Введение к работе
Актуальность основной проблемы и геям работы. Как отмечают некоторые исследователи {Г.Хофнан, А.Яаек), искусству Гауфа было суждено стать гораздо более "реалистичнее" творчества подавлявшего большинства романтиков, Теи не менее, писатель оставался верным рояаитячесхояу движения, не только приникая сая яетод, мо я являя романтика санов свое» личностьв, системой саозго мировоззрения, а которой значительная роль принадлежала фантастике - одному из гл&анш компонентов поэтики немецкого романтизма. Наиболее глубоко внутренняя связь Гауфа с романтическим течением проявляется именно в фантастике, в осмыслении писателен реальной и сверхъестественной основы человеческого существования,
В романах и новеллах Гауф на достиг яркости, увлекательности и обаяния, свойственных ого сказкам, однако, сани ho себе они, тек неламеа, продстаьлявт значительный философский, яктера'рурный и исторический интерес, сверхъестественная тематика новелл н рояаноа Гауфа отвечает одной мэ ваанвйвнх второй романтической теории искусства, еаио же стремление автора психологически обосновать эту тематику говорит о аго приобщении к воле* поздней стадии развития
романтизма в Германии.
Цель диссертации и ее задачи определяются основной ее пробі мой и заключаются в том, чтобы:
-
выявить специфику разновидностей сверхъествественного в npov ведениях Гауфа;
-
определить роль и функцию фантастического элемента в его рої нах и новеллах;
-
исследовать взаимодействие реального и нереального планов і вествования;
-
рассмотреть вопрос о том, в какой мере обращение Гауфа к фг тастике является художественным приемом или же представляет < бой неотъемлемую часть его мировоззрения.
Изучение сверхъестественного в сказках Гауфа не является : дачей данной работы, поскольку уже было предметом внимания иссі дователей (О.Артемьева).
- В диссертации отмечается, что Гауф первый в истории романті ма проводит строгую грань между сказкой и новеллой (это может бі отнесено и к роману), основываясь на различной трактовке в j фантастического начала. По своей функции, удеяьнону весу и взаиі действию с реальностью сверхъестественное в сказках Гауфа HacTOJ ко отлично от сверхъестественных элементов в его романах И нов< лах, что рассмотрение,и.тех и других в рамках одной, хотя и, блі кой темы, могло бы привести к неоправданному их обеднению.
Научная новизна исследования состоит.в том, что впервые пр< принимается попытка в полном объеме обратиться к романам и нові лам Гауфа, раскрыть взаимосвязь реального и сверхъестественного этих произведениях писателя и на этом основании определить і место в позднем романтизме.
Практическое применение работы.' Материалы диссертации 1 но; быть использованы при чтении лекционных курсов по историй заруб' ной литературы, в частности, немецкой литературы XIX века; проведении спецкурсов и спецсеминаров, а также практических . за: тий по актуальным проблемам немецкой литературы и по теоретичес вопросам, связанным с эстетикой романтизма Германии.
Апробация работы. Основные положени излагались в выступлен и докладах на научных конференциях - Герценовские чте (Санкт-Петербург, 1991-1993 г.г.). Содержание диссертации отраж
в двух публикациях.
Вникание автора диссертации сосредоточено на рассмотрении категории сверхъестественного в романах и новеллах, работа," ген самым, делится на главы в соответствии с этим жанровым критерием. Тахое деление представляется оправданный тем, что как показало исследование., у Гауфа сана специфика жанров романа и новеллы часто определяет специфику формы проявления, места и фукнций сверхъестественного элемента.
Структура и объем работы. Диссертация состоит на введения, двух глав, заклочения и библиографии. Общий объем - 164 машинописных страницы.