Введение к работе
Актуальность темы.
Основная линия и направление грузинской поэзии XX столетия наиболее четко и своеобразно отразились в творчестве Галактиона Табидзе.
Галактион не только глубокий знаток версификации грузинского стиха, но и сам внес много нового. Невозможно восприятие неповторимой полноценности поэзии Галактиона без его изумительной рифмы. Виртуоз слова и рифмы чувствовал, что глубина и богатство рифмы создают фон благозвучания и естественности стиха. Стих Галактиона представляет искусные вариации создания и использования рифмы. С одинаковым искусством он владеет как внутренними, лестничными, крестовидными и дугообразными рифмами.
Рифма стиха Галактиона по местонахождеию и способом рифмовки представляет не только все виды рифм грузинского стиха, но и индивидуально обогащает произведение взаимослиянием многовидных рифм - делает ее индивидуальным, Галактионовским - синтез рифм всех видов грузинского стиха или же несколько видов. В основном в поэзии Галактиона встречается характерная только для него музыкальность стиха, параграфа или стопы.
Музыка стиха, строфы, строки поднимается в такой высокий регистр, что слова почти теряют логико-семантическое значение и будто возникают только для благозвучности рифмы. Было бы ошибочным считать, что поэт преобразовывал слова для создания рифмы. Следует верить, что это было продиктовано мыслью и настроенем, силой музыкального ощущения слов. Не рифме, а музыке, звучащей в его сердце, нужно было воплотиться такими словами.
Уровень изучения проблемы.
Поэзия Галактиона Табидзе представляет собой весьма сложный феномен своей многогранной проблематикой. Новая рифма, которая связана с именем Галактиона, постоянно находилась в центре внимания грузинских исследователей, однако необходимо отметить, что еще не было систематического изучения семантики рифм Галактиона Табидзе.
Заинтересованность рифмой Галактиона начинается с 60-ых годов нашего века. В 1961 г. было опубликовано исследование Ак.Хинтибидзе "Рифма Га-
лактиона Табидзе", а в 1979 году "Рифма Галактиона в двенадцатигомнике", в 1974 году был переиздан сборник стихов "Артистические цветы" со словарем рифмы. После двадцатилетнего упорного труда с руководством Ак.Хинтибидзе был разработан "Словарь рифм Галактиона", который в настоящий момент не издан.
Цель работы заключается в выявлении взаимосвязи музыки стиха Галактиона с музыкой его рифм. Мы постарались тщательно изучить звукопись Галактиона. С точки зрения звукописи стихи поэта так звучат, что вполне оправданно можно называть Галактиона композитором грузинского стиха.
Проанализируй семантику рифм Галактиона, можно изменить дефиницию рифм. Говорить о морфологии, семантике и лексике рифм нельзя, если не считать рифмой слова, потому что клаузулы обычно вне семантики, и в грузинском стихе рифма с клаузулей не равна.
Новизна научного труда состоит в том, что путем дифференциации сборников поэта монографически изучена градация рифм Галкатиона.
Существовавшие взгляды в научной литературе о музыкальности стихотворений Галактиона в диссертационной работе изучены с учетом музыки рифмы и сделаны конкретные выводы. Ведь рифма Галактиона обращает на себя внмание в первую очередь звуковым составом, эвфонией. Музыка рифмы существено подразумевает эвфонию.
Музыкальные рифмы Галактиона сопровождают и лексические новинки. Лексика рифмы дает представление о характере стиха, о его смыслово-эмоциональной нагрузке. Поэт ведь старается внести в рифму слова, выражающие главную мысль куплета.
В представленном труде сопоставлены количество использованных слов в рифме с общим количеством слов поэта и установлена частота использования в рифмах этих слов.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что она опирается на весь комплекс музыкальности рифм, на ее истоки, на теоретические достижения истории грузинской литературы, литературоведения. Она может послужить студентам, аспирантам и заинтересованным лицам, исследователям новой грузинской рифмы.
Апробация работы. Диссертационная работа выполнена на кафедре истории новой грузинской литературы Тбилисского Государственного Универ-
ситета им. Ив.Джавахишвили. Здесь же состоялись обсуждение и апробация 28 сентября 1999 г. ( рецензент - кандидат филологаческих наук, доцент И.Ратиа-ни).
Результаты работы докладывались на разных научных сессиях (тезисы опубликованы). Основные положения диссертации отражены в статьях (список которых прилагается в конце автореферата).
Объем и структура работы. Диссертационная работа содержит 148 страниц. Она состоит из введения, четырех глав и выводов. В списке использованной литературы 102 наименования.