Введение к работе
Актуальность темы обусловлена ее стремительной актуализацией в современном поструктурализме, литературоведении, ориентированном на изучение модернистских текстов, модой на экологическое ' мышление в культуре и технике. Существенного уточнения и формализации требуют не только понятия "мифологемы" и "архетипа", но и бытование мифосюжета в литературе и степень литературности мифообраза, степень возможного перевода метафорического языка в терминологический.
Основной целью настоящей работы является комплексное (языковое, мифологическое, историко-литературное) обоснование существования и актуализации архетипа Арахны и его значимости в
процессе текстообразования. В связи с поставленной целью ставятся следующие задачи:
-
Определить границы понятий "архетип" и "мифологема" и прояснить отношения мифологии и литературы при актуализации архетипа.
-
Исследовать языковые, мифологические, литературные и фольклорные проявления архетипа.
-
Выявить пограничную природу архетипа при анализе визуальных и письменных текстов.
-
Проанализировать круг архетипических мотивов в историко-литературных проявлениях, выявив их преломление в стиле и индивидуальной поэтике.
Научная новизна работы заключается в ее культурологической широте в сочетании с микроскопической оптикой анализа текстовых актуализаций архетипа. Традиционный язык поэтики и постструктуралистский "дискурс" обнаруживают обширные зоны сближения. Новым является и ориентация на слой рефлективности текста, на принцип самоописания поэтики в метафоре.
Практическая значимость работы заключается в ее широкой применимости к интерпретациям омонимических, паронимических, визуальных аспектов словесного текста в произведениях с повышенной ассоциативной нагрузкой и, напротив, проблематизации традиционных произведений нарративного характера как "текстов". Очевидно возможное подключение к игровым методикам работы с текстом, развитию ассоциативного мышления у читателя. В историко-литературном плане введение архетипа представляется полезным в анализе модернистских (иконически ориентированных) и авангардистских произведений (агрессия текста и его автора, тотальность текстовых репрезентаций), в психоаналитическом описании черновиков, описок, рисунков писателя, в методиках корпорального дискурса.
Апробация работы. Материалы исследования и его методика докладывались и обсуждались на конференциях Института филологии Сибирского отделения РАН (1993, 1994 гг.); на Осоргинских чтениях
в Пермском госуниверситете в 1994 г., на конференции "Поэтосфера Перми" 1995 г., на конференциях молодых ученых НГПУ (1992І 1993 гг.). По материалам диссертации опубликовано 4 статьи, 2 статьи находятся в печати.
Ряд положений и выводов работы, а также конкретная методика были использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по литературе Серебряного века в Новосибирском государственном педагогическом университете.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Некоторые особенности структуры работы (моногра-фичность изложения в первой главе и обширный текстовый материал во второй) обусловлены стремлением к когерентности темы, методики и структуры работы.