журнале "Алъ-Маукиф аль-Адабий" (1993 г.), статья Юсефа Бзея "Всобранлемый героизм" (аль-бугулз агь-мутазаххима) из журнала "Ан-Вакид", выходящем в Лондоне, работы иракских, тунисских и других литературозедов, опубликованные в сирийских журналах "Аль-Марифа", "Ак-Накид" и др., а такие исследование профессором Лзтакииского университета Али Ибрахимом проблемы прекрасного и безобразного в романе "К Восток/ от Средиземноморья", опублико-
ванное в журнале "Ан-Нафида" *.
- МеТОДСЛОГКЯ ИССДеДОЗЗНКЯ. Выбрать МЄЇОДОЛОГИЮ КССЛ6Д0ЕЗНИН
было достаточно слоляо, е частности потому, что изучаемый аатор предельно идеологизирован. В диссертации используется штод сравнительного анализа, который позволяет раскрыть особенности структуры романного повествования. Эта структура подчинена развитию идеи Абд ар-Рахыаяз Мунифз d6 эволюции арабской традиции от эпохи кдолшсклонничеотва и мифотворчества к единобожию и современному противостоянию внешним факторам (Западу) и внутреннем (тирании власти). Мукиф. обращается к исходной точке развития, традициям национальной истории, идеологической, религиозной и политической, зависимость от которых современного человека в арабском мире представляется ему более сильной, чем зависимость от его индивидуальных чувств и его отношения к Западу.
. Подобный характер текста требовал от исследователя как обращения к постулатам традиционной арабской схоластической мысли, ислама, характерный для арабского общества, особенно периода до нефтяного бума, так и использования фундаментальних положений европейской литературной критики в области романного жанра. Диссертант сопоставляет различные иди сходные точки зрения и ищет им подтверждение либо опровержение в салом романном повествовании. В работе отмечено, насколько тесно переплетаются у. Абд ар-Рахыана їиуниіі-з художественная литература и литературная публицистика. Его художественные произведения полемичны, а критические работы обладает достоикстьаик еысокой литературы. Зта особенность творческого метода писателя заставляет исследователя постоянно разграничивать з диссертации два этих аспекта.
Особенности творческого почерка Абд ар-Рахмзна Мунифа вынуждают диссертанта использовать и отдельные полеглы структурного исследования в ходе сравнительного анализа текста с его откровенной идеологической направленностью и выраженным стремлением к сочетании а единстве художественного и политического аспектов. Идеологическая направленность проаы Абд ап-Рахыана Мунифа проявляется и ' в его стремлении доказать близость классических принципоз художественного иыпшёЕия арабов в области языка - арабского крао-
* Полный перечень исполь зеванных работ си: з библиографии диссертации
. - 4 -
коречпл (аль-бзлагз) диалектическому методу познания действительности. Это положение уже доказывали до него арабские писатели и философы Хусейн Муруввеъ Тзйиб ат-Іизпни * и другие, что лишний раз выявляет значимость этой методологически! посилки .применительно к арабской культуре.
Источники исследования. Прежде всего это оригинадышетексты-
произведений писателя, а также памятники арабского классического
наследия и переведенные на арабский язык романы европейских и
американских писателей. .
Критическая литература представлена переведенными на арабский язык, работал русских, французских и английских-авторов. Во всех случаях даэтся необходимые ссылки на место, год изданіш и страницу цитируемого источника, а также имя переводчика в случае использования иностранных изданий. Диссертант ссылается на арабские филологические и справочные материалы, источники по проблемам исламского наследия, литературно-критические работа в области романистики.
Практическая значимость работы. Диссертация может быть использована в качестве источника и справочного материала для исследования совремэннотгс^ литературного процесса в арабских странах для читання специальных курсов арабской литературы в высших учебных заведениях. Она способствует более глубокому раскрытию важ-кенЕих функции ароиского романа з процессе обновлении национальной культуры - одной кэ главных задач, стоящих сегодня перед арабской литературой.
Структура диссертации. Работа состоит из зведення, четырех глав и заключения.