Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формы условности в современной художественной литературе : (На материале сов. и заруб. "мифологической" прозы 60-80-х гг. XX века) Белорусец, Александр Зиновьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белорусец, Александр Зиновьевич. Формы условности в современной художественной литературе : (На материале сов. и заруб. "мифологической" прозы 60-80-х гг. XX века) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / АН СССР Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького.- Москва, 1989.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-5/1344-7

Введение к работе

Актуальность темы. В последние годы поток "сложной" худо-жественноа прозн, активно обращение''оя к различат формам условности, заметно расширился. Прозу г у именуют также философской, интеллектуальной, метафорнческн-всооциатнвной, фагтасыа-горпческой, цэт'ичесним реализмом и т.д. (вое предлагаемые тернини пе претендуют на абсолютну» эчнооть, но - как ориентировочные - употребляется в современном литературоведении и критике достаточно іастг4 Бедное а возможно, и первое - место занимает в данной ряду так называемая ыяфологичеокая проза и ес авангард - мифологический роман.

Феномен мифа в литературе уже давно стал объектом слеп; иь-ных исследований, многое в нем прояснявших, но отппдь не завер-пенных. Это неудивь^льно. В теории и практике литературы едва jli найдется еще одна столь древняя и одновременно не теряющая своей злободневное .л проблема, как соотношение литературного творчества с мифологической традицией.

Связанная с мифологией генетически (через фольклор) и родственная ей по способу опис-тия действительности (в емнелообра-зах), литература всегда - в той ила иной мере, о той ала инч степенью творческой свободы - использовала наработанное мифом богатство его поэтики. Однако в целом вплоть до ИХ веха вклвчя-тельво история изящной словесности являла собой мекленини, во неуклонный процесс демифологизации литературных текстов, когда щедрый дар традиции - ыиф - все чаще становился ;е обреьенатель-еой данью, все более сковывая движение художественной шгелн, рвуззйся из тескнх мифологических одеяд в вольньы формам "подражания природа", формам саиой жизни. Шесте о тезі шешо в ПХ столетии аанечается и протнвосолозяая тенЕэшпш - а ремп-

фа;ог«ізацва (прожде всего в творчеотве я $алоое$ии ічодютвда), В повоотЕователкпа хацрах всригноД рснаятдчзоЕого иафаюжь*-рова кия стада творчаота Го^асг (* Рсосяи - молодсг?* ГОгсзд},

И воо а» 'гофиЕнеде" - jusl їоееьй кар&цдйідай нзброоок той лаава as реаяфодогяьацию дигсрэтура, которую ьпоздакйтвш рвввоцЕетаоН іушьв црододха? аяоахелз XX bsks. Срс^а етсс такиэ aozoTaae вшсашгася прозаика, кчк Д.Дяо2с 2 Ф.Е-зфкс, ІЧііавл п {^Булгаков, Г.Гарона Мсркгс ж Ц.Л.іотуриас, Ч.Аїіаагч/В s О.Чй-Л9яаб...

В е: ронснах, как сз окроплений скасочцоЗ *Ч:сртво?.'1 водой ромзити&ма и затыг сбытый "itraoft" бодоЗ рсіілисїіічсокгт: течений, аи* воэродплсн, получил повус ккиь. Эгзт Езсавда-пцй попорет кутдаогсд в теоретическом осмнсдсепз. Велл ке:; далостьая завал слстем ниф давно н бс-звсзвратшэ старея;. Давно язжа сесія z цочтя прлнудпгэхъная практик», мр^чоглотрования, пиро~а раоцрострспенная, окэхеи, в искусстве' ^«аосяцизиа.

Kezjry їсм, несмотря на ? зкуй »и^'Т>дчйо:г? материал, пред-отавлешпй современной датературой, и поотоязао углуйа*з&>"во2 Нислздозакяя ив связей с древним .млфо;?, «Ьі&ідогячесьия -теза кк.~ лг;тср9тураоо яэлекпо пи-прегнеиу оотсеїоя во масгом загадочным, с его оценка з раоогаї разяпчкнх авторов ~ неодюзлячннмг и пооой прямо поогах-одалохткли. В оушоота, V!) оих пор ав ренены Лзлв "ьроогеЕтво'* вопросы:зачем ютєрлтуро гвохк ІЇТГ юпедогіпд-' оя даэовпь2, арталчпніі каф? чїо '.такое -ремифодегпззвдя современной .хтдоксоезоепой Епозр - узяокоьорііості. дач слутайяооть? такой: г.зрсиект^ї atoro дятетятур^оі'о п.пврзвяспия, оелл онп еохь? Пи способствует .тяовенно оута дала в термвнолйГмчесЕая цу-їонкда: ио^ь yrs оітзяогояио *Чш$с оютеокзя прога" ("мифологачесхгі рс-taur'> дзег очно условно а часто їраьтуетея восьма субъективно.

Всо оте зедроса нахоюяся в центре вязузнея настоящей дке-

сергицяз, tso а ецрадодяег ое зктуяжькоогь. Кроме того, оьа-лвв цроблеуи 'іг^ожоїашіуов'мшя в общэ.ч плачо опособсївубї более Г-хубОШі? ЇЇОІШШШЗЮ ПОКОІІОВ ХУДОгООТ2аПНОГ,. ЇВ0РЧС0229, й

ошгїііх, дагсынЯвоиу раязцтяи їеаряа ллтзрятуру.

II^uEJ2«?3sLEa&ffiL», Глгз""їоЗ пміе диосертаппа явдвасос aoswjiwawFs ші$сльг*іч<іп»оЯ проззз0 даомшривя&яЛ вза о*вргд-aol! ?їєп аи^.ворчэсуЕа, органа-йсая rrpiny;ieio іаровой лигвргиу-ре, В дассор'гяцаіі ирздіірлпнм рєу»ії/6і «aflra "літоралі" инфої-вор-чгістсл, RO'fopirt ucr бц рйокрэть о&вкгсзпуз логику его раовіггші.

Ппот*:ілоче..я цель потребовала репгаппя рдецугрдас коірфойП'г задет: І) уточнит* оод&ржэнае терьшчов "мифологичсоюд ярова" я "ияфзтіогачзочай рдазн"; 2) виязить и охараіїтсриБ^юті) осгіОВіЕКі чйущяаи даіа в латорстуре (особенно в лпгсратуро нового враметО} 3) вняоялі-і, есть лл средз етих многочисленны:: фуннірй главная, сьреиеаяьцая, которая отллчаеі мифологическую прозу от либік дпу-vnx поЕвитвозательяш: г^нров, - доказать, что это косьологтгсо-лап $уияцчя,для чего провести сравнительный функциональная пас-лзз: 4) рассмотрел, ияфологячосгую прозу а ее спязи о .oopsefl іігзііанпя, о Зсчшм стремление.* человека к юз-кїонде тапді футтацзйталыкх (мировоззренчески!, космологических) категорій, кав вро«я, прооїракеїво, бесконечное; 5) доїь "ор:(7лу" развьгал млфологлчзскоД щзозы з завлодіюс?а от уреэля Езс^элогзтескт прадсіавлешй.

.УчтодологачессоД д тэоро'гпчаоггоЯ основой роботи с луда т классические фтлософедно, лвтературовакчеоыго и лптвратурао-кра-таческяе труни по яшшой ?оиэ. В лослед-вашіп снатаэтек яржцп-пы срзЕНЕтельно-зоторяческого а тоорзїако-тгаїологзческогс ааалк-зь.

SJaiiEsSaS^JSPS^BSSEEa 0?ая обзарпаЗ корпус зозагвкоЗ я варубехной лнтерптура, прапиуадстязЕЮ - нафзлогаьлроваансі

- 4 -(мифологический роман). Наиболее подробно анализируются проаэ ведения О.Чнладвв, Ч.Мшатова, ГЛврсиа Маркеса.

Новвэна работы заключается в том, что в ней выдвинута в обоснована оригинальная теория мифотворчества, которая рассматривает мифологическую прозу как действенный и исторически необходимый способ познания фундаментальных физико-философских категорий прсстрлнсгва-времени, приобретающий особое значение в эпохи смены космологических схем и представлений.

Практическое значение рэботн. Подученные в ней результаты могут быт* использованы в ouxti ч специальных курсах теории литературы, а также курсах советской и варубедеой литературы.

Апробапия работы. Диссертационный материал, основные положения в выводи проведенного ьоододцэдния были жълчжвиь. в форме лекции в сообщений на семинарах по ^детской литер^^рь и заседаниях кафедры советской литературы (1987-1986 гг.) Литературного института вмени А.и.Горького.

Структура работы. Диссертация состоит из введення, трех глав, заключения и списка использованной литературы.