Введение к работе
Метрика - важный элемент любой поэтической традиции, без которого, знание о ней будет неполным. Эта мысль стала отправной точкой и ориентиром настоящей работы, объединяющей в себе стиховедческие, историко-литературные и общефилологические аспекты изучения арабской классической поэзии.
Актуальность исследования. На фоне общего возрастания интереса к изучению метрики заметна неразработанность фундаментальных вопросов арабского стихосложения (аруда), таких как генезис данной метрической системы, место ее в типологии стиха, эволюция метрического репертуара классической арабской поэзии, сущность учения аруда, разработанного средневековой, арабской филологической наукой. Достаточно сказать, что последнее монографическое исследование аруда в отечественной науке появилось около ста лет назад (Д. Г. Пшцбург, 1893-1897). В то же время за последние десятилетия в разных областях арабистики накоплен материал и выдвинуты теоретические идеи, позволяющие принципиально по-новому подойти к изучению арабского стиха.
Изучение арабского стихосложения необходимо для разработки проблем истории классической арабской литературы, в составе которой поэзия играла ведущую роль, и для осмысления процесса восприятия системы аруда литературами Ближнего и Среднего Востока, вошедшими в орбиту ислама и испытавшими на себе влияние арабской литературной традиции. Без адекватного понимания арабского стихосложения невозможно создание ни сравнительной истории семитско-
го стиха, ни общей типологии систем стихосложения. Изучение арабского стиха, использупцев достижения арабского языкознания, может, в свою очередь, способствовать углублению наших знаний об арабском языке. И, наконец, правильное истолкование учения аруда важно для формирования полной и точной картины развития арабской филологической науки.
Цель исследования. Цэли и задачи работы определялись с учетом того, что понимание строя классического арабского стиха требует анализа динамики реальной поэтической практики и, наоборот, изучение метрического репертуара предполагает адекватное осмысление строя стиха, воплощенного в системе размеров. Другой отправной точкой было убеждение автора, что исследование поэтической практики должно идти параллельно с истолкованием оригинального метрического учения, созданного основателем арабской филологической науки Халилем ибн Ахмадом. При этом необходимо осознание возможности несовпадения между объектом и его теоретическим представлением в рамках определенной методологии, иначе теория, как это часто бывало, может заслонить собой объект. Таким образом, возник тугой, неразрывный узел проблем, решать которые можно было только в комплексе, и конкретные задачи исследования свелись к следующим:
анализ архаических форм стиха, исторически предшествовавших арудному стиху, с целью проследить метрическую эволюцию, приведшую к возникновению классического арабского стихосложения;
определение типа стихосложения, воплощенного в метрике аруда, и его просодической основы в классическом арабском языке;
рассмотрение динамики метрического репертуара классической арабской поэзии как органической части литературного процесса;
истолкование методологических оснований и структуры учения аруда и выяснение его соотношения с поэтической практикой.
Эти задачи рассматривались как шаги к осуществлению конечной цели.исследования - разработки обобщающей концепции арабского стихосложения, соответствующей современному уровню развития арабистики.
Источники. Основополагающими в работе являлись методологические принципы историзма и системности в подходе к объекту исследования.
В диссертации использованы классические исследования И.Голь-дциера, С.Гюйяра, Т.Нельдеке, В.Райта, А.Сильвестра де Саси, Г.В.Фрейтага, Й.Фюка, Г.Эвальда и других, а среди отечественных -труды Д.Г.Гинцбурга, А.Е.Крымского, И.Ю.Крачковского, В.Р.Розена, Н. В. йпманова.
Из современных исследований в диссертации использовались работы Р. Блашера, Ж.Ваде, Г.Вайля, Г.Э.Грюнебаума, Е.Куриловича, Дж.Т.Монроу, Ш.Пелла, М.Ульыана и других, отечественных ученых Г.М.Габучана, М.Л.Гаспарова, А.А.Долининой, И.М.Дьяконова, В.М.Жирмунского, А.Б.Куделина, А.А.Силагадзе, А.А.Санчеса, И.М.Филыптинского, А.Б.Халидова, Б.Я.Шидфар, И.Ш.Шифмана, Р.Якобсона, а также арабских исследователей И.Аниса, Дж.Беншейха, З.Му-барака, А.Ради, А.Шаузи и других.
Фактологическая сторона исследования потребовала довольно громоздкой работы по сбору материала архаического стиха, разбросанного крупицами по историческим, филологическим и лексикографическим сочинениям, а также кропотливых подсчетов метрического репертуара различных поэтов, школ и периодов. Просчитано около 80 антологий, авторских диванов и подборок стихов и результаты сведены в таблицы.
Памятники, из которых черпались метрические данные, средневековые трактаты по аруду, филологические, исторические и энциклопедические сочинения (всего более 150 сочинений) и составили фактографический фундамент исследования.
Научная новизна. В работе предлагается принципиально новая обобщающая концепция архаических форм арабского стиха, генезиса арабского квантитативного стихосложения, эволюции метрического репертуара арабской поэзии и средневекового учения аруда. Эту концепцию составляют следующие выводы и положения:
I) Мало исследованные архаические формы арабской поэзии позволяют проследить метрическую эволюцию от самого раннего паралле-листического стиха (садж), соответствующего наиболее древним 3-tUf
3.
формам семитского стиха, до арудного стиха. Эта эволюция, условием которой была отделенность высокой, стиховой речи от разговорной стихии, сопровождалась просодической перестройкой классического арабского языка и породила уникальный для семитоязычного ареала квантитативный строй, который непосредственно перед возникновением арудного стиха сложился в три базисных ритма, соотнесенных с тремя функциональными видами поэзии: наиболее распространенной, декламационной (раджаз), песенной (хазадж), выросшими на арабской почве, и тоже песенной (рамал), но возникшей, очевидно, под влиянием персидской песенно-музыкальной традиции при по-средуюшей роли такого культурного центра доисламской Аравии, как Хира.
-
Набор размеров арудного стиха, первоначально не очень большой, сложился в три метрические семьи, каждая из которых путем разветвления, обособления и все большего упорядочивания метрических схем порождала все новые размеры, однако окончательное сложение квантитативного (сабаб-ватидного) строя и канонизация 16 размеров арудного стиха произошли лишь в рамках учения аруда, нормативная роль которого в истории арабской поэзии чрезвычайно велика.
-
Анализ метрического репертуара классической арабской поэзии показывает, что наиболее авторитетные антологии УШ-ІХ вв., представлявшие лицо доисламской поэзии для арабо-мусульманской культуры, сознательно конструировали ее облик как метрически однородный, возводя ее корни к племенной поэзии Западной и Центральной Аравии. На самом же деле в доисламское время существовали две поэтические традиции, каждая со своим отчетливо различимым метрическим репертуаром: западно-центральная бедуинская традиция, в которой преобладают размеры раджазного и хазаджного ритмов, прежде всего, тавил; и восточная, городская ("хирская") традиция, распространившаяся по всем городским центрам Аравии, где вперед выдвигаются размеры третьего, "пришлого" ритма - рамалного. Вторая традиция, хотя и затененная первой, основной, никогда не затухала, дав в омейядское время (УП - первая половина УШ вв.) хи-джазскую городскую любовную лирику (Умар ибн Аби Рабиа), а в аб-басидское время вышла на первый план, определяя метрическое лицо
поэзии "обновления". В дальнейшем, поэзия классиков X-XI вв. 0<{утанабби, Маарри) демонстрирует уравновешенный баланс двух традиций с небольшим преобладанием первой.
4) Учение аруда возникает на базе традиционного грамматического учения, основоположником которого является тог же Халил ибн Ахмад, разработавший единый и оригинальный принцип анализа как морфологии и просодии,"так и метрики, оперирующий совершенно иными, чем европейская лингвистика, теоретическими понятиями и, в полном согласии со строем арабского языка, не содержит таких понятий, как слог и ударение, действительно неприспособленных для описания языка и метрики.
Практическая ценность. Диссертация может быть использована при разработке проблем истории классической арабской литературы и других литератур мусульманского региона, а также проблем общего стиховедения.
Материалы диссертации могут быть полезны при чтении курса истории арабской литературы, а также спецкурсов по арабской метрике в востоковедных учебных заведениях.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены соискателем в виде монографии "Классический арабский стих. История и теория аруда" (Москва, 1991 - 27, 91 а.л.), в ряде статей и публикаций, а также в докладах, прочитанных на Всесоюзной конференции по проблемам арабской культуры (Москва, 1983), ІУ Всесоюзной конференции арабистов (Ереван, 1985), ежегодных ара-бистических сессиях МГУ, ЛГУ, ТГУ и ЕГУ (1984,1988,1990). Материалы исследования легли в основу спецкурсов, читаемых автором в Институте стран Азии и Африки при МГУ, а также использовались им при разработке курсов "Введение в арабскую филологию" и "История арабской литературы" на кафедре арабской филологии ИСАА при МГУ.
Диссертация выполнена на кафедре арабской филологии ИСАА при МГУ, было обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры с привлечением специалистов из ИВ РАН,. ИМЛИ РАН.
Структура работы. Диссертация, представленная в виде монографии "Классический арабский стих. История и теория аруда", состоит из Введения "История изучения аруда", шести глав: I."Арабский стих в семитологическом контексте"; 2."Арабский язык - основа
арабского стихосложения"; 3."Садх как архаическая форма арабского стиха"; 4."Раджаз - переходная форма арабского стиха"; 5."Ранняя история арудного стиха"; 6."Теория аруда и ее создатель", и заключения.
В приложении к работе, дается комментированный перевод средневекового трактата по аруду (ал-Хатиб ат-Тибризи), являющийся хорошей иллюстрацией многих положений исследования и могущий служить учебным пособием для изучения аруда.