Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методы и алгоритмы эффективного вычисления освещенности трехмерных виртуальных сцен в реальном режиме времени Мальцев, Андрей Валерьевич

Методы и алгоритмы эффективного вычисления освещенности трехмерных виртуальных сцен в реальном режиме времени
<
Методы и алгоритмы эффективного вычисления освещенности трехмерных виртуальных сцен в реальном режиме времени Методы и алгоритмы эффективного вычисления освещенности трехмерных виртуальных сцен в реальном режиме времени Методы и алгоритмы эффективного вычисления освещенности трехмерных виртуальных сцен в реальном режиме времени Методы и алгоритмы эффективного вычисления освещенности трехмерных виртуальных сцен в реальном режиме времени Методы и алгоритмы эффективного вычисления освещенности трехмерных виртуальных сцен в реальном режиме времени
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мальцев, Андрей Валерьевич. Методы и алгоритмы эффективного вычисления освещенности трехмерных виртуальных сцен в реальном режиме времени : диссертация ... кандидата физико-математических наук : 05.13.01 / Мальцев Андрей Валерьевич; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т системных исследований РАН].- Москва, 2011.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-1/1092

Введение к работе

Актуальность темы. Высокореалистичная визуализация динамических трехмерных виртуальных сцен в реальном режиме времени является одним из приоритетных направлений исследований при решении широкого класса задач на основе компьютерных методов анализа и обработки информации. Это обусловлено потребностью в адекватной визуализации в таких важных областях современной науки и техники, как имитационно-тренажерные комплексы управления сложными динамическими системами и системы виртуальной реальности.

Одной из существенных составляющих этой задачи является расчет освещенности виртуальных объектов, и чем более точным будет этот расчет, тем реалистичнее будут выглядеть синтезируемые изображения.

В настоящее время, несмотря на усилия, прикладываемые исследователями и в России, и за рубежом, вопрос расчета реалистичной освещенности высокополигональных динамических сцен в реальном режиме времени по-прежнему остается до конца не решенным. Это, в первую очередь, связано с большой вычислительной сложностью существующих методов и алгоритмов. Поэтому разработка новых эффективных технологий, методов и алгоритмов ускорения процесса обработки и визуализации графической информации и расчета освещенности высокополигональных динамических сцен в реальном режиме времени (использующих преимущества современной компьютерной техники) является актуальной научной задачей, на решение которой направлена данная работа.

Объектами исследования данной работы являются трехмерные виртуальные сцены и системы их визуализации, использующиеся в сложных технических комплексах и осуществляющие анализ, трансформацию и отображение видеоинформации в реальном режиме времени.

Цель диссертационной работы. Целью диссертационной работы является обеспечение высокореалистичной визуализации трехмерных виртуальных сцен в реальном режиме времени. Для этого в данной работе разработаны новые эффективные методы и алгоритмы расчета освещенности объектов высокополигональных динамических трехмерных виртуальных сцен на основе анализа и обработки видеоинформации в реальном режиме времени, а также на базе разработанных методов и алгоритмов созданы программные модули для системы визуализации.

Достижение поставленной цели осуществляется за счет решения следующих задач: 1. Разработка структур данных для хранения, анализа и обработки

информации о высокополигональных объектах трехмерных виртуальных

сцен с целью обеспечения эффективного расчета их освещенности.

  1. Создание новых методов и алгоритмов повышения качества изображения визуализируемых виртуальных объектов при расчете освещенности с помощью шейдерной обработки в реальном режиме времени.

  2. Разработка технологий, методов и алгоритмов вычисления освещенности в трехмерных сценах путем эффективной трассировки лучей на графическом процессоре.

  3. Разработка методов и алгоритмов оптимизации программного кода, выполняемого на графических процессорах.

  4. Создание на основе разработанных методов и алгоритмов программных модулей для системы визуализации трехмерных виртуальных сцен.

Методы исследований. При решении поставленных задач в данной работе были использованы методы аналитической геометрии и компьютерной графики, а также методы системного анализа, трансформации и визуализации информации.

Достоверность научных положений, сформулированных в диссертации, подтверждается корректным использованием математического аппарата и методов системного анализа, сопоставимостью теоретических и экспериментальных результатов обработки графической информации, а также положительными результатами апробации и тестирования предложенных технологий, методов и алгоритмов в системе визуализации для реального тренажерного комплекса в ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина».

Научная новизна. Основные результаты работы являются новыми и заключаются в следующем:

  1. Разработан новый метод расчета освещенности объектов виртуальных сцен при шейдерной визуализации, а также созданы алгоритмы моделирования визуальных свойств поверхностей виртуальных объектов в реальном режиме времени, основанные на этом методе.

  2. Предложен новый метод статической оптимизации шейдерных программ, написанных на языке низкого уровня и использующихся для расчетов попиксельного освещения в реальном режиме времени.

  3. Разработан новый метод цветовых карт для ускорения процесса обработки видеоинформации при выполнении расчета освещенности виртуальных объектов путем трассировки первичных лучей. Также созданы новые методы и алгоритмы трассировки вторичных лучей, включающие эффективное построение и заполнение регулярной сетки для динамических виртуальных сцен в реальном режиме времени на графическом процессоре (GPU) и трассировку лучей с использованием данной сетки также на GPU.

  4. Предложена новая эффективная технология синтеза изображений высокополигональных виртуальных сцен в реальном режиме времени методом совмещенной визуализации с применением цветовых карт, использующая

современные компьютерные методы обработки графической информации.

Практическая ценность. Разработанные в диссертации технологии, методы и алгоритмы обработки и визуализации графической информации и расчета освещенности виртуальных сцен в реальном режиме времени реализованы в виде программных модулей. Эти модули могут быть использованы при реализации различных графических приложений и систем визуализации трехмерных сцен. К приложениям и системам такого рода можно отнести, например, системы виртуального окружения и системы визуализации для имитационно-тренажерных комплексов управления сложными динамическими системами, системы моделирования, виртуальные руководства и виртуальные лаборатории, современные компьютерные игры и т.д.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Метод совмещенной визуализации трехмерных виртуальных сцен.

  2. Новый метод расчета освещенности объектов виртуальных сцен, алгоритмы моделирования визуальных свойств поверхностей виртуальных объектов путем шейдерной обработки с использованием предложенного метода.

  3. Метод статической оптимизации шейдерных программ.

  4. Метод цветовых карт и алгоритмы ускорения трассировки первичных лучей для эффективного расчета освещенности виртуальных объектов.

  5. Методы и алгоритмы построения и заполнения регулярной сетки и трассировки вторичных лучей в реальном режиме времени для эффективного вычисления освещенности высокополигональных динамических виртуальных сцен.

Апробация. Результаты работы и материалы исследований докладывались, обсуждались и получили одобрение специалистов на следующих конференциях [10-13]:

  1. Международной молодежной научной конференции "XXXVII Гагаринские чтения" (г. Москва, 2011);

  2. 2-ой международной конференции "Системный анализ и информационные технологии" (г. Обнинск, 2007);

  3. VII международной научно-практической конференции "Пилотируемые полеты в космос" (Звездный городок, 2007);

  4. Научной конференции, посвященной 45-летию выхода человека в космос (Москва, 2006).

Разработанные программные модули прошли апробацию в ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» и показали свое соответствие требованиям, предъявляемым в настоящее время к системам визуализации проблемно-ориентированных трехмерных виртуальных сцен.

Публикации. По теме диссертационной работы опубликованы 13 печатных работ, из них 11 в соавторстве, 5 в изданиях из перечня ВАК [1-5].

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Список использованной литературы содержит 62 наименования. Текст диссертации содержит 146 страниц машинописного текста, включая 76 рисунков и 11 таблиц.

Похожие диссертации на Методы и алгоритмы эффективного вычисления освещенности трехмерных виртуальных сцен в реальном режиме времени