Введение к работе
В работе рассматривается своеобразное художественное явление в русской прозе 1920-1930-х г.г., определяемое в диссертации как литературный поставангард. Прослеживается генезис, исследуются проблемы поэтики русского литературного поставангарда в прозе К.Ватинова, Д.Добычжна, С.Кржижановского, А.Платонова, Д.Хармса.
Актуальность исследования. Русская послереволюционная проза уже достаточно хорошо изучена в современном литературоведении. В то яе время последнее десятилетие отмечено возросшим интересом к долго остававшемуся в забвении творчеству писателей "второго ряда", а такга к произведениям, которые вследствие различных причин некогда были отвергнуты официальной культурой. "Маргинальная" проза 1920-1930-ых годов поставила перед современными исследователями задачу научной оценки ее места в истории русской литературн и обоснования возможности ее появления в культурно-историческом пространства России первых послереволюционных десятилетий.
До настоящего момента поэтика прозы таких писателей, как К.Ватинов, Л.Добычин, С.Крхигановский, Д.Хармс, поэтика романа А.Платонова "Чевенгур", была предазтом специального рассмотрения в отдельных исследованиях, выявлявших "странно-необычное" в стиле забытых произведений и миросозерцания их создателей.
В данной диссертации определяется место прозы названных писателей в руоской литературе и культура 20-30-ых годов, ее отношение к искусству предшествующего периода, а таклш - и прендз всего - теоретическое обоснование появления произведений такого стиля, В диссертации предпринимается попытка объединения некоторых забытых произведений послереволюционной литературы и рассмотрения существенных сторон их поэтики.
Материалом исследования послужили произведения К.Ватинова, в первую очередь "Труды и дни Свистонова" и."Бамбочада", роман Д.Добычина "Город Эн", повести и рассказы С.Кржижановского, "Случаи" и повесть "Старуха" Д.Хармса, роман А.Платонова "Чевенгур". Для сяпоставительного анализа привлекались тагсш проза М.Горького, худогественно-фшгософсшю произведения В.Розанова, поэзия В.Маяковского и В.Хлебникова, гивошісь К.Малэвича и Д.Фя-лонова. Теоретико-литоратурнна и культурологические обобщения, предлагавши в диссертации, опирается на ряд подояэяпа М.Еахткяа, і
Н.Бердяева, С.Булгакова. А.Лосева, П.Флоренского, Л.Шестова и других философов и эстетиков XX века, а также на лингвистические а литературоведческие исследования начала века.
Научная новизна диссертационной работы обусловлена новизной мате риала исследования, представляющего слабоазученную прозу русских писателей 1920-1930-х годов, а так» новизной предмета исследования, объединившего в новом, не имеющем устойчивой научной традиции понятии "лзтературно-худоаествзнный поставангард" "странную" русскую прозу послереволюционного периода и позволившего в единстве сходств и различий, в единстве наследуемых традиций и новаций увидеть место этого художественного явления в истории русской литературы и культура XX века.
Теоретическая и практическая значимость диссертации - в предложенной подходе к весьма разнородному по-стало художественному материалу, относящемуся к шрпшальнаа явлениям в русской советской литературе. Данный подход позволяет вїишчить произведения "второго рада" в русло литературно-художественного процесса России 2(КЮ-х ходов. Привлечение для анализа наряду с литературный материалом швоииси тех лет дает возмогшей» проследить преобразование культурних ценностей XIX века в веко ХХ-оа, увидеть проблемы литературного поставангарда в более широкоа контексте истории русского искусства.
Проведенное исследование отчасти заполняет существуйте пробелы в теоретическом изучении русской литературы советского периода, а такие дает материал для создания более полных учебных пособий и курсов лекций по истории русской послереволюционной литературы.
Структура диссертации. Задачи исследования генезиса и проблем поэтики русского литературного поставангарда предопределили структуру диссертации. Во Введении выдвигается ключевое для дио-сэртацношюго исследования понятие литературно-художественного поставангарда. В первой главе рассматривается культурно-исторические и литературно-эстетические истоки творчества забытых писателей; применительно к их творчеству обосновывается предложенное во Введении понятие поставангарда. Во второй главе предметом специального рассмотрения становится судьба повествовательного слова в, руоокш литературноа поставаягарде в сравнении с роман-Екл словом русского, классического реализма. В третьей главе СіЛЯЕЗирувтся осковішв черти цоагикн литературно-художественного поставангарда. В Зшашчеша* подводятся общие итоги исследования.
Библиография насчитывает 286 наименований.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах на следующих конференциях и симпозиумах: "Эсхатологические мотивы в мировой литературе" (ИМЛИ юл.М.Горького, 1991 г.), "Русский и западно-европейский авангард" (ИМИ им. А.М.Горького, 1Э91 г.), "Мифология в современной культуре" (ШЛИ км. А.(Л.Горького, 1992 г.), "Кризис и культура" (РГГУ, 1992 г.), "Миф и современность" (РГГУ, 1992 г.), а также з публикациях по теме диссертации.