Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Арабская средневековая новелла (становление и развитие жанра) Мухтаров, Тимур Аскадович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухтаров, Тимур Аскадович. Арабская средневековая новелла (становление и развитие жанра) : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.06.- Ташкент, 1994.- 51 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования» Период с середины Ш - конец ХП в. чрезвычайно важен в истории арабской прозы. Эта период, прежде всего, переходный, когда- литература от истории и повествовательного фольклора делает шаг к художественной прозе, к индивидуальному творчеству, когда произошел поворот от историографии и фольклора к собственно литературе. Наступает эпоха письменной литературы, меняется удельный вес жанров, и если в дрезнеарабской литературе определявшим жанром был поэтический, то в "классический" период вез больиее место занимает проза.

Это был, несомненно, рубеж, эпоха, на протяжении которой сложились 'многие великие памятники арабской словесности и сформировались ее основные жанры, едва ли не все те, которым предстояло просуществовать не одно столетие, чей расцвет был впереди (некоторые же уже достигли вершин). Литературное многообразие и богатство жанров не в последнюю очередь было связано с развитием и расцветом городов, неотделимо оэ подъема ремесла, науки и искусства, оживления торговых и иных контактов и обменов.

Основным повествовательным жанром городской литературы арабского Средневековья стала новелла, первые памятники которой относятся к Ш веку, но чей расцвет приходится ка вторую половину ХП века. Мы относим новеллу к памятникам городской литературы, так как появление ее связано, по крайней мере для арабских стран, с периодом расцвета городов, она широко отражала пеструо картину самых противоречивых "городских интересов" и воззрений, (даже при всей- пестроте последних) и дала в своих сажетах и персонажах подробную картину городской жизни той эпохи. Новелла, как литературный жанр, входила в литературную систему своего времени, но и сам этот жанр представлял собой опререленнуо систему. Систему в том смысле, что жанр знал свои отдельные разновидности, друг друга дополняшше, имел свое истории, свои этапы эволюции. Малый "формаг" жанра; делает новеллистИчесяуа литературу весьма обозримой и в то же время объемной, и дает возможность на ее материале представить в миниатюре (весь) историко-литературный процесс арабского Средневековья.

Дальнейшее углубление представления о специфических чертах арабской средневековой/Литературы, формирование возможно более

_ 4 -многомерной картины ее развития порождает-необходимость использования различных подходов к ее изучению. Вопросы соотноиения действительности и художественного творчества, взаимодействия собственно литературы и фольклора, переложение реального мира в произведение искусства представляют непреходящий интерес в плане историко-теоретического изучения литературы и понимания идеологических процессов, протекающих в обществе.

Рассмотрение в этом ракурсе средневековой арабской литературы имеет особо вакное значение, поскольку закономерности художественного развития этого периода сыграли решающую роль во всем дальнейшем процессе развития арабо-мусульманской литературы.

Формирование художественной модели мира, выявлявшей черты новой эпохи, вовлеченность литературы в обший поток насущных проблем общественного развития повлекли за собой поиск писателями новых принципов и форм освоения действительности, несвойственных арабской словесности на предыдущем этапе. Внутри литературного процесса возникла сложная, еае недостаточно исследованная система эстетических связей, анализ которой является актуальной задачей современной арабистики. Рассмотрение средневекового литературного процесса в рамках самых разных жанров, в свете проблемы'взаимовлияния литературы и фольклор, становления повествовательной прозы, освоения новых художественных приемов, средств изображения тесно смыкается с актуальной задачей Еыработки объемного представления о динамике культурного развития средневекового арабского мира в целом. И нам представляется вполне обоснованным обращение, прежде всего, к исследовании становления столь репрез&чтативного жанра как средневековая арабская новелла.

Цель и задачи исследования. Арабская средневековая новелла—; до настоящего времени все еше недостаточш_иау-ченяГ^5^сих пор нет ни одного монографическохо-4їесле^ованіія жанра, существовавшего в течение_лщен*их~Тіе1к>в", в котором бы решалась сколько-ни-

гдовдетворитедьио проблема его возникновения и развития. Более того, новелла даже не рассматривалась как составная часть адабной литературы, т.е. проблем специфики жанра, непрерывной линии его эволюции, появлению малой эпической формы не придавалось должного значения, йстбрия литературы сводилась к обзору творчества отдельных писателей или к характеристике отдельных памятников, объединенных хронологически. При этом неизбежно

- 5 -терялась картина динамики литературного развития. Зто обстоятельство и побудило нас предпринять попытку в настоящей работе исследовать процесс развития жанра, его эволюции, и на основе этого дать возможно более полную и глубокую характеристику жанра средневековой новеллы, выявить ее место и роль в обаем литературном процессе арабского средневековья. Мы попытались проследить путь, который прошла малая сюжетная проза: от ранних рассказов новеллистического характера, включавшихся в историографические и житейные сочинения Уиі-ІХ вв., вплоть до развитой новеллы ХІУ в.

Изучение литературного процесса даже на основе только одного жанра за такой большой период - задача сложная. Учитывая ограниченность объема докторской диссертации, автор вынужден был сознательно ограничить как круг исследуемых литературных источников, так и круг проблемных вопросов, стоялкх перед ним, а также старался избегать повтора ряда вполне исследованных моментов проблемы, которые ставились в уже опубликованных его работах (см. библиографию диссертации).

Прежде всего, цельи автора было проследить литературные процессы на примере одного жанра - новеллы, затрагивая в определенной мере сопредельные с нега жанры - анекдот и повесть, как наиболее яркого и распространенного в средневековом арабском мире.

Во-вторых, в диссертации рассматривался лишь главные, наиболее известные, наиболее значительные в те или иные периоды развития памятники новеллистического характера.

В-третьих, з эволюции новеллы, становлении ее как жанра учи-тываатся только основные, наиболее существенные, качественно отличающие ее от других жанров, с назей точки зрения черты, идейно-художественные особенности. .

Мы ограничили своо задачу, по сути дела, исследованием следующих вопроеоз:

  1. Форьярование новеллц и ее последушше исторические модификации вплоть до рубежа ХЫ-Х1У эв.

  2. Трансформация самых существенных признаков новеллы.

  3. Процесс роста мастерства повествовательной техники.

  4. Каким изображается человек а тот или иной период развития новеллы и в связи с этим, что хотел сказать автор (идейный аспект).

  5. Как, при ппикзя каких средств изображается человек (художественный аспект).

-6.-

б. Какие эволюционные изменения претерпела новелла.

Источники. Источниковедческую базу диссертации составляю? в первую очередь произведения арабской средневековой прозы, а именно - произведения новеллистического характера, извлеченные из знаменитых антологий адабной литературы. Это антологии таких авторов, как: Ибн аяь-Калби (ум. 821) "Китаб аль-аснам"; аль-Дгахиз (775-368) "Китаб аль-байан ва-т-табийн"; Ибн Хишам (ум. 834) "Сирату ан-набавия"; Абу Исхак аль-Хусри (ум. 922) "Захру аль-адаб"; Ибн Абд ар-Раббихи (868-940) "аль-Икд аль= фарид"; Ибн Кутейба (828-889) "Уйиун аль-ахбари, "аш-Шир ва аш-щуара"; ат-Танухи (940-994) "аль-Фарадк баада аш-шиддатун"; аль-Мейдани (ум. 815) "Маджмау аль-амсаль"; аль-Масуди (ум. 956) "Мурудж аз-захаб"; аяь-Абшихи (1388-1446) "аль-Мустатриф фи кули фанн аль-мустазриф"; аль-Хамави (1366-1434) "Саират аль-аврак"; Ибн вяь-Дяаузи (Шб-1200) "Ахбар аль-азкия"; Абу» ль-Фарадж аль-Исфахани (897-967) "Китаб аль-агани", "Киссасу аль-анбия", "Айям аль-араб", "Тарих аль-хуляфа", "Хайат ас-са-хаба".

В ходе работы над темой диссертации были также изучены и критически осмыслены работы российских, узбекских и западноевропейских литературоведов, а также труды арабских филологов по литературе рассматриваемого периода.

Поскольку цельн автора было не суммировать результаты осуществленных до него исследований, но добавить к уже установленному свои наблюдения и выводы, касашшеся как проблем не окончательно решенных, так и не ставившихся вовсе, этим вызвано отсутствие в списке цитированной литературы ряда книг и статей, подчас в высшей степени интересных и даже ставаих классическими, и широко известных научной общественности. Автор не стремился к академической полноте, избегая упоминаниями никак не пересекающихся с г^ін^ішежащшг"ему_1іамому, и ограничивает ся^>б^дао-^ишБ^5сылками на первопроходцев, если их иссле-г5ва?елк не вносят в решение проблемы ничего существенно новоп

Определяя методологическуо основу диссертации Кен одного и; важных моментов эстетического освоения действительности и отражения закономерностей обшественного бытия в искусстве, мы отка зались от общепринятого тезиса о привычном разделении на "лите ратуру" и "фольклор", которые в прошлом, на наш взгляд, находи лись в единении либо в более или менее органичной связи и пред

ставляли собой единую словесность, находившую отклик в разных слоях общества. Нам, естественно, трудно избежать термина "литература" при изучении произведений древних или средневековых авторов, но, строго говоря, миф, эпос, песни о богах и героях,проповедь, агиография, Коран выполняли функцию, отнюдь не аналогичную той, какую выполняет художественная литература в Новое время. ' йревняя словесность полифункциональна. Она охватывала мир во всех его проявлениях, и она же трактовала скрывающиеся за нами сущности. Космология и теология, история и право, обучение практическим навыкам тагс?.е входили в "компетенции" литературы, как и деяния и страсти человеческие; народная и "высокая" культура в те эпохи, при всех различиях между ними, были побегами одного ствола, ибо вся культура опиралась на массив мифологических и магических верований и представлений.

Научная новизна исследования, дассертация представляет собой первое обобшакшее теоретическое исследование, посвяшенное средневековой арабской новелле, охватывающее практически весь доступный в настоящее-время печатный материал, связанный с произведениями данного жанра. 3 работе впервые проделан детальный анализ композиции, структуры образов, роль фольклора в становлении жанра, проведен сравнительно-типологический-анализ жанра новеллы в арабской литературе и литературе других регионов и народов, привлечен новый, до сих пор неисследованный материал, на основе которого делается вывод о роли адабной новеллы в становлении арабской прозаической литературы в целом.

Методологический подход, примененный для исследования средневековой арабской литературы, позволяет по-новому осмыслить возникшую в арабском литерарурнрм процессе систему жанровых разновидностей и открывает плодотворные возможности для изучения проблемы жанрово-стилевого обновления средневековой арабской литературы.

Практическое значение исследования. Материалы я выводы диссертации могут быть использованы при написании истории арабской литературы, прежде всего для освещения периода Раннего Средневековья, который до сих пор изучен недостаточно, а таете при исследовании литературных процессов на мусульманском Востоке, которые находились под большим влиянием арабо-мусульианской культуры, в частности узбекской, таджикской и до.

Результаты исследования могу? быть учтены при разработке

- 8 -проблем взаимосвязей и взаимовлияния средневековых литератур народов Востока.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы учеными, занимающимися общими проблемами истории культуры, теории литературы, а также при чтении курсов по истории средневековой арабской литературы,при составлении спецкурсов по изучению типологии литератур Востока и Запада, истории культуры Арабского Востока. Дінное исследование может также оказаться полезным при изучении систем жанров средневековой арабской прозы..

Апаобация работы. По теме диссертации опубликованы: I) моно
графия "Очерки средневековой арабской прозы" (Ташкент: Фан,
1992, раздел 2); брошюра "История Ислама" (извлечения из "Хаят
ас-сахаба", "Киссасу аяь-анбия"); отдельные положения исследова
ния изложены в книге "Киссатун аль- амир Хамза" ("Повесть о бо
гатыре, амире Хамзе". - М.: Наука, 1991. В соавт. с Н.И.йбраги-
мовым).; ."Средневековая арабская проза" (Ташкент: ТааГЙВ, 1993)
и в ряда статей: "Арабский средневековый занимательный рассказ"
(ж. "Маяк Востока"', 1992, № 3); "Средневековая новелла как ис
торический источник" (Ученые записки ТашГЙЗ, 1992. К' 2); "Ара- .
зийские_сказки" (М.: Наука. - ГРВД. - в печ.); "Герой аравий
ской сказки" (Ученые записки ТазГИВ, 1992. № I)^"Путешествие
Ибн Баттуты" (я. "Звезда Востока". Таш., 1993. № 10); "Шарк-
нинг буюк. мутафаккири". Абу-л-Аьло ад-Маарий. Хикматлар. "Ал-Лу-
эумият" туркумидзн ("іііарк маньали. 1992. 1," 3); "У легенд свои
судьбы" (газ. "Народное слово", № 235); "Восточная новелла"
(образец литературной мистификации) ("Гарнет паблишинг хаус".
Лондон, Великобритания. - На араб. яз. - в печати); "йбн Батту-
та и его путешествия по Северной Африке: Тунису, Ливии, Египту"
(В соавт. с Н.И.Ибрагимовым. Шаркщунослик - Вестник ТашГИВ,
1992); "Средневековый мир" ( газ. "Правда Еостока".
1994). ' _

Основные полокеніія--и--ЕБШод^Ішіссєргации прошли апробацию в _фо^іе_ііау^шаГ^кладов на".конференциях ТаиГИВ (1991, 1992,1993) и семинарах .научной лаборатории - Памятники арабской словесности.

Йіссертация выполнена в проблемной лаборатории ТашГШ, занимавшейся исследованиями, связанными со средневековой арабской прозой. Работа обсуждена и рекомендована к зашите на заседании научных работников группа, на заседании кафедры литературы на-

родов зарубежных стран Азии и Африки ТашГйВ (про*. # J>

от 11.02.94 ).