Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема неклассического трагизма в литературе нового времени Пушкарев, Анатолий Афанасьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пушкарев, Анатолий Афанасьевич. Проблема неклассического трагизма в литературе нового времени : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.08.- Москва, 1990.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Реферируемая работа посвящена исследовании особенностей историко-культурное традиция трагедийного мировосприятия а художественно.! литературе нового времени на материала эпических произведений (Гоголь, Достоевский,- Какю, '.іузиль). В диссертации предпринята л слитка осмислення принципиальной взаимообусловленности эпического і трагического'в единство художественного целого современных эпических ::лнров (роман, повесть) на основных уровнях поэтики прокз-. ведения: образа, композиция, художественного слова. Часть исследования автор посвятил постановке -проблемы исторической преемственности к эволюции трагического а литературе аозого времени.

Актуальность прсблемч. Современные представления о трагическое как одноіі яз с&'.ых важных эстетических категорий, а ішре -определенно:.! типе мировоспрдятяя, имеют богатую традицию теоретического осмысления от Аристотеля До Гегеля. Этот классический эс-тетико-филосоАскиц опыт и по сей день служат познавательной основой интерпретаций трагического всовременной художественной литературе: как понятийного аппарата, так и кэтодов практического анализа трагедийных произведений. Призназая определенную ценность результатов таких исследований, тем не менее, дозволим себе яредпо-локять, что степень теоретической изученности трагического в литературе нового Бремени (особенно в эпических жанрах) яено уступает достижениям прошлого. 3 теории литературы я эстетике все острее ощупается необходимость целостной концепции современного трагедки-ного видения/специфики аго худоетственно-речевого зыражешш.-

Актуальность работы явно просматривается з работах Вяч.Ивано-. ва к М.А.Волошина о трагическом в русском реалистическом ролике, во всей остроте проявляется в работах советских авторов Ш.Б.Борев, Т.Б.Любимова, М.Л.Лазарева, Н.З.Кашина, В.А.Свителъскпй, Б.И.Типа,

.-2-КЛ.Седов я многие другие авторы), а таї: же в зарубежных исследованиях (Х.-Г.Гадакер, Н.Фрай, ГО.Зерянг, К.Хорват, д.Кирай а др.).

На каш взгляд, неудовлетворительное положение дел а развитии теоретических представления о трагическом во многом определяется те;.:, что творчество больших художников всегда опережает философское в эстетическое понимание: лозкаБательнал инерция богатого исторического опыта оказывается не способной виразить новое художественно-изобразительное к сшсловое качество трагедийного мирооаущэ-ш*я в еге. эпическом, романном воплощении.

Представляется возможным говорить о наличии пробела е развитая теорії!; трагического, имеющего место we аду той традицией трагедийного кяроаосдриятия в культуре, которая является, материалом для оЬзлософскс—эохетических построений Аристотеля, Лєсепнга, иіеллинга, Гегеля (прежде всего это классические образцы античной трагедии, французская, английская я испанская драматургия средних веков я более позднего времени) я произведениями нового временя, в которых суаность а полнота трагедийного мировосприятия "переместилась" яз драматургии s филоссфсксьэссеистическке-умозрения (Надає и Кьерке-гор), худогостзенкую прозу ("романизация" л "дирязация" трагического в русское реализме: "роман-трзгедня" Достоевского, стихи к позик Б.іока, а так не а европейской литературе (Кашо, і.їузиль)).' Зесъ-ма проб неэтичным определение трагического становится в псевдсроман-кнх формах иодорнязма, театре абсурда а мало изучено в литературе социалистического реализма.

Отсутствие развернутых теоретически исследовании по современному трагизму заставляет многих авторов продолжать ссшеление эпических произведения в русле классических продстазлеііи"! о трагизме: . при,\.сня?ь традиционные понятия "трагическая личное;-.", "противоречие", -"судьба", "вила", "зле" и др., основ^зачсь при это;.! на безо-

- З -говорочном признании абсолютного дуализма борьбы сторон какого-либо противоречия, которое якобы "изображается" в произведении и является его "сущностью". Другой некорректный подход - это подмена позитивного осмысления трагического, связанного о кризисом буржуазного созншіая, его этической оценкой: противопоставлением высоко смысла античной трагедии и кертвеиности в литературе социалистического реализма современному трагизму как упадочническому и антигуманному. Хотя такое отношение отчасти к правомерно, оно не может, на как взгляд, стать аргументом для отказа от более глубокого изучения этого явления. Как справедливо пишет Т.Б.Любимова, "распадение категории трагического легко включается в общую картину кризиса культуры. Специфика состоит в том, - продолжает автор, - что "трагическое" в его негативности сохраняется как оценка, причем высшая и истинная" .

Другая, может быть, самая важная причина отсутствия содержательной теории трагического в литературе нового времени - это недостаточная изученность социокультурного контекста трагедийных произведений и их структура - материала и способа вираження трагедийного типа мировосприятия. Всестороннее осмысление трагического как одного из центральных явлений культуры и бытия человека затрагивает целый комплекс проблем, не учитывая котораз построение концепции неклассического трагедийного видения принципиально невозможно. Наиболее значимые из сопутствущих проблем: родовая, жанровая и исторкко-литоратурная специфика выражения трагического; отличие философского (нехудожественного) понимания трагизма от художественного выражения трагического смысла бытия; осознание неадекватности трагического теоретического (категория) от худоасеотвенноЯ конкро-

Любямова T.J3. Трагическое как эстетическая категория. - У.: І-Іаука, 1385. - С.85.

тел воплощения трагического (проблема методологии), и, наконец, разграничение трагического в кизни к в культуро. Податна долшлеко-нсго осмысления этих проблем а. является научной новизной дассерта-цик к ее актуальностью.

Целя и .задачи доследования;

осідіслкть лсдвякаоста, способность к трансформацій: категории трагического в культуре;

выяснить место эпических ;;ганров в Естсршг развития трагического, условен tr культурну» основу этого мировосприятия в инородных драма жанрах эпоса;.

раскрыть особенности формы к содержания эпического кайра а их сшелезой связи с категорией трагического; вияснять взаимосвязь трагического с основными уровнями поэтики романа (образ глазного героя, композиция, слово);

проследить развитие неклассического трагизгла: его эаровдение в литературе 19 вока, расцвет .« эволюцию в соаремешшх эпических канрах; . .

попытаться найти адекватный материалу (худо&астзенное произведение эпического редз) методологический подход к осмыслению особенностей неклассйчоского трагизма в его отличит, от драматических жанров и философских умоэрэнии, тяготещах к трагизму.

родоиекия. рыиосишз для зашиты;

I. .Категории трагячзского, являясь составной частью исгорпко-культуряах процессов не статична по содержанию к форме аырааелвя; . она лодвигна И-В зависимости от уровня развития общественного сознания, культурних, исторических к национальных особенностей может иметь неодинаковое смысловое содер*акае и разные способы вкракения, оставаясь в своем "историческом единстве" именно трагическим отношением к миру'как "высшей и исшшой оценки".

  1. 3 основе исторической тра,^іщка.класоичєскогз типа трагического лечит соответствие, совпадение "дераородно:-ї" драматической Jop.;:u трагического и его смысла в античной трагедии. 3 смысловом соответствия (единстве) с классическим тком трагического находится :* познавательнс-теэрет/леское, астатическое "ипсбптие" трагического э труда;: Аристотеля, Ісссшіга, Шеллинга, Гегеля и-других мыслителей прошлого.

  2. 'Для целостного представления о трагическом в современно"! літературо необходим анализ лзаимсезяз;: і: взаимообусловленности, so-первих, - спг.ческого v. трагического з неделимой целостности художественного произведения; ао-зторых, - категориалыю-падканрово-го, теоретического понимания трагического и его родового и когсе.вет-но-занрового воплоцоляя на основній уровнях поэтики эпического дролззе-дежя. Подобно толу і как древнегреческая трагедия была немыслима без ео амзого сценического воплощения, так и нвкяассическое трагедцііное видение нерасторжимо и обусловлено эпическим художественным сознанием.

  3. Качественное переосмысление трагического состояния мира к положения в нем человека связано с явлением русской реалистической художественной литература (Гоголь, Достоевский) и получило дальнейшее развитие в европейской эпической литературе (Музкль, Камо), в частности, в типа художественной целостности к завершенности трагедийных произведений, особенностях лдчностк и образа главного героя, композиционном строении и художественном слове.

Основным методологическим принципом исследования выступаьт ценностный примат конкретики "первичного" материала - художествои-пого произведения перед любими философско-эстеткчоскими предаадан-ноотями, а. теоретической основой служат идеи исторической поэтики А.Н.ВеселоЕсксго, развиваемые в каше ьремя А.3.,Михайловым ц С.С.

. - 6 -

Азершщввш, структурно-типологический метод Ю.Іі'.Лотмаїїа, работы A.tЛ.Коршунова (автор благодарен Анатолию Михайловичу за оказанное внимание и ценные советы) и В.В.мантатоза по методологии гуманитарного познания,

Если лоштаться определить паи метод оолее обобщенно, то его философским соответствием будет являться предаетпо-діонистический материализм, методология, которая, на наш взгляд, наиболее соответствует познанию художественной реальности. Проблеме методологии автор посвятил отдельные работы.

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее материалы и результаты могут быть использованы а курсах по теории литературы, современной зарубежной литература, русской литературы XIX века, в спецсеминарах но изучению русского реалистического рь-мака, творчества Ф.М.Доотоевского.

Апробация" основных положений и-выводов работы была проведена в выступлениях на научных конференциях Кемеровского государственного университета (1905-1989), на Всесоюзной научной конференции в г.Целйітограде (1989), а гак жо в опубликованных статьях автора. Идея "Творчество Достоевского.в контексте общекультурнах процессу* ХІХ-ХХ аекоз" разработана ш предложена в качестве теш для і.:еікдут народного университетского сбшнара (СССР-СШД.) и занесена в Кокпг. терши банк идей Фонда социальных изобретений СССР (регистрационный номер 837).

Диссертация обсуздалась на кафедро теории литературы и зару
бежное литератур Кемеровского государственного университета (ок
тябрь 1990) к на секторе'комплексных проблем теории литературы .
Института мировой литературы им.: А.к.Горького № СССР.(ноябрь,
1990). '"';'' ; . " ' '' >:''

Объём работы. Диссертация состоит из введения, трехглав,

заключения и списка цитированной литературы, вклычаккего 145 наименований. Основной текст диссертации содержит 148 страниц.

осжшоа соджаііж рабой

Во зведений осуществляется постановка проблемі, раскрывается ее актуальность, вводится понятие нснлассического тратчвка как ястор;«ко-культуркого явления, опрвдєляотся ого хронологические рда-ки, обосновывается выбор материала, формулируется цель работы и перечисляются задача, а так ire раскрывается структура работы.