Введение к работе
Актуальность темы. Интерес в восточной и в том числе арабской литературе и культуре все более возрастает. Особо следует отметить арабскую поэзию, к которой корнями восходит поэзия многих народов, населяющих Ближний и Средний Восток. На этом фоне особо заметны становятся те аспекты арабской поэзии, которые в пашей отечественной арабистике не стали объектом пристального внимания ученых. Среди них — один из основных жанров арабской поэзии — поэтическая драма, и, в частности, поэтическая драматургия Ахмада Шаукн. Между тем, изучение поэтических драм Шаукн дополняет собой имеющиеся исследования в области проблем египетской позэин, дает возможность рассмотреть их, как один из этапов новой египетской литературы в целом.
Вместе с тем, изучение драматургии Шауки способствует определению ее места и. роли в становлении национальной арабской драматургии, а также дает возможность оцепить ее вклад и общеарабский литературный процесс, и в то же время выявляет ее обусловленность потребностями общественной жизни и историческими условиями.
С другой стороны, изучение драматургии Шауки помогает нам установить степень знакомства поэта с европейской драматургией и его непосредственный контакт с европейским театральным искусством.
. Обращение к неизученной области творческого наследия Ахмада Шауки, без которого невозможно достаточно полное представление о его художественном мире, попытка уйти от стереотипа в его восприятии представляются тем более своевременными, что речь идет об авторе, сыгравшем значительную роль в истории арабского поэтического театра.
вания является показ места, занимаемого драматургическим творчеством Ахмада Шауки в истории египетской драматургии, его роли в развитии арабского поэтического театра, раскрытие особенностей его драматургии.
В задачи исследования вошли анализ драм Шауки в контексте общих идейных и эстетических взглядов поэта, вы-
3;
явление специфики драматургии Шауки на основе восприятия опыта европейской драматургии в сочетании с исполь^ зованием поэтических традиций автора; показать насколько были важны для последующего развития жанра драмы в литературе арабских стран драмы Ахмада Шауки.
Научная новизна исследования. Сведения о драматургии Шауки в отечественной арабистике почти отсутствуют— они представляют собой беглую и краткую информацию, зачастую повторяющихся фактов.
Что касается арабских авторов, то о драматургии Шауки писали в разные годы Бутрус ал-Бустани, Шауки Дайф, Мухаммед Мандур, Махмуд Хамид Шаукат, Ханна ал-Фа-хури, Илья Хауи, Омар ал-Фахури, Мухсин Итмиш, Камал Мухаммед Исмаил, Адуар Ханин, Мухаммад Гунаимп Хилял. Однако в работах перечисленных авторов драмы Шауки не подверглись специальному исследованию. Исключение составляет лишь работа Джамала ад-Дина ар-Рамади «Пьеса Клеопатра в арабской и английской литературе», где автор сопоставляет драму Шауки «Гибель Клеопатры» с драмой английского драматурга Драйдена о жизни Клеопатры «Все во имя любви», а также критический очерк Аббаса Махмуда ал-Аккада «Камбиз на весах», посвященный разбору исторических фактов в драме Шауки «Камбиз».
Наша задача состоит в том, чтобы подробно исследовать каждую из поэтических пьес Шауки, в отдельности рассмотреть их художественные и идейные особенности.
Диссертация является первым миографическим исследованием драматургии Ахмада Шауки на русском языке. Впервые предпринят целостный анализ всего поэтического драматургического наследия «эмира поэтов», показаны значение и роль его драматургии. Впервые в отечественной и зарубежной арабистике, как и в арабском литературоведении, рассмотрена драма «Скупая», которая до недавнего времени оставалась неопубликованной и неизвестной.
Теоретическое и практическое значение диссертации.
Положения диссертации могут быть учтены в ходе подготовки новых исследований творчесства А. Шауки. Результаты работы могут быть использованы в вузовских курсах литератур Азии и Африки, при написании многотомной арабской литературы, истории арабской драматургии, разработке проблем взаимосвязи литератур. При этом исследование дает
возможность более глубокого рассмотрения поэтического творчества Шаукн с учетом его специфических особенностей и той прогрессивной роли, которую оно играло в развитии общественной мысли и просветительства в арабских странах.
Апробация диссертации. Диссертация выполнена в отделе арабской филологии Института Востоковедения ЛН Лзербайджапа. Основные релузьтаты исследования были освящены в докладах, научных конференциях молодых востоковедов п ученых, опубликованы в специальных изданиях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.