Введение к работе
Актуальность исслсдопания. Выбор теми. О доисламской арабской поэзии существует достаточно обширная научная литература. Собирание древней поэзии арабов началось уже в первые века ислама арабскими филологами. К девятому веку к собратий текстам понадобились подробице комментарии. В традицяошгсм арабском образовании изучении древней поэзии всегда уделялось важнейшее место. Невозможно было представить как образованного, так даже и простого араба, который бы но знал самых знаменитых касыд (мувллак). Такое положение сохраняется и до настоящего времени. В европейской науке издание памятников древней арабской поэзии началось с конца ХУШ в., такие издания,как правило, сопровождались переводам) на различные европейские языки: французский, английский, немецкий, русский и др., существовали переводы кна ближневосточные языки: персидский,турецкий, урду. В научных и популярных исследованиях спори прежде всего велись по вопросу подлинности этой поэзии. Повейше исследования опровергли как сомнения средневековых арабских филологов, так и категорические утверждения о ее позднейшей подделке, высказываемые египетским писателем и ученим Таха Хусейном, а также европейцами Марголиусом, частично Юльдеке, Аль-вардтом и др. Авторитетным следует считать мнение французского ученого Блашера, который признавал ее подлинность, и наблюдения, основанные на изучении формульности ее стиля, подтверждающие эту точку зрения. Обсуждался в- исследованиях и вопрос об эстетических достоинствах доисламской поэзии. Об этом писали русские ученые. Академик И.Ю.Крачковский, например,говорил, что "Доисламская поэзия малодоступна и малопривлекательна для европейского читателя, подходящего о обычными эстетическими запросами" /Избр.соч. Т.2. С.238/. В некоторой мере была освещена в научной литературе проблема влияния условий окружающей жизни на творчество древних поэтов.
Акад.И.Ю.Крачковский указывал, что древнеарабская поэзия единогласно "признается важнейшим и авторитетним источником для характеристики арабского народа и его быта в эту эпоху" /Там же/. Несмотря на то,, что памятники древней арабской поэ-
зии "для истории соответствующего периода оказываются не только древнейшими, но, в сущности говоря,-и единственными современными тем событиям, о которых говорят", исследованию общественных отношения, отраженных в них, не уделялось почти никакого внимания. Значение этой поэзии не ограничивается аспектами истории, этнографии, развития языка, мировоззренческими проблемами древности, общественная значимость ее сохраняется до наотоящего времени и состоит не только в стойкости языка,метрики, касыдной формы, но и в традиционном воздействии поэтического слова на чувства и сознание людей, в-традициях социальной роли поэзии, восходящих к глубокой древности. Вплоть до нашего времени арабские поэты, выражая ноше революционные идеи, любовь к родине, патриотизм, обращаются к древней классической касыде. В качестве примера можно привести произведения Ахмеда Иауки (Египет), Ахмеда Вафика ал-Махдави (Ливия), Абдалли вл-Бараддуни (Йемен) И др. Творчество подобных поэтов является ярким свидетельством того, что в арабском мире не "распалась связь времен", что слава «го древней поэзии не преша, и вечное древо ее ни гни еще остается -зеленым.
Научная новизна данной диссертации состоит в том, что в ней впервые осуществляется комплексное исследование общественных отношений древней Аравии на вазе ее поэзии. Затронуты и изучены такие проблемы, как роль поэта и поэзии в доисламском обществе, описана жизнь арабского племени, отнесение поэтов с сильными иира сего, их роль в межплеменных контактах, секейно-родственаые отношения, положение женщины, воспитание детей, нравы и обычаи, торговля и ремесла, в также и господствуйте представлении и воззрения, психологические факторы, влияние на сознание лвдей древности. Данное исследование, представляя на основании анализа поэзии в достаточно полной объеме все стороны общественной жизни арабских племен, предлагает кортану общества, находящегося на переломном этапе своей истории, накануне принятия новой религии - ислама и создания сильного объединенного государства - арабского халифата, третьей мировой империи древности и средневековья в Средмзем-ноьюрьо. До сих вор тема отражения в доисламской поэзии общественных отношений затрагивалась лишь попутно, комплексного
ее нссладованяя нз сузгствозвло. Внимание зтой тема з большой степени уделялось в диссертациях арабских аспирантов, которые проходили подготовку к научной деятельности в учебно-научных заведениях Москвы и Ленинграда, однако их работы, выполненные на русском язике с узкой целенаправленной задачей - соискания ученой степени, фактически оставались недоступными для лиц,говорящих по-арабски. Предлагаемое комплексное исследование, написанное на арабском языке, направлено превде всего именно арабскому читатели.
Паль» диссертации является конкретный анализ и выявление всех сторон общественной лизня древней Аравии на базе поэтических произведений. Основными проблемами и задачами, которые решаются в работе л которые выносятся для доказательства, являются следующие:
охарактеризовать на основе поэтических материалов ту культурную и социальную среду, в которой создавали свои произведения поэты, т.е. осветить базу общественного, культурного и литературного контекста их творчества;
показать обществешгую роль поэзии в етзіга арабских племен, в изменения идеологии и восприятии міра лвдъмн той эпохи;
показать влияние поэзии на судьбы отдельного человека и всего племени;
остановиться на методе изобрааения действительности, мировоззрении позтов, их худояеетвенно-дексических средствах, используемых для достижения цели;
раскрыть социально-эстетические функции древней поэзии.
Методика работы базируется на асторико-социологическш подходе к изучению доисламской поэзии. Этот подход предполагает осуществление системного анализа этой поэзии с вниманием к проблемам идеологии древней Аравии. В связи с этим методика исследования базируется на сравнительно-описательном принципа изучения явлений с целью создания целостного представления о предаете исследования, о древнем обществе а его художественном мышлении. В основе методики в диссертации лежат, таким образом, метод конкретно—исторического в сравнительно-описательного анализа.
Источниками и материалам работы служат поэтические про-
взведения древних арабских поэтов, таких как: Умейя ибн Аби-с-Салт, ал-Л^іиа, Біішр ибн Аби Хазим ал-Лсади, Антара, Урва ибн ал-Вард, Кайс ибн ал-Хатим, ан-Набига аз-Зубйани, сборник поэтов племени Хузайл, сборішк "Хамаса" Абу Тшлаыа, комментарии к поэтическим произведениям - "Разъяснение секи муаллак" аз-Заузанп, "Разъяснение ал-Муфаддалнйят" ат-Тнбризи, такие крупнейшие поэтические антологии, как "Книга песен" Абу-л-Фараджа ал-Исфахани, "вл-Амали" Абу Али ал-Кали и др. Среди научных трудов важнейшими явились: "История арабской литературы" Карла Брокелъмана, "История арабской литературы" Р.Блакера, "История арабской литературы" Ханны ал-Фахури, "Исследования по арабской литературе" И.Ю.Крачковского, "О джахилийской литературе" Таха Хусейна, "История арабов до ислама" Дкавада Али и др.
Практическая значимость диссертации определяется тек,что ее вывода и материалы могут быть использованы в общих трудах по истории арабской литературы, в исследованиях, касаюцихся истории древней Аравии, периода, предшествующего возникновению и распространенна ислама, а тагосе в теоретических исследованиях, посвященных влиянии художественной литературы и поэзии на фор'.шрование философско-политических и религиозных взглядов.
Апробация работы осуществлялась л Дамасском университете, где рецензентом и критиком выдвигаемых тезисов выступал профессор Абд ал-Хафиз ас-Сагли, в выступлениях на кафедре арабской филологии Санкт-Петербургского государственного университета и в публикации тезисов, содержащих основные положения диссертации в издании "ХШ Объединенная научная сессия кафедр арабской филологии и семитологии Московского, Санкт-Петербургского, Тбилисского и Ереванского университетов, посвященная 100->летаю со дня роздеиия профессора БЛ.І.Гранде, Москва, 23-26 июня 1992 г. Тезисы. М. 1932. С.55-5V.
Структура работы. Работа состоит из введения (с.3-7) .пяти глав и заключения. Во введении говорится о названии "джа-хилийская поэзия" и о ее хронологических рамках.
Б главе I (о.С-32) дается продставлеіше о роли поэта и поэзии в доисламском обществе и о собирании и письменной фик-
сации этой поэзии.
Глава П (с.33-105) содержит описание общественной жизни на основании поэтических текстов и затрагивает вопроси: поэзия и племя, поэзия и племенные власти, поэзия и социальные группы в племени, поэзия и межплеменные связи.
В главе Ш (с.106-143) на основании поэтических произведений дается картина семейных отношений в племени, характеризуется роль женщины и мужчины, воспитания детей.
Глава ІУ (с.144-175) описывает нравы, обычаи, верования и предрассудки.
Глава У (с.176-190) дает отраженную поэзией картину социальной активности человека, торговли, ремесел.
В заключении (o.I9I-I93) подводятся итоги исследования, и завершает работу список использованной литературы (с.194-195).