Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения Елинер Илья Григорьевич

Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения
<
Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Елинер Илья Григорьевич. Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06.- Москва, 2001.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-17/45-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Системный подход в вопросах дизайна 31

Глава 2. Проблемы творчества в дизайн-проекти ровании и определение оптимальности выбора наиболее приемлемого решения 88

Глава 3. Компьютерная селекция альтернатив 145

Вопросы к программе "Постановка творческих задач в дизайн-проектировании" 150

Рекомендации к программе "Постановка творческих задач в дизайн-проектировании"... 177

Заключение 193

Выводы 200

Список литературы 203

Введение к работе

Состояние вопроса и актуальность исследования.

Творческий процесс в дизайн-проектировании является основой при создании любого предметного объекта в широком мире вещей, включая всю предметно-пространственную среду, задейству-ющую человека как биосоциального индивидуума и его окружение - интерьер, архитектуру и самые различные произведения искусства, которые дизайнер по своему усмотрению вписывает в окружающую среду. В данном исследовании творческая личность по отношению к объекту дизайна рассматривается в четырех ипостасях: Творческая личность - дизайнер. Творческая личность - человек, имеющий потребность и финансовые возможности для реализации заказа - заказчик. Человек - потребитель, пользователь, использующий плоды дизайнерского творчества. Человек - зритель, невольно воспринимающий и оценивающий объект дизайна. Каждая из этих творческих личностей непосредственно или опосредованно участвует в творческом процессе, в сотворчестве, эмоционально - сопереживая, логически - анализируя, понимая и трактуя увиденное, воспринимаемое. При этом в данном исследовании воспринимающая и оценивающая объект дизайна личность может рассматриваться с одной стороны в роли заказчика, непосредственно участвующего в процессе решения дизайнерского проекта своими видением конечного решения, средствами, понятием задач, целей, смысла проекта. С другой стороны творческая личность может рассматриваться в лице потребителя или зрителя, оценивающего уже готовое проектное решение в виде объекта дизайна, которое может ему нравиться или не нравиться, может быть понято или не понято, отвергнуто без какого-либо анализа, лишь за счет эмоций, или воспринято вполне сознательно, аргументировано.

Рассматриваемая разница в восприятии объекта дизайна любой творческой личностью, вне зависимости от того, является ли она исполнителем дизайнерского проекта, заказчиком, потребителем, зрителем, определяется многими факторами, в том числе генной спецификой восприятия - натурой, воспитанием, характером, жизненным опытом, включающим развитие вкуса, компетентность, уровень образования и культуры (схема 1).

Актуальность исследования процесса нахождения оптимального дизайнерского решения из всего многообразия имеющихся у творческой личности (в данном случае дизайнера) альтернатив связана с необходимостью поиска компромисса между всеми соучастниками творческого процесса. Необходимость создания программы поиска оптимальных решений связана и с усложнением условий общественно-экономических отношений. Предлагаемый метод оптимизации поможет дизайнеру при нахождении оптимального решения творческой задачи не допустить грубых ошибок, о которых знает опытный дизайнер, а также обойти те подводные камни, которые имеются на пути поиска оптимального решения и выполнения заказа и о которых неопытный или недостаточно опытный дизайнер может не знать.

При решении этой задачи данное исследование опирается на постулат о том, что общечеловеческие ценности являются основным системообразующим фактором, который определяет цельность дизайнерского решения и отвечает общей тенденции к гуманистическому подходу в поиске современных дизайнерских решений. При этом, безусловно, необходимо понимание того, что психо-эстети-ческое восприятие человека меняется с историческим временем и условиями общественных отношений в области идеологии, экономики, политики, и зависит от уровня сознания индивидуального человека. Так, даже в последние тридцать лет прослеживается тенденция к расширению влияния дизайна на всю жизнь человека, на все сферы человеческой деятельности. Эта экспансия дизайна происходит во всех областях дизайнерского проектирования, от художественного конструирования предметов, до создания системной, целостной, гармоничной предметно-пространственной среды. (157,163)

Такое широкое понятие дизайна обуславливает необходимость использования системного подхода к решению дизайнерских задач. Системный подход позволяет рассмотреть проблему дизайнерского проектирования как с точки зрения самостоятельного явления, так и с точки зрения творческого процесса, который заключается в нахождении оптимального решения при создании конкретного проекта и связан с поиском компромисса между четырьмя творческими личностями - дизайнером, заказчиком, потребителем, а также просто зрителем, поневоле участвующим в восприятии объекта дизайна (схема 2). Нахождение последних двух компромиссов - удовлетворение потребителя и зрителя - наиболее важно, ибо от того, каким будет дизайнерское решение, зависит красота окружающего мира и гармония отношений между средой и человеком. Эта гармония, как показано многими учеными от Аристотеля, Сократа, Платона, Вольтера, Н. Рериха, В.И. Вернадского и до В.П. Казначеева, может определять не только наше настоящее, но и наше будущее, поскольку культура, сознание определяет надежность любой системы общества, вплоть до здоровья человека, комфортность состояния которого во многом определяется той средой, в формировании которой принимает участие дизайнер. Ведь своей деятельностью дизайнер может гуманизировать среду, а может и внести в нее возмущения, заостряя и без того огромное количество противоречий в системе человек - природа - общество - культура.

Современные технические, материальные, информационные средства вполне позволяют дизайнеру выбрать такое наиболее оптимальное решение реализации дизайнерского проекта, которое будет удовлетворять как биологические, так и духовные потребности, и, одновременно, будет содействовать гуманизации человека. Этому способствует организация среды на основе наибольшей органичности, уравновешенности и, вместе с тем, вариабельности за счет включения в дизайнерское решение допустимо возможного разнообразия, позволяющего каждой индивидуальности найти в объекте дизайна нечто привлекательное для себя. Особенно это касается формирования искусственной среды, окружающей человека, в том числе и городской.

Понятие среда рассматривается в исследовании достаточно широко. Оно не ограничивается только окружающей человека предметно-пространственной средой как совокупностью природных и искусственных пространств. Оно содержит и ее предметное наполнение, обуславливающее взаимодействие человека с данной средой в процессе всего разнообразия его деятельности на протяжении жизни, так и в момент конкретного ее восприятия (4, 16, 45, 104, 115,118,127,131,142,143). Как системное понятие и как профессия, дизайн включает в себя в качестве необходимого условия содержательную иерархию: действие - результат - задача - цель - смысл. Смысл, как обобщающий фактор, заключается в том, что организация предметно-пространственной среды должна оптимизировать образ жизни человека и общества через максимальное удовлетворение не только его биологических, но и, что главное, духовных потребностей в данное историческое время, согласно пространству и времени, для чего требуется при нахождении оптимального решения дизайнерской задачи максимальное прогнозирование на будущее.

Объектом данного исследования является поиск оптимального решения в творческом процессе на пути выбора из многообразия имеющихся альтернатив. Это решение оказывается возможным благодаря нахождению компромисса, который должен удовлетворять творческую личность дизайнера - за счет нахождения наиболее приемлемого для него решения с точки зрения самовыражения себя как творческой личности, заказчика - за счет получения того решения, которое максимально соответствует его вкусам, желаниям, устремлениям, потребителя как пользователя продукцией или объектом дизайна - в основном, за счет функциональности, удобства пользования, соответствия его потребностям, а также и зрителя, воспринимающего уже готовое дизайнерское решение как отвечающее его вкусам и восприятию (схема 3). Учет мнения зрителя необходимо особо подчеркнуть, так как многие исследователи не включают его в сферу своего рассмотрения, обращая основное внимание на роль потребителя. Вместе с тем, как указывает М.С. Каган, «творческий процесс имманентно включает в себя установку на восприятие создаваемого произведения тем или иным типом зрителя, читателя, слушателя, на его способность пережить, понять, полюбить это произведение... посредством сопереживания, сочувствия, сотворческого участия...

Иначе говоря, для художника его творчество - форма диалога с будущим читателем, зрителем, слушателем, т.е. акт общения с ним, имеющий целью его приобщение к тем ценностям, идеалам, жизненным устремлениям, которыми художник делится с ним как со своим интимным другом.»(63, стр.267)

Таким образом, дизайн рассматривается как сложная саморегулирующаяся система, трансформирующаяся в процессе исторического развития, во взаимосвязи со своими концепциями в формировании предметной среды, вплоть до таких сложных концепций, где системообразующими факторами являются не только материал и утилитарная функция, но и такие сложные факторы, как уровень развития связей (9, 26, 46, 83) (связь, взаимосвязь, взаимодействие, взаимосодействие, целостность), уровень развития регуляции и управления в системе (автоматическая, оперативная, тактическая, стратегическая, системная), а также уровень развития и наполнения системы содержанием (действие, результат, задача, цель и смысл).

Такое системное понимание дизайна как явления и процесса отвечает задаче исследования - поиску оптимальности в решении творческой задачи дизайн-проектирования, а также ее целям - сделать этот процесс управляемым, корригируемым, что соответствует смыслу - содержанию исследования - сделать окружающую среду наиболее отвечающей общечеловеческим ценностям, более гуманистической и наиболее оптимальным образом обеспечивающей потребности человека и общества.

Современное состояние дизайна как проблемы, в которой все большее участие принимает не столько идеология, как в недалеком прошлом, сколько социально-экономические проблемы, одним из проявлений которых может быть требование конкурентоспособности товаров и услуг в сфере потребления (51,120,133), накладывает на решение творческих задач и выбор альтернатив определенное качествен ное своеобразие, ибо заказчик, пытаясь обойти конкурентов, может предлагать не вполне удовлетворяющие вкусу профессионального дизайнера варианты решения, исполнения дизайнерского проекта.

В аспекте данного рассмотрения дизайн, как и предметно-пространственная среда представляет своеобразный живой организм, где взаимодействуют во взаимосвязи многие факторы, характеристики, свойства системы, определяя системные закономерности этого явления и процесса, знание которых и позволяют выйти на оптимальное решение конкретной проектной задачи.

Во многом процессы урбанизации (10, 11, 55, 59, 126, 139), рост городов и городского населения приводят к усложнению нахождения оптимальных дизайнерских решений. (100, 101, 155) Увеличение плотности однопрофильных фирм, вынужденных ожесточенно конкурировать друг с другом, создает еще бульшие проблемы, ибо каждая из фирм в попытке обойти фирму конкурента навязывает дизайнеру свое видение решения проблемы. Кроме того, все буль-шее количество ограничивающих требований со стороны чиновников порождает свои проблемы. Часть из них стоит на страже экологии, и это справедливо ограничивает дизайнера, ибо плотность городского населения на земном шаре неумолимо растет и скоро достигнет критической отметки, недаром в некоторых городах уже нельзя обойтись без защитных масок, а площадь городов в развивающихся странах к концу XXI века возрастет вдвое. Сложность поиска оптимальных решений в таких усложняющихся условиях возрастает.

Современные города превращаются в мегаполисы со своей индустриально-технической культурой, вытесняющей, к сожалению, природную и национальную культуру, в которой гармонически сочетались общественная застройка с индивидуальной, культурные центры с утилитарными зданиями. (44) Магазины превращаются в супермаркеты, квартиры-музеи - в многочисленные разнообразные галереи, театры - в стадионы и суперплощадки, где господствует масс-культура, ширпотреб и безвкусица. Все это не может не сказываться на вкусах как зрителя, потребителя, заказчика, так и самого дизайнера, также подверженного общественному мнению, который, однако, как творческая личность, должен быть по максимуму свободным и способным к экстраполяции, независимым от масс-культуры в худшем ее понимании.

Разрыв связей с природой, с ее законами гармонии в сочетании цвета, формы, высоты, ширины, глубины обозрения и многих других факторов, влияющих на восприятие образа, негативно сказывается на здоровье человека, как физическом, так и психическом, в том числе и на ощущении комфорта. (135) В новых, искусственных условиях городской среды человек обязательно начинает чувствовать дискомфорт. Развитие так называемого прогресса искусственных сред во многом является непредсказуемым явлением, ибо рвется та пуповина, которая связывает человека с матерью-природой. Следует заметить, что потери, которые несет человечество, создавая вокруг себя искусственную среду, сравнимы с теми потерями, которые человечество несло и несет в результате эпидемий и войн.

Вот почему дизайнер в процессе проектирования при выборе альтернативных решений должен всегда отдавать предпочтение тем решениям, которые наиболее органично вплетают в себя гармонию природных отношений, а при формировании образа предмета, цветового решения, по возможности, надо обращаться к системным закономерностям, характерным для открытой, саморегулирующейся системы природы, к тем классическим подходам, которые ведут к динамическому равновесию систем человек - общество и человек - природа.

Таким образом, при выборе оптимального решения дизайнер должен стремиться учитывать гуманные, общечеловеческие принципы, не опускаясь вкусом до массового потребителя, зрителя, а поднимая его вкус до уровня гармонии природных отношений, эстетического совершенства природной красоты.

Человеческий фактор в самом высоком понимании человечности, общечеловеческих ценностей, как и в понятиях гармонии и красоты должен быть учтен в решении любого дизайнерского проекта. Об этом так много и подробно писалось в работах выдающихся теоретиков дизайна /М.Г. Бархин, В. Гропиус, К. Линч, СВ. Норен-ков, Г.П. Степанов, З.Н. Яргина и др. /(13, 39, 76, 77, 91,92,130, 147, 153, 161), а также философов, искусствоведов и культурологов (58, 62, 65, 66), так что здесь трудно что-либо добавить, но этот аспект нельзя не учитывать при поиске оптимальных решений. О соразмерности, композиционной органичности в организации целостного решения много писали Ле Корбюзье, Б.А. Рыбаков, И.П. Шмелев, В.А. Пахомов и др. (60, 72, 73, 78,111,121,125,138,149, 151,162). В особенности много работ посвящено в этом плане организации городской среды и архитектуре (А.Э. Гутнов, М.Т. Лин, Л.П. Монахова, Б. Мейтленд, Д.Б. Раппопорт, В.Т. Шимко, А.И Урбах и др.) (98, 104,112,134,145,159).

При этом многие из этих авторов уделяют большое внимание функциональности и эстетическим вопросам восприятия при удовлетворении духовных потребностей, и почти не уделяется внимания самому процессу творчества при решении дизайнерских задач.

Другие исследователи больше обращают внимание на психологическую, эмоциональную сторону восприятия человеком окружающей среды и ее влияние на потребителя и зрителя при нахождении оптимального решения (5,29, 36, 51, 53, 105, 116,119,123,128,144).

Некоторые авторы в своих исследованиях обращают внимание на проблему различного поведения людей в зависимости от окружающей их среды, обладающей определенной спецификой или типическими чертами, т.е. обращают внимание на обратную связь в системе дизайнерская среда - человек (40, 74, 82, 85, 88,97,143,156, 158). Однако в этих работах уделяется недостаточное внимание системным взаимосвязям в творческом поиске и нахождении оптимальных решений между дизайнером и такими творческими личностями, как заказчик,зритель.

Вместе с тем и эти работы показывают сложность связей в системе дизайна как саморегулирующейся системы, которая имеет свое строение, свою систему связей, свой уровень регуляции и управления - организации, свое содержание, выраженное в решении или определенных задач, или достижении конкретных целей или смысла. Общий смысл может быть весьма различным при разных аспектах рассмотрения. С точки зрения творческой личности дизайнера -это стремление к максимальному самовыражению (71, 72), самореализации себя в дизайнерском проекте, с точки зрения заказчика таким обобщающим принципом может оказаться лишь прибыль, вне зависимости от самого конкретного дизайнерского решения и вне зависимости от желания автора проекта сделать его оптимальным для потребителя или зрителя. Для потребителя будет далеко не безразлично само авторское решение (50), ибо именно ему надо будет непосредственно соотнести форму и функцию, почувствовать на себе целесообразность и оптимальность найденного дизайнером конструктивного решения. В то же время зритель может вполне довольствоваться лишь эстетическим чувством приятия и неприятия объекта дизайна. Всем этим аспектам уделяется мало внимания в литературе, или эти темы затрагиваются вскользь, по ходу рассмотрения других вопросов.

Более подробно эти проблемы рассматриваются в аспекте философских обобщений в искусствоведческих и культурологических исследованиях, посвященных общим проблемам эстетики (23, 24, 28,32,34,37,64,140).

Однако, как рассмотрение частных вопросов, так и рассмотре ниє только общих вопросов не могут заменить системного подхода, где сумма частностей не отражает полностью характеристику общего, а общее вовсе не характеризует частное, как случайное не отражает полностью типическое, а типическое не может отразить разнообразную случайность. При изучении дизайна как явления чаще всего используются стандартные методы: дедуктивный - от общего к частностям и индуктивный - от частностей к общему. С помощью каждого из них удается проследить лишь некоторые причинно-следственные связи, которых не вполне достаточно, чтобы охарактеризовать такое сложное явление, каким является дизайн как творческий процесс поиска оптимального дизайнерского решения. При углубленном изучения частностей исчезает общее, а при изучении общего начинают исчезать частности (схема 4), в то время как системный подход, характеризующийся цельностью, рассмотрением взаимосвязей, объединенных содержанием, смыслом, позволяет подойти к изучению двух составляющих, частного и общего, и рассматривать оптимальное дизайнерское решение как явление и процесс, соединяя различные аспекты рассмотрения воедино.

Наиболее интересен системный подход в вопросе оценки и выбора дизайнерского проекта из имеющихся альтернативных решений. Так, например, выбор из выставленных на конкурс многих талантливых работ по решению одного проекта, заданного условиями конкурса, часто ставит в тупик членов жюри, весьма компетентных людей, которые не могут прийти к однозначному решению, и судьба выбора оптимального решения начинает зависеть от жребия или соотношения голосов, отданных за тот или иной проект. В информационный век всеобщей компьютеризации, дающей возможность составления сложных программ, появляется возможность на основе системного подхода с многоаспектным и многоуровневым рассмотрением альтернатив объективизировать данный процесс как на уровне принятия индивидуальных решений, выбора лучшего решения самим автором, так и коллективного решения. (1,35)

Вполне возможно, что дальнейшей разработке такого системного метода поможет предлагаемая в данном исследовании общая методика благодаря объективизации критериев оценки, осуществляемой компетентными специалистами в области дизайна, которые вводятся в компьютерную программу, помогающую выбрать оптимальное решение на основе объективных, заранее проклассифицированных оценок. Благодаря этому частности соединяются в общее, а общее разбивается на частности, не теряя целостности, за счет продуманной программы, приоритетами которой являются общечеловеческие ценности и гуманистическая направленность с сохранением динамического равновесия или, по закону Вернадского - Бауэра, устойчивого не равновесия. При этом учитываются многие факторы, влияющие на нахождение оптимального дизайнерского решения: гармония и красота, соразмерность, цветовое решение, формообразование, образность, функциональность.

Предлагаемая методика позволяет выверить их соотношение друг с другом на основе системных закономерностей, общих диалектических законов, присущих как природе, так и обществу и психологии человека, где эмоциональная составляющая ничуть не меньше диктует оптимальность решения, чем логика, разум, аналитический ум. Это вполне соответствует тому, как происходит анализ и синтез информации в мозге, как, благодаря функциональной системе (6,7), происходит принятие окончательного решения, осуществляется проблема выбора. Ведь оптимальность при принятии решений выверена миллионами лет эволюции, и потому стоит подражать этим способам, методам и конкретным механизмам, где правое полушарие заведует эмоциями, левое - анализом, на основе разума и аналитического разбора конкретной информации, включая и вербальную оценку. При этом следует учитывать мотив (задачи, цели и смысла дизайнерского проекта), обстановку (требования заказчика, современное состояние проблемы), память (собственный опыт по возможности разрешения проекта вплоть до оценки средств, отпущенных дизайнеру на осуществление данного проекта), затем идет составление программы действий (собственно творческий процесс нахождения возможных решений), принятие окончательного решения (выбор проектного решения и действия по его осуществлению) и включение акцептора результатов действия /сличителя/, позволяющего корректировать программу по ходу действия (творческого процесса) с выходом на оптимальный, компромиссный вариант, который устраивает всех четырех вольных или невольных участников сотворчества - дизайнера, заказчика, потребителя и зрителя (схемы 5, 6). Получение положительного результата фиксируется в памяти как положительный, оптимальный вариант, который закрепляется и эмоциональной оценкой - положительные эмоции, и, благодаря разуму - удовлетворение результатом, ведь только соотнесение этих двух оценок, правого и левого полушария, дает более или менее объективную оценк действительности, включающую анализ и синтез всего объема пропущенной через сознание информации. (70)

Безусловно, в век информационных компьютерных технологий проверка правильности, оптимальности найденного решения может быть запрограммирована не в ущерб творческому началу в поиске оригинальных решений, так как окончательное решение остается всегда за творческой личностью. Системный подход к решению этой задачи позволяет оптимизировать процесс нахождения решения за счет целостного рассмотрения проблемы творчества как явления и как процесса (9, 26, 46, 47, 63, 66, 84).

Такой системный подход является к тому же и наиболее объективным на данном этапе развития знаний (63), потому что сам дизайн возник как социально-культурный заказ, теоретическое осмысление которого в основном происходило на основе поиска альтернативных решений.

Однако, зачастую поиск оптимальных решений происходил в разрешении лишь дилеммы устраивает или не устраивает, функционально - не функционально, красиво - некрасиво, выразительно -невыразительно, технологично - не технологично, тиражируемо -не тиражируемо... (107, 122, 133).

Такой разноплановый подход нередко приводил к поощрению безвкусицы в угоду идеологической выразительности в расчете на массовое производство и отсутствие выбора. Разнарядка, план, худсовет из неспециалистов решали сложные вопросы выбора дизайнерского решения, и предпочтение зачастую отдавалось не оптимальному решению, а в угоду конъюнктуре проталкивалась одобренная партией «авторитетная кандидатура» исполнителя дизайнерского проекта. Вот почему некоторые проекты недавнего прошлого отличаются декоративностью и недостаточным учетом сочетания внутренней гармонии строения и функциональности, пе ренасыщены украшающими элементами, отличаются вычурностью цветового решения и разноголосицей материалов, соотношений высоты, ширины и глубины. При этом недостаточно учитывалась человеческая индивидуальность, человек рассматривался как безликая масса людей, народ. Отсюда и создание такой искусственной среды, где индустриализация строительства, его темпы были приоритетными ценностями, и все это происходило за счет ущемления удобств пользования и функциональности.

Мало уделялось внимания и средовому дизайну - благоустройство, там, где оно и осуществлялось, было типовым, однообразно унылым, стандартным - человек как индивидуальный потребитель, индивидуальный зритель зачастую не учитывался, дизайн как искусство при массовых застройках почти не присутствовал. Смена руководителей страны с их разными вкусами и предпочтениями, смена этапов в строительстве социализма, различные постановления в области искусства не могли не сказываться на разноголосице индустриальных методов дизайнерских решений. Это вело к рефлексированию, амбивалентности чувств, обострению внутренних противоречий - благоустроенный и своеобразный центр и однотипная, но разношерстная, несочетаемая по безвкусице периферия, так называемые районы новостроек. Агитационность дизайна, перегруженность идеологией, транспаранты, вывески с полным несоответствием их содержания критериям жизни, практике бытия, создавали раздражительный фон, который не мог не сказаться и на мышлении людей. Человек все более неуютно чувствовал себя в мире стандартной мебели, стандартных зданий, лестничных проемов, совмещенных санузлов (10, 11, 51, 105, 106, 157, 160). Вот почему бегство человека на свои садовые участки было обусловлено подспудным желанием вырваться из искусственной среды, созданной не дизайнером, а чиновником. Человек вольно или невольно стре милея отдохнуть душой, погрузиться в благоприятную для него эмоциональную атмосферу, связанную с гармонией и красотой природных отношений.

Учет этих недостатков позволяет не только понять принципы выбора решений в прошлом, но и оптимизировать нахождение дизайнерских решений в настоящем. Неучет индивидуальности при решении задач дизайна, противопоставление общей идеологии индивидуальной психологии человека, регламентация, ограничения, консерватизм вместо свободы выбора лучшего среди лучших, привязанность к месту прописки, работы и т.д. - все это провоцировало чувство неуютности в мире стандартизированной культуры, вещей, предметной и пространственной среды. Не желание подстраиваться, конформизм, приспособленчество под стандартные рамки идеологических установок, а разнообразие ощущений, чувств, восприятия в целом создают тот благоприятный фон, который пробуждает творческий потенциал, побуждает творческого человека к самовыражению. Творчество расцветает, если человек чувствует себя внутренне свободным, способным творить согласно своей индивидуальности. (71, 73)

Поиск оптимальных решений в современных условиях с одной стороны облегчен свободой самовыражения, отсутствием идеологического давления, а с другой стороны ограничен вкусом заказчика, финансирующего проект. Диктат экономики, денег при недостаточной развитости вкуса их владельцев, нового класса собственников, делает довольно часто профессию дизайнера обслугой вкуса заказчика. Творчество при этом чаще всего ограничивается лишь оптимизацией материальных средств при подборе материала самим заказчиком, что ограничивает возможности дизайнера в свободе самовыражения, творчества. Кроме того, дизайнер чаще всего не реализует цельный проект (например, застройка, насыщение про странственной среды, интерьер или фирменный стиль), дизайнер подключается лишь на каком-то этапе и вынужден подстраиваться к тому, что уже создано. Заказчик чаще всего полагается на собственный вкус, считая его если не безупречным, то вполне достаточным для удовлетворения собственных потребностей. Только потом, чувствуя свою несостоятельность, он обращается к дизайнеру, которому остается переделывать уже имеющееся, что ограничивает его поиск альтернативных решений и цельность конечного решения.

Разношерстность вкусов заказчиков и сосредоточение в их руках большой собственности и материальных средств может породить и уже порождает несогласованность в дизайнерских решениях. Вот тут и требуется тот специалист-чиновник, который регламентировал бы деятельность таких горе-дизайнеров и призывал специалистов-практиков к разрешению соответствующих противоречий. Вот тут и понадобился бы системный подход, который смог бы объективизировать оценку проектного решения и помог бы дизайнеру найти оптимальное решение.

Сравнивая предыдущую социалистическую эпоху строгой регламентации и стандартизации и нынешнюю эпоху номенклатурного капитализма со свободой конкуренции на основе избыточных денежных средств у класса новых собственников, невольно хочется пропеть дифирамбы понятию меры и обратить внимание на понятие оптимальности. Мера и оптимальность всегда лежат в основе поиска золотой середины, того компромисса между вкусами четырех творческих личностей - дизайнера (исполнителя проекта), заказчика, потребителя и зрителя, который позволяет вписать проект в систему более высокого порядка: предмет в интерьер, интерьер в здание, здание в пространственную среду микрорайона, города, а по максимуму - в национальную культуру с учетом исторического времени, вплоть до пространства мировой культуры. Ведь Эйфеле ва башня не принадлежит одним французам, она является символом технических достижений всей мировой культуры, так же, как скульптура рабочего и колхозницы В. Мухиной является гимном труду и выражает идеи социализма во всем мире.

Дизайн на современном этапе участвует в формировании инновационных качеств материальной среды обитания человека (110), влияет на психологию человека как через эмоции, так и через разум, аналитическое мышление и определять оптимальное соотношение как функционально-прагматической составляющей, так и эмоционально-коммуникативной составляющей. Обе эти составляющие вместе в основном и должны определять оптимальное, целостное, системное мышление дизайнера, которое позволяет выбрать из альтернативных решений то единственное, которое будет оптимальным для данного проекта, связующим воедино все четыре творческие личности желанием гуманизировать окружающую объективную действительность на основе общечеловеческих ценностей. Все это и определяет актуальность настоящего диссертационного исследования и его целенаправленность.

Широта постановки вопроса обусловлена актуальностью дизайна в современной жизни, насущной потребностью в решении конкретных вопросов организации новой среды, окружающей человека, новыми отношениями между исполнителем и заказчиком, заказчиком и потребителем, а также заинтересованностью общества в своем будущем, поскольку предметная и пространственная среда не только обеспечивает сегодняшнее восприятие, определяет вкус, состояние здоровье, но и определяет будущее, ибо предметы чаще всего переживают не только своих создателей, но и заказчиков, у них будет новый потребитель и новый зритель в лице будущих поколений. Вот почему вечными останутся вопросы о человечности и в эпоху техницизма (8,15,23,24,40,56, 58, 67, 86, 87), и в будущем, в эпоху информатики.

Проблемы творчества в дизайн-проекти ровании и определение оптимальности выбора наиболее приемлемого решения

Творческий процесс - сам по себе сложное явление, главной характеристикой которого является создание качественно нового. В дизайне объектом творчества может быть любой предмет, требующий оформления, или пространственная среда, включающая здания, памятники, детские площадки, парковая зона, может быть и фирменный стиль, рекламный видеоряд, т.е. все то, что требует дизайнерского решения. Объектом творчества в дизайне может быть почти все, что окружает человека, включая и внешний вид самого человека, то, что сейчас называется имиджем, т.е. все, к чему может быть приложено творчество как специфическая деятельность человека по созданию нового. Творчеством может быть любая деятельность человека в приложении к любой сфере, будь то научная, производственно-техническая, художественная, политическая, всюду, где создается, открывается, изобретается, где демонстрируется нечто новое.

Творчество рассматривается как свободная деятельность человека. Поднимаемые вопросы чаще всего рассматриваются в трех аспектах: психологическом (22, 25, 52, 54, 79, 84, 89), философском (18, 23, 24, 40, 61, 62, 64, 93, 95), а также эстетическом и искусствоведческом (42,103,113,148), когда оценивается не столько сам процесс творчества, сколько его конечный результат, при этом оценивается объект творчества не просто потребителем или зрителем, а квалифицированным специалистом. Специалист рассматривает объект дизайна в соотношении знаний о прошлом, сравнивая его с достижениями, которые имелись, и, чаще всего, с идеалом. Настоящее также рассматривается в плане отражения специфики времени и сегодняшних потребностей и концепций, современных представлений о красоте и гармонии, а также, вполне возможно, и с оценкой на будущее, в плане рассчитываемое на века или опережения времени, предугадывания возникновения новых перспективных концепций.

В последнее время надо отметить положительную тенденцию, когда философы от общих положений диалектического и исторического материализма переходят к исследованию многих конкретных сфер человеческой деятельности. В сфере искусствоведческой это проявляется в том, что постепенно переходят к оценке произведения искусства, включая и область дизайна, через призму философских понятий, исторического времени, трансформации концепций стилей, в том числе используя и системный подход (2, 9, 14, 20, 23, 24, 32, 64, 67, 140).

Интересно заметить, что в античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, в то время как в средние века, да и во многих современных религиях творчество ассоциируется больше с бесконечностью, вечностью, богом-творцом, и даже сам процесс творчества во многом рассматривался, а некоторыми и сейчас рассматривается как процесс, осуществляемый с помощью мистических сил, наития свыше, что, безусловно, является отголоском тех религиозных представлений, которые и сейчас имеются в сознании людей, как истинно верующих, так и находящихся еще под влиянием прошлого мифотворчества. О бессознательном творчестве писал Ф.В. Шеллинг, по его воззрению, именно в творчестве человек соприкасается с абсолютом. Наша душа, замечал Вундт, «швыряет в нас готовыми пло дами», в том же смысле писал Достоевский в письме к А.Н. Майкову: «уж слишком цельно, окончательно и готово является вдруг из души поэта создание».

Возрождение, наоборот, проникнуто пафосом безграничных возможностей человека, который может выразить себя и свое отношение к миру в творчестве. Недаром в эпоху Возрождения существовал культ гения как носителя творческого начала, что проявлялось в интересе не только к произведениям искусства, но и к личности человека, автора произведения искусства, мастерство которого выражалось через предмет искусства.

Данные рассуждения интересны и в плане дальнейшего рассмотрения проблемы свободы творчества в связи с поиском оптимального решения, свободы воли, которая позволяет принять окончательное решение и остановиться на конечном варианте дизайнерского решения.

Многие философы склонны трактовать творчество как случайное удачное сочетание многих элементов творческого процесса, подобного изобретательству, находке чего-то нового за счет комбинаторики, как сложение уже имеющегося, но в новой комбинации (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм). И. Кант рассматривал творчество как продуктивное воображение, которое является соединительным звеном между многообразием чувственного восприятия впечатлений и единством понятий рассудка. Наше понятие творчества также включает два вида восприятия объективной реальности: через эмоции, чувства - правое полушарие, и через разум, логику, аналитическое мышление с вербальным, аргументированным анализом - левое полушарие.

Вопросы к программе "Постановка творческих задач в дизайн-проектировании"

В дальнейшем изложении используются следующие обозначения: / означает, что независимо от того, какой из связанных знаком / ответов получен, рекомендация не изменится; + означает, что только при указанной комбинации ответов выдается данная конкретная рекомендация; рекомендация, данная курсивом, означает, что допущена очень грубая ошибка, и до тех пор, пока она не будет исправлена, программа не допустит дизайнера к последующим вопросам. 1_4/1 -5 + 2-4/2-5 + 15-1/15/2

Так как заказчик очень четко представляет себе цель и смысл, форму и образ будущего объекта, то, безусловно, Ваша творческая свобода как дизайнера и творческой личности ограничена. Поскольку Ваши представления о решении объекта проектирования значительно расходятся с представлениями заказчика /противоположны/, Вам придется в большей степени учитывать вкусы заказчика (тем более, если при решении подобных задач у заказчика большой опыт). Поэтому Вам стоит попытаться найти компромисс между Вашими вкусами и представлениями заказчика. Достигнуть этого возможно с помощью предоставления заказчику Ваших эскизов на ранней стадии разработки. 2-1/2-2/2-3 + 8-1/8-2

Так как заказчик не имеет четкого представления о будущем проекте, но при этом он сам является главным потребителем проек 177 та, Вам необходимо получить как можно больше информации о вкусах и предпочтениях заказчика. Только в этом случае снизится вероятность неприятия заказчиком проекта на конечной стадии и, соответственно, не будут зря израсходованы средства заказчика, не потрачено напрасно времени для исполнения заказа в срок. 4-2/4-1 + 7-4/7-5

Так как финансовые возможности заказчика очень малы, а его потребности, напротив, чрезмерно велики, Вам следует помочь заказчику найти компромисс между его средствами и потребностями. Если это не удается лучше отказаться от заказа. 6-1/6-2/ + 8-1/8-2

Поскольку заказчик практически не представляет форму, образ, содержание проекта, который хочет получить, то у Вас имеется довольно обширная свобода для личного творчества. Это, безусловно, хорошо, но так как в данном случае сам заказчик (или его коллектив) выступает в роли потребителя, то Вам, в конечном счете, придется считаться с его вкусами. Поэтому Вам необходимо на стадии согласования заказа как можно больше выяснить о вкусах заказчика и предпочтениях (в стиле, форме, образе, цветовых и других особенностях). Возможно, стоит лишний раз представить заказчику эскизы в процессе проектирования или дать возможность выбора из нескольких вариантов. 10-4/10-5+ 11-1/11-2

В данном случае все складывается не в Вашу пользу: на внесенные Вами изменения заказчик не соглашается, а заказ для Вас не интересен, вкусы Ваши не совпадают со вкусами заказчика. Поэтому с точки зрения творческой свободы условия не удовлетворитель 178 ны, и, если нет особой материальной заинтересованности, возможно, стоит отказаться от выполнения данного заказа, ибо ситуация отношений дизайнера и заказчика может перерасти в конфликт. 10-1/10-2+ 13-1/13-2

Так как заказ с профессиональной точки зрения Вам не интересен, возможно, стоит еще раз попытаться найти компромисс с заказчиком и рассмотреть несколько вариантов взаимосогласованного заказа, внеся в предварительный проект более существенные изменения. 14-1/14-2 + 13-5/13-4 + 23-1/23-2

Так как Ваш опыт в дизайне и в решении подобных задач минимален, информации по данной заказу Вы собрали небольшое количество, а этот заказ для Вас с профессиональной точки зрения представляет большой интерес, то Вам не следует стремиться излишне усложнять и расширять проектное решение, а попытаться не отступать от условий, оговоренных в согласованном заказе. Рекомендуется во-первых - собрать большее количество информации путем обращения к аналогам и к консультациям специалистов, а во-вторых - многократно, поэтапно представлять заказчику эскизы на ранней стадии разработки для их утверждения, это позволит исключить недопонимание между исполнителем-дизайнером и заказчиком-потребителем. 14-1 + 24-2

Так как для получения информации Вы использовали лишь свой небогатый опыт, то в процессе проектирования могут возникнуть проблемы из-за дефицита разнообразной по содержанию информации /о материале, о функции, о потребительских свойствах, о зако 179 нодательстве.../. Рекомендуются дополнительные консультации со специалистами, обращение к аналогам, специальной литературе. 15-1/15-2 + 2-5/2-4 + 8-5/8-4 + 1-1/1-2

Представления заказчика о будущем объекте, о его внешнем стилевом решении очень конкретны, но эти представления не совпадают с Вашими. Учитывая, что опыта у заказчика в решении подобных проблем нет (или он минимален), а заказ рассчитан на довольно обширную социальную группу, Вам стоит более полагаться на свой профессиональный опыт и добытую Вами дополнительную информацию /консультации, аналоги, литература.../. Рекомендуется с помощью эскизов, которые стоит представить заказчику на ранней стадии разработки, переубедить его и выйти на взаимосогласованное решение.

Рекомендации к программе "Постановка творческих задач в дизайн-проектировании"...

В дальнейшем изложении используются следующие обозначения: / означает, что независимо от того, какой из связанных знаком / ответов получен, рекомендация не изменится; + означает, что только при указанной комбинации ответов выдается данная конкретная рекомендация; рекомендация, данная курсивом, означает, что допущена очень грубая ошибка, и до тех пор, пока она не будет исправлена, программа не допустит дизайнера к последующим вопросам.

1_4/1 -5 + 2-4/2-5 + 15-1/15/2

Так как заказчик очень четко представляет себе цель и смысл, форму и образ будущего объекта, то, безусловно, Ваша творческая свобода как дизайнера и творческой личности ограничена. Поскольку Ваши представления о решении объекта проектирования значительно расходятся с представлениями заказчика /противоположны/, Вам придется в большей степени учитывать вкусы заказчика (тем более, если при решении подобных задач у заказчика большой опыт). Поэтому Вам стоит попытаться найти компромисс между Вашими вкусами и представлениями заказчика. Достигнуть этого возможно с помощью предоставления заказчику Ваших эскизов на ранней стадии разработки.

2-1/2-2/2-3 + 8-1/8-2

Так как заказчик не имеет четкого представления о будущем проекте, но при этом он сам является главным потребителем проек 177 та, Вам необходимо получить как можно больше информации о вкусах и предпочтениях заказчика. Только в этом случае снизится вероятность неприятия заказчиком проекта на конечной стадии и, соответственно, не будут зря израсходованы средства заказчика, не потрачено напрасно времени для исполнения заказа в срок.

4-2/4-1 + 7-4/7-5

Так как финансовые возможности заказчика очень малы, а его потребности, напротив, чрезмерно велики, Вам следует помочь заказчику найти компромисс между его средствами и потребностями. Если это не удается лучше отказаться от заказа.

6-1/6-2/ + 8-1/8-2

Поскольку заказчик практически не представляет форму, образ, содержание проекта, который хочет получить, то у Вас имеется довольно обширная свобода для личного творчества. Это, безусловно, хорошо, но так как в данном случае сам заказчик (или его коллектив) выступает в роли потребителя, то Вам, в конечном счете, придется считаться с его вкусами. Поэтому Вам необходимо на стадии согласования заказа как можно больше выяснить о вкусах заказчика и предпочтениях (в стиле, форме, образе, цветовых и других особенностях). Возможно, стоит лишний раз представить заказчику эскизы в процессе проектирования или дать возможность выбора из нескольких вариантов. 10-4/10-5+ 11-1/11-2

В данном случае все складывается не в Вашу пользу: на внесенные Вами изменения заказчик не соглашается, а заказ для Вас не интересен, вкусы Ваши не совпадают со вкусами заказчика. Поэтому с точки зрения творческой свободы условия не удовлетворитель 178 ны, и, если нет особой материальной заинтересованности, возможно, стоит отказаться от выполнения данного заказа, ибо ситуация отношений дизайнера и заказчика может перерасти в конфликт.

10-1/10-2+ 13-1/13-2

Так как заказ с профессиональной точки зрения Вам не интересен, возможно, стоит еще раз попытаться найти компромисс с заказчиком и рассмотреть несколько вариантов взаимосогласованного заказа, внеся в предварительный проект более существенные изменения.

14-1/14-2 + 13-5/13-4 + 23-1/23-2

Так как Ваш опыт в дизайне и в решении подобных задач минимален, информации по данной заказу Вы собрали небольшое количество, а этот заказ для Вас с профессиональной точки зрения представляет большой интерес, то Вам не следует стремиться излишне усложнять и расширять проектное решение, а попытаться не отступать от условий, оговоренных в согласованном заказе. Рекомендуется во-первых - собрать большее количество информации путем обращения к аналогам и к консультациям специалистов, а во-вторых - многократно, поэтапно представлять заказчику эскизы на ранней стадии разработки для их утверждения, это позволит исключить недопонимание между исполнителем-дизайнером и заказчиком-потребителем.

Похожие диссертации на Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения