Введение к работе
Актуальность диссертации определяется постоянным вниманием литературоведов и проблеме стиля,, которой'занимались несколько поколений выдающихся литературоведов и лингвистов: В.В.Виноградов, Б.В.Тоиашевский, Л.И.Тимофеев,А.Н.Соколов,А.В.Чичерин, Г.Н.
Поспелов,Д.С.Лихачев,И.Ю.Подгаецкая и многие другие. В настоящее время литературоведение располагает такими фундаментальными исследованиями, как "Теория литература. Основные проблемы в историческом освещении", кн. З.Ы., 1965 и сборники серии "Теория литературных стилей (I - "Типология стилевого развития нового
времени". М.,1976; П - "Типология стилевого развития XIX века". U.,1977; Ш - "Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии". М.,1978; ІУ - "Современные аспекты изучения".М., IS82).
Несмотря на обилие работ о стиле, до последнего времени не было исследования,посвященного проблеме стихотворного стиля. Эта проблема впервые была поставлена А.Л.Жовтисом.
Признавая стихотворный текст как "высказывание, в котором использованы особые, невозможные в прозе срепстза актуализации составляющих его словесных компонентов"? А.Л.Новтис считает необходимым "непременно учитывать стилеобразующую функции сти-хаиКН на 4-х уровнях: а) графическом, б) метрическом, в) рифменном, г) строфическом.
В работах А.Л.Іовтиса и его последователей (Л.Л.Вельской, К.С.Еазаубагаровой, С.В.Савченко, С.Д.Абишевой, Ж.Х.Салхановой и др.) разрабатывались идеи стихотворного идиостиля. В настоящей диссертации делается попытка исследовать стихотворный стиль поэтов "Искры", т.е. целой поэтической школы.
Изучение "Искры" в советском литературоведении связано с плодотворной деятельностью выдающегося текстолога и историка литературы И.Г.Ямпольского,многолетние разыскания которого завершились выходом фундаментальных трудов "Сатирическая, журналистика 1860-х годов. Журнал революционной демократии "Искра" (1859-1873)" и "Сатирические и юмористические куриалы 1860-х
їїовтис А.Л. Проблема стихотворного стиля и авторская индивидуальность // Индивидуальность авторского стиля в контексте-развития литературной формы. Алиа-Ата, 1986. С.5.
Ковтис А.Л. Указ.соч. С.12.
годов" и подготовкой научных изданий поэзии "Искры", вышедших в издательства "Б-ка поэта" - в большой (1933,1955,1937) и в малой (1939,1950) сериях.
Все последующие искроведы (автор данной диссертации - в том числе) опираются на текстологические, реальные и историко-литературные комментарии в этих изданиях.
Научные издания И.Г.Ямпольского определили круг имен и основной корпус текстов сотрудников "Искры". Примечательно, что в вышеперечисленные издания вошли произведения искровцев,опубликованные не только в "Искре", но и в других журналах (например, в "Русском слове", "Библиотеке для чтения" и т.д.). По существу именно издания "Библиотеки поэта" дают научное понятие сложившейся историко-литературной школы под названием "поэзия "Искры?
Благодаря монографиям и многочисленным статьям И.Г.Ямпольского, а также работам его последователей, сегодня вполне конкретно решены многие вопросы: определено место "Искры" в истории русской поэзии .(искровцы-поэты некрасовской школы), охарактеризована ее проблематика и поэтика. Особенно интенсивно и результативно разработаны проблемы идейного содержания "Искры" как в трудах общего характера (А.Селивановского, Г.Лебедевой, З.Бовикиной, М.Протасовой), так и в более частных исследования (Ю.Ивакина, Е.Ухалова, Б.Барской, Э.Фрида). Благодаря работам Н.Головко, Л.Агеевой, Л.Беляевой, также можно считать решенными многие вопросы идейно-эстетического плана. Из проблем поэтики наиболее плодотворно исследованы проблемы жанрового своеобразия поэзии "Искры". В поле зрения ученых оказываются фельетон, сатирическая поэма, комедия и сказка (И.Гусарова), эпиграмма (Л.Агеева, Е.Хворостьянова), сатирический памфлет (З.Бовикина), пародия (З.Станкеева, Г.Петров, Л.Брадис). Однако в работах по
поэтике отсутствуют исследования, посвященные стиху поэтов "Искры". В диссертации называется и в последующей учитываются лишь отдельные замечания современных исследователей по частный вопросам метрики, строфики, рифмы, в результате обзора литературы делается вывод о том, что ни в одной из работ по "Искре" не ставился вопрос о ее стихотворной стиле..
В этой связи формулируются следующие задачи;
1. Дать характеристику стихотворного стиля литературной юколы,
описав стих поэтов "Искры" как единый стихотворный текст.
Для этого:
а) исследовать составляющие компоненты стихотворного стиля - ме
трику, строфику, рифму - статистическим методом;
б) осмыслить стих поэтов "Искры" в контексте стихословения XIX
века.
-
Определить место "Искры" в истории русского стихосложения.
-
Показать связь компонентов стиха поэзии "Искры" с функционированием в ней чужого слова.
-
Рассмотреть пародирование как стилевую доминанту сатиры "Искры".
-
Выявить механизмы пародирования стихотворных текстов разных жанров,
В связи с общей устремленностью современного стиховедения к корреляции стиховых и нестиховых уровней сверхзадачей настоящей диссертации являются попытки установить взаимодействие между стихом и другими компонентами стиля.
материалом исследования послужили стихотворные тексты поэтов "Искры", вошедшие в наиболее полное иэ существующих изданий: Поэты "Искры". Сб.:В 2-х Т./Вступ.ст.,подг.текста и примеч. И.Г.Ямпольского (Б-ка поэта, Б.с.).Л.,1955. Обследовано 734 тек-
ста; 32945 стихотворных строк. В ряде случаев привлекались отдельные издания произведений искровцев: Курочкин B.C. Собрание стихотворений/Вступ.ст.,редакция и примеч.И.Ямпольского (Б-ка поэта, большая серия).Л.,1947; Минаев Д.Д. Собрание стихотворений/Вступ. ст..редакция и примеч. И.Ямпольского (Б-ка поэта, большая сер.).Л.,1947; а также новейшее издание: Поэты "Искры": Сборник:В 2-х Т./Вступ.ст.,сост.подг.текста и примеч. И.Г.Ям-польского (Б-ка поэта, Б.с), Л.,1987.
Для сравнения нами сделаны подсчеты по отдельным элементам стихотворной формы А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.К.Толстого, Козьмы Пруткова, Ф.И.Твтчева, Н.Ф.Щербины. Осмыслены материалы по метрике и строфике поэтов XIX века и Са-еи Черного, принадлежащие исследователям С.А.Натяш, М.Ю.Лотма-ну, С.А.Шахвердову, Л.Т.Сенчиной, А.Н.Беззубову, Л.П.Новинской, О.А.Орловой, К.Д.Вишневскому, Т.А.Бахор, А.Е.Ыецгер, М.М.Павловой.
Методология исследования вшеочерчеиного материала покоится на
идее диалектической связи форлы и.содержания (Гегель), определяющей форму-объект нашего исследования - как содерглтельнуп структуру;
идее доминанты структуры художественного произведения. (Христи-ансен), на основашш которой мы выявляем механизмы пародировшир:
идее дифференциации в структуре произведения связей "органических", т.е. внутриструктурных, и "исторических", т.е. возникавших в результате накопления в процессе функционирования ассоциативных связей (Гаспаров)., которой мы руководствуемся при исследовании семантики стиха;
идее принципиального разграничения двух форм художественной
речи - стиха и прозы (Томашевский, Тынянов и другие), результатом чего является понимание стихотворного стиля как формирующего "особые, невозможные в прозе средства актуализации составляющих его словесных компонентов" (Жовтис);
идее "чужого слова" (Бахтин), выступающего как знак внеполо-женной данному тексту культуры, детерминирующей принципиальный полифонизм поэтического текста (Дотыан), в том числе и пародийного;
идее комического, понимаемого как "общественно значимое объект тквное несоответствие" (Борев), "отклонение от нормы" (Дземидок) и лежащего в основе сатиры с ее "насмешливым смехом" (Пропп).
В диссертации используются методы - I) структурно-описательный; 2) структурно-типологический; 3) историко-типологичес-кий; 4) статистический.
Научная новизна диссертации состоит в том, что
предлагается новая интерпретация давно введенного в научный оборот историко-литературного материала - поэзии "Искры",-в результате чего поставлена теоретическая проблема стихотворного стиля литературной школы и дан вариант ее решения;
поскольку анализируемая литературная школа была школой сатирической поэзии, введено понятие сатирического стихотворного стиля, дана его характеристика;
впервые статистическими методами осуществлено исследование стиховых формантов стихотворного сатирического стиля поэтов "Искры" - метрики, строфики, рифмы;
определено место стихосложения "Искры" в истории русского стихосложения;
выявлена доминанта сатирического стиля "Искры" - пародийность, выступающая в качестве реализации общей установки по-
этов "Искры" на использование "чужого слова";
- рассмотрены механизмы пародирования в стихотворных текстах разных канров.
Материалы и вывода диссертации, имеющие, на над взгляд, самостоятельное значенио, могут быть применены как материал для сравнения при последующих аналогичных исследованиях. Выводы могут быть использованы для теоретике- и историко-литературных обобщений - при изучении истории стиля, истории стиха, истории русской поэзии середины XIX века, истории и теории пародии. В-более отдаленной перспективе выводы диссертации дают материал для понимания законов строения и развития художественной формы вообще. Результаты работы могут найти применение в преподавании историко- и теоретико-литературных курсов, а такие спецкурсов и спецсеминаров.
Апробация работы. Диссертация в отдельных своих фрагментах обсуждалась на аспирантском семинаре кафедры русской и зару-беаной литературы КарГУ (1993-1996); ХУШ и XIX научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, научных работников, аспирантов и студентов КарГУ (1993-1996); на Межвузовской конференции, посвященной 70-летию профессора А.Л. Жовтиса (Алматы,1993); на Меявузовской конференции "Букетовские чтения", посвященной 70-летип академика Е.А.Букетова (Караганда, 1995), на ?Грибоедовских чтениях", проведенных в честь 200-летнего юбилея А.С.Грибоедова на филологическом факультете КарГУ (1995); на Меявузовской конференции "Развитие славянской письменности и культуры" (Караганда,Ї995); на УШ научной межвузовской конференции "Проблемы литературных канров" (Томск, 1995). Содержание и выводы диссертации опубликованы в 6 работах общим объемом 2,5 п.л.