Введение к работе
Актуальность темы. Многовековые традиции тпзкнре в персо-яэычной литературе, исходная точка которых все еіце остается спорной, по сути дела не прекращались до новейшего периода развития этой литературы. По доступным историко-литературным донным, биографические и творческие сведения о поэтах еще Сельджу-кидского периода в своем труде "Манакиб ашчпуара" собрал Абу Тахир Хатуни Мувафак-ад-даула. Тем не менее первое, дошедшее до нас тазкире, в персоязшной литературе на сей день считается "Лубаб ал-албаб" %хаммада Ауфи Бухара», составленное в перзой половине ХШ в. Б последующие века появилось множество тазкире, ряд из которых завоевал всеобщее признание литературоведов разных эпох. К этсй категории тазкире, в частности, относятся "Теэки-рат аа-шуара" Даулатшаха Самарканду, и "Аташхада" Лутф-Али-бико. Азара, первое из которых составлено в ХШ в., а второе - в ХУШ б.
После Лутф-Али-бика Азара, умершего в 1785 году, до конца SIX в. в персидской литературе появилось много тазкире различного характера. По своей продуктивности этот период превосходит зсе предыдущие вместе вг.чтые. Об этом не говорят исследователи іран.ской литературы XIX в., занимающиеся непосредственно историко-литературными источниками,, Это обстоятельство указывает на то, іто несмотря на довольно напряженную социально-политическую }бст-чновку Ирана ХУІІІ-ХІХ з в., литературная аиэнь в стрг.це <е переставала быть оживленной.
Одним из тазкире этого периода, имеющих большую научи;/» іеиность, является "Хадикат за-шуара" ("Сад поэтов") СаЯида Ах-іада Диванбигк Ширази. Этот труд, являющийся наиболее обширным штературным источником и наиболее полной и подробной тазкире ієрсоязшной литературу конца ХУІП-ХІХ в а., охватываем 1440 юэтов, 80 поэтесс и 40 известных представителей суфийского ор-[чча "Неъматуллехийа". .
Выраженной чертой "Хадикат-анмпуара" является то, что она охватывает не только профессиональных позтоз, но и ученых, мистиков, земледельцев, слуяащнх, религиозных деятелей, писателей,
каллиграфов, архитекторов, лекарей и представителей других видов искусств и профессий, одновременно сочинявших стихи или имевших тесное соприкосновение с поэтическим творчеством. Эти особенности "Хадакат аш-иуара" делает ее важным предметом специального изучения.
Цели и задачи исследования. Несмотря на то, что "Хадикат аи-пуара" является ценнейшим источником для изучения литературного процесса Ирана, Хорасана, Мовераннахра и Индии ХУШ-ХІХ їв», она и по сей день остается малоизученной. Исходя из4этого, мы поставили целью подвергнуть этот чрезвычайно важний источник всестороннему исследованию и определить его место в истории персидского литературоведения.
Нами также предпринята попытка восстановить на основе сущеа твующих источников биографию Сайида Ахмада Диванбиги Ширази и определить его художественное наследие.
Научная новизна. Наше исследование является первой работой посвященной роли и значению "Ходккат аш-шуара" в деле изучения персоязычной литературу ХУШ-ХІХ вв. В работе таксе определяется место поэтов Ирана, Хорасана, Мавераннахра и Индии в литературном процессе данного периода, их вклад в историю персоязычной литературы. Для определения характерных особенностей "Хадикат еш-шуара" сопоставляются некоторые материалы и факты этого труда с данными других тазкире этого периода, таких, как "Маджма- эл-фусйха"риза-к./.пи-ханаХидпята, "Сафинат ал-Махмуд" Махмуда Мирза Каджара, "Хадикайи Амокуллахи" Абдаллаха Раунака и некоторых других. '
Теоретические и методологические основы исследования. В своей" работе автор опирается прежде всего на теоретические и методологические достижения известных ученых-иранистов Э.Броуна, Е.Э.Бертельса, А,'!лрзэева, М.-Н.О.Осмакова, Ахмада Гулчина Маани А.Н.МунзэЕи, Р.Хади-заде, А.Афсахзода, Яна Рипки, У.Каримова, М. %ллоахмедо ва.
Источники исследования. Источниками для осуществления нашего исследования явились, главным образом, тазкире, словари, литературные и исторические произведения. В круг таких источников входят, а частности, "Лубаб ал-албаб" Мухаммеда Ауфи Бухар?;.и
'Тазкирят sui-шуара " Даулатшаха Самарканди, Тухфаи Сами" Сам-Іирза Сафави, "Хафт. ііклим" Амина Ахмада Рази, "Аташкада" Лутф-ли-бика Азара, "Маджма'ал фусаха" Риза-кули-хана Хидаята, Сафинат ал-Мзхмуд" і!ахмуда Мирза и другие произведения. Кроме ого, автор по мере необходимости воспользовался сборниками к 'олныии собраниями сочинений ряда персоязкчных позтоб и научными іаботами исследователей-иранистов, как Каани Ширази, Саба Каша-и, Нишат, йідхмяр, Ягма Дхандэки Сурур и других.
Научно-практическая ценность работы. Результаты исследова-ия могут быть использованы при преподавании и чтении курсов о истории литературы ХУїї-ХІХ вв. в средних школах и высших, чебных.заведениях. Отдельные главы работы могут быть использо- ' аны при создании полной истории персоязкчнои литературы, иссле-овании ткиэни и творчества отдельных поэтов, составлении их
-ЇВ8Н0В.
. Апробация работы. Диссертация обсуяцена в Отделе литератур гран зарубежного Востока Института востоковедения АН Республики адкикистан. Основное содержание в виде тезисов и докладов изло-;но на научно-практической конференции молодых ученых Тадхикис-ша (Душанбе, 1989), республиканской научной конференции (Лени-ібад, 1930), Международном симпозиуме, посвященном 1400-летии і дня рождения основоположника классической системы тадяикско-фсидской профессиональной традиционной .музыки Борбада (Душан-!, 1990). -